Пушкинский онегин является. Критика В

На вопрос в романе"Евений Онегин" встречаются 2 сцены бала, на 2й почему он так себя ведёт? заданный автором Миросозерцание лучший ответ это В первой главе мы видели петербургский бал глазами Пушкина - но мельком, в сущности, с улицы, через окно: “По цельным окнам тени ходят… ” Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как “летают ножки милых дам”, но не видели петербургского света близко и не слышали его суждений.
В восьмой главе, нас приводят на “светский раут” вместе с музой и заставляют смотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом.
Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был там своим.
А теперь - и он чужой, и ему привычные лица кажутся “рядом докучных привидений”.
В сцене бала у Лариных показано, что герой не сумел войти в мир патриархальной жизни, овеянной вековыми народно-патриархальными традициями. События вырываются из-под контроля Онегина. Легкого, остроумного розыгрыша не получилось, случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на поединок.
здесь его ждало потрясающее открытие, вмиг сбросившее
«тоскующую лень» , - он встретил Татьяну. В первый момент он не
узнал ее - так «изменилася Татьяна». Она стала княгиней, замужем
за генералом, заняла в свете очень высокое положение
Не все чувства умерли в Онегине, просто он их спрятал так глубоко,
что вдруг вспыхнувшая любовь к Татьяне смогла их обнаружить.
Мучения Онегина невыносимы - он едет к ней, в ее
княжеский дом, в котором и состоялось роковое объяснение, доставившее
Онегину еще больше страдания.
Сложность образа Е. Онегина прослеживается на протяжении всего романа. Это заключается хотя бы в том, что мы видим, как сильно различен Онегин в начале и в конце романа. В начале романа это молодой ловелас, который ездит с бала на бал. Но даже в этот период мы наблюдаем его сложность: в театр он ездил не для того, чтобы посмотреть великолепные постановки, не для того, чтобы увидеть на сцене блистательную Истомину. Онегина - “почетного гражданина кулис” - больше интересуют встречи и интрижки с “очаровательными актрисами”, чем сцена, искусство, ему нравится наводить “двойной лорнет на ложи незнакомых дам”.
В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Онегин бездумно оскорбил Ленского, не посмел отказаться от дуэли, убил друга.. .
Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.
Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать
Сложность образа Онегина заключается еще в том, что Татьяну он полюбил не сразу, а потом, когда она уже вышла замуж за князя. А почему это произошло, мы читаем в романе. Да, мне больше всего и запомнились те строки, когда Пушкин дает объяснение тому, почему Евгений полюбил Татьяну:
Но равнодушною княгиней, Но неприступною богиней.
И особенно следующие строки:
Что вам дано, то не влечет, Вас непременно змий зовет К себе, к таинственному древу: Запретный плод вам подавай. А без него вам рай не рай.
Онегин является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которого никто не мог понять.
Герой романа Евгений Онегин в начале романа похож на
романтического героя, недаром же Пушкин сравнивает его с Чайльд
Гарольдом. Но затем поэт отказывается от романтического решения,
и образ Онегина приобретает реалистические черты. «Праздный
скиталец» , он не находит в своих исканиях смысла, сосредоточивается
на любви - и терпит крах.

Белинский приступил к разбору романа «Евгений Онегин» на пике своего литературоведческого таланта. Руководя и являясь идейным вдохновителем отдела литературной критики журнала «Отечественные записки» в период 1839-1846 гг, Белинский публиковал в нем лучшие свои работы. Статьи о произведении Пушкина «Евгений Онегин» были последовательно размещены в №№ 8 и 9 журнала в 1944 и 1945 годах.

Написанию критической статьи Белинским предшествовало его горячее увлечение идеями Гегеля, в частности, идеей главенства историчности любого действия, как в литературе, так и в жизни. Личность героя, его поступки, действия рассматривались критиком исключительно под углом зрения воздействия на героя среды и обстоятельств времени.

Роман - "энциклопедия русской жизни"

Ко времени работы над исследованием романа Пушкина критик перерос свое юношеское увлечение идеями философа и рассматривает произведение и его героев, исходя из их действительного положения, Белинский, оценивая личности героев, мотивы их действий, концепцию произведения, стремится руководствоваться общечеловеческими ценностями и замыслом автора, не ограничивая действительность рамками былых мировоззрений. При этом идея историчности в оценке произведения продолжает занимать не последнюю роль.

Роман «Евгений Онегин» характеризуется Белинским, во-первых, как историчное произведение, «энциклопедия русской жизни», во-вторых, как самое «задушевное» произведение поэта, в котором отразилась его личность наиболее полно, «светло и ясно».

Пушкин, по мнению Белинского, описал в героях романа ту часть русского общества (которое он любил и к которому принадлежал) в определенной фазе его развития. Герои романа, люди, с которыми поэт всечасно сталкивался, общался, дружил и ненавидел.

