Роспись потолка сикстинской капеллы. Потолок сикстинской капеллы

Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой прячется краскопульт, изобретенный каким-нибудь вторым Леонардо, или Доктор Кто, который прилетел в своей синей будке помогать художнику технологиями 25 века.


«Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное».
Джорджо Вазари



Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы
1512

Пожалуй, отцом легенды о единоличной росписи свода мы можем считать младшего современника Микеланджело, Джорджо Вазари — крепкого, но не выдающегося живописца и автора «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» — работы, несомненно, бесценной, но местами удивительно неточной.

Джорджо Вазари. Автопортрет. (между 1550 и 1567).
101×80 см. Галерея Уффици, Флоренция

По словам Вазари, заказ на роспись скульптор получил «благодаря» своему конкуренту, архитектору Браманте, который «убедил Его Святейшество, чтобы он заказал Микельаньоло Опыта во фресковой живописи у него не было, работа эта менее благодарная и наверное удастся ему меньше, чем Рафаэлю; и если бы он и добился успеха, они все равно решили поссорить его с папой, словом, думали тем или иным способом отделаться от Микельаньоло». Впрочем, возможно, что Юлий дошёл до этой мысли без помощи Браманте — ему явно доставляло удовольствие ставить перед строптивым молодым мастером неудобные задачи и он уже имел опыт точечной схватки с Микеланджело, когда заказывал тому свою бронзовую конную статую (опыта бронзового литья у скульптора не было).

Эмиль Жан Орас Верне. Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра
1827

Обновить же капеллу и впрямь было необходимо — прежняя незамысловатая роспись, изображавшая звёздное небо, была испорчена из-за частично обружившегося потолка, и после ремонта, проведённого Браманте, на ней зияла «заплата».

Реконструкция потолка Сикстинской капеллы ок. 1481 года. Гравюра XIX века

Подавив сопротивление Микеланджело в пункте «я не буду писать, потому что не живописец», папа смилостивился, и композиционное решение отдал на волю художника: «В первом наброске этой работы были только двенадцать апостолов в парусах, а остальное — некое членение, заполненное, как обычно, всякими украшениями. Далее, когда работа была уже начата, мне показалось, что вещь получится бедная, и я сказал папе, что если делать там одних апостолов, то вещь, как мне кажется, получается бедной. Тогда он мне дал новое поручение, чтобы я делал все, что захочу, что он меня не обидит и чтобы я расписывал все, вплоть до нижних фресок», — писал Микеланджело другу Фаттуччи.

Микеланджело Буонарроти. Дельфийская сивилла. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
1509

То есть, папу вполне бы устроил потолок, украшенный дюжиной живописных фигур в нижней части, а дальше разбитый, к примеру, на кессоны, написанные в технике «тромплей», или заполненный «гротесками». Если бы мастер этим ограничился, то исполнение «в одну кисть» за такое время никого бы особенно не удивило. Но Микеланджело не искал лёгкий путей (или немного тянул время, надеясь, что клиент передумает).

Мы не можем с уверенностью утверждать, к каким именно богословам Микеланджело обращался за помощью при создании программы росписи, но биографы осторожно называют в качестве консультантов родственника Сикста V, автора множества богословских работ, кардинала Марко Виджеро и кардинала Эджидио Антонини (да Витебро), бывшего главным советником папы Юлия в теологических вопросах.

Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. Опьянение Ноя.
1509

Кстати, в процессе подготовки капеллы к росписи Микеланджело успел ответно насолить Браманте, забраковав выстроенные им подвесные леса и заменив их лесами своей конструкции. А также испортить настроение нескольким на тот момент ещё живым художникам, чьи росписи были сбиты, чтобы расчистить место под его замысел.

Микеланджело Буонарроти. Бог-Творец и четыре юноши. Фрески Сикстинской капеллы
1512

Но рано или поздно, а за кисть браться пришлось — и вот здесь у Микеланджело всё было не слишком блестяще. Конечно, работать красками он умел — всё-таки его первыми учителями были живописцы Гирландайо, и, возможно, они успели его познакомить с техникой классической фресковой живописи. Во всяком случае, он чувствовал себя достаточно к ней способным, чтобы соревноваться с Леонардо да Винчи за право расписать стену дворца Синьории. Но для росписи Сикстинской капеллы такого краткого знакомства было явно недостаточно, и Микеланджело решил пригласить консультантов. Вазари, исполненный почтения к учителю, излагает эту историю так:


