Примеры заключений на тему честь и бесчестие. Примерные варианты вступления и заключения по направлению "честь и бесчестие"

Честь и бесчестие».

Толкование понятий

Честь

o Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. (По «Толковому словарю» С.И.Ожегова)

o «Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», «условное, светское, житейское благородство» (По В.И.Далю).

o Честь – это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Человек чести не позволит запятнать доброе мнение, имя семьи, фирмы, своё лично, не унизит себя ложью, льстивостью,

o Честь – почёт, уважение. Мы воздаём честь людям, которые выстояли в трудных ситуациях, проявили чудеса мужества и героизма, защищая народ, страну, конкретных людей в той или иной сложной ситуации.

o Отдают честь солдаты и офицеры- это символ их верности Родине, народу.

o Честь – это порядочность, честность, добросовестность. Это моральное качество, которое позволяет высоко ценить человека за его поступки, отношение к людям, стране.

o Человек чести поступает благородно в любых ситуациях, достойно, красиво, не унижая себя клеветой, сквернословием, оскорблением. Он всегда противостоит злу, агрессии, готов защитить слабых, всех, кто нуждается в помощи.

o Человек чести не пойдёт мимо несправедливости, унижения одного человека другим.

o Человеку свойственно иметь свои принципы, идеалы. Человек чести всегда верен им. Конечно, в данном случае речь идёт о высоких моральных принципах.

o Честь - это та нравственная основа, стержень, который удерживает человека от предательства, коварства, подлости.

o Честь, совесть, благородство, верность, порядочность - они соседствуют в человеке, дополняя моральный облик личности.

Таким образом , быть человеком чести – это значит жить по законам нравственности, исполняя моральный, профессиональный и просто человеческий долг.

Бесчестие

o Бесчестие – поругание чести, достоинства; оскорбление, позор; отсутствие чести, позорящее человека поведение

o Бесчестный – тот, в ком нет чести, достоинства, благородства – достойных уважения моральных качеств, принципов.

o Бесчестный человек способен на самые отвратительные поступки - от лжи, лицемерия, подлости до предательства. Такие люди на первое место ставят себя, это эгоисты, которые думают о своём благополучии, ради которого готовы жертвовать другими людьми, обесчестив их.

o Люди без чести и совести всегда были презираемы народом. Одно из самых ужасных аморальных качеств - бесчестие.

o Очень трудно вернуть честное имя, даже просто немного оступившись. Поэтому не случайно в народе существует пословица: «Береги честь смолоду».

Обратите внимание, как много можно писать и говорить о чести , и как скупы слова о бесчестии . Достаточно одного определения – « бесчестие - это отсутствие чести, совести», чтобы понять, как низки люди, которым свойственно это качество.

Нужно стремиться быть лучше, самосовершенствоваться. Пусть слово «бесчестие» никогда не будет произнесено в ваш адрес!

Примерные тезисы сочинения

«Честь и бесчестие». Именно так обозначено второе направление тем выпускного сочинения по литературе в 2017 году.

В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:

o Моральные качества, достойные уважения и гордости

o Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство.

o Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства.

o Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости.

o Сохранение верности идеалам принципам

Размышление по теме: « Честь и бесчестие»

o Честь. Это слово близко такому понятию, как честность. Быть честным перед самим собой, другими, не поступаться принципами, жить по законам нравственности, просто быть порядочным человеком - всё это характеризует человека чести.

o Легко и надёжно, когда рядом такие люди. Они не предадут, не совершат подлый поступок, на них можно положиться. Люди чести - опора и отдельных людей, и всего общества в целом.

o Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором: как поступить в том или ином случае - от рядовой бытовой ситуации до принятия решения, от которого зависит жизнь многих людей. Как поступить: по совести или ставя на первый план свои интересы? Остаться человеком чести или скатиться до бесчестия, низости, предательства. Выбор есть всегда, и делать его предстоит каждому из нас самостоятельно.

o Оступиться может каждый человек. Однако один делает выводы, пытается исправиться, а другой, избрав дорогу эгоизма, лжи, обмана, всё ниже катится в пропасть бесчестия, отгораживая себя тем самым от людей.

o Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Сколько только пословиц создал народ по этому поводу: «Береги честь смолоду», «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» (как верно подмечено: человек, лишённый понятия чести, идёт окольными, обходными путями, часто это путь преступления и предательства), «Честь потеряна - всё потеряно».

o Честь очень легко потерять, как легко потерять уважение, признание людей. Порой для этого достаточно одного неверного слова или высказывания, одного непродуманного поступка. На то человеку и дан разум, чтобы взвешивать свои действия, понимать, что придётся отвечать за всё - и перед людьми, и перед самим собой¸ своей совестью.

o Честь. А не устаревшее ли это понятие? Эти слова можно услышать в наш век, когда человек, стремясь достичь высот власти, благополучия, легко переходит через грань дозволенного. Сколько примеров запятнанной чести мы видим вокруг, сколько громких дел в стране по поводу коррупции, взяточничества, унижения человека, причём со стороны власть имущих. Где у них честь и совесть? Да, можно найти негативные примеры в нашей жизни.

o Но не эти люди делают историю. Потеряв честь, они потеряли и себя, своё достойное место в обществе. За всё в жизни приходится платить, и за бесчестье тоже.

o Жить по законам чести, справедливости, совести – именно таким должен быть основной нравственный жизненный принцип человека. Учить этому надо буквально с детства. Ведь уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого, белое от чёрного. А это уже шаг к честной, порядочной, а значит, счастливой жизни.

Аргументов по теме

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

2. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

3. Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

4. А.Н.Островский « Гроза»

5. Л.Н.Толстой « Война и мир»

6. Е.И.Замятин «Мы»

7. М.А.Шолохов «Судьба человека»

8. В.Быков « Сотников»

9. В.Распутин « Живи и помни»

10. А.В.Каверин « Два капитана»

Произведения Аргументы
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв - человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь(Гринёв: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака») Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”). Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу») Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации? Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её - замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом.(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»). Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести. Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать (говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем) Многому учит это произведение: тому, как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап - честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками - врагами Родины. И умирает Остап, героически перенося ужасные муки. Совсем другой Андрий. Это романтическая,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына. Один - человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь.Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству. Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне - предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.
А.Н.Островский «Гроза»
Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор, изображая героев пьесы. По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость, и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу(«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех(… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.) Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной - это не по её нравственным правилам. Как легко приспособилась к жизни Варвара!(И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению - дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать себя., становиться в ряд с такими, как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.
Л.Н.Толстой « Война и мир» Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн, которые пережила Россия, - войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть - независимо от сословного, социального положения - плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли. Но были и такие, для которых главное - своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды. Люди чести - главные герои произведения: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении(«Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате»); Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона, Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства! Кутузов, Александр 1, Багратион и другие - исторические личности, показанные автором. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа - всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”); и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова, и многие - многие люди России. А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом. А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины - вот что для них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа, семья Ростовых, отдающая подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями! Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны - именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.
Е.И.Замятин « Мы»
Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком в течение всего дня. Люди потеряли своё « я», они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер. Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии». Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят. Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие? Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь.(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.») Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.») Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства.(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.») К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.») На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.
В.Быков « Сотников»
Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок. Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. («Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?) Честь, долг - всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.) Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества - не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать.(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». ) Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.») Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому, человеческому долгу до конца: «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.» Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.» Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!
В.Распутин « Живи и помни»
Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых - проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор? Герой повести - Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу нет.» Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было. Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства - только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.
А.В.Каверин « Два капитана»
Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности. Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей. Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь - Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца: публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества. До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель - праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани - Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.
| следующая лекция ==>

Перечень тем по новым направлениям.

Настоящих тем в интернете до экзамена не будет! Это лишь примеры.

«Разум и чувство»

Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).

Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.

Нужно ли выплёскать чувство наружу?

Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер)

Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

Должен ли разум подчиняться науке?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?

Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт).

В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).

Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш).

«Честь и бесчестие»

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Может ли честь противостоять бесчестию?

Береги честь смолоду… (пословица)

Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

Откуда берутся бесчестные люди?

Честь истинная и ложная.

Есть ли в наши дни люди чести?

Какие герои живут по чести?

Смерть или бесчестие?

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

Есть ли право на бесчестье?

Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

«Победа и поражение»

Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!

Тактика победителя - убедить врага в том, что он делает всё правильно.

Если ты ненавидишь - значит тебя победили (Конфуций).

Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Все победы начинаются с победы над самим собой.

Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.

Нужно и можно ли судить победителей?

Одинаковы ли на вкус поражение и победа?

Сложно признать поражение, когда так близок к победе.

Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.

Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла».

«Опыт и ошибки»

Всегда ли неопытность ведёт к беде?

Источник нашей мудрости - наш опыт.

Ошибка одного - урок другому.

Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Опыт учит только тех, кто на нем учится.

Опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем.

Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.

Для большинства из нас опыт - это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.

Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.

Самая плохая черта, которая есть во всех людях - это забывать о всех хороших поступках после одной ошибки.

Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

Могут ли ошибаться мудрецы?

Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

Все люди ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках.

Самая большая ошибка - пытаться быть приятнее, чем ты есть.

«Дружба и вражда»

Верно ли, что без истинной дружбы жизнь - ничто?

Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?

Когда вражда может перерасти в дружбу?

И с другом и с врагом ты должен быть хорош! Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь. Обидишь друга - наживешь врага ты, Врага обнимешь - друга обретешь. (Омар Хайям).

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).

Можно ли любить друзей за их недостатки?

Согласны ли с высказыванием «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой «(Менандр).

Благородным поведением можно завоевать даже врага.

Не бойтесь врагов, нападающих на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!

Почему между родными возникает вражда?

Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками.

