Реализм как направление в литературе 19 века. Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм

Вторая половина XIX века характеризуется появлением такого течения, как реализм. Он следовал сразу за романтизмом, появившимся в первой половине этого столетия, но при этом кардинально отличавшимся от него. Реализм в литературе демонстрировал типичного человека в типичной ситуации и старался максимально правдоподобно отразить действительность.

Основные признаки реализма

Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним.
1. Типизация образом. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален.
2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма.
3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения.
4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов.
5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека.
6. Историзм. Литература в XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения.

История возникновения

Считается, что уже в эпоху Возрождения начинает зарождаться реализм. К характерным для реализма героям относят такие масштабные образы, как Дон Кихот, Гамлет и прочих. В этот период человек представляет как венец творения, что не характерно для более поздних периодов его развития. В эпоху Просвещения появляется просветительский реализм. В качестве главного персонажа выступает герой из низов.
В 1830-х выходцами из круга романтиков формируется реализм как новое литературное направление. Они стремятся не изображать мир во всей его многогранности и отказываются от привычных романтикам двух миров.
Уже к 40-м годам критический реализм становится ведущим направлением. Однако на начальном этапе формирования этого литературного направления новоиспеченные реалисты все еще используют остаточные характерные для романтизма черты.

К ним можно причислить:
культ эзотерики;
изображение ярких нетипичных личностей;
использование элементов фантастики;
сегрегация героев на положительных и отрицательных.
Именно поэтому реализм писателей первой половины столетия часто подвергался критике со стороны писателей конца в XIX века. Однако именно на раннем этапе формируются основные черты этого направления. В первую очередь – это конфликт характерный для реализма. В литературе бывших романтиков четко прослеживается противопоставление человека и социума.
Во второй половине XIX реализм приобретает новые формы. И не зря этот период именуется «триумфом реализма». Социальная и политическая ситуация способствовала тому, что авторы начали изучать природу человека, а также его поведение в определенных ситуациях. Начали играть большую роль социальные связи между индивидами.
Огромное влияние на развитие реализма имела наука того времени. В 1859 году публикуется работа Дарвина « Происхождение видов». Позитивистская философия Канта также делает свой вклад в художественную практику. Реализм в литературе XIX века приобретает аналитический изучающий характер. При этом писатели отказываются от анализа будущего, оно их мало интересовало. Акцент делался на современности, которая и стала ключевой темой отражения критического реализма.

Основные представители

Реализм в литературе XIX века оставил множество гениальных произведений. К первой половине столетия творили Стендаль, О. Бальзак, Мериме. Именно они подвергались критике со стороны их последователей. Их произведения имеют тонкую связь с романтизмом. Например, реализм Мериме и Бальзака пронизан мистикой и эзотерикой, герои Дикенса являются яркими носителями одной выраженной черты характера или качества, а Стендаль изображал ярких личностей.
Позже развитием творческого метода занимались Г. Флобер, М. Твен, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер. Каждый автор вносил в свои произведения индивидуальные особенности. В российской литературе реализм представлен работами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина.

В творчестве Грибоедова , и особенно Пушкина , складывается метод критического реализма. Но устойчивым он оказался только у Пушкина, который шел вперед и выше. Грибоедов же на достигнутой в «Горе от ума» высоте не удержался. В истории русской литературы он - пример автора одного классического произведения. И поэты так называемой «пушкинской плеяды» (Дельвиг, Языков, Боратынский) оказались не способными подхватить это его открытие. Русская литература оставалась еще романтической.

Только через десять лет, когда были созданы «Маскарад», «Ревизор», «Арабески» и «Миргород», а Пушкин находился в зените славы («Пиковая дама», «Капитанская дочка»), в этом аккордном совпадении трех разных гениев реализма упрочились принципы реалистического метода в его резко индивидуальных формах, раскрывавших его внутренние потенции. Охватывались основные роды и жанры творчества, особенно значительным было появление реалистической прозы, что и зафиксировал как знамение времени Белинский в статье «О русской повести и повестях Гоголя» (1835).

По-разному выглядит реализм у трех его основоположников.

В художественной концепции мира у Пушкина-реалиста господствует представление о Законе, о закономерностях, обуславливающих состояние цивилизации, общественных укладов, место и значение человека, его самостояние и связь с целым, возможности авторских приговоров. Пушкин ищет законы в просветительских теориях, в нравственных общечеловеческих ценностях, в исторической роли русского дворянства, в русском народном бунте. Наконец, в христианстве и «Евангелии». Отсюда - всеприемлемость, гармоничность Пушкина при всем трагизме личной судьбы.

У Лермонтова - наоборот: резкая вражда с божеским мироустройством, с законами общества, ложью и лицемерием, всяческое отстаивание прав личности.