«Грандиозность предприятия побудила Микельаньоло искать себе помощников, за которыми он послал во Флоренцию, рассчитывая своими работами победить мастеров, писавших здесь прежде, и показать современным художникам, как надо рисовать и писать красками. Когда он закончил начатые им картоны и пора было приступать к фресковой живописи, приехали в Рим из Флоренции несколько живописцев, его друзей, для помощи ему в работе и для того, чтобы показать ему приемы фресковой живописи, в которой некоторые из них были опытны, среди них Граначчи, Джулиано Буджардини, Якопо ди Сандро, Индако Старший, Аньоло ди Доннино и Аристотиле, и, приступая к работе, он просил их сделать кое-что для опыта. Но видя, что все их труды не отвечают его желаниям и не могут его удовлетворить, однажды утром решил сбить все сделанное ими; замкнувшись в капелле, их туда он не допускал и даже дома не позволял им себя видеть. Тогда они поняли, что если все это шутка, то длится она слишком долго, и постыдно вернулись во Флоренцию. Микельаньоло решил сам выполнить всю работу, великим своим старанием и трудолюбием довел ее до благополучнейшего конца, никого не принимая, чтобы не иметь повода показать свою работу, благодаря чему у всех с каждым днем все возрастало желание видеть ее».

Если убрать из текста всё почтение, останётся голая и неприятная суть — получив необходимые знания по технике фрески, Микеланджело без объяснения причин вынудил помощников оставить работу. Ситуация некрасивая, но все биографы гения в курсе, что когда ангелы раздавали хороший характер и коммуникативные навыки, Микеланджело ещё раз встал за талантом.

Микеланджело Буонарроти. Люнет Сикстинской капеллы. Иессей, Давид, Соломон

Разогнав (если верить Вазари) всех лишних людей, мастер наконец-то взялся за потолок, на котором он решил изобразить важнейшие сцены из Ветхого завета.

Писать он предполагал в старой-надёжной технике «по сырому», для чего ежедневно нужно было накладывать тонкий слой свежей штукатурки ровно на ту площадь, что собираешься расписать. Всю неосвоенную к концу работы штукатурку полагалось удалять, а на следующий день пристыковать к ней свежую. Границы между этими однодневными кусками-«джорнатами» позволяют исследователям приблизительно посчитать количество дней, ушедших на роспись.

Надо заметить, что навыков, полученные от выгнанных живописцев, скульптору хватило не вполне — римская известь для верхнего слоя штукатурки отличалась от флорентийской, и начатая фреска принялась стремительно плесневеть. В этот момент в привычной легенде о потолке, созданном одним мастером, появляется один из ранее изгнанных — живописец Якопо л’Индако (или, по версии Вазари, архитектор Джулиано да Сангалло), посоветовавший добавлять в основу под роспись больше песка.

Джулиано Бурджардини (Джулиано ди Пьеро ди Симоне), «Портрет Микеланджело в тюрбане» (1522)

Впрочем, по мнению многих искусствоведов, упомянутые Вазари художники Джулиано Бурджардини и Франческо Граначчи тоже не сразу «постыдно вернулись во Флоренцию», а лишь после того, как существенно помогли Микеланджело.

Все три живописца знали друг друга ещё по мастерской Гирландайо. Известно, что в 1530-х годах Микеланджело помогал Бурджардинив при создании картины «Мученичества св. Екатерины». Имён его остальных помощников мы не знаем, но они, несомненно, были — участие других авторов признано исследователями в отдельных декоративных деталях — как минимум, в архитектурных тромплеях. К сожалению, существенная часть их работы погибла при последней реставрации — некоторые фрагменты Микеланджело позволял доводить до совершенства в технике «по сухому», а она, в отличии от крепко сцепляющейся со штукатуркой классической фрески, плохо переносит отмывку химическими средствами.

Микеланджело, «Грехопадение и Изгнание из Рая».
Изображение составлено из фотографий до и после реставрации 1980−94 годов

Именно из-за страха перед гибелью прописей «по сухому» многие специалисты противились масштабной реставрации фрески, несмотря на то, что из-за многовековой копоти она почти утратила цвет.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Эритрейская сивилла.

Почему же Вазари, писавший свою историю пусть и много позже росписи потолка, но, несомненно, при жизни Микеланджело, так убеждён в отсутствии помощников? Возможно потому, что работая конкретно над этой частью своего труда, Вазари был весьма пристрастен — ведь речь шла не о каком-то из мастеров прошлого, а о современнике, учителе и старшем друге.

Скорее всего, ему даже не приходило в голову усомниться в том, что рассказывал ему учитель о событиях почти сорокалетней давности.

Мы не знаем, забыл ли сам Микеланджело подробности работы в капелле или сознательно подредактировал свои воспоминания. Но, скорее всего, реальное расставание мастера с флорентийскими помощниками произошло уже после того, как они совместно окончили часть с историей Ноя. Рассказ же о том, как мастер «однажды утром решил сбить все сделанное ими», возможно, относятся к той части фрески, которую пришлось существенно переделывать из-за плесени.

