Рокотов левицкий боровиковский что они сделали. Школьная энциклопедия

1 учебный вопрос: «Законодательство Российской Федерации о социальной защите граждан, проходящих военную службу по контракту». В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федераль-ные законы: «О статусе военнослу-жащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». Они способствуют повышению социальной защищенности военнослужащих, укреплению стабиль-ности их социального положения, сохра-нению значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты воен-нослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников. В 2004 г. произошло реформирование системы социальной защиты населения. В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» вместо перечня льгот и компенсаций государство предоставило нормативную категорию «социальные гарантии». Понятие «льготы» – предмет постоянного науч-ного внимания в области военно-социаль-ного законодательства. Так, под льготами понимают разновидность специальных прав, более высокий уровень возмож-ностей для удовлетворения потребностей в социальных благах, поощрительное освобождение от некоторых обязан-ностей, правовой стимул и другое. Т. е. льгота – это конкретное, выраженное в нормах права «облегчение», выраженное в предоставлении военнослужащим и гражданам, уволенным с военнойслуж-бы, членам их семей дополнительных особых прав или преимуществ. До замены этого понятия на категорию «социальные гарантии» смысл соответ-ствующих норм заключался в предостав-лении конкретных прав (преимуществ) военнослужащим и членам их семей. Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможность, более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в Конституции и законах требования становились бы фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Под обеспечением прав и свобод понимается система их гарантирования, т. е. система условий и специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях и их охрану. Категория «социальные гарантии» состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное и многозначное понимание. Прежде всего, это относится к понятию «гарантии», разделяющемуся на гарантии общие и специальные. В любом случае неизменным остается смысл термина «гарантия» (фр. garantie) «ручательство», «обеспечение». Таким образом, если льгота – это конкретное, выраженное в нормах права облегчение, выраженное в предостав-лении военнослужащим и членам их семей, дополнительных особых прав или преимуществ, то гарантии – это совокупность условий, средств и способов, призванных обеспечить эти дополнительные права и преимущества в определенной (социальной) сфере. Основное отличие гарантий от льгот заключается в их функциональном предназначении: если правовые нормы о льготах с точки зрения их содержания являются нормами материального права, т. е. устанавливают конкретные виды, объем предоставляемых военнослужащим вполне осязаемых материальных благ и размеры компенсационных денежных выплат, то гарантии относятся к процедурной процессуальной сфере, обеспечивающей создание необходимых условий для безусловной реализации социальных норм о льготах и доведение материальных благ до конкретных получателей. В этом смысле: льгота – это собственно благо, а гарантия – это способ (условие, средство) реализации этого блага. Таким образом, нормативное закрепление термина «социальные гарантии» в законодательстве направлено на повышение социального положения военнослужащих и членов их семей. Социальная защита является одним из элементов социальной политики государства (схема №1). Социальная защита – это система мероприятий и учреждений, гарантирую-щих минимально достаточные условия жизни, удовлетворяющие потребности жизнеобеспечения и деятельного сущест-вования человека. Социальная защита основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку (военнослужащему) реальные возможности реализации его прав и гарантий (социально-экономических, правовых (политичес-ких), культурных (духовных) на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования. Социальная защита направлена на: уменьшение продолжительности рабочего дня; увеличение заработной платы; увеличение пенсий, пособий, различных выплат; предоставление льготных услуг и т.д. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неудовлетворенности, агрессивности общества. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также является функцией государства и предусматривает: реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. В Законе «О статусе военнослужащих» дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит: военнослужащих и членов их семей; граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей; граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей. В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной думы по: обороне, безопасности, делам ветеранов и социальной политике. Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны. В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ. Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование – одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск. Главенствующая роль в организации социальной и правовой защищенности военнослужащих непосредственно в войсках принадлежит командиру воинской части. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов, что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка: утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи. Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по работе с личным составом отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. Законодательство Российской Федерации нацелено прежде всего на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Функция социальной защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан государства, в том числе и для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защиту. При этом учитывается, что военнослужащие – это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод. Основным отличием социальной защиты военнослужащих от социальной защиты гражданского населения является то, что в ней нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях вести дополнительную деятельность для повышения своего благосостояния. Анализ документов, посвященных проблемам социально-правовой защите военнослужащих, дает основание для вывода о том, что одно из направлений в деятельности органов государственной власти по социально-правовой защите составляет разработка и принятие законов, других нормативных актов, определяющих права, льготы военнослу-жащих и гарантии их реализации. Многолетняя практика показывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он заработал, воплотился в практику, необходим отлаженный механизм право-реализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению. В сфере социальной защиты военнослу-жащих этот механизм включает в себя: соответствующие правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления; активную деятельность соответству-ющих субъектов, наделенных определен-ными полномочиями по социальной за-щите военнослужащих; реальную возможность военнослу-жащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореали-зующий процесс. Военно-социальная работа с воен-нослужащими призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и таким образом является составной частью механизма правореализации. Военно-социальная работа с военнослужащими – это относительно самостоятельное направление деятель-ности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед военной органи-зацией общества. По своему содержанию военно-социальная работа с военнослу-жащими включает: изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей; выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты воен-нослужащих; организацию и проведение правового воспитания различных категорий воен-нослужащих; обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социаль-но-правовых проблем; обучение командиров, других дол-жностных лиц правовым основам служеб-ной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей; взаимодействие с органами государ-ственной власти и местного самоупра-вления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военно-служащих и членов их семей. Исходя из этого, военно-социальную работу с военнослужащими можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государ-ственной власти, общественными объеди-нениями правоприменительную и право-исполнительную деятельность органов военного управления, воинских дол-жностных лиц по реализации установ-ленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания вы-сокого уровня морально-психологи-ческого состояния военнослужащих. Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе военной организации, обусловили необ-ходимость усиления социально-экономи-ческой защищенности военнослужащих. Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные на них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей. На практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослу-жащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечи-вающих этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач. До недавнего времени в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определялись пакетом законов, юридически обеспечи-вающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослу-жащих, социально-бытовое обслужива-ние.

Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке - по контракту , отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет. Однако с гражданином, впервые поступающим на военную службу на воинскую должность, замещаемую солдатами, матросами, сержантами, старшинами, контракт может заключаться только на три года.

Ко всем гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования. На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие на военную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям, они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.

Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, поступающие на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины (главного корабельного старшины), назначаются командирами воинских частей. Для этих военнослужащих, так же как и для лиц, проходящих военную службу по призыву, установлены войсковые или корабельные воинские звания.

Очередное воинское звание присваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании, но при условии, если военнослужащий занимает должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем звание, которое он получает. За особые личные заслуги очередное воинское звание может быть присвоено досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им должности (после истечения срока службы в предыдущем звании). Лишение воинских званий допустимо только по приговору суда за тяжкое или особо тяжкое преступление. Снижение воинского звания для этих лиц законодательством не предусмотрено.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и устанавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Во всех случаях продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Помимо основного отпуска, могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, по личным обстоятельствам и др.), которые в счет основного отпуска не засчитываются.

В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однако общая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельного возраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов и старшин - 45 лет. Только с отдельными военнослужащими может быть заключен новый контракт о дальнейшем прохождении военной службы после достижения предельного возраста. Но это относится к военнослужащим, владеющим одной из военно-учетных специальностей, перечень которых должен быть указан в Положении о порядке прохождения военной службы.

Законодательством предусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечения сроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признаны военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе или которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишения воинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям. Решение командования о досрочном увольнении военнослужащего может быть обжаловано в суд.

Военнослужащий имеет право на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания его ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание и заботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, если мать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв), который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запас зачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, не связанным с их убеждениями. Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общая продолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

1. В настоящее время, в процессе реформирования Вооруженных Сил и других силовых структур, происходят постоянные изменения в военном законодательстве, в результате чего возникают различные проблемы в правовом регулировании вопросов, касающихся порядка прохождения военнослужащими военной службы.

2. Знание офицером правовых основ и особенностей прохождения военнослужащими военной службы по призыву и по контракту является важнейшим условием эффективности его практической деятельности.

Порядок прохождения военной службы по призыву опре­деляется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе »и Положением о порядке прохождения во­енной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призы­ву, могут быть направлены (в том числе в составе подразде­ления, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе, и только если срок их военной службы составляет не менее шести месяцев.

Началом военной службы для граждан, призванных на во­енную службу, считается день убытия из военного комисса­риата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус во­еннослужащего.

По прибытии в часть и после прохождения начальной во­енной подготовки, продолжительность которой не превышает двух месяцев, военнослужащий приводится к военной присяге (рис. 32).

До приведения военнослужащего к военной присяге он не может привлекаться к участию в боевых действиях, несению

Рис. 32. Принятие военной присяги


боевого дежурства, боевой и караульной службы. За ним также не могут закрепляться оружие и военная техника, и пн него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Повседневная жизнь военнослужащих в военной части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба, организованная в соответствии с по­ложениями Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, предназначена для поддержания в частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоян­ную боевую готовность и учебу личного состава, организован­ное выполнение им задач в повседневной деятельности. Вну­тренняя служба требует организованных действий военно­служащих независимо от их желаний.

Руководство внутренней службой осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения - коман­дир подразделения. Непосредственным организатором вну­тренней службы является начальник штаба, а в расположе­нии роты - старшина роты.

Каждый военнослужащий проходит военную службу на определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание.

В Вооруженных силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях установлены составы воен­нослужащих и соответствующие им воинские звания. Пере­чень составов и воинских званий определен Федеральным за­коном «О воинской обязанности и военной службе» (табл. 2).

Для прохождения военной службы в каждом звании уста­навливается определенный срок. Очередное воинское звание присваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, пред­усмотренного воинской должностью.

Проведение армейской реформы предусматривает упразд­нение института прапорщиков и мичманов. Лица в этом зва­нии будут сокращены, переведены на другие должности или уволены в запас.

В настоящее время воинские звания присваивают:

    высшие воинские звания - Президент Российской Фе­дерации;

    до полковника (капитана 1-го ранга) - министр оборо­ны Рф;

Таблица 2. Перечень составов и воинских званий военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты Матросы

Рядовой Ефрейтор

Старший матрос

Сержанты Старшины

Младший сержант Сержант

Старший сержант Старшина

Старшина 2-й статьи Старшина 1-й статьи Главный старшина Главный корабельный старшина

Прапорщики Мичманы

Прапорщик Старший прапорщик

Старший мичман

Младшие офицеры

Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан

Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант

Старшие офицеры

Подполковник Полковник

Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга

Высшие офицеры

Генерал- м айор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии Маршал Российской Федерации

Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота

до подполковника (капитана 2-го ранга) - заместитель министра обороны РФ, главнокомандующие видами Во­оруженных сил;

    до майора (капитана 3-го ранга) - командующий вой­сками военного округа;

до старшего прапорщика (старшего мичмана) - коман­дир объединения;

    до старшины (главного корабельного старшины) - ко­мандир соединения;

    до старшего сержанта (главного старшины) - командир воинской части;

    до ефрейтора (старшего матроса) или курсанта - ко­мандир воинской части.

Для военнослужащих устанавливаются военная форма и знаки различия.

Военная форма и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск утверждаются Президентом РФ.

Знаки различия по видам Вооруженных сил РФ, родам войск и службам, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны.

Правила ношения военной формы одежды определеныпри­ казом министра обороны № 1 500 от 3 сентября 2011 г. «О Пра­вилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических зна­ков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных сил Российской Федерации».

Военная форма одежды военнослужащих подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из этих форм, кроме того, подразделяется на летнюю и зимнюю. При выполнении военнослужащими специфических задач преду­сматривается ношение специальной (летно-технической, уте­пленной и др.) одежды.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призы­ву, носят форму одежды:

    парадную - при принятии военной присяги; при вру­чении воинской части Боевого знамени; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при несении службы часовыми по охра­не Боевого знамени;

    полевую - на учениях, маневрах, боевых дежурствах и на занятиях в учебных центрах;

    повседневную - во всех остальных случаях.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой документ регулирует вопросы прохождения военной службы по призыву?

2. С какого момента гражданин приобретает статус военнослужа­щего?

3. Какова продолжительность начальной военной подготовки во­еннослужащего?

4. Когда военнослужащий приводится к военной присяге?

Что запрещается выполнять военнослужащему до принятия во­енной присяги?

5. Что такое внутренняя служба?

6. Какие воинские звания соответствуют составам «солдаты» и «мат росы»?

7. Какую форму одежды носят военнослужащие, проходящие службу по призыву?

Вопросы:
1. Военная служба в Российской Федерации.
2. Статус военнослужащего. Социальные гарантии для военнослужащих по призыву.

Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 2 статьи 2) (далее - Закон о воинской обязанности) прохождение военной службы в Российской Федерации осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В мирное время основной формой защиты государства является воинская обязанность граждан.
При значительном разнообразии военно-служебной деятельности, отличающейся объемом полномочий и осуществляемых задач в различных государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, существуют различные виды военной службы.
Под видом предусматривается специализация, которая определяется задачами и функциями, выполняемыми конкретным органом. Военную службу военнослужащие проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе ФСБ России, во внутренних войсках МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных военных формированиях, спасательных воинских формированиях МЧС России, отдельных государственных органах: СВР России, органах ФСБ России, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.
Закон о воинской обязанности содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, в которых исполняется военная служба. На граждан, проходящих в них военную службу, распространяется особый статус, определенный Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о воинской обязанности, осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о воинской обязанности освобождены от призыва на военную службу:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Также право на освобождение от призыва на военную службу
в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о воинской обязанности имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Следует отметить, что в вышеприведенных случаях Закон о воинской обязанности наделяет гражданина правом на освобождение от призыва на военную службу, предоставляя ему возможность самостоятельно решить вопрос - проходить ли ему военную службу по призыву или нет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона о воинской обязанности не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Сроки призыва граждан на военную службу определены в статье 25 Закона о воинской обязанности. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Военная служба проходит в течение определенного срока, который начинает исчисляться с первого ее дня. Срок военной службы определяет время, в течение которого действуют военно-служебные правоотношения. Для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., он составляет 12 месяцев (пункт 1 статьи 38 Закона о воинской обязанности).
В срок военной службы в соответствии с пунктом 12 статьи 38 Закона о воинской обязанности не засчитывается:
- время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;
- время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Началом военной службы в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Закона о воинской обязанности, для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового.
Окончанием военной службы согласно пункту 11 статьи 38 Закона о воинской обязанности считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца (пункт 3 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее - Положении о порядке прохождения военной службы).
Увольняемые с военной службы солдаты (матросы), сержанты (старшины), проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально (статья 99 приказа министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»).
Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для них законом.
Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы как по призыву, так и по контракту.
Каждому военнослужащему присваивается воинское звание. Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации. В Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы, связанные с порядком и условиями присвоения или лишения воинских званий, регламентируются статьями 46-48 Закона о воинской обязанности. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Положения о порядке прохождения военной службы соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
Военная служба связана с риском и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословного подчинения, повиновения требованиям командиров (начальников) в любых условиях.
Под обязанностями военнослужащего понимается определенные в Конституции Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами функции по исполнению военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагается ряд обязанностей. Некоторые из них являются общими для всех военнослужащих, а исполнение должностных или специальных обязанностей регламентировано временными рамками.
Таким образом, обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные.
Статья 26 Закона о статусе военнослужащих определяет следующие общие обязанности военнослужащих Российской Федерации:
- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику;
- быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих определены статьями 24, 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495. Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.
Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы.
Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников).
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.
Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции, военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, на подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Воинская дисциплина определяется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 0 ноября 2007 г. № 1495 как строгое и точное исполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров и начальников. Главной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений.

Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащего, установленных законодательством.
Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащего зависят от следующих факторов:
- военнослужащие обладают гражданством своего государства, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
- военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Отсюда как следствие наличие общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащего.
- Перечень лиц, имеющих статус военнослужащих, определен в пункте 1 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Военнослужащий обладает следующими признаками:
- военнослужащий - это физическое лицо не моложе 18 лет, призванное на военную службу или поступившее на военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту;
- отвечает требованиям законодательства о военной службе;
- ему в установленном законом порядке присваивается воинское звание;
- он в обязательном порядке принимает Военную присягу.
Военнослужащие не вправе отказаться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально (статья 8 Закона о статусе военнослужащих).
Денежное довольствие военнослужащих в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»(далее - Закон о денежном довольствии) является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Денежное довольствие является формой реализации конституционных прав военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащего реализуется посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Закона о статусе военнослужащих).
Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о денежном довольствии состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также дополнительные выплаты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву».
Кроме того, законом предусмотрены иные выплаты, не входящие в состав денежного довольствия и выплачиваемые при наличии соответствующих оснований. К числу таких выплат статьей 3 Закона о денежном довольствии отнесены следующие случаи:
- - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинской должности;
- в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей;
- в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации для инвалида I группы на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы);
- при увольнении военнослужащего по призыву с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 1000000 рублей.
Для обеспечения своевременности и полноты выплаты денежного довольствия военнослужащим и дополнительных денежных выплат формируется фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о денежном довольствии военнослужащих при формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинской должности, предусматриваются средства для следующих выплат:
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию;
- ежемесячная надбавка на особые условия военной службы;
- ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок выплаты денежных средств военнослужащим устанавливается приказами руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Охрана здоровья военнослужащих представляет собой совокупность мер правового, экономического, научного, медицинского, противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья, поддержание их активной физической формы, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В соответствии с статьей 16 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других драгоценных материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.
Государство в соответствии со статьей 10 Закона о статусе военнослужащих гарантирует военнослужащим по призыву право на труд. Так, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с статьей 11 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляются служебное время и право на отдых, которое определяется распорядком дня в воинской части и отвечает требованиям общевоинских уставов - не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни.
Продовольственное, вещевое и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предусмотрено статьей 14 Закона о статусе военнослужащих и осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Питание данных категорий осуществляется по месту военной службы, месту прохождения военных сборов.
На время прохождения военнослужащими по призыву военной службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 11 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
Также военнослужащие по призыву во время прохождения службы в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона о статусе военнослужащих имеют право на бесплатную пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.
Участие военнослужащих по призыву в вооруженных конфликтах регулируется пунктом 3 статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», в котором сказано, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно- учетным специальностям.
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы;
- преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
- предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством»;
- - одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Пунктом 9 части 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров.
Порядок выдачи гражданам, прошедшим военную службу по призыву, рекомендаций для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета определен приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2012 г. № 633.
Рекомендация составляется командиром воинской части по установленному образцу, а в военном билете военнослужащего производится следующая запись: «Выдана рекомендация для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Рекомендация не выдается гражданам:
- имеющим к дню увольнения с военной службы неснятое дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, объявленное в установленном порядке;
- привлекавшимся во время военной службы по призыву к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, либо к уголовной ответственности;
- отчисленным из образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность и (или) нежелание учиться.
Также в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о статусе военнослужащих гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.
В настоящее время в Российской Федерации для граждан, не прошедших военную службу по призыву, действуют ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, установленные пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Методические рекомендации.
Во вступительном слове необходимо отметить, что защита Отечества есть долг и обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем.
При освящении первого вопроса следует отметить, что военная служба является видом федеральной государственной службы. Необходимо также рассказать, какие виды военной службы предусмотрены в Российской Федерации, уделив особое внимание сроку прохождение военной службы военнослужащими по призыву.
При освещении второго вопроса помимо изложенного учебного материала необходимо уделить внимание признакам военнослужащего, а также социальным гарантиям, предусмотренным для военнослужащих по призыву. В этом контексте полезно напомнить, что при устройстве граждан на работу в государственные структуры служба в Вооруженных Силах Российской Федерации является обязательным условием для приема.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

Рекомендуемая литература:
1. Корякин В., Кудашкин А., Фатеев К. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – «консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90.
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Павел ЗУДОВ, советник Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации

Портрет в искусстве России

Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. Небольшой экскурс в историю русского портрета.

К наиболее ранним изображениям конкретных лиц в русской культуре относят миниатюру, представляющую князя Святослава Ярославича с семьей в древнерусской рукописной книге (1073), а также фреска с изображением семьи князя Ярослава Мудрого (Киев Софийский собор).



На фресках изображе­ны призрачные женские фигуры, идущие друг за другом, вероятнее всего в храме. Одухотворенность фигур, нето­ропливость их поступи свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии, которое может испытывать человек, пришедший в церковь для молитвы. В изображении девушек больше загадочности, фантастичности, сказочности, чем ре­альности.

Какими чертами наделена музыкальная фреска? Вслушайся в постоянно повторяющийся акком­панемент - однообразное звучание переливов арфы. На этом фоне в верхнем регистре настороженно, таинственно звучат
трели скрипки. Нисходящее движение выдержанных звуков постоянно повторяется в этой пьесе, что создает ощущение неподвижности, призрачности звучания, вносит в него коло­рит таинственности.

Портретные тенденции прослеживаются в изображениях донаторов с моделями зданий в руках - князь Ярослав (церковь Преображения Господня находится около Великого Новгорода ок. 1246).



В индивидуальной характеристике черт лица князя, трактовке одежды видно стремление художника к передаче индивидуального сходства.



Одним из ранних портретов XV века является шитая пелена Сергея Радонежского (1429 год): вероятно, автор портрета знал усопшего.


Чертами индивидуальной характеристики отличаются иконописные изображения митрополитов московских. В 1460-70-х годах новгородский боярин Антипа Кузьмин заказал икону («Молящиеся новгородцы»), в нижней части которой был изображен заказчик с семейством - это еще не боярский семейный портрет, но уже смелая попытка изобразить на иконе группу светских лиц.

XVI век. Зачатки светского портрета относят ко времени правления Ивана III и Василия III , когда изображения великих князей при сватовстве посылались в Западную Европу. Иван Грозный стремился прославить и увековечить на иконах и фресках свои деяния; его замыслы поддерживал митрополит Макарий, вокруг которого сосредоточились образованнейшие люди и живописцы своего времени. Перед художниками ставились требования отобразить в искусстве пафос исторических событий. Была создана соответствующая царская мастерская палата, где эти новые художественные задачи воплощали. Мастерская Грозного постепенно расширялась и в XVII веке легла в основу школы царских изографов Оружейной палаты.



Во 2-й пол. XVI века по инициативе Ивана Грозного создаются летописные своды с миниатюрами, где неоднократно изображался сам царь (как идеолизированный монарх). Новизна состояла в том, что они представляли уже собой прижизненное изображение царя - прославляя его подвиги, закрепляя в сознании идеи сил и могущества власти. Именно в XVI веке впервые встречается факт прижизненного портретирования царя в миниатюрах, иконах и фресках.

Но первые русские портретные образы конкретных личностей дошли лишь от начала XVII века. Только в этот период был сделан решительный шаг на нелегком пути русской живописи от иконописного «лика» к индивидуальному лицу.



Именно с данного периода на Руси возникает интерес к индивидуальности, к личностям, заканчивается время Средневековья и происходит открытие индивидуального начала. Помимо литературы, изменение концепции привело и к развитию портретного жанра в 1660-х. Выразителями новых передовых эстетических взглядов на искусство и новаторами в области исканий реалистического портретного образа стали художники оружейной палаты. Один из них Симон Ушаков.

Их творчеству характерны коренные сдвиги в сторону реализма. Ушаков занимался опытами в области изображения человеческого лица, что привело к крупному развитию искусства. Он создал новые иконописные типы с анатомически правильными, объемно моделированными светотенью лицами, реальной передачей формы глаз и блеска зрачков. Особенно этому способствовала его любимая тема «Спас Нерукотворный» с крупным изображением человеческого лица. Он написал много икон на этот сюжет, передавая в каждом новый оттенок внутреннего настроения человека.

