Подлинная история миледи винтер. Демоническая шпионка

Демоническая шпионка. История настоящей леди Винтер

Кто был прототипом Миледи - героини романа Александра Дюма? Что произошло с алмазными подвесками королевы? Куда может завести месть женщины? О демонической шпионке рассказывает ЕЛЕНА РУДЕНКО .

Фрагмент картины «Портрет Люси, графини Карлайл», Антонис ван Дейк (1599–1641), ок. 1637

Заметила, что многим читателям-мужчинам особенно понравился персонаж - Миледи. Не раз слышала «Миледи! Ах, какая женщина!», «Д’Артаньян *** - такую женщину обидел!». Я к этой героине относилась нейтрально, например, меня она не бесила.
Конечно, у очаровательной шпионки леди Винтер был свой реальный прототип - английская графиня Карлайл (она же Люси Хэй), которая служила тайным агентом кардинала Ришелье.
Современники называли ее ведьмой, наделенной демонической силой, предполагали о ее связи с тайными магическими обществами.
Да, историю с королевскими подвесками Александр Дюма тоже не сам выдумал. Автор этой истории Ларошфуко - писатель-философ эпохи барокко, который был лично знаком с королевой Анной и герцогом Бекингемом.

У исторической миледи были свои причины недолюбливать Бекингема.

«Леди Люси Перси», Антонис ван Дейк (1599–1641)

Настоящая Миледи - Люси Хэй (урожденная Перси), она же графиня Карлайл (1599 - 1660). Дочь Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского.
Ее отец, лишенный королевской милости, был заключен в Тауэр. Дабы спастись от разорения, Люси в 18 лет вышла замуж за престарелого землевладельца. Спустя два года она овдовела и снова вышла замуж за Джеймса Хэйя графа Карлайла, своего кузена.

Герцог Бекингем обратил внимание на светскую леди. Люси тогда исполнилось 20 лет, графиня Карлайл стала фавориткой Бекингема. Герцог сулил графине влияние в обществе и богатство, но слов своих не сдержал. Он обратил все внимание на французскую королеву Анну, решил очаровать ее и заручиться политической поддержкой. Герцог забыл об обещании, данном фаворитке.

Честолюбивая графиня Карлайл решила отомстить герцогу. По воли случая судьба свела ее с кардиналом Ришелье, и леди стала французской шпионкой. Такой и предстает миледи в романе Дюма, она успешно выполняет шпионские задания кардинала.

Вот как описал Ларошфуко решение Люси Карлайл служить Ришелье:

«Кардинал, разъяснив графине, что их чувства сходны и что у них общие интересы, сумел так искусно овладеть надменной и ревнивой душой этой женщины, что она сделалась самым опасным его соглядатаем при герцоге Бекингеме. Из жажды отметить ему за неверность и желания стать необходимою Кардиналу она не пожалела усилий, чтобы добыть для него бесспорные доказательства в подтверждение его подозрений относительно королевы».

В мемуарах писателя Ларошфуко эпизод с подвесками описан очень подробно. Только исторический д’Артаньян в этом деле не участвовал, тогда ему было 5 лет.

«Герцог Бекингем, как я сказал выше, был щеголем и любил великолепие: он прилагал много стараний, чтобы появляться в собраниях отменно одетым, Графиня Карлейль, которой было так важно следить за ним, вскоре заметила, что с некоторых пор он стал носить ранее не известные ей алмазные подвески. Она нисколько не сомневалась, что их подарила ему королева, но чтобы окончательно убедиться в этом, как-то на балу улучила время поговорить с герцогом Бекингемом наедине к срезать у него эти подвески, чтобы послать их Кардиналу. Герцог Бекингем в тот же вечер обнаружил пропажу и, рассудив, что подвески похитила графиня Карлейль, устрашился последствий ее ревности и стал опасаться, как бы ока не оказалась способной переправить их Кардиналу и тем самым не погубила королевы.

"Портрет дамы в зеленом платье" (портрет Люси Хей), Адриан Ханнеман (1603-1671)

Чтобы отвести эту опасность, он немедленно разослал приказ закрыть все гавани Англии и распорядился никого ни под каким видом не выпускать из страны впредь до обозначенного им срока. Тем временем по его повелению были спешно изготовлены другие подвески, точно такие же, как похищенные, и он отправил их королеве, сообщив обо всем происшедшем. Эта предосторожность с закрытием гаваней помешала графине Карлейль осуществить задуманное, и она поняла, что у герцога Бекингема достаточно времени, чтобы предупредить выполнение ее коварного замысла. Королева, таким образом, избегла мщения этой рассвирепевшей женщины, а Кардинал лишился верного способа уличить королеву и подтвердить одолевавшие короля сомнения: ведь тот хорошо знал эти подвески, так как сам подарил их королеве».

В романе Дюма леди Винтер подговаривает религиозного фанатика убить Бекингема, она исполняет приказ кардинала - «убрать герцога». У реальной миледи - графини Карлайл, был личный мотив желать смерти герцога - месть. Говорили, что графиня тоже помогала направить «кинжал убийцы», но всё это осталось светскими сплетнями.

В романе Дюма убийцу герцога зовут тоже Фелтон, как и реального убийцу Бекингема. Сплетни о причастности графини к смерти Бекингема писатель изложил в своем романе, добавив красок.

Вдова Бекингема в трауре с портретом мужа

Графиня Люси Карлайл обладала магическим обаянием, говорили, что она умеет околдовать своих поклонников. Этим талантом Дюма наделил свою героиню - миледи Винтер. Одно из имен книжной миледи - леди Кларик, созвучно с именем Карлайл.

«Неотразимая прелесть мистического сладострастия - самая губительная из всех страстей».

О мистической привлекательности графини Карлайл писал поэт Роберт Геррик

Я чёрный шёлковый шнурок
Зреть на её запястье мог;
Он руку нежно обвивал,
Как будто узницу сковал.
Была безрадостной темница,
Но вот является денница,
И, потеснив сплошную тень,
Пред нами вместе ночь и день.
Воображаю! если там,
В плену, свободы дивный храм,
Прошу любви, и я готов
Тех мрачных не снимать оков.

В эпоху барокко черный шнурок на руке носили адепты мистических обществ. Говорили, что магия помогала графине в любви и политике. Миледи оставалась неуязвима для интриг, расставляя ловушки другим.

Дюма описывает миледи Винтер подобно ведьме:

«Но тем не менее много раз в продолжение этого вечера она отчаивалась в своей судьбе и в себе самой; она, правда, не призывала бога, но зато верила в помощь духа зла, в эту могущественную силу, которая правит человеческой жизнью в мельчайших ее проявлениях и которой, как повествует арабская сказка, достаточно одного гранатового зернышка, чтобы возродить целый погибший мир».

Граф рассказывает, что он казнил ее в юности. Но миледи удивительно осталась в живых.

«Граф был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных. Он совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве».

На мой взгляд, таков поступок не вяжется с образом благородного героя. К тому же он алкоголик, что постоянно упоминается в романе.

«И, схватив последнюю бутылку, Атос поднес горлышко к губам и выпил ее залпом, словно это был обыкновенный стакан.

Может, спьяну самосуд учинил, а потом проспался и толком не помнил, что сделал... Любил граф выпить, был грешок.

Вспоминается диалог из юморески времен 90х

Хочу замуж за графа де Ла Фер!
- С ума сошла? Он же алкоголик! Вот кардинал - классный мужик!

Кстати, актер Вениамин Смехов, в исполнении которого граф де Ла Фер выглядит блестяще, на вопросы об этом персонаже говорил -

«Всем граф хорош, но зачем он девочку убил? Миледи... Я с ним не согласен».

Да, миледи в романе можно назвать «девочкой», ей всего 25 лет. Она на год моложе Констанции, которой 26 лет.

Миледи травит Констанцию. Госпожа Бонасье типичный персонаж-жертва. В детективах такие героини становятся жертвами преступлений

О демонической силе миледи говорит граф де Ла Фер.

- Вы демон, посланный на землю! - начал Атос. - Власть ваша велика, я знаю, но вам известно также, что люди с божьей помощью часто побеждали самых устрашающих демонов. Вы уже один раз оказались на моем пути. Я думал, что стер вас с лица земли, сударыня, но или я ошибся, или ад воскресил вас...
При этих словах, пробудивших в ней ужасные воспоминания, миледи опустила голову и глухо застонала.
- Да, ад воскресил вас, - продолжал Атос, - ад сделал вас богатой, ад дал вам другое имя, ад почти до неузнаваемости изменил ваше лицо, но он не смыл ни грязи с вашей души, ни клейма с вашего тела!

Немного поворчу о моральном облике романтического «хорошего» д’Артаньяна. В кино обычно показывают только его «большую и чистую» любовь к Констанции.

Поначалу д’Артаньян ночью пробирается в спальню миледи, выдавая себя за ее любовника - де Варда. В темноте он остается неузнан. Потом, испугавшись, пишет Миледи письмо от имени де Варда - что хочет с ней расстаться. Далее он получает приглашение от миледи прийти к ней, чему очень рад. Миледи просит его убить оскорбившего ее де Варда. И тут наступил неловкий момент...
Попутно д’Артаньян соблазняет Кэтти - служанку Миледи. В общем, герой своего времени, интересный типаж... но восхищения не вызывает.

Дюма упоминает, что Миледи всерьез заинтересовала гасконца, и о чистой любви к Констанции он и думать забыл.

«Единственное, что было ясно во всей этой истории, - это что д’Артаньян безумно любил миледи и что она совсем его не любила....
...ему хотелось еще раз обладать этой женщиной, уже под своим собственным именем, и, так как эта месть имела в его глазах известную сладость, он был не в силах от нее отказаться».

Миледи обладала демонической силой и по мнению гасконца:

«Он мысленно наделял эту женщину, казавшуюся ему демоном, такими же сверхъестественными, как и она сама, союзниками; при малейшем шорохе он воображал, что пришли его арестовать...»

Актриса Маргарита Терехова вспоминала, что при исполнении роли столкнулась с мистическими оущущениями:

«Во время работы над ролью Миледи вокруг меня как будто стали вихриться силы зла. Иначе я не могу объяснить то, что происходило. Скажем, мне нужно было нарисовать клеймо в сцене, когда тайну Миледи случайно узнал д’Артаньян. Юра (реж. фильма Юнгвальд-Хилькевич) ведь еще и художник. Он говорит: „Я сейчас тебе нарисую“. И вдруг начинает всех созывать. „Посмотрите, у нее красное пятно - его надо только обвести“. Представляете? Позвал всех и просто обрисовал лилию, выступившую на моем плече.
Я - женщина нервная, мне это показалось странным. Сыграли мы эту сцену. Но чем дальше, тем страшнее. Начались какие-то необъяснимые вещи. Волосы у меня стали слегка обваливаться. Сначала сумку оставила не помню где, потом билет потеряла, с которым надо было лететь на гастроли. Я настолько напугалась, что все в Одессе оставила. Надо мной вихрились какие-то непонятные силы. Мне кажется, что именно это и есть тот самый натуральный замес эмоций, энергии и каких-то потусторонних явлений, на котором и держалось все».

Миледи в исполнении Тереховой в некоторых сценах, действительно, устрашающая. На такой, точно, граф-Атос мог жениться только спьяну.

По книге, леди Винтер была убита мушкетерами. Честно, я верила, что она еще появится как после того «повешенья» и устроит этим «героям» веселую жизнью. К сожалению, приключения Миледи в романах Дюма столь печально завершились.

Историческая миледи пережила литературную героиню.
Накануне революции в Англии графиня была одновременно шпионкой двух политических противников Томаса Уэнтфорта - сторонника короля и герцога Джона Пима - его противника. Попытка королевских властей арестовать Пима стала одним из поводов начала английской революции.

Графиня Карлайл ловко устроилась и при английской революции. Она была фрейлиной королевы Генриетты-Марии, вдовы казненного Карла I, которая находилась в Париже в изгнании. Она стала «тройным» агентом, в зависимости от интересов она передавала шпионские сведения своей королеве, английским парламентариям новой власти и сторонникам реставрации монархии в Англии. Королева Генриетта-Мария, по воспоминаниям друзей, пыталась оградить себя от влияния Карлайл, но не могла противиться ее необъяснимой силе манипулятора.

Однако в 1649 году в 50 лет Миледи оступилась в своих шпионских играх и оказалась в тюрьме Тауэр. В заключении леди Карлайл провела около полутора лет. Говорили, что Миледи было обеспечено достойное проживание, на обед подавали дичь, вино и десерты, а светские друзья могли навестить ее.

После освобождения графиня Карлайл оставила свое шпионское ремесло и удалилась на покой в любимое поместье, где прожила еще 10 лет.

Его собеседница, голова которой виднелась в рамке окна кареты, была молодая женщина лет двадцати - двадцати двух. Мы уже упоминали о том, с какой быстротой Д"Артаньян схватывал все особенности человеческого лица. Он увидел, что дама была молода и красива. И эта красота том сильнее поразила его, что она была совершенно необычна для Южной Франции, где д"Артаньян жил до сих пор. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, спускавшимися до самых плеч, с голубыми томными глазами, с розовыми губками и белыми, словно алебастр, руками.

1. «Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires) - французско-итальянский кинофильм 1961 года. По мнению многих зрителей и критиков - лучшая экранизация великой книги.
Милен Демонжо (род. 29 сентября 1935 года, Ницца)

Мать актрисы, Клавдия Трубникова, родилась в Харькове в 1904 году, эмигрировала во Францию. Милен начала свою карьеру в 15-летнем возрасте, работая фотомоделью в ателье Пьера Кардена. Позже её стали снимать в кино, и Демонжо играла с такими звёздами, как Жан Маре, Марина Влади, Ален Делон, Ив Монтан, Луи де Фюнес. Кинозрителю Милен Демонжо известна по комедийной трилогии о Фантомасе, где актриса сыграла невесту журналиста Фандора, а также по фильму «Три мушкетёра», где она предстала в образе Миледи.

2. «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers) фильм, 1973)- кинофильм. Экранизация произведения Александра Дюма.Сюжет фильма в целом повторяет сюжет романа Дюма, однако фильм полон юмора и снят с большой долей иронии.Несмотря на то, что сюжет фильма достаточно строго следует первоисточнику, Джордж Макдональд Фрейзер известный по серии пародийных исторических романов «Флэшмен», добавил в него большое количество комедийных сцен. В батальных сценах, поставленных Уильямом Хоббсом, в качестве оружия чаще используются предметы интерьера, чем шпаги, и соперники часто вступают в рукопашную. Персонаж Ракель Уэлч в свою очередь создает атмосферу легкомысленности.
Фэй Данауэй (англ. Faye Dunaway, род. 14 января 1941, Бэском)

Американская актриса, лауреат премии «Оскар» (1977). Одна из наиболее популярных американских киноактрис 1960-х-1970-х годов, пик карьеры которой пришёлся на ключевые роли в знаковых картинах «Бонни и Клайд», «Китайский квартал», «Три дня Кондора» и «Телесеть».

3. «Д’Артаньян и три мушкетёра» - советский трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», снятый в 1978 году на «Одесской киностудии» режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. Из-за судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича с Марком Розовским (автором сценария) и Юрием Ряшенцевым (автором текстов песен, звучащих в фильме) картина ровно год пролежала на полке. Телепремьера на Центральном телевидении состоялась только 25 декабря 1979 года
Маргарита Борисовна Терехова (р. 25 августа 1942, Туринск)

Советская и российская актриса и режиссёр театра и кино. Народная артистка РФ (1996).
С 1959 года в течение двух лет училась на физико-математическом факультете в Ташкентском университете. Затем, оставив университет, уехала в Москву, где поступила на учёбу в Школу-студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета. После её окончания в 1964 году стала актрисой Театра им. Моссовета, на сцене которого проработала много лет (с перерывом - с 1983 по 1987 годы). На сцене этого театра актриса сыграла немало интересных ролей, среди которых: Клеопатра в «Цезаре и Клеопатре» Б.Шоу (1964), Мари в спектакле «Глазами клоуна» по роману Г.Бёлля (1968), Соня в спектакле «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского (1971), Елизавета в «Царской охоте» по пьесе Л.Зорина (1977), Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями» С.Алешина (1979). Впервые в кино Терехова снялась в 1965 году в картине «Здравствуй, это я!». Первое время она снималась не часто, но зато многие из картин с её участием становилась событием - «Белорусский вокзал», «Зеркало» и другие. Особую популярность Маргарита Борисовна приобрела в конце 1970-х годов после выхода на экраны костюмированных музыкальных телефильмов «Собака на сене» и «Д’Артаньян и три мушкетёра». В первом она сыграла капризную графиню де Бельфлор, во втором - коварную Миледи. Последующие работы Тереховой в кино подтверждали её высокое мастерство, хотя и не имели такого большого успеха. Маргарита Терехова работала и дружила с Игорем Тальковым, у них были близкие отношения, он некоторое время работал с ней в музыкальной программе.В 2005 году дебютировала в качестве режиссёра, сняв фильм «Чайка» по произведению А. П. Чехова.
С 2005 года Маргарита Борисовна из-за болезни не играет в театре, не снимается в кино и почти не даёт интервью.

4. «Три мушкетёра» (англ. The Three Musketeers) - кинофильм 1993 года производства Walt Disney Pictures и Caravan Pictures. Снят Стивеном Хереком по сценарию Дэвида Лафери. Главные роли исполнили Чарли Шин, Кифер Сазерленд, Крис О’Доннел, Оливер Платт, Тим Карри и Ребекка де Морней.
Фильм снят по мотивам романа «Три мушкетёра» Александра Дюма.Фильм сильно упрощает и изменяет оригинальный сюжет, а также лишь относительно соотносится с французской историей.
Ребекка Джейн Пирч родилась 29 августа 1959 года (хотя точная дата рождения неизвестна) в городе Санта-Роза, штат Калифорния, США.

Её родители Джордж Уолтер Пирч и Джули Игер развелись, а фамилию Де Морнэй Ребекка получила от отчима. После его смерти мать вместе с Ребеккой и её братом Петром перехали из Северной Калифорнии в Европу. После окончания школы с отличием, Ребекка училась в театральном институте Ли Страсберга в Лос-Анджелесе.

5. «Мушкетёры» (англ. The Three Musketeers) - приключенческий боевик Пола Андерсона, снятый по вольной интерпретации одноимённого романа Александра Дюма в 3D-формате. Мировая премьера состоялась 14 октября 2011 года, в России - 13 октября 2011 года.
Милла Йовович (сербохорв. Милица Јововић, Milica Jovović; рус. Милла (Милица) Богдановна Йовович; англ. Milla Jovovich; 17 декабря 1975, Киев)

Американская актриса русско-черногорского происхождения, музыкант, модель и модельер.

Под описание Дюма больше всех подходит Демонжо, если не принимать во внимание цвет глаз, но сыграла лучше всех Терехова, жаль старовата она для этой и роли и выглядит в фильме потасканой:(

а вам какая миледи больше по нраву?:)

Избранное

Настоящая миледи никогда не сталкивалась с д`Артаньяном и его друзьями, так как жила на полтора века позже. Настоящее имя прототипа одной из самых коварных женщин истории Жанна де Ламмот.

Эта женщина никогда не была шпионкой кардинала, напротив, она использовала его в своих преступных целях. Авантюристка узнала, что королева Мария-Антуанетта мечтает получить алмазное колье из 628 крупных алмазов стоимостью полтора миллиона ливров. При этом расчетливая мошенница знала, что кардинал де Роган мечтает о должности министра. Ламотт выступила в роли поручителя, предложив кардиналу выкупить колье для королевы и получить в награду должность министра.

Кардинал сделал первый взнос и передал колье Жанне де Ламотт, которая немедленно распилила его, чтобы продать. Когда афера открылась, в судебное разбирательство были втянуты все. В дальнейшем суд оправдал кардинала, как жертву мошенничества, но репутация его навсегда осталась подорванной. Жанну признали виновной по всем статьям и заклеймили.

Приговоренная к пожизненному заключению, Жанна так и не призналась, где спрятаны алмазы. Через некоторое время ей удалось сбежать из тюрьмы. А в России появилась до боли похожая на авантюристку графиня де Гаше, распродающая алмазы колье. Однажды царь Александр I принял таинственную графиню со словами: "Вы носите не свою фамилию. Назовите свою настоящую!"

Де Гаше назвала государю свое настоящее имя и вышла, очарованная Александром, который обещал хранить ее тайну. Однако, чтобы не рисковать, царь решил отправить графиню подальше от двух столиц в Крым с благородной миссией нести просвещение местному населению. Миссия проваливается, и Жанна, живущая в тиши, без страстей и авантюр быстро стареет. Глядя на седую пожилую женщину, сложно представить, интриги какого масштаба она плела.

МИЛЕДИ ДЕ ВИНТЕР
Она же Шарлотта Баксон , Анна де Бейль (или Брейль), баронесса Шеффилд , леди Кларик , графиня де Ла Фер .

Прототипом миледи послужила, несомненно, Люси Хей (урожденная Перси), графиня Карлайл - известная английская светская дама, вовлеченная во многие интриги периода Английской революции. Дюма прочел о ней у Ларошфуко. Ему очень понравилась история о том, как Люси срезала подвески у герцога Бекингема…

Люси родилась в семье Генри Перси, 9-го графа Нортумберлендского. Став второй женой Джеймса Хея, 1-го графа Карлайла, она заняла прочное место при дворе Карла I. В период гражданского противостояния Люси неоднократно переходила на сторону как короля, так и парламентариев. Что, в конце концов, закончилось ее арестом 21 марта 1649 года и заключением в Тауэр, где она пробыла до 25 сентября 1650. После освобождения она прожила еще десять лет, но не играла заметной роли…

Если с Люси более или менее ясно, то с миледи де Винтер понятно далеко не все. Например, почему столько имен у этой роковой дамы? 21-я глава называется “Графиня Винтер”. Между тем, лорд Винтер представляет свою невестку, как Леди Кларик. Явственно прослеживается связь с “Мемуарами” Ларошфуко, из которых Дюма почерпнул историю с подвесками. Ведь Кларик - это переделанное на французский манер имя Карлайл. Леди Кларик упоминается и у Куртиля де Сандра - именно не ней собирался жениться Д’Артаньян. Кстати, “поселяет” свою героиню Дюма на Королевской площади, 6. Место, где в ту эпоху жили известные светские львицы. Сам писатель этот дом тоже неплохо знал. В нем в свое время обитали не менее популярные личности. Например, Виктор Гюго…

Миледи состояла в браке с младшим братом лорда Винтера. Имеется в виду, что он носил титул барона Шеффилда. Поэтому, и она именуется в романе баронессой Шеффилд. Однако, и сам лорд Винтер представляется Д’Артаньяну бароном Шеффилдом. Получается, что и он, и его брат - оба являлись баронами. Чего не могло быть ни при каких обстоятельствах, согласно традициям английской аристократии. Впрочем, миледи в любом случае не имела права ни на один из этих титулов. Так как еще ранее (также незаконно) стала женой графа де Ла Фер. И звалась она тогда - Анна де Бейль…

Имя Бейль Дюма взял от одной туреньской семьи, к которой принадлежала Жаклин, графиня де Море - давняя пассия Генриха IV. Впоследствии она вышла замуж за графа де Варда. Которого писатель сделал одним из персонажей - любовником миледи де Винтер.
Во второй части трилогии сын последней Мордаунт упоминает именно имя Анна де Бейль. Однако, во время суда над миледи в Армантьере Атос перечисляет все ее имена, кроме Анны. В пьесе “Юность мушкетеров”, написанной Александром Дюма в 1849 году, он пытается задним числом объяснить имя Анна де Бейль (в пьесе - Брейль), как принадлежащее матери миледи…

На берегу моря, у самого подножья Аю-Дага, в густой зелени уютно притаился миниатюрный, почти игрушечный домик. Только нечто неуловимо старинное отличает его от сотен подобных полудомиков-полусараев, массово сдаваемых отдыхающим. Но курортники давно здесь не живут. Единственные его обитатели - прыткие ящерицы, принимающие солнечные ванны на белых стенах. Да еще мрачные пауки, раскинувшие свои сети в арках окон. Местные жители издавна называют это милое сооруженьице Чертовым домиком

Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева - основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Автор столь радостного и светлого творения вряд ли причастен к такому зловещему названию. Да и прозвище это намного древнее.

В течении двух веков в загадочном домике жили самые разные люди. Среди них и французская графиня Жанна де Ла Мотт. Среднестатистическому посетителю это имя не скажет ничего. А вот литературную героиню, прообразом которой она стала, знают почти все. Это героиня из «Трех мушкетеров» Александра Дюма, злобная и коварная помощница кардинала Ришелье - леди Винтер или просто Миледи. Скверный характер оригинала практически не отличался от ее литературной копии. Поэтому не удивительно, что прибежище этой дамочки окрестили Чертовым домиком. Удивляет другое - каким ветром графиню де Ла Мотт занесло из блистательного Парижа в этот в прямом и переносном смысле медвежий угол.

Жанна родилась в 1756 году во Франции в Бар-сюр-Об. Родоначальником генеалогического древа ее отца, Жака Сен-Рени, был незаконнорожденный сын короля Генриха II. После смерти отца семилетняя «бедная сиротка из дома Валуа» (так она сама себя именовала) жила милостыней. Как-то сидя на парижской улочке с протянутой рукой, девочка вещала прохожим, что в ее жилах течет королевская кровь. И надо же - провидение судьбы, мимо в карете проезжала богатая маркиза Буленвилье, заинтересовавшаяся романтикой положения — далекая правнучка Франциска I просит у прохожих подаяния. Маркиза проверила родословную девочки и отдала ее в пансион, затем взяла к себе в дом. Когда девочка подросла, к ней стал приставать муж маркизы. Не желая «платить черной неблагодарностью своей благодетельнице », она покинула дом Буленвилье и поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.

Отведав тяжелый хлеб попрошайки, и проведя какое-то время в доме богатой маркизы, Жанна усвоила простую истину, которую она любила повторять много раз: «есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете ». Разъезжать в карете Жанне явно нравилось больше.

Когда девушке исполнилось двадцать четыре года, она обвенчалась с жандармским офицером роты бургиньонцев Никола де Ла Моттом. От этого брака Жанна родила двух мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Жили супруги в провинции, и, по-видимому, дела у молодых были очень плохи. В конце 1781 года, пытаясь угнаться за призраком ускользающего счастья, супруги Ла Мотт отправляются в Париж…

Отсюда начинается авантюрная судьба Жанны. Она бросает мужа, знакомиться с множеством интересных людей, многих из которых интересовала загадочная провинциалка, умевшая красиво подать свой ум и свое тело. Надо сказать, что графиня Ла Мотт не отличалась красотой — красавицей ее сделала позднейшая легенда. Тем не менее успех у мужчин графиня Ламотт имела большой. Все современники в один голос говорят, что она была очень умна. Одним из новых знакомых Жанны становится итальянец Джузеппе Бальзамо, известного под именем графа Калиостро.

Летом 1786 года излюбленной темой парижских сплетен стало только что завершенное судебное дело об алмазном ожерелье. Главным действующим лицом скандала была фрейлина королевы Марии Антуанетты (по совместительству одна из фавориток короля) вышеупомянутая графиня Жанна де Ла Мотт. Эта выдающаяся мошенница, используя свое положение при дворе, умудрилась присвоить алмазное ожерелье стоимостью 1 млн. 600 тыс. ливров. Цифра по тем временам баснословная. Афера была проведена на высшем уровне. Графиня де Ла Мотт и граф Калиостро по большому секрету сообщили епископу Страсбурга кардиналу де Роану, что королева Мария Антуанетта хочет приобрести у парижских ювелиров Бемера и Бассанжа дорогое алмазное ожерелье. Но по ряду причин сделать это лично она не может. Потому-де королева и просит его, кардинала де Роана, стать посредником в удовлетворении этого маленького женского каприза. В качестве доказательства предъявили фальшивое письмо. А после даже организовали для кардинала тайную ночную встречу с венценосной особой, роль которой успешно сыграла переодетая проститутка. Кардинал, давно и безуспешно искавший способ восстановить свое пошатнувшееся положение при французском дворе, с радостью согласился и приобрел ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату по частям.

Мошенничество было разоблачено, как только пришло время платить первый взнос. Денег де Роану никто, естественно, не передал. И обманутые ювелиры обратились непосредственно к самой королеве, которая с большим удивлением узнала о своем тайном желании. А коварная графиня, как только заполучила заветное ожерелье, тут же переправила его мужу в Лондон. По приказу короля Людовика XVI излишне доверчивого кардинала арестовали и заточили в Бастилию. Впоследствии его оправдали как не подозревавшего о злом умысле, но сослали подальше от Парижа, в отдаленный приход в Оверне. Удалось выпутаться и графу Калиостро, его попросту выслали из Франции.

Графиню же подвергли порке, клеймлению (помните лилию на плече?) и приговорили к пожизненному заточению. Но птичка недолго томилась в клетке. При помощи высокопоставленных друзей Жанна де Ла Мотт вскоре сбежала из тюрьмы Пелтиер и всплыла в Лондоне. Ей бы притихнуть и спокойно жить-поживать, периодически продавая бриллианты из ворованного ожерелья. Но графиня опубликовала скандальные мемуары, где щедро поливала грязью все королевское семейство.

Агенты короля уже шли по следу беглянки, но грянула Французская революция. Только после разгрома Наполеона и реставрации монархии французское правительство опять вспомнило о государственной преступнице и потребовало от Британии ее выдачи. Об этом графиню предупредили друзья мужа, который служил когда-то жандармским офицером. Жанна де ла Мотт поняла, что французская охранка от нее теперь не отстанет, поэтому решила инсценировать собственную гибель. Всем объявили, что несчастная выпала с окна второго этажа своего дома и разбилась. Смерть запротоколировали в Ломбердской церкви Лондона, а на расположенном рядом кладбище соорудили фальшивую могилу.

В 1822 году в Санкт-Петербург приехала пожилая француженка - графиня де Гоше де Круа. Дама вела довольно скрытный образ жизни, лишь изредка появляясь в высшем свете. Она старалась не вступать в контакт с представителями французской колонии. Но полностью избежать встреч с соотечественниками графине все же не удалось. Ее опознали. Выяснилось, что графиня де Гоше де Круа и графиня Жанна де Ла Мотт - одно и то же лицо. Вскоре после этого ее пригласил на аудиенцию император Александр I. О чем в течение целого часа (время было точно запротоколировано в дворцовых документах) говорил русский царь с французской авантюристкой, осталось тайной. Но после аудиенции графиня исчезла из Северной Пальмиры и в 1823 году поселилась в маленьком однокомнатном домике, одиноко расположившийся на берегу Черного моря. Столь странный выбор объяснялся просто. Учитывая, что правоохранительные органы сразу нескольких европейских государств жаждали встречи с преступницей, ей волей-неволей пришлось искать уединения.

Сначала Жанна поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Через некоторое время она переехала в Артек во владения графа Густава Олизара. Жила графиня в небольшом доме, так называемой даче Ашера, который сохранился на территории детского центра «Артек».

Тогда нынешняя территория Артека принадлежала еще одному отшельнику, польскому поэту Густаву Олизару. Правда, прятался он не от правосудия, а от позора и несчастной любви. Незадолго до упомянутых событий гордый поляк просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. После этого он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя побережьем, он имел неосторожность высказать свой восторг окружающим пейзажем. Извозчик воспринял это как руководство к действию. Оперативно разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, он явился с ним к Густаву Олизару. Так неожиданно для себя, всего за два рубля серебром, несчастный влюбленный стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

На новом месте графиня не успокоилась. Вскоре она взяла под свой контроль всю контрабанду на побережье. Тогда ее жилье и прозвали Чертовым домиком. Можно понять, что чувствовали законопослушные подданные, глядя, как в ночи мерцает свет в одиноком окошке, причаливают таинственные фелюги и шастают темные личности.

К чести графини следует сказать, что организованная ею тропа успешно действовала до конца двадцатых годов ХХ века, пока советские пограничники не закрыли границу.

Решив таким образом свои финансовые проблемы, Жанна де Ла Мотт с присущим ей пылом и энергией занялась спасением собственной души. Благо, грехов в прошлом хватало. Да и в будущем предвиделось немало. Смиренная молитва и покаяние были не для ее кипучего темперамента. Графиня решила обращать в христианство местных мусульман. Свежеиспеченная проповедница в компании с баронессой Варварой Крюденер, проживающей в Симеизе, и княгиней Анной Голициной отправилась в турне по татарским поселкам. Если верить воспоминаниям современников, старушка была еще та. Никакого транспорта она не признавала и разъезжала исключительно верхом, да еще с двумя пистолетами за поясом. Такая мера вовсе не была излишней, поскольку разбойного люда в Крыму тогда хватало.

Однако дьяволу, видать, было очень жаль отпускать такую замечательную душу. Во время одной из поездок конь под графиней споткнулся, она выпала из седла и разбилась. Случилось это возле поселка Эски-Крым в 1826 году. Там ее и похоронили. Сразу после смерти Жанны де Ла Мотт в ее одинокий домик явились представители правопорядка с предписанием изъять всю переписку графини и отделанную синим бархатом шкатулку, с которой француженка не разлучалась еще со времен пребывания в Лондоне. Старая служанка отдала письма, но ни шкатулка, ни средства, полученные авантюристкой от контрабанды, обнаружены не были. В симферопольском архиве до сих пор хранится так и не закрытое дело о поисках синей шкатулки. По слухам, пристальный интерес к злополучной вещице объяснялся тем, что именно в ней Жанна де Ла Мотт хранила остатки знаменитого бриллиантового ожерелья Марии Антуанетты. Не исключено, что шкатулку и золото, заработанное контрабандой, графиня припрятала по тогдашней моде - закопала в укромном месте где-нибудь поблизости. Во всяком случае старожилы уверены, что Белая леди (самое известное из артековских привидений) - это неприкаянная душа легендарной авантюристки, стерегущая свои сокровища.

Многие в детстве зачитывались «Тремя мушкетерами» и другими книгами из этой серии. Некоторые благодаря стараниям Александра Дюма-отца сделали первые шаги в мир истории, хотя он был отнюдь не ученым-историком. В произведениях автора реальность смешана с выдумкой в отношении 1 к 3: многие события преувеличенны или вовсе выдуманы. Однако не стоит считать, что и персонажи романов тоже плод фантазии. Ришелье, Мазарини, королева Анна Австрийская, д’Артаньян и другие – все это реально существовавшие люди. Но что на счет миледи? Злодейка-обольстительница, шпионка и просто коварная женщина. Тот, кто скажет, что она всего лишь выдумка, ведь нельзя быть настолько лукавой и спокойно жить – абсолютно не прав.

У этой дамы был очень даже реальный исторический прототип. Хотя история ее жизни кажется вымышленной, так много в ней интриг, хитрых планов и коварства. А вот количество известных исторических личностей, втянутых в ее сети, сделает честь любому историческому роману: королева Мария-Антуанетта, граф Калиостро, и, конечно же она, Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа, ставшая в итоге прототипом миледи из «Трех мушкетеров».

Жанна появилась на свет в 1756 году. Ее происхождение и бедное, и благородное, и в тоже время достаточно пикантное: женщина была в некотором родстве с королевским домом Валуа. Ее семейство происходило от внебрачной связи Генриха II и госпожи Сен-Реми, ну, вы понимаете.

Связь с королевским домом имелась, а большой пользы не было: семья не отличалась большими финансами. Поэтому с раннего детства мать девочки обучала ее искусству женского обаяния и хитрости. Жанна показывала большие успехи в освоении этих наук. Девица, будучи в том возрасте, когда уже можно и нужно, нашла себе жениха – гвардейского офицера графа Ламотта. Жених любил деньги, авантюры и ни имел ни капли совести, в общем, пара быстро нашла общий язык и сочеталась узами брака.

После свадьбы они перебрались в Париж, согласитесь, там возможностей прокрутить авантюру не просто много, а неприлично много. Не успели молодожены как следует осесть на новом месте, как Жанна уже нашла свою цель: кардинала Страсбургского, богача Луи де Рогана. Понятное дело, выбранная цель принадлежала высшему обществу. Однако Жанне, несмотря на ее сомнительное происхождение и бедность, удалось познакомиться с ним лично и получить над ним полный контроль. Девушка умела так себя преподнести, что перед ее чарами никто не мог устоять. Кардинал покорился юной авантюристке и стал осыпать ее деньгами, а главное ввел в свой круг.

Авантюристы люди такие – им всегда мало. Вот и Жанна, попав в высший свет, решила, что хочет большего. Она активно начала распространять слухи, мол знакома с самой Марией-Антуанеттой. Так что свои аферы она часто покрывала ее именем, заявляя, что она ее самая близкая подруга. Конечно, Мария-Антуанетта утверждала, что никогда в жизни не видела Жанну де Ламотт. Но все мы знаем, что обе женщины обладали не дюжей хитростью и умением соврать себе на пользу, так что, кто прав, а кто нет – сложно сказать. Допустим тот факт, что королева действительно приблизила к себе хитрую интриганку, умевшую заводить самые неожиданные и выгодные связи.

Одним из ее знакомых был Алессандро Калиостро – в свое время известный мистик и авантюрист, называвший себя разными именами. С ним Жанна познакомилась в 1784 году, в доме кардинала, и довольно быстро нашла с таинственным графом общий язык. После чего с удовольствием участвовала в его аферах. Совместными усилиями они неплохо морочили голову кардиналу Страсбургскому постоянными разговорами о философском камне, ясновидении, эликсире жизни и так далее. Но все это цветочки по сравнению с потрясающе интересной историей о роковом ожерелье…

Вернемся на десять лет раньше описываемых событий: на дворе 1773 год и король Людовик XV решает преподнести своей фаворитке подарок. Женщина славилась необыкновенной красотой, а значит и подарок должен быть соответствующим. Тогда король заказал воистину необыкновенное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов чистой воды. Думаю, очевидно, что стоимость такого подарка просто баснословная.

Однако преподнести подарок Людовик не успел: в 1774 году он умер, не успев выкупить драгоценности. А его наследник, Людовик XVI, отказался платить за ожерелье, так как оно ему не было нужно. По его мнению, за те деньги он лучше приобретет несколько военных кораблей. Естественно, расстроенные ювелиры остались не удел, и не желая оказаться в прогаре, пытались воздействовать на Марию-Антуанетту. Но королева тоже не пришла в восторг от сверкающего ожерелья, так как сочла его слишком вульгарным. Не найдя покупателя для столь дорого изделия, его отложили в сейф, где сокровище ждало своего хозяина.

И вот про эту давнюю историю и прослышала авантюрная парочка – Жанна де Ламотт и граф Калиостро. Вскоре появился блестящий план. Положение кардинала Луи при дворе тогда пошатнулось. Больше всего на свете он жаждал восстановить былую мощь, заручившись поддержкой королевы. Тут подключилась Жанна: она вовсю убеждала Луи, что сможет помочь любовнику вернуть расположение, так как является хорошей подругой Марии. Калиостро тоже не отставал от своей напарницы и не переставал рисовать будущее блестящее положение кардинала при дворе, если он им доверится. Мошенница практически ежедневно рассказывала любовнику, что постоянно напоминает королеве о ее верном слуге Луи де Рогане. Конечно, не забывала упомянуть, что Мария, мол, очень благосклонно к нему относится. И вот, однажды, Жанна прибыла к Луи с сенсационной новостью – королева ждет его на свидание в версальском парке! Вечером кардинал прибыл к месту встречи и действительно обнаружил там Марию-Антуанетту. После беседы с монаршей особой, Луи получил от нее в подарок розу, которую тот приказал заковать в драгоценную оправу. Окрыленный кардинал не выходил из парка, а летел, на крыльях мечты.

Вскоре раскрылось, что королева-то была ненастоящей. Жанна незадолго до произошедших событий познакомилась с модисткой Николь Леге. Та на удивление была невероятно похожа на королеву. Единственное, что требовалось – это нарядить ее в роскошные наряды и научить держать голову, вуаля, «Мария» готова. За денежное вознаграждение модистка согласилась на аферу, а вот кардинал даже не заметил обмана. Все это было проделано с целью овладения ожерельем. Жанна явилась к ювелирам и объявила, что королева согласна купить драгоценность, но переговоры от ее имени будет вести кардинал Страсбургский. Обманутый Луи, явился к мастерам и от имени королевы приобрел украшение за 1 миллион 600 тысяч ливров. Часть он заплатил наличными, на другую – выдал заемные письма на различные сроки. Когда наступил срок первого платежа, деньги не были уплачены, более того выяснилось, что подпись королевы на условиях покупки ожерелья похожа на поддельную.

Ювелиры, а заодно и полиция, и сам король, вышли сперва на кардинала, но тот указал на Жанну. Как оказалась, она уже готовилась бежать, но не успела. Ее арестовали, Жанна пыталась прикрыться тем, что всего лишь выполняла приказы Калиостро. Но вскоре в Бастилии оказались все: Жанна де Ламотт, Луи де Роган и граф-авантюрист. Все, кроме графа де Ламотта, который успешно скрылся в Лондоне. Кстати, вскоре на ювелирном рынке появились бриллианты неописуемой чистоты.

Однако в Париже времени не теряли, начался процесс века – разбирательство дела об ожерелье королевы. В конце мая 1786 года парижский парламент признал кардинала Луи де Рогана и графа Калиостро не виновными, последнему, правда, приказали в течении двух недель исчезнуть из столицы. А Жанна была осуждена по всей строгости, также, как и ее супруга (заочно) парламент приговорил к телесному наказанию, клеймению и вечному заключению в тюрьме. Рассказывают, что во время клеймения, Жанна дернулась и букву «V», что значило «воровка», пришлось ставить второй раз. После преступницу отправили в тюрьму, но в скором времени она абсолютно таинственным образом исчезла. Еще некоторое время спустя, женщина появилась в Лондоне, где издала сенсационные материалы о положении дел при французском дворе. Эти мемуары, да вообще, вся история с ожерельем здорово подпортила репутацию Марии-Антуанетте.