Характеристики личностей Татьяны и Онегина

Главный герой романа Онегин, «добрый приятель» Пушкина, в глазах Белинского, вовсе не тот пустой человек, холодный эгоист, каким представлялся он читающей публике. Белинский называет его «страдающим эгоистом». В Онегине, по мнению критика, светская жизнь не убила чувства, а лишь «охолодила к бесплодным страстям», «мелочным развлечениям». Онегин находится в плену тех рамок, в которые он поставлен происхождением и положением в обществе. Герой слаб, но он и достаточно силен, «недюжинный человек, как пишет критик, чтобы понимать пустоту своей жизни, пытаться изменить ее. Открытый финал романа Белинским связывал с тем, что Онегин, будучи продуктом своей среды, не сможет реализовать потенциал своей личности.

Татьяна противопоставлена Онегину в той части, которая отвечает за свободное проявление личностью своих потребностей в духовности. Характеризуя героиню, Белинский называет ее не один раз примером «русской женщины» определенного сословия, понимая, под этим и ее слабости, и силу. Татьяна, деревенская девушка, «нема» без книг, из которых она черпает знания о жизни. Татьяна, светская дама, подвержена ложным понятиям о ценности женской личности, более всего заботится о своей добродетели. Но при этом она же не ограничена рамками «кодекса» светского человека, в этом героиня более свободна, чем Онегин

Белинский завершает свое литературное исследование гимном вкладу Пушкина, написавшего произведение, после которого в литературе невозможно стало «стояние». Роман, по словам критика, стал «великим шагом вперед» для русского общества.

Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин» - не только самое известное, но и ключевое, важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал писать его весной 1823 года в Кишинёве, завершил же роман в Болдине удивительно плодотворной и счастливой для Пушкина осенью 1830 года. В знаменательный «лицейский» день 19 октября поэт сжёг рукопись опасной десятой главы. И продолжал работу над книгой. В октябре 1831 года им создано «Письмо Онегина Татьяне».

То есть пушкинский роман писался и печатался отдельными главами на протяжении важных и трудных для поэта семи лет, но «Евгений Онегин» читается с лёгкостью и увлечением, весел и занимателен, это светлая, добрая, человечная книга, поныне любимая читателями всех возрастов. В ней русскому читателю наглядно преподаны важные нравственные уроки. «Читая Онегина, мы впервые учились наблюдать и понимать житейские явления, формулировать свои неясные чувства, разбираться в беспорядочных порывах и стремлениях. Это был для нас первый житейский учебник», - вспоминал историк В.О.Ключевский.

Жалели наивного юного поэта Ленского, восхищались мужественным Онегиным и осуждали его за убийство друга и отвергнутую любовь милой сельской барышни, сопереживали простым и сильным чувствам влюблённой Татьяны, смело высказанным в её знаменитом письме, перечитывали послание ей Онегина, этот запоздалый страстный ответ, внезапное прозрение и раскаяние. Герои романа Пушкина навсегда остались для русских читателей живыми, близкими людьми, чьи образы и судьбы волновали, заставляли мыслить. Это этапная книга, вобравшая в себя лучшее из «Руслана и Людмилы», «южных» романтических поэм, лирики, всех творческих открытий и достижений поэта, его дневник, элегические воспоминания о мятежной счастливой молодости, друзьях (вплоть до декабристов в десятой главе, с которыми должны были быть связаны сам ссыльный Пушкин и его приятель Онегин), возлюбленных, юных надеждах и неизбежных разочарованиях: «Исчезло счастье юных лет».

Вдохновенный, весёлый и откровенный разговор автора с читателем удивительно свободен, ничто не сковывает поэта. Автор становится главным действующим лицом своего романа в стихах, его режиссером и дирижёром. Он с лёгкостью переходит от судьбы героев к собственным рассуждениям и воспоминаниям, иногда спокойно обрывает свой рассказ, по разным, не только цензурным соображениям выбрасывает целые главы и важные эпизоды (например, бичующий грубого тирана Аракчеева рассказ о посещении Онегиным нижегородских военных поселений) и даже сам роман намеренно оставляет незавершённым, и лишь потом читатель понимает, что пушкинская книга внутренне закончена.

Персонажи в «Евгении Онегине» вымышленные и реально существовавшие, авторский добрый юмор и искренние признания соединяются с грибоедовской силы сатирой на столичное и провинциальное дворянство, острейшим политическим памфлетом крамольной десятой главы и печальными поминками по ушедшим и опальным друзьям, лирикой и элегией:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился тёмный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум…

Мы видим здесь Пушкина в непрестанном движении, «живом и постоянном» творческом труде; вослед поэту стремительно движется, продумано развивается и его повествование в стихах. Вместе с романом автор пришёл от бурной и мятежной молодости к зрелости.

Бегут, меняясь, наши лета,

Меняя всё, меняя нас, -

говорил потом Пушкин и запечатлел в стройных и ёмких строфах «Евгения Онегина» большие и малые перемены в себе самом, русской жизни, русских людях, тогдашней литературе, показав эти этапные, переходные семь лет как важную для всех, а не только для автора, историческую эпоху. И сказал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».

И потому пушкинский роман в стихах не только лирический дневник автора-поэта. Это развёрнутый рассказ великого русского писателя о реальной русской жизни, о его времени и современниках. Чувство реального времени, чувство истории важно для поэта, он писал в примечаниях: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Здесь в пушкинском повествовании ощутима определённая историческая дистанция: напомним, что Онегин и Ленский встретились в 1820 году, а роман о них завершён через десять лет в Болдино.

Такая панорамная хроника коренных изменений в русских людях и их бытии неизбежно должна была стать исторической. И уже поэтому она не вмещалась в «пёстрые строфы романтической поэмы» и судьбы персонажей этой поэмы, не стала одним «собраньем пёстрых глав» и «рассказом несвязным», а могла принять только форму романа. Но Пушкин создает особую гибкую и вместительную художественную форму для идей и героев своего времени – роман в стихах:

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё не ясно различал.

Главы романа действительно «пёстрые», то есть очень разные, но они продуманно подобраны и соединены в единый связный рассказ, подчинены заранее разработанной «форме плана». В лирических отступлениях, недомолвках, оборванном повествовании есть внутренняя художественная целостность и завершённость. Автор рассказывает об исторической эпохе и отбирает события, детали, картины, характеры.

Поэт ценит в избранной им жанровой форме исторического повествования именно свободу, а её дают вольное поэтическое слово («Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка») и вдохновение, живое и быстрое описание, возможность развёрнутого авторского лирического высказывания, сама знаменитая «онегинская строфа», ёмкая, состоящая из четырнадцати рифмованных строк и позволяющая автору высказать свою мысль в ней полностью и в следующей строфе говорить уже о другом. Каждая глава «Евгения Онегина» движима продуманным сцеплением таких завершённых строф, каждая из которых в свою очередь является маленькой поэмой или подглавой. В отличие от романтической поэмы, роман в стихах позволяет соединить высокую поэзию с прозой жизни, вводить в состав действующих лиц сатирические портреты-шаржи, характеры людей самых обычных, пылкую романтическую любовь и прозаическую повседневность с её заботами.

«Лета к суровой прозе клонят», - говорил Пушкин, и его «Евгений Онегин» создан на этом пути – от «южных» романтических поэм и элегий к прозаическому повествованию «Повестей Белкина», « », «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». Развёрнутые авторские отступления, предисловия к главам и краткие, но содержательные примечания раздвигают внутреннее пространство пушкинского романа в стихах. Незавершённое путешествие Онегина и зашифрованная, сожжённая автором, лишь в обрывках сохранившаяся крамольная десятая глава о декабристах - не простое приложение к основному тексту, они – часть художественного целого, также дополняют и комментируют рассказ автора. Издаваемые отдельно главы, соединяясь и подвергаясь постоянным авторским исправлениям, образуют новый целостный текст «свободного романа».

Напомним, что «Евгений Онегин» принадлежит к занимательной и поучительной «литературе путешествий» (здесь предшественниками Пушкина были , и , а следовали ему в «Герое нашего времени» и в «Мёртвых душах»), вместе с автором, главным героем и другими персонажами читатели путешествуют по всей России, от Петербурга и Москвы до Одессы и Кавказа. В авторских отступлениях разъяснены и оценены все эти жизненные уклады, образы и перемены. Рождается целая галерея русских портретов. Ощутимо бескрайнее пространство страны, русская география. Так меняющимся в дороге образом главного героя, его движущимся мировосприятием и авторской точкой зрения объединяются губернии, города, усадьбы и люди. Ведь согласно первоначальному пушкинскому замыслу Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или примкнуть к декабристам, о чём Пушкин намеревался сказать в десятой главе.

Это путь странствий и духовных исканий, встреч и прощаний, открытий и разочарований, путь не только Онегина, но и самого Пушкина. Рождается художественная «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Центр же романной композиции «Евгения Онегина» – русская деревня, народное начало, дворянское гнездо, колыбель классической культуры, откуда всё выходит и куда всё возвращается. Только там, в Михайловском и Болдино, этот роман и мог быть написан. Поэт в «Путешествии Онегина» рядом с южной экзотикой рисует русские сельские пейзажи, далёкие от яркой живописи его «южных» поэм:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи –

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Конечно, авторский идеал на самом деле не таков, здесь ясно слышна ирония, но пушкинский роман в стихах уже вмещает в себя и «прозаический», «низкий» реализм, на фоне таких привычных картин романтики Ленский и Онегин выглядели совсем иначе: «Другие дни, другие сны». Они оказались в реальной России, и их судьбы и личности стали понятнее, раскрылись и были оценены с новой авторской точки зрения. Слова Пушкина «даль свободного романа» вполне объясняют то очевидное обстоятельство, что книга намеренно не завершена автором, финал её – «открытый», судьбы Онегина, Татьяны и других персонажей продолжаются и за пределами романа:

Покамест твой Онегин жив,

Роман не кончен…

Так говорили Пушкину друзья, советуя писать новые главы об основных персонажах и развить огромный успех романа в стихах у читателей. Но, несмотря на внешнюю поэтическую вольность в изложении сюжета, фрагментарность и кажущуюся незавершённость «Евгений Онегин» окончен, автор высказал в этой семь лет писавшейся книге всё, что хотел, роман завершён внутренне. Об этом же говорит и последовательная, соответствующая романному сюжету эволюция главных героев, их характеров.