У Гоголя - мир, далекий от всяких представлений о законе, пошлая повседневность, в которой изуродованы все понятия о чести и морали, совести, - словом, российская действительность, достойная гротескового осмеяния: «на зеркало веча пенять, коли рожа крива».

Однако в в этом случае реализм оказывался уделом гениев, литература оставалась романтической (Загоскин, Лажечников, Козлов, Вельтман, В. Одоевский, Венедиктов, Марлинскнй, Н. Полевой, Жадовская, Павлова, Красов, Кукольник, И. Панаев, Погорельский, Подолинский, Полежаев и др. ).

В театре шли споры вокруг Мочалова в Каратыгина , то есть между романтиками и классицистами.

И только еще через десять лет, то есть около 1845 года, в произведениях молодых писателей «натуральной школы» ( Некрасова, Тургенева, Гончарова, Герцена, Достоевского и многих других ) реализм побеждает окончательно, становится массовым творчеством. «Натуральная школа» - подлинная реальность русской литературы. Если кто-то из последователей пытается сейчас отречься от нее, умалить значение организационных форм и ее консолидации, влияние Белинского , то глубоко ошибается. Нас уверяют, что «школы» не было, а была «полоса», через которую прошли различные стилевые течения. Но что такое «полоса»? Мы снова придем к понятию «школа», которая вовсе не отличалась однообразием талантов, в ней как раз и были различные стилевые течения (сравним, например, Тургенева и Достоевского), два мощных внутренних потока: реалистический и собственно натуралистический (В. Даль, Бупсов, Гребенка, Григорович, И. Панаев, Кульчицкий и др.).

Со смертью Белинского «школа» не умерла, хотя и лишилась своего теоретика и вдохновителя. Она переросла в мощное литературное направление, ее главные деятели - писатели-реалисты - во второй половине XIX века стали славой русской литературы. В это мощное направление влились формально не принадлежавшие к «школе» и не пережившие предварительного этапа романтического развития Салтыков, Писемский, Островский, С. Аксаков, Л. Толстой .

На протяжении всей второй половины XIX века в русской литературе безраздельно господствует реалистическое направление. Его господство захватывает отчасти и начало XX века, если иметь в виду Чехова и Л. Толстого . Реализм в целом может быть квалифицирован как критический, социально-обличительный. Честная, правдивая русская литература иной и не могла быть в стране крепостничества и самодержавия.

Некоторые теоретики, разочаровавшись в социалистическом реализме, считают признаком хорошего тона отказываться от определения «критический» по отношению к старому классическому реализму XIX века. Но критицизм реализма прошлого века - лишнее свидетельство, что он не имел ничего общего с подобострастным «чего изволите?», на котором строился большевистский социалистический реализм, погубивший советскую литературу.

Другое дело, если мы поставим вопрос о внутренних типологических разновидностях русского критического реализма. У его родоначальников - Пушкина, Лермонтова и Гоголя - реализм выступал в разных своих типах, как он был также разнообразен и у писателей-реалистов второй половины XIX века.

Легче всего он поддается тематической классификации: произведения из дворянской, купеческой, чиновничьей, крестьянской жизни - от Тургенева до Златовратского. Более или менее ясна жанровая классификация: семейно-бытовой, хроникальный жанр - от С.Т. Аксакова до Гарина-Михайловского; усадебный роман с теми же элементами семейно-бытовых, любовных отношений, только на более зрелой возрастной стадии развития героев, в более обобщенной типизации, со слабым идеологическим элементом. В «Обыкновенной истории» столкновения между двумя Адуевыми - возрастные, не идеологические. Был еще жанр общественно-социального романа, каковыми являются «Обломов» и «Отцы и дети». Но ракурсы рассмотрения проблем в них - разные. В «Обломове» - стадиально рассмотрены благие задатки в Илюше, когда он еще резвое дитя, и погребение их вследствие барства, ничегонеделания. У Тургенева в знаменитом романе - «идеологическое» столкновение «отцов» и «детей», «принсипов» и «нигилизма», превосходство разночинца над дворянами, новые веяния времени.

Самая трудная задача - установление типологии и видовых модификаций реализма по методологическому признаку. Все писатели второй половины XIX века - реалисты. Но на какие виды дифференцируется сам реализм?

Можно выделить писателей, реализм которых точно отражает формы самой жизни. Таковы Тургенев и Гончаров и все, кто вышел из «натуральной школы». Много этих форм жизни и у Некрасова. Но в лучших своих поэмах - «Мороз - Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» - он весьма изобретателен, прибегает к фольклору, фантастике, притчам, параболам и иносказаниям. Сюжетные мотивировки, связывающие эпизоды в последней поэме, - чисто сказочные, характеристики героев - семи мужиков-правдоискателей - построены на стабильных фольклорных повторах. В поэме «Современники» у Некрасова - рваная композиция, лепка образов чисто гротесковая.

Совершенно уникальный критический реализм у Герцена: тут нет форм жизни, а «осердеченная гуманистическая мысль». Белинский отмечал вольтеровский склад его дарования: «талант ушел в ум». Этот ум и оказывается генератором образов, биографией личностей, совокупность которых по принципу контраста и слияния и раскрывает «красоту мироздания». Эти свойства проявились уже в «Кто виноват?». Но в полную мощь изобразительная гуманистическая мысль Герцена выразилась в «Былом и думах». Самые отвлеченные понятия Герцен облекает в живые образы: например, идеализм вечно, но безуспешно топтал материализм «своими бестелесными ногами». Тюфяев и Николай I, Грановский и Белинский, Дубельт и Бенкендорф предстают как человеческие типы и типы мысли, казенно-государственной и творческой. Эти свойства таланта роднят Герцена с Достоевским, автором «идеологических» романов. Но у Герцена портреты строго расписаны по социальным характеристикам, восходят к «формам жизни», у Достоевского же - идеологизм отвлеченнее, инфернальнее и запрятан в глубинах личности.

Чрезвычайно ярко выступает в русской литературе еще одна разновидность реализма - сатирический, гротесковый, какой находим у Гоголя и Щедрина. Но не только у них. Сатира и гротеск есть в отдельных образах Островского (Мурзавецкий, Градобоев, Хлынов), Сухово-Кобылина (Варравин, Тарелкин), Лескова (Левша, Оноприй Перегуд) и др. Гротеск - не простая гипербола или фантастика. Это - соединение в образах, типах, сюжетах в единое целое того, чего в естественной жизни не бывает, но что возможно в художественном воображении как прием в целях выявления определенной социально-общественной закономерности. У Гоголя чаще всего - причуды инертного ума, неразумия сложившейся обстановки, инерция привычки, рутина общепринятого мнения, нелогическое, принимающее вид логического: вранье Хлестакова о своей петербургской жизни, его характеристики городничего и чиновников уездного захолустья в письме к Тряпичкину. Сама возможность коммерческих проделок Чичикова с мертвыми душами основывается на том, что в крепостнической реальности запросто можно было покупать и продавать живые души. Щедрин черпает свои гротесковые приемы из мира чиновничье-бюрократического аппарата, причуды которого он хорошо изучил. У простых людей невозможно, чтобы вместо мозгов в головах оказывались или фарш, или автоматический органчик. Но в головах глуповских помпадуров - все возможно. По-свифтовски он «остраняет» явление, невозможное рисует как возможное (прения Свиньи с Правдой, мальчика «в штанах» и мальчика «без штанов»). Щедрин мастерски воспроизводит казуистику чиновничьего крючкотворства, несуразную логику рассуждений самоуверенных деспотов, всех этих губернаторов, начальников департаментов, столоначальников, квартальных. Их пустопорожняя философия прочно сложилась: «Закон пущай в шкафу стоит», «Обыватель всегда в чем-нибудь виноват», «Взятка окончательно умерла и на ее место народился куш», «Просвещение полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный», «Раз-з-зорю, не потерплю!», «Влепить ему». Психологически проникновенно воспроизводится словоблудие чиновников-прожектеров, медоточивое пустословие Иудушки Головлева.

Приблизительно в 60-70-е годы образовалась еще одна разновидность критического реализма, которую условно можно назвать как философско-религиозный, этико-психологический. Речь идет прежде всего о Достоевском и Л. Толстом. Конечно, и у одного, и у другого много потрясающих бытовых картин, досконально разработанных в формах жизни. В «Братьях Карамазовых» и «Анне Карениной» мы найдем «мысль семейную». И все же у Достоевского и Толстого на первом плане определенное «учение», будет ли это «почвенничество» или «опрощение». От этой призмы реализм усиливается в своей пронзительной мощи.

Но не следует думать, что философский, психологический реализм встречается только у этих двух гигантов русской литературы. На другом художественном уровне, без развития философско-этических доктрин до масштабов целостного религиозного учения, в специфических формах встречается он и в творчестве Гаршина, в таких его произведениях, как «Четыре дня», «Красный цветок», явно написанных на определенный тезис. Выступают свойства этого вида реализма и у писателей-народников: во «Власти земли» Г.И. Успенского, в «Устоях» Златовратского. Таков же по природе и «трудный» талант Лескова, конечно, с определенной предвзятой идеей изображавшего своих «праведников», «очарованных странников», любившего выбирать талантливые натуры из народа, одаренности милостью божьей, трагически обреченные на гибель в своем стихийном существовании.

Реализм в европейской литературе 19 века.

Лекция 10.

Формирование реализма происходит в европейских странах и в России практически в одно и то же время – в 20 – 40-е годы XIX века. В литературах мира он становится ведущим направлением. При этом, и в европейских литературах, и – в особенности – в литературе США в полной мере продолжается деятельность писателœей-романтиков: де Виньи, Гюго, Ирвинга, По и др.
Размещено на реф.рф
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитие литературного процесса идет во многом через взаимодействие сосуществующих эстетических систем.

В центре внимания литературы критического реализма - анализ социальной сущности , социально-политических противоречий современной общественной системы.

Становится важна правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Учение о создании художественного типа разрабатывал Бальзак. Он различал в данном процессе несколько стадий: наблюдение и изучение определœенной социальной группы, отбор самых специфических для нее черт, художественное обобщение собранного материала. Только в результате такого длительного творческого труда возникает художественный тип. Он является одновременно обобщенным образом, то есть обладает чертами, присущим многим людям, но и неповторимым индивидуумом – личностью, для которой художник слова придумал биографию, внешность, сложнейший внутренний мир.

От просветителœей критические реалисты восприняли веру в познавательную силу человеческого разума. С реалистами Просвещения критических реалистов сближает утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства . Для Диккенса, к примеру, было характерно явное преувеличение этой роли художественного творчества, силами которого (и только ими) он полагал возможным искоренить социальное зло.

Характерной особенностью писателœей-реалистов является также историзм мышления , то есть стремление понять объективное движение истории.

Одной из ведущих тем творчества критических реалистов является тема утраченных иллюзий . Она характерна для всœей европейской литературы XIX в., и возникновение ее было связано с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.

В случае если романтики сосредоточивали внимание на духовных устремлениях человека, то критические реалисты избирают объектом изображения человеческую жизнь во всœех ее проявлениях . В их творчестве находит отражение не только идеальная, духовная, но и вся конкретная деятельность людей (их служебные, семейные, общественные дела и т.п.). В связи с этим границы литературы широко раздвинулись. В нее мощным потоком хлынула проза жизни. Житейские бытовые мотивы стали обязательным спутником реалистических произведений. В повествовательных и даже лирических жанрах главное место заняли обыкновенные заурядные личности , которые пришли на смену необыкновенным романтическим героям, жившим в мире высоких духовных и моральных интересов.

Возникла крайне важно сть реабилитировать с эстетической точки зрения весь тот жизненный материал, который теоретиками романтизма считался непригодным для поэтического воплощения. Современность вошла в творчество реалистов во всœей своей неприглядной сущности – с городскими трущобами, нищими деревнями, с бесправием ʼʼмаленького человекаʼʼ и беззаконием власть имущих.

Реализм в европейской литературе 19 века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реализм в европейской литературе 19 века." 2017, 2018.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

Особенности:

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка.
2. Автор подвергает философской обработке жизненный материал.
3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь.
4. Реалисты идут к синтезу через анализ
5. Принцип типического: Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства
6. Выявление причинно-следственных связей.
7. Принцип историзма. Реалисты обращается к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего.
8. Принцип демократизма и гуманизма.
9. Принцип объективности повествования.
10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика
11. психологизм
12. .. Развитие поэзии несколько затихает
13. Роман-ведущий жанр.
14. Обострённый социально-критический пафос - одна из основных черт русского реализма - например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя
15. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.
16. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.
17. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем.

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 - 1830-х)

М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

И. А. Гончаров («Обломов»)

А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

А. И. Герцен («Кто виноват?»)

Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм — характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, — стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов — героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» — «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века — Тургенева, Толстого и Достоевского — психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Общественное значение и роль литературы в формировании передового мировоззрения людей той эпохи были поистине огромны. Белинский указывал, что «титло поэта, звание литератора» у нас давно находится в почете; оно «...давно затмило мишуру эполет и разноцветных мундиров». Хотя царизм всячески стеснял творчество лучших писателей страны, однако пресечь их влияние он не мог, ибо в произведениях лучших русских писателей и поэтов отражалась жизнь народа в ее неприкрашенном виде и ставились острые общественные проблемы. Произведения писателей и поэтов, примыкавших к демократическому направлению в русской литературе, в корне отличались по содержанию от произведений писателей дворянского и реакционного лагеря. Писатели консервативного направления шли по пути отвлечения народа и лучших его представителей от изображения действительного положения, существовавшего тогда в России. Они волей или неволей идеализировали крепостничество, помещиков, самодержавие. Не будучи в состоянии изображать в реалистическом духе жизнь, они, естественно, и не могли создать крупных произведений, составляющих гордость русской литературы. Приукрашивая жизнь, они чаще всего держались за старые литературные каноны и формы. В произведениях же виднейших представителей русской литературы демократического направления первой половины XIX в. отображалась реальная жизнь, вскрывались язвы крепостничества, жестокость помещиков, будилось сочувствие к угнетенным и обездоленным, рисовалось тяжелое положение крестьянства, показывались его стремления и чаяния и проповедовались освободительные идеи. Реалистическое содержание художественных произведений, естественно, должно было влиять и на изменение приемов и форм литературного творчества. Отсюда в русской литературе в первой половине XIX столетия происходит быстрая смена литературных направлений. За короткий срок русская литература проходит путь от классицизма к сентиментализму и романтизму и завершает свое развитие победой реализма.

На смену сентиментализму и романтизму пришел реализм.Реализм означал переход к изображению жизни в произведениях писателей в реалистическом духе, со всеми ее сложными противоречиями, борьбой. Однако писатели - основоположники реализма - не просто копировали жизнь своего времени в натуралистическом духе, а выражали свое в большинстве случаев критическое отношение к ней; они изображали в своих произведениях наиболее важные, существенные моменты жизни, брали из нее наиболее типические явления; они отрицательно относились к общественным язвам эпохи крепостничества, к реакционному режиму и своими произведениями вольно или невольно будили передовую общественную мысль. Произведения писателей этого направления нередко становились знаменем революционной борьбы.Прямыми предшественниками Пушкина как основателя реализма в русской литературе были в первой половине XIX в. И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Еще у Фонвизина, в его произведении «Недоросль», реализм входит в русскую литературу. У Крылова и Грибоедова эта тенденция к реализму получает более сильное развитие.

И. А. Крылов (1769-1844) рано вступил на путь литературной деятельности. Пятнадцати лет он написал свою комическую оперу «Кофейница», в которой разоблачает крепостные нравы. Далее он пишет другие свои произведения: «Филомена», не увидевшая свет, «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и другие. Он издавал сначала сатирический журнал «Почта духов», который выходил с 1789 по 1799 г., затем, вместе с другими авторами,- журнал «Зритель», в котором подвергались резкой критике крепостнические порядки; за это журнал был закрыт, а за Крыловым был установлен надзор. Крылов стал осторожнее в своих высказываниях и произведениях. В начале XIX в. И. А. Крылов пишет в классическом духе свои комедии: «Подщипа» (1800), «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1806-1817), в которых осмеивает галломанию. В этих пьесах явно проявляется противоречие между реалистическим содержанием и формальными канонами классицизма. Крылов тяготел к реализму и поэтому высмеивал сентименталистов, приукрашавших жизнь. «Сельские наши жители коптятся в дыму, и надо быть страшным охотником до романов, чтобы сплести шалаш какому-нибудь Ивану из миртовых и розовых кустов»,- заявлял он. Комедии И. А. Крылова пользовались успехом, но не они составили ему славу и признание. И. А. Крылов нашел себя, свой стиль, в баснях. В этом жанре творчества у Крылова проявился реализм, народность, и он становится подлинным народным поэтом и писателем. Оценивая творчество И. А. Крылова, В. Г. Белинский писал: «Поэзия Крылова - поэзия здравого смысла, житейской мудрости, и для нее скорее, чем для всякой другой поэзии, можно найти готовое содержание в русской жизни». Реализм в баснях Крылова сказался в их обличительной направленности и ясности языка. Крылов бичует крепостные порядки, произвол и лицемерие («Слон на воеводстве», «Рыбьи пляски»). Он разоблачает тунеядство («Стрекоза и муравей»), хвастовство («Добрая лисица», «Синица»), невежество («Петух и жемчужное зерно») и другие отрицательные явления. Однако Крылов уже не рискует прямо и резко говорить о путях преобразования, как он делал в начале своей литературной деятельности и что сказалось в его басне «Конь и всадник». И. А. Крылов писал для народа, его произведения были понятны всем, и из них можно было делать выводы, идущие значительно дальше того, что автор мог сказать открыто. Реализм И. А. Крылова в последних его произведениях питался тем могучим влиянием, которое оказал на литературу А. С. Пушкин. Белинский указывает: «...самые народные басни свои Крылов написал уже в эпоху деятельности Пушкина и, следовательно, нового движения, которое последний дал русской поэзии».

Вторым крупным предшественником А. С. Пушкина как создателя в литературе направления критического реализма был А. С. Грибоедов.

А. С. Грибоедов (1795-1829) создал свое знаменитое произведение «Горе от ума», которое, как и творчество Крылова, было шагом вперед по пути формирования в русской литературе критического реализма. В комедии «Горе от ума» русская литература поднялась на более высокую ступень по сравнению с сентиментализмом и романтизмом. Художественные качества «Горе от ума» были значительны, Пушкин говорил, что половина стихов комедии войдет в пословицы. «Горе от ума» примыкало к обличительной литературе декабристов. Чацкий обличает крепостнический строй и его типичных представителей (Скалозуба, Фамусова и других дворян-крепостников). Белинский писал о комедии Грибоедова «Горе от ума» так: «Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймлены печатью своего ничтожества». В течение ряда лет гениальная комедия Грибоедова не ставилась на сцене, она была под запретом, и только после гибели Грибоедова царские власти разрешили ее к постановке, при этом многое из нее они тогда повычеркивали. Однако, несмотря на эти цензурные извращения, комедия «Горе от ума» сохраняла свой антикрепостнический и обличительный характер. Грибоедовское «Горе от ума» было прямым преддверием творчества великого русского поэта А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин (1799-1837) был основоположником новой великой русской литературы, создателем реалистического направления и русского литературного языка. Пушкин был великим русским национальным писателем. Н. В. Гоголь писал о Пушкине: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте... в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Самая его жизнь совершенно русская». Но вместе с этим А. С. Пушкин был не только великим русским поэтом, но и гениальным поэтом мировой литературы, в развитие которой он внес, наряду с великими поэтами и писателями других стран, свой неоценимый вклад. А. С. Пушкин горячо любил свою родину, русский народ. Он заявлял: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество». Он призывал к тому, чтобы отдать все силы служению родине:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,-

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Творчество А. С. Пушкина привело к тому, что сентиментализм Карамзина и консервативный романтизм Жуковского сошли со сцены. В литературе главное место принадлежало в это время, благодаря Пушкину, активному, революционному романтизму и реализму. Революционный или, по выражению А. М. Горького, «активный» романтизм был свойственен произведениям многих поэтов-декабристов. На Западе гениальным представителем этого направления был Байрон.

В ранних произведениях А. С. Пушкина, имеющих реалистическую основу, написанных народным литературным языком, чувствуется, наряду с реализмом, проявление романтизма, например в «Кавказском пленнике», «Цыганах», «Бахчисарайском фонтане» и некоторых других. Попытки объявить эти произведения подражанием Пушкина творчеству Байрона абсолютно не основательны. Еще Белинский указывал: «Несправедливо говорят, что будто он подражал Шенье, Байрону и другим». Уже эти произведения А. С. Пушкина, написанные им в ссылке на юге России, приковали к нему внимание всех лучших людей страны, всего, что было в ней передового. Но главное, что характерно было для творчества А. С. Пушкина, это его произведения, написанные полностью в реалистическом духе; среди них особо важное место занимают «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и т. д.

Белинский называл «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» «алмазами русской литературы». И вот эти «алмазы» русской литературы оплевывались в свое время реакционной критикой. Агент III отделения от литературы Булгарин в своем журнале «Северная пчела» поместил оскорбительную рецензию на седьмую главу Евгения Онегина, где писал: «Ни одной мысли в этой водянистой главе, ни одного чувствования». А митрополит Филарет усмотрел оскорбление святыни в стихе Пушкина «и стая галок на крестах» и требовал на этом основании, как рассказывает цензор Никитенко, запрещения издания «Евгения Онегина». Даже Бенкендорф вынужден был маневрировать, а цензор в объяснении писал, что в том, что галки сидят на крестах, виноват больше не автор, а полицмейстер, допускающий это. Такое отношение к Пушкину было не случайным, ибо его творчество отражало передовые, близкие к декабристам революционные настроения и взгляды. Поэзия Пушкина носила свободолюбивый характер. В оде «Вольность» поэт говорит о неизбежности крушения самовластия. В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» он писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

В стихотворении «Деревня» поэт резко осуждал крепостничество:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Себе присвоило насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

С поникшею главой, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

У А. С. Пушкина мы находим эпиграммы на Аракчеева, мракобеса архимандрита Фотия, реакционера Стурдзу и других. Его стихи, воспевавшие свободу, были знаменем декабристов. За передовые и революционные взгляды А. С. Пушкин подвергся ожесточенной травле со стороны реакционных представителей господствующего класса, которые не посчитались с тем, что он был гением русской литературы, и всеми путями добивались его гибели. Эта травля со стороны царского двора и его окружения привела к убийству в 1837 г. великого русского поэта на дуэли авантюристом Дантесом. Смерть Пушкина потрясла лучших людей того времени. В отчете жандармского управления писалось, что на отпевании Пушкина «собрание посетителей при теле было необыкновенным». Общее число посетивших квартиру Пушкина превышало 50 тыс. человек. Поэтому тело Пушкина было увезено тайком в деревню для похорон. Гоголь, узнав о гибели Пушкина, писал: «Никакой вести хуже нельзя было получить из России». Возмущенный убийством великого поэта, выступил со своим стихотворением, посвященным памяти Пушкина, М. Ю. Лермонтов.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) продолжал дело Пушкина. Свою преемственность в отношении Пушкина Лермонтов подчеркнул стихотворением «Смерть поэта», в котором резко бичевал палачей Пушкина. Еще юношей, в 1830 г., М. Ю. Лермонтов приветствовал революцию и выражал веру в падение самодержавия в России. В 1830 г. в стихотворении «Новгород» он писал: «Погибнет наш тиран, как все тираны погибали». В своем раннем произведении, связанном с развитием революции 1830 г. во Франции, Лермонтов выступает на стороне революции, против короля:

И загорелся страшный бой,

И знамя вольности, как дух,

Идет над гордою толпой.

И звук один наполнил слух,

И брызнула в Париже кровь.

О, чем заплатишь ты, тиран,

За эту праведную кровь,

За кровь людей, за кровь граждан?

Всем своим творчеством, всей своей поэзией Лермонтов выражает стремление к свободолюбию. Лермонтов рисует в своих произведениях («Поэт», «Дума», «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича» и др.) свободолюбивых людей, часто гибнущих («Мцыри»), но протестующих против действительности. И недаром Добролюбов писал: «Лермонтов особенно мне по душе. Мне не только нравятся его стихотворения, но я сочувствую ему, разделяю его убеждения. Мне кажется иногда, я сам бы мог сказать то же, хотя и не так же - не так сильно, верно и изящно». По силе таланта он был достойнейшим преемником А. С. Пушкина. Подчеркивая необыкновенно сильно выраженную художественную сторону в произведении Лермонтова «Мцыри», Белинский писал: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров,- что вся природа сама несла и подавала ему материал, когда писал он эту поэму».

В своем знаменитом произведении «Герой нашего времени» Лермонтов в своем роде продолжает «Евгения Онегина». В творчестве М. Ю. Лермонтова реализм переплетается с активным революционным романтизмом. За свое свободолюбивое творчество, протест против гибели Пушкина и осуждение его палачей М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ, где так же, как и Пушкин, подвергся травле и в 1841 г. был убит на дуэли близ Пятигорска офицером Мартыновым.

В солдатской больнице закончил свою жизнь подававший большие надежды поэт А. Полежаев. В. Г. Белинский писал о нем: «Отличительный характер поэзии Полежаева - необыкновенная сила чувства. Явившись в другое время, при более благоприятных обстоятельствах, при науке и нравственном развитии, талант Полежаева принес бы богатые плоды, оставил бы после себя замечательные произведения и занял бы видное место в истории русской литературы». Но этого не произошло. Полежаев написал ряд произведений: «Вечерняя заря», «Цепи», «Живой мертвец», «Песнь погибающего пловца», «Песнь пленного ирокезца» и другие. Он переводил Ламартина. Полежаев написал также пародию на поэму «Евгений Онегин» Пушкина под названием «Сашка». В этой поэме, не стесняясь в выражениях, он задел многое, в том числе и самодержавный, реакционный режим Николая I, за что и подвергся разжалованию в солдаты.

Судьбу Полежаева можно выразить его же стихами:

Не расцвел и отцвел

В утре пасмурных дней,

Что любил, в том нашел

Гибель жизни своей.

В первую половину XIX в. выступают также на арену литературной деятельности поэты - выходцы из народа, среди которых виднейшее место занимает А. В. Кольцов , сын зажиточного торговца скотом. В творчестве Кольцова отражалась жизнь крестьянства. О Кольцове тепло отзывался В. Г. Белинский; он говорил, что многие песни Кольцова будут петься «на всем пространстве беспредельной Руси». Особое значение для первой половины XIX в. и утверждения критического реализма в области прозы имело творчество великого русского писателя Н. В. Гоголя.

Н. В. Гоголь (1809-1852) родился в Сорочинцах Полтавской губернии, учился в Нежинском лицее. Первое написанное им произведение, «Ганс Кюхельгартен», было неудачным, и он сам уничтожил его. Но это не обескуражило Н. В. Гоголя. Позднее он говорил о том, что эта неудача многому его научила и заставила серьезно отнестись к вопросам литературы. «Как благодарю я вышнюю десницу,- писал он - за неприятности и неудачи, которые довелось испытать мне. Время это было для меня лучшим воспитателем». После этого Н. В. Гоголь сменил много профессий, пока нашел себя окончательно. Он был артистом, читал лекции по всеобщей истории в университете и т. д. Но затем он вновь возвращается к литературе. В 1831 г. он пишет от имени Рудого Панько свои знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». Оценивая «Вечера на хуторе близ Диканьки», А. С. Пушкин писал: «Они изумили меня». Белинский писал о Гоголе: «Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе переворот, как Пушкин в поэзии». Белинский говорит о необыкновенной красочности, образности языка Гоголя. «Гоголь,- заявляет Белинский, - не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности».

Но Гоголь сам говорил о том, что для того чтобы создать хорошее произведение, надо очень много работать над рукописью, по крайней мере переделывать ее по восемь раз. Гениальность произведений Гоголя состоит не только в необыкновенной образности языка, но и в правдивом, реалистическом изображении жизни. Касаясь этой стороны дела, В. Г. Белинский писал: «Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени». В этом именно и состоит критический реализм Гоголя в области литературы. Изображая правдиво жизнь, Гоголь стремился вскрыть ее язвы и осудить ее отрицательные явления. В 1836 г. Н. В. Гоголь создает свое гениальное произведение «Ревизор». После постановки «Ревизора» Николай I заявил: «Всем досталось, а мне больше всех». Вслед за этим началась целая кампания, направленная против Гоголя, В письме к Щепкину Гоголь писал: «Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины - и против тебя восстают не один человек, а целое сословие». В этих словах он ярко выразил отношение чиновно-дворянских кругов к своему гениальному произведению. В 1842 г. Гоголь издает «Мертвые души». В этом произведении он дает яркую отрицательную картину крепостной России. В «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует целую коллекцию отрицательных типов помещиков-крепостников. Небезынтересно отметить, как отнеслась цензура к этому гениальному творению великого писателя. Когда в цензурный комитет к Голохвастову принесли «Мертвые души», то он, услышав только об одном названии, закричал: «Нет, этого я не допущу. Мертвой души быть не может. Автор против бессмертия». А когда ему разъяснили, в чем дело,- что в этом произведении Гоголя речь идет не о бессмертии души, а об умерших помещичьих крестьянах,- он заявил: «Нет, этого и подавно нельзя позволить, хотя бы в рукописи этого не было, а стояло одно слово: ревизская душа, уж этого нельзя позволить, это значит против крепостного права». Не читая произведения, Голохвастов «попал в точку», ибо «Мертвые души» Гоголя действительно направлялись против крепостного права, показывали его в крайне неприглядном, реалистическом свете, рисовали отрицательные типы крепостников-помещиков, которых Гоголь бичевал. «Героями» в «Мертвых душах» являются отрицательные лица, начиная с самого Чичикова. Это было не случайно, ибо, осуждая крепостничество, сочувствуя положению народных масс, Н. В. Гоголь не мог в положительном свете рисовать господство, насилие помещиков в отношении крестьян. В последней главе «Мертвых душ» писатель следующим образом объясняет причину, по которой он брал отрицательные типы, а не положительные: «Потому,- пишет он,- что пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку; потому, что праздно вращается в устах слово «добродетельный человек»; потому, что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая кнутом и всем, чем попало... Нет, пора, наконец, припречь и подлеца. Итак, припряжем подлеца». «Ревизор» и «Мертвые души»- ярко обличительные произведения, направленные против крепостников и чиновников. Гоголь написал и вторую часть «Мертвых душ», но сжег ее. В последний период своей жизни Гоголь заболел нервным расстройством, впал в мистицизм, встал на реакционные позиции. Ранее говорилось, что его произведение «Выбранные места из переписки с друзьями», где он излагал неверные, реакционные мысли, подверглось резкой критике в письме Белинского. Это письмо Белинского не прошло бесследно для Гоголя. Гоголь написал в ответ на него следующее: «Я не мог отвечать на ваше письмо. Душа моя изнемогала, все было потрясено... Да и что мне было отвечать? Бог весть, может быть, в ваших словах есть часть правды». Это показывает, что Гоголь был близок к осознанию своих ошибок. Н. В. Гоголь создал много великих произведений, в том числе: «Тарас Бульба» - патриотическое произведение, «Шинель» - произведение, рисующее тяжелую жизнь и быт мелкого чиновничества, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и многие другие выдающиеся произведения. Значение Гоголя в русской литературе было исключительно велико. Созданные Гоголем типы вошли в качестве нарицательных понятий в литературу, как-то: хлестаковщина, маниловщина и т. д. Белинский называл Гоголя главой русской литературы, и это было действительно так. Реализм в творчестве Гоголя достиг новых, необыкновенных вершин. Гоголь развил наследство Пушкина и Лермонтова. Он оказал громадное влияние на литературную деятельность писателей всех последующих поколений, создав натуральную школу критического направления, оказал большое влияние на развитие мировой литературы и в особенности на литературу славянских народов.

После Пушкина, Лермонтова и Гоголя направление критического реализма получило свое дальнейшее развитие в творчестве целой плеяды таких выдающихся русских писателей, как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие. К ним примыкали и менее выдающиеся писатели, сторонники реализма - Григорович, Даль, Сологуб, Панаев. Надо иметь в виду, что творчество таких писателей, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский, Тургенев, Достоевский, Гончаров, в 40-х и даже в 50-х годах по преимуществу только начиналось; расцвет их творческой работы падает на более позднее время, в период кануна реформы 1861 г. и после нее, когда на смену крепостной России шла Россия капиталистическая.