Почему произведение называется первая любовь. Главные герои повести

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Первая любовь» рассказывает о душевных переживаниях юного героя, чьи детские чувства переросли в практически неразрешимую проблему взрослой жизни и отношений. Произведение также затрагивает тему отношений между отцом и сыном.

История создания

Повесть была написана и опубликована в 1860 году, в Санкт-Петербурге. В основу произведения лег реальный эмоциональный опыт писателя, поэтому между его биографией и событиями повести можно провести четкую параллель, где Володя или Владимир Петрович — сам Иван Сергеевич.

В частности в своем произведении Тургенев полностью описал своего отца. Он стал прототипом для персонажа Петра Васильевича. Что касается самой Зинаиды Александровны, то прототипом для ее персонажа стала первая любовь Ивана Сергеевича Тургенева, которая также являлась любовницей его отца.

За счет подобной откровенности и перенесения жизни реальных людей на страницы повести, публика встретила ее довольно неоднозначно. Многие подвергли Тургенева осуждению за его излишнюю откровенность. Хотя сам писатель не раз признавался, что не видит в подобном описании ничего плохого.

Анализ произведения

Описание произведения

Композиция повести строится как воспоминание Володи о своей юности, а именно — о первой почти детской, но серьезной влюбленности. Владимир Петрович — 16-летний юноша, главный герой произведения, который приезжает в загородное семейное поместье с отцом и другими родственниками. Здесь он знакомится с девушкой невероятной красоты — Зинаидой Александровной, в которую бесповоротно влюбляется.

Зинаида любит флиртовать и обладает весьма капризным нравом. Поэтому позволяет себе принимать ухаживания и от других молодых людей, помимо Володи, не делая никакого выбора в пользу какого-нибудь одного, конкретного кандидата на роль своего официального ухажера.

Чувства Володи не вызывают у нее взаимности, порой девушка позволяет себе насмехаться над ним, высмеивая их разницу в возрасте. Позже главный герой узнает, что объектом вожделения Зинаиды Александровны стал его собственный отец. Незаметно подглядывая за становлением их отношений, Владимир понимает, что Петр Васильевич не имеет по отношению к Зинаиде никаких серьезных намерений и планирует вскоре бросить ее. Осуществив задуманное, Петр покидает загородный дом, после чего внезапно для всех умирает. На этом Владимир прекращает свое общение с Зинаидой. Спустя время он, однако, узнает о том, что она вышла замуж после чего скоропостижно скончалась во время родов.

Главные герои

Владимир Петрович — главный герой повести, 16-летний юноша, который переезжает в загородное поместье вместе со своей семьей. Прототипом персонажа является сам Иван Сергеевич.

Петр Васильевич — отец главного героя, который женился на матери Владимира из-за ее богатого наследства, которая ко всему прочему была гораздо старше его самого. За основу персонажа был взят реально существующий человек, отец Ивана Сергеевича Тургенева.

Зинаида Александровна — молодая 21-летняя девушка, живущая по соседству. Имеет весьма легкомысленный нрав. Отличается заносчивым и капризным характером. Благодаря своей красоте не обделена постоянным вниманием ухажеров, в том числе от Владимира Петровича и Петра Васильевича. Прототипом персонажа считается княжна Екатерина Шаховская.

Автобиографическое произведение «Первая любовь» напрямую связана с жизнью Ивана Сергеевича, описывает его отношения с родителями, главным образом с отцом. Простой сюжет и легкость изложения, которой так славится Тургенев, помогает читателю быстро погрузиться в саму суть происходящего вокруг, а главное — поверить в искренность и пережить вместе с автором весь его эмоциональный опыт начиная от умиротворения и восторга и заканчивая настоящей ненавистью. Ведь от любви до ненависти всего один шаг. Именно этот процесс и иллюстрирует главным образом повесть.

Произведение демонстрирует как именно меняются отношения между Володей и Зинаидой, а также иллюстрирует все изменения между сыном и отцом, когда речь заходит о любви к одной и той же женщине.

Переломный момент взросления главного героя в эмоциональном плане как нельзя лучше описан Иваном Сергеевичем, ведь за основу взят его реальный жизненный опыт.

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Разделы: Литература

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

  1. Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпи-лог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вни-манием и интересом читал повесть?
  2. Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его заняти-ях, в главах II, III, IV осуществляется за-вязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В гла-ве XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, дока-зывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дру-жеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне гос-пожи Дольской. Особенностью этой турге-невской повести о любви является посто-янная напряженность действия, дина-мизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стре-мятся к разгадке.

  3. Тургенев говорил, как свидетельствуют совре-менники, что «это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь» — это пережито». Могут ли эти слова Тур-генева убедить нас в том, что «Первая любовь» — автобиографическая повесть?
  4. Конечно, ведь писатель говорит о пере-живании тех чувств, которые он испыты-вал в юности. Удовольствие от перечи-тывания повести, которая не сочинена, а «сама жизнь», свидетельствует о бли-зости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

  5. В процессе работы над повестью автор осо-бенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были «прекрасные глаза», потом «глу-бокие темно-серые глаза», затем «ласковые, чудес-ные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза». Попробуйте обосновать этот окон-чательный вариант Тургенева.
  6. Пожалуй, «светлые глаза» самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия «прекрас-ные», «ласковые, чудесные», «живые», так как эпитет «светлые» имеет не толь-ко цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность ге-роини, а она, эта сущность, — светлая, независимо от более точных цветовых от-тенков.

  7. Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.
  8. Сны отражают настроение героев повес-ти и предвещают наступление решитель-ных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавлен-ный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным со-бытиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и траги-ческий конец Зинаиды.

  9. Тургенев — признанный мастер пейзажа. Най-дите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.
  10. Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. «На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы». Герой призна-ется, что немые молнии, казалось, отве-чали тем немым и тайным порывам, ко-торые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины приро-ды с рисунком чувств, ощущаемых Вла-димиром.

  11. В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный ры-вок от восторга к прозаическому поступку: «Сад… Фонтан… — подумал я. — Пойду-ка я в сад». Как можно объяснить это сопоставление? Материал с сайта

    Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

  12. Помогло ли вам раздумье над текстом «Пер-вой любви» понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?
  13. Герой повести — почти ребенок, и каж-дое его переживание несет печать его воз-раста. Его любовь — светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти беско-рыстное. Оно охватывает человека, кото-рый только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожида-ний. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и люб-ви: «О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое упо-требить бы не сумела…»