План конспект по изо на тему "картина-портрет". Конспект по Изо "Портрет.Виды портретов" Конспект по изо в начальной школе портрет

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема: «Портрет. Виды портрета»

Составила:

Учитель ИЗО,

Сурсякова Любовь Ивановна

Цель: п ознакомить с изображением человека в искусстве разных эпох

Задачи:

    познакомить с понятием «портрет», видами портрета, художниками-портретистами, научить различать виды портрета

    развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства

    формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем образе человека;

Оборудование: презентация PowerPoint , рабочая тетрадь, принадлежности для рисования

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вводная беседа

1.Определение темы урока

Когда художник, независимо от века,

Изобразил нам на картине человека,

То ту картину назовем, сомнений нет,

Конечно, не иначе как... (портрет)

2.Формулировка целей и задач урока

3.Изучение нового материала

Портретный жанр возник раньше других - известный скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики (слайд 2).

Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

«Я заканчиваю ваш портрет» - сказал Пикассо человеку, которого рисовал. - «А теперь постарайтесь быть похожим на него»

Пабло Пикассо (слайд 1)

Как вы понимаете это высказывание?

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное - передать сущность портретируемого.

Постепенно в искусстве стали выделяться виды портрета. На сегодняшний день существуют следующие: (слайд 3) -Парадный портрет , репрезентативный портрет - подтип портрета , абсолютизма . Его главной задачей является нетолько передача визуального сходства , но и возвеличивание заказчика , уподобление изображенной персоныбожеству ( в случае портретирования монарха ) или монарху ( в случае

портрет ирования аристократа ) (слайд 4).

http://www.art-spb.ru





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;
  • познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета;
  • развивать пони­мание того, что в портретном изображении должен выражаться ха­рактер человека, его внутренний мир;
  • формировать умение нахо­дить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем об­лике человека;
  • активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  • Образовательная:
    • закрепить знания о жанре, разновидностях портрета;
    • закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции;
    • знакомство с историей развития портретного жанра.
  • Развивающие :
    • развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм);
    • развивать творческое воображение, память умение анализировать пропорциональные отношения.
  • Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.

Материал и оборудование для учителя: компьютер, проектор, проекционная доска, диск с обучающей презентацией по теме «Виды портрета»; музыкальный ряд.
Материал и оборудование для учащихся: л исты бумаги 20х30, карандаш, набор пастели (на каждого учащегося); проверочный лист рабочей тетради (Приложение )

Оформление доски:

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Вводная часть (притча).
2. Повторение:
– Определение жанра портрет.
– Закрепление знаний о разновидностях портрета.
3. Из истории развития портретного жанра. (Презентация )
4. Практическая работа:
– Средства художественной выразительности.
– Последовательность работы над изображением головы человека (закрепление)
– Техника пастели. Мастер класс.
5. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Притча о художнике

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я…
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, –
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал!
Теперь живи, её от мира не тая.
Твоя душа – подобна красоте утренней зари!
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил, что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

– Ребята, скажите пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями: «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ»? И как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о портрете.

Наша задача, познакомиться с историей возникновения портрета, сформировать своё отношение к портрету, выразить своё отношение к увиденному.
Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.
– Что означает слово «портрет»? (Правильно, портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям)
– Определить по демонстрации видеоряда разновидности портрета.
– Определите, какая репродукция здесь является лишней

Разновидности портрета:

Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.

Портрет-картина, жанровый портрет – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее – групповой портрет-картина).

Портрет-тип – собирательный образ, структурно близкий портрету.

Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают: Аллегорический, Мифологический, Исторический,Семейныйпортрет

Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.

Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; бо?льшая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:

  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • В образе полководца (военный)

Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

  • Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
  • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Из истории портрета

– Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра давайте попробуем определить не только эпоху, но ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».

Древний Египет

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.).
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.

Древняя Греция

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Возрождение

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Примеры тому – живопись С.Боттичелли, Дюрера.
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Учитель. Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет? (Ответы учащuхся.)

Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А. К. Джи­вигелов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяю­щийся, исчезающий. В данном случае это прием светотени, вве­денный в живопись Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да и в картинах других художников и, видимо, этого не­достаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета.
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение происходит во времени. А живописная картина статична ­она запечатлела какое-то мгновение!
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется!
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.

