Роль детства аргументы из литературы. Работа по литературе "тема детства в русской литературе хх века"

Чем прекрасна память о детстве?

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть этого автора знакомит нас с историей мальчика, посетившего множество планет в самых отдаленных уголках нашей необъятной вселенной. Общаясь с многими их жителями, он к своему удивлению обнаружил, что стал свидетелем существования огромной дистанции, которая разделяет детей его возраста с взрослыми людьми. Маленький путешественник отмечает, что все интересы взрослых сводятся к вещам рациональным и неинтересным. К примеру, один из его собеседников с багровым лицом, кроме цифр не интересовался ничем и с гордостью называл себя очень серьезным господином. Ему были чужды такие чувства, как любовь, привязанность и дружба, и по выражению Маленького принца, больше походил на гриб, чем на нормального человека.

Ценность воспоминаний о детстве.

«Детство» Лев Николаевич Толстой

Первая книга этой трилогии знакомит нас с юным персонажем Николенькой и его бурными воспоминаниями о безвозвратно ушедших годах золотого периода своего детства. Он вспоминает маму, бабушку, окружающую природу, которая казалась ему в тот период великой и грандиозной. Классиком этот мир показан настолько проникновенно и чисто, что никаких сомнений в уникальности этого счастливого этапа жизни для уже повзрослевшего мальчика, не возникает. Он действительно счастлив и светел в своих воспоминаниях. Следующие книги этого произведения повествуют о более зрелом возрасте Николеньки. Его жизнь наполнена множеством событий, смертью матери, переездом на новое место жительства и отсутствием той теплоты и участия, к которой он привык, будучи ребенком. И все же светлые воспоминания о своем первом осознанном периоде жизни, греют его душу и помогают преодолевать трудности наступившего отрочества и зрелости. Атмосфера детских лет наполняет его радостью и любовью. Она служит тем спасательным кругом, который всю последующую жизнь будет поддерживать его и не давать опуститься в омут равнодушия и злобы.

Роль детских воспоминаний в жизни взрослого человека

«Обломов» Иван Александрович Гончаров

Подобные ностальгические чувства по ушедшему в небытие детству, испытывает и удивительный персонаж пьесы И.А. Гончарова «Обломов». Находясь в гуще петербургской суеты, главный герой не может отвлечься от сладких детских переживаний. Воспоминания той поры, когда он мог оставаться самим собой без оглядки на установленные правила и условности, наполняют его душу теплом и покоем. По словам Обломова, умиротворенное детское сердце только в этот период наполнено ожиданием нескончаемой цепочки чудес, приключений и радостей.

Отношение детей и родителей. Чем страшно равнодушие к своим близким.

«Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский

Довольно часто повзрослевшие дети, окунаясь в суету ежедневных забот, без всяких на то причин, перестают общаться со своими родителями. К. Г. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» описывает отношение взрослой дочери к своей одинокой постаревшей маме. Екатерина Петровна коротала свой век в забытой Богом деревне, в то время как Настя, ее дочь, занималась благоустройством своей жизни в северной столице. Общение последних трех лет между матерью и дочкой ограничивались редкими письмами, которые Настя порой не удосуживалась прочесть, и денежной помощью в двести рублей, пересылаемой ею матери раз в месяц. Екатерина Петровна была безмерно благодарна дочери за ее заботу, но почтовые переводы больше интересовали ее той парой строк, которыми Настя сопровождала пересылаемые деньги. Она с жадностью по несколько раз перечитывала эти обрывочные лаконичные сообщения, в которых дочь сетовала на нехватку времени даже на то, чтобы написать полноценное письмо, и хранила их как самое ценное, что у нее было в доме. Мать не обижалась на безразличие дочери, но очень скучала и тосковала по ней. Она внимательно прислушивалась к каждому дверному скрипу и шагам под окнами своего дома, в надежде, что сейчас распахнется калитка и во двор войдет ее единственная любимая дочь. Чувствуя приближение смерти, Екатерина Ивановна отправила письмо дочери с просьбой приехать, чтобы попрощаться, но Настя так и не собралась в гости к матери, да и вообще не восприняла содержание письма всерьез. Осознание наступило лишь с приходом телеграммы, сообщавшей о том, что ее мать при смерти. И лишь в этот момент сердце дочери наполнилось нестерпимой болью и обидой на себя. Она вдруг четко поняла, что никто в жизни ее так не любил, как эта умирающая в одиночестве старушка, что нет для нее в этом мире человека более близкого и родного чем мама. К сожалению, все произошло очень быстро. Екатерина Ивановна отошла в мир иной, так и не успев попрощаться с дочерью, а Настя вернулась после похорон с чувством невосполнимой утраты и непоправимой вины. Видимо с этим ощущением, она и жила все оставшиеся годы, поскольку попросить прощения было уже не у кого.

