Произведения где есть человечность. Электронные учебники по русскому языку

Мелещенко Ирина

Статья по материалам писателей XX-XXI вв. на тему "Человечность - одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Человечность - одно из важнейших явлений, отраженных в русской литературе

Мелещенко И., ученица ГБОУ СОШ № 510

Вопросы человечности интересовали людей всегда, поскольку непосредственно касались каждого живущего на земле. Но особенно остро они стоят в наш «жестокий век», полный экстремальных для всего человечества ситуаций. Многие писатели задавались целью раскрыть тему любви к людям в своих произведениях, кто-то с точки зрения конфликта, кто-то с точки зрения гуманистических рассуждений. С особым мастерством эта тема отражена в произведениях наших современников, таких замечательных писателей, как Анатолий Георгиевич Алексин, Владислав Петрович Крапивин, Василь Владимирович Быков. Почти каждый рассказ или повесть этих авторов – гимн человечности.

Рассмотрим, к примеру, повесть А. Г. Алексина «А тем временем где-то…» Эта книга - крик о помощи, обличение равнодушия и казенных фраз, поиск личности в толпе обывателей, поиск сердца, еще способного чувствовать страдания других.

Произведение не отличается особой оригинальностью сюжета, но читается на одном дыхании, так как встают за кажущейся простотой сложные и самобытные характеры русских людей.

Основной темой повести стали взаимоотношения Сережи Емельянова с первой женой его отца, Ниной Георгиевной.

Их знакомство начинается с того дня, когда Сережа получает два письма: одно от отца, другое от Нины Георгиевны, попавшее к нему в руки совершенно случайно. Героиню постигло несчастье, рассказать о котором некому, кроме бывшего мужа: от нее уходит к настоящим родителям приемный сын Шурик. И Сережа решает заменить отца, подставив сильное плечо человеку, в один миг ставшему для него близким и родным.

С этого момента и начинается тернистый путь нравственных исканий ребенка, мечущегося между собственной семьей, горячей любовью к матери и отцу, стремлением скрыть все происходящее ради спокойствия родных и желанием спасти от отчаяния, протянув руку помощи.

Сереже противопоставляется мир равнодушных людей, глухих к чужой беде. Это Шурик, его родители, ученики Нины Георгиевны и многие другие. Мальчик борется с обывательщиной в других и подавляет ее в себе самом, рассудком ища пути к отступлению: «…Ведь я же не сказал ей твердо и уверенно, что буду приходить», а сердцем все же стремясь к человеку, близкому по духу. Но ребенку трудно. Он, зажатый в тиски правил и здравого смысла, ищет оправдания своему приходу (руководствуясь, опять же, человечностью, заботой о своем лучшем друге, которого всей душой желает излечить от стеснительности), ищет лазейки, боясь среди жестоких и «пустосердечных» людей идти прямо. И тут ему на помощь приходит Нина Георгиевна, протянув, как спасательный круг, слова: «Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Потому что истинные бывают слишком жестоки. Но чтобы прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и все…»

Взрослая женщина находит в Сереже друга и единомышленника. Конечно, мальчику, как и всем в его возрасте, свойственны горячность и максимализм, но по сути он так же добр и отзывчив, так же способен понять боль других людей, как и Нина Георгиевна. Им вдвоем очень тяжело бороться против холодности людских сердец. Главные герои, спасая друг друга, пытаются растопить лед вокруг. Она искренне хочет помочь его товарищу Антону, а Сережа, проводив Шурика, забирает его ключ, еще не зная зачем – просто так подсказывает ему сердце.

Герой повести в споре с равнодушными взрослыми отстаивает свое право дружить с кем хочешь, мечтать о чем хочешь, жить как хочешь в своем радостном и честном мире.

Вспоминаются слова В. Крапивина: «Если кто-то в этот миг зовет на помощь… Что ж… Спеши туда, будь всадником сам!» Именно эту роль всадника и играет в жизни простого школьного врача Сергей Емельянов. Героиня полна нерастраченной любви, она нуждается в поддержке и понимании.

Но Сережа стремится помочь не только ей. Добрые семена, брошенные в его душу Ниной Георгиевной, взошли и не завянут больше, подпитываемые искренними, светлыми порывами ребенка. Мальчик взваливает на свои худенькие детские плечи груз, принадлежащий его отцу. Зачем? По велению долга? Вовсе нет. Сережа сам отвечает на этот вопрос, считая, что «потребность стать чьим-то защитником и избавителем пришла первым зовом мужской взрослости». Он прав, полагая, что нельзя забыть того человека, который стал нуждаться в тебе.

А что же Нина Георгиевна? Она с радостью оперлась о подставленное плечо и стала потребителем? Да это настолько против ее природы человека, живущего ради других, что и рассуждать-то об этом смешно. Нет, она сторицей воздает Сереже за его добро, открывая ребенку «четвертое измерение» мира – жизнь для других. И пусть возразят, что высочайшее счастье – собственная радость. Но это произнесут люди эгоистичные и ущербные. Анатолий Алексин же видит высшее проявление человечности в том, чтобы дарить себя другим, вырывать свое сердце, подобно горьковскому Данко, и освещать путь позади идущим людям.

Нина Георгиевна живет ради других, строгая к себе самой, но неимоверно добрая к окружающим. Ее слова: «Это можно понять!» - обращены к каждому человеку, к любому поступку, что свидетельствует о ее безграничной любви к другим людям.

Сережа, перенявший ее идеи и суждения, твердо придерживается выбранного пути. И когда судьба вновь испытывает его на прочность, ставя на одну чашу весов долгожданный летний отдых у моря, а на другую – поездку к Нине Георгиевне, ребенок с честью проходит испытание, трудное и для взрослого. Семья, ничего не знающая, обвиняет его в «бескрылости», а отец даже приводит в качестве примера сравнение жизни человека с маршрутом, который нужно пройти точно по расписанию. Ответ несломленного Сережи до боли глубок и прочувствован: «А я подумал о том, что ведь есть самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»

Человечность проявляется в отречении от собственных интересов ради того, чтобы жизнь близкого человека хоть раз вспыхнула и засияла яркими красками, заискрилась всеми оттенками радуги. К такому выводу приходишь, прочитав тонкое и прочувствованное произведение А.Г. Алексина.

Эти же идеи гуманизма и человечности встречаются во многих работах Владислава Петровича Крапивина, писавшего, в основном, о детях и для детей. Именно об этом повествует роман «Мальчик со шпагой». В нем описывается становление личности шестиклассника Серёжи Каховского, характер которого крепнет на глазах читателя. Серёжа встает на защиту справедливости, попадает в тяжёлые испытания, учится не задумываясь совершать смелые поступки и делать правильный выбор между честью и бесчестием.

Главный герой романа - мальчик честный, смелый и справедливый - все время вынужден бороться с трусостью, подлостью и предательством. Доверив товарищам придуманную им сказку о всадниках, Сергей сталкивается с непониманием, насмешками и издевками. Но вдруг, в тот самый момент, когда мальчик готов расплакаться от беспомощности и несправедливости, происходит чудо – внезапно появляются и встают на его защиту настоящие всадники: «И самый главный всадник - смуглый, белозубый, в зелёной рубашке и парусиновой будёновке с суконной голубой звездой - негромко сказал: - Не трро-огать…» Оказалось, что Алексей Борисович Иванов, друг мальчика, позвал на помощь своих знакомых студентов с отрядом. Они-то и сыграли столь блестяще роль Серёжиных всадников. Однако такие чудеса случаются, быть может, раз в жизни, и всадники не могут приходить ко всем: «Ты сейчас рад, спокоен даже. А кто-то в этот миг зовёт на помощь. Ты думаешь, всадники спешат и туда?» На вопрос «Что же мне делать?» Иванов даёт Серёже совет: самому быть всадником, причём не обязательно на коне и в шапке со звездой.

Слова, сказанные Серёже журналистом Ивановым, не остались пустым звуком. Он действительно старается слышать, когда кто-то зовёт на помощь, и стремится эту помощь оказать. Серёжа заступается за второклассника Стасика Грачёва, за дворовых ребят, у которых взрослый хулиган отнял мяч. Мальчик всегда оказывается там, где слышен чей-то крик, видны слезы. И даже когда в случае послушания и покорности он будет награжден долгожданной поездкой в Херсонес, Сергей Каховский остается верен своим принципам, заступаясь за случайных попутчиков-ребят, на которых нападают озлобленные взрослые. Словно эхом всадников звучат его собственные слова: «И будто со стороны он услышал свой голос: - Не трогать!»

Роман Крапивина учит не мириться с несправедливостью, с жестокостью, где бы она ни проявлялась: во дворе, на улице, в школе или в далекой стране. Его героям до всего есть дело. Обижен ли малыш, пристали ли к кому-то хулиганы, убит ли в Чили их сверстник - мальчишки из «Эспады» всегда готовы обнажить свои шпаги в защиту человека.

Не менее остро ставят вопросы человечности и авторы более серьезных и «взрослых» произведений. Одной из работ, в которой автор раскрывает тему любви к людям, является повесть Василя Быкова «Альпийская баллада». Белорусский писатель очень часто пишет о Великой Отечественной войне. Именно на войне, по мнению автора, наиболее остро проявляются любовь человека к другим людям, умение сострадать и сопереживать, неравнодушие и подлинный героизм.

Герои этой повести - русский солдат Иван Терешка и итальянская девушка Джулия, которые сумели бежать из фашистской неволи. Их встреча случайна и неожиданна. Они проводят в Альпах несколько дней и ночей, но немцы все же настигают беглецов.

Поражает сам способ освобождения из плена отчаявшихся людей. Один из заключенных жертвует своей жизнью, чтобы остальные спаслись. Он ударяет кувалдой по взрывателю бомбы, погибает сам, но открывает дорогу спасения своим товарищам. Это ли не подлинный подвиг человечности?

Подобно товарищу по несчастью, демонстрирует свою безграничную любовь к людям и сам Иван. Он делится хлебом с сумасшедшим, помогает Джулии одолеть изнуряющий подъем в горы. Когда девушка совсем теряет силы и не может идти дальше, Иван на своей спине выносит ее на альпийские луга с цветущими алыми маками и высоким голубым небом. Одно уже это изображение мирного луга и неба над ним демонстрирует читателям подлинное мастерство автора, который будто восклицает: «Остановитесь! Оглянитесь вокруг! Перестаньте убивать друг друга, ведь на этой огромной просторной и прекрасной земле так много места для всех!»

Любовь к Ивану и Джулии приходит неожиданно, очень красивая, большая и настоящая. Юноша и девушка плохо понимают язык друг друга, но они слышат и любят сердцем. Наверное, они были бы счастливы и прожили долгую жизнь, если бы их не настигли фашисты. Иван погибает в неравном бою с немцами и овчарками, натренированными на убийство людей, но перед смертью он спасает любимую. Смерть во имя жизни других – вот лозунг героев Быкова, вот их ответ всему злу и насилию, что творится в мире.

Джулия оказывается достойной Ивана. Она продолжает любить его долгие годы. Девушка родила и воспитала их сына Джованни, который выучил русский язык в совершенстве и знал много о Белоруссии. Через восемнадцать лет письмо Джулии наконец-то разыскало родственников Ивана, и они узнали о его подвиге. Заканчивается письмо Джулии словами: "С благодарностью ко всем - родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте Его!"

Устами своих героев Быков сообщает читателям, что, несмотря на тьму, горечь и грусть, которые окружают нас, в мире всегда остается место для любви. Любовь мужчины к женщине, любовь человека к человеку – вот единственное, по мнению автора, оружие против зла и жестокости. «Альпийская баллада» - это рассказ о трёх днях жизни бежавших из плена юноши и девушки. Это история о трех коротких днях, вместивших в себя целую вечность. Это три дня, подарившие бывшим узникам концлагеря безграничную любовь и надежду на спасение. Это страстный призыв автора дарить друг другу счастье и веру.

Максим Горький говорил: "Русское искусство прежде всего сердечное искусство. В нем неугасимо горела романтическая любовь к человеку, этим огнем любви блещет творчество наших художников, великих и малых". Работы рассматриваемых выше авторов являются яркой иллюстрацией этого высказывания. Сквозь слова героев и рассказчиков проглядывает неторопливое авторское раздумье - раздумье много видевших и знающих в жизни людей. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого. Искусство должно учить добру. Русские писатели в способности чистого человеческого сердца к добру видят самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорят они. С этим жили и живут, в это верили и продолжают верить Анатолий Алексин, Всеволод Крапивин и Василь Быков.


Что такое человечность? Это такое качество, благодаря которому человек относится с добротой, состраданием и милосердием к другим живым существам. Без человечности люди стали бы жестокими и злыми. Для доказательства моего высказывания приведу пару примеров из текста.

В предложенном нам тексте С.Т. Эрнеста, нахожу проявление человечности. В предложениях 14-34 автор описывает поступок охотника, который преследовал оленя, но увидев его, не стал убивать, а отпустил на волю. Охотник отнесся к оленю с добром, человечностью.

И в жизни есть примеры проявления человечности. Например, волонтеры, которые помогают бедным и больным, инвалидам и пожилым. Они делают это безвозмездно. Предлагая свою помощь, эти люди проявляют человечность.

Поэтому можно сказать, что человечность-это одно из важнейших качеств человека, благодаря которому, он помогает и поддерживает многих.

Обновлено: 2017-05-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Понятие гуманизма.
2. Пушкин как провозвестник человечности.
3. Примеры гуманистических произведений.
4. Произведения писателя учат быть человеком.

...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...
В. Г. Белинский

В словаре литературоведческих терминов можно найти следующее определение термина «гуманизм»: «гуманизм, гуманность — любовь к человеку, человечность, сострадание к человеку в беде, в угнетении, стремление помочь ему».

Гуманизм возник как определенное течение передовой общественной мысли, поднявшее борьбу за права человеческой личности, против церковной идеологии, гнета схоластики, в эпоху Возрождения в борьбе буржуазии против феодализма и стал одной из основных особенностей передовой буржуазной литературы и искусства.

Гуманизмом проникнуто творчество таких русских писателей, отражавших освободительную борьбу народа, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

А. С. Пушкин — писатель-гуманист, но что это обозначает на практике? Это значит, что для Пушкина огромное значение имеет принцип человечности, то есть в своих произведениях писатель проповедует истинно христианские добродетели: милосердие, понимание, сострадание. В каждом главном герое можно найти черты гуманизма, будь то Онегин, Гринев или безымянный кавказский пленник. Однако для каждого героя понятие гуманизма меняется. Меняется и наполнение этого термина в зависимости от периодов творчества великого русского писателя.

В самом начале творческого пути писателя под словом «гуманизм» зачастую понималась внутренняя свобода выбора человека. Не случайно в то время, когда сам поэт пребывал в южной ссылке, творчество его обогатилось новым типом героя, романтическим, сильным, но несвободным. Две кавказские поэмы — «Кавказский пленник» и «Цыганы» — яркое тому подтверждение. Безымянный герой, плененный и удерживаемый в заточении, однако, оказывается более свободным, чем Алеко, избрав жизнь с кочующим народом. Идея свободы личности занимает в этот период мысли автора и получает оригинальную, нестандартную интерпретацию. Так определяющая черта характера Алеко — эгоизм — становится силой, полностью крадущей внутреннюю свободу человека, тогда как герой «Кавказского пленника», пусть и ограниченный в передвижении, внутренне свободен. Именно это и помогает сделать ему судьбоносный, но сознательный выбор. Алеко же жаждет воли лишь для себя. Поэтому история любви его и цыганки Земфиры, полностью свободной духовно, оказывается печальной — главный герой убивает возлюбленную, разлюбившую его. В поэме «Цыганы» показана трагедия, современного индивидуализма, а в главном герое — характер личности незаурядной, который впервые был обрисован в «Кавказском пленнике» и окончательно воссоздан в «Евгении Онегине».

Следующий период творчества дает новую интерпретацию гуманизма и новых героев. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», написанные в период с 1823 по 1831 год, дают нам новую пищу для размышлений: что же такое человеколюбие для поэта? Этот период творчества представлен более сложными, но при этом цельными характерами главных героев. И Борис, и Евгений — каждый из них стоит перед определенным морально-нравственным выборам, принятие или непринятие которого целиком зависит от их характера. Обе личности трагичны, каждый из них заслуживает жалости и понимания.

Вершиной гуманизма в произведениях Пушкина стал замыкающий период его творчества и такие произведения, как «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка». Теперь гуманизм и человечность становятся по-настоящему сложными понятиями и включают в себя множество разнообразных характеристик. Это и свобода воли и личности героя, честь и совесть, способность к сочувствию и сопереживанию и, главным образом, способность любить. Не только человека, но и окружающий его мир, природу и искусство должен любить герой, чтобы стать действительно интересным для Пушкина-гуманиста. Для этих произведений характерно также наказание негуманности, в котором четко прослеживается авторская позиция. Если ранее трагизм героя зависел от внешних обстоятельств, то теперь он определяется внутренней способностью к человечности. Каждый, кто осмысленно уходит со светлого пути человеколюбия, обречен на строгое наказание. Антигерой является носителем одного из типов страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупердяй, он носитель страсти обогащения и власти. Сальери жаждет славы, его гнетет также зависть к более счастливому в таланте своем другу. Дон Гуан, герой «Каменного гостя», носитель чувственных страстей, а жители города, уничтожаемого чумой, оказываются во власти страсти упоения. Каждый из них получает по заслугам, каждый) оказывается наказанным.

В этом отношении наиболее значимыми произведениями для раскрытия понятия гуманизм являются «Повести Белкина» и «Капитанская дочка». «Повести Белкина» — особое явление в творчестве писателя, состоящее из пяти прозаических произведений, объединенных единым замыслом: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик». Каждая из новелл посвящена невзгодам и страданиям, выпавшим на долю одного из основных классов — мелкого помещика, крестьянина, чиновника или ремесленника. Каждая из повестей учит нас состраданию, пониманию общечеловеческих ценностей и их принятию. Действительно, несмотря на разницу в восприятии счастья каждым классом, мы понимаем и страшный сон гробовщика, и переживания влюбленной дочери мелкого помещика, и безрассудство армейских чинов.

Венцом гуманистических произведений Пушкина является «Капитанская дочка». Здесь мы видим уже созревшую, сформировавшуюся мысль автора, касающуюся общечеловеческих страстей и проблем. Через сострадание главному герою читатель вместе с ним проходит путь становления сильной, волевой личности, не понаслышке знающей, что такое честь. Раз за разом читатель вместе с главным героем делает нравственный выбор, от которого зависит жизнь, честь и свобода. Благодаря этому читатель растет вместе с героем и учится быть человеком.

В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «...Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека...». Действительно произведения Пушкина настолько полны гуманизма, человеколюбия и внимания к непреходящим общечеловечески ценностям: милосердия, сострадания и любви, что по ним, как по учебнику, можно учиться принимать важные решения, беречь честь, любить и ненавидеть — научиться быть человеком.

Сочинения на тему «Что есть человечность»

Человечность является образным понятием, которое обособляет лучшие стороны человеческих качеств. К ним относятся возможность любить и понимать окружающих людей.
Человечность человека широко описана в романе Достоевского «Преступление и наказание». Автор описывают трудную жизнь населения во второй половине XIX века, когда в людях росло разочарование и угнетённость.
Главный герой студент Родион Раскольников, наблюдая несправедливое угнетение одних и беспечность других, задаёт себе вопросы о собственной принадлежности. Относится ли он к безропотной касте или же может быть выше других и вершить правосудие над ними. Достоевский в своём романе описывает состояние души главного героя, её переживания. После совершения убийства Родион Раскольников замыкается в себе, его ждут тяжёлые душевные муки. Благодаря любви к Соне, он возвращается к людям и признаётся в преступлении, после чего его ждёт облегчение.
«Слово о полку Игореве» является одним из самых человечных произведений в мировой литературе. В нём присутствует большое количество сильных и волнующих чувств. Читая строки автора, чувствуется его скорбь и восприятие чужого горя.
Человечность в произведении сильно проявляется в различных формах. Она показывается между действующими лицами в их взаимоотношениях друг с другом. Игоря и Всеволод являются братьями, между которыми существует чувство обоюдного уважения. По отношению к их отцу Святославу – отношения отцовски тёплые. Наибольший акцент автор уделил отношениям между Игорем и Ольгой, которые основаны на обоюдных любовных чувствах и уважении.
В каждом человеке существует определённая доля человечности, которая в той или иной мере в течение жизни развивалась или уменьшалась. Причиной этому служили окружающие люди и совершаемые поступки. Именно поэтому для увеличения добрых и отзывчивых людей необходимо начинать со своей личной человечности. Совершая добрые поступки показывать окружающим пример.

Человечность – это качество личности, которое характеризуется морально-нравственными принципами, выражающими гуманизм относительно повседневных взаимоотношений людей. Человечность является приобретенным и осознанным проявлением, формирующимся в процессе социализации и воспитания человека на примере значимых авторитетов. Человечность относят к наивысшей добродетели, достоинству человека.

Человечность характеризуется рядом признаков, являющимися специфическими качествами характера и отношения к миру. К этим качествам относят доброту, самопожертвование в пользу других, доброжелательность, искренность, сочувствие, великодушие, уважение, скромность, честность.

Что такое человечность

Человечность проявляется, как черта характера личности в действиях человека по отношению к внешнему миру. Уважение к людям, способствование и поддержка их благополучия, искреннее желание помочь или поддержать. Более полно эта черта раскрывается в коллективных и межличностных отношениях при совместной работе и непосредственного общения людей. В социальных группах это качество является самым референтным.

Такое свойство личности формируется на примере родителей или других авторитетных взрослых. Проявление или отсутствие такого способа проявления человека обусловлено внутрисемейным укладом и переданным, старшим поколением младшему, сценарием.

Основную роль в формировании этого качества играет воспитание матери, которая создает нормы уклада в семье, чем способствует развитию нравственности ребенка. Встречаются ситуации, где от детей требуют проявления высоких моральных качеств без предварительного научения и примера, что становится причиной внутренних и внешних растущей личности.

В процессе развития и социализации в группе от индивида требуются проявления дружелюбия и участия, умения коммуницировать с другими участниками процесса, формировать и озвучивать свою позицию, отстаивать ее. При низкой развитости требуемых навыков происходит отторжение коллективом или коллектива, что способствует появлению аутсайдеров. Причина этого разделение вопроса успеха и морали, как разных категорий.

Человек начинает осваивать правила взаимоотношений в младшем дошкольном возрасте, усваивая культурно-гигиенические навыки. Малыши, подчиняясь требованиям взрослых, стремятся соблюдать правила сами и контролируют соблюдение этих правил остальными детьми в группе. Часто маленькие дети обращаются к взрослым с жалобами на поведение своих сверстников с просьбой подтвердить правило, и тут возникает проблема проявления человечности, потому что воспитателям порой очень тяжело спокойно реагировать на подобные просьбы. И ребёнку, обратившемуся с жалобой, советуют в другой раз лично остановить сверстника и напомнить действующее в группе правило.

Процесс формирования человечности особенно активен в период «я сам», когда ребенок приобретает самостоятельность и к его поведению требования увеличиваются, потому что маленький человек начинает идентифицировать себя, как отдельного члена общества. В это время ребенок узнает о правилах и способах общения, о взаимодействии на примере ближайших авторитетных объектов (родители, друзья, герои книг, фильмов).

Человечность есть парадоксальным явлением, она проявляется через действия человека без отражения его реальной личности и отношения. В рыночных отношениях, которые сформировались и успешно развиваются в межличностных отношениях, моральные ценности и личность перестали быть связаны из-за погони за материальными благами, атрибутами успеха и благополучием. Человечность, гуманность стали своеобразным синонимом слабости, хотя литература и кинематограф часто гиперболизирует эти проявления в своих героях.

Необходимость в любви, принятии, уважении реализуется через проявление заинтересованности, как причастность к жизни окружающих. Сложность такого проявления человечности в том, что многие люди росли в менее благоприятных условиях, чем нужны для привития таких качеств. Особенно это отражается на детях, чьи родители росли в конце двадцатого века в странах СНГ. В тот период нужно было выживать, и манера воспитания изменилась, дети росли в хлынувшем потоке информации с отсутствующими положительными примерами, корректировками и авторитетами родителей.

Для формирования моральных эталонов и привития навыков проявления их важной составляющей является семья и ее традиции. В авторитарных семьях, где родители требуют подчинения и их авторитет абсолютный, дети растут приспособленцами, у которых имеются явные сложности в общении. Дети, подвергшиеся излишне строгим методам воспитания, имею искаженное представление об отношениях с людьми и в семье, что может найти выход в разных поведенческих особенностях, например, .

Проявление человечности у людей, росших в демократических семьях, происходит более естественно. Эти семьи формируют ощущение ценности себя и учат детей открытости к другим людям. Эмоциональная среда в семьях, которая основана на интересе к детям, их , заботе и уважении является основным условием формирования моральных ценностей ребенка.

На формирование человечности влияет и количество членов семьи. Дети, которые растут в многочисленных семьях, где есть многочисленные родственники, имеют больше примеров поведения и вариантов решения ситуаций, авторитетов и мнений. Большое количество родственников способствует формированию доброты, общности, дружелюбия, уважения, доверия и в таких семьях приобретаются навыки сопереживания, что есть составляющими частями человечности.

Проблема человечности существует в ее отсутствии. Ее проявление кроется в нашем себя, способностей своих и чужих, наших обязанностей, восприятия окружающей среды, себя в мире, как имеющих право на место под солнцем. Для большинства это проблема, потому что отсутствует ощущение безопасности достаточной для проявления человечности, как нормы в общении. Доброта, участие и другие моральные качества человека создают ощущение слабости и опасности. В этом и заключается проблема.

В процессе взросления и знакомства с окружением и миром, детей настраивают на борьбу за выживание в «джунглях» взрослой жизни. Становясь взрослыми, дети воспринимают окружающих больше соперниками, чем партнерами, отсюда и враждебный настрой.

С проблемой человечности сталкиваются все и каждый в своей жизни. Людям становится необходима в какой-то момент поддержка от людей. Особенно это ощущается в тяжелые периоды, во время принятия решений или ответственности. И тут возникают сложности относительно принятия человечных поступков других людей. Ведь для ощущения своей значимости через подтверждение из вне нужно быть открытым к этому внешнему. Открытость к окружающим требует доверия им, себе и уверенности в собственных правах. Так же проблема проявления человечности и других моральных качеств личности зависит от принятия своего права на жизнь и права на жизнь других людей. Можно добавить, что принятию права на жизнь учат родители, а именно мать в первые годы жизни, так называемое базовое доверие к миру. Когда его нет, человек чувствует угрозу со стороны окружения, следовательно, он будет защищаться и действовать исключительно в личных интересах. Личность, способная проявлять человечность имеет устойчивое базовое доверие. Оно сформировано самим человеком через осознанный выбор или матерью.

Родительский пример отношения к окружающим служит априорным сценарием поведения для ребенка. Защита от мира, настрой на борьбу, поощрение сомнений личности в своих силах, способностях и правах, приводит к сложностям понимания отношений и их нужности, к проблеме понимания или отсутствие таковой, выгодности проявления человечности.

Примеры человечности из жизни

Человечность в обществе стала своеобразным трендом в отношениях, что создает условия для понимания ценности личности. Это помогает узнать окружающих людей лучше, отыскать единомышленников и наладить общение. Люди начинают тянуться к тем, кто искренне ими интересуется. Человек, помогая нуждающимся людям, проявляет свои способности ценить жизнь.

В профессиональной деятельности человечность тоже проявляется. Самые человечные профессии – это врачи, педагоги, спасатели.

К слову о спасателях. В 2015 году четверо парней из штата Флорида проявили человечность по отношению к паре пожилых людей. Они подстригли газон, подмели дорожки и заменили шины на автомобиле пожилой пары, а так же вовремя доставили пожилого мужчину в больницу и ему сделали операцию, что продлило его жизнь. По словам начальника пожарной части, где работали «тимуровцы», они не сказали о том, что сделали, он узнал об этом из новостной ленты в соцсетях.

Проявление человечности спасает жизни любимых. Это естественное проявление потребности в любви и принятии. Проявлять человечность очень легко, достаточно начать говорить, как это сделал подросток. В Дублине, США, молодой человек Джейми 16 лет спас мужчину задав только один вопрос «с тобой все в порядке?». Такой простой вопрос и столько пользы. Мужчина собирался попрощаться с жизнью, мальчик спросил его, потом они поговорили. В конечном счете, в дальнейшем этот мужчина стал счастливым отцом.

Проявление человечности обогащает жизнь. То ли это помощь человеку, животному в спасении их жизни, то ли это обычное внимание к состоянию и потребностям знакомых и чужих. Это участие в жизни, это возможность показать и себе самому, что глупые и противные мысли о своей ущербности были ошибкой. Человечность – это черта характера личности, ее проявление – это сила личности, это ценность, которая осознанно появляется.

Это были примеры проявления человечности по желанию людей, это был осознанный выбор. К такому выбору может прийти каждый, осознав собственную ценность и значимость как человека, личности, идеального существа, которое может сделать больше, чем просто жить.