Презентация на тему фольклор. Презентация на тему фольклор Презентация на тему фольклор в литературе

Фольклор. Народные инструменты. Устное народное творчество. Русский фольклор. Народные традиции. Детский фольклор. Жанр фольклора. Устное народное творчество и литература. Фольклорные песни. Жанры устного народного творчества. Музыкальный фольклор. Малые жанры фольклора. Фольклор (5 класс). Народный орнамент. Обрядовый фольклор.

Жанры фольклора. Фольклор (устное народное творчество). "Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества". Календарно-обрядовый фольклор. Проект «Русский фольклор». Кубанский фольклор. Малые жанры детского фольклора. Фольклор карелии. Составление устного рассказа по картинке.

Культура и искусство устной речи. Фольклорная карусель. Традиции русской народной игры. Фольклор и современность. ФОЛЬКЛОР Календарно-обрядовые песни. Малые жанры фольклора 5 класс. Развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора. Русский фольклор в детских играх. Тема: Малые жанры устного народного творчества.

Драматические жанры фольклора. «Фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Знатоки детского фольклора. Образ коня в русском фольклоре. Игровой и потешный семейный фольклор.

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре. Фольклор Улигеры. Проект «Город народных мастеров». Фольклорные минутки. Поэтический памятник подвигу народному. Иван-дурак -персонаж русского фольклора. Урок внеклассного чтения 2 класс Малые фольклорные жанры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы.

Что такое фольклор?
Какие бывают жанры фольклора?

Былина (от слова «быль») – это произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Они повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Переходя из поколения в поколение, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений об истории. Все, о чем рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
Былины -богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными захватчиками, становления государства, семейных отношений и так далее.

Читай статью «Былины»

Прослушай былину «Илья Муромец»

Загадка – это жанр детского фольклора. В этих коротких стишках называются только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление. Загадка часто пользуется приемом сравнения, особенно часто неживой предмет сравнивается с живым: лук – дед, морковка – красная девица, замок – черная собачка.
Смотри примеры русских народных загадок

Слайд №25 Анекдоты

Анекдот - от греческого - неизданный.
Это жанр фольклора, короткий устный рассказ сатирического или юмористического содержания с неожиданной остроумной концовкой
Героями анекдотов являются исторические лица, политические деятели, представители рас и др.
Читай сборник анекдотов на школьную тему

Слайд №26 Частушки

Частушка - это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века.
Читай сборник частушек на школьную тему

Слайд №27 Детский фольклор

Детский фольклор явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Слайд №28 Жанры
детского
фольклора

Пестушки

Заклички

Считалочки

Скороговорки

Прибаутки

Колыбельные
песни

Слайд №29 Дразнилки

Презентация на тему: Собиратели русских народных сказок Выполнила: ученица 4 «в» класса Егорова Милена Проверила: классный руководитель Попова О.П. Якутск, 2014

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru

Cлайд 1

Cлайд 2

Слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка. Фольклор в буквальном переводе обозначает «народная мудрость». Фольклор - народное творчество: совокупность народных обрядовых действий. (Ожегов) Фольклорист-собиратель фольклора. Фольклористика - наука, изучающая фольклор.

Cлайд 3

Отличие фольклора и литературы фольклор литература Нет персонального создателя; Есть конкретный писатель(поэт); возникло и развивается как устное творчество; возникла и развивается с письменностью; живёт во множестве вариантов; имеет один вариант, написанный писателем (поэтом); можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. писатель написал, читатель читает.

Cлайд 4

Зачем народ создает, сочиняет сказки, песни, загадки, пословицы? Что может быть важным для него? Представления о добре и зле, об отношении к родине, матери, отцу, друзьям; представление об идеальном человеке- добром, умном, умелом, находчивом, справедливом, скромном. Идеальные качества важны для одного, нескольких рассказчиков или для всех рассказчиков и слушателей – для всего народа? В фольклорных произведениях выражается общенародный эстетический идеал - представление народа о прекрасном человеке, прекрасных отношениях и поступках.

Cлайд 5

Общенародный идеал – основные черты: Любовь к народной земле, доброта, защита и поддержка слабых, ум, справедливость, великодушие, скромность, находчивость, сноровка и др.

Cлайд 6

Какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору? Жанр Задача жанра Пословица - краткое изречение. Кратко и точно оценить характеры и поступки людей. . Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни. . Считалка - стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” - тот и выйдет вон. Помочь весело распределить роли в игре. Загадка иносказательно описывает предмет. Учит угадывать задуманное. Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

Cлайд 7

жанр Задача жанра Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Весело учить малыша жестам, навыкам. Колыбельные песни Пестушки - короткие стихотворные приговоры. которыми Сопровождать движения ребёнка в первые месяцы жизни. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. Научить ребенка правильно произносить звуки. Игры, прибаутки, дразнилки, небылицы

Фольклор-коллективное устное народное твочество. Малые жанры фольклора. - Что означает слово фольклор? - Что возникло раньше: фольклор или литература? - Кто являлся создателем фольклора? - Какие жанры фольклора вам известны? - Какие малые жанры фольклора вам известны?

  • Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди, А не веришь - выходи!
  • Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека - цап!
  • Волка бояться - в лес не ходить.
  • Висит груша – нельзя скушать.
  • Баю-баюшки-баю Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди.
Термин "фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает "народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда - только словесное. Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства. Фольклорные произведения исполняли гусляры и скоморохи. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты - "ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания - "встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Мягко стелешь, да жёстко спать.
  • У страха глаза велики.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, часто имеет юмористический характер, в отличие от пословицы не имеет поучительного смысла.
  • «Голод не тётка, пирогом не накормит »
  • «Яйца курицу не учат »
  • «Назвался гру́здем - полезай в короб »
  • «Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт »
  • «Дорога́ ложка к обеду »
  • «Да, кудри извилин не заменят! »
Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
  • Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон - Разбежались мыши вон.
  • За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке - теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  • У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.
Загадка - иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
  • Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны
  • Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!
  • Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй!
  • Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
  • Тили-бом, тили-бом Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила, Бежит курица с ведром, Заливает Кошкин дом!
  • Три козы траву косили По лугам-лужочкам, По зелёным кочкам. Козушки молоденькие, Хвостики коротенькие.
Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится.
  • Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота - скрип-скрип... Не будите у нас Ваню - У нас Ваня спит, спит.
  • Ходит сон по хате В сереньком халате. А сониха под окном В сарафане голубом. Ходят вместе они, А ты, доченька, усни.
  • Баюшки-баюшки, Скакали горностаюшки. Прискакали к колыбели И на Машу поглядели. И сказал горностай: «Поскорее подрастай! Я к себе тебя снесу, Покажу тебе в лесу И волчонка, и зайчонка, И в болоте лягушонка, И на елке кукушонка, И под елкою лису».
Малые жанры фольклора:
  • Частушка, жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка юмористического содержания быстрого темпа исполнения.
  • Брату я работала - Едва я дни коротала, Попросила башмаки: «Сестра, не заработала!»
  • Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
  • - Фома, у тебя в избе тепло? - Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
  • Небылица рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
  • Жона была раскрасавица… за окошко зглянёт, так три дня собаки лают…
Найти определение жанра фольклора: Жанр фольклора Определение жанра
  • Пословица
  • Поговорка
  • Считалка
  • Частушка
  • Побасенка
  • Пестушка
  • Загадка
  • Небылица
  • Чистоговорка
  • Закличка
  • Иносказательное описание предмета с целью угадать задуманное
  • Разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера.
  • Иносказание с дидактическим уклоном.
  • Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка.
  • Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре.
  • Заклинательная песня, обращенная к явлениям природы.
  • Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
  • Рассказывает необычную, выдуманную, "перевёрнутую” картину жизни.
  • Короткая юмористическая песня.
  • Устойчивое выражение, описывающее ситуацию или характер, не несущее поучения.
Определить задачи малых фольклорных жанров: Жанр Задачи жанра
  • Пословица
  • Поговорка
  • Считалка
  • Загадка
  • Побасёнка
  • Небылица
  • Потешка
  • Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни.
  • Учит угадывать задуманное.
  • Весело учит различать действительность и фантазию, развивать воображение.
  • Кратко и точно оценить характеры и поступки людей.
  • Весело учит малыша жестам
  • Помочь весело распределить роли в игре.
  • Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.