Работа по ФГОСам предполагает развитие творческой инициативы обучающихся. Поэтому в течение четырёх лет я работаю над темой "Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся и средство их творческого развития". Поэтому выбираем наиболее интересные темы для работы детей над проектами и в течение определённого времени работаем над проектом. Затем обучающиеся выступают с презентацией проекта на уроках и на ежегодных школьных научно-практических конференциях. На конференции отбираются лучшие проекты, по мнению детей и учителя.
Просмотр содержимого документа
«Список проектов по литературе. 6 класс.»
СПИСОК ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС
2.Подготовка материала к Игре «Что? Где? Когда?» по литературе Древней Руси: история Древней Руси, литературные жанры древнерусской литературы: летописи, поучения, повести, хождения, жития.
3.Лицейские друзья А.С. Пушкина.
4.Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю. Лермонтова: поездки на Кавказ, ссылки на Кавказ, картины поэта на тему «Кавказ», стихотворения о Кавказе.
5.И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.
6.Что сближает повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» и рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди».
7.Словарные статьи о юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколок», «Стрекоза», в которых печатался А.П. Чехов.
8.Что сближает плакаты «Родина-мать зовёт!» и «Воин Красной Армии, спаси!» периода Великой Отечественной войны со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»: в идее, настроении, образном строе.
9.Программа концерта «Любимые песни и стихотворения нашей семьи о Великой Отечественной войне».
Образовательный проект "Пусть слово звучит" для школьников с 6 по 11 класс
Золотухина Варвара Георгиевна
Описание работы: Данный проект разработан для детей старшего школьного возраста. Направлен на формирование интереса старших школьников к классической литературе и чтению посредством занятий актерским мастерством.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 5 лет.
Участники проекта:
- участники коллектива, школьники старшего школьного возраста;
- руководитель коллектива;
- родители.
Актуальность темы:
Чтение – один из важных факторов развития личности. С самого раннего возраста человек познает мир не только благодаря собственному опыту, но и посредством чтения. Правильно выбранные книги развивают у человека не только грамотную речь, мышление, воображение, но и активную гражданскую позицию, патриотизм, гуманность.
Проблема: В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция снижения интереса подростков к чтению классической литературы. Если они и выбирают в качестве развлечения книгу, то как правило литературу, несущую минимум художественной ценности.
Цель проекта: формирование интереса подростков к чтению классической литературы.
Задачи проекта
Коммуникативное развитие.
1. Создать сплоченный творческий коллектив.
2. Развить творческое мышление подростков.
1. Формировать навыки сценического мастерства и художественного чтения.
1. Активизировать интерес молодежи к чтению классической литературы, посредством занятий сценической речью и актерским мастерством.
2. Формировать определенные взгляды, вкусовые предпочтения в выборе литературы для чтения.
3. Популяризировать среди молодежи жанр художественное слово.
Подготовительный этап:
- Набрать участников проекта среди школьников, желающих заниматься актерским мастерством.
- Открытый урок на тему традиций театрального мастерства в России.
- Обратиться к родителям, с просьбой принять активное участие в реализации проекта «Пусть слово звучит».
Формы организации проекта:
1. Беседы.
2. Игры- тренинги.
3. Групповые занятия.
4. Индивидуальные занятия сценической речью
5. Активная практика выступлений на публике.
6.Участие в гастрольной практике.
7. Групповые походы в театр.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:1. Опрос – беседа детей по проблеме.
2. Выявление «пробелов» в знаниях.
3. Определение целей и задач.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – практический:
1. Групповые занятия:
- Игры-тренинги
- Работа над постановками спектаклей
- Работа над постановками музыкально-поэтических композиций
2. Индивидуальные занятия:
- Специальные тренинги, направленные на развитие сценической речи
- Подбор чтецкой программы
- Анализ выбранного произведения.
- Работа над художественным чтением выбранного произведения.
3. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный:
1. Подведение итогов проведенной работы.
2. Выпуск полноценных спектаклей.
3. Регулярная сценическая практика, применение полученных навыков в массовых мероприятиях города и района.
Работа с родителями: Приглашение родителей на мероприятия, в которых принимают участие их дети, организация совместных гастрольных поездок, организация совместных культурных походов в театр.
Схема проекта
Коммуникативное развитие.
Игры-тренинги, развивающие коммуникабельность: игры на доверие - «Падения», «Ведущий-ведомый», «Мастер-глина»; игры на знакомство - «Передай свое имя другу», «Добрый вечер», «Машинка» , «Зеркало» и другие.
Игры-тренинги, развивающие творческое мышление: «Муха», «Черный ящик», «Придумываем историю с предметом», «Король», «Строим декорации» и другие.
Данные занятия должны проходить в теплой, непринужденной обстановке, сопровождаться беседами, юмором, повышением доверительных отношений внутри коллектива.
Развитие сценического мастерства
Игры-тренинги, обучающие актерскому мастерству: «Занимаем равномерно пространство», «Взрывы», «Веревочка», «Коса-бревно» и другие.
Актерские этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах», «Предметы», «Механизмы» и другие.
Тренинги, развивающие дикцию и постановку голоса: Мимическая гимнастика, дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, работа со слоговыми таблицами, скороговорками, игра «Со вьюном я хожу» и другие.
Репетиции спектаклей, литературных композиций.
Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы.
Организация самостоятельного поиска подростками чтецкой программы.
Походы на спектакли, литературные мероприятия.
