Роль литературы в жизни человека: аргументы к сочинению. Что такое духовная литература

Значение духовной литературы в жизни человека

(Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль духовной литературы Ярославского края в формировании духовно-нравственной культуры личности»)
Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием - кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною» (Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

По словам одного из величайших святых подвижников XIX века епископа Феофана Затворника «Без чтения душно и душа голодает» . Ему же принадлежит замечание: «Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» (Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги - это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых - носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей - и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

Однако следует помнить, что одним только чтением духовной литературы невозможно совершение чуда полного преображения человеческой души, поскольку чтением духовных книг без применения почерпнутого из них в жизни создается самообман, что духовное возрастание началось. Духовная жизнь подменяется воображением, «поскольку знание об истине - это не то, что знание истины» .

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина - благая и радостная - есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата Урок№1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

Задачи:

Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

Ход урока.

1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

5) Резерв. Фронтальный опрос.

Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»


Отношение к классике во многом зависит от культурного уровня общества, эстетического сознания и материального положения. Какова же роль классической детской литературы в воспитании и образовании молодого поколения на современном этапе жизни нашей страны?

Зачем нам классическая литература?

Человек впервые сталкивается с классикой в детском возрасте, когда родители читают ему вслух сказки Пушкина, Андерсена, изложения приключений Робинзона, Гулливера. Первое знакомство самое важное. То, что человек узнает в детстве, останется с ним навсегда и становится основой для его эрудиции. Когда ребенок начинает читать сам, он первым делом берет в руки те книги, которые культивировались в его семье. Зачастую это оказывается классика. Лет 20 назад дети запоем читали Дюма, Конан Дойла, Стивенсона. Сегодня телевидение и компьютер заменили им это удовольствие и вытеснили классическую литературу.

Кроме того, для чтения классики необходимо одно важное условие – надо уметь наслаждаться ею. Надо уметь погружаться в спокойствие и размеренное повествование, надо иметь терпение при чтении чересчур длинных описаний, надо уметь получать удовольствие от языка старых мастеров. И надо иметь время, чтобы, выкинув из головы все повседневные проблемы, полностью отдаться книге, которая с лихвой окупит потраченное на нее часы. Классическая литература помогает почувствовать эпоху, в которую они были написаны, дают четкую картину настоящего. Каждая из этих книг предполагает множество интерпретаций. Каждая скрывает в себе особый таинственный мир.

Не будет лишним сказать о таком преимуществе классики, как ее способность формировать у человека самосознание, способность более глубокого понимания социальной реальности, психологии людей, наконец, возможность овладеть навыками грамотной русской речи, подверженной в последнее время лингвистической американизацией.

Роль классической литературы в воспитании детей

Не случайно прогрессивные деятели прошлого считали историю лучшей воспитательницей. Читая книги классиков, дети знакомятся с прошлым нашей Родины, с жизнью и бытом далеких предков, с историей и географией страны. Таким образом, классика способствует обогащению и накоплению исторической памяти. В результате этого дети начинают осознавать себя преемниками всего созданного на земле и продолжателями дел своих предков, ответственными за судьбу планеты. Из произведений классиков юный читатель впитывает гуманистические и прогрессивные идеи прошлого, видит извечную борьбу трудового народа за лучшую жизнь. Отрываясь от только что прочитанных страниц о прошлом, взволнованный рассказом о беспросветной нужде и горе, он своим нежным сердцем сочувствует страданиям своих сверстников и при этом невольно сравнивает их положение со своей жизнью. Классики воссоздали богатый внутренний мир человека, создали образы героев, отличающихся моральной чистотой, совестливостью, способностью сочувствовать другим в беде.

Классическая литература сегодня

Классическая литература в лице Толстова, Грибоедова, Достоевского, Диккенса, Чехова, будоражившая умы и воображение людей, не оставлявшая никого равнодушным, уступила свое почетное место на книжных полках магазина современной «однодневной» литературе. Под последней я понимаю скорее не литературу в традиционном понимании, а некие «коммерческие проекты», смысл которых, как говорят в народе, «убить время». В то время как классическая литература заставляет думать и размышлять, воспринимать и оценивать, наконец, она воспитывает и обеспечивает духовный рост человеку. Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии 210летия со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, 62% россиян после окончания школы русских классиков никогда не перечитывали. Те же, кто все-таки классику читали, чаще всего обращались к А.С. Пушкину (14%), Л.Н. Толстому (11%) и Н.В. Гоголю (9%). Только 59% россиян смогли правильно указать автора «Медного всадника», и лишь 21% автора «Полтавы».

  • Кроме литературы, чем и дышать,
  • Опускаясь на дно морское…
  • М.Щербаков . Целое лето
  • «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
  • «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов .
  • «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.
  • Д.С.Лихачев
  • Иван Бунин
  • Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
  • А.Ахматова
  • Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.
  • Б.Пастрнак
  • Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
  • До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
  • Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.
  • Вопросы
  • Почему литературу называют искусством слова ? Покажите на примерах, что такое искусство слова ?
  • Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?
  • Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
  • Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?
  • - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
  • Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
  • Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
  • “Ты хочешь знать, что видел я
  • На воле? - Пышные поля,
  • Холмы, покрытые венцом
  • Дерев, разросшихся кругом,
  • Шумящих свежею толпой,
  • Как братья в пляске круговой.
  • Я видел груды темных скал,
  • Когда поток их разделял,
  • И думы их я угадал:
  • Мне было свыше то дано!
  • Простерты в воздухе давно
  • Объятья каменные их,
  • И жаждут встречи каждый миг;
  • Но дни бегут, бегут года -
  • Им не сойтися никогда!
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  • Ответить письменно на один из вопросов:
  • Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?
  • Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
  • Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?
  • Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.
  • Домашнее задание
  • Спасибо за урок!!!

Чтение - важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание - написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека - это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное - та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения - они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии - читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Роль литературы в жизни человека: аргументы

Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал - скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип - «все должно быть в меру».

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы - это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы - это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.