Преданность отечеству отличительная черта воина десантника конспект. Патриотизм и армия

| План проведения занятий на учебный год | Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством выполняющий свой долг

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 25
Военнослужащий - патриот,
с честью и достоинством выполняющий свой долг


Великие военачальники и полководцы постоянно подчеркивали, что духовно-нравственные качества имеют приоритетное значение среди других слагаемых боеспособности воина. Исключительное внимание укреплению моральных сил армии придавали А. В. Суворов и М. И. Кутузов, что способствовало их победам во многих сражениях. Генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов говорил: «...сколь ни велики сии предметы (субординация и дисциплина) сами по себе, но останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который преоборяет все обстоятельства...»

Русский военный теоретик и педагог М. И. Драгомиров (1830-1905) изложил главные требования к солдату.

Преданность Отечеству до самоотвержения;
вера в нерушимость приказа;
решительность и храбрость;
стойкость и решимость безропотно переносить труды, нужды и лишения;
взаимная выручка;
частный почин (разумная инициатива).

Наиболее важное среди духовных качеств российского воина - любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям и народу, т. е. высочайший патриотизм. Чувство патриотизма вполне понятно.

Почти нет людей, которые безразлично бы относились к своей семье, к местности, где они родились и проживают, а значит, и к своей Отчизне. Что же понимают под словом «патриотизм»? Слово это происходит от греческого patris и обозначает преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов. История нашей страны знает много примеров патриотизма народа.

Один из них - оборона от монголо-татар весной 1238 г. русского города Козельска. Войско хана Батыя, численностью около 120 тыс. хорошо вооруженных и обученных воинов, осадило небольшую крепость, в которой было всего примерно 10 тыс. жителей. Враги атаковали город почти непрерывно в течение 49 дней. Русские отчаянно дрались, делали ночные вылазки, убивали монгольских воинов и уничтожали осадные орудия. После безуспешных попыток взять Козельск штурмом захватчики пошли на хитрость и сделали вид, что уходят. Защитники города стали преследовать монголов и вышли за крепостные стены. И тогда находившиеся в засаде вражеские отряды напали на немногочисленную русскую рать и ворвались в крепость. Бой был страшным. Горожане пошли в ножи. В один день пали еще четыре тысячи врагов, но рядом с ними полегли и последние защитники города. Женщины, старики и дети погибли в огне и дыму, а оставшиеся в живых были безжалостно вырезаны по приказу хана Батыя.

Ярко проявился патриотизм и в событиях 1612 и 1812 гг., когда народ явился решающей силой, которая изгнала неприятеля из России, а также в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Недаром в одной из бесед на вопрос, какие человеческие чувства сильнее всего пробудила в людях война, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков ответил, что во время войны у каждого человека особенно обнаружилось чувство любви к Отечеству.

У российских воинов патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, высокой дисциплине и преданности Отечеству.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Требования воинского долга закреплены в военной присяге и делают поведение воина высоконравственным и общественно значимым. Принимая присягу, российский воин клянется «достойно выполнять свой воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ, Отечество». Чувство воинского долга было присуще и дружинникам Древней Руси, и солдатам Суворова, и бойцам Великой Отечественной войны. Сегодня быть верным воинскому долгу - это значит прикладывать максимум сил и стараний, чтобы умело владеть своим оружием и боевой техникой, успешно применять их в бою.

Одно из решающих условий, которые обеспечивают победу в бою, - воинская дисциплина . Дисциплина есть определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям какой-либо организации. Различают дисциплину государственную, трудовую, воинскую, техническую и т. д.

Под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников). Значение и роль воинской дисциплины в современных условиях возрастают. Это связано прежде всего с необходимостью согласованных и быстрых действий воинов, подразделений и частей в условиях частых изменений обстановки, больших физических и моральных нагрузок. Поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным. Без крепкой воинской дисциплины и безупречной исполнительности невозможно овладеть современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и сложной военной техникой.

Трудное военное дело требует от людей высоких морально-волевых качеств, а эти качества не приходят сами собой. Они - результат глубокой внутренней убежденности воина в обязательности выполнения требований воинских уставов и сознательном отношении к воинской службе.

Вопросы

1. Что вы понимаете под чувством патриотизма?

2. В чем проявляется патриотизм у российских воинов?

3. Что такое воинский долг?

4. Что понимают под дисциплиной и какие виды дисциплины вы знаете?

5. Что такое воинская дисциплина?