Впрочем, и избавившись от флорентийцев, Микеланджело, несомненно, оставил при себе учеников, потому что специфика фресковой росписи на таких площадях не предполагает, что один-единственный человек (пусть и трижды гений) сам готовит поверхность, сам переносит на штукатурку контур с картона, сам трёт краски — и всё это без «связи с землёй», на высоких лесах. Даже Вазари в своём описание подвига мастера всё-таки упоминает одного человека, растиравшего ему краски.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла.

С другой стороны, даже если по лесам вместе с ним бродили ещё три-четыре человека, работу Микеланджело всё равно проделал невероятную. О её тяготах (несоизмеримых с невысокой оплатой) сам он так писал Джованни де Пистойя:


Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!

Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!


Существует распространённое заблуждение, что Микеланджело писал потолок, лёжа на лесах. На самом деле мастер работал стоя, запрокинув голову вверх — это подтверждает и автошарж Микеланджело и расположение отверстий, сделанных для опоры лесов.

Из-за этой неудобной позы Микеланджело и после росписи некоторое время был вынужден читать, держа книгу над головой.

Автошарж «Микеланджело пишет фреску» (рисунок на полях письма Микеланджело к Джованни де Пистойя)

Четверть века спустя, когда Микеланджело писал в той же Сикстинской капелле Страшный суд, в рабочий процесс попытался вмешаться Себастьяно дель Пьомбо, до этого бывший другом скульптора.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, деталь: Христос с Марией

Желая избавить старого мастера от тягот «настоящей фрески», он уговорил папу Павла III на фреску «по сухому» и даже приказал подготовить под неё поверхность. На что Микеланджело (по словам Вазари) немедля объяснил всем, что работа «по сухому» — удел женщин и богатых лентяев вроде дель Пьомбо, велел всё счистить и загрунтовать заново, как следует.

Микеланджело Буонарроти, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», фрагмент — Христос с Девой Марией

Несмотря на возраст, к серьёзной помощи в этой работе мастер допустил лишь Урбино, бывшего ему и слугой, и помощником, и другом, позволив тому местами писать фон, остальной же «группе поддержки» доверялось готовить краски и очередные участки под роспись.

Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело Буонарроти
1544, 88.3×64.1 см

Правда позже без масштабного участия в этой работе ученика всё-таки не обошлось — когда в 1564 году было принято решение прикрыть одеждами нагие тела на фреске, эта сомнительная честь выпала именно ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра (получившему за свою работу презрительное прозвище «штанописец»). К чести да Вольтерра, выполнил он свои записи весьма бережно, и все они со временем были достаточно легко удалены, кроме фрагмента со св. Екатериной, вырезанного и полностью замененного росписью да Вольтерра.

Это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Вид снаружи.

представляет собой высокое прямоугольное строение, интерьер которого имеет размеры Храма Соломона согласно Ветхому Завету (40,9 м в длину и 13,4 м в ширину). Внешний облик капеллы не отличается какими-либо декорациями или особыми архитектурными элементами, что, в общем-то, характерно для итальянских церквей эпохи Средневековья и периода Возрождения. Нет у нее и фасада, поскольку вход в капеллу осуществляется из комнат Папского дворца. Само строение разделено на три уровня, нижний из которых представляет собой весьма высокий цокольный этаж с несколькими окнами и дверным проемом, ведущим во двор. Далее следует главное помещение, собственно, Сикстинская капелла, высота сводов которой достигает 20,7 м. Здесь можно увидеть шесть высоких арочных окон. А над сводом расположены караульные помещения для стражи.

Внутренний вид.

Эта ограда разделяет священников и мирян, ранее она находилась точно по середине зала.

Вид на алтарь.

Сикстинская капелла знаменита своими фресками, особенно теми, что украшают ее своды, - шедевр Микеланджело.

Большая часть фресок, изображающих жизнь Моисея и Христа, создавалась в конце 15-го века командой живописцев эпохи Ренессанса — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо, Козимо Розелли.

А в 1483 году в Сикстинской капелле состоялась первая месса в честь Вознесения Девы Марии.

В 1508-1512 годах под патронажем Папы Римского Юлия II над росписью сводов капеллы работал Микеланджело, которому было суждено создать шедевр, изменивший все западное искусство. Здесь же великий мастер в 1535-1541 годах написал картину «Судный День».

Как уже упоминалось выше, над росписью сводов Сикстинской капеллы работал Микеланджело. Здесь он изобразил Сотворение мира Богом, отношения Бога с человеком и падение человека перед лицом Бога. Здесь же можно увидеть 12 библейских фигур мужчин и женщин, которые предсказали, что Бог пошлет Иисуса Христа на смерть ради спасения человечества.

Размеры расписанного свода составляют около 40 м в длину и 13 м в ширину, а это значит, что общая площадь фрески превышает 500 кв.м.!

Стоит отметить достоверно известный факт — Микеланджело рисовал фрески лежа на спине на им самим сконструированных лесах.

Северная стена с циклом фресок из жизни Христа.

****

Большая советская энциклопедия

Сикстинская капелла в Ватикане в Риме, один из наиболее выдающихся памятников итальянского искусства эпохи Возрождения. Прямоугольное в плане помещение С. к. построено архитектором Дж. де Дольчи в 1473—81 и освящено в 1483 при папе Сиксте IV, по имени которого капелла получила название. Низ стен С. к. лишён росписи; здесь в особо торжественных случаях вывешивались шпалеры, вытканные по картонам Рафаэля (1515—16). В 1481—83 стены капеллы были расписаны фресками, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа (здесь работали С. Боттичелли, Пинтуриккьо, К. Росселли, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо, П. Перуджино). В 1508—12 Микеланджело украсил потолок, люнеты и распалубки росписью, принадлежащей к числу классических произведений мирового искусства, а в 1536—41 создал роспись алтарной стены («Страшный суд»). С к. открыта как музей.

****

en.wikipedia.org

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) самая известная капелла Папского дворца. Она была построена между 1473 и 1481 на месте Cappella Maggiore (Великой капеллы) по проектуy Baccio Pontelli под надзором Джованнино де Дольчи (Giovannino de Dolci) для папы Сикста IV, чье имя она и получила. К моменту начала строительства старая капелла лежала в руинах из-за оседания почвы. Капелла была задумана папой как центр церемониальных и литургических действий папской курии.

Сикст IV был родом из семейства делла Ровере, на гербе которого было изображено ветвистое деревце в окружении венка из дубовых листьев. Заговор банкиров Пацци был делом его рук, так как он мечтал об уничтожении власти Медичи во Флоренции. (Покушение на Медичи состоялось 26 апреля 1478 года. Во время богослужения в Санта Мариа дель Фиоре заговорщики напали на братьев Медичи, Джулиано и Лоренцо, с кинжалами в руках. Легко раненому Лоренцо удалось спастись в ризнице, Джулиано пал от первого же удара. Попытка поднять восстание под лозунгом восстановления республиканских свобод не удалась. Члены семейства Пацци и остальные заговорщики были схвачены, подвергнуты пытке и избиениям, а затем повешены на окнах Палаццо Веккио. Имущество дома было конфисковано. Один из участников заговора, Бернардо ди Бандино Барончелло, убийца Джулиано Медичи, бежал и после долгих скитаний прибыл в Константинополь. Однако султан выдал его, он был привезён в цепях во Флоренцию и повешен на окнах того же Палаццо Веккио 20 декабря 1479 г. Лоренцо был в курсе взаимоотношений заговорщиков с Папой Сикстом IV, и этот случай надолго испортил отношения между флорентийской правящей династией и Святым Престолом.) Папа бы просвещенным человеком, теологом. Именно он положил начало собранию памятников античности на Капитолии. Он также создал великолепную библиотеку, которую передал Ватикану.

Первая месса в Сикстинской капелле была отслужена 9 августа 1483 г. - в день Успенья Пресвятой Богородицы. Во время мессы капеллу освятили и посвятили Деве Марии. Капелла является действующей. Основное назначение капеллы - проведение конклава, совета кардиналов для выбора нового папы. Конклавы проводятся в Ватикане с 1455 г., до этого они проводились в доминиканском монастыре Santa Maria sopra Minerva. Кардиналы не могут покинуть капеллу, пока не изберут нового папу, поэтому им выделены места, где они могут слушать мессу, есть, спать и общаться со слугами.

В капелле устанавливается печка с трубой, ведущей на крышу капеллы. Если кандидат не набрал двух третей голосов, то бюллетени сжигаются с добавлением черного красителя. Если набрал - то белого красителя. Белый дым над крышей капеллы является сигналом, что новый папа избран. Архитектурных украшений здание не имеет. Капелла трехэтажная. Первый этаж - самый мощный и прочный. Второй этаж, основной, длиной 40,9 м, шириной 13,4 м и высотой 20,7 м. Это размеры храма Соломона, как они описаны в Ветхом завете. В боковых стенах имеются по шесть окон, в торцевых по два. Несколько окон были заложены. На третьем этаже находится караульня с галерей вокруг здания. Первоначально галерея была открытой, позднее над ней возвели крышу, поскольку вода постоянно протекала внутрь капеллы.

Фрески стен можно разделить на три яруса.

Нижний - имитация драпировки. Здесь вывешиваются шпалеры.

Второй - сцены из жизни Христа и Моисея.

