Русофобия — что это: идеология, мировоззрение или психическое отклонение? Да ты русофоб.

Русофобия - предвзятое, неприязненное, подозрительное, враждебное отношение к русским и/или России; частный случай ксенофобии, представляет собой специфическое направление в этнофобии.

Известен также противоположный по значению термин «русофильство» - любовь ко всему русскому, к России, к русской культуре, а также к самим русским.

Федор Иванович Тютчев. Портрет работы Александровского

Впервые слово «русофобия» встречается в 1867 году, в письме великого русского поэта и дипломата Фёдора Ивановича Тютчева своей дочери. Реплика у Тютчева получилась настолько хорошо, что её можно вставлять в современные статьи, не поправляя в ней ни одного слова:

«Это русофобия некоторых русских людей - кстати, весьма почитаемых. Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д., и т.п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России. А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней. Словом, в явлении, которое я имею ввиду, о принципах как таковых не может быть и речи, здесь действуют только инстинкты, и именно в природе этих инстинктов и следовало бы разобраться.»

Возникновение русофобии на Западе

Русофобия как направление идеологии возникло на Западе в XVI веке, что было связано с экспансионистской политикой Польши, стремившийся подчинить земли на Востоке (то есть, русские земли).

Польша была ближайшей к России крупной католической страной, и значительная часть сведений о Московии приходила в Европу от поляков, немало потрудившихся для формирования на Западе негативного образа «варварской» «азиатской» России, с которой Польша неоднократно на протяжении XVI-XVII веков воевала. Затем эти русофобские идеи были подхвачены другими западными странами, вступавшими в конфликт с Россией по мере усиления её геополитических позиций в XVIII-XX веках.

6 Самых известных русофобов в истории России

Шевалье д’Эон, он же Мадемуазель де Бомон (1728-1810)

Французский тайный агент, известный фехтовальщик, трансвестит, первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину - как женщина. Вопрос об истинной половой принадлежности шевалье остаётся открытым.

Согласно утверждению публикаторов, д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое . Данная фальсификация была опубликована на французском языке в 1812 году (сразу после краха нашествия Наполеона на Россию) в книге Лезюра «О возрастании русского могущества с самого его начала и до XIX столетия». По утверждению публикаторов, документ представлял собой стратегический план действий для преемников Петра Великого на многие века вперед, с целью установления Россией мирового господства; ставилась цель «приблизиться елико возможно ближе к Константинополю и к Индиям». Эта фальшивка изначально была создана в политических интересах французских правящих кругов и затем широко использовалась в антироссийской пропаганде XIX-XX века, в особенности во время войн (Крымской и Первой мировой). Происхождение «завещания» до конца не ясно, но по крайней мере часть историков считает, что д’Эон, шпионивший за русской императрицей Елизаветой (дочерью Петра I) и пытавшийся расстроить российско-австрийский союз, мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой подделки.

Михал Сокольницкий (1760-1816)

Польский генерал, участник Русско-польской войны 1792 года, восстания Костюшко и наполеоновских войн на стороне Наполеона.

Написал в феврале 1812 г. подробный план нападения на Россию и последующего ее расчленения «О способах избавления Европы от влияния России, а благодаря этому - и от влияния Англии». В последние годы считается, что этот документ сыграл важнейшую роль в начале войны 1812 г. Летом 1812 г. Сокольницкий был прикомандирован к Наполеону как главный «эксперт» по России, которую он называл в своем сочинении «Империей Тьмы». При этом сам Сокольницкий охотно выдавал типичные русофобские мифы за реальные разведданные. Вот, например, что он писал, обосновывая возможность возбудить волнения на окраинах России:

«что касается крымских татар, то на них можно было бы легко повлиять с помощью их соседей - татар, проживающих в Литве. При всей своей необразованности и забитости эти народности наделены определенной природной смекалкой, и даже некоторой возвышенностью чувств, что вовсе не свойственно русской нации».

Само собой, что в плане Сокольницкого нашлось место Польше от моря до моря. Однако, реальное значение этого плана в том, что Наполеон, отнюдь не сочувствуя столь грандиозным польским планам, тем не менее принял уничижительные характеристики, данные Сокольницким России и ее народу, за чистую монету и, в результате, начал войну 1812 г.

Астольф де Кюстин (1790-1867)

Французский аристократ и ярый монархист, предположительно бисексуал; известность приобрел изданием своих записок о России. «Кюстина считают классиком мировой русофобии, ее чемпионом и рекордсменом».

Автор многократно переизданной в Европе русофобской книги «Россия в 1839 году», где описал Россию как страну «варваров» и «рабов», «всеобщего страха» и «бюрократической тирании».
Автор мема о России как о «тюрьме народов», в которой царь Николай I - «надсмотрщик».

Обвинил Николая I в том, что тот якобы «погряз в распутстве и обесчестил огромное количество порядочных девушек и женщин», при том что и современники и историки считают императора Николая человеком крайне строгих правил и однолюбом, всю жизнь любившим свою жену.

Красочно описал лютые русские морозы, хотя путешествовал по России летом.

Чарльз Стратфорд-Каннинг, виконт Стратфорд де Редклифф (1786-1880)

Английский дипломат. Уже к 1832 году создал себе такую репутацию, что Николай I наотрез отказался пускать его в Санкт-Петербург, когда его назначили послом в России.

Позднее, в 1841-1858 гг. (с перерывами в 1847 и 1852-1853 гг.) был послом в Турции, где всеми методами способствовал началу и разрастанию Крымской войны. По выходу в отставку в 1858 году также занимался написанием русофобских статей по Восточному вопросу.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

Основоположники коммунизма. Много лет со всеми удобствами жили и работали в Британии - центре мирового капитализма - призывая оттуда к революциям в своей родной Германии и в иных странах. По причине большого числа русофобских пассажей в их работах, в Советском Союзе (где Маркс и Энгельс считались корифеями науки и высочайшими авторитетами) так никогда и не издали их полного собрания сочинений.

Cчитали Россию главным препятствием для осуществления своих замыслов о мировой революции: «Славянские варвары – природные контрреволюционеры, особенные враги демократии» (Маркс).

Энгельс создал и распространил миф об угрозе панславизма «цивилизованным нациям» Европы: «это нелепое, антиисторическое движение, поставившее себе целью ни много, ни мало, как подчинить цивилизованный Запад варварскому Востоку, город - деревне, торговлю, промышленность, духовную культуру - примитивному земледелию славян-крепостных… За этой нелепой теорией стояла грозная действительность в лице Российской империи… в каждом шаге которой обнаруживается претензия рассматривать всю Европу как достояние славянского племени».

Энгельс писал о том, что необходима «безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством… истребительная война и безудержный террор». «Да, ближайшая всемирная война сотрет с лица земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы, - и это также будет прогрессом!».

Франц-Иосиф I (1830-1916)

Император Австрии, а позднее - Австро-Венгрии почти до самого конца существования последней. На 1848 год был очень близок к российскому Императору Николаю I, который считал Франца-Иосифа в буквальном смысле сыном и даже помог удержать в 1848 году Австрию от распада в ходе Венгерской революции. За это Франц-Иосиф «отплатил» во время Крымской войны, потребовав от России принять условия ультиматума западных союзников.

Вскоре Австрия была сурово наказана за предательство чужими руками - у лишившейся ключевого союзника страны тут же отобрали значительную часть владений в Италии, а затем лишили лидерства в Германском союзе и превратили в неустойчивую Австро-Венгерскую конфедерацию, но Франц-Иосиф не успокоился на этом и принял активнейшее участие в лишении России каких-либо достижений по итогам Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. Всё время его правления на Подкарпатской Руси и, особенно, на Галичине, продолжались гонения на Православие и местных русских. При нём же с помощью специально созданных кафедры «истории» Львовского университета и НКО «Просвiта» сочинена история и идеология «украинства».

В 1908 году, подставив недостаточно осторожного министра иностранных дел России, спровоцировал Боснийский кризис. В 1914 году стал одним из поджигателей Первой Мировой войны, во время которой устроил геноцид русского населения Галичины и Подкарпатской Руси. Знаменит также тем, что императрица Александра Фёдоровна, вдова Николая I, на смертном одре на призыв священника простить всех заявила, что «Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии!»

Русофобия – это пренебрежительное, пристрастное, нелицеприятное, подозрительное, недружелюбное и даже враждебно-агрессивное отношение к русским в частности или России в целом. Русофобия является отдельным проявлением , т.е. русофобия – это одно из направлений этнофобии (отрицательное отношение к некоторым этническим группам).

Многие ученые считают русофобию, в отличие от других фобий, проявлением специфической идеологии, заключающейся в целом наборе концепций и комплексе идей, которые имеют определенную структуру, историю развития, систему понятий и свои характерные проявления.

Причины русофобии

Чтобы найти способы преодоления фобии нужно изучить истоки русофобии, понять причины ее появления и зарождения. Причины, которые ведут к русофобии, имеют довольно глубокие корни. Испокон веков в России всегда были приезжие иностранцы. Еще в древности в 15–17 веках у иностранцев сложилось недоброжелательное мнение и пренебрежительное отношение к России и россиянах. Уже тогда русскому народу приписывались всевозможные человеческие пороки и слабости, имеющиеся у иностранных граждан. Зарубежные летописцы клеветали в своих сочинениях ну русских граждан, насыщали их всевозможными выдумками, клеветой и сплетнями. Поэтому их соотечественники относились предвзято к гражданам России, испытывали к ним в частности и к России в целом чувство отвращения и неприязни, тем самым всячески поддерживая и взращивая русофобию.

Многие ученые полагают, что данная фобия должна подразделяться на неприязнь к русским людям, которая обусловлена определенной ситуацией, и на фобию, которая представляет собой идеологию. Так, например, по данным историков имеется информация, подтвержденная документально, о существовании русофобии еще с начала 16 века. Это связано с тем, что именно в этом столетии запад стал открывать для себя Российское государство. А их любопытство было основано на ужасе, который вызывался отзывами побывавших в России чужестранцев о людях в частности и о стране в целом.

Однако, следует акцентировать внимание на том, что до 19 века наличие огромного количества негативных отзывов и характеристик не имело проявлений системности. Поэтому бытует мнение, что основной повод к возникновению русофобии, как общей позиции, возник немного позже. Существуют факты, свидетельствующие о том, что русофобия проявляется в самой России, иногда даже в самых неожиданных местах. Формы ее проявления очень разнообразны. Так, например, после нескольких актов терроризма в 2010 году, проведенных в Московском метрополитене, в столице были обнаружены различные надписи такого содержания, как «смерть русским» и др.

Сегодня различают три основные причины возникновения данного вида фобии: на почве либерализма и национально-освободительного движения, следствие конкуренции, на почве культурной идеологии.

Первая причина связана с довольно агрессивной внешней политикой сначала Российской империи, СССР, а затем Российской Федерации. Историк Н. Петров полагает, что многие страны осуждают чудовищные преступления И. Сталина в частности и всей советской власти в целом, вследствие чего появляется неправильное суждение, которое ведет к русофобии. А философ А. Ципко считал одной из причин возникновения русофобии пропагандистскую компанию российского правительства в области борьбы с любыми проявлениями фашизма.

Вторая причина может быть связана, по мнению Д. Рогозина, с видением России в качестве довольно большого государства, которое может быть опасно для соседей. Также в основе русофобии может лежать неприязнь европейских этносов друг к другу.

А Д. Кьеза заметил искусно сохраняющуюся и искусственно поддерживающуюся посредством западных СМИ подоплеку русофобии, которую он связывал с политическим соперничеством и экономической конкуренцией стран.

Культурно–идеологическая русофобия возникла на почве нелюбви западной интеллигенции к российским гражданам. Русофобия – это следствие представления Западных держав о своем, так называемом экономическом перевесе и культурном превосходстве. Это связано, как правило, с тем, что некоторые западные страны воспринимали русских, как варваров, у которых минимально развита культура и существует склонность к автократической модели правления. Тогда как Европа стремится к развитому демократическому обществу. С развалом Союза такое мнение снова набрало обороты, однако связано оно уже стало с русскими эмигрантами или русскими гражданами в связи с их вовлеченностью в криминалитет («русская мафия», проституция). Особо заметно проявление русофобии в СМИ и в интернет комментариях, устремленных против всего того, что происходит в России.

