Преподавание по Skype. Советы начинающим онлайн педагогам

Нужна помощь?
Хотите знать 1С:Бухгалтерию? Запишитесь на бесплатный первый урок!

Поскольку мы с вами живём в XXI веке, то многие вещи сейчас можно делать не выходя из дома. В том числе можно пройти курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации прямо через интернет. Тем не менее, даже сейчас далеко не все понимают, как именно это можно сделать, а также каким образом проходят удалённые занятия и насколько это удобно.

сайт_

Преодолейте лень — прочитайте внимательно!

Именно прочитайте. Не стоит листать, как это обычно все делают. Прокрутив страницу, Вы можете упустить важную информацию!

Мифы о дистанционном обучении

Для начала мне хотелось бы развеять несколько распространённых заблуждений по поводу занятий через интернет.

МИФ №1: ниже качество обучения

Если спросить "Почему? ", то, как правило, можно получить весьма неопределённый ответ: "потому что через интернет!" ". Фактически ответ не обоснован. Такое мнение, наверное, происходит от сравнения очного и заочного обучения.

На самом же деле при нормальном подходе к процессу обучения эффект получается прямо противоположный. Во-первых, занимаясь дома, Вы находитесь в более спокойной обстановке. Во-вторых, индивидуальные занятия по определению всегда были, есть и будут , чем групповые, не говоря уже о том, что позволяют освоить учебный материал быстрее.

А ещё очень часто люди путают нормальное обучение с так называемыми интерактивными курсами. Или когда Вам через интернет высылают учебные материалы и задания, которые нужно сделать и отправить на проверку. Это, кстати, наиболее распространённая в интернете практика, так что неудивительно, что большинство людей с сомнением относятся к дистанционным занятиям.

Нормальное же обучение предполагает обычное "живое" общение (например, по Skype) — это совсем другое дело. Фактически нет разницы между обучением в классе и нормальными : звук есть, изображение с вашего экрана есть, возможность показать что-то прямо у вас на экране у преподавателя есть — чего ещё желать? Принять горячую ванну и выпить чашечку кофе!

МИФ №2: неудобно заниматься

Напротив, очень удобно. Не нужно никуда идти или, тем более, ехать (плюсом ). Когда приходит время занятия, Вы просто включаете компьютер и запускаете специальную программу — и всё!

Таким образом, не только экономится много времени на "собраться-приехать-уехать ", но и занятия проходят гораздо более комфортно.


МИФ №3: я не вижу, с кем занимаюсь

А на занятиях в учебном классе Вы много увидите? Люди, которых я обучаю в классе, потом меня даже узнать на улице не могут, что, кстати, довольно обидно. И всё потому, что на занятиях ученики смотрят каждый в свой монитор(!) — куда-то ещё тут смотреть ни к чему.

При удалённом обучении по Скайпу так же всё Ваше внимание будет занято программой, с которой работаете, и смотреть по сторонам времени не будет — я гарантирую это.


МИФ №4: непонятно, как оплачивать

Трудно заработать деньги! Заплатить за что-либо вообще проблемой не было никогда. Кроме того, сейчас способов оплаты через интернет столько, что глаза разбегаются. Вот только некоторые из них: Яндекс.Деньги, WebMoney, банковские карты. Про терминалы оплаты я вообще молчу — ими даже древние бабушки сейчас умеют пользоваться.


МИФ №5: слишком сложно для меня

Сложного ничего нет. По крайней мере для любого человека, умеющего работать на компьютере, то есть для абсолютного большинства. Как именно всё происходит, читайте ниже.

Тут была важная часть статьи, но без JavaScript её не видно!

Как проходит обучение по Скайпу на практике

Абсолютно так же, как осуществляется удалённая техническая поддержка. Сейчас поясню.

1. Включаете компьютер


2. Запускаете Skype

Если Skype у Вас не установлен, то его можно легко установить с официального сайта . А вообще-то Skype уже изначально встроен во все новые версии Windows. Как быть, если Вы категорически против Skype, написано в конце статьи.

Кстати говоря, видеокамера для занятий не требуется — ни к чему. А вот наушники с микрофоном нужны — использовать встроенный микрофон компьютера (если есть), а также встроенные динамики я крайне не рекомендую, поскольку и Вам неудобно и у меня много шумов в гарнитуре.


3. Запускаете клиент удалённого доступа

Специальная программа для передачи изображения с экрана вашего компьютера даёт мне возможность видеть, что Вы делаете. Если нужно, могу и сам показать у Вас экране мышкой или напечатать текст. Программа не требует установки — нужно просто запустить файл программы удалённого доступа, который я предварительно высылаю всем моим клиентам.

Кто сказал "вирус"?!! Спросите любого системного администратора (или Google), что такое удалённый Рабочий стол Windows, и подобные мысли отпадут сами собой.


4. Сообщаете мне по Skype ПИН-код для подключения к Вашему компьютеру

Клиент удалённого доступа, который Вы запустили, покажет вам ID номер и ПИН, которые требуются для подключения именно к Вашему компьютеру. В целях безопасности ПИН каждый раз разный, но неудобств от этого никаких — ведь это всего 4 цифры!


5. Я на своей стороне ввожу полученный от Вас ПИН-код в программу удалённого доступа

Полученные от Вас ID и ПИН нужны для того, чтобы мой компьютер мог соединиться с Вашим. Как только соединение будет установлено, я увижу у себя на экране картинку с Вашего монитора.

Занятие началось!

По окончании занятия Вы закрываете клиент удалённого доступа и соединение разрывается.

А если Skype мне не нравится?

Ну если так, то можно обойтись и без использования Skype . Звук прекрасно передаётся через клиент удалённого доступа.

Однако в этом случае Вам следует учесть, что ПИН код для текущего занятия мне от Вас всё-таки получить как-то нужно! Можно использовать электронную почту, ICQ, сеть ВКонтакте... Да хоть SMS — вариантов много!

Онлайн обучение по Skype — просто о сложном

Данный видеоролик показывает, каким образом можно соединить два компьютера через интернет для проведения учебных курсов при помощи Skype и клиента удалённого доступа.

Развитие современных технологий наряду с традиционными методами обучения сегодня предоставляет возможность использовать качественно новый подход к проведению занятий. Организовать встречу с учеником при наличии необходимого оборудования теперь легко онлайн. Многие преподаватели настороженно относятся к данному методу, однако занятия, проводимые через интернет с помощью известной программы скайп, нисколько не уступают по эффективности обычным.

Онлайн-уроки: основные организационные вопросы

Качественный процесс обучения предполагает регулярность уроков. Следует разработать расписание, в соответствии с которым будут проходить уроки. При этом ученик должен иметь достаточно времени для подготовки домашнего задания. Преподавателю же четкая организация учебного процесса позволит планировать свой рабочий день.

Перед каждым занятием следует составить его план, что позволит избежать потери времени и вынужденных пауз. Как правило, урок математики состоит из следующих частей:

  • проверки домашнего задания;
  • изучения нового материала;
  • закрепления полученных теоретических знаний на практических примерах.

Скорость работы у всех разная, поэтому лучше иметь в запасе побольше заданий. Они должны быть разной сложности, начинать необходимо с более простых, постепенно переходя к задачам нового уровня.

При объяснении теоретического материала можно выслать ученику файл с ним, чтобы ему было легче воспринимать новую информацию. Однако более эффективно будет воспроизводить все в какой-либо программе, демонстрируя с помощью специальной функции в скайпе ученику свой экран. Для представления текстового материала подойдет Microsoft Word, строить таблицы и графики удобно в Microsoft Excel. Существует большое количество онлайн-сервисов, которые позволяют выполнять математические операции, рисовать вспомогательные рисунки в интернете. Такой метод подачи материала позволяет максимально приблизиться к традиционному методу обучения, когда теоретические основы объясняется с помощью доски. Увидеть, как проводится урок , можно в примерах.

Пример 1

Пример 2

Как подготовиться к занятиям математикой по скайпу: технические вопросы

Основные проблемы, возникающие в процессе обучения через интернет, связаны со спецификой этого метода. Прежде всего, следует иметь необходимое оборудование:

  • компьютер с выходом в интернет;
  • микрофон;
  • наушники;
  • программное обеспечение.

При отсутствии наушников можно воспользоваться колонками, однако при этом часто возникают посторонние шумы, возможна плохая слышимость. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется приобрести соответствующее оборудование.

Для обеспечения связи на компьютере должен быть установлен скайп. Данная программа бесплатна и проста в обращении. Следует скачать файл с ней на официальном сайте (www.skype.com/ru/), открыть его на компьютере, установить, следуя пошаговой инструкции, и зарегистрироваться. Выполнив вход в программу, можно приступать к занятию.

Во время урока ученику должно быть хорошо видно и слышно преподавателя, поэтому необходимо разобраться в настройках. Предварительно стоит протестировать программу для выявления возможных неполадок. Во время занятий в помещении не должно быть шумно. Если в течение урока возникли проблемы со связью или компьютером, лучше перенести его, чтобы не терять время на устранение неполадок.

Кроме того, методические рекомендации по дистанционному обучению можно прочитать в книге Э.Г. Азимова "Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного"
http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=630611

Полезна статья Е. Ершовой "Как преподавать детям с использованием скайпа". Смотрите её здесь: http://www.bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=607%3Alernen-und-lehren-mit-skype&catid=35%3Atema-mesyaca&Itemid=6&lang=ru

Если вы читаете по-английски, вы можете прочитать советы от Lindsay does languages
http://www.lindsaydoeslanguages.com/12-top-tips-for-teaching-on-skype/

Часто задают вопрос: с чего начать, как приступить к преподаванию РКИ дистанционно.
Прежде всего, нужно найти учеников. Как известно, с будущими учениками можно познакомиться в интернете, есть много страничек в социальных сетях, где иностранцы обмениваются мнениями о России, об изучении русского языка (http://www.facebook.com/MGURussian , http://www.facebook.com/LearnRussianForFree?ref=ts и др.).
Кроме того, сейчас появилось много курсов, которые предлагают онлайн уроки русского языка.
Также есть сообщество преподавателей в Ruspeach (http://www.ruspeach.com/schools_teachers/). В друзьях у Ruspeach более 200 000 иностранцев, желающих изучать русский язык (www.facebook.com/Ruspeach). Если хотите, чтобы они узнали о вас - зарегистрируйтесь на www.ruspeach.com и создайте свою анкету преподавателя - http://ruspeach.com/schools_teachers/faq.php . Это бесплатно!

Во время урока можно предложить студенту пройти по ссылке и посмотреть нужный ролик на youtube или выполнить задание на одном из обучающих сайтов, как, скажем, http://learnrussian.rt.com/ или http://www.rus-on-line.ru/index.html .
На мой взгляд, продолжительность урока в скайпе должна быть меньше, чем продолжительность традиционного урока, т.к. фиксировать внимание гораздо сложнее. 1 урок в скайпе - 50 - 60 минут. И, конечно, всегда нужно учитывать качество связи, проверить всё, убедиться, что с обеих сторон соединение хорошее.

Смотрите образец урока по скайпу здесь:

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий
(теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009
2. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2005
3. Дунаева Л.А., Руденко-Моргун О.И., Частных В.В. Электронная книга или интерактивный коммуникативный
учебник// Вестник ЦМО МГУ №2. - М, 2001 г.
4. Азимов Э.Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. -
М.: Русский язык. Курсы, 2006
5. Капитонова Т.И., Московин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному /
под ред. А.Н. Щукина. - М.: Рус. яз. Курсы, 2008
6. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение:
учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004
7. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2004
8. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
9. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного
http://www.ozon.ru/context/detail/id/18749059/

Posts from This Journal by “metodika_rki” Tag


  • ВЕДЕНИЕ БЛОГА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РКИ

    Сегодня я размещаю в блоге статью, которая была опубликована в болгарском журнале «Русистика без границ» за декабрь 2018 года. Полностью статья…

  • В новогоднем номере журнала "Русистика без границ" вышла моя статья "Ведение блога для начинающих преподавателей РКИ (из опыта работы…

  • Методы обучения. Методические пособия в помощь преподавателю РКИ 1. Где можно почитать о разных методах обучения:…

Интернет соединяет разные точки планеты и открывает новые возможности для тех, кто желает оказывать профессиональные услуги дистанционно. В числе тех, кто уже оценил удобство мировой сети, конечно же, преподаватели различных дисциплин. Онлайн уроки стали привычными во многих странах мира, каждый год открывается все большее количество интернет курсов и даже университетов.

В настоящее время одним из самых востребованных направлений преподавания через интернет являются дистанционные уроки иностранных языков. Лидером среди программ для онлайн занятий и тренингов можно назвать бесплатную программу видео-связи Skype (Скайп), объединившую миллионы учеников и учителей по всему миру.

Ежедневно на специализированных сайтах по подбору преподавателей, репетиторов и тьюторов появляются заявки и предложения тех, кто хочет давать или брать уроки по Skype.

