Появление аниме. Самое первое аниме

Самое первое аниме появилось в 1917 году. Оно называлось «Новый альбом набросков». Режиссером фильма стал Симокава Дэкотэн. Он же стал создателем «Момотаро» - аниме, которое вышло в 1918 году. Одним из основоположников жанра также называют Китаяму Сэйтаро, режиссера фильма «Сражение обезьяны и краба».Самые первые аниме в мире длились недолго, около пяти минут. Тогда еще не существовало крупных компаний по созданию аниме-фильмов, их рисовали одиночки. Художники основывались на опыте мультипликаторов из Европы и США. Это и зародило новый жанр, популярный до сих пор.К 20-м годам XX века аниме стали длиннее - около 15 минут. Самые первые аниме копировали сюжеты зарубежных мультфильмов. Одним из таких повторений стал сериал «Кот Феликс». Также часто использовались сюжеты народных сказок Китая и Японии. Одним из таких фильмов был «Величайший герой Японии Момотаро».Среди аниматоров, создававших самые первые аниме в мире, можно назвать Симокаву Дэкотэна, Ямамото Санаэ, Мурату Ясудзи и некоторых других. Аниме того времени создавались в скромных условиях. Обычно это были небольшие домашние студии. Расходы на создание фильмов брали на себя кинематографические компании. Взамен аниматоры продавали им права на прокат своего творения. Японские компании «Takamasa Eiga» или «Asahi Kinema» активно занимались развитием жанра аниме в Японии.Студия, которая бы занималась исключительно выпуском аниме-фильмов, была создана только в 1932 году. Своим появлением она обязана Масаоке Кэндзо. Студия взяла название по его имени - «Masaoka Film Production». Первый полноценный фильм на этой студии вышел уже через год после ее открытия. Он назывался «Сила и женщины мира».Те, кто знаком с историей Японии, знают о настроениях этой страны в 30-х годах XX века. В то время страна испытывала мощное армейское влияние. Это не могло не отразиться на культурном уровне. Юмористические сюжеты армейской направленности стали вытеснять народные сказки. Например, в 1934 году вышел фильм «Ефрейтор Норакуро». Его аниматором стал Мурата Ясудзи. Всего аниме длилось 11 минут. Сюжет повествовал о собаке, которая поступила служить в армию. Приключения пса получили широкое признание общественности. Основывался фильм на манге Тагавы Суйхо. Политические события середины XX века часто появлялись в аниме. Агитационная направленность фильмов была вызвана ситуацией в стране.Самое первое полнометражное аниме появилось в 1943. Причем это было решение японского правительства. Созданием фильма занялся Сэо Мицуё. Аниме называлось «Момотаро - морской орел». У фильма было продолжение - «Момотаро - божественный моряк». Причем у обеих картин был политический подтекст. Главные герои - это карикатурные морские пехотинцы. Их миссия - спасти Малайзию и Индонезию от чертей. Естественно, что черти в понимании японцев - это американцы.

Самое первое аниме появилось в 1917 году. Оно называлось «Новый альбом набросков». Режиссером фильма стал Симокава Дэкотэн. Он же стал создателем «Момотаро» — аниме, которое вышло в 1918 году. Одним из основоположников жанра также называют Китаяму Сэйтаро, режиссера фильма «Сражение обезьяны и краба».

Самые первые аниме в мире длились недолго, около пяти минут. Тогда еще не существовало крупных компаний по созданию аниме-фильмов, их рисовали одиночки. Художники основывались на опыте мультипликаторов из Европы и США. Это и зародило новый жанр, популярный до сих пор.

К 20-м годам XX века аниме стали длиннее — около 15 минут. Самые первые аниме копировали сюжеты зарубежных мультфильмов. Одним из таких повторений стал сериал «Кот Феликс». Также часто использовались сюжеты народных сказок Китая и Японии. Одним из таких фильмов был «Величайший герой Японии Момотаро».

Среди аниматоров, создававших самые первые аниме в мире, можно назвать Симокаву Дэкотэна, Ямамото Санаэ, Мурату Ясудзи и некоторых других.

Аниме того времени создавались в скромных условиях. Обычно это были небольшие домашние студии. Расходы на создание фильмов брали на себя кинематографические компании. Взамен аниматоры продавали им права на прокат своего творения. Японские компании «Takamasa Eiga» или «Asahi Kinema» активно занимались развитием жанра аниме в Японии.

Студия, которая бы занималась исключительно выпуском аниме-фильмов, была создана только в 1932 году. Своим появлением она обязана Масаоке Кэндзо. Студия взяла название по его имени — «Masaoka Film Production». Первый полноценный фильм на этой студии вышел уже через год после ее открытия. Он назывался «Сила и женщины мира».

Те, кто знаком с историей Японии, знают о настроениях этой страны в 30-х годах XX века. В то время страна испытывала мощное армейское влияние. Это не могло не отразиться на культурном уровне. Юмористические сюжеты армейской направленности стали вытеснять народные сказки. Например, в 1934 году вышел фильм «Ефрейтор Норакуро». Его аниматором стал Мурата Ясудзи. Всего аниме длилось 11 минут. Сюжет повествовал о собаке, которая поступила служить в армию. Приключения пса получили широкое признание общественности. Основывался фильм на манге Тагавы Суйхо. Политические события середины XX века часто появлялись в аниме. Агитационная направленность фильмов была вызвана ситуацией в стране.

Самое первое полнометражное аниме появилось в 1943. Причем это было решение японского правительства. Созданием фильма занялся Сэо Мицуё. Аниме называлось «Момотаро - морской орел». У фильма было продолжение — «Момотаро - божественный моряк». Причем у обеих картин был политический подтекст. Главные герои — это карикатурные морские пехотинцы. Их миссия — спасти Малайзию и Индонезию от чертей. Естественно, что черти в понимании японцев — это американцы.

Растущая популярность, с другой стороны, стала причиной возникновения такого явления, как аниме, направленное исключительно на аудиторию отаку. После невероятного успеха «Евангелиона» 90-х годов многие студии пробовали себя в создании сериалов, которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой». Другое направление развития, активно используемое в последнее время - фансервис. В видеоряд такого аниме встраивают кадры эротического содержания или даже посвящают эротике целиком весь сериал, сохраняя при этом некий сюжет. Примерами аниме с ярко выраженным фансервисом такого рода могут служить «Жаркое лето» (2003) и «Hand Maid May» (2003). Иногда аниме базируется на популярных японских эротических видеоиграх в жанре « », однако такие экранизации могут быть и вполне серьёзными работами, как например « » (2002).

Ещё один вариант фансервиса - упоминание в сериале культуры отаку, в некоторых случаях - демонстрация их «необычности» и «отстранённости от остального мира». Зародившееся ещё в 1980-х с «Otaku no Video» студии «Gainax» направление в последние годы пополнилось несколькими достойными работами, подчас исследующими отаку на вполне серьёзном уровне. Например «Genshiken» (2004) целиком посвящён субкультуре поклонников японской развлекательной продукции.

Ещё одним необычным феноменом последних лет стал японский аниматор Макото Синкай, создавший свои первые короткометражные аниме-фильмы «She and Her Cat» (1999, 5 мин.) и « » (2002, 30 мин.) в одиночку или при помощи своего друга. Получив, таким образом, внимание общественности и финансирование, в 2004 году он выпустил полнометражный полуторачасовой фильм « » («Beyond the Clouds, the Promised Place»).

Аниме – одно из направлений в мировой культуре. Это не обычные мультфильмы, а целый слой японской современной культуры, в отличие от западных аналогов, рассчитанный больше не на детей, сколько на подростковую и взрослую аудитории. Мир японской анимации обширен. И, чтобы лучше его осознать, следует изучить историю появления любимого нами «мира».

Аниме, как направление мировой культуры возникло в 50-тых годах 20-ого столетия, однако зарождение японской анимации произошло раньше, когда японцы были заинтересованы в импортной технике для создания анимации. Тем самым не отставать от запада. Старейшее известное аниме датируется 1907 годом, оно представляло из себя короткий немой мультфильм состоящий из поочередных кадров. К слову, аниме – это сокращенное, от англ. Animation – анимация.

Первый период – это собственно зарождение японских анимационных фильмов. Зарождение японской анимации относиться к началу 20-го века. Аниме создавалось энтузиастами-одиночками, которые подражали западным аналогам. Фильмы представляли собой короткие (до шести минут) анимационные ленты без звука. Сюжеты и персонажи брались из японской сказок.

Второй период относиться к времени между мировыми войнами. Аниме начало покорять большие массы населения и притягивать внимание государства. В сюжете японский фольклор уступал место юмористическим сюжетам в европейском стиле. Были приняты первые законы, которые ограничивали возраст просмотра, появились аниме с ограничением 15+. Но аниме направленное на воспитание патриотизма всячески поддерживалось государством. Огромные денежные вливания были затрачены на такие произведения. Напомню, что Япония на тот момент была милитаризированным государством и пропаганда среди населения являлось важным фактором. Япония вторглась в Китай и в 1937 году появилась цензура. Таким образом, государство начало регулировать выпуск аниме. В преддверии Второй Мировой войны начали снимать аниме по заказу военных и создаваться для этого студии, стиль аниме начал меняться. Аниме не должно было походить на западные мультфильмы, так как Япония начала воевать с западными странами. Сюжеты так же не остались без внимания, начали снимать о бравых японских военных, о непобедимой армии Императора. Одним из таких стал первый полноценный полнометражный анимационный фильм под названием «Святые морские воины Момотаро», вышла картина в апреле 1945-го года. Сюжет повествует о героических операциях японских военных по освобождению Индонезии и Малайзии от США. После окончания войны страна находилась в разрухе, цензура и госучастие было снято, но значительных произведений не выходило. Наступил десятилетний застой.

Третий период – это послевоенный, страна начинала приходить в себя, США вливало огромные капиталы в экономику страны. Произошло Японское «политическое чудо». В 1956 году начала свое существование студия «Toei Animation», которая потом выпустит первый полнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн». Создание данной студии означало начало нового периода в истории развитии японской анимации – периода профессионального творчества. Первые фильмы Toel подражали Диснею. Компания существует по сей день и являясь старейшей японской анимационной студией. Вектор студии по эксперименту и вольности сюжета произведений, дал хороший толчок для остальных студий и выросшему поколению, которое впоследствии и стало такими известными аниматорами, как Хаяо Миядзаки и Мамору Осии. Аниме становилось авторским произведением и поднимало острые социальные и политические вопросы. В 1960 году Тэдзука, сторонник анимации для взрослых, создал несколько фильмов для данной аудитории: «Тысяча и одна ночь», «Клеопатра» и «Печальная Беладонна».
В 1970-е телевидение начало вытеснять кинотеатры, началось создание аниме сериалов. Несколько крупных студий обанкротилось, но это повлияло положительно, так как открылась дорога для новых аниматоров. Аниматоры стали все больше экспериментировать с жанрами, примером тому телесериал 1974-года «Heidi» Исао Такахаты. Будучи реалистичной драмой, рассчитанной на детей, поначалу был отвергнут, так как продюсеры боялись, что не окупиться. Им казалось, что детям интересней фантастика и сюжеты с меньшей смысловой нагрузкой, но сериал «выстрелил». Стал очень популярен в Японии и в странах Европы, тем самым мировой зритель стал пристращаться к аниме. Полученный успех и финансы позволили Миядзаки и Такахате заняться аниме «World Masterpiece Theatre» («Театр мировой классики»). Начали появляться всевозможные жанры, аниме приобретало огромную известность.
1980-е года – это «Золотой век» для аниме индустрии. Манга и аниме стало признанным по всей Японии.

Четвертый этап – это конец 20-го столетия и начало 21-го. Аниме получило всемирное признание, стали совмещать компьютерную графику, то есть 3D и анимацию – 2D. В 1997 году вышла на экраны «Принцесса Мононоке» полнометражный аниме-фильм, который собрал огромные кассовые сборы.

Подводя итог из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что из детских мультиков и пропагандистских фильмов японская анимация преобразовалась в мировую культуру и наследие человечества. Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный феномен, объединяющий огромное количество людей со всего мира. Аниме прошло сложный путь становления, я надеюсь, что и впредь оно будет развиваться в правильном направлении и не «умрет» в угоду рейтингам и просмотрам, а будет производить авторские и интересные произведения. Статью для вас подготовил Никита Кутузов.

Первые полнометражные фильмы студии «Тоэй Дога» технически очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея – производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились, и на два десятилетия практически исчезла с экранов США.

Тем не менее, с самого начала было ясно, что движется японская анимация по иному пути. Сказывались совершенно иные культурные традиции и графики, и сюжета. В отличие от американской анимации, в аниме не чувствовалась традиция мюзикла, фильмы были существенно серьезнее, а сюжеты – драматичнее.

Расцвет манги

В отличие от аниме , которое до середины 1950-х находилось в некотором «загоне», в эти годы развивалась достаточно бурно. Она не требовала значительных капиталовложений, а уже сложившиеся читательские традиции позволяли манге не заботиться о конкуренции с иностранной продукцией. Цензура была ослаблена, начали выходить новые журналы, активно печатавшие мангу.

Среди мангак, получивших известность в этот период, особенно стоит отметить двух ныне покойных авторов. Во-первых, это Матико Хасэгава , начавшая в 1947 году печатать в газете «Асахи» один из самых популярных комиксов в истории Японии – «Госпожа Садзаэ» («Садзаэ-сан», 1947-1974). Он рассказывал историю простой японской девушки Садзаэ и ее семьи, с юмором пытающихся сначала пережить тяжелые времена оккупации, а затем найти свое место в жизни в период подъема экономики страны. Оптимизм этого произведения пришелся по сердцу японцам, и до сих пор эта манга входит в число наиболее издаваемых в Японии книг.

Второй, более известный и значительный автор – это уже упоминавшийся Сигэру Тэдзука , взявший еще в детстве псевдоним «Осаму». Окончив школу, юный Тэдзука, уже тогда неплохой художник, мечтал стать аниматором. Но в его родной Осаке такой возможности не было, и он решил пойти более простым путем – стать мангакой.

Осака переживала в тот момент бум дешевых черно-белых комиксов. Они издавались на грубой бумаге низкого качества, стоили невероятно дешево, издатели практически ничего не платили художникам, но зато позволяли им любые эксперименты.

Не упустив своего шанса, двадцатилетний Тэдзука, в те времена – студент медицинского факультета (который он, кстати говоря, впоследствии успешно закончил), выпускает в 1947 году мангу «Новый Остров Сокровищ» («Син Такарадзима»).

Во многом это была революция в мире японских комиксов. Создавая его, Тэдзука активно применял доселе не использовавшиеся в манге «кинотехнологии» – показ действия с разных точек зрения, крупные планы, «растягивание» одной сцены на несколько рисунков, активное использование звуковых эффектов и подчеркнутое изображение фаз движения. Фактически, манга Тэдзуки была макетом анимационного фильма , являясь при этом совершенно цельным и интересным произведением.

Успех превзошел все ожидания. Было продано несколько сотен тысяч копий. Тэдзуке немедленно предложили работу несколько известных токийских детских журналов. В журнале «Манга Сёнэн» он начал публиковать мангу «Император Джунглей» («Джангл Тайтэй», 1950-1954) , а в журнале «Сёнэн» – мангу «Посол Атом» («Атом Тайси») , вскоре переименованную в «Могучий Атом» («Тецуван Атом», 1952-1968) . Подробнее о них мы расскажем ниже, когда будем говорить об их экранизации.

Явление Тэдзуки в мир манги произвело революцию. Новый стиль – сочетание сложного, серьезного сюжета, графики в анимационном стиле и отсутствие необходимости следовать сложившимся штампам привлекло множество молодых талантливых авторов, бросившихся разрабатывать открывшуюся им ниву.

Окончательно оформилась как совершенно самостоятельный вид литературы, разделилась на множество жанров и поджанров. Основной раздел, как уже упоминалось, проходил по линии «манга для парней»/«манга для девочек» (сёнэн-манга/сёдзё-манга).

Родоначальником сёдзё-манги также стал Тэдзука, опубликовав в девичьем журнале «Сёдзё Клаб» мангу «Рыцарь с ленточкой» («Риббон но Киси», 1953-1956, 1958, 1963-1966) о приключениях девушки, переодевающейся рыцарем, чтобы совершать разнообразные подвиги. Как и все произведения Тэдзуки этого периода, она произвела фурор, на сей раз – среди женской аудитории, и вскоре множество художниц начали создавать «особую» мангу для девушек.

Отметим, что «половое» разделение манги всегда подчеркивалось и половой принадлежностью творцов. Случаи, когда автор создает мангу «чужого» пола (самый известный пример – Румико Такахаси , пишущая сёнэн-мангу), не столько опровергает, сколько подтверждает правило, поскольку и в такой манге проявляются особенности гендерного («полового») менталитета автора.

Заключение

Мы подошли к волнующему моменту – возникновению мира современной японской анимации. Отсюда рассказ о манге будет исключительно отраженным, а наше основное внимание будет направлено на историю аниме.

Связано это с тем, что самый объем материала – манга , изданная с начала 1960-х до наших дней, требует для одного лишь освоения и осмысления многих лет упорного труда. С другой стороны, абсолютное большинство этой манги представляет для неяпонских читателей лишь теоретический интерес, поскольку она недоступна и никогда в обозримое время не будет доступна в переводах. Насколько нам известно, такая работа (полное изложение истории современной манги) до сих пор не была создана ни в Японии, ни в других странах.