Расписал свод сикстинской капеллы. Сикстинская капелла

Этот огромный комплекс, расположенный на территории 5,5 га, состоит из двух дворцов – Ватиканского дворца (рядом с собором Святого Петра) и дворца Бельведер, к которому примыкают две галереи. Каждая галерея содержит огромное количество бесценных экспонатов, но для того, чтобы увидеть самые известные из них, вам будет достаточно посетить Пинакотеку (Pinacoteca), музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino), Галерею географических карт (Galleria delle Carte Georgafiche), Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) и Сикстинскую капеллу (Capella Sistina). На всей территории музеев имеются указатели. Для удобства вы можете воспользоваться аудиогидом за €7 (есть на русском языке). Здания музеев Ватикана оборудованы всеми необходимыми средствами для людей с ограниченными возможностями. Посетители с маленькими детьми могут проходить на территорию комплекса с детскими колясками.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОЧЕРЕДИ В МУЗЕИ ВАТИКАНА

  • Закажите билеты в музеи Ватикана на сайте билетных касс www.biglietteriamusei.vatican.va . После оплаты стоимости билета вы получите подтверждение по электронной почте, которую нужно будет распечатать (!) и предъявить при входе в музей вместе с вашим паспортом или любым другим удостоверением личности. Стоимость онлайн бронирования билетов в Ватикан €4.
  • Лучшее время для посещения – первая половина среды, когда на площади Святого Петра проходит аудиенция папы. Избегайте понедельников, когда большая часть музеев закрыта.
  • Закажите экскурсию в музеи Ватикана с лицензированным гидом.

ЛУЧШАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЯМ ВАТИКАНА

Очередь в музеи Ватикана круглый год, разница лишь во времени ожидания. В высокий сезон однозначно рекомендуем бронировать билет онлайн на официальном сайте Ватикана. Стоимость бронирования в размере €4 с лихвой покроет пару часов ожидания в очереди. Отвечая на вопрос о том, что посмотреть в Ватикане в первую очередь, если у вас в распоряжении, скажем, всего 3 часа, рекомендуем наиболее популярный и проверенный маршрут, который позволит увидеть главные достопримечательности Ватикана и завершится в великолепной Сикстинской капелле. Если в вашем распоряжении достаточно сил и чуть больше времени, то не спешите сразу отправляться в музеи – поднимитесь сначала на смотровую площадку собора Святого Петра, а затем прогуляйтесь по садам Ватикана.

Как только вы пройдете через вход в музейный комплекс, сразу направляйтесь к эскалатору, который находится за современной спиральной лестницей. На самом верху вы увидите указатели на Сикстинскую капеллу и Станцы Рафаэля. Пройдите через двор Еловой шишки (Cortile della Pigna), где находится одноименный фонтан. Пройдя через двор, вы попадете в длинный коридор музея Кьярамонти (Museo Chiaramonti). Не задерживайтесь здесь, поверните налево и поднимитесь по лестнице в музей Пия-Климента (Museo Pia-Clementino). Пройдите в обход потока туристов через внутренний восьмиугольный дворик (Cortile Ottagono) в Зал греческого креста (Sala Croce Greca). Отсюда по лестнице вы попадаете в Галерею канделябров (Galleria dei Candelabri) – первую из трех галерей, представляющих собой длинный коридор. По мере вашего приближения к Галерее гобеленов (Galleria degli Arazzi) и Галерее географических карт (Galleria delle Carte Geografiche), количество туристов будет неуклонно расти. В конце коридора пройдите через зал Собески (Sala Sobieski) в зал Константина (Sala di Costantino) – первую из четырех Станц (комнат) Рафаэля. Из последней Комнаты Рафаэля, через секцию современного искусства, вы попадаете в Сикстинскую капеллу. Для того, чтобы посмотреть на выдающийся шедевр Микеланджело с лучшего ракурса, отойдите к дальней стене. Еще один совет – чтобы не вывихнуть себе шею, рассматривая потолочные фрески, возьмите с собой маленькое зеркало.

ПИНАКОТЕКА (PINACOTECA)

В папской картинной галерее, которую многие туристы незаслуженно обходят своим вниманием, находится последняя работа Рафаэля «Преображение» (La Trasfugurazione, 1517-1520), а также полотна Джотто, Беллини, Караваджо, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Гвидо Рени, Ван Дейка, Пьетро да Кортона и незаконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (San Gerolamo, 1480).

ЕГИПЕТСКИЙ МУЗЕЙ (MUSEO GREGORIANO EGIZIO)

В этом музее, основанном в 1839 году папой Григорием XVI, размещается египетская коллекция. Несмотря на то, что она небольшая, в ней есть очень интересные экспонаты: фрагмент трона Рамзеса II (Trono di Ramses II), саркофаги, датированные приблизительно 1000 годом до н.э., и несколько жутковатых на вид мумий.