Третий ярус - портреты пап, расположенные между окнами. Как верхнюю часть третьего яруса можно считать люнеты с изображением предков Христа, согласно родословной, приведенной евангелистом Матфеем. Если уж быть точным, то это предки не Иисуса, а Иосифа, мужа Марии.

В 1515 г. папа Лев X заказал Рафаэлю серию из десяти шпалер для украшения нижнего яруса стен в капелле, с изображением сцен из жизни апостолов Петра и Павла. Это был как бы ответ папы Льва X на потолок, расписанный ранее Микеланджело по заказу Юлия II. Рафаэль также увидел в этом возможность вступить в соревнование с Микеланджело. Шпалеры изготавливались четыре года в брюссельской мастерской Pieter van Aelst. Во время разграбления Рима в 1527 г. эти шпалеры были похищены. В конце 20 века их восстановили по семи сохранившимся картонам Рафаэля. Шпалеры снова были вывешены в Сикстинской капелле в 1983 г.

Роспись стен была заказана папой Сикстом IV в 1480 г. Разработка общего замысла цикла принадлежит С. Боттичелли, но в составлении программы принимал участие сам папа, который был видным теологом. Темой росписей стен являются евангельские эпизоды и эпизоды из жизни Моисея, как законодателя и первосвященника, призванные передать величие церкви и власти понтифика. Потолок расписывал Микеланджело с 1508 по 1511 по заказу папы Юлия II. В 1537-1541 гг. Микеланджело расписал стену над алтарем сценой "Страшного суда" (The Last Judgement). Для этого пришлось стереть сцены из жизни Моисея, сцену с рождением Христа, изображения нескольких римских пап и предков Иисуса. Два окна были заложены, а две шпалеры Рафаэля оказались лишними.

ВТОРОЙ ЯРУС ФРЕСОК

Южная стена (от алтаря к выходу)

Обрезание сына Моисея Пьетро Перуджино.

Однажды в порыве ярости Моисей убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, "убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской" у священника Иофора. Там он жениля на его дочери Сепфоре и пас скот своего тестя.

На фреске изображено прощание Моисея с Иофором, возвращение Моисея с семьей в Египет. А справа - обрезание сына Моисея. Исх. 4:24-26 "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его (сына Моисея). Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию".

Сцены из жизни Моисея. С. Боттичелли.

На фреске изображено убийство египетского надзирателя.

Второй эпизод - защита дочерей Иофора. Исх. 2:16-22 "У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора]. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их". Третий эпизод - неопалимая купина. "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых."

Все свои работы Боттичелли и его мастерская выполнили за 11 месяцев, с 1481 по 1482 гг. Эти работы считаются относительно слабыми.

Переход через Чермное (Красное) море. B. d"Antonio.

Получение Моисеем Скрижалей Завета. Козимо Росселли

Изображен Моисей, поднимающийся на гору Синай для получения десяти заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал»), которые были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи».

Второй эпизод - изготовление золотого тельца.

Третий эпизод - наказание идолопоклонников.

Четвертый - возвращение пророка с новыми скрижалями.

Наказание Корея, Дафана и Авиана. С. Боттичелли.

Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые

И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.

И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение.

Справа толпа евреев хочет побить Моисея (человек с длинной седой бородой), чтобы выбрать нового вождя и вернутся в Египет. Иошуа встал на защиту Моисея.

В центре человек в голубом плаще, раскачивающий свою кадильницу, в тройной тиаре римского папы это Аарон, брат Моисея. Слева двое юношей, парящих на облаке, это невинные сыновья Корея. Арка, изображенная в центре, это арка Константина (первого христианского императора) в Риме. Фреска символизирует верховенство власти римского папы, полученную от Бога.

Завещание и смерть Моисея. Лука Синьорелли

Прощальная речь, обращённая Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана ("Второзаконие"). И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора. И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню.

Цикл завершается фреской "Спора над телом Моисея" на стене над выходом. (Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"). В 1522 г. обрушился архитрав и фреска Синьорелли была уничтожена. Папа Григорий XIII заказал фрески на те же темы, что и уничтоженные, художникам Hendrik van den Broeck и Matteo da Lecce.

Северная стена (от алтаря к выходу)

Крещение Христа. Пьетро Перуджино.

Искушение Христа. С. Боттичелли.

Мф. 4:1-11. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Вверху слева дьявол под видом отшельника предлагает Христу превратить камни в хлеб, вверху в центре - дьявол возвел Христа на крышу храма, вверху справа - на высокую гору. Здесь же ангелы накрывают стол для празднования причастия.

В центре на переднем плане первосвященник собирается совершить жертвоприношение согласно иудейской традиции. Он берет в руки сосуд с кровью животных, а справа несколько людей ведут жертвенных животных и несут дрова. Слева в середине Иисус объясняет ангелам, что происходит на переднем плане. Сам Христос, как агнец (ягненок), был принесен в жертву во искупление грехов человечества.

Призвание апостолов Доменико Гирландайо.

Петр и Андрей на переднем плане, на заднем - Иаков и Иоанн. Как всегда Гирландайо ввел изображение панорамы древнего города. Мф. 4:18-22. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Нагорная проповедь. Козимо Росселли.

Справа - излечение прокаженного.

Мф. гл.5-7. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут... Мф. 8:1-4. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино.

На переднем плане апостол Петр получает серебряный и золотой ключи от Царствия небесного. На заднем плане изображены еще два эпизода из Евангелия. Мф. 16:13-20. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

На заднем плане слева. Мф. 17:24-27. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

На заднем плане справа. Ин. 8:31-59 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне...

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. Считается, что хужодник изобразил себя пятым справа человеком на переднем плане. Храм в центре это храм Соломона. Таким решением пейзажа, как на этой фреске, впоследствие воспользовались многие художники, включая Рафаэля. Джорджо Вазари называл Перуджино мало верующим человеком, однако в своих работах художнику удается глубоко выразить религиозное чувство.

Тайная вечеря. Козимо Росселли.

В окнах еще три эпизода из жизни Христа, слева - моление о чаше в Гефсиманском саду.

Тайная вечеря. Деталь - арест в Гефсиманском саду.

Мф. 26:34-56. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть? В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

Тайная вечеря. Деталь - распятие.

Цикл завершается фреской "Воскресение" на стене над выходом. В 1522 г. обрушился архитрав и фреска Гирландайо была уничтожена. Папа Григорий XIII заказал фрески на те же темы, что и уничтоженные, художникам Hendrik van den Broeck и Matteo da Lecce.

ТРЕТИЙ ЯРУС ФРЕСОК

В третьем ярусе находятся изображения всех Пап.

St Clement I St Anacletus St Evaristus St Alexander I St Sixtus I St Telesphorus St Iginus St Pius I St Anicetus St Soter St Eleutherus St Victor I St Zephirinus St Callistus I St Urban I St Pontianus St Anterus St Fabian St Cornelius St Lucius I St Stephan I St Sixtus II St Dionysius St Felix I

Четыре изображения пап осталось под фреской "Страшный суд". Изображения пап располагаются в нишах по обеим сторонам окон. Они изображены обычно в полный рост, повернутыми в три четверти. Авторы этой серии те же, что и написавшие фрески второго яруса.

Папа Сикст II.

ПОТОЛОК

В 1505 году начинаются сложные и противоречивые отношения Микеланджело с папой Юлием II. Папа, задумавший создать себе грандиозную гробницу, поручает ее исполнение Микеланджело. Когда уже начавший работу скульптор узнает об отказе папы оплачивать счета, уязвленный в своем достоинстве, он самовольно покидает Рим и возвращается во Флоренцию.

После долгих переговоров скульптору наконец было даровано прощение, и в 1508 году по заказу того же Юлия II мастер начинает роспись потолка Сикстинской капеллы, до этого раскрашенный в голубой цвет с золотыми звездами.

Первоначально папа заказал изобразить фигуры 12 апостолов, но Микеланджело категорически отказался делать это, поскольку он скульптор, а не художник. Тогда в качестве компромисса папа позволил Микеланджело расписать потолок сценами из Библии по его усмотрению.

Фрески Микеланджело

Для данной фотографии потолка внизу - алтарная стена со "Страшным судом", вверху - выход. Слева южная стена с циклом фресок о Моисее, справа - северная, со Христом.

СТРАШНЫЙ СУД (THE LAST JUDGEMENT)

Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна.

Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие.

И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи. ...
Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих....

Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. ...
И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.
(Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) 8-11)

Сам Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. Она отказывается от своей традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному приговору.

Вокруг святые: апостолы, пророки. В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру.

Справа внизу изображен св. Лаврентий с железной решеткой, на которой он был сожжен.

Внизу справа св. Себастьян со стрелами, рядом св. Екатерина Александрийская с частью колеса с ножами. Слева внизу св. Варфоломея, держащий в одной руке нож, а в другой кожу, которую живьем содрали с него мучители; в виде искаженного лика на этой коже Микеланджело изобразил свое собственное лицо. Справа от св. Варфоломея (для зрителей) - апостол Петр, в руках у которого золотой и серебряный ключи от рая.

Мертвые, с надеждой и ужасом открывая глаза, встают из могил и идут на суд Божий. Некоторые поднимаются легко и свободно, другие медленнее, в зависимости от тяжести собственных грехов. Сильные духом помогают подняться нуждающимся в помощи.


Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Но силы, направленные на соблюдение справедливости, выталкивают их туда, где положено находиться людям, причинявшим страдания.

А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. (Миносу, судье умерших душ, художник придал черты лица церемониймейстера Папы Бьяджо да Чезена, который часто сетовал на наготу изображенных фигур. Его ослиные уши - символ невежества.)

"И вот, когда мессера Бьяджо Чезенского, церемониймейстера и человека щепетильного, сопровождавшего папу в капеллу, спросили, как он ее находит, он заявил, что совершенно зазорно в месте, столь благочестивом, помещать так много голышей, столь непристойно показывающих свои срамные части, и что работа эта не для папской капеллы, а для бани или кабака. Микеланджело это не понравилось, и как только тот ушел, он в отместку изобразил его с натуры, не глядя на него, в аду в виде Миноса, ноги которого обвивает большая змея, среди груды дьяволов. И как ни упрашивал мессер Бьяджо и папу, и Микеланджело, чтобы он убрал его, он так и остался там на память таким, каким мы и теперь его видим." (Вазари)

А рядом видна барка, управляемая перевозчиком Хароном.

Одним движением забирает он грешные души. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Налево от барки зияет адская бездна - там вход в чистилище, где демоны ожидают новых грешников. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных.

Вверху слева, за пределами мощного круговорота, над душами, которых ожидает спасение, парят бескрылые ангелы с символами страданий самого Искупителя.

Наверху справа прекрасные и юные существа несут атрибуты спасения грешников.

Все годы, проведенные в труде над этой картиной, Микеланджело жил уединенно, лишь иногда пользуясь обществом немногочисленных друзей. Несмотря на покровительство Папы, и быть может, именно, вследствие этого, непонимание, зависть и злоба преследовали художника. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным. Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное... Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро...» Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. собирался сбить фреску. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда. Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году.

Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое - великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.
Примечание: Самый тяжкий грех - «отчаяние». Этот грех уничижает всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает спасение Им дарованное, - показывает, что в душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей. Более, нежели от всех других грехов, надо храниться, как от смертоноснаго яда, как от лютаго зверя, от отчаяния. Повторяю: отчаяние - злейший грех между всеми грехами. (СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)

Неслучайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).

Среди роскошных дворцов и храмов Ватикана находится неприметное здание, внутреннее убранство которого считается одним из величайших шедевров мира. Это Сикстинская капелла. Святыня является сакральным местом для католического мира. Здесь служит мессу Папа Римский, а также происходит избрание нового главы католической церкви.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Согласно вековым традициям, итальянский храм украшались восхитительными фресками, впечатляющих своих прихожан и гостей. Внутреннее оформление часовни олицетворяет величие и культурное достояние христианского Рима прошлых столетий. После возведения здания Сикстинской капеллы, на протяжении двух лет росписью храма занималась плеяда прославленных художников из Флоренции. Это были Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли.

В общей сложности живописцы создали 16 фресок, изображающих библейские сюжеты. Несмотря на то, что святыню расписывали разные мастера XV века, капелла стала поистине знаменитой благодаря работам гениального художника Микеланджело. Мастера пригласили расписать потолок и алтарную стену спустя 30 лет после возведения капеллы.

История строительства

Сикстинская капелла была построена в 1481 году по инициативе папы Римского Сикста IV, который присвоил этому небольшому сооружению своё имя. Папа являлся своеобразной одиозной личностью. Его правление ознаменовалось ростом коррупции, взяточничества, введением высоких налогов, а также публичным сожжением еретиков. Были у Сикста IV и светлые деяния. Он перенёс папскую резиденцию в Ватикан, занимался приобщением граждан к искусству, открывая музеи и библиотеки.

Политическая обстановка раздробленных княжеств Италии в средневековье не гарантировала безопасность главе Папского государства. Внутренние интриги и заговоры против понтифика, а также внешняя угроза со стороны Османской империи вынудили построить более защищённое здание, где могли бы укрыться папа Римский, кардиналы и религиозные служащие в случае возникновения опасности.

Архитектором капеллы назначили Баччо Понтелли. Согласно проекту зодчего, церковь должна была иметь высокие двадцатиметровые крепкие стены, способные выдержать нападение вражеских войск на Ватикан. Часовня строилась в виде крепостного сооружения прямоугольной формы с тремя этажами. Фасад церкви увенчан цилиндрическим сводом и украшен двенадцатью стрельчатыми окнами. Верхний ярус, опоясанный окнами-бойницами, предназначался для вооружённых солдат. Внешний вид здания был лишён какой-либо помпезности. В часовне не предполагалось проводить торжественных церемоний. Длина капеллы составляет 40 метров, а ширина 13 метров.

