Приемный дом шереметьева. Странноприимный дом

:)
конечно, он являлся масоном:)
вот, прочитать можно здесь www.katakomb.ru/7/mason.html+граф+Шереме тев%2Bмасон&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
Граф Шереметев Дмитрий Александрович - посещал заседания Капитула “Астрея” с 3.3.1923. Возведен в 4-ю ст. 6.10.1923, в 9-ю ст. - 3.5.1924, в 18-ю ст. - 3.1.1925. Обрядоначальник со 2.6.1926 и в 1928. 2-й страж в 1927. Эксперт в 1929-1930. 1-й страж в 1932-1933 и 1935. Председатель капитула в 1933 и в 1937-1938. Член капитула по 1951.Возведен в 32-ю ст. в 1934. Член консистории Россия по 1937. Возведен в 33-ю ст. в 1938. Обрядоначальник Русского Особого Совета в 1939. Канцлер оного с 12.5.1939.
Сергей Тикстон писал о нем (14):
В 196З-м году, ушел на Восток Вечный граф Дмитрий Александрович Шереметев. Он был посвящен в 1922-ом году, вскоре после основания ложи Астрея и был ее вторым по счету Секретарем. Роль его в Русском Масонстве была очень велика. Он был первым Досточтимым Ложи "Золотое Руно", из которой впоследствии возникла Ложа "Юпитер", и в дальнейшем, – Досточтимым Мастером Ложи "Северное Сияние".
Вся Россия знала имя Шереметевых, игравших в течение веков крупнейшую роль в истории нашего отечества. Родоначальником рода Шереметевых был знатный "выходец из Прусские земли" Андрей Иванович Кобыла, обосновавшийся в России при Иване Калите. Прямым предком покойного графа был генерал-фельдмаршал Шереметев, герой Полтавской битвы, которому Петром Великим было пожаловано графское достоинство.
Все Шереметевы служили в Кавалергардском полку, первым командиром которого был их предок.
Граф Д.А.Шереметев, после окончания образования тоже вышел в этот полк и, во время Великой Войны, был адъютантом Главнокомандующего северо-западным фронтом, генерала Рузского.
Он был вероятно последним свидетелем драматических событий, предшествовавших и сопровождавших отречение Государя и, будучи по семейным связям /его отец, граф А.Д.Шереметев был близким другом Александра Третьего, который запросто бывал в доме Шереметевых/ хорошо знакомым с императорской семьей, на его долю выпала роль посредника между Главнокомандующим и Государем.
В Масонстве, согласно воспоминаниям Тикстона, граф Шереметев занимал особое положение. Он принадлежал к той категории братьев, которых в нашем Ордене привлекает сторона эзотерическая, мистическая и даже, отчасти магическая. В начале своего масонского пути, граф Шереметев очень увлекался произведениями Генона и, йод влиянием этого писателя, занялся сначала изучением Ислама, а потом дальневосточных религий и иогизма. Впоследствии, он отошел от Генона и, со свойственной ему страстностью, занялся чистым оккультизмом, астрологией, Шаро, пытаясь связать все это с Масонством.
На этой почве, между братом Шереметевым и некоторыми другими братьями возникли разногласия, в результате которых, в 195~-м году, он вышел из русских мастерских в которых состоял, и перешел во французскую Ложу "Международная Дружба", где много лет занимал плата оратора. Там, его влияние, в особенности на молодых братьев, было чрезвычайно велико и тот факт, что французские братья так близко приняли к сердцу его кончину, взяв на себя фактически все хлопоты и расходы по похоронам, явно свидетельствует о том уважении и любви, которыми он бью скроен.
Теперь, перед его свежей могилой, хочется отдать себе отчет в том, кем, в сущности, был покойный брат Шереметев, и мне кажется, что главным импульсом его масонской работы было искреннее и глубокое стремление найти нечто, что приблизило бы человека к Богу и сделало его подлинным посвящением.
Он сумел преодолеть в себе многое и совершенно смирился с тем, что судьба, дав ему при рождении сказочное богатство, знатность и огромные связи, – все от него отняла на старости лет. Последние годы его жизни были особенно тяжелыми. Старый, больной, одинокий, без каких бы то ни было средств, брат Шереметев жил под угрозой лишиться крова и эта последняя перспектива очень его мучила.
Но все это не мешало ему, однако, очень достойно и чрезвычайно мужественно переносить удары судьбы и для меня нет сомнения, что он черпал силы для сохранения морального равновесия именно в своих достижениях в посвятительной работе.
Да найдет себе упокоение его мятежная душа и да будет ему легка чужая земля.

18 мая НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского отметил 200-летие со дня открытия Странноприимного дома графа Шереметева.