МУЗЕЙ КЬЯРАМОНТИ (MUSEO CHIARAMONTI & BRACCIO NUOVO)

Помещение музея Кьярамонти представляет собой длинную арочную галерею, которая проходит по нижнему восточному ярусу дворца Бельведер. По обеим сторонам тянется бесконечный ряд скульптур, статуй и бюстов богов, херувимов и римских патрициев. В самом конце галереи вправо уходит Новое крыло (Braccio Nuovo), где находится известная статуя Августа и аллегорическое изображение Нила с 16 «детьми» – его речными притоками.

МУЗЕЙ ПИЯ-КЛИМЕНТА (MUSEO PIO-CLEMENTINO)

В великолепном музее Пия-Климента, расположенном во дворце Бельведер, хранится самое большое в мире собрание скульптур. Главным богатством музея является изображение Аполлона Бельведерского и скульптурная группа Лаокоона и его сыновей, которые установлены в нишах восьмиугольного внутреннего дворика (Cortile Ottagono). Но прежде, чем зайти во внутренний двор, загляните в Кабинет Апоксиомена – он находится рядом с комнатой, где когда-то спал Леонардо да Винчи. Скульптура Апоксиомена, атлета, который скребком счищает с себя песок после состязаний, это единственная копия с древней статуи работы Лисиппа, великого мастера IV в. до н.э. В ее создании, как считается, впервые была применена техника контрапоста.

Войдя во внутренний дворик, вы увидите слева скульптуру Аполлона Бельведерского, римскую мраморную копию II века с бронзового греческого оригинала IV века до н.э. Эта статуя древнегреческого бога солнечного света и покровителя искусств считается выдающимся шедевром классической скульптуры. Неподалеку находится скульптурная группа Лаокоона, изображающая смертельную борьбу траянского жреца и его сыновей со змеями. Найденная в 1506 году под землей на Эсквилине, она считается (что подтверждено и авторитетным мнением Микеланджело и Джулиано да Сангалло) именно той скульптурой, о которой писал в начале нашей эры Плиний Старший.

В Зале муз (Sala delle Muse) находится великолепный Бельведерский торс (Torso Belvedere) – греческая скульптура I века до н.э., которая стала образцом для Микеланджело в изображении нагих тел в Сикстинской капелле. Следующее помещение – Круглый зал (Sala Rotonda). Здесь, в стенных нишах, установлены гигантские статуи римских и греческих богов, среди которых выделяется позолоченная бронзовая статуя Геркулеса (Ercole). В центре зала расположена огромная красная порфировая чаша, найденная в Золотом доме императора Нерона. Пол украшает великолепная мозаика, изображающая морских чудовищ и битву греков с кентаврами.

ГРИГОРИАНСКИЙ ЭТРУССКИЙ МУЗЕЙ (MUSEO GREGORIANO ETRUSCO)

Григорианский Этрусский музей расположен на верхнем уровне Бельведерского дворца, куда ведет лестница Симонетти XVIII столетия. Основу экспозиции составляют артефакты, обнаруженные при археологических раскопках этрусских захоронений в Южной Этрурии (сегодня – территория северного Лацио), а также коллекция древнегреческой керамики и предметов быта римлян и этрусков. Особый интерес представляет «Марс из Тоди» (Marte di Todi), бронзовая статуя воина IV в. до н.э., которая находится в Зале бронзы (Sala dei Bronzi).

ГАЛЕРЕЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ (GALLERIA DELLE CARTE GEOGRAFICHE)

Последняя из трех галерей (две другие: Галерея канделябров (Galleria dei Candelabri) и Галерея гобеленов (Galleria degli Arazzi)) представляет собой 120-метровый коридор, стены которого украшают топографические карты Италии XVI века.

СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ (STANZE DI RAFFAELLO)

Четыре Комнаты Рафаэля служили резиденцией папы Юлия II. Сам Рафаэль собственноручно расписал только две из них: Станцу делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, 1508-1511) и Станцу Гелиодора (Stanza d’Eliodoro, 1512-1514). Фрески в двух других залах – Станце Пожара в Борго (Stanza dell’Incendio, 1514-1517) и Станце Константина (Stanza di Constantino, 1517-1524) – выполнены по эскизам мастера его учениками.

Первое помещение, в которое вы попадете – Станца Константина, расписанная фресками с изображением сцены битвы императора Константина с Максенцием у моста Мильвио. Далее следует Станца Гелиодора, которая использовалась папой для частных аудиенций. Тематика ее фресок – божественное покровительство, оказываемое Всевышним церкви. Самая известная из фресок изображает изгнание Гелиодора из Иерусалимского храма и, возможно, намекает на выдворение французов из Папской области во времена папы Юлия II. Слева от нее находится фреска «Месса в Больсене»: священник, совершающий богослужение в городе Больсена, замечает упавшие на освященную облатку капли крови. Следующая фреска – «Встреча Льва Великого с Аттилой» (Incontro di Leone Magno con Attila) – написана Рафаэлем и его учениками. На четвертой стене находится фреска «Освобождение Cвятого Петра» (Liberazione di San Pietro), рассказывающая об освобождении из темницы апостола Петра. Мастерское использование светотени на этой фреске стало ответом Рафаэля на критические высказывания в его адрес: многие утверждали, что он получил заказ лишь благодаря связям в Ватикане, а не из-за своего таланта.

В четвертой комнате, Станце делла Сеньятура, можно увидеть ранние работы Рафаэля, а также его величайшее творение – фреску «Афинская школа» (La Scuola d’Atene), на которой изображены Платон и Аристотель в окружении известных философов. В одинокой фигуре на лестнице можно признать лицо Микеланджело, Леонардо да Винчи представлен в образе философа Платона, а Браманте – в образе Эквилида. Рафаэль изобразил и самого себя на этой фреске (вторая фигура в правом нижнем углу).

СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА (CAPPELLA SISTINA)

Сикстинская капелла – единственное место, которое не может пропустить ни один из 12000 туристов, ежедневно приходящих в музеи Ватикана. Именно здесь находятся два самых известных произведения искусства в мире – потолочный цикл фресок Микеланджело, а также его творение «Страшный суд» (Giudizio Universale) на алтарной стене капеллы. И именно в этом месте, каждый раз после смерти папы, собирается тайный конклав для избрания нового понтифика.

Капеллу построили в 1484 году по заказу папы Сикста IV, именем которого она и была названа. В 1508 году Папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолочные своды капеллы. Легенда утверждает, что заказ на роспись Сикстинской капеллы стал результатом происков недоброжелателей мастера. Молодой скульптор в то время увлеченно трудился над созданием величественной гробницы папы Юлия II. Однажды художнику пришлось отлучиться из Рима. В этот момент его завистники, возглавляемые Браманте (тогда главным архитектором собора Святого Петра, проект которого впоследствии был передан Микеланджело), смогли убедить папу, что такое тщательное внимание к украшению и обустройству его собственной гробницы является дурным предзнаменованием, и предложили озадачить скульптора росписью плафона капеллы Сикста IV. Расчет недругов гения Возрождения был прост: отвлечь его от ваяния скульптур, в котором превосходство Микеланджело не подлежало сомнению, и довести до отчаяния вынужденной работой — к живописи Микеланджело тогда не проявлял особого интереса и еще не имел необходимого опыта.

Когда Микеланджело вернулся в Рим, его ждало новое распоряжение понтифика – бросить работу над скульптурной композицией гробницы и переключиться на роспись потолка капеллы. Как и ожидалось, художник встретил известие без тени энтузиазма. Он всячески стремился переадресовать его, однако папа, человек властный и упрямый, видя сопротивление мастера, лишь утвердился в своем желании поручить роспись капеллы Микеланджело. Нехотя художник приступил к работе – вызвал из родной Флоренции помощников и начал подготовку к созданию фрески. Надо сказать, в замысле первого проекта росписи полностью отразились противоречивые чувства мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен, планируя изобразить лишь фигуры 12 апостолов. Но неожиданно для всех (и в первую очередь для самого себя) работа полностью захватила его. Он практически не выходил из капеллы и за 4 года создал одно из величайших произведений искусства общей площадью 800 кв.м. Как за такой короткий период ему удалось это сделать, до сих пор остается загадкой для исследователей.

На потолочных фресках работы Микеланджело, которыми лучше всего любоваться, стоя у главного входа в капеллу (в противоположной стороне от входа для посетителей), изображены 9 сцен из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца, Луны и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп» и «Опьянение Ноя».

Одним из наиболее цитируемых изображений в истории мировой живописи считается фреска «Сотворение Адама» – Бог протягивает свою руку навстречу руке Адама и практически касается ее, таким образом пробуждая его к жизни. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая» разделена на две части: слева Адам и Ева протягивают руки к древу добра и зла и принимают плод из руки Змея, а справа – ангел с мечем изгоняет их из Эдемского сада. Посредине фрески изображено само дерево, вокруг которого обвивается Змей. Центральные сцены свода чередуются с изображением фигур мускулистых нагих мужчин.

