Почему не любят кавказцев. Почему кавказцы не любят русских За что русские не любят хачей

Почему в России не любят кавказцев? Каковы политические, социальные и бытовые причины растущей межэтнической напряженности? Почему приезжающая с Кавказа молодежь игнорирует традиции и уклад жизни, сложившийся в российских мегаполисах? Рассказывает один из

Почему в России не любят кавказцев? Каковы политические, социальные и бытовые причины растущей межэтнической напряженности? Почему приезжающая с Кавказа молодежь игнорирует традиции и уклад жизни, сложившийся в российских мегаполисах? Рассказывает один из самых известных журналистов России Рустам Арифджанов .


Роман Романов: Рустам, задам короткий вопрос. Дайте мне, пожалуйста, короткий ответ. По-вашему, в России кавказцев любят?

Рустам Арифджанов: Кавказцы - это и есть Россия. Поэтому любим ли мы сами себя? Увы. Сами себя мы не любим. Или мало любим. Мы иногда больше любим Америку и говорим: «Ах, как там хорошо!». Или Европу. «Ах, как я хочу жить в Европе!».

Р.Р.: Почему так происходит? Ведь смотрите: в Советском Союзе совсем недавно кавказцам… Хотя и слова, по-моему, такого не было в обиходе… К кавказцам относились скорее с симпатией. Грузия воспринималась как маленькая советская Франция. Если где-то и был негатив, то это был негатив скорее юмористического плана, в духе фильма «Мимино». Да? И вдруг все изменилось. Почему?

Р.А.: Ну, ответ простой, хотя, конечно, может быть и немного конспирологический . Потому что отношениями надо заниматься. Отношениями с девушкой надо заниматься - дарить цветы или конфеты. Ухаживать за ней. Точно так же и девушка должна как-то заниматься отношениями с мужчиной. Отношения между людьми, между процессами, они все равно существуют и ими нужно заниматься. Отношениями между разными этническими группами в Советском Союзе, а ныне в Российской Федерации, тоже нужно заниматься, и этим занимается тот объект, который называется «национальная политика». Советский Союз национальной политикой занимался.

Р.Р.: А Россия - нет?

Р.А.: Россия занимается мало. Это первая часть ответа. Но, если Россия в лице своих властных структур занимается этим процессом мало, то этим занимаются нероссийские структуры. Россия как любое федеральное государство, как государство, в котором, несмотря на 80% русского населения, 20% не все-таки население не русское, но разное, всегда имеет некие такие крохотные-крохотные трещинки. Потому что между разными народами, в силу разности ментальности, обычаев, обрядов, разного понимания некоторых процессов, эти трещинки существуют. Так вот - национальная политика занимается или замазыванием этих трещинок, или объяснением, почему это существует. А внешние структуры, наоборот, эти трещинки разламывают.

Р.Р.: То есть вы мне опять говорите, что во всем виноваты агенты западного влияния? Да?

Р.А.: Не обязательно западного влияния.

Р.Р.: А чего тогда? Что за внешние силы?

Р.А.: Это внешние силы. Они могут быть как западного влияния, так и восточного влияния. А вы что думаете? - некие шейхи, сидящие в неких арабских странах, так уж сильно любят Россию?Или так уж хотят, чтобы она была сильным государством? Да, мы хотя бы им по нефти, по газу конкуренты. Поэтому, скажу честно, наверное, и специальные службы Российской Федерации что-то какое за пределами нашей страны делают, чтобы ослабить другие конкурирующие государства. Против нас это применено было успешно. Были найдены вот эти известные небольшие трещинки, и дальше их стали раскалывать.

Р.Р.: Какие инструменты они используют?

Р.А.: Инструмент, в том числе тот, который мы с вами представляем - СМИ. Конечно. В том числе - работа с общественным мнением. В том числе - влияние на бытовой национализм. А он существует в любом, даже мирном, государстве.

Р.Р.: Скажите, почему для кавказцев местный уклад кажется отсутствуем уклада? Ведь когда у нас по улице идет девушка в короткой юбке, это не значит что она проститутка, у нас женщины так одеваются, и не значит, что к ней нужно так относиться, как он бы там относился к ней у себя на малой родине. Вот эта мысль! Чтобы ее понять, не надо быть академиком. Нужно просто быть по-нормальному воспитанным в семье. Ты приходишь в чужой дом и там свои традиции. Почему кавказцам, которые приезжают к нам сюда, кажется, что у нас этих традиций нет? И они в упор не хотят замечать, что здесь все давно есть. И мы живем по этим традициям, и вы по ним живете, и все люди, которые здесь присутствуют, тоже по ним живут. Но кто-то их не хочет видеть. Почему?

Р.А.: Хороший вопрос! Потому что замечательно, когда нужно придерживаться местного уклада. Но давайте поймем - что есть местный уклад? Вот, приезжая на Кавказ, в общем-то, я достаточно четко понимаю… Ну я уж почти 30 лет не живу на Кавказе… Но все-таки я понимаю, что есть местный уклад. Приезжая в Москву и в Петербург, я не буду говорить о глубинах России, я не очень понимаю, что есть местный уклад.

Р.Р.: Рустам, если у кого-то на родине женщина ходит, завернувшись в одеяло, это не значит, что она и здесь должны так ходить. Почему опять нас призывают к тому, что мы должны понять чужую традицию? Мы должны каким-то образом ей соответствовать, а представители этой традиции хотят сидеть, сложа ручки, и нас понять они совершенно не стремятся.

Р.А.: Дело не в одеяле. Ну кто вам сказал, что на Кавказе ходят в одеялах? Я был во всех кавказских городах. Это единицы. Единицы, и может даже в Москве, как вы называете вот эти наряды, тоже единицы. И в Петербурге - единицы. Единицы. И там точно так же. Да - там меньше мини-юбок и может быть меньше декольте. Да. Нам, мужчинам, это может быть и не нравится, но так принято. Повторю еще раз. Это не нравится консервативным слоям населения. Кавказское общество консервативно. Это не нравится русской православной церкви, потому что она тоже консервативна. Как из этого выходить, я не знаю. Потому что сказать: «Да, ладно. Пусть как хотят, так и ходят»… Мне кажется, это ведет в дальнейшем к некой потере нравственных ориентиров, прежде всего для русского народа. Для русского населения. Но я абсолютно не оправдываю кавказцев, приезжающих сюда и ведущих себя нагло. Потому что пусть эти правила не устраивают тебя… Если тебя не устраивают правила хождения по улицам Москвы или по дорогам Санкт-Петербурга - сиди в Махачкале.

Р.Р.: Рустам, а вам не кажется, что вообще вот этот межнациональный кризис, который у нас очень обостряется, он связан с тем, что само русское общество в кризисе? Что русские люди стали слабыми. Что они плохо себя чувствуют. И поэтому они очень болезненно реагируют на то, что будь они в сильном состоянии, они бы просто не заметили или простили и так далее. И что в этом смысле русскими надо заниматься?

Р.А.: Абсолютно, абсолютно с вами согласен. Мы очень долго не занимались русскими. Знаете, в моем советском прошлом был букварь. Вот есть такая песня, ее очень любит петь Владимир Владимирович, когда его коллеги по бывшей работе приезжают в Российскую Федерацию домой. «С чего начинается родина». И там следующая фраза: «с картинки в твоем букваре». Вот у меня был букварь. В Советском Союзе было 15 союзных республик. И там была карта Советского Союза, и по краям стояли 15 мальчиков и девочек. 14 были одеты в национальные костюмы, 15-й мальчик - в школьную форму. Я сейчас не про то, что лапти, самовары и прочее-прочее. Понимаете? Но когда-то мы… Русский народ стал жертвовать собой ради «советскости». Вот я не хочу, чтобы сейчасрусский народ жертвовал собой ради «европейскости».

Р.Р.: А вообще, Рустам, как вы относитесь к такой точке зрения (она очень популярна среди наших либералов, часто доводится слышать), что русских нет!Понимаете, вот странное дело, когда мы говорим о татарах, не возникает вопроса, что татар нет? Никто не говорит, что грузин нет. И так далее. На кого бы мы ни показали пальцем - все есть. Но стоит только завести разговор о русских, как сразу вспоминают финно-угорские народы, с которыми смешивались славяне. Нам сразу припоминают татаро-монгольское иго. И говорят -русских нет! Это конструкт. Это просто некий такой бренд, который по франчайзингу передается в России от группировки к группировке. Сидите вы на попе ровно, со своими русскими! Это просто такое слово. Русских нет! Есть россияне, есть все остальные. А это просто некий собирательный образ. Вы согласны?

Р.А.: Абсолютно, не согласен! Потому что.. О том, что есть русские, да? Есть статья в нашей конституции, которая говорит о том, что государственным языком Российской Федерации является русский язык. Есть язык - есть народ. Да мы разные! Условно я - русский азербайджанец, а кто-то - русский еврей. Да. А кто-то - русский армянин. Да? Может быть, мы еще помним, да и наши имена и отчества напоминают о нашем происхождении. Да? Но моим внукам, может, фамилия и будет напоминать… Хотя, вы знаете, есть русские с такими странными фамилиями, которых только корни изучать...

Р.Р.: Русский русский возможен?

Р.А.: Да, конечно.

Р.Р.: Если есть русский азербайджанец, возможен русский русский?

Р.А.: Конечно. Конечно возможен. Не то, чтобы возможен, он и есть! Хотя, сейчас искать в чистом виде русских - это сложная проблема. Потому что это проблема всех больших наций. Не бывает чистых хани, ну очень мало. Ну, китайцы… Все люди смешиваются. Большие народы смешиваются еще больше. Поэтому, безусловно, конструкт о том, что русский народ сложен из разных, он существует. Но это народ-победитель! Потому что русский народ побеждает все другие… Русский язык побеждает все другие языки. И пока есть русский язык, будет и русский народ.

Р.Р.: Хорошо, Рустам. Вы говорите о национальной политике довольно много. Я хочу задать конкретный вопрос: «Что делать?». Что нам всем делать с этим всплеском межнациональной конфронтации? Потому что не хочется вам задавать вопрос: «Куда бежать?». Да. Какие конкретные меры нужно было бы принять?

Р.А.: Первое - начинать понимать друг друга. Вы знаете, французов, японцев, англичан мы знаем лучше, чем… Мы в Москве и Питере… Знаем лучше, чем чувашей, марийцев, мордву и удмуртов. То есть, что едят японцы на обед и на завтрак? Суши. Как заваривают чай в пять часов дня англичане, мы знаем лучше, чем поведенческие стереотипы чеченцев и мордвы. Надо друг друга изучать. И понимать... Да… Что иногда это поведение обусловлено не просто агрессией против нас. Просто есть некие поведенческие нормы, которые безобидны. На Кавказе девять миллионов человек, а подонков среди них, ну какая-то сотая или тысячная часть процента. Остальные - это нормальные, работящие, если говорить о девушках, то красивые люди, да и о мужчинах тоже. Да. Но мы их не видим, потому что они живут у себя дома. И свое впечатление об этом народе мы составляем по маргинальной части этого народа, которая вырвалась сюда и, лишившись некоторых корней, родителя, который по башке бы дал и сказал: «как ты смеешь так ходить, ну-ка приведи себя в порядок»… Да. Вот этого нет. Так вот - больше рассказывать о Кавказе. Какой он - настоящий. А не какой он здесь.

Р.Р.: Но решать-то проблему надо здесь!

Р.А.: Делать надо там! Я повторю еще раз. Создавать рабочие места, создавать возможность для прохождения обучения там, бороться с анклавной психологией представителей кавказских народов. Вот здесь - Россия, а здесь - Кавказ. Бороться с нашей психологией: «Давайте отрежем Кавказ, и у нас будет все хорошо». Семьдесят семь тысяч русских людей, этнически русских людей, ну, может быть, еще немножко башкиров и украинцев погибло, завоевывая для Российской империи Кавказ. Семьдесят семь тысяч! Это больше, чем у нас ушло на Среднюю Азию. Да. С какого пряника мы должны отдавать Кавказ, как говорят некоторые горячие головы, и нам будет хорошо? Ну, отрезали мы Среднюю Азию. Что у нас меньше стало таджиков и узбеков на улицах? Больше! Отрезать невозможно!

Р.Р.: Великая кавказская стена. Невозможно…

Р.А.: Невозможно! Так все равно проникнут сюда, нам же и будет хуже. Поэтому, конечно же, надо развивать Кавказ.


Отделить Кавказские республики от России, как многие предлагают в коментариях, проблема не большая. Только вот мне почему-то не хочется быть предателем. Прийти и сказать нашему щитовику ингушу: "Братишка, я все понимаю, ты в первых рядах в дома входил, никогда не был трусом, но вот принято решение - дальше расхлебывайте тут сами" . Или обычным ингушам, которые, на секундочку, граждане Российской Федерации, сказать, что вот, тут у вас слишком много проблем, мы от вас отказываемся. Спасибо, что поддерживали нас словом и делом, но теперь мы сами по себе, а вы оставайтесь и живите как хотите.

Что будет дальше? Посмотрите на регионы Сомали, где пришли к власти исламисты. И вы, предлагающие отказаться от Кавказа, будете вкусно жрать и мягко спать, а здесь будут средневековые казни и дети, умирающие от голода? А вы будете засыпать и думать - мне пофиг, главное, что моя шкура цела? В чем здесь патриотизм? В чем здесь борьба за Великую Святую Русь?

Вам мешает кавказская молодежь на улицах, танцующая лезгинку? А русские быдло-гопники у подъезда с банками ягуара вам не мешают? Дешевые понты кавказцев стоят ровно столько же, сколько ваши слова о патриотизме и о любви к русскому народу. И то, и другое - всего лишь понты. Все люди хотят одного - безопасности для себя и своих близких.

Да, на Кавказе выросло целое поколение невоспитанной молодежи. Да, здесь другой менталитет. Он формировался веками. Если вы думаете, что для национализма нужны основания - вы заблуждаетесь. Здесь есть такой же махровый национализм. И также, как и у других, он ни на чем не основан.

Радикальные исламисты полезли сюда именно потому, что в какой-то момент им показалось что Россия стала слабой и у них появился шанс. Я не знаю о чем думает руководство страны, но мое мнение - политика на Кавказе должна быть последовательной. Кавказ не приемлет демократии и либерализма. Это не значит, что ему нужна тирания. Это значит, что людям нужны четкие границы поведения, переступать которые очень опасно. Если кавказец видит, что закон не работает или работет избирательно - он будет уверен, что относится именно к той категории, в отношении которой закон не работает или работает избирательно. Если кавказец видит, что взяточник не пошел под суд, значит таковы правила игры - можно брать и давать взятки. И самое главное - имея Кавказ в составе страны, нужно быть сильным. Потому что, если кавказец видит слабость - он неприменно ею воспользуется. Потому что для него быть слабым - стыдно. Поэтому если он, например, стреляет в воздух во время свадьбы, он просто говорит - вы слабые, вы мне это позволяете, поэтому я так и поступаю. Он не может поступить иначе.

Естественно такое поведение рождает ответную реакцию. Естественно появляются люди, которые берут на себя воспитательную функцию, чтобы кулаками привести в чувство тех, кого не воспитали дома. Но воспитывать их по большому счету все-таки должно государство.

Есть люди, которые отказываются от своих детей, когда они плохо себя ведут. И даже иногда убивают их. И их все воспринимают как ненормальных. Потому что нормальные люди своих детей воспитывают. Да, наказывают, но не вышвыривают на улицу со словами "От вас слишком много проблем". Поэтому не нужно пафоса в камментах о погибающих русских ребятах на кавказе. Ингушские ребята, которые рядом с нами погибают точно так же. И кровь у них точно такого же цвета.

В последнее время мне везет на кавказцев. Да, везет, именно без кавычек. Ведь хорошие же люди, оказывается! Откуда тогда столько негатива к ним?

Начну по порядку. На сайте знакомств мне написал мужчина - русское имя, русский город, далекий, не Иркутск. В первом же сообщении написал, что давно читает мой блог без аккаунта. После недолгого общения признался, что на самом деле имя не его, город тоже, потому что он кавказец и побоялся, что если напишет реальные данные, то я ему не отвечу. И ведь не зря боялся. Хотя в этом конкретном случае я бы все равно ответила, потому что открываю каждое сообщение. Он оказался умным, начитанным, культурным, воспитанным, очень грамотным, что у меня даже возникли сомнения, а правда ли, что он нерусский. Мы обменялись фото и даже пообщались по телефону (скайпа у него нет), мне было интересно, есть ли акцент. Да, есть, но едва уловимый, вот прямо совсем чуть-чуть, что если не знаешь, то можно даже не заметить, грамотная речь.

Потом в ЖЖ случайно обнаружился другой кавказец. Он тоже давно меня читал, но мы как-то особо не общались. А тут сложилось общение, и он попросил мои фото, я попросила вперед его, и он выслал несколько на почту. Смотрю - нерусский. Не стала ничего спрашивать, пока не подвернулся случай. И вот что он написал про то, как впервые услышал выражение «лицо кавказкой национальности».

«Я родился и вырос в Баку. За всю жизнь не видел разницы между русским, евреем, грузином и другими нациями. Ходил в русский садик, учился в русской школе, в 1996 году учился в Англии. В 1997 прилетел в Москву и, пожив там полгода, не мог понять, почему меня так не любят люди, которые меня не знают. Но сейчас не об этом, а об отношении русской девушки к кавказцу.
Случай 1. В общаге познакомился с девушкой с Дальнего Востока. Почему-то первое время она боялась, что я ее побью, если она что-то не так сделает. И я не мог понять, почему она всегда закрывала шкафы на замок.
Случай 2. В нете общался с одной девушкой, общались долго, но после того, как я отправил ей фотку, и она увидела, что я кавказец, перестала общаться. Причина неизвестна.
Случай 3. Тоже познакомился с девушкой в нете. Когда встретились, она была в шоке, ее слова: «Почему ты такой милый и добрый? Ты же кавказец!»

Так почему эти девушки не хотели общаться с кавказцем? Ответ в спойлере.


Такие смски шлет незамужней девушке ее сосед. Точнее, их два - они братья и живут в этом же подъезде вместе со своей матерью, женой и детьми одного из них. И девушка их боится.

Не ошибусь, если скажу, что каждая русская девушка сталкивалась с подобными проявлениями сексуального внимания, если не в смс, то просто проходя по улице мимо, не раз и не два слышала щелканье языком вслед, возгласы типа «Слюшай, дарагая, иди к мине, тибе будит харашо!», которые она в силу небольшого возраста и неопытности не в силах прекратить, и от того они еще неприятнее.

Поэтому лично у меня негатив был только к мужчинам-кавказцам, к женщинам такого отношения нет совсем. Из-за этих навязчивых, некультурных, неадекватных хамов такое отношение ко всем кавказцам, они все воспринимаются именно такими, и другого от них не ждут. И если с этими хамами сталкивалась почти каждая женщина, то значит их немало. А за хороших мужчин даже обидно, что им приходиться незаслуженно терпеть такое отношение из-за всяких уродов.