О дальней судьбе Жанны много не известно. Есть версия, что она совершила самоубийство, выбросившись из окна своей гостиницы в Лондоне, приняв стучавшего в дверь кредитора мужа, за французского агента. Однако, это не единственная версия. В «Русском архиве» — историко-литературном журнале, издававшемся в Москве, есть информация о некой графине де ля Мотт, прибывшей в Россию в 1812 году, перед самым вторжением Наполеона, и принявшей русское подданство как графиня де Гаше. До 1824 года она прожила в Петербурге, где входила в высший свет. В 1824 году до Александра I дошло известие о пребывании де Гаше в столице через камеристку императрицы. Александр пригласил графиню к себе во дворец, а после беседы она была фактически выслана в Крым, где и скончалась в 1826 году в местечке Старый Крым.

История Миледи оказалась еще более интересней,чем показали в кино! И написал Дюма!
Удивительно,что умерла Миледи в Крыму!

Однажды знаменитый Севастопольский художник и бард Валентин Стрельников, рассказал мне, что в 50-е годах, когда он жил в Старом Крыму, видел захоронение покрытое каменой плитой, графини Де ля Мот, которое находилось рядом с армянской церковью.

Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа родилась в 1756 году в Бар-сюр-Об, во Франции. Ее отец Жак Сен-Рени, был незаконнорожденным сыном короля Генриха II. Её матерью была Николь де Савиньи.

После кончины отца семилетняя Жана жила милостыней. Возле неё проезжала маркиза Буленвилье, которая заинтересовалась её историей. Маркиза проверила родословную девочки и взяла к себе в дом. Когда девочка подросла то поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.

Жана де Валуа Бурбон, графиня де ла Мот, графиня Гаше она же графиня де Круа, героиня романа А. Дюма «Ожерелье королевы», которая также послужила созданию образа Миледи в романе «Три мушкетёра», действительно окончила свой жизненный путь в Крыму. О ней также писали литераторы: Ф. Шиллер, братья Гонкур, С. Цвейг.

Жана обманом завладела бриллиантовым ожерельем, предназначенным для фаворитки Людовика 15. Когда эта авантюра была раскрыта, то она была арестована, и ей на плече выжгли клеймо и посадили в тюрьму.

Она вышла замуж за офицера графа Ла Мот, офицера гвардии графа д’Артуа. и переехала в Париж. Граф Беньо, так описывает ее наружность: прекрасные руки, необыкновенно белый цвет лица, выразительные голубые глаза, чарующая улыбка, маленький рост, большой рот, длинное лицо. Все современники говорят, что она была очень умна. В 1781 году, она появилась при дворе Людовика XVI и стала близкой подругой его жены Марии-Антуаннеты.

Портрет графини Де Ла Мотт

В декабре 1784 года ожерелье из 629 бриллиантов, изготовленное ювелирами Бемером и Боссанжем для фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри и оставшееся не выкупленным по причине кончины заказчика, и показали его императрице Марии-Антуаннете. Ожерелье стоило огромных денег 1 600 000 ливров. Она отказалась его купить. Его решил выкупить кардинал Страсбурсский Луи де Роган. Он дал им аванс. Перед тем как кардиналу необходимо было отдавать ювелирам остаток суммы, к нему неожиданно явился итальянец Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, которому Роган был должен большую сумму. Кардинал был человеком чести, поэтому долг графу отдал, и остался совершенно без денег. В результате колье оказалось в руках де Ла Мотт, а ювелиры получили фальшивую расписку королевы, изготовленную приятелем Жанны Рето де Вилетом. Ювелиры пришли к королеве, и потребовали деньги по фальшивой расписке. Разразился скандал. Все участники этой истории - Жанна де Ла Мотт, кардинал де Роган, де Вилет - были заключены в Бастилию. Сюда же прибыл и граф Калиостро.

По решению суда 31 мая 1786 года Рогана лишили духовного сана, а Калиостро попросту выслали из Франции, были оправданы, Рето де Вилет приговорен к пожизненной каторге на галерах, а Жанна Валуа де Ла Мотт была бита кнутами и клеймена. Во время наказания Жанна так извивалась, что палач промахнулся и поставил клеймо ей на грудь, и на ее теле появились сразу две лилии. Вторую печать ей поставили, когда она уже была без сознания.

Во время суда Жанна ударила Калиостро медным подсвечником. Колье так и не нашли - 629 бриллиантов, оправленных в золото, пропали бесследно. Жана бежала из тюрьмы и вместе с Калиостро, который организовал побег, оказалась в Англии. В 1787 году в Лондоне вышли ее мемуары. «Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même» («Жизнь Жанны де Сен-Реми, де Валуа, графини де ля Мотт и т. д., описанная ею самой»). Мария-Антуанетта прислала из Парижа графиню Полиньяк, чтоб она выкупила книги Жанны, которая согласилась отказаться от своего произведения за 200 тысяч ливров. Возможно, эта книга де Ла Мотт стала одной из причин Великой французской революции, которая в 1789 году уничтожила не только монархию, но и физически Людовика XVI c Марией-Антуаннетой. Причем императрицу казнил тот же палач, что клеймил Жанну де Ла Мотт.

26 августа 1791 года Жанна организовала собственные похороны. Причем она лично присутствовала на процессии в Лондоне и шла за пустым гробом, поглядывая по сторонам из-под черной вуали. Оказавшись на свободе, она выходит замуж за графа де Гаше, и меняет свою фамилию. Став графиней Гаше, Жанна покидает Англию, и появляется в Петербурге. Здесь через свою знакомую митрисс Бирх урождённой Cazalet, она знакомится с Екатериной-2, которой и рассказывает о Калиостро, который также в это время, появляется в столице. Калиостро был выслан из России. Екатерина-2, написала две пьесы “Обманщик” и “Обольщённый”, которые шли на столичных сценах. Продав бриллианты графу Валицкому, графиня де Гаше безбедно жила в России. В 1812 году графиня приняла русское подданство. 10 лет прожила Жанна де Ла Мотт - Гаше в Петербурге. Французское правительство не раз делало запрос по выдаче Жанны, но покровительство Императрицы её спасало. При императрице Елисавете её камеристкой была митрисс Бирх. В 1824 году Император Александр Павлович встретился с Жанной и повелел ей выехать из Петербуга в Крым. Вместе с ней выехали княгиня Анна Голицына и баронесса Крюденер, её роман «Валери» вызывал восторг у современников, эта книга была и в библиотеке А.С. Пушкина, он с похвалой отзывался о «прелестной повести баронессы Крюденер». Дамам также поручили сопровождать в Крым партию иностранных колонистов, более ста человек.

До Крыма добирались полгода, они плыли на барке по Волге и Дону. Во время бури на Волге барка едва не перевернулась, всех спасла княгиня Голицына, которая приказала срубить мачту. На полуостров она прибыла в 1824 году. В городе Карасубазар, умерла от рака баронесса Варвара Крюденер, здесь её и похоронили. Вначале Жанна, вместе с Жюльеттой Беркгейм, дочерью покойной баронессы Крюденер, поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Княгиня ходила в шароварах и длинном кафтане, всегда с плетью в руке, ездила повсюду верхом, сидя в седле по-мужски. Местные татары прозвали её «старуха с гор». Графиня де Гаше, в это время была пожилой, но стройной дамой, в сером строгом рединготе, седые волосы, прикрывал чёрный бархатный берет, с перьями. Умное, приятное лицо оживлялось блеском глаз, её изящная речь была пленительна.

Вскоре графиня переехала в Артек, во владения польского поэта графа Густава Олизара, который прятался здесь от несчастной любви. Он просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. Он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя по побережью, он высказать свой восторг, окружающим пейзажам. Извозчик, разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, у которого всего за два рубля серебром, влюбленный поэт, стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

Тогда это был единственный дом на всем семикилометровом отрезке от Гурзуфа до Аю-Дага. Крым еще только начинал осваиваться. Дом был построен мастером по выжиганию извести возле своих печей. Остатки этих печей были раскопаны при строительстве одного из корпусов Артека.

Жила графиня со своей служанкой в этом домике даче Ашера, который сохранился до сих пор. Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева, основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Также они проповедовали местному населению идеи социализма Франсуа Фурье. Полиция заинтересовалась Жанной, и ей пришлось переехать в Старый Крым. Здесь она жила со своей служанкой в маленьком домике. Графиня была нелюдимой, избегала общения и одевалась странно. Она носила полу мужской костюм, и всегда с собой носила пару пистолетов за поясом. Местные жители называли её графиней Гашер.

Графиня Гаше умерла 2 апреля 1826 года. Её похоронили в Старом Крыму. Отпевали усопшую два священника - русский и армянский. Могилу накрыли каменной плитой, которую графиня заказала каменотёсу заранее. На ней была высечена ваза с акантовыми листьями - символ триумфа и преодоления испытаний, под ней - затейливый вензель из латинских букв. В нижней части плиты был высечен щит, на котором обычно помещают имя и даты. Но он остался чистым.

Старушки, обряжавшие её в последний путь, обнаружили на её плече клеймо, две лилии. Из Петербурга сразу же послали нарочного, для того, чтоб найти шкатулки с бумагами графини.

Барон И.И. Дибич начальник штаба Императора, пишет Таврическому губернатору Д.В. Нарышкину. От 4.08.1836 г. №1325. «В числе движимого имения, оставшегося после смерти графини Гашет, умершей в мае сего года близ Феодосии, опечатана темно-синяя шкатулка с надписью; «Marie Cazalet», на которую простирает свое право г-жа Бирх. По высочайшему Государя Императора повелению, я прошу покорно вас, по прибытию к вам нарочного от С-т Петербургоского военного генерал-губернатора и по вручении сего отношения, отдать ему сию шкатулку в таком виде, в коем оная осталась по смерти графини Гашет». При получении послания Нарышкин Д.В., губернатор Таврического края, пишет чиновнику особых поручений Маеру; «имущество её описано тамошней ратушей при бытности назначенных графиней Гашет изустно перед кончиной своей душеприказчиков; колл. Секр. Барона Боде, иностранца Килиуса и заведующего делами покойной феодосийского1-й гильдии купца Доминика Аморети, которое, по распоряжению губернского правительства, взято в ведомство дворянской опеки.

В описи имуществу показано четыре шкатулки, без о значения, однако, каких они цветов, но одна, под № 88…вероятно, это та самая шкатулка, о которой г. начальник главного штаба пишет мне».

«…Майер нашёл две шкатулки: одну тёмно синюю, с надписью золотыми литерами: Miss Maria Cazalet, другую - красную, при коей на ключике имелся на ленте билетик с надписью: pou M.de Birch. Но обе… не были опечатаны и, так сказать, открыты, ибо ключи от них находились у того же барона Боде”

Выяснилось, что в Старый Крым Боде прибыл через сутки после смерти графини. Барону Боде, ешё при жизни, графиня поручила распродать своё имущество, а все вырученные средства отослать во Францию, в город Тур, некоему господину Лафонтену. Боде исполнил волю графин. Маер же больше всего интересовался бумагами, которые были в шкатулке. Но их не было. Были допрошены местные жители. Они рассказали, что на ней был, ещё один костюм, плотно закрывающий её с головы до ног. Татарин Ибрагим - мальчик пятнадцати лет, рассказал: Я видел графиню перед смертью, она много бумаг сожгла. А один свиток поцеловала и положила в шкатулку.

Граф Пален 4.01.1827 г. писал Нарышкину.”Г. генерал Бенкендорф препроводил ко мне письмо на имя барона Боде, из которой видно подозрение на некоторых лиц, ….в похищении и утайке бумаг её. … . Дополнительное следствие, по истечении которого Палену было доложено.”Факт похищения бумаг установить удалось, но фамилии похитителей неизвестны”.

"Губернатор Нарышкин поручил следствие чиновнику Ивану Браилко. Барон Боде. вручил ему два письма графини де Гаше. Эти письма вместе с отчетом о следствии были немедля отправлены в Санкт-Петербург

В 1913 году писатель Луис Алексис Бертрен (Луи-де- Судак) создал франко-русскую комиссию- которая сделала вывод, что графиня Гаше действительно похоронена в Старом Крыму. Во время оккупации Крыма в 1918 г. немецкие офицеры фотографировались возле захоронения Гаше. На плите были видны королевские вензеля Марии-Антуанеты. В 1913 году художник Л.Л. Квятковский нашёл могильную плиту и зарисовал её. В 1930 году другой художник П.М.Туманский также видел и зарисовал эту плиту. Рисунок сейчас находится в Петербургском архиве. В 1956 году Симферопольский краевед Фёдор Антоновский показал плиту Р.Ф. Колояниди и её брату, Николаю Заикину, который и сфотографировал плиту. Впоследствии Антоновский подарил это фото, клубу любителей истории Севастополя. Могила находилась вблизи армяно-григорианской церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) . Церковь снесли в 1967 году. В 90-х годах, эту плиту Виталий Колояниди, вместе с музыкантом Константином, принес к себе домой. В 2002 году, Виталий показал плиту, своему товарищу, краеведу Колесникову Э.В. В 1990-х годах Константина лишают жизни, прямо рядом с захоронением Миледи. Виталий погиб 9.05. 2004 года. Что интересно в 1992 году, когда мы путешествовали по Крыму вместе с исполнительницей роли Миледи в фильме “Три мушкетёра”, Маргаритой Тереховой, то Маргарита попросила меня заехать в Старый Крым, не зная всей этой истории. И сейчас, когда вы едете в Феодосию и Коктебель, то проезжаете рядом с прахом графини Жанны де Валуа Бурбон, Графини Де Ла Мот, графини Де Круа, графини Гаше, Миледи.