Средневековье

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.

Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
– А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Портрет старушки).

Русский портрет

Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ».
НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке.
Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.
Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины.
Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский прославили 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов.
Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. В это время появляются парадные и камерные портреты.

И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий.

Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.

А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
19 век – это сложнейшие характеры, образы – запечатлённые на века»
Крамской « Христос в пустыне»
М.Врубель «Царевна – Лебедь»

– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур )

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.

– А сейчас я предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

Повторение пропорций частей лица при рисовании портрета при помощи учебной таблицы.

Техника пастели. Мастер класс

Поэтапный показ учителем на доске выполнение рисунка портрета в технике пастель.

Практическая работа учащихся

Заключительная часть урока

– Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение.

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

Домашнее задание (слайд, запись в тетрадь):

1. Знать записи в тетради.
2. Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?

конспект урока изо "Портрет батыра" (4 класс)

08.01.2016 3877 496 Ануфриева Елена Юрьевна

Тема урока: Портрет батыра.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета – это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств;

Задачи: Образовательные: Повторить виды и жанры изобразительного искусства, закрепить знания о жанре, разновидностях портрета; закрепить навыки изображения головы человека, соблюдая пропорции; знакомство с историей развития портретного жанра. познакомить учащихся с историей казахского народа, биографиями известных батыров;

Развивающие : развивать графические навыки (распределение светотени на поверхности форм); развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения. Продолжить формирование изобразительной грамотности на примере репродукций картин известных художников.

Воспитательные : содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям. Воспитывать любовь и интерес к искусству. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Методы обучения : диалогический, репродуктивный, эвристический, беседа, демонстрация иллюстраций, постановка вопросов.выполнение самостоятельной работы.

Форма работы : индивидуальная.

Материалы : цветные карандаши, краски, бумага.

Зрительный ряд: педагогический рисунок, выставка иллюстраций к различным эпосам

Ход урока

1. Организационная часть. Подготовка обучающихся к работе на уроке.

2. Повторение изученного.

А) Определение по репродукции жанра изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет)

Б) Определение по репродукции вида изобразительного искусства (живопись, графика, сульптура, ДПИ) на примере портрета.

3. Постановка цели урока (индуктор). Вы уже наверное догадались что сегодня мы будем рисовать портрет, а чей давайте подумаем вместе. Обратите внимание на начало каждой строки стихотворения:

Б ыло это давно,

А память народа хранит
Т ысячи имен, тех кто

Р одину защитил.

Какое слово получилось? О чем пойдет речь на нашем уроке? Назовите ассоциации(синонимы) к слову «батыр» ( воин, солдат, силач, герой и т.д.).

3. Изучение нового материала (Фронтальная работа). Сегодня у нас очень интересный урок, потому, что мы начинаем путешествие по необычной стране, по стране народных преданий! А кто из вас знает, что такое предание? (Это рассказы о древних временах и т.д.) Наверно, все дети на земле любят слушать, когда им рассказывают сказки! Их готовы слушать часами, ночами напролёт и взрослые и дети! А как вы думаете, почему? (Потому, что они интересные, они нас учат и т.д.).

Молодцы, правильно, сказки очень поучительны, не зря многие из них заканчиваются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А каких героев казахских сказок вы знаете? (Перечисляют…)

А какие из них добрые, а какие злые? (Перечисляют…)

Кроме сказок у разных народов мира существуют: былины, легенды, фантастические предания, поговорки, загадки, пословицы и поговорки, эпосы.

Что такое эпос? ЭПОС- Произведения народного творчества - героические сказания, песни.

Сегодня мы с вами будем говорить об эпических сказаниях. Во-первых, потому, что эпос один из самых любимых жанров народного творчества, а во-вторых, потому, что эпос считают поэтической историей народа, ведь предания эти складывались в течение долгих веков! Все эпические сказания делятся на два вида: это сказания о героях, богатырях, и сказания о жизни людей, о любви. А вы знаете кто такие богатыри, батыры?

(Они очень сильные, смелые, ловкие, защищают свою землю от врагов./Рассуждения детей/)

А почему народ их так любит, почему помнит их имена: Камбар - батыр, Добрыня Никитич, Кобланды - батыр, Алёша Попович, Алпамыс - батыр? (На них хотят быть похожими, их ставят в пример…и т.д.)

Хорошо, молодцы! Кроме того, народные поэтические предания написаны в виде стихов и куплетов. Многие народы исполняли эпические предания в сопровождении музыкальных инструментов: казахи в сопровождении домбры, русские сказители-баяны подыгрывали себе на гуслях. Их приятно слушать и они легко запоминаются. Но каждый человек, рассказывающий предания, вкладывал в них свои дополнения, т.е. импровизировал, что давало эпосу новые литературные дополнения. Предания передавались из ус в уста, из поколения в поколение, от отцов к детям и поэтому ни кто не знает, кем и когда они были созданы. А что означает из уст в уста?(Люди раньше не умели писать и читать и поэтому рассказывали, а потом, когда люди научились писать, то их стали записывать …и т.д.)

Правильно! В первой половине XIX века многие учёные, литераторы, стали собирать фольклор разных народов. Свой вклад в создание и изучение казахской поэзии внесли Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев /показать портреты/ и учёный-фольклорист Абубакир Диваев. Среди этих записей был и казахский народный эпос «Кобланды батыр», «Алпамыс батыр», «Кыз-Жибек».

Кто знает, как называется эта картина? Кто её написал? (Богатыри, Виктор Михайлович Васнецов). Кто назовёт былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера- фигуры богатырей созданы в натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, этим подчёркивается значительность образов.

А как бы вы назвали эту картину? Виктор Михайлович назвал эту картину «Витязь на распутье». Как вы думаете, кто же такой витязь? Витязь- в древней Руси, отважный, доблестный воин. (Из словаря Ожегова и Даля). А что такое распутье? Это несколько дорог перепуталось. Давайте внимательно рассмотрим картину. Картина представляет собой вытянутый прямоугольник с высоко поднятой линией горизонта, что позволило показать бескрайние просторы земли русской. Кого видим на переднем плане? Ответы.

Витязь остановился перед огромным камнем на перепутье дорог. Ребята, вы читали былины, вспомните, какие слова были высечены на камне? Ответы детей. «Как прямо ехати живу не быти. Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному» о чём раздумывает богатырь, читая эти слова? Как вы думаете?

Давайте посмотрим, во что же одевался богатырь?

Шлем- головной убор богатыря, защищал голову.

Кольчуга- имела вид рубашки, её воины одевали поверх одежды, чтобы защитить тело. Плели кольчугу из многих тысяч металлических колец, мастера – оружейники около 2 лет.

Бармица - тоже изготовлена из колец, защищала шею и верхнюю часть груди богатыря.

Наручи - их ковали из стали и защищали руки богатыря.

Поножи - одевали поверх кожаных сапог, они состояли из широкой пластины и защищали ноги.

А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Меч, копье, щит).

Сабля – клыш – индивидуальное оружие воина. Длина сабли 90 см, ширина 3-4 см, клинок 74см, клинок обоюдоострый. Иногда верх клинка 15-20 см делали заметно шире и тяжелее.

Шлем воина изготавливался из меди. Изнутри он выстилался толстым слоем войлока до 2 см. Войлок катали прямо в шлеме, что делало его плотным как дерево. На нос воина опускалась медная пластина – стрелка.

Щиты казахских воинов были только круглой формы, из кожи и меди. Диаметр щита составлял 70 см, толщина его была 2-3 см. на лицевой стороне щита прикрепляли по 4 металлических шишака до 3 см высотой и толщиной не менее 2 см. У каждого воина за плечами находились лук и стрелы. Использование лука и стрел требовало большой сноровки. Стрелы были разной толщины. Дальность полета составляла до 200 м.

Первичное закрепление . Давайте подведём итог всему сказанному. В целом богатыри мало чем отличаются друг от друга., хотя есть различия в некоторых элементах одежды. Какими же чертами должен обладать богатырь? (храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине).

6. Практическая работа учащихся. Сегодня будем выполнять образ воина- защитника, богатыря. Ещё раз внимательно рассмотрите иллюстрации, репродукции картин.

6.1. Инструктаж к практической работе. Педагогический рисунок.

1. Лист бумаги расположим вертикально. В нем нарисуем карандашом большой прямоугольник, расположенный тоже вертикально. Разобьем его пополам горизонтальной и вертикальной линиями.

2. Линия глаз - это горизонтальная линия. Глаза равноудалены друг от друга, в идеале между ними можно нарисовать еще один глаз. Равноудалены наши брови, крылья носа, уши. И губы тоже разделены пополам. Вертикальная линия - это ось нашего лица, которая делит его пополам.

3. Если разделить еще эти части пополам, то получим линию кончика носа и линию роста волос. Нос рисуем от бровей. Затем губы, которые расположим в середине последней части. И нарисуем волосы – прическу.

4. Теперь можно приступить к раскрашиванию. Вначале прокрасим мелкие детали лица, затем можно раскрасить волосы, а затем придать тон лицу.

6.2. Самостоятельная работа. Выполните самостоятельно рисунок любого из понравившегося вам батыров (богатырей). Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы. Выберите материалы для работы в цвете или закончите рисунок простым карандашом. Штрихи и мазки старайтесь накладывать по форме. Не забудьте про тени и первый план рисунка.

Проводятся целевые обходы класса: оказание необходимой помощи учащимся, соблюдение последовательности работы, соблюдение правил организации труда.

Подведение итогов урока.

1.Выставка работ учащихся. Давайте полюбуемся той красотой, которую вы создали. -Какой из рисунков получился удачнее других? Почему? У … (фамилия, имя ученика) грамотно выстроена композиция – главные герои выполнены в центре и крупно. У … (фамилия, имя ученика) тоже интересное в сюжете, подчеркнуто композиционным расположением. У … (фамилия, имя ученика) удачное композиционное расположение главных персонажей сказки, они размещены в центре его работы. А … (фамилия, имя ученицы) смогла интересно передать образную характеристику персонажей и сказочность, необычность сюжета.

2. Обобщение изученного материала. Что нового вы узнали на уроке? Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному? Какими средствами можно выделить главного героя в иллюстрации? Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)

Вывод урока: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись).

3. Выставление отметок. Окончание урока.

7. Домашнее задание . подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по ФГОС (с использованием приемов репродуктивного чтения) УМК «Планета Знаний»

Тема: «Портреты сказочных героев»
Составитель: Степанова Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусства, Дебесская СОШ, село Дебесы, Удмуртская республика.
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока:
- по содержанию: знать о декоративном вымышленном портрете, как о виде портрета; об особенностях его рисования;
- по способу работы: освоить приемы изображения портрета сказочного героя в технике рисования «от пятна».
Задачи урока:
- воспитывать бережное отношение к сказкам и сказочным героям;
- воспитывать любовь к чтению;
- продолжить формирование знаний о портрете, его видах и способах передачи настроения через цветовую гамму, мимику лица;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям художников-иллюстраторов;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
- развивать умение работать с текстом, оценивать, анализировать полученную информацию.

УУД
Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к книге и к сказочному герою; развивать логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрацию внимания;
- развивать способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений художников-иллюстраторов России;
- развивать мотивацию и любовь к чтению книг.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Метапредметные: развитие умения работать с текстом, оценивать и применять полученную информацию;
Предметные: освоить основные приемы передачи настроения в портрете сказочного героя, а так же рисования в технике «от пятна».
Наглядные и дидактические материалы: изображения сказочных героев, презентация, раздаточные карточки для выполнения упражнений по смысловому чтению.
Литературный ряд: стихотворение Юрия Энтина «В мире много сказок…», стихотворение «», стихотворения о сказочных героях.
Оборудование Для учителя: образцы портретов сказочных героев, компьютер, проектор, доска, презентация, гуашь, кисти, формат А-3, раздаточные карточки. Для учеников: гуашь, кисти, альбом.
Используемые методы и приемы репродуктивного чтения:
- «Ассоциативный куст»;
- «Тонкие» и «толстые» вопросы;
- Синквейн.

Для справки:
«Ассоциативный куст» - один из основных приемов работы с информацией. Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между ними. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную способность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу.

«Тонкие» и «толстые» вопросы – один из основных приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. «Толстые» вопросы требуют неоднозначных ответов «Дайте объяснение, почему…?»; «Почему вы считаете…?»; «Найдите отличия и сходства…»; «Предположите что будет, если…?». «Тонкие» вопросы требуют простого ответа «Кто?»; «Что?»; «Когда?»; «Согласны ли вы?».

Синквейн - один из основных творческих приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Портрет сказочного героя
Яркий, декоративный
Рисовали, фантазировали, воображали
Портрет передает настроение героя
Жанр

Ход урока:

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Красиво садитесь, спинки ровненькие, выпрямитесь! Молодцы!
Объяснение новой темы.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Энтина. Послушайте, пожалуйста, внимательно (стихотворение появляется на слайде 1):

- Ребята, о чем данные строки?
- Верно! Они о сказочных героях! Давайте разместим это понятие на классной доске (на кл. доске появляется табличка «Сказочный герой»)
- Ребята, а какие они – сказочные герои? Мы можем их как-то охарактеризовать? Давайте, вспомним снова строки из прочитанного стихотворения. Все ассоциации со сказочными персонажами мы будем записывать на доске, вокруг таблички (в классе возникает дискуссия, записываем ассоциации вокруг таблички, например, злые и добрые, волшебные, необычные образы и т.д.)
- Все верно! Сказочные герои могут быть злыми и добрыми, со своим характером, как и люди – они все разные. Но мы с вами сейчас написали общие ассоциации, про всех сказочных героев! Теперь, мне бы хотелось, чтобы вы каждый попробовали подобрать и записать ассоциации к конкретному герою сказки. У вас на партах у каждого лежит листочек с заданиями, где вы видите схему с конкретным сказочным героем и стихотворением про него. Сначала прочтите стихотворение, а затем запишите все ассоциации, которые у вас возникли вокруг сказочного героя, в данной схеме. Самостоятельная работа 2-3 минуты.


- Молодцы! Я вижу, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на экран (слайд 2, стихотворение о портрете А. Кушнер) . Давайте прочтем стихотворение Александра Кушнера:


- Ребята, о чем это стихотворение?
- Верно! Оно о портрете (учитель прикрепляет на доску табличку с понятием «Портрет»).
- А теперь, исходя из данных двух понятий «Сказочный герой» и «Портрет», сформулируйте тему сегодняшнего урока!
- Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Портреты сказочных героев»! Учитель на доску прикрепляет табличку с надписью «Портреты сказочных героев» и на классной доске открывает закрытые портреты сказочных героев (наглядное пособие учителя, нарисованное на форматах А4)
- Ребята, посмотрите внимательно на данные портреты! Каких сказочных героев вы видите? У каждого персонажа сказки свой характер и он отражен в этих изображениях с помощью цветовой гаммы, линий, черт лица.






- Давайте посмотрим, как сказочных героев изображали художники-иллюстраторы. Перед нами иллюстрации художницы Ирины Петелиной (слайд 3). Ребята для анализа иллюстраций художников мы с вами будем отвечать на некоторые вопросы.


- Теперь рассмотрим иллюстрации художника Ивана Билибина (слайд 4).
Работа с анализом иллюстраций


- Так же рассмотрим иллюстрацию Виктора Васнецова к сказке «Иван царевич и Серый волк», на которой изображены царевна и Кощей Бессмертный (слайд 5).
Работа с анализом иллюстраций


- Изобразить сказочного героя можно реалистично и декоративно, но портрет в любом случае будет вымышленным (слайд 6). Рассмотрим это на примере иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» (слайд 6).


- Теперь я покажу вам, как нарисовать сказочного героя в технике «от пятна».
Учитель рисует педагогический рисунок (сказочный царь):
1. Лицо сказочного героя пишем «от пятна». Смешиваем белый, капельку красного и капельку желтого цвета.
2. Пока гуашь на лице подсыхает, глаза и другие черты лица рисовать нельзя, поэтому мы сначала пишем «от пятна» одежду, волосы, корону, бороду сказочного царя.


3. Прорисовка лица и других мелких деталей, например, узоров на одежде.
4. Фон – это может быть однотонный фон или изобразить в какой среде на тот момент находится герой, например, город, внутри избы, полянка и др.

Тема :Портрет: пропорции лица человека 4 класс

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта; дать понятие средней линии и симметрии лица.

Задачи:

научить изображать голову человека;

развивать наблюдательность, творческую активность;

воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Формирование УУД:

Личностные УУД: стремление к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка.

Регулятивные УУД: управлять своими эмоциями и учебными действиями; понимать, в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.

Познавательные УУД: анализ и сравнение произведений искусства.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности

Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока. Образец портрета (рисунка), поэтапные рисунки

Литература: Шпикалова Т. Я.Изобразительное искусство . Учебник. 4 класс

План урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний.

3.Изучение нового материала

4. Самостоятельная работа

5.Подведение итогов урока.

6.Рефлексия

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащихся

Формирование

УУД

I .Орг.момент

II .Актуа лизация

III. Изучение нового материала

Физкультминут

ка.

IV . Практическая работа.

.

V .Подведение итогов. Рефлексия

Здравствуйте ребята, проверьте пожалуйста все ли необходимое у вас лежит на партах. -Все готовы к уроку, ничего дома не осталось?
Все на месте? …Хорошо, молодцы. Садитесь
)

Молодцы, правильно.

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Что такое натюрморт?

Что такое пейзаж?

Что мы сегодня будем учиться рисовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Отгадайте загадку

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет)

Так что мы будем рисовать на уроке? (портрет)

Тема нашего урока так и звучит

Портрет: пропорции лица человека

А что такое портрет?

Презентация Слайд1,2

Какие бывают портреты

В изобразительном искусстве существует много разновидностей портретного жанра. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. По формату Слайд 3--

По жанру:

Исторический портрет - изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.

Портрет-картина -человек представлен во взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой.

Костюмированный портрет - человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

Автопортрет - это портреты художников, написанные с помощью зеркального изображения. Только по автопортретам мы и знаем портреты великих художников мира.

Семейный портрет

Для чего рисуют портреты?

О чём нам может рассказать портрет?

Как известно у человека бывает разное настроение.

Давайте отдохнём, поиграем.

Игра «Эмоции». Я называю вам эмоцию, а вы ее показываете: Удивление, радость, страх, грусть, восхищение, боль.

Работа с учебниками. Перед вами иллюстрации с изображениями портретов, нарисованных известными художниками, посмотрите на них и скажите, что их объединяет.

Посмотрите внимательно и скажите

что художники стараются передать в портрете?

А как можно узнать характер человека?

Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, а выражение глаз, позу, манеры и др.

Русская земля богата талантами. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны.

А теперь мы с вами побудем немного художниками. Как вы думаете, что мы будем сейчас рисовать?

Совершенно верно. И вы можете написать портрет своего друга, соседа по парте, мамы, папы или любого человека, которого захотите нарисовать

Рисунки лица человека, портрет - это самый сложный вид изобразительного искусства.

Научиться простой технике рисования лица человека вполне возможно самостоятельно, но для начала можно попробовать рисовать лицо человека поэтапно, простым карандашом.

1. Общий контур лица человека самый важный

Чтобы нарисовать правильно портрет человека важно точно сделать первый контур, контур лица.
Не нажимая сильно на карандаш, повторите этот овал лица человека на вашем рисунке.
Возможно придется нарисовать его несколько раз, повторив еще раз этот шаг. Не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.

2. Разметка основных частей лица человека

Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию.
От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа.
Рисуя эти линии, не нажимайте сильно на карандаш.
Не забудьте нарисовать уши.

3.Глаза - главная часть портрета человека

Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета.
Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза.
Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

Нарисуйте контуры бровей, рта и губ

Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос.

Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы.
Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам.
Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы.

Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги.
Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо.

Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. .

Кто закончил с рисованием в карандаше раскрасьте цветными карандашами или фломастерами.

Давайте посмотрим, как вы сегодня постарались на уроке. Сейчас каждый похвастается своим рисунком и затем мы их вывесим на стенд.

Сегодня мы все с вами хорошо постарались, смотрите, какие замечательные портреты у вас получились. Мне было очень приятно с вами работать, спасибо вам за урок.

Уберите все со столов, приготовьте все необходимое к следующему уроку и можете идти на перемену.

Приветствие.

Ответы детей.

(Портрет)

Портрет – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению одного или группы людей.

По формату

головные (оплечные)

погрудные

поясные

по бедра

поколенные

во весь рост

Художники нарисовали портреты

Портреты разных профессий, разные возраста

Портрет

Познавательные УУД

1 . Ф ормируем умение извлекать информацию из текста.

Регулятивные УУД

    Формирование умения высказывать своё предположение.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формирование умения составлять план деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2 . Формируем умение видеть и говорить на языке искусства.

Личностные УУД

1. Формирование эмоционального отношения к портрету

2. Формирование понимания значения сочетания различных портретов.

3. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.