Также бытует мнение, что истоки русофобии нужно искать в генетически заложенной исторической памяти общества. Можно, к примеру, взять французов и их бывшего императора Наполеона, который позорно бежал из Москвы. Его некогда великая армия постыдно отступила с Русской земли. Все эти события минувших лет оставили в памяти французских граждан неизгладимый след. И сегодня уже стало неважным, что именно французы первыми развязали войну, так как на уровне национального сознания Российское государство у них продолжает ассоциироваться чем-то опасным и грозным. Таким же примером может служить и Германия.

История русофобии

Активную пропаганду против Российской империи вело польское и литовское правительство, писатели и историки, а затем и иезуиты. Причиной возникновения такой пропаганды служит соперничество за Русские земли. Также такая пропаганда возникла на почве борьбы православия с католичеством. Так, например, король Сигизмунд 1, старался любыми путями прекратить и предотвратить любые политические союзы Руси в Европе. Он пытался убедить западных монархов в том, что русские – это не христиане, а безжалостные варвары, которые относятся к Азии и имеют сговор с татарами и турками о разрушении всего христианского мира.

Истоки русофобии берут свое начало еще со времен раскола между Римской империей и Константинополем по причине религиозного несогласия. В основе русофобии и неприятия Православной церкви лежит неприятие Западом вообще христианского Востока. Россию во все времена относили к отщепенцам и раскольникам.

Так сложилось, что в 16 столетие Европа стала открывать для себя Русское государство. Она тогда еще воспринимала Россию по принципу «чужой». Вначале нелюбовь к России Европой шла от осознания того, что в Российском государстве другая культура, чуждая и непонятная европейцам, сами русские люди и их поступки также непонятны и чужды европейцам. Она с огромным любопытством, а иногда и с ужасом, исследовала традиции, знакомилась с обычаями и нравами. Так как основная часть населения Европы узнавала Россию только по описаниям соплеменников, а их описания и отзывы носили чаще негативный окрас, то и мнение основных масс основывалось на этом. Это связано с тем, что так устроено человечество – оно отрицает то, что не понимает. А Запад и по сей день не понимает загадочную русскую душу, вследствие чего культивирует в себе русофобские настроения.

В конце 18 столетия и в начале 19 столетия происходит зарождение русофобского настроя как системы, которая обуславливает враждебно-агрессивную политику по отношению к Российскому государству той или иной страной.

Вначале такие настроения появились во Франции в 1815 году после провала наполеоновских планов по захвату чужих территорий. Затем в 20-40 годы 19 века русофобией заразились англичане. Историк А. Фурсов характеризует системную русофобию в качестве психоисторического оружия. Целью такого оружия является возможность доказать себе и русским, что они отстают в развитии, так как оно не соответствует западному варианту, тем самым ставя русских в заведомо проигрышное состояние защиты. Запад считает свою культуру, свое развитие, свои традиции своеобразным эталоном, которому остальные должны соответствовать.

Некоторые источники свидетельствуют о том, что зарождение русофобии как системы началось после проведения антилиберальной и милитаристской политики Николая 1. После ряда его успехов в военных действиях Российское государство стало вызывать опасения и восприниматься в качестве угрозы интересам некоторыми Европейскими державами.

Однако самым опасным проявлением русофобии считается внутренне мировоззрение страны с русофобским окрасом. Как весь мир сможет избавиться от русофобии, если сами русские не уважают свой народ, его традиции, историю государства. Для русского человека не существует такого понятия как Родина. Для него Родина – это там где ему будет хорошо. Такая позиция непонятна европейцам.

Важнейшей проблемой современного русского общества является массовое невежество, незнание своей истории, неуважение к истории государства. Невежество всегда ведет к сомнениям, к подверженности чужим мыслям и идеям, влиянию чужих традиций и пренебрежению своими традициями и культурой. По этой причине и зарождается феномен русофобии в самом русском государстве и сознании российского гражданина.

Большинство историков сходятся во мнении, что истоки русофобии скрыты в самом национальном сознании россиян. Об этом свидетельствует огромное количество русофобов, проживающих в самой России, а также среди известных общественных российских деятелей. Данную позицию также доказывает и особый русский менталитет, в основе которого лежит устремленность к жесткой самокритике.

Борьба с русофобией

Существует несколько определенных взглядов на возможные пути преодоления и борьбы с любыми проявлениями русофобии, которые исходят из различных пониманий ее корней. Одной из причин неприязненного отношения к российским гражданам является следствие недоступности в общем пользовании объективной информации о русских, из-за недостаточности культурных связей между странами Запада и Россией, а также вследствие непонимания и недостатка взаимодействия между коренным населением и русскими диаспорами внутри этих стран.

В случаях проявлений русофобских настроений нецелесообразным будет отворачиваться в отместку от культур таких стран, запираться в пределах собственной культуры и государства. Неприязнь, непонимание, нелюбовь можно побороть только при условии установления более широких межгосударственных связей и межкультурного взаимодействия.

Русофобия еще может рассматриваться с позиции ее возникновения как следствие глубокого укоренения расизма в западном сознании и мировоззрении. Вследствие чего многие ученые полагают, что абсолютное преодоление проявлений русофобии будет маловероятным. В таком случае их можно только смягчить или совсем устранить внутренние проявления, однако в сознании иностранных граждан русофобский настрой останется. Для преодоления русофобии, вызванной укоренением расизма в сознании западных граждан, можно применять опыт и средства борьбы за собственные права чернокожих в США и евреев в Западной Европе.

Еще одним путем преодоления проявлений русофобии может считаться исправление ошибочных трактовок самой фобии. Часто любые критические высказывания в адрес российских людей или России трактуются в качестве русофобских настроений. Существует мнение, что люди, указывающие на проявление русофобского настроя, делают это, в основном, по причине своей собственной нездоровой нетерпимости.

В числе общих целей, направленных на борьбу с русофобскими проявлениями, нужно выделить необходимость целесообразного и разумного подхода к проблемам данной фобии. Такой подход должен базироваться на всестороннем изучении и обсуждении проблемы, мониторинге ее динамики, мягком воздействии, без агрессивных методов, на поведение и взгляды людей, склонных к русофобским проявлениям, согласно национальным интересам.

Что такое Русофобия? Значение и толкование слова rusofobija, определение термина

1) Русофобия - - страх перед русскими, Россией.

2) Русофобия - ненависть к русскому народу со стороны определенной части западного мира и еврейства. Русофобия является результатом коренных религиозных и цивилизационных различий между Россией и Западом. Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти, о котором Священное Писание предупреждает: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Сол. 2: 3-4). Борьба антихриста против Христа - такова в последней своей духовной глубине первопричина антагонизма между Западом и Россией (митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). Русофобия имеет древние корни. Еще в высказываниях иностранцев, посещавших Русь в XV-XVII вв., чувствуется нескрываемая ненависть и недоброжелательность. Приписывая русским все общечеловеческие пороки и слабости, свойственные и им самим, иностранные путешественники насыщали свои путевые очерки массой фактических выдумок, сплетен и клеветнических слухов, вызывавших у их соотечественников неприязнь и отвращение к России. Как писал А.С. Хомяков: "И сколько во всем этом вздора, сколько невежества! Какая путаница в понятиях и даже в словах, какая бесстыдная ложь, какая наглая злоба! Поневоле родится чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основана такая злость, чем мы ее заслужили? Вспомнишь, как того-то мы спасли от неизбежной гибели; как другого, порабощенного, мы подняли, укрепили; как третьего, победив, мы спасли от мщенья и т.д. Досада нам позволительна; но досада скоро сменяется другим, лучшим чувством - грустью истинной и сердечной. В нас живет желание человеческого сочувствия; в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданьям, так же как к ее успехам; к ее надеждам, так же как к ее славе. И на это сочувствие, и на это дружеское стремление мы никогда не находим ответа: ни разу слова любви и братства, почти ни разу слова правды и беспристрастия. Всегда один отзыв - насмешка и ругательство; всегда одно чувство - смешение страха с презрением. Не того желал бы человек от человека. Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельной силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов, отказать нам в этом праве они не могут, но и смириться с тем - тоже". По мере усиления России в XVIII-XIX вв. увеличивалась и русофобия. "К самым примечательным явлениям момента, - писал в 1902 германский канцлер Бюлов, - принадлежит постепенное выявление антирусского течения, даже там, где это меньше всего ожидаешь... Для меня растущая русофобия - установленный факт, в достаточной мере объясняющийся событиями последней четверти века". "Для Запада русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожной, или каким-то большим и загадочным "недоразумением"... В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и не расчлененной России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы", так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо продумать и почувствовать до конца" (И.А. Ильин). Наиболее полно понятие "русофобия" было разработано в 1980-х в одноименной книге выдающегося русского ученого И.Р. Шафаревича. О. Платонов

Русофобия

Страх перед русскими, Россией.

ненависть к русскому народу со стороны определенной части западного мира и еврейства. Русофобия является результатом коренных религиозных и цивилизационных различий между Россией и Западом. Если для России Бог - Господь наш Иисус Христос, смерть поправый и дьявола упразднивый, пришедший в мир грешных спасти, то у Запада бог совершенно иной - это князь мира сего, бог наживы и беспредельного эгоизма, бог тщеславия и корысти, о котором Священное Писание предупреждает: "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Сол. 2: 3-4). Борьба антихриста против Христа - такова в последней своей духовной глубине первопричина антагонизма между Западом и Россией (митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн). Русофобия имеет древние корни. Еще в высказываниях иностранцев, посещавших Русь в XV-XVII вв., чувствуется нескрываемая ненависть и недоброжелательность. Приписывая русским все общечеловеческие пороки и слабости, свойственные и им самим, иностранные путешественники насыщали свои путевые очерки массой фактических выдумок, сплетен и клеветнических слухов, вызывавших у их соотечественников неприязнь и отвращение к России. Как писал А.С. Хомяков: "И сколько во всем этом вздора, сколько невежества! Какая путаница в понятиях и даже в словах, какая бесстыдная ложь, какая наглая злоба! Поневоле родится чувство досады, поневоле спрашиваешь: на чем основана такая злость, чем мы ее заслужили? Вспомнишь, как того-то мы спасли от неизбежной гибели; как другого, порабощенного, мы подняли, укрепили; как третьего, победив, мы спасли от мщенья и т.д. Досада нам позволительна; но досада скоро сменяется другим, лучшим чувством - грустью истинной и сердечной. В нас живет желание человеческого сочувствия; в нас беспрестанно говорит теплое участие к судьбе нашей иноземной братии, к ее страданьям, так же как к ее успехам; к ее надеждам, так же как к ее славе. И на это сочувствие, и на это дружеское стремление мы никогда не находим ответа: ни разу слова любви и братства, почти ни разу слова правды и беспристрастия. Всегда один отзыв - насмешка и ругательство; всегда одно чувство - смешение страха с презрением. Не того желал бы человек от человека. Недоброжелательство к нам других народов, очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельной силою, которая потребовала и взяла все права равенства в обществе европейских народов, отказать нам в этом праве они не могут, но и смириться с тем - тоже". По мере усиления России в XVIII-XIX вв. увеличивалась и русофобия. "К самым примечательным явлениям момента, - писал в 1902 германский канцлер Бюлов, - принадлежит постепенное выявление антирусского течения, даже там, где это меньше всего ожидаешь... Для меня растущая русофобия - установленный факт, в достаточной мере объясняющийся событиями последней четверти века". "Для Запада русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожной, или каким-то большим и загадочным "недоразумением"... В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и не расчлененной России. Подобно тому, как есть "англофобы", "германофобы", "японофобы", так мир изобилует "русофобами", врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо продумать и почувствовать до конца" (И.А. Ильин). Наиболее полно понятие "русофобия" было разработано в 1980-х в одноименной книге выдающегося русского ученого И.Р. Шафаревича. О. Платонов