Рассказы о музыкальных инструментах. Сказка о музыке

Сказки, рассказы о музыке и музыкантах.

Мальчик лежал в кровати и прислушался. Нет, ещё рано. В доме не спали. Заплакала шестимесячная Кристина и Инга, жена брата, принялась укачивать её, что-то напевая. Какая красивая мелодия. Раньше Иоганн её не слышал. Может, Инга сама сочинила. И поёт хорошо. Так нежно-нежно. Надо будет эту мелодия завтра подобрать на скрипке.

Иоганн вспомнил, что когда он был совсем маленький, мама тоже ему пела перед сном. И тоже очень нежно. У них в семье все хорошо поют. Слёзы навернулись на глаза. Как плохо жить без мамы. Он вытер глаза и сел, подложив под спину подушку. Только бы не заснуть. Так, иногда, уже случалось.
Нет, он не заснёт. Вчера он нашёл в шкафу брата замечательную музыку и сегодня надо будет её переписать до конца. Как зовут этого композитора? Кажется Пахельбель. Почему брат не хочет, чтобы он играл его музыку? Такую красивую. Непонятно. Если бы папа был жив, он бы ему разрешил. Но папа тоже умер в прошлом году.

Как хорошо было раньше, - думал Иоганн,- когда были живы папа и мама. Брат тоже, конечно, заботится о нём, но всё стало совсем не так, как было раньше.
Иоганн прислушался. Кажется стало тихо. Все заснули. Можно было начинать. Мальчик тихонько встал, стараясь чтобы не скрипела кровать и подошёл к шкафу. Он был, как и всегда закрыт на ключ, но мальчик уже давно научился его открывать.

Дверцы были старые и шатались на петлях. Достаточно было одну дверцу поднять вверх и слегка пошевелить, как шкаф открывался. Надо только было потом не забыть и аккуратно поставить дверцы на места, чтобы брат утром не заметил.

Иоганн достал ноты, нотную бумагу, гусиное перо, чернила и сел за стол возле окна. Ночь был лунная, на небе ни облачка и ноты сегодня видно хорошо. Свечи, конечно, были в доме, но зажигать их было нельзя. Брат сразу бы заметил. Мальчик писал и погружался в музыку. Она звучала у него в голове, окружала, захватывала его и, наверно, потому писать не было скучно.

Ночные переписывания нот длились уже почти полгода. Мальчик не высыпался, у него болели глаза от напряжения, иногда он засыпал в школе прямо на уроке, но каждую ночь его тянуло к этой музыке снова и снова. Неожиданно открылась дверь и в комнату вошёл Рудольф. Мальчик вздрогнул и по нотам расползлась большая клякса.

Иоганн, ты что делаешь? Почему не спишь?- брат подошёл ближе. Увидел открытый шкаф и всё понял. - Я же запретил тебе играть эту музыку. Тут нет ни мелодии, ни смысла. Эта музыка нарушает все правила гармонии. Если ты будешь её играть, из тебя не получится хороший музыкант. И папа, если бы он был жив, со мной бы согласился.

Нет, папа бы мне разрешил, - у мальчика на глазах выступили слёзы и он еле сдерживался, чтобы не расплакаться.- Не забирай ноты, Рудольф. Я прошу тебя. Это хорошая музыка. Я тоже буду, когда вырасту писать такую музыку и даже ещё лучше.

Ладно, утром поговорим. А сейчас иди спать, болтун. Завтра сделаю у шкафа новый замок.

Как мы знаем, Рудольф оказался не прав. Иоганн Себастьян стал великим композитором и, действительно, стал писать музыку лучше, чем его современники.

Лев Мадорский. Анатолий Зак

Звездная флейта

(притча для чтения и обсуждения с детьми родителями)

Тихо ночью в музыкальном магазине. Спит важный черный рояль. Спят гулкие барабаны и звонкие тарелки. Спят скрипочки в своих бархатных футлярах. Не спит только старая флейта. Однажды хозяин музыкального магазина забыл закрыть форточку на ночь. Любопытная звездочка случайно залетела в магазин через открытую форточку и спряталась в старой флейте. С тех пор по ночам старая флейта еле слышно, чтобы не будить музыкальные инструменты, напевает звездную музыку. Днем флейта, конечно, молчит, и никто не знает, что старая флейта получила звездный голос.

С утра мальчик - слуга аккуратно протирает пыль. Когда он дотрагивается до старой флейты, она тихонько звенит. Больше всего на свете мальчик мечтает купить эту чудесную флейту.

- Дзинь! - звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.

Проходите, рады вас видеть. Что желаете? - любезно произнес хозяин магазина, увидев богато одетого покупателя.

- Пока ничего, я посмотрю и подумаю, - сухо ответил старик.

С тех пор богатый старик стал приходить в магазин каждый день. С детства он мечтал научиться играть на флейте, но вместо этого всю жизнь работал директором фабрики, которую передал ему отец. Ему казалось, что поздно учиться музыке в таком возрасте, однако, каждый день его неудержимо влекло в музыкальный магазин.