Многие специалисты в сфере иностранных языков уже оценили удобства преподавания по Skype. К ним, во-первых, относится возможность работать, не выходя из дома, что, согласитесь, очень важно для тех, кто по каким-то причинам не может посещать учеников или принимать их у себя, кто живет в небольших населенных пунктах и ограничен в выборе учеников, а также для тех, кто желает самостоятельно регулировать свой график работы.

Во-вторых, программа Skype абсолютно бесплатна для скачивания и использования, проста и нуждается лишь в скоростном интернете. В-третьих, программа позволяет учителю и ученику не только видеть и слышать друг друга, но и обладает приятным дополнительным функционалом, речь о котором пойдет ниже.

У многих учителей, желающих попробовать преподавать по Skype, но еще не имеющих подобного опыта, имеется искаженное представление о дистанционном преподавании: одни педагоги смело размещают свои резюме на специализированных сайтах и откликаются на заявки потенциальных учеников, не совсем понимая, с чем им придется столкнуться, другие, наоборот, чувствуют себя неуверенно и не решаются расширить свою практику за счет интернет уроков.

Мы предположили, что читатели этой статьи уже знакомы с основными функциями программы Skype. Что еще нужно знать начинающим дистанционным учителям? Возможно, несколько советов от опытных Skype-педагогов помогут вам принять решение в пользу этого удобного способа проведения занятий или улучшить качество преподавания.

Первое, что вам придется сделать, это обеспечить себя цифровым материалом для проведения занятий. Это могут быть отсканированные учебники, которые для удобства можно разбить на отдельные страницы – вы можете пересылать нужные вам упражнения и тексты нажатием правой кнопки мыши или перетаскиванием объектов в окно чата программы.

Преподаватели иностранных языков знают, как важно бесперебойно обеспечивать ученика необходимым материалом во время урока, сменяя виды учебной деятельности (чтение, прослушивание, говорение и т.д.) Заранее подготовьте весь материал (например, соберите его в отдельную папку на рабочем столе компьютера), чтобы в ходе урока не возникали паузы. Добавьте все нужные вам сайты в закладки браузера.

Пользуйтесь общеизвестными форматами документов, такими как PDFи Office. Убедитесь в том, что у ученика они установлены. Договоритесь, какой словарь (электронный, бумажный или онлайн) он будет использовать. Продумайте, какие изменения нужно будет внести в вашу методику преподавания, применительно к дистанционному обучению. Возможно, придется отказаться от любимых обучающих приемов и освоить новые.

Вы будете видеть вашего ученика, но не сможете заглянуть в его тетрадь и исправить ошибки в написании. Если ваш ученик пользуется планшетом, попросите его отправить вам снимок выполненного от руки задания (сканирование обычно занимает больше времени и отнимает несколько минут урока).

Используйте Skype-чат, чтобы давать задания и получать ответы. Однако большие объемы печатать через чат неудобно, поэтому на помощь придут онлайн упражнения и тесты. Заранее добавьте в закладки те сайты, на которых ваш ученик может проверить свои знания или потренироваться.

Преподаватель может показывать на экране различные упражнения, если нет возможности переслать необходимый материал. Но самой удобной возможностью для учителя является отслеживание в реальном времени того, как ученик выполняет онлайн тесты.

Помните, что в Skypeнет возможности прослушать аудиозадание или посмотреть обучающее видео вместе через общий экран. Заранее разместите ваше видео или аудио в социальных сетях или на личном сайте и поделитесь ссылкой через чат.

В настоящее время очень удобным является использование педагогами таких сетей, как Вконтакте, где легко загружать видео и аудио-материал. Также вы можете создать свою группу, делиться материалом сразу с несколькими учениками и размещать полезные ссылки и новости.

Если вы привыкли писать на доске, важным и полезным приобретением для вас станет небольшой графический планшет, подключенный к компьютеру. Даже самые недорогие модели таких планшетов позволяют выводить на экран то, что вы пишете специальным пером (писать курсором мышки неудобно).

Делать это можно через графические программы или WindowsJournal (которая еще и преобразует рукописные записи в текст). Вы можете сохранять ваши заметки и пересылать их ученику.

Одним из удобнейших сервисов в интернете являются виртуальные доски. К ним может одновременно подключаться несколько человек, или же ими можно пользоваться через демонстрацию экрана. Помимо рукописного текста виртуальные доски обычно поддерживают размещение на них документов разных форматов, таблиц, ссылок и даже видео.

Сайты виртуальных досок, такие, как https://realtimeboard.com/ , https://tutorsbox.com/ru/ или приложение к браузеру Google Chrome WebWhiteboard бесплатны и интуитивно понятны. Подготовьте заранее такую доску, расположив на ней необходимые для урока материалы, поделитесь ссылкой, и успех гарантирован.

Место для проведения урока должно быть хорошо освещенным – ученик не должен видеть темное пятно вместо вашего лица. Во время урока старайтесь не отвлекаться на телефонные звонки, перед занятием проверяйте работу камеры и микрофона. Говорите четко и ясно.

Встроенные веб-камеры уступают наушникам с микрофоном в передаче звука. Посторонние звуки могут вызвать помехи и дребезжание во время урока. За несколько минут да урока высылайте ученику сообщение, что вы готовы к уроку, чтобы убедиться, что соединение в порядке, и ученик тоже готов. На практике обычно достаточно нескольких онлайн уроков, чтобы получить уверенность в себе и необходимый навык. Успехов!

Все мы привыкли использовать скайп для связи с родными и друзьями из других городов, но возможности использования программы значительно шире. Почему скайп все чаще используется в обучении детей и взрослых? Во-первых, это позволяет и учителю, и ученику экономить время: каждый из них находится в удобном месте и не тратит время на дорогу. Во-вторых, преподавание по скайпу облегчает сам процесс изучения любого предмета: всегда, а не только во время занятия, можно задать вопрос репетитору и получить дополнительные материалы. В-третьих, скайп дает возможности общения и работы двух людей, которые, не имея доступа в интернет, могли бы никогда не встретиться: например, обучаемый имеет проблемы со здоровьем, которые не позволяют ему покинуть дом, или, к примеру, занятие проводит педагог такого квалификации, что педагога такого же уровня невозможности найти в своем городе.

Что нужно иметь в самом начале для успешного преподавания по скайпу

Дарья Рудник, администратор сайта Distance-teacher.ru рассказала нам о некоторых особенностях онлайн обучения. Начинающий репетитор должен понимать, что для успешной организации уроков по скайпу необходимо иметь доступ в интернет на высокой скорости, веб-камеру, наушники и микрофон, поскольку в идеале это должен быть не обычный, а видеозвонок. Такой тип звонка предпочтителен, потому что он позволяет более наглядно и доступно изложить информацию, а также облегчает общение ученика и преподавателя.

Помимо видеосвязи, можно использовать чат, то есть форму текстового общения, переписку. Например, в чате можно писать условия решаемых задач, примеры. Можно прикрепить изображения: чертежи, фотографии и формулы. Также можно демонстрировать экран учителя (ученика) с открытыми файлами, чаще всего, презентациями.

Дополнительные рекомендации для начинающих репетиторов, желающих работать эффективно

На первом занятии важно проверить знания ученика, цели его обучения, договориться о расписании и стоимости обучения. В соответствии с этим педагог выстраивает программа занятий.

Обучение будет более результативным, если репетитор, выстраивая свои занятия, будет учитывать следующие факты:

  • Необходимо знать цели ученика и правильно мотивировать его к совершенствованию знаний.
  • Занятия должны носить системный характер: не стоит перескакивать с одного учебника на другой, с одной темы на другую.
  • Формат проверки знаний должен все время меняться, чтобы получить комплексную оценку знаний ученика: это может быть тестирование онлайн, решение задач, устный опрос, доказательство теорем и т.д.
  • Желательно, чтобы занятия проходили 2-4 раза в неделю: это позволит ученику успевать усваивать информацию и при этом не забывать пройденный материал.
  • Важно давать домашнее задание и проверять правильность его выполнения: это необходимо для понимания того, понял ли ученик рассмотренную тему.
  • Наконец, репетиторство подразумевает не только необходимость дать знания, но и увлечь человека преподаваемой дисциплиной: это позволит ему достигнуть хороших результатов при меньших усилиях.

Начинающим репетиторам желательно заключать договор с учениками. В случае, если это невозможно, желательно преподавать проверенным людям, которых посоветовали друзья и знакомые. Это позволит избежать ситуаций мошенничества (в частности, связанных с распространением авторских материалов в сети).

Таким образом, преподавание того или иного предмета по скайпу может быть намного проще и удобнее, чем традиционный формат проведения занятий. Для начинающих преподавателей работа по скайпу — хороший шанс получить опыт работы и научиться гибко изменять систему преподавания под цели и особенности каждого ученика.