Описание

Помещение капеллы представляет собой просторный зал с овальным сводом, где расположен алтарь. Пол покрыт великолепной мозаикой, а стены и потолок расписаны фресками великих мастеров того времени. По периметру часовни стоят каменные скамьи. Зал разделён мраморной перегородкой с красивыми канделябрами. Визуально стены помещения разделены на несколько зон. Нижняя часть украшена серебряными и золотыми драпировками. Средний ряд представлен фресками, описывающими земную жизнь Иисуса Христа и Моисея. На верхнем ярусе расположены портреты первых правителей Папской области.

Первоначально потолок капеллы был расписан в виде звёздного неба, однако спустя некоторое время на нём стали появляться трещины. Папа Римский Юлий II (преемник Сикста IV) пригласил убрать изъяны на потолке молодого скульптора Микеланджело, который на тот момент не обладал достаточным опытом подобной работы. Как показывает история, выбор папы оказался абсолютно верным.

Микеланджело создал специальные «воздушные леса», которые крепились в отверстиях над окнами. Конструкция не препятствовала проведению в часовни службы, поскольку находилась в подвешенном положении без опор снизу. Перед Микеланджело стояла сложнейшая задача - покрыть живописными картинами поверхность, площадь которой составляла 600 м 2 .

Фрески

Северная стена капеллы оформлена фресками, изображающими историю Иисуса. Произведения описывают крещение, искушение, проповеди Христа, а также призвание апостолов. Действия картин разворачиваются на фоне итальянского пейзажа и архитектурных ансамблей. Помимо центральной фигуры Христа, на фресках изображено много людей.

Южная сторона часовни обрамлена циклом картин, которые рассказывают о деяниях Моисея. Особого внимания заслуживает произведение Сандро Боттичелли «Юность Моисея». Фреска описывает сразу несколько событий в пределах одной композиции. Моисей убивает египтянина, поднявшего руку на еврея, защищает и пасёт овец, убегает по тропинке в просторную даль, а также уводит своих соплеменников из Египта.

Потолок капеллы, расписанный Микеланджело, поражает своим обилием ярких персонажей. Его работа являет образы библейских героев и Пророков. Изображения отделены нарисованным архитектурным обрамлением. Основываясь на ветхозаветных сюжетах, художник своими произведениями излагает историю создания Богом мира и людей, разделения полов, грехопадения человечества и расплаты за проступок.

Все герои картин обладают могучей физической и духовной силой. В образах персонажей ощущается реализм и драматизм, описанных событий. Одной из центральных фресок Микеланджело является «Сотворение Адама». Художник талантливо изобразил атлетическое телосложение человека, который лежит в расслабленной позе в пустынной местности. К Адаму летит Творец, протягивающий ему руку, тем самым давая жизнь.

На потолке капеллы изображены следующие произведения: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца и Луны», «Сотворение Евы», «Первородный грех», «Изгнание из Рая». Над фресками Микеланджело работал с 1508 по 1512 года. Спустя 23 года после завершения оформления плафона капеллы, Микеланджело расписал алтарную стену фреской, именуемой «Страшный суд». Художник изобразил более 400 фигур, наполненными сложными неуверенными позами с отчаянными жестами. В центре композиции Христос и Дева Мария судят весь человеческий род. По левую сторону от Иисуса расположены грешники, которым уготована страшная участь, справа - праведники, избранные служению на небе.

Реставрация

Со временем пыль, грязь, копоть от свечей, а также протекающая крыша нанесли серьёзный ущерб потолочным и стенным фрескам капеллы. Масштабная реставрация часовни началась в 1979 году при финансовой поддержке Ватикана и японского телеканала, получившего эксклюзивные права на съёмку этапов реставрации. Для восстановления произведений потребовалось химическое средство, способное размягчать грязь, которую специалисты аккуратно удаляли стерильной губкой.

Сикстинская капелла является местом заседаний конклава, где избирают нового папу Римского. Выборы осуществляют при закрытых дверях. Кардиналы со всего мира голосуют за человека, который достоин стать главой католической церкви. Во время процесса голосования на крыше капеллы устанавливают трубу. Если из неё пойдёт чёрный дым, то выборы не состоялись. Белый дым означает избрание нового папы Римского.

Все тайны Сикстинской капеллы связаны с гениальным художником Микеланджело. Учёные утверждают, что он в своих работах оставил потомкам зашифрованное послание, которое расходится с церковными постулатами. Микеланджело считал, что природа тела человека первична, а душа - вторична. На фреске «Сотворение Адама» можно увидеть вокруг Господа силуэт огромного человеческого мозга. Мастер показал, что духовная сила связана с высшим разумом. Во многих росписях художник изображает голых мужчин. Таким образом, Микеланджело подчёркивает, что сначала было оплодотворение, а потом одухотворение.

Время работы и стоимость билетов

Капелла открыта с 9:00 до 18:00 каждый день, кроме воскресенья. Для входа в часовню следует приобрести единый билет, включающий посещение Ватиканских музеев. Билет стоит 16 евро.