Совместные беседы, дискуссии о просмотренных мероприятиях.
Участия в конкурсах, фестивалях, городских мероприятиях.
Гастрольные поездки.
Проведение поэтических дуэлей.
Ожидаемые результаты.
Дети:
Участие подростков в этом проекте позволит расширить их кругозор, разовьет интерес к чтению классической литературы, повысит интерес к жанру «художественное чтение».
Родители:
Повышение уровня общения с детьми, установление доверительных отношений.
МОУ «Гимназия» г. Сертолово
Выполнили: ученики 6 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарая М. М.
Октябрь 2011 г.
Настоящий проект проводится на уроках литературы и во внеурочное время. Охватывает учебные темы: «Стихи А. С. Пушкина» и «Повести Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное изучение творчества А. С. Пушкина.
Ребятам предлагаются для исследования следующие темы:
- Актуальны ли стихи Пушкина в XXI веке?
- Что рассказывают о Пушкине его портреты?
- Повлияло ли творчество Пушкина на музыкальное искусство?
- Интересны ли Вам сказки Пушкина?
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:
Участники проекта:
литература
Тип проекта:
учащиеся 6 класса.
исследовательско – творческий.
Продолжительность:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Вопросы проекта:
Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.
Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству.
Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.
Формирование навыков самостоятельной работы, умение видеть проблему и наметить пути её решения.
Формирование коммуникативных навыков.
Формирование умения проведения исследовательской работы, краткого о изложения своих мыслей.
Необходимое оборудование:
компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.
Предполагаемый продукт проекта:
Оформление выставки, брошюр, газеты, экскурсия в Царскосельский лицей.
ТВОРЧЕСТВО
АЛЕКСАНДРА
СЕРГЕЕВИЧА
Участники проекта – учащиеся 6 класса.
Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Шарая М. М.
В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:
1 группа –работала над созданием брошюр «Унылая пора, очей очарованье», «Здравствуй, гостья Зима!»;
2 группа –оформляла газету «В гостях у Пушкина»;
3 группа – подбирала материалы для выставки рисунков «Что за прелесть эти сказки!»
В проекте четыре этапа:
1. Выбор проблемы.
2. Сбор информации.
3. Разработка плана действия.
4. Осуществление плана действия.
План действий :
1. Урок по литературе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Экскурсия в Царскосельский лицей.
2. Сбор необходимой информации (для создания и оформления брошюр, газеты, выставки рисунков).
3. Анкетирование одноклассников и родителей.
4. Оформление результатов поисково-исследовательской работы.
Действие
Ответственные
Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.
Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы
Учитель литературы
Все ребята класса
Утверждение индивидуальных планов работы.
Отметка о выполнении
Установление процедуры и критериев оценки проектов.
Учитель литературы
Сбор и систематизация материалов.
Учитель литературы
Все ребята класса
Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.
Все ребята класса
Учитель литературы
Оформление результатов проектной деятельности.
Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.
В течение всей работы
Все ребята класса
Подготовка к публичной защите проекта.
Все ребята класса
С первого дня
Все ребята класса
Презентация проекта
Учитель литературы
У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.
Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.
У тверждение индивидуальных планов работы.
У становление процедуры и критериев оценки проектов.
- С бор и систематизация материалов.
- П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.
И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.
Брошюры:
«Унылая пора, очей очарованье»,
«Здравствуй, гостья Зима!»
Газета «В гостях у Пушкина»
Выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»
Викторина «В гости к сказке»
Экскурсия в Царскосельский лицей
полученные в ходе работы над проектом:
усвоение знаний
из различных
источников информации
культурно-досуговая
деятельность
обработка полученной
информации с помощью
компьютерных программ
гражданско–
общественная
деятельность
самостоятельная
деятельность
Участие в школьной олимпиаде по литературе
Совершенствование
умений работы
в программе PowerPoint
Повышение качества знаний по литературе
ru.wikipedia.org/.../ Пушкин,_Александр_Сергеевич
pushkin .niv.ru/
www. pushkin museum.ru/
www.museum.ru/gmii/
lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml
ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока» Выполнили: учащиеся 6 класса МОУ-СОШ с.Кировское Цибикина Яна, Меркулова Юля Руководитель: О.А. Котельникова 2015 г
- Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
- Изучить биографию поэтов
- Подобрать стихи о явлениях природы
- Научиться выразительно читать стихи
- Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?
- выразительное чтение стихов
- Компьютерная презентация
Результат проекта:
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.
По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.
В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Отец и мать С. Есенина
Есенин и Айседора Дункан, 1922
С. А. Есенин и
С. А. Толстая
Сыплет черемуха снегом... Сыплет черемуха снегом... Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной. Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. В ходе работы над проектом мы выяснили: В ходе работы над проектом мы выяснили:
- А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
- В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
- Читая стихи этих поэтов, мы понимаем, что у природы есть душа, она живая.
В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.
Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке «Русалочка».
Мифопоэтическая основа рассказа «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений).
Мистика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве.
«Цветные» прилагательные в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести «Шинель».
Реальность и фантастика.
В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".
Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии.
Роль пейзажа в стихотворениях.
Проблемы художественного мира поэмы «Демон»
Тема дуэли в лирике (анализ стихотворения «Сон»)
Анализ произведений «Выстрел» и «Дубровский».
Мотив игры в повести «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве.
Тема долга и чести в творчестве (анализ романа «Дубровский»).
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества
Дополнительно темы
«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.
Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.