Западную стену, расположенную позади алтаря Сикстинской капеллы, занимает масштабная (200 кв.м) фреска «Страшный суд» (Giudizio Universale), на которой, в общей сложности, нарисован 391 персонаж. Главной темой композиции является второе пришествие Христа и Апокалипсис. В верхней части изображен сонм летящих ангелов, в центре доминируют фигуры Христа и Девы Марии в окружении блаженных, а нижняя часть посвящена воскрешению мертвых, вознесению на небо спасенных и низвержению в ад грешников. Тема была выбрана папой Павлом III в напоминание всем католикам о необходимости подчинятся церковным догматам. Микеланджело начал работу над фреской в 1537 году, а закончил ее в 1541 г. 24 года спустя, при папе Пие IV, нагота персонажей «Страшного суда» вызвала массу споров и разногласий. В конце концов, было решено их целомудренно «одеть». Драпировками фигур занимался Даниэле да Вольтерра, один из учеников Микеланджело. Он ограничился тем, что слегка прикрыл обнаженные тела фиговыми листами и набедренными повязками.

Настенные фрески XV столетия, на которых изображены сцены из жизни Моисея (южная стена) и Христа (северная стена) являются работой целой группы выдающихся художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино, Пинтуриккио и Луки Синьорелли. Особого внимания заслуживают «Искушение Христа» работы Боттичелли (вторая фреска справа) и «Вручение ключей апостолу Петру» кисти Перуджино (пятая фреска справа).

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите .

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте .

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога - части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?

« Творение это принесло искусству живописи столько помощи
и света, что смогло осветить весь мир, на протяжении
стольких столетий пребывавший во тьме».
Джорджо Вазари

Сикстинская капелла - символ и центр христианского мира, главная капелла Апостольского дворца и жемчужина музеев Ватикана. На протяжении веков здесь проводились официальные церемонии, собрания папского двора, рождественские и пасхальные мессы. Сикстинская капелла сегодня - это не только музей. Именно здесь коллегия кардиналов собирается на конклав, в ходе которого избирается очередной Папа.

Сикстинская капелла - одно из самых значительных произведений искусства эпохи Возрождения. Здесь и грандиозный потолок, и стена, расписанные Микеланджело, и фрески Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, и гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля…

Сооружение Сикстинской капеллы

Итак, 1471 год. В Риме новый папа, Сикст IV делла Ровере, гуманист, эрудит и меценат. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия.

В числе прочего, Сикст IV распорядился построить новую часовню на месте старой домовой церкви. Работы были доверены архитектору Джованнино де’ Дольчи и продолжались с 1477 по 1481 год.

Капелла получила название Magna (великая, большая), а Сикстинской ее начали называть позже, после смерти основателя, Сикста IV.

Снаружи капелла представляет собой типичное здание для римской архитектуры XV века: тяжеловесное, суровое, аскетичное. Главная часовня Ватикана, сердце христианского мира, была неприступна и надежна как крепость. В городе, терзаемом междоусобицами, папа должен быть под надежной защитой.

Внутри же часовня была лишь прямоугольным помещением, длина его составляла 3 ширины, а высота - половину длины. Позже Микеланджело, ненавидевший Сикстинскую капеллу, назовет её амбаром, отказываясь расписывать свод.

Итак, после возведения самым важным вопросом стала роспись капеллы. Папа хотел видеть ее великой, настоящим чудом света. Нужны были художники. Причем, самые лучшие. А самые лучшие, как известно, работали во Флоренции.

Флоренция XV века - центр искусств, кузница Возрождения. Здесь, под покровительством блестящего мецената, Лоренцо де’ Медичи, живут и работают самые выдающиеся творцы своего времени. Лоренцо, при жизни прозванный Великолепным, был душой города, законодателем мод, первым гражданином и фактическим правителем Флоренции. Его дружба и покровительство - лучшее, что могло случиться с художником, скульптором, архитектором или литератором. Он, не жалея денег, наслаждался коллекционированием произведений искусства, делом своей жизни считал прославление Флоренции и династии Медичи, жил блестяще и ярко в окружении друзей и единомышленников.

Именно к Лоренцо Великолепному обращается Сикст IV с просьбой предоставить лучших художников для росписи главной капеллы Ватикана. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Искусство в его руках - не только красота, призванная услаждать глаз и душу, но и дипломатический инструмент. В 1480 году отношения между Римом и Флоренции можно было назвать сложными, только-только был заключен шаткий мир после междоусобиц, но до сих пор Лоренцо не мог забыть и простить то, что в результате заговора Пацци был жестоко убит его возлюбленный брат Джулиано. А к заговору был причастен и сам Папа, в тайне, желающий избавиться от молодых Медичи, ведь слава, богатство и могущество семьи Медичи росли день ото дня.

Итак, желая укрепить мирные отношения с Римом, Лоренцо Великолепный отправляет своих лучших художников в Сикстинскую капеллу. Он становится посредником: Папе он гарантирует, что работа будет выполнена наилучшим образом и точно в срок, а художникам - то, что заказ будет щедро оплачен. Художники, разумеется были свободны в своих решениях, но без участия Лоренцо ни один из них не двинулся бы с места.

В 1481 году в Рим прибывают флорентийские и умбрийские художники, лучшие из лучших. Среди них: Доменико Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Сандро Боттичелли (только что создавший свою знаменитую «Весну»), Пьетро Перуджино (будущий учитель Рафаэля), Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. С ними приезжает целая армия учеников, подмастерьев и помощников. В Рим они привозят свое искусство живописи - лучшее во всей Италии на тот момент.

Художников ждет непростой заказ. Сиксту IV не терпится увидеть капеллу законченной, время поджимает, да и работать для самого Римского Папы - величайшая честь для любого художника.

В архивах Ватикана сохранился контракт 1481 года, заключенный архитектором Джованнино де’ Дольче с четырьмя художниками: Перуджино, Боттичелли, Гирландайо, Козимо Роселли - на создание 10 фресок. Художники должны были уложиться в 5 месяцев - в противном случае они должны были заплатить серьезный штраф.

Художники успели в срок, было создано 16 фресок (12 из которых сохранились), и капелла была освящена Папой 15 августа 1483 года.

Результатом стали фрески необыкновенной красоты, написанные самым виртуозным образом. Выполненные в трех регистрах, они были традиционными для своего времени. Первый уровень - ложные портьеры, второй - сами фрески, верхний уровень - галерея пап-предшественников Сикста IV.

Иконографическая программа (схема того, что должно быть изображено) была разработана при участии самого Папы. На двух противоположных стенах разворачивались две сюжетные линии из Ветхого (на левой) и Нового (на правой) заветов. Левую стену заполнили фрески с историями из жизни Моисея, правую - из жизни Иисуса Христа. Папа избрал главной тему спасения в лоне христианской церкви: «Христос, подобно Моисею, ведет к спасению».

Роспись стен Сикстинской капеллы - случай уникальный. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Это обеспечило единую линию горизонта, стилистическую общность и соразмерность фигур на фресках разных художников. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино, имеющий опыт работы над масштабными проектами. К тому же все фрески объединяет необыкновенно прекрасный пейзаж, и за него на всех фресках, возможно, отвечал молодой художник и будущая звезда - Пинтуриккьо.

Пьетро Перуджино «Крещение Христа»

Живопись Перуджино - ярчайший пример идеалов и манеры, распространенной в Умбрии и Тоскане. Гармония и аристократичность, симметрия, поэтичность, театральность, спокойствие и уравновешенность - так представлена сама идея спасения в христианской церкви.

Типичным приемом, характерным для тосканской и умбрийской школ, стало изображение нарядных и знатных современников наряду с библейскими героями. Кроме того, в сцене крещения Христа, как известно, произошедшем в водах Иордана, присутствуют и римские достопримечательности: Колизей, арка Константина и романская колокольня.

Сандро Боттичелли «Призвание Моисея»

Работает в Сикстинской капелле и Сандро Боттичелли. Эмоциональный, трепетный и пылкий художник, влюбленный во Флоренцию, очарованный и преданный её идеалам. Он только что написал свою знаменитую «Весну». В Риме ему скучно, он мечтает поскорее закончить работу и вернуться к своему другу и покровителю Лоренцо Великолепному. Вскоре после приезда он напишет для него «Рождение Венеры». А пока на стенах папской часовни Боттичелли остается верен себе.

Его живопись символична и аллегорична. В центре, переплетаясь ветвями, изображены два дерева, дуб и апельсин. И это неслучайно. Дуб и всё, что с ним связано (листья, ветки, желуди), - геральдические знаки фамилии делла Ровере, а апельсин - символ Лоренцо де’ Медичи. Так, тонко и изысканно, Боттичелли изображает мир, установившийся между Римом и Флоренцией.

Ну и конечно, мало от кого ускользнет то обстоятельство, что в чертах каждой изображенной женщины угадываются черты музы художника, знаменитой Симонетты Веспуччи, ставшей его путеводной звездой.

Потолок Сикстинской капеллы

Как известно, роспись потолка Сикстинской капеллы была выполнена Микеланджело. Но каким был этот потолок до него?

Сохранились рисунки, согласно которым можно утверждать, что потолок представлял собой лазурное небо с золотыми звездами и символизировал небесный свод. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео д’Амелия. Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. И таким бы, возможно, и сохранился бы потолок до наших дней, если бы не два обстоятельства: трещина на этом самом потолке и очередной Папа, Юлий II, также из рода делла Ровере, племянник Сикста IV.

Юлий II желает быть Папой, во время правления которого были бы созданы самые выдающиеся произведения искусства. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее ), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».

Микеланджело в ярости, он, не помня себя, ругается с Папой, отказывается от работы и уезжает во Флоренцию. Микеланджело, известный тем, что обращается с Папой как с каменотёсом, а с каменотёсом - как с Папой, оскорблен и унижен. Но власти Флоренции, не желая обострять и без того сложные отношения с Папой, уговаривают скульптора вернуться в Рим и подчиниться.

Микеланджело соглашается, уверенный, что эта работа принесет ему лишь страдание и позор. «10 мая 1508 года - начинаю работать!» - так он напишет в одном из писем. Четыре года он будет фактически жить, есть и спать на высоте 20 метров, ненавидя каждую минуту, проведенную здесь. Его здоровье будет подорвано, а сам он так и не проникнется любовью к этому проекту.

Свод Cикстинской капеллы - самый большой из всех существовавших на тот момент - был передан Микеланджело. Также ему была дана полная свобода изобразить на потолке всё, что он только пожелает. Изначально Микеланджело решил изобразить лишь 12 апостолов, на что дал свое согласие и Юлий II. Но Микеланджело не был бы собой, если бы в его воображении не возник другой замысел. Итогом работы стала грандиозная роспись, поразившая и поражающая всех без исключения.

История сотворения мира, грехопадение, всемирный потоп, ожидание Спасителя - лишь неполное описание той грандиозной философской и художественной работы, что проделал Микеланджело, и на что был способен лишь он один.

Роспись Сикстинской капеллы необычайным образом соединяет в себе живопись, скульптуру и архитектуру.

Итак, Микеланджело изображает:

  • в центре - эпизоды сотворения мира, грехопадение и истории жизни Ноя;
  • на треугольных конструкциях, соединяющих свод со стенами, и на арках, что они образуют на стенах, - полную родословную Иисуса Христа;
  • на четырех угловых треугольниках - истории чудесного спасения израильского народа (Давид и Голиаф, Юдифь и Олоферн и т. д.);
  • на потолке - 5 языческих прорицательниц-сивилл и 7 ветхозаветных пророков, предсказавших пришествие Христа;
  • свободные пространства заполнены 10 парами фигур обнаженных юношей с медальонами на манер античности;
  • кроме того, расписаны были и бронзовые медальоны.

История будет неполной, если не упомянуть, что Микеланджело не работал до этого в технике фрески. То есть перед ним стояла грандиозная задача, которую к тому же было тяжело решить технически.

Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. Микеланджело позвал их в Сикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке, и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Художники старались, работали усердно и вдохновенно, но когда Микеланджело увидел результат их работы, он понял, насколько они далеки от его замысла, и, как свидетельствует Вазари, выгнал их вон и перестал принимать у себя дома.

Микеланджело начинает со стороны входа и работает лишь над половиной потолка, скрыв её полотнищем. На этой стадии еще можно было не только находиться в помещении капеллы, но и проводить собрания, для которых капелла была предназначена. Папа Юлий II неоднократно и сам, не без помощи Микеланджело, забирался по строительным лесам посмотреть, как продвигается работа.

Позже Микеланджело закроет двери капеллы для всех, включая Папу. Тот гневался на Микеланджело за то, что ему, Папе, нельзя посмотреть работу. Он пытался подкупить подмастерьев, приходил переодетым, прятался, а Микеланджело ругался, кидался досками, долго злился и грозил прекратить работу. Однако эти двое, хоть и ругались постоянно, но все же любили друг друга.

И когда Юлий II узнает, что на свежих фресках проступает плесень (что доводит Микеланджело до отчаяния), он тайно отправит ему на помощь архитектора Джулиано да Сангалло, а тот учит его устранять это досадное, но обычное для Рима явление. А когда Браманте упрашивал Папу, передать вторую половину потолка Рафаэлю, Папа отказал тому наотрез.

Первые фрески принесли Микеланджело самые большие мучения. К примеру, всемирный потом переписывался неоднократно, работа шла медленно и тяжело.

Но по мере продвижения к алтарной стене, замысел Микеланджело представлялся ему все яснее и становился все более наполненным.

Сотворение Адама

Сотворение Адама - один из самых ярких образов в истории изобразительного искусства. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая руку, в которую могучая рука творца вливает жизненную энергию. Эта сила чувствуется настолько ясно, что заставляет понимать: именно в этом минимальном расстоянии от руки Бога до руки Адама скрыта самая суть искусства Микеланджело. Необыкновенная сила творения, искра, которую он умеет вложить в свои творения.

В «Сотворении Адама» Микеланджело подчеркивает, что человек создан Богом по своему образу и подобию. Именно это изображено в том, как и с какой любовью Бог смотрит на Адама, словно всматриваясь в свое же, но более молодое отражение. Изобразительное решение, немыслимое для своего времени!

Сам он говорил: «Хорошая живопись - это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»

Микеланджело - величайший гений из всех существовавших когда-либо, он признавался, что работал резцом или кистью быстро, словно им владела какая-то неведомая сила. Но вот кристаллизация замысла, эскизы, раздумья занимали почти всё его время. Для каждого проекта Микеланджело создавал бесчисленное множество рисунков с натуры, занимался вскрытием трупов, изучая, исследуя человеческое тело.

Есть два слова, которые характеризуют Микеланджело точно и полно: тело и движение. Изучению молодого мужского обнаженного атлетичного тела (именно мужское тело он считал венцом творения) в самых разных его положениях Микеланджело посвятил всю свою жизнь.

Грехопадение и изгнание из рая

Для Микеланджело человек - самое главное. В его живописи нет деталей, пейзажей, ничто не отвлекает от главного. Изображая только тело человека, он умеет передать идеи, мысли, чувства.

В сцене грехопадения телá первых людей прекрасны и полны молодости: Ева молода и красива, Адам в расцвете жизненных сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжён Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Обнаженные

Также на потолке, заполняя свободное пространство, изображены 20 обнаженных мужских фигур, держащих медальоны в духе античности. На современников они произвели небывалый эффект своей натуралистичностью и многообразием поз, движений, пластики. Кажется, все чувства, мысли, сомнения вкладывал Микеланджело в эту работу, выражал идеи, искал ответы на свои вопросы, стремился к обретению красоты и ускользающего совершенства.

Пророки и сивиллы

7 ветхозаветных пророков, каждый из которых написан так живо и виртуозно, что производит не живописный, а скорее скульптурный эффект. И для каждого Микеланджело ищет свое, особенное выражение. К примеру, Исайя задумчив и созерцателен, в фигуре Изекеля заключен энергичный порыв и буря эмоций, пророк Иона - гигант, нависающий над стеной с изображением Страшного суда, - поражает своей грандиозностью.

Исключительны также и языческие сивиллы, замершие в ожидании Спасителя. Папа Юлий II отличался широтой взглядов, допуская что спасение возможно для всех народов, даже для не-христиан.

Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность - вполне возможно, что для эскизов Микеланджело использовал натурщиков-мужчин.

Работа подходила к концу, Микеланджело годами не лежал (вопреки устоявшемуся мнению), а стоял на лесах, запрокинув голову назад. В плохо освещенном помещении у него испортилось зрение, он страдал артритом, сколиозом, инфекцией ушей, возникший от контакта с краской.

Сохранилось письмо другу с сатирическим сонетом и карикатурой, изображавшей его самого под потолком. А вот и перевод:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу <…>
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

31 октября 1512 года Микеланджело откроет двери Сикстинской капеллы. Первыми роспись увидят Юлий II, Браманте, Рафаэль, а потом и весь Рим. Люди приходили и стояли, остолбенев, пораженные и красотой, и совершенством, и величием таланта Микеланджело.

Позже, во время своего путешествия по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Микеланджело вернется в Сикстинскую капеллу спустя 25 лет, чтобы вновь превзойти самого себя…

Продолжение следует!

Капелла - это небольшая церковь, предназначенная для членов одного семейства, жителей одного замка или дворца. На русский язык слово «капелла» иногда переводится как «часовня», но это не совсем верно. В часовнях отсутствует алтарь, там не могут быть проведены некоторые церковные таинства. Тогда как капелла является полноценной церковью со всем набором атрибутов. Сикстинская капелла в Ватикане - самое известное сооружение этого типа.

История создания

Сикстинская капелла была построена в 1475-1483 годах по приказу папы Сикста IV, чье имя она носит по сей день. был фигурой неоднозначной. С одной стороны, во времена его правления процветали коррупция и взяточничество, именно при нем была введена инквизиция, и состоялись первые публичные

С другой стороны, он прославился тем, что поощрял развитие науки и искусства. Он перенес папскую резиденцию в Ватикан и многое сделал для восстановления и благоустройства Рима. По его инициативе были открыты библиотека и первый в мире публичный музей, а также построена Сикстинская капелла, для проведения наиболее значительных церемоний католической церкви. В этом месте и теперь собирается конклав священнослужителей для

Архитектурное решение

В XV веке полномочия между религиозным и мирским правительством были не окончательно разделены, периодически происходили вооруженные столкновения. Да и обычные прихожане, доведенные до крайности непомерно высокими налогами, иногда решались на открытое выражение своего гнева. В связи с этим Папы Римские хотели иметь в Ватикане специальное убежище, где бы они могли укрыться со своим двором в неспокойные и смутные времена.

Таким убежищем по желанию Сикста IV и стала Сикстинская капелла. снаружи должно было иметь вид крепости, а внутренним декором подчеркивать величие и могущество папской власти.

Для решения этих задач был приглашен молодой архитектор из Флоренции Джованни де Дольчи. Он построил здание, внешним видом напоминающее бастион, и руководил проведением внутренних работ по нанесению росписей.

Сикстинская капелла - это сравнительно небольшое здание (его площадь всего 520 м²), прямоугольное по форме, с высоким (высота 21 м) сводчатым потолком. Его пропорции, по замыслу Сикста IV, напоминают пропорции легендарного храма Соломона, первого иерусалимского храма.

Внутреннее убранство

В 1480 году Сикст IV пригласил самых известных живописцев того времени для создания росписей. В работе приняли участие Сандро Боттичелли, Доменико Гирлондайо, Лука Синьорелли, и молодой Пинтурикьо.

Два года понадобилось художникам, чтобы расписать стены капеллы. Средний ярус заняли изображения сцен из жизни Моисея и Иисуса Христа. В верхнем ярусе, в простенках между окнами, были помещены портреты первых пап, от Святого Петра до Марцелла I. Нижний ярус по традиции был оставлен для вывешивания регалий понтифика.

Над алтарем находилась фреска работы Перуджино «Вознесение Девы Марии». Потолок украшало усыпанное звездами небо. Эти элементы известны нам только в описаниях, т. к. спустя несколько десятилетий после открытия капеллы, они были заменены фресками Микеланджело.

Плафон Сикстинской капеллы работы Микеланджело

В начале XVI века на полотке Сикстинской капеллы появилась трещина, проходящая по всей его длине. Папа Юлий II распорядился замазать ее и велел Микеланджело, работавшему в это самое время над статуями для будущей усыпальницы понтифика, покрыть потолок фресками.

Микеладжело Буонарроти, родившийся в год закладки Сикстинской капеллы (1475 г.), в 1508-м был уже достаточно известным скульптором. А вот была для него незнакомым делом. Он всячески пытался уклониться от этой работы, но Юлий II сумел настоять на своем. Так, получила свой законченный вид известная Сикстинская капелла. Описание, история создания фресок стали предметом исследования многих поколений искусствоведов.

Центральную часть плафона занимают 9 последовательных сюжетов Ветхого завета, среди них «Потоп», «Грехопадение», сцены сотворения первых людей (Адама и Евы) и другие. По периметру этих фресок автор изобразил пророков и сивилл, а на боковых частях свода - предшественников Иисуса Христа. Всего было изображено более 300 персонажей, которые и сегодня покоряют своей мощью и физической красотой.

Исследователи до сих пор не могут прийти к однозначной трактовке этих образов. Одни видят в них особое толкование Библии, другие - новое осмысление героев дантевской «Божественной комедии», третьи убеждены, что Микеланджело представил этапы восхождения человека от греховного первобытного состояния до стадии татанизма и божественного совершенства.

Фреска «Страшный суд»

22 года спустя Микеланджело вновь был приглашен для работ по оформлению Сикстинской капеллы. В 1534 году папа Климент VII заказал ему расписать стену над алтарем. В результате была создана фреска «Страшный суд», которую искусствоведы называют одной из самых грандиозных во всей истории мировой живописи.

На этот раз художник изобразил человека слабым и беспомощным перед лицом неминуемой беды. От былой веры в величие и красоту людей не осталось и следа. В сцене «Страшного суда» нет ни одного жизнеутверждающего или вызывающего восхищение персонажа.

В центре помещен сам Иисус. Но его лицо грозное и непроницаемое. Его руки замерли в карающем жесте. Лица апостолов, обступающих Христа со всех сторон, тоже исполнены гнева. В руках они держат орудия пыток, которые не предвещают ничего хорошего для распластавшихся перед ними грешников.

Поздние дорисовки росписей и реставрационные работы

Сикстинская капелла - это величайший памятник монументальной живописи эпохи Возрождения. Но и более поздние поправки и дорисовки являются важным историческим свидетельством.

Сцена «Страшного суда» с десятками обнаженных тел с самого начала была неоднозначно воспринята церковнослужителями. Известно, что папа Павел IV приказал ученику Микеладжело - де Вольтерру прикрыть интимные места изображенных фигур драпировками, а Климент VIII и вовсе приказал уничтожить фреску. Спасти ее удалось только благодаря заступничеству художников. Попытки дорисовать одежды предпринимались также в XVII-XVIII веках.

В результате, когда в конце XX века группа специалистов приступила к перед ними встала серьезная проблема - какой вариант росписи следует восстановить. Было принято решение - оставить драпировки, дорисованные де Вольтером в конце XVI века, а остальные правки удалить.

После очистки фресок от копоти и пыли, они вновь засияли яркими красками. Это дало возможность увидеть изображения в том виде, в каком они были написаны великими мастерами эпохи Возрождения.

Отвечая на вопрос, что такое капелла, следует упомянуть, что это слово используется не только для обозначения религиозного сооружения. Капеллой называют место в соборе, где находятся певчие, музыкальный или певческий ансамбль, исполняющий духовную музыку, или даже профессиональное музыкальное учреждение, такое как Академическая капелла (Петербург, набережная Мойки, 20).