Вопросы:
1. Происхождение понятия «долг».
2. Патриотизм как фундамент для развития чувства долга.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача определенного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством.
По своему общечеловеческому содержанию понятие «долг» включает в себя выполнение ряда выработанных исторически простейших правил человеческого общежития. Что касается природы долга, то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Возникновение долга связывалось с той или иной нравственной необходимостью (исполнение божественных велений, официальных или неофициальных общественных установлений и т.д.).

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно обще социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества.
Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.
Можно выделить различные виды долга:
Родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство.
Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. До того как он появился, существовали такие бесчеловечные обычаи, как избавление от престарелых людей (оставление их без пищи в одиночестве или умерщвление).
Развитие в истории производительных сил и товарно-денежных отношений создало условия для зарождения еще одного вида долга - материального, денежного долга.
С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. Это понятие активно поддерживала церковь, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. Сегодня семью старается поддерживать государство, потому что это гарантирует социальную стабильность.
С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз. Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события.
Изначально чувство воинского долга у людей возникало спонтанно в экстренных ситуациях при защите поселений, основываясь на моральном долге перед сородичами.
В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «А мои-то куряне - опытные воины... Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Так понимался воинский долг воина перед князем, трансформировавшийся из долга перед сородичами.
Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве.
Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставления от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания...».
Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе».
Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Применять такую форму воспитания необходимо, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества.
Вице-адмирал С.О. Макаров, командовавший в Русско-японской войне Тихоокеанской эскадрой, в этой связи считал, что «русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой».
Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества.

Долг гражданина перед Родиной может ассоциироваться с сыновним долгом, т.е. долгом по отношению к Родине как к своей матери. Чаще такой долг мы называем патриотизмом.
«Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей.
Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека.
Детство и юность - это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на слуху у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей, синтезируется с их жизнью и останется там навсегда.
Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга.
К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе.
Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав, специалисты по работе с личным составом.
Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» не спроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть теоретической, а именно искренней, неотъемлемой частью каждой личности.
Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа. В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: «Патриотизм - это аксиома русского православного сознания». А писатель А.Н. Толстой отмечал: «Патриотизм - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней».
В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье, но только при одном условии, емко подмеченном известным философом Ш. Монтескье. Он писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно.
Таким образом, создавая условия для формирования патриотизма, мы формируем предпосылки для ответственного выполнения людьми в будущем воинского долга. Этот процесс долгий и кропотливый и требует соблюдения определенных условий:
Воспитание патриотизма и создание условий для становления и развития чувства воинского долга не должно быть довлеющим, жестким. Это может привести к эффекту «бумеранга».
Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок.
Для формирования патриотических настроений у военнослужащих особенно важно раскрывать перед ними историческое предназначение Вооруженных Сил, чаще упоминать о великих победах, одержанных Российской армией в прошлом, пропагандировать воинские традиции.
Формирование у личного состава верности военной присяге и уставам, неуклонное следование их требованиям как в мирное, так и в военное время важно для воспитания патриотов Отечества.
Также важно формировать такие морально-боевые качества, как стойкость, мужество, отвага, воспитывать войсковое товарищество и коллективизм, добиваться уважения к командиру.
Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к конкретному виду (роду) войск, к своей части.
В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по- разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее историю, подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии.
Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества.

Методические рекомендации.
Руководитель группы должен использовать на занятии примеры из отечественной истории, художественных произведений, документальной литературы и т.д., которые помогут слушателям осмыслить понятия «патриотизм», «воинский долг». Чтобы пробудить интерес к теме, руководитель должен апеллировать к фактам, затрагивающим личностно значимые стороны жизни обучаемых.
Целесообразно попросить аудиторию дать самостоятельные определения терминов «патриотизм» и «долг», сравнить их с существующими научными определениями.
Для лучшего восприятия и усвоения изучаемой темы можно организовать дискуссию, посвященную роли патриотизма в современном российском обществе.
В заключительной части занятии руководителю необходимо сделать выводы, поблагодарить наиболее активных участников обсуждения темы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе - М.: «Айрис-Пресс», 2002.
2. Лутовинов В, Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина//Ориентир, № 6, 2000 г.
3. О долге и чести воинской в Российского армии / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. - М.: Воениздат, 1991.
4. Патриотическое воспитание / Сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ, кандидат педагогических наук

Работа к научно-практической конференции по теме "«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества»."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гуманитарно-экономический лицей»

410003, г. Саратов, ул. Б.Горная, 141, т. (факс) 33-36-01, e-mail: [email protected]

Лицейская научно-практическая конференция учащихся

Секция «Общественные науки» - кабинет 405

Время проведения: 13.00-15.00 час

Тема научно-практической конференции:

«Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества».

Научный руководитель: Герцог Людмила Викторовна

Город Саратов

2017

Задачи

Эпиграф

Введение

Понятия «патриотизм» и «патриот»

Обязанности по отношению к Отечеству

Увеличение количества призывников

Исследование

Вывод

Использованная литература

Использованные Интернет-ресурсы

Задачи:

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот».

Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения

В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об:

  • отношении к службе в армии.
  • влияние службы в армии на воспитание патриотизма

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству».

Александр Васильевич Суворов

Введение:

На сегодняшний день тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу).

В истории России есть множество примеров патриотизма и верности воинскому долгу. Ярким примером является Великая Отечественная Война, поскольку всемирно признана, что огромным вкладом в победу было всеобщее чувство преданности своей стране и своему народу.

В России постоянно говорится о нежелании молодых людей служить в армии. Эта тема затрагивает множество важных аспектов и одним из главных является снижение уровня патриотизма, причины этого явления, а так же понимания современными людьми понятия «патриотизм», и наконец вопрос того как же привить людям любовь и преданность своей Родине.

Понятия «патриотизм» и «патриот».

Что же такое «патриотизм» , и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первый, кто более или менее внятно дал определение понятию «патриотизм» это Владимир Иванович Даль, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Таким образом, настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего здоровую и благополучную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества и готового защищать свою Родину.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов:

И ты, великодушная на диво,

Казни меня забвеньем, коль солгу...

И без меня ты можешь быть счастливой, -

Я без тебя, Россия, не могу.

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. "У нас у всех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга".

Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: "Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть".

Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А таких, к сожалению, в последнее время среди призывников стало немало.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи нашего Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Лучшие традиции тех времён, такие как патриотизм русского солдата, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и другие, не утратили своей значимости и по сегодняшний день, их жизненная сила постоянно подтверждается служебно-боевой деятельностью Вооруженных Сил государства.

Нет сомнения в том, что и в современных условиях воинская служба не утратила своей значимости. Она является конституционной обязанностью граждан России. В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" . Грaждaне Российской Федерaции несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Законодательством Российской Федерации определен порядок призыва и прохождения военной службы.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяет другое. Меняются оружие и боевая техника, неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу, честность и достоинство.

Исследование: (В гуманитарно-экономическом лицее)

Результаты опроса:

В ходе социологического опроса было опрошено 154 респондента среди учеников (7-11 класса)

Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе.

Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер».

Чуть больше 71% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Увеличение количества призывников.

Довольно хорошая статистика наблюдается и в регионе. Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Например, в Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для учеников 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Ученики Гуманитарно-экономического лицея на военно-патриотических мероприятиях

Ученики гуманитарно-экономического лицея постоянно участвуют в военно-патриотических мероприятиях: запланированное мероприятие в рамках Единого дня военно-профессиональной ориентации для учащихся старших классов экскурсионное посещение Регионального Учебного центра Ракетных Войск и Артиллерии.

Вывод:

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя.

Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу.

Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Использованная литература:

Учебник «Основы Безопасности жизнедеятельности 10 класс» А.Т.Смирнов

Толковый словарь живого великорусского языка. Владимир Даль.

Газета «Саратовская панорама»

Использованные Интернет-ресурсы:

armyrus.ru

ru.wikipedia.org

bibliofond.ru

fb.ru

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу подготовил ученик 10 «Б» класса Румянцев Кирилл Учитель: Герцог Людмила Викторовна Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества

Раскрыть понятия «Патриотизм», «Патриот». Рассказать о воинском долге как о конституционной обязанности и воспитании патриотизма у подрастающего поколения В ходе исследования нужно было узнать мнение подростков об: отношении к службе в армии. влияние службы в армии на воспитание патриотизма Задачи

«Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству» Александр Васильевич Суворов

Что же такое патриотизм? Владимир Иванович Даль, трактовал понятие патриотизм как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия «патриотизма» трактует его как духовное и нравственное начало любого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его богатейшей истории, языку и национальной культуре.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям - отцу и матери. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе каждого человека. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно об этом сказал поэт Сергей Васильевич Викулов: И ты, великодушная на диво, Казни меня забвеньем, коль солгу... И без меня ты можешь быть счастливой, - Я без тебя, Россия, не могу.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг не выступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется, - встать на ее защиту.

Город-герой Волгоград. Скульптура «Родина-мать зовёт!».

Статья 59 Конституции Российской федерации. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Результаты социологического опроса (154 ученика 7-11 классы) Большинство опрошенных респондентов (около 76%) имеют положительное отношение к воинской обязанности и военной службе. Около 73% школьников согласны с утверждением «Армия это хорошая школа жизни, она помогает окрепнуть физически и закалить характер». Чуть больше 70% учеников считают, что армия способствует воспитанию патриотизма у молодёжи.

Весенний призыв 2016 года в Саратове и области претендует на рекорд: военкоматы признали годными к службе в Вооружённых силах 4300 человек, прибывших в саратовские военные комиссариаты (при плане призыва около 3000 человек) т.е. почти в полтора раза.

Улучшение отношения к службе в армии происходит не только благодаря улучшению условий службы, но и благодаря военно-патриотическому воспитанию молодёжи. В Саратове ежегодно проходят военно-полевые сборы для юношей 10 классов, которые проходят в мае, незадолго до окончания учебного года, в посёлке Рыбушка Саратовского района в учебном центре войсковой части.

Гражданин, не отслужившему в армии, по достижении 27-летнего возраста теперь в военкомате выдают не военный билет, а «справку уклониста». С такой «чёрной меткой» человека уже не возьмут на работу в государственные органы. Да и руководители частных структур не в восторге от такого соискателя. Молодому человеку, отдавшему долг Родине, легче трудоустроиться. Отслуживший в армии юноша имеет большие преимущества, чем не отслуживший, при поступлении в «профильные» высшие учебные заведения, а также при приёме на работу в силовые структуры. И, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов самоуважение, которое испытывает каждый человек, прошедший армейскую школу. Так что служба в армии сегодня – это не только воспитание боевого духа и физическое развитие, но и гарантия трудоустройства.

Спасибо за внимание!!!

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.

Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно встретить в летописи IX века. Правда, в те времена она отличалась весьма ограниченными чертами: не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием - чувством преданности христианской вере. Патриотический идеал получил общенациональное значение.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки российского патриотизма. Призывая русский люд к сплочению для борьбы с интервентами, князь Дмитрий Пожарский говорил: «Чтобы нам против врагов и разорителей веры христианских, польских и литовских людей, за Московское государство стояти всем единомысленно…».

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала традицией русского воинства.

Патриотизм, храбрость и отвагу не раз демонстрировали чудо-богатыри А.В. Суворова. Удивительные примеры массового патриотизма русского народа продемонстрировала нам и Отечественная война 1812 года, которая укрепила национальное самосознание россиян, их гордость и достоинство. Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. И Россия выстояла и победила. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение… Он удесятерил пользу, приносимую повиновением. Сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире…»

Но, с другой стороны, Отечественная война 1812 года выявила и отставание России в устройстве государственной и личной жизни ее граждан, в обеспечении гражданских свобод. Важно заметить, что развитие патриотической идеи в России встречало на своем пути немало препятствий. Например, запрет Павла I на употребление слов «отечество», «гражданин».

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris - родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую Родину и малую. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой. Малая родина - это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и - в великом целом своем - для всех одна».

Любовь к Родине у каждого человека возникает в свое время. С первым глотком материнского молока начинает пробуждаться любовь к Отечеству. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребенок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает величайшую истину - свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин-патриот. На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения. На общественном уровне патриотизм можно понимать, как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе. Патриот любит свое отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. Человек или является патриотом своего отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе. Носителем патриотической идеи всегда была и остается Российская армия. Именно она сохраняет и приумножает в своей среде патриотические традиции, символы, ритуалы, ограждает сознание воинов от сомнительных политических идей.

Наиболее ярко патриотические чувства советских воинов проявлялись в военные годы при защите Родины от посягательств агрессоров. Несмотря на поражение у озера Хасан в июле - августе 1938 года, японские милитаристы не отказались от захватнических планов в отношении СССР. Японская военщина стремилась захватить Монгольскую Народную Республику, чтобы превратить ее в плацдарм для подготовки войны против Советского Союза. Весной 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись в пределы Монголии, и Советский Союз вынужден был оказать военную помощь братскому народу. В разгроме вражеской группировки вместе с частями Красной Армии участвовал сводный отряд войск НКВД под командованием майора А.Е. Булыги. В приказе 1-й армейской группе от 12 октября 1939 года комкор Г.К. Жуков отметил, что сводный отряд с честью выполнил возлагавшиеся на него задачи на фронте и по очищению тыла от шпионов и диверсантов. За отвагу и мужество, проявленные в боях, 230 бойцов и командиров сводного отряда награждены орденами и медалями Советского Союза. В период финской войны 1939 -1940 годов войска НКВД принимали активное участие в боевых действиях. Воины-чекисты В. Ильюшин и И. Пляшечник, оставшись вдвоем, несмотря на угрозу для жизни и многократно превосходящие силы противника, прикрывали огнем товарищей и создавали условия для победы в бою. Патриотизм был одним из истоков массового героизма советских людей в трудные годы Великой Отечественной войны. Когда наша Родина оказалась на краю гибели, советский воин достойно проявил свои лучшие качества верного сына Отчизны. Уже в первые дни Великой Отечественной войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал упорный характер боев с русскими. «Экипажи танков противника, - писал он в своем дневнике, - в большинстве случаев запираются в танках и предпочитают себя сжечь вместе с машинами»

В веках не померкнет подвиг героев Брестской крепости. В рядах ее героических защитников были бойцы и командиры 132-го отдельного батальона войск НКВД. Бесстрашно сражался с врагом красноармеец Федор Рябов. На его боевом счету подбитый фашистский танк, до десятка уничтоженных в контратаках гитлеровцев. Он дважды спасал жизнь одному из руководителей обороны крепости политруку П. Кошкарову. Федор Рябов погиб 29 июня 1941 года при отражении очередной танковой атаки врага. Он награжден посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени, зачислен навечно в списки части. В грозном 1941 году защитники Москвы стояли насмерть. Каждый из них осознавал: «Ни шагу назад - позади Москва!».

Илья Эренбург писал в октябре 1941 года: «Мы знаем, за что воюем: за право дышать. Мы знаем, за что терпим: за наших детей. Мы знаем, за что стоим: за Россию, за Родину». В августе 1941 года под Новгородом политрук А. Панкратов совершил беспримерный подвиг: закрыл собой амбразуру вражеского дзота, спасая жизнь своих однополчан и обеспечивая выполнение боевой задачи. А всего за годы войны подобный подвиг был совершен 470 воинами, из них 150 отмечены званиями Героя Советского Союза. Все они вошли в историю под именем матросовцы. Дело в том, что подвиг Александра Матросова, совершенный 23 февраля 1943 года, раньше, чем подвиг других героев, стал известен стране. Одним из героев стал командир отделения автоматчиков мотострелкового полка орджоникидзевской дивизии войск НКВД Петр Парфенович Барбашов. 9 ноября 1942 году в бою за с. Гизель (Пригородный район Северной Осетии), израсходовав все боеприпасы, бросился на амбразуру и своим телом закрыл ее. 13 декабря 1942 года за совершенный подвиг награжден орденом Ленина и ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 21 ноября 1942 года повторил подвиг боевого товарища командир взвода стрелкового полка войск НКВД Петр Кузьмич Гужвин. 31 марта 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. В упорнейших боях за Одессу участвовали подразделения 249-го полка конвойных войск. Стойко обороняясь, они вместе с бойцами Красной Армии и моряками неоднократно контратаковали врага. Пулеметчик красноармеец В. Баринов, ворвавшись в расположение врага, расстрелял из пулемета несколько десятков солдат, уничтожил командный пункт, где находилось 12 офицеров. Раненный в этой схватке, он не ушел с поля боя. За отвагу и мужество Василий Баринов был награжден орденом Красного Знамени. Самоотверженно действовал в боях за Кавказ красноармеец 3-го Краснознаменного мотострелкового полка В. Лазаренко. Находясь в составе танкового десанта, он связками гранат уничтожил два танка противника. Будучи раненным, уничтожил расчет немецкого тяжелого орудия, убил офицера и захватил солдата с повозкой, груженной боеприпасами. В. Лазаренко 25 октября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь мир зимой 1943 года следил за Сталинградским сражением. Наш солдат в неимоверно тяжелых боях выстоял, разгромил отборные части врага, перешел в наступление, окружил двадцать две дивизии, пленил их, похоронив тем самым миф о непобедимости германской армии и обозначив закат немецкого фашизма.

История Великой Отечественной войны знает целые подразделения воинов-героев. Золотыми буквами в историю защиты Сталинграда вписали свое соединение военнослужащие 10-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР. Именно благодаря патриотизму воины Красной Армии сумели преодолеть тяжелейшие испытания и разгромить жестокого, сильного врага. Жизнь убеждает, что патриотом быть не стыдно. Стыдно и страшно быть не знающим своего родства. Это должны понять все политики, все общественные деятели. Можно иметь самые разные убеждения, выдвигать разные платформы, программы, уставы, нельзя только одного - приносить вред своему народу, России. Патриотизм в нашей стране должен быть державным, исторически преемственным, просвещенным и духовно наполненным. Державность российского патриотизма отражает тот исторический факт, что почти половину тысячелетия Россия является великой державой - одним из тех государств, которые в силу величины и мощи несли и несут особую ответственность за поддержание стабильности в международных отношениях. Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы. Обязанности по отношению к отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников. Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу. Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека. Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил. Каждому важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином. Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности. Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998г.) говориться: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ, - отмечается в Законе, - составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

Быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

Соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу. Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.