Понятия честь долг совесть из жизненного опыта. "Сочинение на тему "Что такое честь, долг, совесть? "

Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития». «ЧЕСТЬ — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье». «Честь — внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть». «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ственность, самосознание, честь, совесть». Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ит так: «Долг — это когда денег занял, и надо вернуть». И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина — это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья. Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг — это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества». И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей), то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира), и для меня.

Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . «ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье» . «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» . «Долг - категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача - в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть» . И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества» . И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей) , то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира) , и для меня.

Честь, долг, совесть? Что означают эти понятия для человека? Ведь это не пустые слова, за ними стоят нравственные поступки и движения человеческой души. Измеряются они тоже по - разному. Как однажды метко сказал Э. Асадов: "От кочки и до Казбека, в зависимости от человека" Но главное не в величине поступка, а в понимании того, что нравственно, а что - нет, что соответствует понятию чести, а что и рядом не может находиться.

Приведу примеры из классической литературы.

На мой взгляд, человеком, с достоинством прошедшим путь чести, совести и долга, можно назвать Петра Гринева, героя "Капитанской дочки" А. С. Пушкина. С первого своего самостоятельного шага герой ведет себя в соответствии с тем, что сказал ему отец: "Береги честь смолоду". Так например, проиграв Зурину 100 рублей, Гринев, поссорившись с Савельичем, возвращает долг, потому что понимает, что офицер - это человек долга и чести. Но это стало для него уроком.

Вспомним сцену бурана в степи. Провожатому, который фактически спас их, Петр дарит заячий тулупчик. Опять Савельич протестует Но Гринев стоит на своем. А ведь великодушный Пушкин наградит героя впоследствии за щедрость. Пугачев отпустит их с Савельичем, потому что тоже, как ни странно, поступит как человек чести и совести. Причудливо могут проявиться честь и совесть в человеке.

Но вернемся к Гриневу. Он продолжит идти путем чести. И достигнет вершин в своем восхождении: он не изменит присяге и государыне, он не изменит любимой девушке, он останется верен завету отца. Именно поэтому его помилует императрица, поэтому он станет жить счастливой семейной жизнью, именно поэтому Гринев - образец для подражания молодым людям.

Ещё одним примером человека мятущегося, ищущего и совестливого является герой "Войны и мира" Пьер Безухов. (Л. Толстой)

После разрыва с женой, после крушения прежних надежд Пьер хотел найти новую истину, новый смысл жизни. И поэтому стал масоном. Он решил облегчить жизнь своих крестьян, то есть принести пользу и добро другим людям, своим братьям. Управляющий убеждает Пьера, что это невозможно. Тогда Пьер собирается сократить объём крестьянских работ, облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. Благие намерения. Другое дело, что Пьер неопытен и доверчив. Управляющий обирает и обманывает его Трудно сказать, как сложилась бы жизнь Пьера, не взойди над Россией "комета 1812 года". Война с Наполеоном оказалась для Пьера очень важным и серьёзным испытанием. Он снаряжает на свои средства полк, сам остаётся в Москве с твёрдым намерением убить Наполеона. Его мечтам не суждено сбыться. Он попадает в плен, где встречается с солдатом из крестьян - Платоном Каратаевым. Простой и беззлобный нрав Платона, который был в своём роде философом, меняет взгляды Пьера на человека и его ценность в мире. Герой понимает, что вся его дворянская жизнь - суета и бессмыслица. что важна незапятнанная душа человека, что надо жить "ради простоты. добра и правды."Поняв это, Пьер после плена женится на Наташе (осуществив свою мечту) , вступает в тайное общество и становится декабристом. Он в этом видит своё призвание - сделать жизнь народа лучше.

Перед нами пример человека чести, долга и совести.

Я понимаю эти нравственные понятия так, как нам их показали великие Пушкин и Толстой. В литературе и жизни мы встречаемся с таким поведением, и это нас воспитывает и вдохновляет.

Вспомним Б. Окуджаву (поэта уже 20 века) . Он писал: "Совесть, благородство и достоинство - вот оно святое наше воинство".

  • Категория: Сочинения по русской литературе

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году, то есть за несколько лет до крушения императорской России. Думаю, сто лет назад понятия о том, что такое совесть, долг и честь имели более четкие границы, чем сейчас.

Главный герой рассказа, Иван Васильевич – еще совсем молодой человек, студент, происходящий из состоятельных дворян. Его понятия о чести происходят из просвещенного дворянства, а подкрепляются еще не богатым жизненным опытом. Ему свойственно все идеализировать в силу возраста. Его понятия о чести, долге и совести еще будут меняться в течение жизни.

Второй главный герой представлен как бы на контрасте с молодым Иваном, это полковник Петр Владиславович. Это уже немолодой, но высокий, статный и крепкий человек. Он заслужил уважение и вес в обществе многолетней службой в русской армии. Даже на блестящем светском балу от него можно услышать фразу: «Надо все по закону». Уже тогда мы можем понять, что для Петра Владиславовича самое главное – честь, закон и долг перед обществом.

Когда мы видим сцену наказания беглого преступника глазами Ивана Васильевича, мы можем ужаснуться ее жестокости и бесчеловечности. Однако посмотрев на нее глазами старого полковника, можно решить, что никак иначе он поступить не мог. Если давать спуск всякому беглому преступнику, то о спокойствии и порядке в стране можно забыть. В исполнении этого наказания Петр Владиславович видит свой долг перед обществом – наказать одного преступника на виду у всех, чтобы другим неповадно было. Совесть его чиста: он выполнил то, что должен, то, что предписано законом.

На основе этого рассказа я сделала такой вывод: понятия о чести, долге и совести у каждого человека разные, они воспитываются средой, в которой он живет. Сам же человек должен стараться выполнять свой долг перед обществом, следуя за своей совестью.

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»? - -
  • Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? - -
  • Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - -
  • Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») - -

«Повесть Толстого Детство» - Николенька плохо помнил свою мать, как и сам писатель. Проблемный вопрос: Повесть «Детство» Толстого автобиографична? Николенька до конца своей жизни запомнил случай со скатертью. Проблемный вопрос:Какие чувства присущи главному герою? Проблемный вопрос: Что запомнилось Николеньке от матери?

«Толстой Кавказский пленник урок» - «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс). Кроссворд. Всем помогает, даже своим врагам – татарам. Не принимает других людей. Чем герой занимался в плену? Внешность героя. 3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. Величие и красота Кавказа.

«Детство Толстого» - 1. Сочинение – эссе 2. Выставка рисунков. 1. « Классы» 2. «Наталья Савишна» 3. «Детство». Информационные ресурсы. Чувства,поступки и духовный мир гл.героя в повести Л. Толстого « Детство». Чувства, поступки и духовный мир гл. героя в повести Л. Толстого «Детство». Мы будем изучать следующие главы.

«Акула» - Палуба. Сейчас я прочитаю рассказ. Поучимся составлять характеристику героя. Артиллерист находчивый. Кто герой данного рассказа. Основная мысль рассказа. Мы будем читать рассказ по частям. Потренируемся в чтении. Когда заметили акулу с палубы. Фитиль. Как описывают Африку. Пустыня Сахара. Смысловая часть.

««Кавказский пленник» 5 класс» - Кавказский пленник. Жилин и Костылин во время побега. За что зауважали татары Жилина. Деятельность. Черты характера положительного героя. Жилин и Костылин в плену. За что, уважая, преклоняемся перед Жилиным. Цель урока. Слова, детали, характеризующие героев. Каким я должен быть, чтобы меня уважали.

«Толстой Юность» - «Верьте себе…»(обращение писателя к юношеству). Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. В чём прелесть и важность для человека времени юности? Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия.