Почему катерина кается. 

сделайте плиззз мне очень нужно срочно Почему Катерина из пьесы А.Н.Островского решила прилюдно признаться в своем грехе?

Ответы:

Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина - это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей «опостылевает» в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет. Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви. Так, на ее долю выпало несколько дней счастья. Но счастья тайного, скрытого ото всех. А цельной и чистой натуре Катерины противна всЯкая ложь. Она страдает оттого, что вынуждена скрывать свою любовь, лгать мужу. И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести. Конечно, вся обстановка сцены покаяния подвигает Катерину признаться: гроза, которую она боится и которая является в драме воплощением небесной кары, сумасшедшая барыня с ее пророчествами о геенне огненной, картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.

Потому что она была набожной. Больше всего она боялась умереть с грехами. Жить с нечистой совестью, постоянно терзаясь, она не может. Большую роль в этом признании сыграла гроза. Катерина боялась грозу. Гроза является символом высших сил. "Гроза-то нам в наказание посылается".

В основе пьесы «Гроза» Островского - самой известной и значительной в творчестве драматурга - конфликт Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять суть этого конфликта, разобраться, почему столь трагичен финал произведения, почему среди ведущих тем особо выделяется тема греха, возмездия и покаяния, можно, лишь заглянув в душу молодой женщины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, словно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не ведала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

Впрочем, драматург наделяет набожную Катерину сильным характером и свободолюбием. И эта «гремучая смесь» проявляется у Катерины с детства. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности -вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: муж ее не обижает и даже по-своему защищает от свекрови. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжела сама необходимость жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

Лишившись постоянного общения с природой, которое наполняло ее детство, ведя жизнь затворницы, полную обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, она ощущает невыносимую духоту и скуку в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-го виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может, как прежде, молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях, тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой.

Изменились и ее сны. Вместо райских кущ.видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

С одной стороны, ей душно дома, хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это». С другой стороны, и чувство к Борису, если вдуматься, не приносит ей желанного счастья.

По сути, самым страшным и трагическим для Катерины оказывается то, что она остается одна. Даже Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ - побеждает первое желание: «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавит перед самой собой, она знает, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Вот только жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та непременно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Невыносим для Катерины ее собственный суд над собой. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы.

Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! Не говори! Что ты! Матушка здесь!» В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше». Так трагедией заканчивается душевная драма Катерины. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура.

И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности, когда человек не в силах примирить эти противоречащие начала.

Каждый из нас грешит, наверное, всякий день. Ведь само понятие "грех" толкуется совсем не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грешок, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче. Но когда речь заходит о более серьезных грехах, покаяние не вечно приносит желаемое душевное умиротворение.

Одним из ярких примеров греха и покаяния в русской литературе является душевная трагедия главной героини драмы А.Н. Островского "Гроза".

Измена для Катерины есть большой грешок. Она, прежде всего, переступила через себя, через свою мораль, она – чистейшее, святое существо, в жизни которой большое важность имеет религия. Девушка вспоминает себя "вольной птичкой" в детстве и не хочет мириться с тем, что теперь, в замужестве, она как в клетке. А ведь молода личность Катерины. Говорит ей Варвара: "Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!" Шестнадцатилетняя барышня попала "в сети" свекрови, которая только и делала, что унижала ее, считала какой-то вещью, мужней собственностью. Можно ли осуждать неожиданный порыв души, чувство, посетившее сердце Катерины? Она хотела почувствовать себя полноправным человеком в этом "темном царстве" и искала поддержки в любви к Борису. Девушка осознавала, что совершает грешок, и что более того сама не сможет себе его простить: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". А ведь просила Катерина, чтобы Тихон взял ее с собой, когда тот уезжал, чувствовала она, быть греху. Пыталась она противостоять, заставляла сердце не починяться вспыхнувшему чувству. Просила Катерина взять с нее клятву: "Умереть мне без покаяния, если я…" Не дослушал тот ее просьбу и тем самым лишил девушку последнего шанса защититься от губительной страсти.

"Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что!" И, правда, не за что держаться! Пропасть - любовь к Борису, сам грешок, а край, у которого стоит Катерина – рубежная линия между "темным царством и его обитателями и тем светлым, свободным, что несет в себе чувство любви. Какой же смысл угнетенной девушке держаться за "Домострой", за "клетку", в которой она оказалась, выйдя замуж? Ну и что, что грешок, ну и что, что люди осудят?! Душа-то ее требует любви, гармонии, свободы. Правда, последнее она все равно не обретает. Согрешив, Катерина понимает, что не сможет дальше существовать с таким грузом в душе, и что теперь путь у нее один – покаяться. До безумия доводят Катерину муки совести. Боится она предстать перед Богом "…такая, какая есть, со всеми … грехами…", с "грозой" в сердце. Ей чудится "огненная геенна", барышня буквально сходит с ума, понимая, что гроза – кара небесная – погубит ее. В момент покаяния идет дождина, смывающий грехи, очищающий душу Катерины. И более того формально "очистившись" она уже не может вернуться к прежней жизни, в "лапы" свекрови и того мира, который толкнул ее в ту пропасть под названием "грех". Итак, Катерина, покаявшаяся в измене, в грехе, несомненно, большом, отвергнутая мужем, идет на ещё больший, с точки зрения христианской морали, так много значащей для героини, грешок – самоубийство.

Финал драмы – погибель не только главной героини, осмелившейся бороться за свою жизнь, пусть и грешным путем, но это ещё и погибель всего мира, обитатели которого не знали, что борьба за свободу и любовь, искреннюю, бескорыстную, не боится ни греха, ни, быть может, губительного покаяния.

  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)


    | | | 4 | | |

    Сделайте плиззз мне очень нужно срочно
    Почему Катерина из пьесы А Н Островского решила прилюдно признаться в своем грехе

    • Потому что она была набожной. Больше всего она боялась умереть с грехами. Жить с нечистой совестью, постоянно терзаясь, она не может. Большую роль в этом признании сыграла гроза. Катерина боялась грозу. Гроза является символом высших сил. “Гроза-то нам в наказание посылается”.
    • Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей опостылевает в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет. Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви. Так, на ее долю выпало несколько дней счастья. Но счастья тайного, скрытого ото всех. А цельной и чистой натуре Катерины противна всЯкая ложь. Она страдает оттого, что вынуждена скрывать свою любовь, лгать мужу. И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести. Конечно, вся обстановка сцены покаяния подвигает Катерину признаться: гроза, которую она боится и которая является в драме воплощением небесной кары, сумасшедшая барыня с ее пророчествами о геенне огненной, картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.