Не бывает плохих наций - бывают плохие люди…

Если вчерашний друг стал врагом: значит он никогда другом и не был…

Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди).

Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.

Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей.
Иногда мне кажется, что мужчины, отстаивающие свою честь, и честь своих возлюбленных канули вместе со временами средневековья. Именно в это время понятие чести отстаивали мужчины и были готовы отдать за него жизнь.
Но, к моему большому счастью я еще могу наблюдать за мужчинами, которые никогда не позволят их обесчестить. Это дает мне надежду на то, что наш мир будет избавлен от обид, оскорблений и неуважения.

Сочинение №2 Честь и бесчестие Полное для 11 класса

Приятно наблюдать за людьми, которым нравиться отстаивать свою честь, которые не бояться высказывать свою точку зрения, и верны своим жизненным принципам. Честь позволяет быть увереннее в себе, понимать, что тебе необходимо от жизни, за что ты готов бороться и, что для тебя действительно важно.

Есть вещи, которые, по мнению многих людей, важнее чести. Тут проявляется бесчестие. Деньги могут заставить людей отказаться от чести, деньги могут заставить обижать людей, хамит, предавать. Многие политики не отстаивают интересы страны, многие мужчины не готовы защищать своих женщин. Все это проявление бесчестья, бестактности и неуважение. Также бесчестие говорит об отсутствии совести у человека. Сейчас в наше время стресса и постоянной спешки легко можно оскорбить человека, обидеть и проявить неуважение. Важно, чтобы такое поведение не оставалось безнаказанным. Важно воспитывать детей на принципах отстаивания чести, своих интересов и проявлении уважения. Именно такое воспитание способно избавить от постоянного негатива, корысти, наглости.

Такое понятие, как совесть неразрывно связано с честью. Совестливые люди не будут обманывать, предавать, оскорблять и обижать человека. Совесть позволяет задуматься о своем поведение и о последствиях, которые могут возникнуть.

Воспитание в человеке таких положительных качеств, как честь начинается с атмосферы в семье. Именно так, как поступали родители, будут поступать их дети. Поэтому крайне важно растить детей в семье с благоприятным климатом, в семье, где защищают честь семьи, страны и близких по духу людей.

Человек всегда сама решает, как ему поступать по совести, или выбрать путь бесчестья. Его нравственная сторона всегда в ответе за поступки и поведение в различных жизненных ситуациях.

Сочинение № 3 на тему Честь и бесчестие

Сегодня, как никогда важно такое понятие, как честь. Происходит это потому, что сейчас практически вся молодежь пытается лишиться этого ценного качества и остаться бесчестным человеком. Сегодня не цениться помощь, уважение, принципиальность. Многие не пытаются беречь свою честь смолоду, а оказывается, что происходит это зря.

Честь была важна во все времена. Мужчины долгом чести считали защищать свою семью и свою родину. Женщины берегли свою честь ради любимых мужчин. Дети воспитывались патриотически. Сейчас все это отошло на второй план. Сейчас бьют собак, оскорбляют стариков и выкладывают это все в интернет. Однако стоит остановиться и задуматься, а правильными ли являются такие поступки. Ведь лучше быть человеком честным и совестливым, чем бесчестным и беспринципным.

Важно с самого раннего детства прививать детям чувство собственного достоинства. Важно научить детей уважать других людей и любить родину. Важно понять, что честному человеку живется легче и проще. Ведь когда на душе нет тяжести от бесчестных поступков, хочется творить добро, жить счастливо и весело, а не скрываться от общества с грузом преступлений. Поэтому я всегда выбираю честные поступки и совестливые решения.

Сочинение для 11 класс. ЕГЭ

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Д-503 в рассказе Мы Замятина сочинение

    Повествование ведётся от лица главного героя романа - Д-503. Точнее, мы как бы читаем дневник Д-503, который записывает, что с ним происходило в определённый момент времени

  • Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, снято много фильмов. О ней говорят и взрослые опытные люди, и не знакомые в полной мере с жизнью подростки.

Что такое бесчестие? Бесчестие - это некое оскорбление, в буквальном смысле потеря чести при каких-либо обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важна на протяжении всего бытия человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому очень многие писатели обращались к данной проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, бесчестие - это то, чего следует больше всего бояться. Олицетворение благочестия в романе - Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и её родные. Резко противопоставлен ему Швабрин. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже фамилия у персонажа говорящая. Швабрин - жуткий эгоист, который потерял офицерскую честь, переметнувшись к Пугачеву.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, известного введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любое действо и остаться безнаказанными. Так, опричник Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а её муж, узнав об этом, решил пойти на верную погибель, но вернуть честь своей жене, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивыми человеком, мужем, который пойдёт на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что даже не смог признаться царю, что женщина была замужем.

Песня помогает ответить читателю на вопрос о том, что такое бесчестие. Это прежде всего трусость.

«Гроза», А.Н. Островский

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха - истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё - самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие - это уже грех. И страшнее него нет ничего.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.