Однажды хозяин магазина отлучился, и богач спросил мальчика слугу:

- Ты умеешь играть на флейте?

Что вы, господин, у меня есть только деревянная дудочка. Хотите, я вам сыграю на ней? - предложил мальчик. Дудочка заиграла веселую песенку, и старая флейта тихонько вторила ей.

- Отлично! Теперь попробуй сыграть вот на этой флейте, - попросил старик.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды зазвенели и засмеялись в вышине. Богатый человек был удивлен и очарован, но мальчик был удивлен не меньше.

- Это не я, - прошептал он, - флейта сама играет, наверно, она волшебная.

Старик тут же купил старую флейту, заплатив за нее втридорога, и вечером отправился к учителю музыки.

К своему удивлению он встретил там мальчика из музыкального магазина, который умолял:

Господин учитель, пожалуйста, дайте мне хотя бы один урок, а на следующей неделе я принесу Вам еще десять грошей.

Десять медных грошей мало за один урок, мальчик, - мягко отвечал учитель. - Я же объяснил тебе, что моя дочка больна, и мне нужны деньги для доктора.

Учитель, я дам Вам десять золотых монет, если Вы научите меня играть на этой флейте, - перебил мальчика богатый старик.

Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель богачу. - Я согласен Вас учить, если Вы заплатите вперед. А ты, дружок, - обратился он к мальчику, - приходи попозже, когда моя дочка выздоровеет, и у тебя накопится больше грошей.

Получив десять золотых монет, учитель старался изо всех сил. Он отменил все остальные уроки и целыми днями занимался с одним богатым человеком. Прошел первый урок, второй..., десятый, но ничего не получалось. Где та волшебная мелодия? Богатый человек смог извлечь из флейты только нескольких фальшивых звуков. Он упражнялся часами, но все было напрасно. Однажды ночью он долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но, не добившись результата, грустный лег спать. Вдруг ему почудилось, что он слышит ту самую переливчатую музыку, которая так поразила его в магазине. Богатый человек привстал и увидел, прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.

- Кто ты? - прошептал старик, завороженный музыкой флейты.

Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос зазвенел:

- Я Фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.

Богатый человек вскочил с дивана, но видение в тот же миг исчезло. Всю ночь думал старик о словах Феи. Утром он побежал в музыкальный магазин.

Собирайся, - сказал он мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Ты талантливый музыкант. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.

Богач устроил мальчика в музыкальное училище, а затем отправился к учителю музыки.

Извините меня, учитель, - сказал он, - я заставлял вас давать мне уроки, хотя знал, что ваша дочка тяжело больна. Отныне уроков не будет, пока она не выздоровеет. А на ее лечение примите вот этот кошелек.

“Наконец-то моя флейта заиграет”, - думал богач, возвращаясь домой. Каково же было его разочарование, когда у него снова ничего не получилось. В этот момент в дверь постучали, и вошел мальчик из музыкального магазина.

- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - я сочинил для вас песенку и хочу сыграть вам ее на моей дудочке.

Богатый человек протянул мальчику флейту:

- Лучше исполни свою песенку вот на этой флейте.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды засмеялись в вышине.

Когда музыка смолкла, богатый человек сказал:

- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.

- Что вы, господин. Я не могу взять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.

Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе - флейту, - предложил богач и почти насильно, вложил мальчику в руки флейту.

Мальчик ушел, не чуя ног под собой от счастья.

Поздно вечером, собираясь спать, богач взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес дудочку к губам и полилась прелестная, журчащая песенка.


Вопросы и задания к сказке (для детей и родителей):

· Почему в руках богатого человека флейта теряла свой звездный голос?

  • Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
  • Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
  • Послушайте в течение нескольких минут музыку флейты. После этого попробуйте нарисовать эту музыку.
  • Чем звучание флейты отличается от звучания других музыкальных инструментов?
  • Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая? Придумайте продолжение этой сказки.
  • Представьте, что маленькие звездочки спрятались в разных музыкальных инструментах. Чем инструменты со звездочками внутри отличаются от простых музыкальных инструментов?
  • На каком музыкальном инструменте вы мечтаете научиться играть?

А.Лопатина, М. Скребцова /из "Волшебный мир музыки"

ГИМН МУЗЫКЕ

(по В.Вакенродеру)

Музыка — это, безусловно, последняя тайна веры,
мистика, религия, данная в откровении.

Когда я искренно наслаждаюсь тем, как из безмолвной пустоты внезапно сама по себе вырывается прекрасная вереница звуков, возносится жертвенным дымом, парит в воздухе, а потом снова опускается на землю, — тогда в моей душе возникает, тесня друг друга, так много новых чудесных образов, что я не могу прийти в себя от блаженства.

То представляется мне музыка птицей Феникс, которая, услаждая себя, легко и смело взмывает ввысь, гордо возносится туда, где ей привольно, и радует богов и людей размахом своих крыл. — То представляется мне музыка ребенком, спящим в гробу, — розовый солнечный луч ласково принимает его отлетающую душу, и, перенесясь в эфир небесный, она наслаждается золотыми каплями вечности и обнимает прообразы прекраснейших человеческих снов. — А то, — какая огромная масса образов! — представляется мне музыка совершенным подобием нашей жизни — до боли короткая радость, из ничего возникающая и возвращающаяся в ничто, которая рождается и умирает бог весть зачем: маленький веселый зеленый островок, с солнечным светом, песнями и плясками, затерянный в темном бездонном океане...

Воистину, радоваться звукам, чистым звукам — это невинное, трогательное наслаждение! Детская радость! — Когда другие оглушают себя беспокойной деятельностью и, окруженные, словно полчищами диковинных ночных птиц или ядовитых насекомых, жужжащим роем суетных мыслей, наконец, падают в изнеможении — я погружаюсь в священный утоляющий источник звуков, и богиня-исцелительница вновь вливает в меня невинность детства, так что я смотрю на мир новыми глазами и растворяюсь в радостном примирении с окружающим. — Когда другие ссорятся из-за выдуманных ими самими причуд, или предаются мучительной игре ума, или в одиночестве вынашивают уродливые мысли, которые, подобно мифическим воинам, в отчаянии пожирают самих себя, — о, тогда я закрываю глаза, дабы не видеть этой всеобщей борьбы, и тихо удаляюсь в страну музыки, в страну веры, где все наши сомнения и страдания теряются в звучащем море, где мы забываем людской гомон, где у нас не кружится голова от пустой болтовни, от путаницы букв и иероглифов и где сразу легким прикосновением врачуется весь страх нашего сердца.

Но каким образом? Там ответят нам на наши вопросы? Там откроются нам тайны? — О нет! Вместо ответов и откровений нам покажут веселые, прекрасные воздушные картины, глядя на которые мы успокоимся, сами не зная отчего; и вот уже с храброй уверенностью бродим мы по неизвестной стране, мы приветствуем и обнимаем, как друзей, незнакомых нам духов, и все непонятное, что теснило наши сердца и что есть болезнь рода человеческого, исчезает, и душа наша исцеляется созерцанием чудес, еще гораздо более непонятных и возвышенных. И тогда человеку хочется воскликнуть: «Вот оно, то, чего я искал! Наконец-то я нашел это! Теперь мне весело и радостно!»

Такова прекраснейшая и удивительнейшая картина, в какой я могу представить музыку, хотя многие назовут все это пустыми мечтаниями.

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

И.Гете

Величие искусства сильнее всего
проявляется в музыке.
В музыке нет ничего материального;
это чистая форма,
возвышающая и облагораживающая все,
что поддается ее выражению.

Для того, чтобы сохранять наши чувства, было сделано много прекрасных изобретений, и так возникли все изящные искусства. Но музыку я считаю самым чудесным из всех этих изобретений, потому что она описывает человеческие чувства сверхчеловеческим языком, ибо она показывает все движения нашей души в невещественном виде, вознося их над нашими головами в золотых облаках эфирных гармоний, ибо она говорит на языке, которого мы не знаем в нашей обыденной жизни, которому учились невесть где и как и который кажется языком одних лишь ангелов.

Это единственное искусство, которое сводит все разнообразные и противоречивые движения нашей души к одним и тем же прекрасным мелодиям, которое говорит о радости и горе, об отчаянии и благоговении одинаково гармоническими звуками. Поэтому музыка пробуждает в нас истинную ясность духа, которая есть прекраснейшее сокровище, доступное смертному, — я имею в виду ту ясность духа, при котором все в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе, при которой мы с чистым сердцем ощущаем все существа родными и близкими нам и, подобно детям, смотрим на мир как бы сквозь пелену приятной мечты.


Вопросы и задания

Под музыку прочитайте эти отрывки.

Согласны ли вы с тем, что музыка является самым прекрасным изобретением?

Какими именами Вакенродер описывает музыку? Какие описания и определения музыки в этих отрывках понравились вам больше всего и почему?

Напишите свой гимн музыке.

ГИМН НЕБЕСНОЙ МУЗЫКЕ

А.Сталь

Музыка оживляет в нас сознание
наших душевных способностей.
Звуки ее окрыляют нас
на благородные усилия.

Где найти слова, дабы объяснить ту силу, которая имеет над нашими сердцами небесная музыка с ее полнозвучными аккордами, с ее обворожительными созвучиями? Она прямо входит к нам в душу, утоляя ее своим небесным дыханием. О, как быстро возвращаются к нам в это мгновение воспоминания обо всем испытанном когда-то блаженстве, как поднимаются навстречу прекрасной гостье все благородные чувства, все возвышенные мысли! Как скоро, подобно волшебным семенам, пускают в нас корни звуки, и вот они уже растут, согреваемые незримыми пламенными силами, и вот уже в нашей душе шелестит дубрава с тысячей удивительных цветов, с непостижимо причудливыми красками, а в листве дерев резвятся и играют наше детство и наше еще более отдаленное прошлое. Цветы приходят в движение и водят веселые хороводы, краски сверкают тысячекратным блеском, и весь этот свет, искристость, дождь лучей рождают новый блеск и новые лучи. И кто же, растворившись в этих пучинах сладострастия, с душой, превратившейся в нечто, для чего у нас нет ни слов, ни мыслей, что само по себе есть все, есть высшее блаженство, — о, кто станет тогда еще оглядываться на жизненные тяготы, кто не последует за потоком, который с кроткой, но непреодолимой силой влечет нас... туда, туда?

Что же это такое, сильнейшее, нежели все законы, нежели разум и вся философия, что столь мощно обращается к нашей душе? Как описать могущество, которое словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке и так производит удивительнейшее?

Музыка могущественно побуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру, она внушает нам терпимость к нашим злейшим врагам, и наше просветленное сердце слышит лишь победную песнь своего Божественного преображения, заглушающую все жалобы, всю брань, все жалостные речи...

Что же может быть более достойно удивления, чем это чудо, когда благодаря усилиям и умению смертных в тишине вдруг являются незримые духи, которые обступают наше сердце и покоряют его наслаждением и блаженством? И когда мы радостно отвращаем взор от убогой повседневности, которая порой теснит и душит нас, подобно стенам темницы, — новая страна, райская обитель, с цветами и прекрасными деревьями и золотыми фонтанами простирается над нашими головами. — Она подобна блаженному острову в бурном океане. Словно бы солнечный закат вдруг сгустился в плотное телесное вещество, и поднимает нас на своих облаках, и окружает нас светлейшими лучами, и так легко и привольно нам гулять по лазури, там мы находим свой дом в багряном сиянии, своих друзей в светлых облаках; и все, что было нам мило и дорого, улыбается нам навстречу в зримых обличьях.

Где найти мне слова, чтобы достойно прославить тебя, небесное искусство? Я чувствую, что здесь слова еще более бессильны, нежели при всех прочих видах искусства. Как мне соединить все богатство образов, всю дерзновенность и смелый полет языка, дабы искренне высказать то, что говорит мне мое глубочайшее чувство?


Вопросы и задания

Представьте, что к вам в дом вошла прекрасная гостья-музыка. Как вы ее встретите? Что вы предпримите, чтобы она осталась у вас как можно дольше? Какой дар вы ей преподнесете?

Постарайтесь вспомнить, слушая музыку, самые счастливые мгновения своей жизни. Нарисуйте музыку этих мгновений.

В чем, по-вашему мнению, заключается могущество музыки?

Согласны ли вы с тем, что музыка — самое могущественное на земле искусство?

ЗВУЧАНИЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА

Можно осмеивать и вместе оплакивать и боготворить наше сердце, когда оно уносится ввысь из своей земной сферы, и все наши мысли попадают в более тонкую и благородную стихию, где вся наша печаль и вся радость исчезают, как тени, — и горе, и счастье, и восторг, и слезы сливаются воедино и украшаются взаимным отблеском, и в минуты этого наслаждения невозможно вымолвить слово, невозможно разделить и вычленить отдельные ощущения, что обычно так охотно делает наш дух, и ты словно бы глубже и глубже погружаешься в пучину морскую, все дальше и дальше уходишь от мира. И что же дарит нам такое блаженство? Слитое звучание дерева и металла!


Вопросы и задания

Как бы вы описали чудо музыкального инструмента? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на разные музыкальные инструменты?

Очень часто, когда люди видят какой-либо музыкальный инструмент, они хотят дотронуться до него, чтобы он издал хотя бы какое-то звучание. Как вы думаете, почему эти чувства возникают у людей?

Хотели бы вы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте только потому, что он вам внешне очень нравится?

Как вы думаете, есть ли у разных музыкальных инструментов свой характер? Какой, по-вашему мнению, характер у скрипки, виолончели, флейты, арфы, фортепьяно?

Как вы думаете, чувствуют ли музыку животные и растения?

О ТАЙНЕ ЗВУКОВ

Всякий отдельный звук определенного инструмента подобен оттенку цвета, и как всякий цвет имеет основной тон, так и всякий инструмент имеет один-единственный совершенно особенный звук, который выражает его больше всего и лучше всего.

Какое счастье для человека, что в ту минуту, когда, сокрушенный, он не знает, куда убежать, куда спастись, единый звук может протянуть ему тысячи ангельских рук, принять его в свои объятья и унести ввысь! Пусть мы далеко от друзей и любимых и заблудились в темном лесу досады и одиночества, но вот вдалеке раздается звук рога, и стоит ему потрубить лишь раз, как мы чувствуем, что эти звуки несут к нам чью-то страсть и грусть, что те люди, с которыми мы были, увы, разлучены, вновь с нами. Звуки говорят нам о них, мы всем сердцем чувствуем, что и они в эту минуту тоскуют по нас и что разлуки нет.

В звуках часто заключены такие яркие и как бы зримые образы, что это искусство, хочется сказать, пленяет одновременно наш глаз и ухо. То видишь ты сирен, резвящихся в волнах зеркального моря, напевающих при этом сладчайшие песни; то бродишь по прекрасному, пронизанному солнцем лесу, заглядывая в темные гроты, полные загадочных призраков; подземные воды звучат в твоих ушах, мелькают волшебные огоньки.


Вопросы и задания

Согласны ли вы с тем, что искусство музыки «пленяет одновременно наш глаз и ухо»?

Слышали ли вы когда-нибудь музыку, которая вызвала в вашей душе такие яркие образы, которые вы до сих пор не можете забыть?

Нарисуйте звуки музыки в образе разных волшебных существ.

Предложите детям послушать звучание разных музыкальных инструментов и спросите их, с какими цветами и оттенками ассоциируется у них звучание разных музыкальных инструментов.

Документы для скачивания:

Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали — это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный … СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, …БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его «серебряными струнами Украины».

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба — инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!

Э. Л. Емельянова

Title: Купить книгу "Расскажите детям о музыкальных инструментах": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Емельянова Э. book_name: Расскажите детям о музыкальных инструментах Купить книгу "Расскажите детям о музыкальных инструментах" Емельянова Э.

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Такое веселье, по мнению царя Алексея Михайловича, мешало работе, и он издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. Но время шло, царь умер, балалайка снова зазвучала по всей стране.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Это разновидность лютни – одного из основных музыкальных инструментов XVI–XVII вв. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Группа балалаек в оркестре музыкальных инструментов насчитывает пять разновидностей: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Различаются они по размеру и тембру звучания. Ведущая в группе – прима, которая чаще всего солирует. Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Балалайка является распространенным музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях.

ЗАГАДКИ

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (балалайка).

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент -

Самый русский инструмент.

(Балалайка)

Как проще всего получить звук без помощи голоса? Правильно – ударить чем-нибудь по тому, что есть под рукой.

История ударных инструментов ведется из глубины веков. Первобытный человек выбивал ритм, используя камни, кости животных, деревянные бруски и глиняные кувшины. В Древнем Египте стучали (играли одной рукой) по специальным деревянным доскам, на празднествах в честь богини музыки Хатхор. Погребальные обряды, молитвы против бедствий сопровождались ударами по систру – инструменту типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями. В Древней Греции был распространен кроталон или погремушка, его использовали для сопровождения танцев на различных празднествах, посвященных богу виноделия.

В Африке существуют «говорящие» барабаны, которые служат для передачи информации на большие расстояния языком ритма и имитации традиционной тоновой речи. Там же, а также в Латинской Америке для сопровождения народных танцев в настоящее время распространены погремушки. Колокола и тарелки – это тоже ударные инструменты.

Современный барабан имеет цилиндрический деревянный корпус (реже – металлический), обтянутый с двух сторон кожей. Играть на барабане можно руками, палочками или колотушками, покрытыми войлоком или пробкой. Барабаны бывают разными по размеру (самые большие достигают 90 см в диаметре) и используются музыкантами в зависимости оттого, какой звук надо «выбить» – низкий или повыше.

Большой барабан в оркестре необходим для подчеркивания важных мест в произведении – сильных долей такта. Это инструмент низкого звучания. Им можно подражать грому, имитировать пушечные выстрелы. Играют на нем с помощью ножной педали.

Малый барабан происходит от боевых войсковых и сигнальных барабанов. Внутри, под кожей малого барабана, натягивают металлические струны (4–10 – в концертном, до 18 – в джазовом). При игре струны вибрируют, и возникает специфическая трескучесть. Играют на нем деревянными палочками либо металлической метелкой. Используют его в оркестрах для задачи ритма. Малый барабан – неизменный участник маршей и парадов.

ЗАГАДКИ

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

Сам молчит,

А бьют – ворчит…

(Барабан)

Один из самых популярных и распространенных инструментов в мире – гитара. Древние люди натягивали на лук две или три тетивы и с их помощью получали различные звуки. Потом к луку стали прикреплять полый резонатор. Изготавливали его из разных материалов: высушенной тыквы, панциря черепахи, выдалбливали из куска дерева. Так появился класс струнных щипковых инструментов.

Название «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского «сангита», что означает музыка, и древнеперсидского «тар» – струна.

Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами. Иногда играют не пальцами, а пластинкой – медиатором. Звук от этого становится более чистым и звонким. Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре – это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона.

Свой облик гитара приобрела не сразу. Мастера экспериментировали с размером и формой корпуса, креплением грифа и прочим. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн.

Разновидность гитары с семью струнами называется русской (иногда – цыганской). Ныне она применяется в основном при исполнении романсов. На профессиональной сцене семиструнную гитару используют очень редко.

Еще одна разновидность гитары – двенадцатиструнная – с шестью сдвоенными струнами. Она отличается сочностью и громкостью звука.

В 30-е годы XX в., когда стала развиваться звукоусилительная техника, появились электрогитары.

Основу техники игры на гитаре заложили блестящие исполнители: испанцы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо; итальянцы – Маттео Каркасси и Мауро Джулиани.

Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Причина этого – простая техника игры на гитаре: достаточно знать несколько аккордов и можно играть разные мелодии. Однако для классического исполнения прекрасных произведений нужно долго учиться.

ЗАГАДКА

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент -

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

(Гитара)

ВИОЛОНЧЕЛЬ

Мелодию любви поет виолончель -

Под трепетным смычком натянутые струны…

Виолончель как никакой другой инструмент из группы смычковых подходит для выражения возвышенности, глубины и силы звука.

Термин «смычковый» означает, что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса. Чтобы инструмент звучал, надо натереть смычок канифолью. Иногда музыканты обходятся без смычка, и игра представляет собой пощипывание (дерганье) струн пальцами. Эта техника игры называется пиццикато. Звук от пиццикато негромкий – приглушенный.

Виолончель больше скрипки. Появилась она в конце XV – начале XVI в. Прообразом ее стала популярная в эпоху Возрождения виола да гамба.

Виолончель имеет четыре струны разной толщины, настроенные каждая на свою ноту. Во время игры исполнитель располагает виолончель между коленями, металлический шпиль должен упираться в пол. Бродячие музыканты, которым надо было играть стоя, а то и во время ходьбы, для удобства привешивали виолончель на специальный крюк в одежде. Ну а музыканты, выступавшие в помещении, поддерживали ее ногами или ставили на стул.

Для виолончели написано много произведений. В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло. «Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность виртуозных качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках», – писал русский композитор П. И. Чайковский.

Расцвет русской школы виолончельного искусства связан с именем знаменитого исполнителя К. Ю. Давыдова, которого П. И. Чайковский называл «королем виолончели».

В нашей стране большой вклад в популяризацию виолончели внес Мстислав Ростропович, виртуозно игравший на этом инструменте.

В судьбе каждого инструмента есть человек, сумевший открыть его заново, выявить особенности, о которых никто прежде не подозревал. Таким человеком для скрипки стал Паганини, для фортепиано – Рахманинов, а для виолончели – Казальс, прославившийся в XX в. Его игру называли «настоящим чудом». Благодаря Казальсу музыкантам стала доступна и сложнейшая виртуозная техника.

И инструмент, так на скрипку похожий, -

Только побольше, плюс шпиль и смычок.

Все называется словом одним.

Ты догадался, конечно, каким?

(Виолончель)

ГАРМОНИКА

Термин «гармоника» произошел от греческого «гармоникос» – стройный, созвучный. Он объединяет музыкальные инструменты, в которых звук извлекается из пластинок-язычков, колеблющихся от продуваемого через них воздуха. При вдувании пластинки звучат одним звуком, а при выдувании – другим. Получаются два аккорда. Существуют разные гармоники – губные, ручные и механические. Губные очень удобные, небольшие, их можно носить с собой. В Европе они появились в 1777 г.

Первую ручную гармонь сделал немецкий мастер Ф. Бушман в 1822 г. В ней воздух нагнетался на пластинки с помощью воздушного мешка-резервуара, который называется меха. Его делали из картона и обклеивали тканью. Язычки имели разную длину и толщину, поэтому при продувании воздуха через них получались разные звуки.

Благодаря певучести, амплитуде громкости, компактности и простоте обучения игре гармонь стала популярной в Европе и России.

Размер гармони небольшой, весит она около 5–6 кг. Играют на ней обеими руками, держа перед собой на груди и раздвигая инструмент, заставляя его то расширяться то «сдуваться».

Со временем конструкция гармони изменялась, и инструмент становился более интересным по звучанию.

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его русский мастер П. Стерлигов. Тональный диапазон его шире, чем у гармони: до шести с половиной октав. Но и вес больше – около 8–9 кг. Бывают баяны весом в 13–15 кг. Играть на таком инструменте стоя уже непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Особенной популярностью баян пользуется у исполнителей фольклора.

Аккордеон – это тоже разновидность гармоники, но на правой клавиатуре расположены не кнопки, а клавиши фортепианного типа. Само название «аккордеон» происходит от немецкого слова akkord, что означает гармония. Его впервые ввел венский мастер армянского происхождения К. Дамиан в 1829 г. Созданный им инструмент при нажатии одной кнопки на левой клавиатуре издавал целый аккорд, то есть сразу несколько звуков. Аккордеоны с правой клавиатурой фортепианного типа появились в России раньше, чем в Европе.

ЗАГАДКА

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть – не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается.

(Гармошка)

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.

О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.

«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.

Гусли могут нам выразить любое настроение:

Заиграл Добрыня по-уныльному,

По-уныльному, по-умильному…

Заиграл Добрыня по-веселому.

В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив.

Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.

Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.

Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.

Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.

...

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

КСИЛОФОН

Динь-динь, тон-тон,

Ксило-ксило-ксило-фон.

Ксилофон на шкаф забрался,

Он фламинго испугался.

– Ты, фламинго, погоди!

Клювом сильно не стучи,

Лучше палочку возьми.

И услышишь нежный звон.

Просто чудо – ксилофон.

«Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.

Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.

Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке.

А вот если к металлофону приделать клавишный механизм наподобие фортепиано, то получится инструмент челеста. Изготовил его мастер Огюст Мюстер в 1886 г. Играть на челесте удобнее, чем палочками на металлофоне. А звук такой же нежный и звонкий. Во время своего визита в Париж челесту услышал П. И. Чайковский и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» и балет «Щелкунчик».

Впервые в оркестре ксилофон использовал Фердинанд Кауэр в середине XIX в. в произведении «Семь вариаций». Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон, – симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Русский композитор Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» поручил ксилофону песенку «Во саду ли, в огороде» для изображения белки, грызущей золотые орешки.

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.

Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.

Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.

Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.

Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.

Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.

Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.

Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.

В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.

Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.

ЗАГАДКА

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет

(Орган)

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.

На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре.

Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.

Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».

Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.

ЗАГАДКА

В лесу вырезана, гладко вытесана,

Поет-заливается, как называется?

(Скрипка)

Труба относится к группе медных духовых инструментов. Ее прообразом были инструменты, изготавливаемые в древности из рогов животных. Примером может служить шофар, сделанный из бараньего рога, на котором играли в иудейских храмах. В Ветхом Завете рассказывается об осаде города Иерихон. На седьмой день священники стали обходить стены города, трубя в трубы. От их звука стены неожиданно рухнули. С тех пор выражение «труба иерихонская» означает очень громкий звук, «трубный глас».

В Скандинавии изготавливали инструмент из бивня мамонта – лур. Позднее, когда научились плавить железо, рога заменили на металлические трубы. Родоначальник всех медных духовых инструментов – горн (от немецкого слова «хорн» – рог). Прогресс неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, менялся и металл (медь, бронза, серебро).

Труба была прежде всего сигнальным инструментом в войсках, в Средние века их применяли в рыцарских церемониях, брали с собой в походы.

Труба – самый высокий по диапазону среди других медных духовых инструментов. В оркестре она участник острых, драматических моментов, без нее не обходится ни один батальный эпизод. Именно труба придает оркестру торжественность. Она может быть громкой, но способна и на тихий, мягкий звук. В духовом коллективе ей отводится солирующая роль, она исполняет мелодию. Широко применяют трубу и в джазовых ансамблях. Американские трубачи – Майлз Дэвис и Луи Армстронг оказали значительное влияние на развитие джазовой музыки XX в. Впервые ввел трубу в оперный оркестр итальянский композитор Клаудио Монтеверди. В опере «Орфей» он использовал пять самостоятельных партий для труб. Многие композиторы посвящали трубе концертно-виртуозные сочинения. Это Гайдн, Гедике, Гуммель. Часто труба звучит в сольных партиях у Баха, Бетховена, Брамса, Римского-Корсакого, Чайковского и многих других.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную,

Труба точеная,

Позолоченная,

Песня ладная,

Сказка складная.

(Народная песенка) ЗАГАДКА

Первые марши играют военные,

Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

А вот вторые на крышах стоят,

Дружно зимою все сильно дымят…

(Трубы)

Волшебная флейта звучит и чарует,

Цветными узорами сны нам рисует.

Музыки этой кармический код,

Словно к себе,

Всех нас зовет.

В. Антош

Слово «дуновение» звучит на латыни как «флатус». От него и получила название флейта – деревянный духовой инструмент. Существует легенда, как древнегреческий бог лесов и пастбищ Пан полюбил нимфу Сиринкс. Однажды он захотел поймать нимфу, а Сиринкс попросила бога реки спасти ее. Тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель и назвал ее именем нимфы. Сейчас флейта Пана – это народный инструмент, состоящий из трубочек разной длины, что позволяет издавать звуки разного тона. Трубочки делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика.

Продольная флейта называется блокфлейтой. Она представляет собой дудочку с семью отверстиями сверху и одним – снизу. Отверстия расположены вдоль инструмента, через равные промежутки. Высота звука меняется в зависимости от того, какое отверстие открыто. Блокфлейты изготавливают из самшита, груши, сливы, клена. Профессиональные инструменты обычно делают из пород красного дерева.

В современных оркестрах играют на поперечных флейтах. Ее создал Теобальд Бем – баварский изобретатель, музыкант, композитор. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Отверстия на инструменте открывают и закрывают клавиши – клапаны. Трубка флейты имеет 16 или более отверстий. Отверстия на старой флейте были очень малы. Бем расширил их настолько, что палец исполнителя не закрывает их полностью. Благодаря этому возникла чрезвычайно остроумная система клапанов, расположенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель может легко справляться с труднейшими техническими приемами. Поперечная флейта превосходит блокфлейту по глубине и выразительности звука, ширине диапазона и техническим возможностям.

Западноевропейские и русские композиторы – Бах и Глюк, Равель и Дебюсси, Глинка и Прокофьев – создали прекрасные произведения для флейты. «Волшебная флейта» – так Моцарт назвал одну из самых исполняемых сегодня опер.

ЗАГАДКА

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?

(Дудочка)

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.

Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.

Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.

У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку.

Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.

На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.

ЗАГАДКА

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… (пианино).

Мы представляем наш проект, который называется ‘’Волшебные инструменты в сказках народа мира.”, в ходе которого дети познакомятся с народным творчеством- сказками и народными музыкальными инструментами, с их историей возникновения, художественно- выразительными особенностями музыкальных инструментов.. Мы считаем, что народное творчество и народные музыкальные инструменты неразрывно связаны между собой.

Мы нашли сказки, где главные герои – Музыкальные инструменты. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детей школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Музыкальные сказки

— развивают музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинять “свою “ сказку, опираясь на смену интонаций,

— развивает представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, о близости средств выражения речи и музыки,

— дают возможность сравнить произведения с одинаковыми названиями, понимать какую сказку рассказывает музыка добрую, сердитую, злую; помогает различить смену настроений, образов в одной сказке,

— развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок,

— дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме и настойчиво ждут продолжения.

Отправившись в музыкальное путешествие, дети услышали много удивительных историй, легенд о музыкальных инструментах. С древних времен звуки природы интересовали человека. Его стремление познать тайну звука привело к созданию музыкальных инструментов и самой музыки.Так же ребята узнали. что издревле музыкальные инструменты наделялись волшебными свойствами, а их звучание – магической силой, что люди относились к ним, как к живым существам, — любили, украшали, почитали и берегли. Во многих сказках народов мира положительные сказочные персонажи борются со злом с помощью волшебных музыкальных инструментов: дудочек, флейт, гуслей-самогудов.

Через сказки народов мира мы познакомились с большим количеством народных инструментов и русских, и грузинских, и белорусских, чешских, прибалтийских, африканских и т. Д. Настоящие чудеса творит МУЗЫКА в сказках. Ребята запомнили как грузинский музыкант, играющий на чонгури, усмирил огромного дракона, Садко играя на гуслях смог выбраться из плена царя Морского, чешский музыкант Гонза играя на скрипке-дынды добился справедливости, а японский музыкант Санта, играя на тростниковой флейте рютеки вызволил из плена свою любимую. Много замечательных историй про музыкантов и музыкальные инструменты узнали ребята.
А, кроме того, ведь многие народные инструменты являются прародителями современных классических инструментов.

Результат нашего проекта:

Данный проект может быть использован на уроках музыки, искусства, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.

Первая наша сказка

« Чонгурист»

Жил на свете царь. Была у него дочь прекраснее солнца. Многие мечтали о красивой царевне. Много славных и знатных юношей просили её руки, но царь всем отказывал.

- Принеси сначала яблоко бессмертия, - говорил царь каждому, - и докажи, что достоин царевны.

Много отважных героев отправлялись искать волшебное дерево, а назад не вернулся ни один. Поблизости от дворца жил бедный юноша. Счтал о ней и однажды решил попытать счастья. Пришёл к царю и попросил отдать ему царевну в жёны.

Не прогнал царь бедного чонгуриста, сказал ему, как всем говорил:

- Добудешь мне яблоко бессмертия - получишь царевну в жёны.

Взял чонгурист свой чонгури и пустился в дорогу искать яблоко бессмертия.

Много ли шёл, мало ли шёл, девять гор перешёл и видит: раскинулся на склонах холма сад. Ограда вокруг сада каменная, высокая-превысокая, даже птица не перелетит! Чонгурист обошёл сад - с утра до вечера шёл! - нет в сад входа. Обошёл он второй раз, обошёл в третий. Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста.

И вдруг раздвинулась каменная ограда, и открылась перед чонгуристом дорога в сад.

Это был тот самый сад, где росла яблоня с плодами бессмертия. Страшный гвелвешапи сторожил волшебную яблоню. Почует чудище человека, впустит в сад и отправит несчастного в свою огненную утробу.

И сейчас почуял гвелвешапи человека и раздвинул каменную ограду. Идёт чонгурист по саду, поёт свою грустную песню. Раскрыл гвелвешапи огромную пасть, понёсся на человека с хриплым рёвом… и замер. Поразили его никогда не слыханные звуки чонгури. Утишила нежная песня ярость злобного чудища.

А чонгурист идёт и идёт, и звучат сладостные звуки его песни.

Из глаз гвелвешапи потекли слёзы, неведомая печаль охватила его.

И вдруг порвались струны чонгури. шелковицы , ореха . Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны. Струны шёлковые (или из капрона). На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Существуют два типа чонгури - ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.