После кощей бессмертный. Кощей

Мощь загробная, мощи, сухофрукт, скряга, худой, худущий, глиста, худой как щепка, старик, скелет Словарь русских синонимов. кощей см. худой Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

- (или кащей), кощея, муж. (казак. бедняк). 1. (К прописное). В народных русских сказках мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Кощей бессмертный. 2. Исхудалый, тощий и высокий старик (разг.) … Толковый словарь Ушакова

КОЩЕЙ, кащей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (Кащей) Бессмертный. 1. Разг. Неодобр. О злом, жадном, скупом человеке. БМС 1998, 312. 2. Разг. Неодобр. О крайне худом человеке. БМС 1998, 312; БТС, 75; Мокиенко 1989, 147. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. или Пренебр. Пожилой, престарелый учитель;… … Большой словарь русских поговорок

КОЩЕЙ, я, муж. 1. В русских сказках: худой и злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия. К. Бессмертный. 2. перен. О тощем и высоком человеке, чаще старике, а также о скряге (разг. неод.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

КОЩЕЙ - Кощей, человек великого князя московского. Ок. 1459. А. К. I, 548. Коще, крестьянин, зап. 1582. Арх. VI, 1, 115 … Биографический словарь

Ко(а)щей безсмертный (вѣчный жидъ). Ср. Бралъ съ родного, бралъ съ убогаго, Слылъ кащеемъ мужикомъ... Некрасовъ. Власъ. Ср. Живетъ онъ тамъ одинъ на кузнѣ, какъ кащей безсмертный, кубышку себѣ набиваетъ!... Жаденъ сталъ! страхъ! Маркевичъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

М. разг. Наделенный бессмертием костлявый и злой старик, обладатель огромного богатства как персонаж русских народных сказок; Кощей Бессмертный. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

КОЩЕЙ - (персонаж рус. сказок; см. тж КАЩЕЙ) Злей не был и Кощей, Чем будет, может быть, восстание вещей. Зачем же вещи мы балуем? Хл909 (189) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

кощей - Это слово, имеющее значение худой, тощий человек и скряга, образовано, вероятно, от кость. Согласно другой версии, в древнерусском имелось кощей – раб, пленник, заимствованное из тюркских языков и никак с Кощеем Бессмертным не связанное … Этимологический словарь русского языка Крылова

Книги

  • Кощей. Перезагрузка. Роман , Галкин Р.. "Кощей. Перезагрузка" . Что вы знаете о Кощее Бессмертном, о Бабе-яге, о Лешем и о других сказочных персонажах? Считаете их коварными злодеями? Так же думал и Георгий, пока его душа после…
  • Кощей Бессмертный:сказка-развивайка с играми , . Кощей Бессмертный:сказка-развивайка с играми ISBN:978-5-222-19883-4…

Кощей Бессмертный - это не просто персонаж детских сказок - у этого фольклорного героя много историй и даже имен. Так кто же он такой?

Откуда взялся Кощей: гипотезы происхождения

В славянской мифологии он имел «фамилию» Чернобогович - по отцу, Чернобогу. Тогда он не был символом зла, хотя и царствовал в Нави - это подземное царство можно считать аналогом греческого Аида и относился к сонму темных божеств. Он управлял душами (и даже телами) умерших, а также имел в подчинении множество духов. Исследователи мифов утверждают, что, несмотря на свое могущество, битв Кощей не любил и участвовал в побоище только один раз.

Перекочевав в сказочный фольклор, Кощей превратился в злого чародея - он мог быть царем, иногда просто колдуном. Как правило, он похищает красавиц.

Еще одна из его ипостасей - муж ведьмы, у которого всегда закрыты веки. Чтобы их поднять, нужна сила дюжины могучих воинов. Очевидно, из этой легенды он перекочевал в гоголевскую повесть о Вие, где получил очередное свое имя.

В любом случае фольклорный Кощей - всегда воплощение зла и антагонист, в отличие от Бабы-Яги, которая может быть и помощником героя.

Персонаж с точки зрения ученых

Знаменитый ученый Джеймс Фрезер проводит ряд параллелей между образом этого фольклорного героя и знаменитым Самсоном. Их объединяет чудесная сила и то, что их невозможно победить простым способом, а также склонность доверять женщинам. По мнению Фрезера, эти персонажи происходят из одного источника, который он, однако, не устанавливает.

Славянские этнографы видят в нем владыку Черного Солнца - символического олицетворения силы народа и его мощи, то есть скорее покровителя, чем вредителя.

Одна из самых интересных версий происхождения сказок о Кощее связана с брачными обрядами славян. Чтобы посвятить девушку в замужнюю жизнь, ее символически похищали (обычай сохранился до сих пор). Это породило некий обобщенный образ похитителя девиц, который забирал их в свое царство (что расценивалось как временная смерть), а потом возвращал в мир живых. По этой версии он также не является злым героем - только с приходом христианства, когда изменились представления славян о мире, Кощей также меняется.

1. На самом деле он не совсем бессмертный, просто смерть его в игле, которую очень трудно достать.

2. В польских и чешских сказках этот персонаж имеет рыжую бороду.

3. Его имя происходит от слова «кость», поскольку этого героя часто изображали скелетом - или очень костлявым старцем.

4. Он может превращаться в ворона.

5. Символом Кощея является его волшебный меч.

6. Будучи в целом неудачливым кавалером, однажды он познает любовь - эта история описана в былинах. Прекрасная девушка Марья отвечает колдуну взаимностью, но ее убивает вероломный жених.

7. Он может потерять свою силу, если долго живет без еды, но один глоток воды возвращает его в норму.

8. А еще Кощей может обратить в камень целое царство так же легко, как надеть лягушачью кожу на человека.

Изображение

Этимология

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» - стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» - старшина, начальник коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить "бранить".

Кощей , как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь)

Внешний вид

Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина).

Происхождение

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности: 1. Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики. 2. Кощей Бессмертный - это прототип реального человека. Кощей Бессмертный, фото которого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу. По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Место обитания

Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.

  • ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
  • На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка - золотые окна». Здесь находятся несметные богатства - золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.

Родственники

  • По некоторым ретроспекциям Кощей представляется сыном Матери Земли в древней славянской мифологии.
  • Родственные связи Кощея Бессмертного. Е. В. Караваева отмечает: в сказке непосредственно упоминается о том, что Василиса является дочерью Кощея Бессмертного, которую он не хочет ни за кого выдавать замуж, что является очередным проявлением его жадности и стяжательства, авторитаризма. А имя же Василиса происходит от византийского "базилеос", что значит "царь" или "царица".То есть Василиса - царская дочь, она состоит в родстве с Кощеем и подтверждает его высокий социальный статус царя.

Особенности характера и привычки

Безжалостный, злой, страшный колдун, ужасно скупой.

В словаре русского языка Даля «Кащей» пишется через «А» . И объясняется почему. «Кащей» , по мнению Даля, происходит от слова «кастить» , что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить» . «Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна..

В данном случае имя очень точно определяет характер и привычки нашего героя.

Интересы

Коллекционирует злато-серебро, разные сокровища. Любит похищать красавиц.

Друзья

Друзей в разных сказках мы не обнаружили

Враги

  • Баба Яга. Чаще всего эти два отрицательных персонажа заодно, но в некоторых сказках именно эта старушка рассказывает главному герою о том, как погубить злодея.
  • Богатыри – добрый Добрыня, умный Усыня и смекалистый Горыня.
  • Основной враг Кощея – это всё же Иван-царевич, человек, который не устаёт с ним бороться.

Характерные фразы, цитаты

- "Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несёт!"

- "У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть."

- "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного..."

- "Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет."

- "И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было."

Образ в искусстве

Произведения, в которых встречается существо

Марья Моревна. Царевна-лягушка. Кощей Бессмертный. Булат - молодец. Русские народные сказки

Иван Соснович. Беломорская сказка

Кощеево царство. Житейская сказка

Панюшкин В. Код Кощея: Русские сказки глазами юриста.

Известный литератор Валерий Панюшкин обнаружил истоки современной правовой системы в русских народных сказках: уже тогда тяжущиеся были уверены, что истина недостижима, мера наказания определялась социальным положением преступника, прав всегда оказывался самый сильный, условия договора пересматривались задним числом, а зло в открытом судебном процессе было априори непобедимо. Неужели за столько веков ничего не изменилось?

Ю. Костров Сукин сэр, или яйцо Кощея.

После посещения фирмы "Апогей", которую возглавляет Илья Суворов, таинственно исчезают несколько крупных бизнесменов и политиков. На ничего не подозревающего владельца фирмы начинает охоту всероссийский олигарх по кличке Кальсон, которому удается заманить Суворова в закрытую клинику доктора Сплина, где занимаются странными опытами над людьми. Находчивый и изворотливый Илья Суворов, одновременно находящийся "под колпаком" у полковника из МУРа Петровны и Кальсона, не только выпутывается из цепких лап доктора-экспериментатора, но и успевает одаривать пылкой любовью женщин, встречающихся на пути к спасению...

Шемшук В.А. Встреча с Кощеем Бессмертным. Практика бессмертия.

Фильмография

Фото Кощея Бессмертного

из детского фильма "Кащей Бессмертный" ,Режиссер Александр Роу. Премьера - 27 мая 1945

Римский-Корсаков Музыкальный фильм. 1952г. (Евгений Лебедев)

Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" 1954 год

Огонь, вода и… медные трубы Детский, мюзикл. 1968г. (Георгий Милляр)

Весёлое волшебство Фильм. 19669г. (Фёдор Никитин)

Новогодние приключения Маши и Вити Детский фильм. 1975г.(Николай Боярский)

Там, на неведомых дорожках… Детский фильм. 1982г.(Александр Филиппенко)

После дождичка в четверг Детский фильм. 1985г.(Олег Табаков)

На златом крыльце сидели Детский фильм. 1986г.(Виктор Сергачёв)

Сказка про влюблённого маляра Детский фильм. 1987г.(Валерий Ивченко)

Лиловый шар Фантастический детский фильм. 1987г.(Игорь Ясулович)

Кощеево царство . Детский фильм. 2003г. Россия. Режиссер: Светлана Кенециус

  • Чудеса в Решетове Детский фильм. 2003г.(Нодар Мгалоблишвили)

Книга мастеров Детский фильм. 2009г.(Гоша Куценко)

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кощей Меднобородый – в польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных. «Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук – клешни рачьи…высунулось чудище из колодца наполовину – рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится. - Я – Кощей Меднобородый, владыка подземного царства…

В книге Виктора Калашникова «Русская демонология» предпринята попытка систематизировать героев и сюжеты русских народных сказок. Делается это не из-за желания создать энциклопедию фольклора, а ради того, чтобы разглядеть, как за наслоениями эпох и культур (христианства, светского государства) в детских сказках растворился древний славянский эпос, героями которого были языческие боги и духи.

Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга».

Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала:

«Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба?

Обложка книги Виктора Калашникова «Русская демонология».

Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Наши предположения вовсе не так фантастичны, как может показаться на первый взгляд. Согласно многочисленным легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, но и подземные глубины; не только ясный День, но и темная Ночь, не одно лишь Добро, но и Зло также. Следуя логике мифа, нужно вернуться к самому началу времен, чтобы поразить Зло в его зародыше, при этом разломав… иглу. Почему — иглу? В уже названной книжке Алексеева предполагает, что речь идет о копье — главном орудии северных народов, которым били морского зверя и белого медведя. Да и на китов по сю пору охотятся не иначе как гарпунами — большими копьями, или, если угодно, иглами.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе:

«Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит!

Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: "Ну, так будьте же без жизни и без смерти!" И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что "Смерти нет! Она убита Богом!" Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

Если считать Кощея рабом, то он был слугой своего проклятого бессмертия. Все же он, скорее, принадлежал к потустороннему миру, ведь о появлении Ивана он узнает по запаху живого: «Русской костью пахнет!» Для мертвых, как известно, непереносим запах живых, так же как для живых отвратителен запах мертвечины. Этнограф В. Я. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» писал по этому поводу: «Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху… Этот запах живых в высшей степени противен мертвецам… Мертвые вообще испытывают страх перед живым. Ни один живой не должен переступать заветного порога».