Герои романа, их судьбы

Пространство пушкинского романа в стихах заселено множеством персонажей, от императора Александра I до крепостной старушки-няни. Таков избранный автором путь к «энциклопедии русской жизни». Здесь есть карикатуры и шаржи, мастерские этюды, второстепенные лица. Но в центре книги и читательского внимания – три разработанных и движущихся характера, Татьяна Ларина, Евгений Онегин и Владимир Ленский. Их встреча помогла Пушкину найти и высказать главную идею романа.

С годами менялся сам поэт, менялись и его мнения о своих героях. Поэтому важны драматургия пушкинского многолетнего рассказа, столкновение персонажей, их взаимоотношения и развитие характеров. В своё время поэт Вяч.Иванов заметил, что это особенность именно романного мышления : «Поэт не ограничивается обрисовкой своих действующих лиц на широком фоне городской и деревенской, великосветской и мелкопоместной России, но изображает (что возможно только в романе) и постепенное развитие их характеров, внутренние перемены, в них совершающиеся с течением событий». К тому же Пушкин из этих трёх главных героев продуманно составил две пары – Онегин и Ленский, Татьяна и Онегин.

Главным героем той эпохи стал молодой романтик, и он должен был занять в пушкинском романе-энциклопедии главное место. Но романтизм в свою очередь делился на два направления, две школы – мятежную и мрачноватую поэзию Байрона и его русских подражателей и светлую и мечтательную «немецкую» лирику, главным представителем которой у нас был поэт и переводчик Жуковский. И если решительный, опытный и скептический эгоист Онегин представлял первую школу, был русским байронистом и сочувствовал декабристам, то мечтательный, наивный и доверчивый поэт Владимир Ленский, немецкий студент и элегический лирик, стал символом сентиментального романтизма Жуковского, в нём отобразились «шиллеровские» черты В.Кюхельбекера и Н.Языкова, молодых поэтов и друзей Пушкина. В одном романтике возобладала модная разочарованность, другому присуща восторженность. Важно и то, что Ленский моложе Онегина, это объясняет их внезапную горячую дружбу и последовавшее трагическое столкновение, завершившееся гибелью юного поэта. «Он сердцем милый был невежда», - сказал о своём герое Пушкин. О скептическом и многоопытном Онегине этого не скажешь.

Владимир Ленский – не только лирик, писавший романтические элегии в стиле Жуковского, отразившие жизнь чувствительного сердца, движения молодой души, идеальную любовь к Ольге. Пушкин уверенно называет его «поклонником славы и свободы», упоминает о его «вольнолюбивых мечтах». В черновиках романа немецкий студент Ленский назван «крикуном, мятежником и поэтом», то есть в своём вольном университете он громко произносит революционные речи и публично читает вольнолюбивые стихи. И в то же время он богат, владеет большим имением и крепостными. Они с Онегиным увлечённо беседуют не только о литературе, но и о текущей политике, судьбах царей и народов, о философских проблемах. То есть это обычные темы дружеских разговоров либеральной дворянской молодежи той эпохи. Напомним, что действие этой главы романа приурочено автором к 1820 году. До декабристского заговора ещё далеко.

Поэту Ленскому присущи все характерные черты романтика элегической школы: пылкость, мечтательность, наивность, молодая доверчивость, вечная влюблённость. В согласии с заветами немецкого стихотворца Шиллера и нашего Жуковского восторженная душа восемнадцатилетнего юноши высказалась в его лирических стихах и поэмах. Пушкин подробно описал его поэтическое творчество: это в основном полные любовного жара элегии и послания, «отрывки северных поэм» и песни. В них звучат «сердца исповедь» и «доверчивая совесть». Сама любовь восторженного поэта к Ольге романтична и возвышенна, он робко и нежно любит какую-то придуманную им идеальную деву, а не реальную весёлую и круглолицую уездную барышню из патриархального помещичьего семейства Лариных. Эти наивность, ревнивая пылкость и обидчивость и привели Ленского к роковой дуэли, накануне которой он читает стихи Шиллера.

Не случайно Пушкин характеризует Ленского, рассказывая о его творчестве. Таких романтиков тогда было много, таков был и юный поэт и студент немецкого университета Николай Языков, у которого автор романа взял многие черты и даже стихотворения. Глубина и искренность чувства, несомненный поэтический дар могли сделать Ленского известным поэтом. Не случайно автор подарил своему герою собственную замечательную элегию, взятую у Жуковского и ставшую знаменитой оперной арией.

Но Пушкин, уже зная о разочаровании многих своих знакомых в романтизме и либерализме после поражения декабристского восстания (глава эта написана в Михайловском в 1826 году), заговорил и о возможном духовном перерождении, превращении пылкого и возвышенного молодого поэта в простого растолстевшего помещика в стёганом халате, женатого, охладевшего душою и живущего, как все (см. главу 6, строфу XXXVIII-XXXIX). Эти точно намеченные поэтом варианты судьбы показывают нам романтика Ленского как живого, реального человека, типический характер, одного из главных персонажей в пушкинской «энциклопедии русской жизни».

Центральной фигурой «Евгения Онегина» был с самого начала молодой дворянин, чьё имя стало названием пушкинского романа. Очевидны огромное и постоянное авторское внимание к нему, продуманная в своей последовательности характеристика, рассказ о детстве, отрочестве и юности, описание его характера, мира идей, быта, увлечений и развлечений. Пушкин следит за датами, за хронологией образа Онегина: герой его родился в 1795 году, во время встречи в деревне с Ленским и Татьяной ему двадцать пять лет и т.д. Очевидно, что Евгений происходит от героев романтических поэм Байрона (портрет великого английского романтика любопытная Татьяна видит в деревенском кабинете Онегина) и самого Пушкина и особенно близок к разочарованному Пленнику («Кавказский пленник») и могучему, преступному и своевольному Алеко («Цыганы»).

Однако Евгений Онегин – не красочный романтический злодей или мрачный мятежник и мститель, он, прежде всего обычный русский человек, отнюдь не гений, но умный образованный молодой дворянин и житель Петербурга, современник и приятель Пушкина, то есть типический характер в типических обстоятельствах, порождение данной исторической эпохи, реальной русской действительности, представитель своего поколения.

В портрете героя-романтика явственно ощутимы авторская ирония и критика, Онегин показан изнутри (несмотря на уверения Пушкина, в его любимом персонаже есть немалая доля автобиографизма), но и со стороны, глазами, прежде всего автора романа, а также соседей-помещиков, Ленского, Татьяны. Здесь во взгляде Пушкина на Евгения ощущается всё та же историческая дистанция, подводятся предварительные итоги романтизма и байронизма, дана их первая художественная оценка (эту работу завершил Лермонтов). Герой тоже показан в развитии, как и положено в романе. Автор уверяет читателей, что после разочарования во всех модных масках и напускном байронизме Онегин просто явится перед нами добрым малым, «как вы да я, как целый свет».

Потому так важны для Пушкина даты и приметы времени. Речь идёт о конкретном поколении русских дворян, об их исторической судьбе. «Евгений Онегин» следует за . В движении времени охладелые душой и «преданные безделью» Онегины сменили пылких и наивных Чацких (не случайно эта фамилия встречается в пушкинском романе), которые жаждали жизненного дела, хотели перемен, смело вступили в конфликт со старшими поколениями и «властью роковой», но испытали потом всю жестокую тяжесть давления косной российской действительности. Из массы Чацких выделилось затем радикальное крыло – романтические декабристы. Но разочарование и бездеятельность Онегиных вовсе не следствие разгрома восстания 1825 года. Ведь действие романа в основном происходит до этого события, и либерал Евгений так к декабристам и не присоединяется, хотя о его близости к ним и ссыльному Пушкину должно было говориться в десятой главе.

Всё дело в том, что молодые пылкие Чацкие встретили нарастающее сопротивление, но не власти и Фамусовых, а самой русской действительности, не принявшей их красивые и правильные передовые идеи. Стало ясно, что сделать ничего нельзя, и кто-то сразу решил, что делать ничего не надо. Разрушилась молодая наивная вера в скорые и быстрые реформы, способные усовершенствовать эту тяжёлую, неповоротливую действительность до желанных цивилизованных европейских форм. У многих просто руки опустились, и началась знаменитая онегинская хандра: «Это была полная нравственная растерянность, выражавшаяся в одном правиле: ничего сделать нельзя и не нужно делать. Поэтическим олицетворением этой растерянности и явился Евгений Онегин» (В.О.Ключевский).

Декабристы, составлявшие в обществе деятельное меньшинство, выбрали привычный для военного русского дворянства путь заговора и мятежа. Многочисленные Онегины растерялись и стали бездельничать, критиковать в своём либеральном кругу всё и всех, писать жёлчные эпиграммы, увлекаться театром и балеринами, модно одеваться, ездить по светским салонам и балам, играть в байроническое разочарование, модную тоску, стреляться на дуэлях; кто-то надолго, как обиженный Чаадаев, отправился за границу. Эту «болезнь века», охватившую целое поколение способных, образованных, вполне передовых по своим убеждениям русских дворян, и показал Пушкин в судьбе своего главного героя.

Тем не менее, его Евгений Онегин не просто «тип», не только «характерный представитель», а самобытный, живой характер, иначе его не полюбили бы Татьяна Ларина и читатели романа. Болезнь века многое исказила в незаурядной душе и судьбе «молодого повесы». Пушкин назвал Евгения «модным тираном», «чудаком печальным и опасным», «преданным безделью» и изысканной столичной роскоши, заговорил о его «диком нраве», эгоизме и скепсисе, душевной пустоте и холоде, неспособности к «труду упорному», желчном, насмешливом характере, «резком, охлаждённом уме».

Его кумиры, образцы для подражания - «гордости поэт» Байрон и великий герой и преступник Наполеон с их высокомерным презрением к «низкой» реальности и людям обыкновенным. Поэтому Евгений нелюдим: «Людей он просто не любил». Он безоглядно тратит в северной столице восемь лет на суетных светских дам и капризных девиц и «науку страсти нежной», но отвергает сильную искреннюю любовь простой уездной барышни. Следуя дворянским предрассудкам и страшась им же презираемого общего мнения, двадцатишестилетний Онегин убивает своего юного друга, восторженного влюблённого мальчика и талантливого поэта, причём накануне его счастливой женитьбы на желанной Ольге.

То есть Пушкин беспощаден в художественной критике своего главного героя. Однако Онегин его – молодой человек, с умом трезвым и ищущим, характер живой, сложный, развивающийся, внимающий суровым урокам реальной русской жизни. Он наделён немалыми возможностями и положительными чертами. Уродливое воспитание и беспорядочная жизнь петербургского светского франта не убили хорошей, положительной натуры. За красивой байронической позой, за модными привычками столичного денди, напускными эгоизмом и разочарованностью скрываются живой независимый ум и доброе сердце, сильный характер, хорошее образование (точнее, самообразование), знание людей, «души прямое благородство». Скептический мизантроп Онегин в глубине души жаждет любви и дружбы. Иначе не полюбила бы его чуткая сердцем Татьяна:

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

И автор любит своего неидеального героя, его любовь передается читателям. Евгений благородно следует законам дворянской чести, не воспользовавшись неосторожной доверчивостью влюблённой в него прелестной девушки, которая ему к тому же нравится. Ему много дала дружба с юным поэтом Ленским, которого он искренно полюбил. Тем сильнее душевное потрясение и неизбывное чувство вины, «тоска сердечных угрызений», муки преступной совести, которые после убийства друга гонят Онегина в странствия:

Оставил он своё селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день.

Герой сам вершит над собой суровый суд и этим отличается от гордого преступника Алеко из поэмы «Цыгане», осуждённого и изгнанного вольным народом. Онегин понял, что счастье ему недоступно, и попытался найти ему замену и забвение в воле и покое. Но и здесь трагически ошибся, причем замечательный нравственный урок преподала ему умудрённая жизнью и любовью к нему Татьяна, назвавшая все модные светские увлечения и красивые маски Онегина «ветошью маскарада». Его письмо к ней стало исповедью и покаянием, а отказ сильной духом Татьяны помешал Онегину совершить очередную трагическую ошибку.

Но сама сильная искренняя любовь Онегина к Татьяне, зрячее чувство зрелого, много испытавшего и пережившего мужчины, говорит о неисчерпанной жизненной силе, богатстве чувств, «буре ощущений», возможности возрождения:

Я знаю: век мой уж измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я…

Он жаждет счастья, а не покоя и воли. Значит, всё впереди, есть надежда. Жизнь русского скитальца Онегина не кончена, в открытом финале пушкинского романа в стихах потерявший друга и любимую женщину герой стоит на пороге новой жизни, которая всё еще богата и продолжается, несмотря ни на что. Автор верит в него, и эта вера передается читателям.

О пушкинской Татьяне Лариной Достоевский, споря в своей речи с Белинским, говорил: «Это тип твёрдый, стоящий твёрдо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чём правда… Это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины». Всё так, но победительное обаяние Татьяны в том именно, что она не идеальная романтическая дева или «гений чистой красоты», а самая обычная русская девушка-дворянка, простая уездная барышня, выросшая в патриархальном семействе под присмотром крестьянки-няни. Пушкин назвал её «милым идеалом» и признавался, что «модный тиран» Онегин недостоин его скромной героини.

Сами её недостатки просты, милы (о её предшественнице Людмиле Пушкин сказал: «Мне нрав её всего дороже») и характерны, чтение чувствительных романов, гаданье о суженом, вера в приметы, крещенские страхи, вещие сны и их толкование по старинной книге Мартына Задеки, девичье любопытство и упрямство, споры с няней говорят о доверчивости, мечтательности, страстности, сильном нетерпеливом характере, нежном сердце, сложившихся жизненных принципах и идеалах, натуре цельной и глубокой, решительной, жаждущей любви. С удивительной откровенностью и смелостью пишет эта тихая деревенская девушка чужому, едва знакомому молодому мужчине, легко и быстро переходя на «ты»:

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает…

Происходя из патриархальной русской семьи и будучи выращена крепостной няней, Татьяна избежала уродливого воспитания иностранных «мамзелей»-гувернанток и стала, по знаменитому выражению Пушкина, «русская душою, сама не зная, почему». Из персонажей пушкинского романа она ближе всех к народной среде, её простой вере и патриархальной нравственности, хотя её знаменитое письмо написано по-французски. Отсюда её любовь к родной природе (замечательно по своей поэтичности прощание Тани с родными местами) и чудный вещий сон.

Ленский сравнил молчаливую и задумчивую Татьяну с русской девушкой Светланой, героиней сказочной баллады Жуковского. А Пушкин назвал свою героиню «девчонкой нежной» и «простой девой». Онегин говорит, что письмо её написано «с такою простотой, с таким умом»:

Письмо, где сердце говорит,

Где всё наруже, всё на воле...

В милой героине романа нет ничего наносного, неискреннего, нет кокетливой позы, капризного ломанья и набора банальных фраз светской девицы на выданье. Пушкин постоянно подчёркивает, что Татьяна «любит без искусства», «любит не шутя» и что лишь её сильная жертвенная любовь смогла бы примирить Онегина и Ленского. Не случайно в её скромном девичьем облике он представляет в романе свою музу.

Этот цельный, сильный и глубокий характер русской женщины выразился в замечательных, лучших в романе сценах разговора с няней и написания письма Онегину, в самом письме, в посещении Татьяной кабинета Евгения, её прощании с родными местами, явлении на балу («так равнодушна, так смела», «покойна и вольна») и, наконец, в знаменитой сцене решительного разговора с Онегиным. С поэтической Татьяной связана лирическая стихия романа. Мы видим, как много перечувствовала, передумала, перестрадала эта простая девочка «из глуши степных селений», что она смогла пережить свою любовную драму, стала мудрой разумом и сердцем женщиной, неприступной богиней высшего света, законодательницей зал. Однако Пушкин сразу отделяет её от знаменитых светских красавиц:

Никто б не мог её прекрасной

Назвать…

Другое присуще Татьяне – красота духовная, простое душевное величие, доброта, нравственная сила и вера, надежда на лучшее, верность долгу. Она сохранила в себе лучшее от несмелой и простой Тани, помнит о прошлом, о своём сельском доме, старушке няне, встрече с Онегиным, своих «любви безумных страданиях», о столь возможном и близком счастье. Но находит в себе силы спокойно сказать любимому и любящему её человеку знаменитые слова признания и прощания:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Вот три главных образа «Евгения Онегина», вокруг которых строится сложная композиция романа. Говоря о них, автор становится на такую точку зрения, откуда видна вся Россия 1820-х годов. Не всё в ней идеально и хорошо, населяют её не ангелы. И в «Евгении Онегине» появляются ноты иронии и обличения.

Как уже говорилось, пушкинский роман в стихах продолжает традиции Фонвизина (на именинах Тани появляется Скотининых «чета седая») и Грибоедова (чью комедию Пушкин прочитал в Михайловском и взял из неё один из эпиграфов) и иногда изображает сельское и столичное дворянское общество и даже самого императора Александра I (десятая глава) со всей силою общественной сатиры и политического памфлета, предваряя «Мёртвые души» Гоголя и «Историю одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Однако Пушкин помнит, что из этого же неидеального, но хранящего нравственные идеалы, высокую культуру и предания русской старины дворянского общества произошли Татьяна, Онегин, Ленский, он сам, его лицейские друзья, его приятель Грибоедов, декабристы, герои 1812 года. Недаром в «московской» седьмой главе звучит хвала поэта-москвича древней столице и её гордым жителям, не склонившимся перед «нетерпеливым героем» Наполеоном и его «великой» армией. Замечательна и патриархальная семья помещиков Лариных, где неизбежные добрый юмор и комизм соединились с поэтической сельской идиллией. Хорошо сказал об авторе романа Белинский: «Он любил сословие, в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества и к которому принадлежал сам, - и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху, т.е. в двадцатых годах…».

Так что роман в стихах «Евгений Онегин» действительно стал «энциклопедией русской жизни» в определённую эпоху её исторического развития. И в то же время это очень личная, светлая и веселая книга великого национального поэта, проникнутая любовью, лиризмом, авторской мыслью, воспоминаниями и большими надеждами. Она по-прежнему живёт, читается, ставится на сцене, звучит в музыке, волнует, помогает понять русскую душу. Не случайно Пушкин в конце второй главы романа высказал надежду, что «Евгений Онегин» останется в памяти потомков, тронет их сердца, напомнит им о его авторе:

И этот юный стих небрежный

Переживёт мой век мятежный.

Могу ль воскликнуть, о друзья:

Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.
Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М., 1983.
Бродский Н.Л. «Евгений Онегин», роман А.С.Пушкина. М., 2004.
Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.
Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.
Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.
Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998.
Онегинская энциклопедия. М., 1999-2004. Т. 1-2.
Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.
Пушкинская энциклопедия. М., 1999.
Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М., 2004.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Этот роман - одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е годы XIX века. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.

Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.

Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.

“Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.

Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь

И дождалась... Открылись очи;

Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,

Она в волненье привела

Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.

В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сойтись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень...

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.

В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.

А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

Русский парижанин А.Ф.Онегин

В воспоминаниях великой балерины Тамары Карсавиной есть одно довольно любопытное место, которое посвящено
Александру Федоровичу Онегину (Отто), тому самому человеку-филантропу,
который создал в Париже музей А.С.Пушкина, и коллекция которого
составляет в настоящее время основу Пушкинского Дома в
Санкт-Петербурге. Вот, что пишет Тамара Карсавина о своем знакомстве с
А.Ф.Онегиным: "Политический эмигрант, суровый и неприветливый
старик, представлял собой весьма примечательную личность. Я привезла с
собой адресованное ему рекомендательное письмо от одного из своих
родственников, но в суматохе первых дней совсем о нем забыла.
Предупрежденный о моем приезде старик сам пришел в «Шатле», чтобы
разыскать меня.

Александр Федорович Онегин

Он не имел ничего общего с тем образом «симпатичного старичка», который я себе нарисовала. Довольно
раздражительный, всегда готовый на уничтожающие замечания — таково было
мое первое впечатление. После первой же встречи он предъявил на меня
свои права. Он каждый день приходил в «Шатле», провожал меня в отель и
садился поболтать...

Онегин жил в крошечной квартирке нижнего этажа на рю де Мариньан.


— Здесь ничего нельзя трогать, —

такими словами встретил он меня у порога и стал показывать мне свою
пушкиниану: портреты, посмертную маску поэта; великолепные издания его
произведений, портрет Смирновой, которой поэт посвятил одно из своих
прекраснейших стихотворений. Радуясь представившейся возможности
блеснуть своими познаниями, я поспешно протараторила сонет, Онегин
вежливо кивал в такт звучному ритму стихов.

— Умница! Никогда бы не подумал, что вы знаете его наизусть.

Мрачный, жалкий, одинокий, пользующийся репутацией скряги, он позволял себе есть только раз в день.
В любое время года и в любую погоду Онегин ходил обедать в «Кафе де
Пари», он всегда оставлял несколько кусочков сахара, подаваемых к кофе, и
кормил ими лошадей. Все остальное время в окне его квартиры виднелся
его склоненный над столом силуэт — он постоянно ждал посетителей,
которые придут посмотреть его музей, но к нему приходили очень редко..."

(Воспоминания балерины Тамары Карсавиной: Театральная улица. Воспоминания)

Интерьер музея-квартиры А.С.Пушкина в Париже 1920 год. Дом А.Ф.Онегина

В 1860 году А. Ф. Отто, ставший из-за большой любви к А.С.Пушкину Онегиным с разрешения императора Александра
III, покинул Россию, уехав в Париж. Вдали от Родины страстью всей его
жизни становится коллекционирование всего, что связано с именем поэта.
Его коллекция год от года пополняется автографами, письмами, портретами,
вещами не только Пушкина, но и других русских писателей. Трехкомнатная
квартира Онегина на Елисейских полях становится настоящим литературным
музеем. В 1925 году А. Ф. Отто-Онегин умер, завещав все свое состояние
Родине... Представленный небольшой фильм из цикла "Отечество и судьбы"
более подробно рассказывает об этом удивительном человеке.

ПУШКИНСКИЙ МУЗЕЙ А. Ф. ОНЕГИНА

Онегин (Отто) Александр Федорович - историк, литератор, внебрачный сын русского дворянина, младенцем был обнаружен в Царскосельском Александровском парке. Подкидыша усыновила немецкая семья, которая дала ему фамилию Отто. Окончил гимназию. В юношеском возрасте решил сменить фамилию. Из любви к литературе принял фамилию знаменитого пушкинского героя (в 1889-м получил юридические права на эту фамилию), она и определила его жизненный путь. В 1866-м Онегин покинул Россию, первое время жил в Германии, занимался "мелкой литературной работой". В 1880 году переехал в Париж.

Начало коллекции положено в 1883 году, когда Онегин получил пушкинские рукописи от товарища по гимназии Павла Жуковского, сына В. А. Жуковского. Через два года от него же перешли документы, связанные с дуэлью и смертью Пушкина. С этого времени стал целенаправленно собирать коллекцию реликвий А. С. Пушкина, которую назвал "Пушкинский музей". Это самая крупная частная коллекция. В нее входили рукописи, в том числе неопубликованные, фрагменты и наброски сочинений поэта, его письма и деловая переписка, портреты Пушкина и его современников. В библиотеке имелись все прижизненные издания Пушкина на русском и иностранных языках. Помимо того Онегин собирал автографы русских и иностранных писателей (среди них особенно много автографов И. С. Тургенева, А. И. Герцена, В. А. Жуковского).

Онегинский музей был широко известен в Париже. Сохранились воспоминания о том, как один из посетителей, войдя в квартиру коллекционера, спросил: "А где начинается музей?" Хозяин ответил: "Здесь все музейное, кроме моей кровати". В 1907 году уже широко известный Пушкинский музей Онегина посетил министр финансов России В. Н. Коковцев. Он должен был удостовериться в ценности онегинского собрания для будущего Пушкинского Дома, членом комиссии по созданию которого являлся. Коковцев сделал заключение о желательности приобретения собрания. В Париж был командирован литературовед Б. Л. Модзалевский для научной оценки материалов, а в 1909 году русский посол во Франции А. И. Нелидов подписал договор с Онегиным об условиях передачи его собрания России. Было оговорено, что собрание остается в пожизненном владении коллекционера, которому, как хранителю, Академия наук будет выплачивать ежегодно, начиная с1910 года, по 6000 рублей. В 1909 году Онегин единовременно получил 10 000 рублей.

Несмотря на события 1917 года, после которых многие русские международные обязательства революционное правительство перестало выполнять, музею Онегина оказывалась финансовая поддержка до конца жизни создателя.

Онегин умер в Париже, а коллекция: рукописи и автографы русских и иностранных писателей пушкинской эпохи, портреты, виды мест, памятники, книги, в том числе около 400 книг из библиотеки В. А. Жуковского, - поступила в Пушкинский Дом, из которого часть предметов передана в 1953 году во Всесоюзный (ныне Всероссийский) музей А. С. Пушкина.