Проблема одиночества. Можно ли обрести счастье в одиночестве?

В лице персонаже Максима Максимыча поэт представил нам пример человека, оставшегося на склоне лет одиноким и никому не нужным. Долгие годы службы в условиях, не позволивших нашему герою обзавестись семьей, и частая перемена мест своего жительства, способствовавшая отсутствию у него крепких дружеских связей и круга близких знакомых, сыграла со старым воякой дурную шутку. К старости он остался в полном одиночестве. Старик жил уединенно и общался лишь с приезжавшими в город по делам службы, командированными чиновниками и офицерами. Как любой нормальный человек он тянулся к людям, нуждался в обыкновенном человеческом общении и не находил, кому предложить свои неистраченные силы, заботу и любовь. Молодые люди, обычно, так остро не чувствуют, отсутствия рядом с собой родных и преданных людей. Они заняты проблемами устройства своей жизни, выстраиванием карьеры и множеством иных неотложных дел. Что же касается Максима Максимыча, то возраст диктовал ему уже совершенно другие потребности и желания – ему необходим был постоянный круг общения, близкое окружение, хлопоты по воспитанию внуков и деятельное участие в делах своих взрослых детей. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, всего этого он был лишен, и встреча с Печориным на короткое время изменила все. Старый солдат отнесся к нему как к родному сыну. Он направил весь свой богатый жизненный опыт и чисто человеческое желание оказать помощь, в адрес молодого офицера, однако тот не ответил взаимностью и воспринял его заботу холодно и безразлично. Такое отношение Печорина глубоко обидело старика, он стал замкнут и, осознавая свою ненужность, полностью потерял интерес к жизни. Вывод из этой истории напрашивается следующий: для счастья человеку нужно не так уж и много – близкие, которые бы нуждались в его заботе и друзья, с которыми можно поговорить о самом сокровенном и наболевшем. Одиночество способно ожесточить и сделать несчастным любого самого жизнерадостного человека – оно противоестественно.

Что чаще всего становится причиной одиночества?

«Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов

На примере Григория Александровича Печорина, Лермонтов обрисовал и совершенно иную проблему феномена одиночества. Главный герой этого произведения обладает приятной внешностью, весьма неглуп, пользуется успехом у противоположного пола, но полностью лишен способности к глубоким чувствам и искренней привязанности. Причина его обособленности и отчужденности кроется в определенных чертах характера. Печорину удается испортить отношения с людьми, которые проявляют неподдельное стремление к дружбе с ним, он отталкивает своей холодностью и безразличием даже тех, чьи чувства к нему чисты и искренни. Через жернова его равнодушия прошли все основные персонажи романа: Вернер, Максим Максимыч, Вера, Грушницкий и прочие. Понятно, что такое отношение к окружающим, ничем хорошим закончиться не могло. Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии, так и не испытав настоящей любви, не став мужем и отцом, и не оставив за своей спиной никого, кто бы действительно сожалел о его преждевременной кончине. Можно подытожить все это одной единственной фразой. Основной причиной одиночества является беспросветный эгоизм и болезненное самолюбие.

Причина конфликта детей и родителей.

«Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев

Знаменитый роман И. С. Тургенева ярко иллюстрирует проблему отношений между новым и старым поколениями. Главный персонаж произведения, некто Базаров, является представителем прогрессивной молодежи того времени. Он «с пеной у рта» категорически опровергает убеждения местного дворянского общества, в лице братьев Кирсановых. Его нескрываемое презрение к отцовским традициям и веками выработанным устоям, достойно всяческого изумления. Отъявленный, можно сказать, реакционный нигилизм главного героя, напрочь перечеркивает все нормы нравственности, которых веками придерживалось старшее поколение. Он склонен к отрицанию даже таких незыблемых понятия, как брак, любовь и семья. Сам автор вынес окончательный приговор этому наглому и амбициозному персонажу. Он обрек его на смерть, настолько нелепую и противоречащую всем его «гениальным» построениям, что Базаров перед смертью вынужден был опровергнуть свои собственные убеждения, признавшись в искренних чувствах к своей возлюбленной, госпоже Одинцовой.

Проблема конфликта поколений существовала всегда, и не только в нашей стране. Ни один философ или мыслитель не дал четкого рецепта, как этого избежать, но стоит помнить одно – нельзя создать новое без твердой опоры на прошлое. Если бы наши предки ожесточенно «растаптывали» все те ценности, которые им оставили предыдущие поколения, человечество просто прекратило бы свое существование.

  • События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления
  • Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте
  • О моментах из детства люди вспоминают всю жизнь как о самых счастливых
  • Тяжелое детство может не сломать человека, а сделать его гораздо сильнее
  • Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо
  • Детство — это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности

Аргументы

И.А. Гончаров «Обломов». С детства Илья Ильич Обломов был окружен любовью, заботой и нежностью. Его родители не слишком утруждались хозяйственными делами, больше думая о вкусной еде и предпочитая обязательный послеобеденный сон. Вся семья ласкала Илюшу, единственного ребенка в семье, поэтому он вырос несамостоятельным: все, что было возможно, за него делали слуги и родители. Детство Обломова не могло не отразиться на его будущем: ценности Ильи Ильича не поменялись с годами. А Обломовка, его родная деревня, так и осталась символом идеальной для героя жизни.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.

М. Горький «Детство». Судьба Алеши Пешкова была нелегкой. К началу обучения в школе его семья настолько обеднела, что ребенок был вынужден сам зарабатывать себе на пропитание. Через некоторое время Алеше по наставлению деда и вовсе пришлось идти «в люди», то есть уйти из дома на заработки. Но на этом несчастья не закончились: близкие ему стали умирать один за другим, а сверстники мальчика и вовсе недолюбливали. И хотя у Алеши Пешкова было трудное детство, в нем развились самые важные для человека внутренние качества: доброта, способность к состраданию, чуткость. Сложные жизненные обстоятельства не отняли у него самое главное, чем ценен человек.

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку». Еще в детстве в человеке зарождается важное качество личности — умение сочувствовать всему живому. Из рассказа мы узнаем о Сашке, решившем приютить бездомную собаку. Ни один взрослый не поддержал желание мальчика помочь живому существу. Жестокий отец при первой же возможности застрелил животное. Сашка был потрясен. Он решил, что всегда будет защищать брошенных животных, когда станет взрослым. Случай, произошедший с героем в детстве, пробудил в нем принципы его будущей жизни.

Виды проблемы

Роль детства в жизни человека

Аргументы

Л.Н.Толстой «Война и мир». Один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, открытость, желание помочь человеку в любую минуту - в годину суровых испытаний не может оставаться дома.

Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Вспомним, как Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя...

И.А.Гончаров «Обломов». Детство главного героя Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» было сказочным и безоблачным. Маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, оберегали от всяческих опасностей. Обломов ничего не делал, родители запрещали ему проявлять свою волю, а любые попытки к самостоятельности немедленно пресекались. Такая чрезмерная опека и забота заглушили в Обломове всякое желание делать что- либо самому, познать что-то новое. В дальнейшем мы видим, каким вырос герой: ленивым, апатичным, совершенно не приспособленным к жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Безоблачным было детство героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного.. .Но, увы!

Ч.Диккенс «Дэвид Копперфилд». В большинстве романах Ч. Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Дэвид Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.

Н.В.Гоголь «Страшная месть». В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" Н.В. Гоголь, раскрывая внутренний мир своих героев, нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков.

Здесь собраны наиболее популярные проблемы детства, которые затрагиваются авторами разных направлений и эпох. Каждая из них отражена в заголовках, под которыми вы можете найти подходящие аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Все эти примеры можно скачать в таблице в конце статьи.

  1. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.
  2. В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви. Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка. Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются. Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.
  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева. Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера. В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

Влияние и роль детства в жизни человека

  1. Молодой монах Мцыри — ключевая фигура одноименного произведения М.Ю. Лермонтова. Он всю свою жизнь тосковал по родной земле горного Кавказа. Личная трагедия героя состоит в его невольничестве, которое не дает ему возможность вернуться к себе домой. Монолог юноши перед смертью содержит детские воспоминания, в которых появляются и отец, и сестры, и вечерний очаг. Но главным для Мцыри является то – что его детские воспоминания отсылают героя к мысли о призрачной и далекой свободе, к которой так стремится юная душа. Таким образом, детские воспоминания, связанные с чувством вольности и счастья, послужили стимулом к роковому побегу героя.
  2. Проблема влияния детских воспоминаний на человека актуализируется в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . Накануне жестокого убийства молодому студенту Родиону Раскольникову снится сон-воспоминание из детства. В нем главный герой предстает маленьким мальчиком, тонко и мучительно чувствующим сострадание по отношению к убиенной пьяным Миколкой лошади. Автор неслучайно включает этот сон в повествование. Данное воспоминание ставит под сомнение теорию Раскольникова, говоря о том, что никто не имеет право распоряжаться чужой жизнью. Но идеологическое начало все же перевешивает в сознании Родиона, и он все-таки убивает старуху. Однако мысли из детства не отпускают его, именно они положили начало противоречию в душе преступника.
  3. Детская нищета

    1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых. Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства. Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».
    2. Проблема равнодушия взрослых

      1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании. Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы. Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.

У большинства людей самые теплые и приятные воспоминания связаны с порой детства и юности. В это время человек учится сам держать ложку, завязывать ботинки, читать, писать, узнает много нового о мире вокруг, пытается общаться с другими. Родители объясняют ребенку понятия добра и зла, нравственности, совести, порицают или хвалят его. Таким образом, детство и юность играют важную роль в становлении личности человека. Именно в этот период закладываются духовные ценности, появляются первые осознанные желания, накапливаются знания, опыт общения, от которых зависит будущая жизнь человека.

Ярким примером влияния детства на становление личности является роман И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения – ленивый, апатичный дворянин Илья Ильич Обломов.

Он долго не встает с постели с утра, редко выходит на улицу, предпочитает много думать, но мало делать. Вскоре из главы «Сон Обломова» мы понимаем, что истоки его бездеятельности, ленивости, апатичности берут начало в раннем детстве. Илья Ильич был любопытным неглупым ребенком, которому хотелось узнать все о мире, окружавшем его, но размеренная спокойная жизнь жителей Обломовки оказалась губительной средой для становления и духовного развития личности.

"...Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?.."

Андрей Штольц – близкий друг Обломова. В романе он противопоставляется Илье Ильичу. Штольц воспитывался в строгой семье, пережил трудные времена. Он не любит мечтать, думает в меру и много делает, обладает твердым характером, что делает его отважным и смелым. Все эти качества воспитали в Штольце его родители, а точнее – среда, в которой он находился в детстве. В детстве Андрей получил «трудовое, практическое» воспитание, рано начал помогать в работе отцу, много и усердно учился. «...Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах..." Детство Штольца хоть и было трудным, однако оно лучшим образом повлияло на его личность, воспитало в нем такие положительные качества, как трудолюбие, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность.

Детство играет важную роль в становлении личности, так как взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил на ранних этапах своего развития. Ян Амос Коменский говорил: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.»