Величественное здание, построенное по проектам Елизвоя Назарова и Джакомо Кваренги, было отреставрировано к 2008 году. Тогда коллектив института отмечал 85-летие со дня образования Научно-исследовательского института скорой помощи. И вот через два года знаменитое учреждение решило обратиться к истокам и вспомнить свою историю, начавшуюся еще в начале XIX века.

В связи с этим юбилеем сотрудниками Склифа при помощи Музея истории Москвы была подготовлена выставка "Дворец милосердия".

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось 28 июня, в день рождения Н. П. Шереметева, 1810 года, уже после смерти графа. А заложен он был еще в 1792 году на Черкасских огородах, перешедших к Шереметевым от князей Черкасских в 1743 году. На плане Черкасских огородов 1760-х годов обозначена церковь Ксении Преподобной. 13 июня 2010 года на этом месте был поставлен освященный патриархом Кириллом памятный крест.

Строительство заведения началось в 1803 году - тогда была учреждена строительная контора и чертежная. Директором конторы был назначен Алексей Федорович Малиновский, бывший Главным смотрителем Странноприимного дома до 1826 года. Как пишет А. Н. Тарасенков в своей книге, изданной к 50-летию заведения, архитекторами конторы были Кестнер и Жиральди по каменным работам, Козаков и Миронов по архитектурным, Назаров, сделавший первые планы для всех строений за 1500 рублей, при конторе не состоял. В январе 1803 года был подряжен московский купец Андреянов выстроить вторую половину главного корпуса из своего материала за 88 тыс. рублей по планам Назарова. Во второй половине 1803 года началась перестройка здания под руководством друга семьи Шереметевых Джакомо Кваренги. Перестройку эту связывают с кончиной Прасковьи Ивановны и решением Николая Павловича посвятить Странноприимный дом ее памяти.

В 1805 году происходила штукатурка и внутренняя отделка здания, устраивалась мостовая. " Иностанец Кампиони подрядился обложить иконостас и колонны мрамором (за 2680 р.), иностранец Ерке взялся сделать два иконостаса с резьбою (за 2000 р.), живописец Скотти раскрасить стены церкви, расписать купол и писать образа (за 5000 р.) В тоже время начали очищать место для сада и надворных строений; для кузнечных работ была куплена кузница (1900 р.). С того же 1805 года начали выдавать по штату жалованье помощникам смотрителя. В 1806 году оканчивалась внутренняя и наружная отделка; перед главным корпусом построена колоннада и проведена ограда с железными воротами; на церкви возведен и покрыт английской жестью купол...К будущей больнице был определен доктор Яков Васильевич Кир. Для различных работ по дому было вытребовано из графской вотчины несколько рабочих людей, и три женщины отданы в Императорскую больницу для бедных для обучения их хождению за больными".

В 1808 году на воротах заведения была установлена черная мраморная доска с надписью золотыми буквами "Странноприимный дом".

"Учреждение и штат Странноприимного дома" были составлены А.Ф. Малиновским, получившим за труды орден св. Анны 2-ой степени. А в 1804 году Н.П. Шереметеву была вручена от правительствующего Сената золотая медаль с изображением добродетели перед Странноприимным домам и надписью Милосердова.

Странноприимный дом сочетал в себе деятельность богадельни, больницы, с 1811 года в заведение принимали на воспитание и обучение девочек-сирот, кроме этого отдельные суммы выделялись для раздачи нищим, бедным невестам, не имеющим приданого, обедневшим ремесленникам, в монастыри и церкви. При этом предусматривалось коллегиальное управление и гласность - ежегодный отчет публиковался в Московских ведомостях.

В сентябре 1812 года здание заняли французы, потушившие пожар и устроившие в помещениях Странноприимного дома госпиталь. В течение месяца здесь находились на излечении русские, поляки, французы, испанцы, итальянцы, всего более 800 человек. С 23 октября Дом взяло в свое распоряжение русское правительство, разместившее тут госпиталь для 500 раненых русских и иностранных офицеров. Последующие несколько лет Странноприимный дом ремонтировался и постепенно налаживал свою деятельность.

Во второй половине XIX века Шереметевская больница - одно из самых известных и передовых лечебных заведений Москвы. В 1884 году больница Странноприимного дома становиться клинической базой Московского Государственного Императорского университета.

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова. Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея. 27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог. Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года. В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника. В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея. 29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству. Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников. Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника. Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов. В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами. В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

Здание, которое своим фасадом обращено на , 3 является памятником архитектуры - Странноприимным домом графа Николая Петровича Шереметева.

Строительство богадельни было задумано еще в 1792 году, когда еще была жива и здорова супруга графа - Прасковья Жемчугова. В дальнейшем, после ее смерти, это богоугодное заведение было посвящено памяти о ней и стало этаким зданием-памятником.

Возвели комплекс, рассчитанный на бесплатное лечение 50 человек и содержание 100 неимущих человек, причем, обоего пола, на месте некогда стоявшего здесь царского Литейного дворца и Черкасских огородов, принадлежавших матери Шереметева - Варваре Алексеевне. В то время там уже находилась богадельня на 48 человек и, по-соседству, церковь во имя Преподобной Ксении, построенной в 1649 году.

Первоначальный проект был создан архитектором Елизвой Семеновичем Назаровым, а строительством занимались уже крепостные шереметевские зодчие Аргунов, Дикушин и Миронов.

В процессе строительства к работам был привлечен гениальный мастер Джакомо Кваренги. Именно благодаря этому зодчему, скромный портик центральной части был заменен тосканской колоннадой, представляющей собой полуротонду, которая и придала всей композиции некоторую легкость и воздушность.

По чертежам Кваренги были выстроены также портики на торцовых фасадах и в средней части боковых крыльев строения, обходная галерея, а также проведены работы по созданию убранства встроенной церкви во имя Святой Троицы, внушительный купол которой и венчает композицию строения Странноприимного дома Шереметева.

Все эти преобразования свелись к тому, что здание получило подковообразную форму, обрамляющую парадный двор заведения.

Отделка Троицкой церкви и Белого зала являлись главным акцентом богато оформленных интерьеров, которые создавались известными в то время живописцем Доменико Скотти и скульптором Гавриилом Тихоновичем Замараевым. До наших дней сохранились здесь изящные люстры, беломраморные лестницы и полы, бледно-зеленые роскошные колонны из уральского камня.

Смотря на это великолепие, не веришь, что заведение строилось как богадельня и бесплатное лечебное учреждение. Однако это так и, как говорилось выше, создавалось и было посвящено Шереметевым памяти красавицы-жены - крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

Граф и его верная спутница вместе подбирали место для строительства, и также вместе заложили в его основание монетки «на удачу». К сожалению, супруга не дожила до открытия и граф всю свою любовь к ней направил на исполнение ими задуманного - создание Странноприимного дома на Большой Сухаревской площади, 3.

Николай Петрович Шереметев также не дожил до открытия. Пережив супругу на шесть лет, он скончался в 1809 году, за полтора месяца до окончания строительных и оформительских работ. Именно из-за этого торжественное открытие заведения и освещение церкви перенесли на 1810 год, которые прошли при огромном стечении знатных особ и простого люда.

Пожар 1812 года пощадил строение. Не тронула местных обитателей и московская эпидемия холеры 1830-го. Род Шереметевых так и оставался попечителями больницы до самой октябрьской революции 1917 года.

Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке
Адрес: Москва, улица Воздвиженка, 8 / 1
Строительство: 1790-е годы, 1799 год
Стиль: Классицизм

Дом Н. П. Шереметева по адресу: Воздвиженка, д. 8, построен в 1790-х годах для Алексея Кирилловича Разумовского. Еще до окончания стройки дом был выкуплен его шурином Николаем Петровичем Шереметевым. Внутреннюю отделку дома строители заканчивали уже после покупки, в 1799 году.
В 1801 году именно в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу, самую странную и легендарную тех времен, граф, сенатор, обер-камергер двора Николай Петрович Шереметев и его молодая жена – Прасковья Ивановна Ковалева (театральный псевдоним Жемчугова) – бывшая крепостная актриса шереметевского театра.
Особняк Шереметева представлял собой характерный тип городского дома эпохи зрелого классицизма. Угловая ротонда и окружающая ее колоннада заглублены между боковыми корпусами. Цокольная часть ротонды, наоборот, сильно выступает. В этом выступе раньше помещались лестницы, ведшие с улицы прямо к ее круглому залу.
Предполагается, что при переделке основного дома был использован проект французского архитектора Шарля де Бальи. При доме находилась церковь Знамения Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и Варлама Хутынского «с главами и звоном».
Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперед и пластически сопоставлены с объемом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окруженной просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приему здание приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с четкими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проема, с помощью которого подчеркиваются укрупненный масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделенным пластичными колонками окном.
После смерти (в 1803 году, почти сразу после рождения сына, Дмитрия) горячо любимой жены Николай Петрович Шереметев основал в Москве странноприимный дом. Но и его собственный дом привечал всех, кто нуждался в крове. По свидетельству Сергея Дмитриевича Шереметьева (внука Н. П.), - «весь воздвиженский дом наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами».
В доме, всегда полном гостей, званых и незваных, бедных и богатых, просто приживал, постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу. Шереметевыми же основана московская больница, известная ныне как институт им. Склифосовского.
После пожара 1812 года здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скругленного аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу.