Почему автор называет матрену праведницей. Почему Солженицын называет Матрену праведницей? Тема праведничества в рассказе А.И

Почему Матрену называют праведницей в рассказе Солженицына «Матренин двор» и чем так трогателен ее образ для русского человека? Праведниками всегда называли людей, которые соблюдали при жизни нравственную чистоту, беззаветно служили ближним и несли миру добро и свет. Но в понимании русского человека понятие праведности и еще обязательно связано с жертвенностью и простотой. Именно такое образ в себе несет Матрёна Васильевна Григорьева, хозяйка избы, у которой поселился рассказчик. Жизнь Матрёны, о которой она рассказывает поначалу неохотно, боясь, что культурному приезжему история ее пути покажется неинтересной, сильно удивляет учителя (рассказчика). В молодости Матрёна должна была выйти за Фаддея, которого сильно любила, но по стечению обстоятельств пришлось ей сыграть свадьбу с младшим братом Фаддея – Ефимом. Поскольку Ефим не вернулся с войны, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, которую любила как родную. Всю жизнь Матрёна помогала ближним, много работала в колхозе, приходила на помощь соседям. Она могла прогнать соседских свиней, забежавших в огород или потушить взопревший навоз, не требуя взамен денежного вознаграждения.

Автор отмечает, что в ней имелась невероятная внутренняя сила и способность к телекинезу. Рассказ заканчивается тем, что Матрёна еще будучи вполне крепкой старушкой завещает свою избу дочке Фаддея. Последний оказался полным мерзавцем и решил еще при жизни Матрёны перевезти к молодыми ее избу. Матрёна сама помогает в перевозке бревен и гибнет на железнодорожном переезде.

Поэтому автор и называет Матрёну праведницей, что она даже помогает перевести собственный дом, желая совершить добрый поступок. Но поскольку праведников никогда в народе особо не уважали, на поминки Матрёны не приходит даже Фаддей, а соседи и гости на похоронах только и обсуждают, как будут делить ее имущество. Из этого читатель может сделать вывод, что главное в жизни – это деньги и добро.

В рассказе Солженицына очень хорошо показано, что не нужно быть таким неудачником и вообще вступать в колхоз. Если бы Матрёна ушла в лес и начала партизанскую войну, развела коров и купила сепаратор, она обладала бы деньгами и властью, а Фаддей не только бы уважал ее, но и делал бы каждый вечер массаж ее холеных ног.

Несмотря на то, что Солженицын в общем-то был неплохим парнем и даже отсидел за свою правильную позицию, он не смог напрямую передать аксиому жизненного счастья. Некоторым даже кажется, что он пытается донести до читателя, что лучше всего быть покорным рабом. Называя Матрёну праведницей, он как бы намекает на свою великую натуру, которая волей счастливых обстоятельств позволила записать неказистую Матронину судьбу. А ведь если бы он не встретился на ее жизненном пути, ее бы просто выкопали и никто бы даже и не вспомнил. Поэтому, когда Солженицын называет Матрёну праведницей, он на самом деле имеет в виду себя.


Праведник – это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть на то, кто такой праведник по Библии. Итак, это человек, который любит Бога, любит своих ближних, не гордится, не злословит никого, не завидует, не мыслит зла, всегда готов помочь нуждающемуся. Так как Россия христианская страна, то именно эти идеалы мы и приписываем к некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким светлым может быть общество. Для писателя смысл жизни в том, чтобы развивать свою душу, а не просто наслаждаться жизнью. И все, что так старательно Солженицын хотел передать, он отобразил в Матрене.

Героиня многое перетерпела. Она активно работала не жалея себя. А в итоге осталась ни с чем. Ее воодушевлял труд. Она не стала даже в старости просиживаться. Каждый день она работала: копала картошку, собирала ягоды в лесу, ходила за торфом. И несмотря на сгорбленную спину, она улыбалась всему, что видела. Она радовалась каждому дню.

Матрена всегда была готова прийти на помощь.

Она чувствовала чужую беду и умела сострадать. Ее сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщине не помогали, а она была готова бросить все свои дела, если им нужна помощь.

Матрена названа праведницей, так как она ставила всех выше себя. Она упорно трудилась, забывала о себе, готова была пожертвовать последним. Читателю может показаться, что это глупо, что она сама себя лишила многого. Но ведь она была счастлива. Я думаю, что нам нужно остановиться и подумать, а что действительно такое счастье.

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

    Чтобы ответить на вопрос, почему Солженицын называет Матрену праведницей, необходимо обратиться к его рассказу Матренин двор. Матрена Васильевна была не просто добрым, но очень светлым, незлобивым, независтливым человеком. Все, что она ни делала: помогала ли соседям, работала ли в колхозе - было с искренним желанием помочь, принести добро и ничего не попросить взамен. Никогда и ни на что она не жаловалась, даже на несправедливую обиду, а, тем более, на свою нелегкую жизнь. Матрена жила в ладах со своей совестью, хотя это приносило ей много огорчений. Именно таких людей автор считал праведными, иными словами, ведающими правду, на которых держится наша земля.

    Не надо быть святым, чтобы тебя считали праведником. Надо просто соблюдать некие общечеловеческие правила поведения, не делать и не желать другому зла, не требовать от других благодарности или понимания, не обижаться, быть счастливым своей жизнью, какой бы трудной она не казалась со стороны. На самом деле сделать это не просто, но это удалось Матрене Григорьевой из рассказа Матренин двор. В трудную эпоху коллективизации, когда жизнь на селе была не сахар, он сумела сохранить человечность, сумела жить в мире с реальностью и при этом сумела сохранить в себе веру в бога. Вынужденная выживать, даже тайком вывозить торф, самое хорошее, но недоступное простому колхознику топливо, она не ожесточилась, не стала завистницей и даже спасать она бросилась прежде всего фикусы, которые были живыми.

    Видимо, ответ на этот вопрос кроется в первоначальном названии рассказа А.И.Солженицына - Не стоит село без праведника. Героиня этого рассказа Матрна прожила свою жизнь, как бы не для себя, то есть праведно.

    Произведение Солженицына Матренин двор очень интересно показывает жизнь Матрены, очень точно подмечены все стороны ее жизни. Такие люди и есть праведники, которые живут жизнью других, помогают другим своим участием. В моей жизни есть такие люди, их нужно ценить при жизни.

    Солженицын считал Матрену очень светлым человеком, о чем писал в своих произведениях. Она старалась искренне помочь людям и всегда приносила добро. Матрена никогда ничего не просила взамен. Как считает Солженицын, такие люди называются праведниками.

    У Солженицына вообще, на мой взгяд, было свое видение мира. Правильное или нет, каждый решает сам. лично я не люблю книги Солженицына, потому как не отношу его к Миссиям. Но читала его семитомник, помните такой, на дрянной бумаге, а мягком переплете?

    Так там один из томов был посвящен рассказам Солженицына. В сборнике был рассказ Матренин двор о сельской женщине Матрене, посвятившей жизнь другим. То есть, героиня вела праведную жизнь.

    Матрена Григорьева -60-летняя крестьянка деревни Тальново, не работала в колхозе по причине болезни. Она помогала людям, ничего не требуя от них. Она много работала, взяла на воспитание дочь любимого человека Киру, но никогда не жаловалась и сохраняла приветливость и бодрость духа. Она попала под поезд, когда пыталась спасти вещи на санях, но при этом не хотела, чтобы она была обузой. Ей никто не помог.

    Солженицын тем самым показывает истинный русский характер, который все может вынести, все стерпеть и ничего не требовать взамен, именно эти качества делают человека позволили писателю сказать:

    Для начала нужно вспомнить, каких людей называют праведниками. В православии так когда-то называли святых, которые прославились нравственными подвигами не в монастыре, а в мирской жизни среди обычных людей.

    А кроме того, так говорят о простых людях, не святых, о тех, которые всю свою жизнь живут согласно христианской морали, которые во всех своих мыслях и поступках руководствуются принципами справедливости, честности, помощи ближним. Такие люди добры, бескорыстны, смиренны, готовы прийти на помощь другому даже в ущерб себе.

    Именно такой предстат в произведении Александра Солженицына Матрна. Это простая женщина с нелгкой судьбой, всю жизнь прожившая для других. Это праведница, без таких как она невозможно представить русское село да и вообще Россию.

Трагизм жизни и судьбы Матрёны… Матрена – это главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». О судьбе главной героини нам повествует ее постоялец, который приехал в деревню, чтобы учительствовать. Здесь в Тальново он и поселился у старушки Матрены, которой было около шестидесяти лет. Из рассказа мы видим, что Матрена одинокая, но очень добрая, отзывчивая женщина. Она готова в любую минуту бежать на помощь к каждому нуждающемуся, бросив все свои дела.

У нее будет у самой зарастать огород, но она с удовольствием будет помогать на соседском огороде, при этом искренне радуясь их урожаю. Она жила бедно, каждый день ходила на работу, никого никогда не обсуждала, безвозмездно помогала всем и каждому. Не имея своих детей, она вырастила чужого ребенка, оставив ей в наследство половину дома и горницу. Именно воспитанница невольно стала причиной смерти Матрены, ведь, чтобы получить участок земли, нужно было что-то на нем построить, вот девушка и решает туда перевезти горницу. Как раз во время переезда, когда застряли сани на железнодорожном переезде, Матрена и погибает.

В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?

Отвечая на вопрос: «В чем трагизм жизни и судьбы Матрены?», хочется сказать, что трагизм в самом времени, в котором родилась и жила эта женщина, которую автор называет праведницей, ведь, испытав столько горя, она не утратила своей человечности. Ее трагизм в нелегкой судьбе. Сначала война забирает жениха, затем и мужа. Сложное послевоенное время, голод, плохая медицина, а вернее, ее отсутствие, отнимает у нее ее деток, всех, а было у нее шестеро детей. Отсутствие зарплат, пенсии, тяжелый колхозный труд, соседское непонимание и осуждение. Все это вместе взятое и составляет трагизм жизни Матрены, которая к тому же еще и стала жертвой человеческой жадности, поплатившись за свою доброту и безотказность своей жизнью.

Рассказ очень интересен и знакомит нас с нелегкой жизнью прошедших времен, с жизнью людей в сложные годы.

Рассказ «Матрёнин двор» относится к раннему периоду творчества писателя. Это небольшое произведение оставляет при прочтении не только тяжёлый осадок или горечь из-за несправедливо устроенных человеческих отношений, но вызывает также и светлые чувства, надежду на то, что не оскудеет земля русская добротой и святостью, пока есть на Руси такие женщины, как Матрёна.
О событиях в деревне Тальново сообщает читателям учитель Игнатич, приехавший в глухой уголок после скитаний по лагерям. Квартиру он снимает у одинокой немолодой женщины и становится невольно «биографом» крестьянки из глубинки, нового символа силы и красоты женской души в провинциальной России пятидесятых годов XX века.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

Добротой, отзывчивостью и порядочностью Матрёны нередко пользуются люди, не обременённые совестью, но она этого не хочет видеть. Часто среди них оказывались и те, кого не назовёшь нуждающимися в поддержке и помощи. Странно, но именно алчные, жадные люди готовы обобрать даже такую малообеспеченную женщину, как Матрёна. Ведь ей государство и пенсию не платило, потому что «в замусоленной книжке колхозного учётчика» зарплата не значилась, а только «палочки», то есть отметки за проработанные дни. Так, по недомыслию руководства в сельских местностях, многие труженики оставались несправедливо обиженными: трудодней много, а пенсия не положена. Можно было побороться за свои права, собрать документы, свидетелей, но Матрёна за себя постоять не умела, да и некогда ей было заниматься волокитой, когда других дел много. Она никогда не отказывалась снова идти на колхозные работы, если звали, хотя здоровье потеряно, инвалидом стала.

В сравнении с другими женщинами из той же деревни, Матрёна имела свою шкалу ценностей: в молодости «не гонялась за нарядами»; в замужестве не стремилась заботиться о себе и лучший кусок отдавала мужу, детям; «не скопила имущества», не обзавелась хозяйством, имея только козу. Никто из односельчан не догадывался, что в помощи нуждалась как раз она, одинокая пожилая женщина, которой не только корову, но и козу содержать трудно. Заготовить сено на зиму, припасти дров для отопления избы, сделать запасы солений, грибов и ягод – это нелегко и молодому, здоровому человеку.

Самоотверженные характеры русских женщин встречались в литературе всегда. Но если у Некрасова крестьянка, способная остановить «коня на скаку», была ещё и «красавица, миру на диво», то у Солженицына героиня самая обыкновенная, ничем не примечательная. Мало того, она и неказистая, и нелепая, и никчемная, по мнению окружающих, потому что на юродивую похожа: ничего для себя из земных благ не ухватила. Автор противопоставляет эту женщину всем её благополучным родственникам, делящим её имущество. И начали они растаскивать «приобретения» Матрёны ещё при её жизни. Получилось, что отобрали и саму жизнь. Очень символичен этот факт у Солженицына, как предостережение всем живущим: нельзя разорять дом человека, делить наследство, когда человек ещё жив. Это не только не по-человечески, не по-христиански, но это и отвратительно: будто смерти человеку желают.

Матрёне родственники решили ухудшить и без того жалкое её существование. Фаддей, отец Киры, уверенный в правах дочери на наследство, захотел заранее забрать её долю (горницу), чтоб другие не забрали, ведь сёстры Матрёны «выпустили коготки» и на дом, и на участок. Вот и начали «резать по живому», отделять кухню от горницы. Спешили очень, никто и не спрашивал, что сама хозяйка в это время чувствует. А Матрёна со своим бескорыстием не о себе думала, снова плечо своё подставляла, хотя не женское это дело – выталкивать груз, застрявший на железнодорожных путях. Нелепо гибнет героиня вместе с трактористом и сыном Фаддея, и горница, кусок отхваченного наследства, стала ценой жизни трёх человек.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

Рецензии

Не вспомню сейчас, где я прочитал "Матрёнин двор". Но это была какая-то машинописная работа. И подумал: так вот за что выслали Исаича! А потом вспомнил слова Шолохова в Литгазете, где он критикует рассказ за его идею. Дескать, откуда знает какой-то сельский учителишка основы колхозного строя. А сам пять раз переписывал "Поднятую Целину" по той же причине. И еще подумалось: какой могучий человечище! Пишет "Они сражались за Ролину", дописывает третий том "Тихий Дон", устраивает в печать "Донские рассказы", строит в станице новую школу и дорогу до Вёшенской.
И вспомнил слова моего дядьки по матери, Петра Иваныча: ДА он, што ли, написал всё это!? У него три батрака-писарчука на службе. Как он, неграмотный мужик, может так здорово излагать?
И вот этот червяк сомнения до сих пор где-то шевелится в моей душе.