Однако, связанные феодально-церковным мировоззрением, Ушаков и Владимиров, пока еще решают проблему портретного образа ограничено - перестраивая собственно иконописные приемы, в которых условные элементы сочетались с поиском анатомически правильных черт реального человеческого лица и правдивой передачи образа.


В XVII веке на Руси возникла парсуна - портрет, который по стилю, приёмам и материалам живописи первоначально ничем не отличаются от икон. Они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью.

Таким образом, к концу XVII века в русском портретном искусстве зарождается портретный жанр, выделяется из иконного письма, и формируется усилиями отечественных мастеров и иностранных художников, вставая на путь становления.

Прорыв в портретном жанре в России, как и в многих других отраслях, случился в петровское время. Начиная с Петровского времени развитие портрета идет по трем основным линиям:

1.архаизирующее искусство, связанное с провинциальным, т. н. «художественным примитивом». В нем ощущается стиль рубежа еще XVII-XVIII веков, влияние национальной школы парсуны.


Французский живописец, переселившийся при Петре Великом в 1717 в Россию и ставший придворным художником, один из наиболее значимых представителей россики.

2.россика представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Эта линия неоднородна по национальному составу и качественному уровню. Она ближе к магистральному потоку русского портрета, её задача - экспонировать местную модель на общевропейский лад. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран - на уровне типологии, стиля и формирования общих критериев художественного качества.

3.собственно отечественная школа (Иван Никитин, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Алексей Антропов- ученики Луи Каравака , Иван Аргунов). Их работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. (Из следующего поколения к ней принадлежали Рокотов, Левицкий , Боровиковский ). Эта магистральная линия отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством - сначала она была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм).

ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий; 19 век- О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин;

Серебряный век - М.Врубель и др.

В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.



Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808)- представитель стиля рококо- образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

В портрете А.П.Струйской молодая женщина запечатлена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает из «тьмы былого». Мягкий мерцающий свет подчеркивает ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами. Она смотрит откуда-то издалека: серьезно, немного грустно, с едва уловимым легким сожалением. Спустя много лет её прекрасные глаза будут воспеты поэтом Н.А.Заболоцким (1903-1958):

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, расплывчатыми, растворяющимися в полумраке. Контуры ее фигуры размыты, словно она неожиданно появилась из сумрака и готова вновь в нем исчнзнуть. В ее благородной осанке, в развороте фигуры, во взгляде – сознание отдаленности, причастности к тайне. Скользящие тени на лице, волосах, плечах и платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Прозрачная, как бы сотканная из воздуха и света дымчатая ткань, закрепленная на плече драгоценной брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность молодой женщины. Рокотов лишь слегка обозначает оттенки ее душевного состояния, намеренно не конкретизирую их. Он оставляет зрителю возможность разгадать, почувствовать глубоко спрятанную тайну её натуры.


Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета - окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа - стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником. Её лицо далеко то идеала классической красоты, но в то же время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные линии, мягкие округлые формы, нежные тона создают особую атмосферу покоя и гармонии. Воздушная дымка и изысканное сочетание цветов белого платья и нежно-голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, пепельного цвета волос, зеленого фона древесной листвы усиливают впечатление меланхолического раздумья молодой девушки. На этом портрете Марии Ивановне Лопухиной 18 лет, в 24 года она ушла из жизни…

Более ста лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819-1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром Лукичом Боровиковским (1787-1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости

перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви и мысли - тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

Мария Ивановна Лопухина́ (1779-1803), представительница графского рода Толстых, Лев Толстой потомок.

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Творческие задания:

Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно-инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что различает?

Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они усиливают восприятие образа А. Струйской?

Послушай старинный русский романс в исполнении Анны Герман "Гори, гори моя звезда..." Послушай романс М.И.Глинки "Я помню чудное мгновенье..." на стихи А.С.Пушкина. Что общего в этих романсах и чем они отличаются?