Разрешение создания вольных типографий. Вольная типография

Собравшись изготавливать важный документ, необходимо мысленно разбить процесс на 3 частей. Они не обязательно будут изложены в том же порядке. Обязательно правильно сформулировать к чему вы стремитесь в итоге, затем найдите мотивы. Это могут быть обычаи, местные порядки, постановления. Вступление очень существенная часть, который формирует след. Также не следует забывать и выяснить кому адресован необходимый просительный документ и кто именно должен проявить реакцию.

В наше время цифровая печать стала обыденной вещью. Она выполняется практически в каждой типографии, да и современные домашние принтеры в любой момент могут представить нам документ или фотографию самого высокого качества. А ведь были времена, когда какая-либо печать была запрещена. Все поменялось в 1783 году, когда императрицей Екатериной II был издан исторический указ «О вольных типографиях». Согласно этому документу, любое частное лицо могло открыть типографию и заняться издательской деятельностью. При этом частные типографии можно было открывать не только в Москве или же Петербурге, а в любом городе Российской империи. Заметим, что по закону каждая типография приравнивалась к фабрике, а значит, частные лица получили возможность заниматься книгопечатанием. Дословно: «в типографиях сих печатать книги можно на российском и иностранном языке, не исключая восточных…». В этом же законе усиливалась и роль полиции: действующая в то время Управа Благочиния осуществляла контроль содержания печатной продукции, и могла запретить её производство при обнаружении каких-либо нарушений: «чтобы в них не было ничего противного гражданским и законам Божиим, а также к явным соблазнам склоняющим». По закону, Управа могла конфисковать печатную продукцию, вышедшую без ее разрешения. Буквально за несколько лет только в одном Санкт-Петербурге действовало 20 частных типографий, а самой крупной из них являлась типография И. К. Шнора, которая за время своей работы только на русском языке выпустила более 230 изданий. Как правило, владельцами частных типографий обычно становились книгопродавцы, профессиональные книгоиздатели или литераторы. Наиболее известные имена: И. А. Крылов, К. В. Миллер, А. Н. Радищев, И. П. и М. П. Глазуновы, И. Г. Рахманинов.

Издан указ «О вольных типографиях»

15 (26) января 1783 г. императрица Екатерина II издала указ «О вольных типографиях», разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью.

Согласно указу частные типографии могли открываться не только в двух столицах - Петербурге и в Москве, а также во всех городах Российской империи. По закону типография приравнивалась к фабрикам, что позволяло частным лицам заводить книгопечатни. Основным положением указа было разрешение каждому по своей воле заводить типографии.

Дозволялось «в сих типографиях печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая и восточных…». Одновременно законом усиливалась роль полиции: Управа Благочиния теперь контролировала содержание печатной продукции, запрещала её, если обнаруживала в ней нарушения («чтобы ничего в них противного законам Божиим и гражданским или же к явным соблазнам клонящегося издаваемо не было»), конфисковывала вышедшую без её разрешения печатную продукцию.

Уже через несколько лет в Санкт-Петербурге насчитывалось около 20 частных типографий; крупнейшей среди них была типография И. К. Шнора, выпустившая свыше 230 изданий на русском языке. Владельцами частных типографий чаще всего становились профессиональные книгоиздатели, книгопродавцы, литераторы (К. В. Миллер, И. П. и М. П. Глазуновы, П. И. Богданович, И. А. Крылов, И. Г. Рахманинов, А. Н. Радищев и др.). Наиболее известна издательская деятельность Н. И. Новикова. который руководил несколькими типографиями в Москве: Университетской, которую он арендовал; собственной вольной типографией; типографией, организованной Типографической компанией; вольной типографией, принадлежавшей Лопухину; типографией тайной масонской ложи.

Основной продукцией частных типографий были сказки, авантюрные романы, сонники, книги по домоводству, гадальные книжки, учебная литература. Тиражи колебались от 100 до 20 тыс. экземпляров. Оборудование закупалось за границей, шрифты частично отливались в Санкт-Петербурге.

Разрешение открывать вольные типографии послужило благоприятным толчком к развитию просвещения в России, однако, в государстве по-прежнему сохранялась довольно громоздкая и нецентрализованная структура цензурного аппарата.

Указ 1783 г. функционировал тринадцать лет, в сентябре 1796 г. Екатерина II. столкнувшись с активным развитием в государстве книгоиздательства, бурным ростом количества «вольных типографий» и «происходящими от того злоупотреблениями», подписала «Указ об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг, об учреждении на сей конец ценсур. и об упразднении частных типографий».

Лит. Блюм А. В. Издательская деятельность русской провинции конца XVIII - начала XIX в. (Основные тематические направления и цензурно-правовое положение) // Книга. Исследования и материалы. М. 1966. Сб. 12. С. 136-159; Самарин А. Ю. Под каким присмотром и цензурою печатание книг происходит: типографское дело и цензура в России эпохи Просвещения // Новое литературное обозрение. 2008. N 4. С. 356-375.

См. также в Президентской библиотеке:

§2 Редакторская подготовка изданий

Р едакторские начала проявляются в издательской деятельности в этот период прежде всего формированием тематико-типологического состава массива изданий, отработкой различных элементов издания, работой над текстом произведения.

Остановимся на некоторых наиболее показательных моментах редакторской работы, имевшей место в рассматриваемое время.

Получила дальнейшее развитие видо-типологическая структура массива изданий. Активно издается научная и учебная литература.

Так, издательство Академии наук выпустило фундаментальные труды по различным отраслям знания. Благодаря тщательности подготовки, не утратили своего значения такие сочинения, как "Описание Сибирского царства" Г.Ф. Миллера (1750), "Описание земли Камчатской" С.П. Крашенинникова (1755).

Зарождаются традиции выпуска в свет так называемых публикационных монографий, основанных на подготовке к печати различного рода источников. Крупные российские ученые-историографы приняли участие в издании летописных источников по истории России. С 1770 года начает выходить в свет "История Российская" М.М. Щербатова, к концу века были выпущены летописи "Летописец Архангелогородский", "Летописец Новгородский" и другие.

Растет мастерство подготовки изданий. Одним из лучших в Европе оказался "Атлас Российской империи" (1745), отличающийся тщательностью полиграфического исполнения и высоким издательским качеством.

В 1784-1790-х годах выходит в свет 10-томная энциклопедия по естествознанию и технике для юношества "Зрелище природы и художеств".

Дальнейшее развитие получают учебные издания. Можем сказать, что отработка принципов редакторской подготовки учебной книги как типа издания связана с поиском формы подачи материала, а также с определением подходов к учебным книгам для различных категорий обучаемых. Например, в 1769 году была издана "Российская универсальная грамматика или всеобщее писмословие" Н.Г. Курганова. Под названием "Писмовник" эта книга выдержала большое число изданий. Книга предназначалась для обучения взрослого читателя. Причем в нее были включены самые разнообразные в жанровом отношении и по содержанию материалы, так что ее называют одной из первых хрестоматий. Как уже говорилось, издавались азбуки, буквари - для начального обучения, учебники для студентов университета, грамматики.

Интерес представляет также один из аспектов подготовки первого толкового словаря русского языка в шести томах (1786-1794). Словарь создавали крупные ученые и писатели. Среди авторов - Д.И. Фонвизин, И.Ф. Богданович, Е.Р. Дашкова. Для нас имеет особое значение постановка вопроса о том, какие примеры следует включать в статьи. Составители пришли к мнению, что эти примеры должны браться из сочинений современных авторов, а не из древней и церковной литературы. Таким образом, был обеспечен один из важнейших признаков словаря - связь с текущей литературой, который в дальнейшем нашел свое развитие в справочных изданиях. Подготовка словаря стала одним из шагов в разработке критериев оценки материала и принципов подготовки подобных изданий, показала один из путей повышения их актуальности.

В течение всего века издательство Академии наук выпускает календари, причем не только общего характера, но и специальные - исторический, географический, экономический и др. Отбор материала ведется в самых разных областях. В календарях находим сведения о числах, днях недели, месяцах, долготе дня, а также списки административных лиц в государстве, короткие статьи научно-популярного характера.

Развивается издание переводной литературы. В свет выходят сочинения Шеридана, Вольтера, Руссо, Гете. Это способствует совершенствованию техники перевода.

Издатели обращаются к книгам прикладного практического характера, содержащим элементарные сведения из области торговли, сельского хозяйства, к различного рода "лечебникам", "травникам". Выпускаются различные журналы. Выходят первые библиографические издания - "Санкт-Петербургские ученые ведомости" (1777), "Экономический магазин" (1780-1789), в которых публикуются списки рекомендуемых книг, разрабатываются основы книгоописания.

Развиваются в это время и журнальные издания. Особенно после выхода указа о "вольных " типографиях.

§3 Редакционно-издательская деятельность Н.И. Новикова

В истории культуры России, книжного дела имя Николая Ивановича Новикова занимает одно из центральных мест. Это был просветитель, крупный издатель, намного опередивший свой век. Благодаря его деятельности значительно расширился интерес общества к книге, к чтению, наукам.

Новиков выпустил в свет тысячи книг по различным отраслям знания - истории, педагогике, медицине, сельскому хозяйству. Он издавал учебники, детскую литературу, книги для народа, газету "Московские ведомости", 11 журналов, памятники русской исторической литературы.

Новиков способствовал становлению книжного дела в провинции. Как пишет К.М. Накорякова, ". благодаря ему стали читать в самых отдаленных захолустьях, причем не только в Европейской России, но и в Сибири".

Книгоиздательская деятельность реализуется прежде всего в редакторских началах. В деятельности Новикова мы находим такие аспекты, которые говорят о том, что он раньше своих современников понял некоторые тонкости редактирования и использовал при подготовке изданий многие формы работы, которые имеют место и сегодня. Это касается организационной работы Новикова при подготовке изданий. Так, он объединил вокруг изданий лучших писателей своего времени. В изданиях Новикова публиковали сочинения Д.И. Фонвизина, Я.Б. Книжнина, М.М. Хераскова, М.Д. Чулкова. Впоследствии они стали его постоянными сотрудниками.

Хрестоматия по истории книги. Часть I

5. Книга в России во второй половине ХVIII века

Во второй половине ХVIII века наряду с государственным развивается частное книгоиздание. Законодательно вольное книгопечатание было закреплено указом 1783 года. Важным событием в Москве было открытие в 1756 году университета и типографии при нем. Созданная для нужд обучающейся молодежи и профессуры университета, типография постепенно становится центром научного книгоиздания. Здесь выпускались учебники, популярные книги, методические программы. В течение двадцатитрехлетней деятельности типография выпустила 960 изданий. Печатались переводы с французского, немецкого, итальянского языков, музыкальный и сельскохозяйственный журналы, газета «Московские ведомости».

В 1779 году типографию Московского университета арендовал сроком на десять лет Н.И. Новиков. Его предприятие существовало независимо от государства и развивалось за счет получаемого дохода. За два первых десятилетия число изданий университетской типографии удвоилось, значительно расширился ассортимент книг. Обновились и «Московские ведомости», а число подписчиков возросло с 600 до 4000.

Ежегодно Новиков выпускал 70-80 названий книг. Среди них учебники, труды по медицине, истории, физике, химии, произведения российских писателей и классиков мировой литературы. С 1779 года он наладил выпуск журналов, начав с «Модного ежемесячного издания, или Библиотеки для дамского туалета». Затем появился научно-популярный журнал «Детское чтение для сердца и разума». В 1784 году возникла «Типографическая компания». К этому времени Н.И. Новиков контролирует деятельность пяти московских типографий и выпускает треть печатной продукции России. Он сумел наладить комиссионерскую сеть по многим городам, где распространялись его книги.

Примеру Н.И. Новикова последовали многие его современники, основав свои частные типографии. Мотивы и характер деятельности этих издателей - от мецената П.П. Бекетова и «бунтовщика» А.Н. Радищева до богатого помещика Н.Е. Струйского - были пестрыми и многообразными. В целом в конце ХVIII века наблюдается подъем в области книгоиздания и книжной торговли. Однако политическое банкротство просвещенной монархини Екатерины II повлекло за собой появление указа 1796 года об ограничении свободы книгопечатания и запрещении частных типографий. Начавшийся было расцвет книжного дела, плодами которого восхищались даже европейцы, завершился ужесточением режима и временным упадком.

  • 1. Главные книги мировых религий. Библия, ее состав, переводы, списки, важнейшие издания 2.Указ “О вольных типографиях” и его роль в развитии книжного дела. Деятельность частных издателей конца 18 века
  • 1. На протяжении тысячелетий была и остается книгой книг Библия (по гречески la biblia, то есть «книги», во множественном числе). Это собрание священных книг, различным образом ниспосланных людям, по преданию, самим Богом. Библию почитают иудейская (иудаистская, еврейская) религия, все христианские церкви, вероучения и секты, хотя каждая по-своему и в своем составе. Заимствуют некоторые положения из Библии, ссылаясь на нее, также и другие религии. За несколько тысяч лет Библия сделалась самой читаемой книгой. При передаче священных текстов требовались подлинность и точность. Отсюда и та роль, которую сыграла Библия в выработке практики редактирования, перевода, комментирования, текстологии, книгоиздания в целом. Библия как произведение разделяется на отличающиеся друг от друга части: Ветхий Завет (в славянском переводе слово «ветхий» может означать «старый», «прежний», «древний»), сочиненный первоначально на семитских языках, и Новый Завет. В Библии собраны мифы о Сотворении мира, исторические повествования, различные предания, легенды, элементы фольклора. В III-II веках до н.э. по желанию царя Птолемея Филадельфа в знаменитой Александрийской библиотеке комиссия из более чем семидесяти ученых и переводчиков, пересмотрев имевшиеся там еврейские и арамейские рукописи, перевела их на греческий язык. Этот текст получил наименование септуагинта, то есть перевод семидесяти толковников. Именно он принят как канон всей христианской церкви. Он послужил также основанием для переводов на славянский и русский язык. В течение всего Средневековья в различных странах еврейские толкователи - «масореты», то есть «знатоки предания», книжники, обрабатывали дошедшие до них еврейские и арамейские тексты Ветхого Завета, а некоторые даже переводили обратно с греческого языка. Так формировался современный Новый Завет, включающий в себя священную историю до наступления нашей эры. В его состав входят четыре Евангелия (в переводе на русский язык - «благая весть»), которые называются по именам предполагаемых авторов или составителей: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Затем следуют Деяния и Послания, апостольские и соборные (Апостол), Апокалипсис, или Откровение апостола Иоанна Богослова. Эти книги сложились в I веке н.э. на том же греческом диалекте койнэ и записаны, очевидно, в земле Ханаан. Из-за отсутствия взаимных связей и малограмотности верующих, догматических расхождений все они очень разнились между собой. Этот вопрос был поставлен на Никейском Вселенском соборе в 325 г. Были решены важнейшие вопросы церковного единства. Специальные комиссии из числа верующих и знатоков, пересмотрев множество вариантов обращавшихся христианских книг, выделили канон - единственный общий и правильный текст, в котором каждая буква считалась священной, и изменять их было нельзя. В канон вошли Ветхий Завет («Септуагинта») и книги Нового Завета в таком составе, как они приняты сейчас. Никейский собор отверг свыше ста вариантов Евангелий - они называются апокрифы, то есть отвергнутые. Большинство из них известны современной науке. Последняя археологическая находка апокрифических книг произошла в Египте в 1945 г. Это Евангелие от Фомы и Евангелие Истины, тексты которых весьма отличаются от канонических. Однако при всем разнообразии жизнь и деяния Христа нёс апокрифические книги рисуют в целом одинаково.

Коран - Для арабоязычных и мусульманских народов такую же роль сыграл Коран - главная книга ислама. Он создан на Ближнем Востоке (Медина, Мекка, Дамаск, Багдад) и переведен с тех пор на большинство языков мира, но каноническим является только арабский текст («Ку-ран», то есть учение). По-видимости, его суры (главы), их всего 114, и айяты (стихи) были записаны сподвижниками пророка Мохаммеда, но только в 655 г. по указу халифа Османа бывший секретарь пророка Зейд и ученые богословы соединили все фрагменты в общий текст («Османова редакция»), хотя в нем оставалось множество разночтений, порожденных историческими, этническими, лингвистическими особенностями развития мусульманской культуры. Только в 1923 г. исламские страны договорились о единой редакции Корана.

2. В 1783 г. был издан указ «О вольном книгопечатании», дававший право на открытие частных типографий. Свобода печати позволила многим людям основать собственное дело. Владельцы и арендаторы стремились в первую очередь извлечь прибыль, применяя наемный труд и работая на рынок. Частные типографии Брейткопфа, Вильковского, Мейера и других были оснащены на уровне европейских предприятий и печатали высококачественные в полиграфическом отношении книги.

Е.К. Вильковский вместе со своим родственником Ф.А. Галченковым открыл вольную типографию в собственном доме Галченкова на Васильевском острове. Это предприятие отличалось крайней неразборчивостью в подборе издательского репертуара. Здесь можно было встретить книги от «Толкования псалмов» до сочинений Вольтера. Книги печатались на средства авторов, переводчиков, государственных учреждений, отдельных издателей. На протяжении восьми лет типография работала по контракту с комиссией об учреждении народных училищ и напечатала множество учебных книг тиражом 322 тысячи экземпляров. Однако предприятие, действовавшее на кабальных условиях, бедствовало. Положение осложнялось долгами за навязанные упомянутой комиссией церковнославянские шрифты. В результате было принято решение продать типографию на выгодных для казны условиях. В 1797 г. типография прекратила свое существование, а взявший ее в аренду Ф. Брунков разорился.

В собственном доме была устроена и типография И.Г. Рахманинова. В 1788 г. он приобрел станок, литеры и начал выпускать журнал И.А. Крылова «Почта духов».В 1791 г. Рахманинов перевел типографию в родовое имение Казинка Тамбовской губернии, где задумал осуществить издание собрания сочинений Вольтера в 20 томах. К 1794 г. было напечатано четыре тома, которые были привезены в Петербург для продажи в лавке М. Глазунова. Томик Вольтера попал в руки императрицы Екатерины Второй, и в результате последовал указ о закрытии типографии Рахманинова.

Для издания бесцензурных книг открыл свою типографию А.Н. Радищев. В 1789 г. он приобрел у одного из крупных владельцев типографии И.К. Шнора шрифты и в собственном доме на ул. Грязной в Петербурге открыл «вольную» типографию. Наборщиком стал таможенный служащий Богомолов, печатниками были крепостные Радищева. Зимой 1789-1790 гг. была напечатана брошюра в 14 страниц размером в лист под заглавием «Письмо другу, жительствующему в Тобольске». Это было своего рода пробное издание перед началом печатания «Путешествия из Петербурга в Москву» . А.Н. Радищев получил разрешение цензуры на издание этой книги. Произошло это по недосмотру цензоров. Книга была напечатана тиражом 650 экз., которые находились у Радищева дома, и только первые пятьдесят экземпляров поступили в книжную лавку Зотова для продажи. Молва о вольнолюбивом сочинении распространилась по всему Петербургу. Вскоре сведения достигли императорского дворца, и Екатерина Вторая назвала анонима (имя автора не было указано на титульном листе) «бунтовщиком хуже Пугачева».30 июня 1790 г. А.Н. Радищев был схвачен и заключен в Петропавловскую крепость. Книга была конфискована у всех, кто успел ее купить или получить в подарок от автора. Основную часть тиража Радищев уничтожил сам. Случайно уцелевшие пятнадцать экземпляров стали величайшей библиографической редкостью. Частные типографии открывали и те, кто по своей барской прихоти стремился проявить себя на издательском поприще. Таков Н.Е. Струйский - дворянин из старинного рода князей Шуйских. В родовом имении Рузаевка Пензенской губернии в роскошном особняке была устроена типография, в которой выпускались изящные издания, прославившиеся на всю Европу. Типография Струйского была оснащена по последнему слову техники, а работали в ней его талантливые крепостные. Они печатали исключительно поэтические сочинения своего хозяина. Струйский строго следил за работой мастеров и самовольно чинил над ними суд и расправу за малейшие оплошности. Благодаря деятельному участию самого автора сочинений качество изданий было отменное. Екатерина Вторая не раз хвалилась перед иностранцами неповторимыми образцами рузаевской типографии. За годы существования типографии (1792-1796) было выпущено 24 названия книг по 8-13 страниц каждая. Все они имели небольшой формат и были заключены в кожаные тисненые папки. Струйский никогда не продавал свои книги, а только дарил, но при непременном условии хранить и изучать его подарки. Дворянские типографии не оказали существенного воздействия на общую картину развития книги в этот период. Их владельцы решали конкретные задачи, подчиненные своим личным интересам. Политическая реакция 90-х годов XVIII века привела к преследованию печатного слова. Кризис крепостничества наряду с ростом вольнолюбивых настроений в обществе повлек указ 1796 г., запрещавший «вольные» типографии. Мотивировалось это тем, что от них происходит слишком много злоупотреблений.

  • Введение
    • Предмет истории книги
    • Краткий обзор основной литературы по истории русской и советской книги
    • Периодизация истории книги
  • Письменность и книжное дело на Руси IX-XV вв.
    • Происхождение славянского письма
    • Распространение письма в Древней Руси
    • Книги в Древней Руси X-XII вв. Тематика и типы книг
    • Памятники древнерусской книжной письменности XI-XIII вв.
    • Книжное дело на Руси XIV-XV вв.
    • Памятники книжной письменности XIV-XV вв.
    • Материал и орудия письма. Оформление рукописных книг
  • Начало книгопечатания и книжное дело в России в XVI в.
    • Общая характеристика книжного дела к началу книгопечатания
    • Тематика и типы рукописных книг. Памятники книжной письменности XVI в.
    • Причины введения книгопечатания в Московском государстве
    • Анонимная типография и безвыходные издания
    • Иван Федоров и Петр Мстиславец. Московский период деятельности
    • Деятельность Ивана Федорова в Литве и на Украине
      • Деятельность Ивана Федорова в Литве и на Украине - страница 2
    • Книгопечатание в Москве после отъезда Ивана Федорова. Его преемники - Андроник Невежа и Никифор Тарасиев
  • Книга в России в XVII в.
    • Общая характеристика книжного дела в XVII в.
    • Рукописная книга
    • Центры книжного дела
    • Тематика и типы рукописных книг
    • Рукописная газета «Куранты»
    • Запретная литература и цензура книг в XVII в.
    • Деятельность Московского печатного двора
    • Содержание и тематика печатных книг XVII в. Первые светские печатные книги
    • Книга в России в первой половине XVIII в.
    • Реформа азбуки и печати
    • Общая характеристика книжного дела
    • Начало книгопечатания в Петербурге
    • Тематика и типы изданий первой четверти XVIII в.
    • Первая русская печатная газета
    • Рукописная книга
    • Характеристика книжного дела в 1725-1750 гг.
    • Издательская деятельность Академии наук
    • Тематика и типы изданий
      • Тематика и типы изданий - страница 2
    • Книга в России во второй половине XVIII в.
    • Тематика и типы изданий
    • Издательская деятельность Московского университета
    • «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык»
    • Издательская деятельность Н.И. Новикова
      • Издательская деятельность Н.И. Новикова - страница 2
    • Издательская деятельность А.Н. Радищева
    • Издательская деятельность И.А. Крылова
    • Провинциальные издательства
    • Книга в пореформенной России (вторая половина XIX в.)
    • Общая характеристика книжного дела второй половины XIX в. Тематика книг
    • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в.
      • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в. - страница 2
      • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в. - страница 3
      • Основные буржуазно-просветительные издательства второй половины XIX в. - страница 4
    • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов
      • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов - страница 2
      • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов - страница 3
      • Демократические издательства второй половины XIX в. Книгоиздательская деятельность революционных демократов - страница 4
    • Издание «книг для народа»
    • Создание вольной русской печати за границей. Издательская деятельность А.И. Герцена
      • Создание вольной русской печати за границей. Издательская деятельность А.И. Герцена - страница 2
    • Нелегальные революционные типографии и издания 60-70-х гг. XIX в.
      • Нелегальные революционные типографии и издания 60-70-х гг. XIX в. - страница 2
      • Нелегальные революционные типографии и издания 60-70-х гг. XIX в. - страница 3
    • Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Начало издания и распространения в России произведений К. Маркса и Ф. Энгельса
      • Издательская деятельность первых русских марксистских организаций. Начало издания и распространения в России произведений К. Маркса и Ф. Энгельса - страница 2
  • Книга в России периода империализма (конец XIX-начало XX в.)
    • Законодательство о печати. Цензура
    • Общая характеристика книжного дела в 1895-1917 гг. Тематика книг
      • Общая характеристика книжного дела в 1895-1917 гг. Тематика книг - страница 2
    • Основные буржуазно-просветительные издательства конца XIX-начала XX в.
      • Основные буржуазно-просветительные издательства конца XIX-начала XX в. - страница 2
    • Прогрессивные издательства начала XX в.
      • Прогрессивные издательства начала XX в. - страница 2
    • Нелегальная издательская деятельность марксистских революционных организаций
      • Нелегальная издательская деятельность марксистских революционных организаций - страница 2
      • Нелегальная издательская деятельность марксистских революционных организаций - страница 3
    • Большевистские легальные издательства
      • Большевистские легальные издательства - страница 2
    • Выводы
    • Книга в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны (1917-1920 гг.)
    • Состояние полиграфической промышленности
    • Организация первых советских издательств
      • Организация первых советских издательств - страница 2
    • Частные и кооперативные издательства
    • Организация Государственного издательства РСФСР
    • Издание книг на языках народов СССР
    • Книга в период восстановления народного хозяйства и начала индустриализации (1921-1929 гг.)
    • Общее состояние книгоиздательского дела
    • Деятельность Госиздата
    • Деятельность других государственных и партийных издательств
    • Кооперативные и частные издательства
    • Организация издания книг на языках народов СССР
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание энциклопедий и справочников
    • Издание художественной литературы
    • Книга в период реконструкции народного хозяйства и упрочения социалистического общества (1930- 1941 гг.)
    • Перестройка издательского дела. Создание ОГИЗа (1930 г.)
    • Постановление ЦК ВКП(б) «Об издательской работе». Дальнейшая типизация издательств
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание сельскохозяйственных книг
    • Издание художественной литературы
    • Издание детских и юношеских книг
    • Роль А.М. Горького в развитии издательской деятельности
  • Книга в период Великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
    • Состояние полиграфической базы
    • Общее состояние книгоиздательского дела
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание военных и военно-технических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание художественной литературы
    • Книга в период восстановления народного хозяйства и завершения строительства социализма (1945-1958 гг.)
    • Восстановление и развитие полиграфической промышленности
    • Общее состояние книгоиздательского дела
    • Издание общественно-политических книг
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Издание сельскохозяйственных книг
    • Издание художественной литературы в послевоенный период
    • Издание детских книг
    • Книга в период развитого социализма и перехода к коммунизму
    • Состояние полиграфической базы
    • Общее состояние книгоиздательского дела
      • Общее состояние книгоиздательского дела - страница 2
      • Общее состояние книгоиздательского дела - страница 3
    • Издание общественно-политических книг
      • Издание общественно-политических книг - страница 2
    • Издание технических и естественнонаучных книг
    • Выпуск энциклопедических изданий
    • Издание сельскохозяйственных книг
    • Издание художественной литературы
      • Издание художественной литературы - страница 2
    • Издание детских и юношеских книг
    • Выводы

Общая характеристика книжного дела. Указ 1783 г. о «Вольных типографиях»

Политика просвещенного абсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительности стремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствовала развитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год.

Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший «не различать типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства. Для открытия топографии требовалось лишь заявить в местную управу благочиния, куда представлялись на «утверждение и списки книг, предназначавшихся к изданию.

Указ о вольных типографиях способствовал расширению издательского дела и развитию частной инициативы. С этого времени частные типографии начинают играть важную роль в развитии русского печатного производства». Они выпускали книги для более широкого круга читателей, лучше учитывали спрос на книгу.

С 1784 г. появляется много частных типографий в Петербурге, Москве и в других городах - Астрахани, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тобольске, Калуге, Смоленске, Перми, Нижнем Новгороде, Костроме, Тамбове - всего в 17 губерниях.

О росте книжного дела в России с. 80-х гг. говорят цифры: 1762 г. - 159 изданий; 1785-й - 269; 1786-й - 326; 1787-й - 435 изданий.

В конце 80-х - начале 90-х гг. напуганная возросшей силой печатного слова, подрывавшего устои крепостнического строя, и французской революцией 1789 г. Екатерина II принимает ряд мер, стеснительных для литературы и журналистики. В 1786 г. была введена строжайшая духовная цензура, обращенная не в последнюю очередь против сочинений французских просветителей. Московский архиепископ Платон в донесении Екатерине II о ревизии книг в типографии и книжном магазине Новикова призывал к уничтожению подобных книг: «Сии то гнусные и юродивые порождения так называемых энциклопедистов следует исторгать пагубные плевелы, возрастающие между добрыми семенами».

В 1787 г. Екатерина подписала указ «О запрещении в продажу всех книг, до святости касающихся». Этот указ был направлен прежде всего против Новикова и «Типографической компании» - большая часть книг были изъяты на основании указа из принадлежащих ему типографий.

В 1796 г. последовал указ о закрытии вольных типографий и введении в четырех русских городах «столичной цензуры», просмотру которой подлежали все издания, выходившие в России, в 1798 г. созданы цензурные учреждения во всех русских портах для просмотра ввозимых в Россию книг, а в 1800 г. ввоз иностранных книг был запрещен. Централизация и бессмысленная строгость светской и духовной цензуры, доведенные до крайности, привели к сокращению количества изданий. Если прежде обычным было 350-400 книг в год, то в 1797 г. вышло 262 названия, а в последующие годы еще меньше.

Во второй половине XIX века в России стали появляться издательства, типографии и книжные магазины, владельцы которых были активными деятелями революционного подполья и использовали издательское дело в интересах освободительного движения. В условиях жестких цензурных ограничений, существовавших до середины 50-х годов XIX века, многие издатели были вынуждены перенести свою деятельность за границу. В мае 1853 г. на собственные средства А.И. Герцена в Лондоне была основана Вольная типография. Первым ее изданием была прокламация «Юрьев день», призывавшая русское дворянство уничтожить крепостное право в своих имениях.

В 1855 г. вышел первый номер альманаха «Полярная звезда», в котором печатались запрещенные цензурой в России произведения Пушкина, Лермонтова, писателей-декабристов. Издателям удалось наладить двустороннюю связь со своими русскими корреспондентами. В 1856 г. в качестве приложения к «Полярной звезде» начал выходить сборник «Голоса из России», где публиковались проекты и предложения об отмене крепостного права. В 1857 г. Герцен совместно с Н.П. Огаревым приступил к изданию первой бесцензурной русской революционной газеты «Колокол» (1857-1867), которая распространялась в России и за границей тиражом 2,5-3 тыс. экз. В 1865 г. «Вольная русская типография» была переведена из Лондона в Женеву, где выпускала по заказу тайного общества «Земля и воля» прокламации и воззвания. Помимо периодических изданий, типография выпускала книги: сборник «Русская потаенная литература XIX столетия…» (1861), «Записки декабристов» (1862-1863) и др. Деятельность типографии была прекращена в 1872 г.

В начале 60-х годов XIX века стали действовать первые нелегальные типографии П.Г. Заичневского и П.Э. Аргиропуло, Я.А. Сулина, П.С. Петровского-Ильенко и И.К. Сороко в Москве (1859-1861), типография «Великорусса» и «карманная типография» П.Д. Баллода в Петербурге (1862), в которых печатались прокламации (например, «К офицерам», «Подвиг … капитана Александрова»), запрещенные в России сочинения А.И. Герцена, Н.П. Огарева и др.

В начале 60-х годов в Петербурге действовала типография, которая принадлежала тайному революционному обществу «Земля и воля». Во главе ее стоял последователь Чернышевского, один из революционеров 60-х годов Н.И. Утин. В типографии печатались в основном пропагандистские издания, среди которых были брошюры и листовки: «Записка» министра юстиции К.И. Палена, «Ко всем честным людям», «К рабочим всех фабрик и заводов» и др. Весной 1879 г. на съезде в Воронеже произошел раскол «Земли и воли»; возникли две новые организации народников – «Черный передел» и «Народная воля». Типографию тоже поделили.

В 1871 г. в Петербурге действовала революционная народническая группа – «Кружок чайковцев». На средства чайковцев в России были изданы труды писателей-демократов. Была организована типография в Цюрихе, перенесенная затем в Женеву.

Деятельность нелегальных типографий стала особенно интенсивной в середине 70-х годов. В 1875 г. в Одессе был создан «Южно-российский союз рабочих». Во главе его стоял революционер Е.О. Заславский. Он основал типографию, где печатал листовки и прокламации.

В Петербурге в начале 1877 г. действовали две тайные типографии. Одна под руководством А.Н. Аверкиева и Н.А. Кузнецова, другая – «Вольная русская типография».

Имел собственную типографию «Северный союз русских рабочих» (1878). Ее деятельность возглавлял С.Н. Халтурин.

Под руководством революционера-народника Ипполита Никитича Мышкина (1848-1885) была организована типография с целью подпольного печатания революционной литературы. Официально она печатала сначала каталоги и брошюры по уголовным делам. Типография состояла из двух отделений. В первое вход был свободный: мужчины-наборщики набирали и печатали разного рода «благонамеренные издания». Во второе, женское наборное отделение вход посторонним не разрешался, в целях якобы сохранения «благонравного» поведения женщин. Здесь печаталась нелегальная литература. Отпечатанные брошюры и листовки отправлялись в Пензу, Самару, Рязань, Саратов и отсюда распространялись по другим местам. Все это Мышкин проделывал на средства своего ближайшего соратника, тоже революционера-народника, П.И. Войнаральского, который отвечал за распространение напечатанной Мышкиным литературы. Первой напечатанной в типографии Мышкина была книга «История одного из многострадальных» (переделка романа Эркмана-Шатриана). Очень популярной среди крестьян была прокламация «Чтой-то, братцы…».

Работа типографии столь ловко была поставлена, что она избежала закрытия. Провалилось саратовское отделение Войнаральского, после чего Мышкин скрылся за границу, успев ликвидировать свою «женскую наборную».

В общественном движении 60-х годов XIX века видное место занимает деятельность Иосафата Петровича Огрызко (1825-1890).

В 1858 г. Огрызко приобрел за границей оборудование и устроил типографию, сначала в Коломне, а затем перевел ее в Петербург. Свою литературно-издательскую деятельность он начал с выпуска в 1859 г. газеты «Слово» на польском языке. Это была прогрессивная газета с широкой демократической программой национального возрождения. Однако существование газеты было недолгим – Александр II запретил выпуск газеты, а ее издатель был заключен в Петропавловскую крепость. Освободившись из крепости, он продолжил службу и снова начал заниматься издательской деятельностью, которая оставила заметный след в истории русской прогрессивной книги. Им были напечатаны четыре тома сочинений Добролюбова, труды по народному просвещению (К. Ушинского, Н. Пирогова), книги для народного чтения и др. За участие в польском восстании 1863-1864 гг. И.П. Огрызко был сослан в Сибирь.

Николай Александрович Серно-Соловьевич (1834-1866), соратник Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена, совместно с одним из руководителей тайного революционного общества 60-х годов «Земля и воля» А.А. Слепцовым открыл в 1861 г. в собственном доме по Обуховскому проспекту книжную лавку и большой книжный магазин с библиотекой для чтения на Невском проспекте, игравшие роль опорных легальных пунктов «Земли и воли», и приступил к издательской деятельности, которая носила революционно-просветительский характер. Им были изданы «Стихотворения» М.Л.Михайлова (1862), «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1863) и др. В 1862 г. Серно-Соловьевич за участие в революционном движении был арестован, и в 1865 г. его сослали в Сибирь, где он умер.

В начале 1866 г. в журнале А.Ф.Черенина (1827-1892) «Книжник» (1865-1866) была помещена заметка о гибели Серно-Соловьевича на каторге. Это послужило поводом к закрытию книжной торговли Черенина и его библиотеки «для общедоступного пользования». Был закрыт и журнал «Книжник», в котором печатались статьи по книжной торговле, рецензии на демократические издания, давались отрицательные отзывы на книги низкопробного содержания.

Демократический характер носили издательское дело и книжная торговля Николая Львовича Тиблена (1825-…). Он выпускал главным образом естественнонаучную и философскую литературу: сочинения Ф. Гизо, Т.Б. Маколея, Г.Т. Бокля, Г. Спенсера и др. В 1862 г. издательство Тиблена осуществило первое полное издание «Горя от ума» А.С. Грибоедова. В 1868 г. издатель «бежал» за границу от долгов, а его издания перешли в руки Вольфа.

Отвечала интересам радикально настроенных слоев общества деятельность издателя Николая Петровича Полякова (1843-1905). Он был связан с кружком революционных народников–«чайковцев», за что неоднократно привлекался к суду, а изданные им книги подвергались, как правило, конфискации и сожжению: например, сочинения Ф. Лассаля (1870), «Романы и повести» Дидро, сочинения Вольтера (1870) и др. В 1872 г. он издал первый том «Капитала» К. Маркса (в переводе Г.А. Лопатина и Н.Ф. Даниельсона).

Постоянные судебные процессы, конфискации разорили Полякова, и он был вынужден в 1873 г. ликвидировать свое издательство.

K 50-м гг. относится совершенно новое в истории русской книги явление - зарождается вольная русская революционная печать, нелегальное революционное издательство. Инициатива создания вольной русской печати за границей принадлежит великому русскому революционному демократу А.И. Герцену (1812-1870).

Герцен жил и участвовал в революционной борьбе в тот переломный момент русской истории, когда на арену борьбы выступают разночинцы как ведущая политическая и культурная сила страны. Не возможность» открытой борьбы с» царизмом условиях николаевской России и стремление к активной политической деятельности вынудили Герцена в 1847 г. покинуть родину.

Поставленный перед необходимостью перейти на положение политического эмигранта, Герцен ни на минуту не забывал о своем высоком революционном долге. Идя навстречу потребностям русского освободительного движения, он задумал основать заграницей бесцензурную русскую печать. «Основание русской типографии в Лондоне» - писал Герцен, - «является делом наиболее практически революционным, какое русский может сегодня предпринять в ожидании исполнения иных, лучших дел» . Зная, в каком тяжелом положении находилась в то время русская печать, Герцен рассчитывал, что сумеет помочь передовому русскому обществу высказать мысли которым не находилось места в подцензурной печати в России.

Создание русской типографии в Лондоне, куда в 1852 г. переселился Герцен, было нелегким делом. Серьезную помощь Герцену оказали польские революционные эмигранты. Они помогли ему приобрести в Париже русский шрифт и установить в типографии печатный станок. 22 июня 1853 г. станки «Вольной русской типографии» в Лондоне были пущены в ход.

Первым изданием Герцена была литографированная листовка «Братьям на Руси». В ней, обращаясь к русскому обществу, Герцен объяснял задачи и значение основанной им типографии. «Отчего мы молчим? - писал Герцен. - Неужели нам нечего сказать? Или мы молчим только оттого, что мы не смеем говорить?. Открытая вольная речь - великое дело; без вольной речи - нет вольного человека» . Герцен обратился к соотечественникам c призывом присылать ему литературные материалы для издания их в Лондоне.

В июне 1853 г. появляется первая прокламация, напечатанная; в Вольной русской типографии - «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству». Это был горячий призыв к отмене крепостного права. Вслед за тем были отпечатаны брошюра «Поляки прощают Нас», смело ставившая вопрос о равноправии национальностей и о совместной борьбе двух народов - русского и польского - с царизмом, и статья «Крещеная собственность».

Не сразу удалось Герцену наладить прочную и постоянную связь с Россией. «Ответа не было, или, хуже, до меня доходили одни порицания, один лепет страха, осторожно шептавший мне, что печатание за границей опасно, что оно может компрометировать и надевать бездну вреда; многие из близких людей делили это мнение» . Общественное оживление в России в середине 50-х гг. привело к тому, что между Лондонской типографией и Россией установилась постоянная связь.

С осени 1855 г. Герцен приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». В центре обложки четко выделялись профили Лестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьёва-Апостола, Каховского - пяти казненных декабристов. Эпиграфом были взяты слова из «Вакхической песни» Пушкина: «Да здравствует разум». Всеми средствами Герцен стремился раскрыть «внутреннюю связь и кровное родство» своей вольной печати с деятельностью первого «поколения русского революционного движения. Программа «Полярной звезды» сводилась к борьбе за освобождение крестьян, за свободу печати, против дикого помещичьего права. В «Полярной звезде» печатались самые разнообразные материалы. Здесь впервые увидели свет многие запрещенные стихотворения Пушкина, Лермонтова, Рылеева и других русских поэтов, письмо Белинского к Гоголю, воспоминания декабристов. В «Полярной звезде» были опубликованы различные исторические документы, которые невозможно было напечатать в России по цензурным соображениям. Наибольший интерес «Полярной звезде» придавали произведения самого Герцена и особенно его знаменитое произведение «Былое и Думы». «Полярная звезда» имела необычайный успех в России. Декабрист И.Д. Якушкин писал Герцену из Сибири: «„Полярная звезда“ читается даже в Сибири, и ее читают с великим чувством; если бы вы знали, как бы этому радовались - Свободная ваша речь для всякого русского человека как будто летящий от родины глас» .

С июля 1856 г. приложением к «Полярной звезде» Герцен издавал сборник «Голоса из России».

Тайными корреспондентами «Полярной звезды» были ссыльные декабристы, писатели, библиографы, участники освободительного движения 50-60-х гг. «Полярная звезда» «оказалась своего рода школой, которую прошла целая группа видных литераторов, историков, издателей, библиографов второй половины XIX века» .

В апреле 1856 г. в Лондон прибыл старый друг и единомышленник Герцена Н.П. Огарев, который становится ближайшим помощником и соратником Герцена. По инициативе Огарева Герцен с июля 1857 г. приступил к выпуску нового периодического органа - газеты «Колокол». Девизом были избраны начальные слова «Песни о Колоколе» Шиллера «Vivos voco!»-»Зову, живых». «Мы поставили, - говорилось в редакционной статье от 1 июля 1858 г., - эпиграфом - Vivos voco! Где же живые в России?... Живые - это те рассеянные по всей России люди мысли, люди добра, всех сословий, мужчины и женщины, студенты и офицеры, которые краснеют и плачут, думая о крепостном состоянии, о бесправии в суде, о своеволии полиции, которые пламенно хотят гласности, которые с сочувствием читают нас. «Колокол» - их орган, их голос.» .

Вслед за «Полярной звездой» «Колокол» требовал отмены крепостного права, уничтожения цензуры, отмены телесных наказаний. В «Колоколе» публиковались произведения Герцена и Огарева, корреспонденции и документы, разоблачавшие политику Царского правительства, произвол царских чиновников. Могучий призывный набат «Колокола» был услышан во всех уголках необъятной России. С октября 1859 до 1862 г. Герцен и Огарев выпускали приложением к «Колоколу» листок «Под суд!», разоблачавший преступления и безобразия, творящиеся в России. С 1862 г. выходит новое приложение к «Колоколу» под названием «Общее вече». Это издание предназначалось к распространению в народе, в частности среди раскольников и старообрядцев. Язык и изложение материала в «Общем вече» отличались большей популярностью, чем в «Колоколе».

Издания Вольной русской типографии проникали в Россию самыми различными путями: через русских эмигрантов и немецких книгоиздателей, через агентов английских торговых фирм и моряков торговых и военных кораблей. В распространении герценовских изданий принимали участие многие видные общественные деятели. «Колокол» и другие издания Герцена попадали в руки русскому читателю под видом каталогов и детских книг, внутри переплетов и газет, в ящиках с двойным дном, даже в гипсовых бюстах Николая I. В годы первой революционной ситуации «Колокол», говоря словами современника, «гулял» «по всей России»; издания Вольной Лондонской типографии, по словам современника, представляли собой «своего рода высшую инстанцию, к которой апеллировали все искавшие правды....» .

По мере нарастания революционной ситуации в России направление «Колокола» становится все более последовательным и революционным. С его страниц все чаще раздаются решительные призывы к вооруженному выступлению против самодержавия и русских крепостников.

К середине 60-х гг. связи Герцена с родиной ослабли. Значительно сократилась прежняя аудитория «Колокола». Более тесное сближение Герцена и Огарева с революционными демократами привело к разрыву руководителей Лондонской типографии с русскими либералами. Интерес к Лондонской типографии особенно упал в связи со спадом революционного движения в России после подавления польского восстания 1863 г. Правительство обрушилось с репрессиями на тех, кто был связан с лондонскими пропагандистами, переписывался с Герценом и Огаревым, хранил у себя «Колокол» и другие запрещенные издания. Молодое революционное поколение, властителем дум которого был более последовательный и боевой демократ Н.Г. Чернышевский, относилось к Герцену отчужденно, не прощало ему его временных отступлений к либерализму, прежние его колебания.

Стремясь оживить свое издательство, Герцен в 1865 г. перевел Вольную типографию из Лондона в Женеву, где в это время сосредоточилась русская революционная эмиграция, однако ожидаемых улучшений не наступило. В 1867 г. Герцен вынужден был прекратить издание «Колокола». Еще ранее, в 1862 г., перестала выходить «Полярная звезда» и другие периодические издания Вольной типографии.

Герцен и Огарев оказали огромную услугу русскому обществу, выпуская книги, запрещенные в России. Они напечатали сборники «Русская потаенная литература XIX столетия», «Думы К.Ф. Рылеева», сборник «Солдатские песни», издания по истории России. Придавая огромное значение революционным традициям декабристов, своих идейных предшественников, Герцен и Огарев опубликовали отдельными изданиями три выпуска записок декабристов и книгу «14 декабря 1825 года и император Николай I», направленную против клеветнической книги барона М.А. Корфа «Восшествие на престол императора Николая I». В Вольной типографии была впервые после 1790 г. напечатана революционная книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Вольная типография печатала революционные воззвания и прокламации, адресованные различным слоям русского общества, в том числе многие воззвания первой «Земли и воли». В 1866 г. Герцен передал Вольную русскую типографию в собственность Л. Чернецкому. Из типографии Чернецкого вышли сборник «Вольный песенник», два номера журнала «Народная расправа» (1869-1870) и ряд прокламаций, написанных Огаревым и Бакуниным. После смерти Герцена и отъезда Огарева в Лондон типография Чернецкого пришла в упадок и в 1872 г. была им продана.

В истории русского революционного издательского дела и печати Герцен сыграл выдающуюся роль. «Герцен, - говорил Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга»

Издала указ «О вольных типографиях», разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью.

Согласно указу частные типографии могли открываться не только в двух столицах - Петербурге и в Москве, а также во всех городах Российской империи. По закону типография приравнивалась к фабрикам, что позволяло частным лицам заводить книгопечатни. Основным положением указа было разрешение каждому по своей воле заводить типографии.

Дозволялось «в сих типографиях печатать книги на российском и иностранных языках, не исключая и восточных…». Одновременно законом усиливалась роль полиции: Управа Благочиния теперь контролировала содержание печатной продукции, запрещала её, если обнаруживала в ней нарушения («чтобы ничего в них противного законам Божиим и гражданским или же к явным соблазнам клонящегося издаваемо не было»), конфисковывала вышедшую без её разрешения печатную продукцию.

Уже через несколько лет в Санкт-Петербурге насчитывалось около 20 частных типографий; крупнейшей среди них была типография И. К. Шнора, выпустившая свыше 230 изданий на русском языке. Владельцами частных типографий чаще всего становились профессиональные книгоиздатели, книгопродавцы, литераторы (К. В. Миллер, И. П. и М. П. Глазуновы, П. И. Богданович, И. А. Крылов, И. Г. Рахманинов, А. Н. Радищев и др.). Наиболее известна издательская деятельность Н. И. Новикова , который руководил несколькими типографиями в Москве: Университетской, которую он арендовал; собственной вольной типографией; типографией, организованной Типографической компанией; вольной типографией, принадлежавшей Лопухину; типографией тайной масонской ложи.

Основной продукцией частных типографий были сказки, авантюрные романы, сонники, книги по домоводству, гадальные книжки, учебная литература. Тиражи колебались от 100 до 20 тыс. экземпляров. Оборудование закупалось за границей, шрифты частично отливались в Санкт-Петербурге.

Разрешение открывать вольные типографии послужило благоприятным толчком к развитию просвещения в России, однако, в государстве по-прежнему сохранялась довольно громоздкая и нецентрализованная структура цензурного аппарата.

Указ 1783 г. функционировал тринадцать лет, в сентябре 1796 г. Екатерина II , столкнувшись с активным развитием в государстве книгоиздательства, бурным ростом количества «вольных типографий» и «происходящими от того злоупотреблениями», подписала «Указ об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг, об учреждении на сей конец ценсур... и об упразднении частных типографий».

Лит.: Блюм А. В. Издательская деятельность русской провинции конца XVIII - начала XIX в. (Основные тематические направления и цензурно-правовое положение) // Книга. Исследования и материалы. М., 1966. Сб. 12. С. 136-159; Самарин А. Ю. Под каким присмотром и цензурою печатание книг происходит: типографское дело и цензура в России эпохи Просвещения // Новое литературное обозрение. 2008. N 4. С. 356-375.