Презентации по фольклору. Фольклор презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Cлайд 1

Cлайд 2

Слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка. Фольклор в буквальном переводе обозначает «народная мудрость». Фольклор - народное творчество: совокупность народных обрядовых действий. (Ожегов) Фольклорист-собиратель фольклора. Фольклористика - наука, изучающая фольклор.

Cлайд 3

Отличие фольклора и литературы фольклор литература Нет персонального создателя; Есть конкретный писатель(поэт); возникло и развивается как устное творчество; возникла и развивается с письменностью; живёт во множестве вариантов; имеет один вариант, написанный писателем (поэтом); можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. писатель написал, читатель читает.

Cлайд 4

Зачем народ создает, сочиняет сказки, песни, загадки, пословицы? Что может быть важным для него? Представления о добре и зле, об отношении к родине, матери, отцу, друзьям; представление об идеальном человеке- добром, умном, умелом, находчивом, справедливом, скромном. Идеальные качества важны для одного, нескольких рассказчиков или для всех рассказчиков и слушателей – для всего народа? В фольклорных произведениях выражается общенародный эстетический идеал - представление народа о прекрасном человеке, прекрасных отношениях и поступках.

Cлайд 5

Общенародный идеал – основные черты: Любовь к народной земле, доброта, защита и поддержка слабых, ум, справедливость, великодушие, скромность, находчивость, сноровка и др.

Cлайд 6

Какие произведения устного народного творчества можно отнести к детскому фольклору? Жанр Задача жанра Пословица - краткое изречение. Кратко и точно оценить характеры и поступки людей. . Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Намекает (скрыто оценивает) различные явления человеческой жизни. . Считалка - стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” - тот и выйдет вон. Помочь весело распределить роли в игре. Загадка иносказательно описывает предмет. Учит угадывать задуманное. Побасёнка - разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. Высмеять плохие черты характера или показать остроумие героя.

Cлайд 7

жанр Задача жанра Небылица рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. Весело учить различать действительность и фантазию, развивать воображение. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. Весело учить малыша жестам, навыкам. Колыбельные песни Пестушки - короткие стихотворные приговоры. которыми Сопровождать движения ребёнка в первые месяцы жизни. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. Научить ребенка правильно произносить звуки. Игры, прибаутки, дразнилки, небылицы

Слайд 1

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Учитель истории МОУ «СОШ с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» Перова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Главное место в фольклоре

Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл.

Слайд 3

Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве.

« Солнце днем работает, а ночью отдых берет!» « Который бог замочит, тот и высушит» «Жил в лесе, молился пням» «Что у волка в зубах, то Егорий дал» «На печи сидел, кирпичам молился» «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь» «Бойся не бойся, а року не миновать» «Где нет доли, там и счастье не велико» «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив» «От лиха не уйдешь».

Слайд 4

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

Слайд 5

Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича – временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема – борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Фольклор. Народные инструменты. Устное народное творчество. Русский фольклор. Народные традиции. Детский фольклор. Жанр фольклора. Устное народное творчество и литература. Фольклорные песни. Жанры устного народного творчества. Музыкальный фольклор. Малые жанры фольклора. Фольклор (5 класс). Народный орнамент. Обрядовый фольклор.

Жанры фольклора. Фольклор (устное народное творчество). "Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества". Календарно-обрядовый фольклор. Проект «Русский фольклор». Кубанский фольклор. Малые жанры детского фольклора. Фольклор карелии. Составление устного рассказа по картинке.

Культура и искусство устной речи. Фольклорная карусель. Традиции русской народной игры. Фольклор и современность. ФОЛЬКЛОР Календарно-обрядовые песни. Малые жанры фольклора 5 класс. Развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора. Русский фольклор в детских играх. Тема: Малые жанры устного народного творчества.

Драматические жанры фольклора. «Фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Знатоки детского фольклора. Образ коня в русском фольклоре. Игровой и потешный семейный фольклор.

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре. Фольклор Улигеры. Проект «Город народных мастеров». Фольклорные минутки. Поэтический памятник подвигу народному. Иван-дурак -персонаж русского фольклора. Урок внеклассного чтения 2 класс Малые фольклорные жанры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы.






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Фольклор – устное народное творчество. Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Жанры Календарный цикл. Закон жизни человека (годового земледельческого круга)Семейно-бытовые песни (колыбельные, плач, пени детского календаря, песни позднего времени)Трудовые песни Народная свадьба (плачи, величание жениха, невесты)Танцевальные песни (хороводные плясовые)Эпические произведения (былины, рассказы)Городская народная песня (городской романс) Песни демократических движенийЧастушкиВоинские (военно-бытовые)Инструментальная музыка

№ слайда 5

Описание слайда:

Народное творчество Трудовые припевки и песниВ устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это трудовые припевки и возгласы – сигналы, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ. Традиционные возгласы – сигналы: «Взяли, двинули, ух».

№ слайда 6

Описание слайда:

Календарные земледельческие песни В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.

№ слайда 7

Описание слайда:

Исторические песниТермин «исторической песни» был введён в фольклористику исследователями для обозначения народных песен и сказов о судьбах Русской земли, об исторических событиях и героях. Большинство песен 16-17 веков складывались свидетелями исторических событий. Лирические песниСодержание протяжных лирических песен составляет в первую очередь область духовного мира, выражения разнообразных душевных переживаний, чувств и настроений простых русских людей. Лирические песни разнообразны, в них поётся о любви к родному городу – краю, родне, семье, о горькой тяжёлой доле.

№ слайда 8

Описание слайда:

Городская народная песняНовые городские народные песни складывались и исполнялись городскими ремеслиниками, рабочими, солдатами и матросами. Одним из ведущих жанров городского фольклора следует считать солдатскую строевую песню. ЧастушкиЛирические, шуточные, сатирические песни. В них более ярко отражены различные стороны народного быта, многообразные переживания и чувства. Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народе встречаются и другие обозначения: «припевки», «коротушки», «прибаски», «прибаутки», «частоговорки», «стишки», «скоморошные». Любовно-лирические частушки более развитого мелодического склада почти повсеместно известны как «страдания».

№ слайда 9

Описание слайда:

Русские народные музыкальные инструменты Инструменты: духовые, струнные (щипковые и смычковые). В числе них различные дудки, жалейки, волынки, постушечьи трубы, рожки, гусли, балалайки, скрипки, гудки, лиры, бубны, барабаны, трещотки. В 19 веке появляются семиструнная гитара, гармоника, баяны. К числу инструментов древнейшего происхождения относятся кугиклы. Этот инструмент имеется в наши дни в Курской, Брянской и Калужской областях. Из языковых инструментов наибольшим распространением пользуется жалейка. Гудок – струнный инструмент овальной формы. Имеет 3 струны, смычок лукообразной формы.

№ слайда 10

Описание слайда:

Рожок – пастушечий инструмент наибольшие распространение имеет в северных областях.Барабан был употребляем у скоморохов и поводырей медведей.Лира – струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающий гитару. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Праздники на Руси Зимние праздники. Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю). Рождество – 25 декабря. Святые вечера – с 25 декабря по 1 января. Васильев день – 1 января. Страшные вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января. Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

№ слайда 13

Описание слайда:

Весенне-летние праздники. Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля. Егорьев день – 23 апреля. Летние святки – русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи. Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи. Аграфена Купальница – 23 июня. Иван Купала – 24 июня. Петров день – 29 июня.

№ слайда 14

Описание слайда:

Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства. Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.В календаре 4 цикла: - летнего солнцеворота (24 июня)- зимнего солнцеворота - весеннего (21 марта)- осеннего (конец жатвы)

№ слайда 15

Описание слайда:

Песни зимнего календаряколядыподблюдныеМасленичныеКоляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье». Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали. Подблюдные песниПодблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера». Масленичные песниМасленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну. Блины – символ солнца. Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.

№ слайда 16

Описание слайда:

Песни весеннего календаря- закликание- вербные- волочебныеВьюнишные Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.

№ слайда 17

Описание слайда:

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания. В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.

№ слайда 18

Описание слайда:

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.

№ слайда 19

Описание слайда:

В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…

№ слайда 20

Описание слайда:

Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

№ слайда 21

Описание слайда:

После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева, была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:-зажиночные – в начале уборки урожая; -жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле); -дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы. В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.

Cлайд 1

Русский фольклор Презентация проекта по краеведению в 5 классе. Учитель Носова Т.В.

Cлайд 2

Цели: Знакомство с жанрами русского фольклора; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Формирование навыков работы в команде. Развитие навыков оформления полученных результатов

Cлайд 3

Cлайд 4

Фольклор НАР ОДНОЕ ТВ ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Cлайд 5

Русские народные сказки Сказка - повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Cлайд 6

Русские загадки Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Пуговки остались. (рябина)

Cлайд 7

Пословицы и поговорки ПОСЛ ОВИЦА, жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. ПОГОВ ОРКА, образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни.

Cлайд 8

Малые жанры фольклора К малым жанрам фольклора относятся: - Скороговорки; - Небылицы; - Потешки, прибаутки; - Заклички; - Считалки; - Дразнилки И др.

Cлайд 9

Скороговорки Скороговорка – весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Перепелка перепелят прятала от ребят. Саша шапкой шишку сшиб.

Cлайд 10

Небылицы Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.

Cлайд 11

Потешки, прибаутки Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.

Cлайд 12

Заклички Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелененьком лужочке!

Cлайд 13

Считалки Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой!

Cлайд 14

Дразнилки Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Частушки Частушка, короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!

Cлайд 18

Колыбельные Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок

Cлайд 19

Обрядовый фольклор - Колядки - Веснянки - Масленичные песни -Летние песни - Осенние песни

Cлайд 20

Колядки Колядки - (от лат. Calendae - первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Воробушек летит,

Cлайд 21

Веснянки Веснянки (укр., белорус. - веснавые, рус. - заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными