Пост полезностей. Как научиться правильно расставлять знаки препинания

Знаки препинания играют важную роль в восприятии письменного текста. С этим не поспоришь. Возьмем пример - фраза "Казнить нельзя помиловать", которая меняет значение на противоположное в зависимости от того, где стоит запятая. Правильно расставленные знаки препинания - залог того, что текст будет понятен, кому он был адресован. Однако даже мы, успешно закончившие школу (я тут рядом проходил), часто испытывают сложности с пунктуацией.

Многие помнят со школьной скамьи, что перед "что" всегда ставится запятая. Говоря о знаках препинания, слово "всегда" лучше избегать. Например, союз может встретиться в составе цельных по смыслу выражений (их еще называют неразложимыми сочетаниями), и тогда постановка запятой перед ним будет ошибкой. Правильно, например: достать что нужно, делай что хочешь, есть чем заняться, сделать как следует, явиться как ни в чем не бывало, добиваться во что бы то ни стало, не лезть куда не следует, ночевать где придется, картина чудо как хороша, работа что надо.

В сложном-то предложении перед союзом "что" запятая всегда нужна! Не всегда! И здесь слово "всегда" лучше забыть. Да, запятая ставится перед союзом, присоединяющим придаточное предложение. Например: Сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле. Или: Жди, когда наводят грусть желтые дожди. Но если придаточное состоит из одного только союзного слова, запятая перед ним отсутствует: Мы собираемся встретиться, но еще не знаем когда. Девушка не пришла на свидание и даже не объяснила почему.

Еще о трудностях, которые поджидают в сложных предложениях. В них может быть и такое: у одного главного предложения есть несколько придаточных. В этом случае действуют такие же правила, как при однородных членах. Если придаточные не соединены союзами, запятая между ними ставится: Как я хочу придумать средство, чтоб счастье было впереди, чтоб хоть на час вернуться в детство, догнать, спасти, прижать к груди… А если между придаточными стоит неповторяющийся союз и, запятая не ставится ни до него, ни после. Пример на это правило был в тексте Тотального диктанта - 2016 и привел к большому количеству ошибок. А правильно так: Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры…

А если между частями предложения не союз "что", а союз "и"? Такие предложения называются сложносочиненными. По общему правилу в них перед союзом и ставится запятая. Например: Ржавеет золото, и истлевает сталь. Но и здесь есть свои подводные камни. Так, мы не ставим запятую, если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные или восклицательные предложения: Кому адресованы эти тексты и каков их смысл? Как он смешон и как глупы его выходки! Ошибкой будет запятая и в том случае, если у двух простых предложений в составе сложного есть общий второстепенный член: От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.

В сложном предложении отсутствуют союзы. Сложное предложение, между частями которого нет союзов, называется бессоюзным. Знаки препинания в нем зависят от смысла фразы. При простом перечислении ставится запятая. Если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части, указывает на причину того, о чем говорилось выше, необходимо двоеточие. Если же вторая часть, наоборот, содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорилось в первой части, мы поставим тире. Сравните: Она вышла за него замуж, он стал больше зарабатывать (простое перечисление событий). Она вышла за него замуж: он стал больше зарабатывать (она решила стать его женой, потому что он стал больше зарабатывать). Она вышла за него замуж — он стал больше зарабатывать (рост его доходов стал следствием женитьбы).

Когда нужен знак перед "как"? Запятая перед союзом "как" ставится, если он присоединяет придаточное предложение: Я помню, как впервые приехал в этот город. Выделяется сравнительный оборот с союзом как, например: Как соломинкой, пьешь мою душу; Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Но не надо ставить запятую, если союз как имеет значение «в качестве», например: Я говорю вам это как лингвист (= «я и есть лингвист», здесь нет сравнения). Запятая не ставится и в том случае, если оборот с союзом как входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу, например: Сын не позвонил, и мать сидела как на иголках (без оборота с как сказуемое здесь не имеет смысла).

Как все в простых предложениях? Простое предложение (такое, где только одна грамматическая основа) может быть осложнено вводными словами и вставными предложениями, причастными и деепричастными оборотами, уточняющими, пояснительными и присоединительными конструкциями… И здесь самое время назвать справочные пособия по пунктуации, где обо всех этих конструкциях подробно написано. Самый полный - справочник Д. Э. Розенталя "Пунктуация". И, конечно же, незаменим для всех пишущих полный академический справочник "Правила русской орфографии и пунктуации" под редакцией В. В. Лопатина.

Вводные слова. Вводные слова выделяются запятыми, это помнят многие: Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была… Реже вспоминают другое правило: если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Этот фильм снимали в каком-то советском городе, кажется в Риге. Этот фильм снимали в каком-то советском городе, в Риге кажется.

Слова, которые ошибочно выделяют запятыми. Надо запомнить, что не являются вводными и не выделяются запятыми такие слова и сочетания, как буквально, будто, вдобавок, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, даже, как будто, как бы, к тому же, между тем, наверняка. Много вопросов вызывает слово однако. Запомните: если оно стоит в начале предложения или между частями предложения и употребляется в роли союза но, запятая после него ошибочна: Все эти правила запомнить сложно, однако необходимо. Или: Этот разговор можно продолжать еще долго. Однако нам пора обедать. Вводным слово однако может быть только в середине предложения: Пора нам, однако, и пообедать.

Почему многие из этих правил не проходят в школе? В школьных учебниках действительно рассказывается не обо всех пунктуационных правилах. В этом нет ничего страшного, ведь и на уроках биологии не сообщаются все сведения, известные академикам, и на школьных уроках физики не готовят докторов физико-математических наук. Так же обстоят дела и с уроками русского языка: задача школы - дать базовые сведения о русском языке и правописании, а не подготовить профессиональных редакторов и корректоров. Чтобы стать специалистом в области русского языка, надо учиться дальше - как и для освоения любой другой профессии.

Самая нелепая пунктуационная ошибка. Это запятая внутри обращения. Со школы почти все помнят, что обращения отделяются запятой: Привет, Юра! Здравствуй, мама! Добрый вечер, Иван Петрович! И ставят запятую в таком, например, месте: Уважаемый, Иван Петрович! Дорогая, Катя! Но запятая здесь - ошибка, ведь слова уважаемый, дорогой, любимый и т. д. входят в состав обращения. Правильно: Уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя! Но: Добрый вечер, уважаемый Иван Петрович! Дорогая Катя, я люблю тебя - в этих примерах запятой отделяется все обращение уважаемый Иван Петрович и дорогая Катя.

Разработка урока по русскому языку в 12 классе по теме «Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания»

Цели:

1) рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания;

2) определить функцию каждого из препинания;

3) совершенствовать умения использовать основные приемы информационной обработки текста;

4) совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения;

5) определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Структура урока: комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции).

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский

Оборудование: учебник А.И. Власенков «Русский язык 10-11 класс, дидактический материал.

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие и объяснение целей и задач урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.Мотивация.

Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

(10 знаков)

Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

Задание 1. Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.

Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.

Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?

Что такое пунктуация?

Дается справка.

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ().

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

Покажите, как меняется смысл предложения?

Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?

Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

II. Изучение новой темы. Осмысление содержания.

Сегодня главные вопросы на уроке:

  1. Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
  2. Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Попробуем найти ответ на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

А) Работа с текстом учебника, упражнение №225 (приложение 1).

После выразительного чтения ответить на вопросы:

  1. Каковы принципы русской пунктуации?
  2. Какой принцип является ведущим?

Составить тезисный план к вопросам (приложение 2): смысловой (логический), грамматический (синтаксический), интонационный (логико-грамматический), так как разъяснить смысловую и грамматическую роль знаков препинания практически невозможно.

Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическим (синтаксическим) принципом.

Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части.

Читая текст Э.Шима, заполняем таблицу (текст на каждой парте, приложение 3):

Функции знаков препинания.

Знаки препинания

Функции знаков

Пример

  1. Точка
  1. Восклицательный знак

Предают соответствующую интонацию

  1. Вопросительный знак

Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.

Приглашают читателя к разговору.

  1. Многоточие

Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания

Знак эмоционального напряжения

Отделяет одно предложения от другого

  1. Запятая

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

  1. Точка с запятой

Членение текста на значимые части

  1. Тире

Пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)

Пропуск членов предложения

Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность

Привлекает и акцентирует внимание читателя

  1. Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная

  1. Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей

  1. Кавычки

Выделение цитат, «чужой речи»

Тире ставится: 1) между подлежащим и сказуемым при наличии определенных условий;

2) после однородных членов перед обобщающим словом;

3) в БСП для выражения противопоставления;

4) в неполных предложениях.

Спишите указанные предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кто затрудняется – выделите грамматическую основу предложения.

I вариант: 1 предложение (1 абзац)

II вариант: 2 предложение (2 абзац)

Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

III. Подведение итогов проделанной работы. Рефлексия.

Высказывания о знаках препинания.

Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В.Набоков)

Как вы их понимаете?

Проиллюстрируйте высказывания примерами из художественной литературы.

Что изучает пунктуация?

Назовите принципы русской пунктуации.

Перечислите функции знаков препинания.

Приложение 3

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и как-то сделалось словно в лесу! Сахарный снег блестит – переливается, все деревья цветными сделались: елки – с коричневой шкуркой, сосны – с желтенькой, осинки – с зелененькой, березки – с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!

Урок 1. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

Цели:

  • Знать принципы русской пунктуации, основные типы знаков препинания и их функции;
  • Применять основные принципы русской пунктуации, правильно расставлять знаки препинания согласно их функциям.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю.Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК СТАВИТСЯ
1. Точка. В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).
2. Восклицательный знак. В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.
3. Вопросительный знак. В конце вопросительного предложения.
4. Многоточие. Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.
5. Запятая. Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.
6. Точка с запятой. Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.
7. Двоеточие. Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.
8. Тире. Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.
9. Скобки. Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.
10. Кавычки. Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А.Дейкиной, Т.Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику А.Дейкиной упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 501 или упр. № 502

Принести учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина

Урок 2. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

  • Знать особенности пунктуации при сочетании знаков;
  • Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания;
  • Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г.Паустовский

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный 6 косогор нескошенный 6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое 2 ели не обращая 2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 516 из учебника А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой (текст стихотворения И.Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 514 (II) из учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле” В.Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А.Дейкиной, Т.Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

  • стихотворения М.Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”;
  • стихотворения в прозе “Простота” И.Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

  • Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006.
  • А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007.
  • Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.

урок исследование по теме функции знаков препинания

Филиппова Татьяна Васильевна, 06.03.2017

629 102

Содержимое разработки

Ход урока

1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

Записывают в тетради число, классная работа.

2. Определение темы урока:

сегодня мы выступим в качестве исследователей. У нас будет урок-исследование. А что мы будем исследовать с вами, узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма и поработав с небольшим стихотворением.

Смотрим отрывок

1. Прочитайте стихотворение.

Очень- очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

2. Вам понравилось это стихотворение? Что не так в этом стихотворении?

3. Чем объяснить его смысловую нелепость?

Ответ: Непонятен смысл стихотворения.

4. Как можно это избежать?

Ответ: Нужно по-другому расставить знаки препинания.

5. Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.

6. Прочитайте стихотворение в соответствии с теми знаками препинания, которые вы поставили.

Очень - очень странный вид:
Речка за окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Песик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно

Да как крикнет, улетая

Вот что значит запятая!

7. Что случилось со стихотворением?
Ответ: Речь стала не стихотворной. Исчезла рифма. Но появился смысл.

8. Что помогло стихотворению получить смысл?

Ответ: Знаки препинания.

9. Зачем Борис Заходер неправильно расставил знаки препинания?

Значит, как мы назовём тему сегодняшнего нашего урока?

Ответ: Да, правильно. Тема нашего урока «знаки препинания и их функция». Записывают тему урока в тетрадях.

А эпиграфом нашего урока снанет высказывание Константина Паустовского.

3. Формулировка цели:

Ребята, после того, как вы записали тему урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего нашего урока-исследования.

Ответ:

Цель: Исследовать функции знаков препинания. Выявить роль знаков препинания в предложении.

4. Выдвижение гипотезы:

Как в любом исследовании мы с вами должны выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем, либо опровергнем.

Я предлагаю в качестве гипотезы следующее предположение:

5. Проверка гипотезы:

Приступим к доказательствам.

Доказательство №1:

Сегодня на уроке мы употребили выражение «Функции знаков препинания». А что обозначает термин «функция» как лингвистическое понятие?– Ответьте на этот вопрос, воспользовавшись толковым словарем. И выберите то значение, которое наиболее точно объясняет выражение ««Функции знаков препинания».

«Функция (лингв.) – назначение, роль языковой единицы или языковой структуры».

– Значит ли это, что и знаки препинания – не просто какие-то графические символы, а пунктуационные единицы, играющие определенную роль в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтите сначала текст №1

3) (Карточка №1 ):

отрывок из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника». (ЖЁЛТЫЕ)

Лет пять тому назад на дороге из Москвы в Тулу пришлось мне просидеть почти целый день в почтовом доме за недостатком лошадей я возвращался с охоты и имел неосторожность отправить свою тройку вперед смотритель на все мои жалобы и просьбы отвечал отрывистым ворчанием в сердцах хлопал дверью и бранил ямщиков я раза три уже принимался пить чай несколько раз пытался заснуть прочел все надписи на окнах с холодным и безнадежным отчаянием глядел я на оглобли своего тарантаса вдруг зазвенел колокольчик и небольшая телега остановилась перед крыльцом.

Учитель:

– Трудно было прочесть текст? А что нужно сделать, чтобы он стал читабельным?

Ответы учащихся:

– Разделить текст на предложения и расставить знаки препинания; графически показать смысловые отрезки, которые разделяются знаками препинания.

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.

Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем оценить по достоинству. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.

На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 г.); в основу русской азбуки была положена кириллица;

А когда появились знаки препинания? Об этом нам подготовила маленькое сообщение ______

2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи. В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.

К концу 18 века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки «пунктум» – принято называть знаками пунктуации.

Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале 19 века.

В современном русском языке наиболее употребительны 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, кавычки, скобки.

Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме

Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения в тексте.

Доказательство №2:

А какие функции знаков препинания вы знаете?Откройте учебник на странице 251, прочитайте материал параграфа и составим КЛАСТЕР «Функции знаков препинания»

Знаки препинания - средство

оформления письменной речи



Отделительные знаки

(ставятся в конце предл - я):

точка, вопросительный и восклицательный знаки, многото­чие.

. ? ! … ?!

Выделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые

(…) « ... » -… - ,…,

Разделительные знаки

(ставятся внутри предлож-я):

запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

, ; - :


Чтобы выполнить задание на жёлтых карточках до конца давайте

И пеперь с его помощью самостоятельно доделаем задание на карточках. Пусть каждый знак пунктуации, выбранный вами, займет в тексте свое достойное место!

Проверили

Учитель :

– Легко ли справиться с такой записью текста? Конечно, нет! Сделайте вывод!

Ответы учащихся : На письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Учитель:

– Поэтому мы и должны знать о них как можно больше.

в каком разделе языкознания изучаются знаки препинания?

Ответ учащихся : пунктуация.

Учитель:

– Проверим домашнее задание. Что вы написали в словарике лингвистических терминов об этом разделе?

5) Чтение домашних записей : Пунктуация-это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми

Учитель: Позвольте заострить ваше внимание на предложении, которое прозвучало выше: «Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения…»

Иногда предложения в русском языке допускают двоякое толкование, и здесь нужно быть бдительным вдвойне с пунктуационной точки зрения.

10) Пунктуационный практикум (работа в парах)

Карточка ЗЕЛЁНАЯ

– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, обусловливающие точное толкование предложений.

1). Поливать супом нельзя водой. 2). Богач оставил своим наследникам завещание: «Установить статую золотую пику держащую». 3). Делегация выезжает утром встречайте. 4). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. 5). Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 6). Когда солнце село с блеянием и ревом пришло стадо. 7). Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 8). Наш сосед или дядя Ваня отвезет тебя в город.

Какой вывод можно сделать

Ответ: Знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений.

6. Вывод по результатам исследовательской работы.

Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.

Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Доказали или опровергли мы гипотезу?

Ответы учащихся

10. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.

Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки.

11. Домашнее задание:

Дифференцированное задание

Заключение урока

Учитель:

Давайте, ребята, закончим наш урок на высокой эмоциональной ноте, используя «эмоциональные» знаки препинания.

(Хоровая кричалка как «формула утверждения позитивных мыслей», учитель играет на баяне):

Учитель:

– Нужна нам пунктуация?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

– Возможна ль ситуация:
На знаки препинания
Не обращать внимания,
Когда читаем текст?

Ученики:

– НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Учитель:

– А только «выделительная»?
Только «разделительная»?
«Смыслоразличительная»
Функция важна?
Или они все вместе
Работу ведут в тексте, –
В гармонии всегда!
Ответьте: «Нет, иль да?»

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель:

Напишем сочинение
Про знаки препинания,
Докажем в рассуждении
Необходимость их;
Найдем примеры в тексте,
Потом «проиллюстрируем»
И функции, и знания –
На «5» сдадим ЕГЭ!
Согласны ль вы со мною?

Ученики:

– ДА! ДА! ДА!

Учитель: – Спасибо за пунктуационно-эмоциональное понимание, ребята! До следующего свидания со знаками препинания!!!

Содержимое разработки



Очень- очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


Очень- очень странный вид:

Речка за окном , горит

Чей-то дом , хвостом виляет

Песик , из ружья стреляет

Мальчик , чуть не слопал мышку

Кот , в очках читает книжку

Старый дед , влетел в окно

Воробей , схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!


«Зачем нужны знаки препинания»

Цель: исследовать функции знаков

препинания. Выявить роль знаков

препинания в предложении.

Гипотеза:

Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.



Человек потерял __, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом потерял __ и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял__ и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял __ и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только «__» . Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-то цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до _ .

Берегите знаки препинания!


Домашнее задание:

Дифференцированное задание:

1) Упр. 366 Задание №3.

2) Подобрать из художественного текста (10 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведения А.С.Пушкина.

3) Написать лингвистическое сочинение «Зачем нужны знаки препинания»

Пунктуация. Функции знаков препинания .

Методическая разработка

урока русского языка в 8-ом классе.

Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.

Цели урока:

    Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации

    Выявить основные функции знаков препинания

    Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания

    Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Языковая разминка.

Запись предложения под диктовку учителя:

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Работа в группах:

«Орфографическая» группа : сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.

    О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.

    О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.

    Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем

    Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением

    Правописание наречий: изредка

«Словообразовательная» группа: произвести словообразовательный разбор слова самовар , разобрать по составу слова дешевый и парчовый , найти в предложении слово, соответствующее схеме: ¬∩^^ (изредка )

«Синтаксическая» группа : произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.

«Лексическая» группа : дать толкование значений слов чопорный, глянцевый, парчовый , найти стилистически окрашенные слова (одежонка – разг.), иноязычные слова (кофе ), указать их признаки.

    Введение в тему урока.

Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.

(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?»)

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Чей-то дом

Хвостом виляет

Из ружья стреляет

Чуть не слопал

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

    Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)

    Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)

    Какой раздел языка изучает знаки препинания?

    Запишите тему урока в тетради.

    Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)

В древнерусском письме не было интервалов между словами и предложениями, из знаков препинания использовались только точки, которые ставились произвольно. Позднее, когда, появились знаки препинания, пунктуация называлась «препинанием», запятая - «отдохновением», а тире – «молчанкой».

    Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.

попасть в точку,

поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,

сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)

    Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.

    1. Беседа по вопросам:

    Что изучает пунктуация?

    Какие знаки препинания вы знаете?

    Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?

    Какие группы знаков препинания можно выделить?

    Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.

    Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)

    1. Работа с учебником – чтение текста упр.145.

Вопросы и задания к тексту:

    Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?

    Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?

    Как можно озаглавить этот текст?

    Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста

    Развитие пунктуационных умений.

    1. Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.

      Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»

      Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).

    Подведение итогов урока.

    Для чего же нужны нам знаки препинания?

    Назовите группы знаков препинания.

    Назовите ключевые слова темы.