Почему свое произведение надежда тэффи назвала преступник. Сборник «Рассказы о детях

Н. Тэффи

Имя Надежды Тэффи должно быть известным каждому ребенку, не говоря уже о взрослых. Хотя эта блестящая писательница не ориентировалась на детскую аудиторию, я все же хочу порекомендовать для чтения детям (не младше 8-и лет) ее чудесный рассказ "Кошка господина Фуртенау", который научит подрастающее поколение таким важнейшим понятиям, как любовь, забота, порядочность и доброта.

Еще один замечательный рассказ - "Преступник" - о маленьком мальчике по имени Вовка, который стал воровать вещи у своих одноклассников и родственников, тоже, на мой взгляд, должен быть прочитан и детьми, и взрослыми.

Итак...

Кошка господина Фуртенау

"Было это дело в маленьком городке, в Зоннебахе, на церковной площади...

Квартирки в Зоннебахе редко пустовали, особенно маленькие, и не успели похоронить старую ведьму, занимавшуюся трикотажем без малого сорок лет, как в ее уютные и чистенькие две комнатки с кухней въехал новый жилец. Это был высокий худой старик, очень серьезный и почтительный. Поклажу привез за ним артельщик на ручной тележке. Крытый клеенкой диван, кресло, складной столик и большую обвернутую зеленой тряпкой клетку. Мальчишки, глазевшие на этот переезд, сразу догадались, что в клетке приехала кошка.

Догадка в тот же вечер подтвердилась, потому что слышно было, как старик звал кошку и она в ответ мяукала.

Питти! Питти! Питти! - звал он. - Хочешь молочка?

И кошка отвечала: - Мау! Мау!

Довольно грубо отвечала. Должно быть, кот, да и не молодой. Так водворился старичок на новом месте. Утром, как и все, уезжал в трамвае в город, вечером возвращался, приносил кулечки, хозяйничал, разговаривал с кошкой, и она отвечала "мау". Сначала соседи, как водится, любопытствовали, спрашивали у сторожихи, кто он, да где служит, и почему никто к нему в праздник не приходит - ко всем ведь кто-нибудь приезжает, либо родные, либо друзья...

Фамилия старичка была Фуртенау. Пошли дни за днями, ночи за ночами. Весенние ясные, летние жаркие, зимние холодные, осенние скучные. Дул ветер, скрипел ржавый петух-флюгер на шпице старой колокольни, плыла луна. Скучно. К старику привыкли, но вот милая его кошечка не особенно соседям нравилась. Начать с того, что надоели вечные разговоры: - Питти! Питти! Питти! Хочешь молочка? Мау! Мау! Просто надоело. Стали даже думать - хоть бы выдрал он эту кошку, чтобы она как-нибудь иначе поорала. Потом вышла такая история..."

О том, какая вышла история и что же это за кошка была, мяукающая басом, вы узнаете, прочитав этот маленький, но, как и все произведения Н. А. Тэффи, содержательный, остроумный и поучительный рассказ.

Преступник

"... Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: "Что это за карандаш?" - не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом: "Это нам в школе дали".

С моим Вовкой беда, - испуганно рассказывала Вовкина мать своей приятельнице. - Вера, милая, по-моему, он в школе у мальчишек карандаши таскает. И не признаётся. Как быть? Надо что-то предпринять, а то, если пойдёт дальше, ведь из него определённый вор выйдет. Что же делать?

Подожди, я попробую, - решила Вера. - У меня он не отверится. Завтра же приду и поговорю.

Только, ради бога, не очен строго! Он ведь маленький.

Маленький, но психология уже заправского вора. Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьезно и скоро.

Как Вовка был выведен на чистую воду и что с ним случилось дальше? Прочитайте рассказ, и всё узнаете.

1 урок

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель:

-Откройте содержание учебника и найдите фамилию авто­ра и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступник».)

-Знакома ли вам писательница?

-Найдите в словаре значение слова «преступник».

-Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении?

Работа по теме урока

Работа по учебнику

-Что значит «страсти»?

-О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58-61.)

-Значение каких слов нужно найти в толковом словаре?

-Кто рассказал нам эту историю?

-Кто же «преступник»?

-Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание ка­рандаша.

-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».)

-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова?

-Какой литературный прием использовала автор? (Прием контраста, который создается при противопоставлении классной комнаты и карандаша.)

-Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш - «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната - «скучная, се­ренькая, все блеклое и унылое».)

-Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка по­пробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.)

-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

Домашнее задание: с. 58 – 61 – читать, составить описание карандаша

2 урок

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель: учить черты характера героя, учить обна­руживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Продолжение работы по теме урока

(Чтение второй части рассказа на с. 61-63.)

-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».)

Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны на с. 63.

-Вы понимаете, что имеет в виду Волшебница? Можете про­должить ее мысль? (Во-первых, если мама сама вернет ка­рандаши, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.)

-А во-вторых? Прочитайте продолжение высказывания Ани­шит Йокоповны.

-Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.)

-Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)

-Сработал ли план маминой подруги?

-Чем же закончилась эта часть?

-Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Под­твердите словами из текста.

Домашнее задание

Составить рассказ о Вовке.

3 урок.

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель: учить черты характера героя, учить обна­руживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Работа по теме урока

-Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем рассказ в учебнике на с. 64-67.)

-Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?

-Найдите восклицательное предложение во втором абзаце.

-Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать?

-Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрас­ного?

-В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?

-Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?

-Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном на­перстке. Какие строчки подтверждают, что наперсток вы­зывает у Вовки восхищение?

-Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?

-Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи?

-Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?

-А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?

-А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.

-Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента.

-А сестра Буба - настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.

-Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите са­мые смешные строчки.

-Почему смешно, когда мы читаем?

-Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)

(Чтение последней части рассказа на с. 68-69.)

-Что вы можете добавить к характеристике Вовки?

-Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?

-Почему эта реакция кажется смешной?

Домашнее задание

Пересказ данной части рассказа

Урок литературного чтения в 3 классе

Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога:

С помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание, память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, а также:

духовно-нравственному воспитанию,

принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой;

Учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группах.

Участвовать в диалоге на уроке;

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: ноутбук, презентация к уроку, Литературное чтение. Учебник. 3 кл. Ч. 2

Н. А. Чуракова. М. Академкнига., толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, сигнальные карточки – светофорчики, смайлики 2 видов, солнце, иллюстрация с карандашом, карточки с вопросами и ответами (для использования метода «Доводящие карточки», 6 шляпок (для использования метода Эдварда де Боно).

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности. Орг. момент.

Цель: включить учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Сегодня у нас гости « Гости на порог – счастье в дом» (хором)

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

2.Подготовка к восприятию.

Цель: формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

Какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слова «поступок» и «проступок»?

Подберите синоним к слову проступок и найдите в содержании учебника произведение, с которым нам предстоит работать на уроке

К какому разделу относится рассказ?

Не кажется ли вам несовместимыми, противоречивыми понятия «преступник» и «смех»? Попытаемся разобраться в этом на уроке

3.Сообщение темы урока и формулировка целей урока

Н. Тэффи «Преступник» Слайд 4

Сформулируем цели урока:

Познакомиться с творчеством Н. Тэффи; приступить к чтению и анализу текста «Преступник»;

Дать первичную характеристику героя и оценку его действий;

Формировать умения работать в коллективе, слышать и понимать речь других;

Работа по теме рассчитана на 3 урока

4..Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель:- развивать умения и навыков чтения, слушания и говорения;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением

А. Слушание грамзаписи – 1 часть Слайд 7

После слушания предлагаю ответить на вопросы:

Как зовут героя рассказа?

Что вы узнали о нём?

Б. Первичное чтение 1 части про себя. Словарная работа. Слайд 8

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Ознакомьтесь с текстом и найдите их

- «Совет Мудрейших» работает с толковым словарём русского языка Ожегова и даёт нам толкование этих слов

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.)

В. Беседа по восприятию с опорой на текст. Обмен мнениями

Что является предметом страсти Вовки? (Карандаш)

Такой? (показываю иллюстрацию карандаша, не совпадающую с описанием в учебнике)

Прочитайте описание карандаша

Является ли причиной, мотивом кражи необычная красота карандаша?

Найти в тексте ещё доказательства того, почему герой решил любыми способами заполучить себе этот предмет.

Сделаем вывод: почему мальчик украл карандаш?

Можно ли понять Вовку в данной ситуации и встать на его сторону?

А у вас возникали такие желания в вашей жизни?

Г. Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление

с использованием методики «Доводящие карточки »)

Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в парах.

Используем методику «Доводящие карточки»

Карточка №1.

Вопрос

Ответ

1.Сразу ли Вовка украл карандаш?

Сначала он сказал, что карандаш его. Потом просил у хозяина порисовать им. Затем лишь украл

2. Понимал ли он, что совершил преступление?

Отлично понимал и хмурил брови

3.Как он повёл себя по отношению к маме?

Обманул её.

Пытался перевести разговор

Карточка №2.

Вопрос

Ответ

1. Опиши поведение Вовки после преступления

Скакал на одной ноге.

Орал во всё горло.

Залезал играть под диван.

Тихо пел песню без слов

2. Для каких целей нужен был ему карандаш?

Нужен как красота, а не как польза.

Приятно было смотреть на него.

Вертеть в руках.

Катать по полу.

Поглаживать

3. Какова была реакция Вовки, когда Буба дотронулась до предмета?

Завизжал, как от боли.

Закричал: «Это моё!»

-Сделаем вывод . Что можно сказать о поведении героя до кражи и после неё? (поведение странное, необычное…)

Могла ли этого изменения в поведении сына не заметить мама?

А ребята в школе? Учительница?

Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой.

Что обозначает последнее предложение 1 части текста?

Можно ли было избежать повторной кражи?

5. Физкультпауза

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

6.Продолжение работы по теме. Обобщение и выводы.

Цель : связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Методика мышления «Шесть шляп»

Эмоции Задание «Изобразить предмет страсти Вовки»

Обобщение Задание «Подобрать пословицы, подходящие к прочитанному тексту»

Факты Задание «Чтение по ролям» Цель: «Поведение героя»

Творчество Задание «Придумать продолжение рассказа»

Достоинства Задание «Найти слова в защиту героя»

Проблемы Задание «Кто виноват в данной ситуации? Перечислить»

Вы осуждаете поступок Вовки?

Как называется рассказ?

Это серьёзное произведение или смешное?

Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой

7.Домашнее задание:

Цель : организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) Подобрать фактический материал в пользу главного героя;

б) Составить список литературы (3-5 рассказов, авторы), где затрагивается схожая проблема у детей.

8. .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: осознание учающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Совпали ли ваши желания в начале и конце урока?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Какое у вас настроение после урока?

Спасибо за урок.

Надежда Александровна Тэффи и её книги для детей Презентацию выполнила ученица 3класса МБОУ «Погорельская СОШ» Прохорова Виктория по руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б.

Тэффи для детей Ее произведения печатались в сборниках классиков для детей.

Надежда Александровна любила писать юмористические рассказы. Она умела о серьёзных вещах рассказывать с усмешкой и юмором, помогала детям постигать секреты смешного.

Имя Надежды Тэффи малоизвестно в детских кругах, но её произведения захватывают юного читателя.

Так интересно, с юмором, названы произведения.

Вот страницы её произведений…

Заинтересовались? Возьмите книги в библиотеке! Приятного вам чтения и хороших впечатлений!

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

У читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики, конверт с письмом.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

  1. Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель :формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели .

Цель:

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.

III.Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением .

Обратите внимание на название. Что заметили ? (*)

1. Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. (Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

Познакомимся с содержанием рассказа.

2 . Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

– Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV.Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события . Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV.Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?

VI. Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Надежда Александровна Тэффи Презентацию выполнила ученица 3 класса МБОУ «Погорельская СОШ»Зубцовского района Тверской обл. Асатрян Нвард. под руководством учителя начальных классов Черкуновой Е. Б. Р

Тэффи Надежда Александровна Настоящая фамилия - Лохвицкая. Это русская писательница и поэтесса. Тэффи – это псевдоним.

Родилась 1872 в Санкт-Петербурге.

Надежда Тэффи вспоминала: «Я родилась в Петербурге весной, a наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня … два лица: смеющееся и плачущее». Её известность была столь широка, что появились духи «Тэффи» и конфеты «Тэффи».

Надежда Тэффи любила писать юмористические рассказы. Она всегда соединяла юмор с грустью….

Она сочиняла и веселые, лукавые песенки, придумывала к ним музыку и пела под гитару.

Надежда Тэффи прожила 80 лет. Умерла Тэффи в Париже в 1952.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока. Надежда Тэффи «Преступник»

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон. Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию. Надобности - необходимость, потребность, дело. Порядочный (человек) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость Легальный – не нарушающий закона Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой Выгореть - то же, что и удастся. Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели. Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. Словарная работа

11.Предмет, возбуждающий его cc трасть вертелся под самым носом. 2.Карандаш - единственная радость мира. 3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови. Маленький, а отвечает басом. На другой день он переменил тактику.

Обсудите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Работа в паре

…Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку. - Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял. - Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность… Буба с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА Краткая характеристика класса:

Подбор учащихся сложный: уровень способностей у большинства учащихся ниже среднего, из 20 учащихся на «4» и «5» по итогам 1 триместра 3 человека. Из них 1 – на «5», 1 имеет 1 –«4» т. с. 2 ученицы обнаруживают высокие способности к обучению, 3 – занимаются на уровне выше среднего, но имеют по 1 -2 «3» по предметам по итогам 1 триместра, остальные слабые, уровень - ниже среднего и низкий.

У многих детей нарушено звукопроизношение, Хорошо то, что дети не стесняются своих дефектов. Ребятам свойственно доброжелательное отношение друг к другу, забота, готовность выручить одноклассника. Планируя урок, старалась учесть особенности учащихся класса. В целом в классе низкий уровень техники чтения и слабая долговременная память. Работать трудно.

При определении цели и задач учитывала программные требования, содержание учебного материала.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему, цели урока определяли сами ученики, оценивали свою работу и работу одноклассников.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. Мне и детям очень нравится работа с презентациями.

На уроке привлекала внимание к дополнительным источникам, дети работали с толковым словарём Ожегова. Хорошо, что УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает такую работу (2 часть учебника «Русский язык» содержит словари). На уроке имела место межпредметная связь (урок русского языка?, урок ОРКиСЭ)). Я тщательно изучила текст произведения. Пришла к выводу, что он очень трудный. Практически каждое предложение заслуживает анализа, составляла задания, подбирала вопросы исходя из содержания текста.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска учеников в исследовании текста . Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Проблема, которая стоит передо мной на каждом уроке, низкий уровень чтения, чтобы заинтересовать учащихся, старалась применять разные виды работы с текстом, направленные на его неоднократное прочитывание.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности, был посилен для учеников класса, учитывались индивидуальные особенности учащихся. Дети показали высокий уровень активности. Это говорит о том, что урок им понравился.

Учащиеся доброжелательны друг к другу. Очень любят и умеют оценивать свою работу и работу одноклассников. Считаю, что этап рефлексии был проведен на высоком уровне.

Подводя итог, хочется сказать, что мне как учителю было интересно и приятно работать на уроке. Цели достигнуты. Урок удался.


Рыбакова Галина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Липковская СОШ №2"
Населённый пункт: город Липки Тульская область
Наименование материала: конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ
Тема: Знакомство с творчеством Н. Тэффи. Работа над рассказом "Преступник".
Дата публикации: 05.01.2018
Раздел: начальное образование

Открытый урок

литературному чтению

в 3 классе.

УМК «Перспективная

начальная школа»

Урок разработала учитель первой категории МКОУ«Липковская СОШ №2» Рыбакова Г.В.

Тема урока. Работа над произведениемН. Тэффи «Преступник»

Ц е л ь

д е я т е л ь н о с т и

п е д а г о г а: с помощью системы вопросов побудить детей

неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям:

подтверждения

обнаружения

фрагмента;

исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять

смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию,

принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

П л а н и р у е м ы е

р е з у л ь т а т ы:

личностные УУД:

проявление

устойчивого

познавательного

интереса

литературных

произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в

группе. участвовать в диалоге на уроке;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

при анализе прозаических

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной

основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его

лучики, конверт с письмом.

Х о д

у р о к а

Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам никак нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Пусть наше

солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце

Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель :формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной

деятельности нового материала.

- Вспомнитеназвание темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели.

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –

Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы с этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Ходань Митя подготовил к уроку выступление.

Посмотрите презентацию «Книги ТЭФФИ для детей».

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

III.Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением.

Обратите внимание на название. Что заметили? (*)

1.Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить

подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.

Предположите, кто может являться главным героем произведения? О чём пойдет речь?

2 .Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

– Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 и 2 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV.Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования

эмоционально-ценностного

отношения

действительности;

систематизация

чувственного и этического опыта учеников.

Догадайтесь,сколько лет Вовке,если он уже ходит в школу,но младше своей сестры Бубы.

-Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика?

(Перечитайте

описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает

впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить

карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с.

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с.

60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события .

Просигнальте свое мнение.

Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

-Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV.Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса

карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью

пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

- Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй

усмешкой?

Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться

события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба

отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с

уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка

осознал свою вину?

VI. Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов

своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный