Первый рабочий день: как пережить? Ваш первый рабочий день. Как себя вести на новой работе

Первый рабочий день на новой работе в большинстве случаев оборачивается стрессом: новые люди, новые правила, новые обязанности. Как произвести хорошее впечатление на коллег и начальство и сделать так, чтобы первый рабочий день был максимально успешным?

Перед тем, как выходить на работу, стоит еще раз уточнить у эйчара (или того, кто выполняет его обязанности), когда вам нужно быть в офисе , кто будет вас встречать и прочие нюансы. Лучше всего делать это за день до выхода на работу, чтобы потом не трястись, думая, а не успело ли что-нибудь поменяться.

В первый рабочий день на новой работе стоит помнить, что встречают обычно все-таки не по уму, а по одежке. Приходя на собеседование, вы наверняка обратили внимание на дресс-код, принятый в компании, поэтому постарайтесь одеться соответственно . Лучше всего соблюсти золотую середину и одеться не слишком откровенно, но при этом и не чересчур строго.

В свой первый рабочий день нужно быть пунктуальным (в принципе, это касается всех рабочих дней, но первого - в особенности). Лучше выйти чуть раньше, но прийти вовремя, чем опоздать и заработать себе репутацию непунктуального сотрудника (помните, первое впечатление часто оказывается самым сильным).

Обычно первый рабочий день новичка начинается с официального оформления на работу : вы пишете заявление о приеме на работу, подписываете трудовой договор и должностную инструкцию, знакомитесь с правилами внутреннего распорядка. Не забудьте взять с собой на работу все документы, необходимые для официального оформления. Перечень документов стоит уточнить заранее.

Обратите внимание: трудовой договор подписывается в двух экземплярах , один из них (оригинал, а не копия) отдается вам на руки. Обязательно прочитайте договор, не подписывайте его, не глядя. Если в первый рабочий день вам не предложили подписать договор, это должно быть сделано в течение трех дней. Но в любом случае ваше вступление в должность приравнивается к заключению трудового договора в устной форме. Запись в трудовой книжке должна быть сделана в течение 5 дней с момента выхода на работу.

После этого вам должны показать ваше рабочее место и познакомить с коллегами . В этот момент стоит выяснить, как в этой компании принято питаться (есть ли столовая или общая кухня, обедают ли коллеги вместе и т.п.), уточнить нюансы дресс-кода, вкратце узнать о традициях коллектива. Кстати, если на фирме принято обедать вместе, обязательно воспользуйтесь такой возможностью: так вы сможете пообщаться с коллегами в неформальной обстановке и быстрее влиться в коллектив.

Вообще, общением с коллегами пренебрегать не стоит : они наверняка заинтересуются новым сотрудником. Будьте открыты, постарайтесь побольше узнать о корпоративной культуре (к примеру, как коллеги друг к другу обращаются, принято ли в коллективе отмечать дни рождения и другие праздники). Но общение не должно мешать работе: если ваша общительность помешает вам и коллегам выполнять рабочие обязанности, вряд ли вами останутся довольны.

Хорошо, если в первый рабочий день вам удастся встретиться с непосредственным начальником , который введет вас в курс дела. Не стесняйтесь проявлять заинтересованность и задавать вопросы. Можете даже высказать свое мнение, предложения, но будьте осторожны: открытая критика компании в первый же день на работе может выйти вам боком. Не старайтесь разом продемонстрировать всю свою образованность, опыт и профессионализм - лучше вы потом покажете их в работе.

Но подробно в тонкости ваших обязанностей вас посвятит куратор : человек, работавший на этой должности до вас, или, если его нет, коллега, выполняющий сходные обязанности. Постарайтесь сразу же выяснить все, что только можно. Желательно записывать самые важные моменты: не надейтесь, что такой большой объем информации вы сможете запомнить с первого раза. Не бойтесь уточнять, переспрашивать. Лучше вы лишний раз переспросите в первый рабочий день, когда ваша неосведомленность в порядке вещей, чем потом напортачите и будете расхлебывать последствия.

Даже если первый рабочий день прошел не совсем гладко, не отчаивайтесь: у вас всегда есть возможность изменить все к лучшему. Просто будьте собой - и все получится!

Первый день на новой работе - это всегда стресс. Страшно не так посмотреть, не тому улыбнуться, неправильно понять первое задание. Да и просто страшно. А стресс, как известно, часто влечет за собой не совсем адекватное поведение. Office Life составил топ-5 моделей поведения, к которым не стоит прибегать в первый рабочий день.

Ошибку можно совершить, ещё не переступив порог своего нового офиса. Будьте аккуратнее, подъезжая к рабочей парковке. Никогда не знаешь, кто едет в автомобиле, который вам понадобилось срочно подрезать. "Один парень, подъезжая к месту новой работы, подрезал другой автомобиль и сделал в адрес водителя неприличный жест. А он оказался его новым начальником", - рассказывает менеджер бухгалтерской компании Алексей. В итоге, бедному молодому человеку пришлось заглаживать вину упорным трудом. Кстати, излишняя трудолюбивость тоже может стать ошибкой.

Трудолюбивая пчелка

Расслабьтесь. Никто не ожидает, что вы с первого же дня начнете творить чудеса. Не создавайте сами же себе лишний стресс. Пусть вещи идут свои чередом. Лишняя инициатива может раздражать ваших новых коллег. А уж предложения по нововведениям могут банально вызвать смех у вас за спиной. "На то, чтобы полностью освоиться, может уйти до трех месяцев. Не стоит пытаться вместить их в один рабочий день", - советует читателям "Times " глава HR-отдела автомобильной компании Донна Миллер.

Неуместные вопросы

Вполне нормально задавать вопросы о компании, но следите за тем, какое впечатление вы производите. Вот несколько неудачных вопросов нового сотрудника из практики руководителя консалтинговой компании Елены. "Могу я взять неограниченный по времени отпуск за свой счет?", "Как быстро я получу повышение?", "Какова продолжительность отпуска по болезни?", или "А почему заявку об увольнении надо подавать так заблаговременно?"

"Он что, уже планирует увольняться?!?" - удивляется Елена. В такой ситуации можно посоветовать лишь одно: не задавайте вопросов, которые указывают на ваш недостаточный интерес к работе.

Судный день

Работодатели особенно не любят, когда новый сотрудник сравнивает все, что ему встречается на новом месте, со своей старой работой. В общем, не стоит все время говорить: "На моей бывшей работе делали так-то и так-то". Особенно, если твоя бывшая работа - молокозавод, а новая - инжиниринговая компания. :)

Маменькин сынок

Ну, и напоследок самое забавное: однажды, новый менеджер по продажам в телекоммуникационной компании явился на работу... с мамой! Она сопровождала его до дверей офиса, а в обед принесла горячий супчик. Смешки коллег за спиной и прозвище "маменькин сынок" удалось прекратить лишь тогда, когда мамин фартук перестал появляться рядом с офисом сына. А сам сын начал преуспевать в продажах. Но это уже история из серии "невозможно, но было".

Вы выходите на работу и начинается ваш первый рабочий день. Сегодня мы поговорим о том, что важно для секретаря в первый рабочий день , какие советы в первый рабочий день могут вам пригодится. Хотя я, в принципе, не рекомендую вам опаздывать на работу, в первый рабочий день это наиболее важно. Лучше выехать из дома заблаговременно, и если приедете раньше, то я рекомендую вам обойти окрестности, посмотреть, какие здания расположены рядом с офисом. Вероятно, что-то вам понадобится в дальнейшей работе. Вдруг рядом есть копировальный центр или кофейня, где делают самые вкусные на свете горячие булочки и кофе – возьмите с собой из дома блокнот и ручку и все записывайте.

Если времени не будет – не волнуйтесь, это важно, но не самое главное. Самое главное прийти на работу вовремя. В любой рабочий день, но в особенности, в важно быть . Приготовьте деловой костюм, обувь и аксессуары еще с вечера, чтобы не торопиться перед выходом на работу.

Помимо блокнота и ручки приготовьте также паспорт, трудовую книжку, свидетельство пенсионного страхования (зеленая карточка) и дипломы, если понадобятся. Думаю перед тем, как приступить к работе , вы получите всю необходимую информацию о том, что необходимо принести.

Перед тем, как приступить к работе , скорее всего, менеджер отдела персонала или ваш непосредственный начальник представит вас другим сотрудникам. В разных компаниях первый рабочий день происходит по-разному. Далее вы возможно, проследуете в отдел персонала для оформления на работу. Вы получите на руки два экземпляра трудового договора, с которым я рекомендую внимательно ознакомиться прежде, чем подпишете.

Если в договоре что-то непонятно или на собеседовании обсуждались одни условия, а в трудовом договоре прописаны другие, лучше еще перед тем как, приступить к работе и оформляться в данную компанию, задать дополнительные вопросы своему непосредственному начальнику. Не нужно бояться потерять работу. Лучше уж потерять работу до оформления, чем потом жалеть о том, что про какие-то обещанные вам условия забыли.

Внимание! Еще до заключения трудового договора и до того момента, как вы приступите к работе , вас должны под расписку ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка, иными нормативными актами, имеющими отношение к вашей работе.

Если это ваша первая работа, то трудовую книжку на вас заведет работодатель. В остальных случаях не забудьте принести трудовую книжку с собой.

Также согласно статье 68 ТК РФ после заключения трудового договора отдел кадров должен подготовить приказ о вашем приеме на работу, с которым должен ознакомить вас в трехдневный срок под расписку, а вам отдать заверенную копию документа.

Один небольшой совет вам может пригодиться: когда пройдет небольшое время, например, когда вы пройдете испытательный срок, наведайтесь в отдел кадров и под благовидным предлогом (например показать в банке для кредита) попросите на руки вашу трудовую книжку. Нужно это для того, чтобы посмотреть, каким числом вас зачислили на работу. Это может показаться банальным, но лучше сделать это, чем потом жалеть. На следующий день трудовую книжку не забудьте вернуть в отдел персонала. Это также очень важно.

Однажды я устроилась на работу в компанию. Это было довольно давно, и я сейчас даже и не вспомню, был ли приказ о приеме на работу, но когда я увольнялась из этой конторы чуть больше чем через год, я с удивлением обнаружила, что дата моего приема на работу в трудовой книжке…была на полгода позже фактической даты моего первого рабочего дня .

Первый рабочий день всегда более или менее ознакомительный. После того, как вас оформили на работу, вы, скорее всего, уже будете знать, где находится ваше рабочее место. Посмотрите, все ли там есть, что вам необходимо для работы. Вам обязательно понадобится блокнот, стакан с ручками и карандашами, калькулятор, стикеры типа post-it, степлер и антистеплер, дырокол и лотки для бумаги. Также убедитесь, что у вас есть пустые жесткие папки для хранения документов, прозрачные файловые папки и несколько цветных маркеров. Если чего-то не хватает, узнайте как заказать это (возможно, нужно написать заявку в АХО) и закажите.

Какие советы в первый рабочий день вам могут пригодится если вы вышли на работу, а ваш начальник, вдруг, заболел, или уехал в срочную командировку? И вас не представили коллегам? Самое главное – не теряйтесь. Как говорится, это дело житейское. Возьмите инициативу в свои руки. Узнайте, где находится ваш рабочий стол, а затем сами представьтесь хотя бы тем коллегам, которые сидят в вашей комнате. Подойдите к каждому и скажите что-то «Добрый день! Меня зовут (ваше имя), я – новый помощник финансового директора. Очень приятно познакомиться с вами». После чего, как правило, ваш визави также представится.

Далее я рекомендую обратиться в отдел персонала, наверняка ваш руководитель оставил рекомендации относительно вашего приема на работу. Если он не оставил вам списка заданий, то проведите день с пользой: ознакомьтесь с документами в компьютере и в папках, попросите список служебных телефонов компании. Приглядитесь, возможно, кому-то из коллег понадобится ваша помощь в чем-то. И самое главное – если у вас возникли какие-то вопросы, не только служебные, но и бытовые – вроде того, где находится туалет или столовая – не стесняйтесь, задавайте их коллегам. Когда-нибудь в отдел придет новенький и я надеюсь, вы с радостью ему или ей поможете.

После первого рабочего дня, возможно, голова будет идти немного кругом – новой информации будет очень много. Но не тушуйтесь, будьте спокойны, больше слушайте и больше записывайте. А состояние некоторого дискомфорта на новом рабочем месте бывает у каждого человека и очень скоро пройдет.

В Украине могут увеличить продолжительность рабочего дня, добавить 4 дня к отпуску и разрешить увольнять за разглашение коммерческой тайны или отказ от прививки. Соответствующие изменения прописаны в проекте нового Кодекса законов о труде (КЗоТ). Если документ примут, украинцы, которые работают в тяжелых условиях, на улице в мороз или под солнцем в жару, получат право на «сиесту». На данный момент проект нового КЗоТа принят в первом чтении и ожидает очередного рассмотрения в Раде.

Кого и за что смогут оставить без работы в Украине

Если законопроект примут, работодатели получат больше оснований для увольнения. Помимо уже привычных прогулов, работы в нетрезвом виде или кражи, появятся и новые нормы. Например, увольнение за разглашение коммерческой тайны. При этом в документе указано, что такая норма распространяется в случае, если сотрудник взял на себя обязательство хранить секреты компании.

Юрист Александр Плахотник отмечает: формулировка «коммерческая тайна» в проекте не уточняется, поэтому важно, подписывая на работе документ о неразглашении, убедиться, что в соглашении четко сказано, о какой информации идет речь. Иначе коммерческой тайной могут назвать, например, размер заработной платы.

К слову, в Министерстве социальной политики опубликовали разъяснение. Якобы в действующем Гражданском кодексе четко прописано, что может считаться коммерческой тайной. Поэтому причин для беспокойства нет.

Еще одно важное нововведение – отстранение от работы непривитых сотрудников . Если работник должен проходить медосмотр и прививаться, но, например, без медицинских противопоказаний решил не делать прививку, его могут отстранить от работы. Зарплату при этом не выплачивают и к работе не допускают. Фактически, если нужно прививаться, а работник не хочет, его могут уволить. Против такого нововведения выступили в Конфедерации профсоюзов.

В случае уклонения от профилактической прививки или медицинского осмотра работник подлежит увольнению с работы

«В случае уклонения от профилактической прививки или медицинского осмотра работник подлежит увольнению с работы в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса без соблюдения требования о предупреждении о предстоящем увольнении», – говорится в проекте документа. В действующем Кодексе статьи 93 нет.

Также в новом документе предлагают описать возможность заключение краткосрочных трудовых договоров. Например, на один год. Подобная практика существует и сейчас. При этом право заключать бессрочные трудовые договора не отменяют. Авторы законопроекта поясняют необходимость ввести в кодексе определение краткосрочных договоров с изменением рынка труда. Часть компаний нанимает сотрудников на работу в конкретных проектах, бессрочный договор в такой ситуации оформлять невыгодно.

Рабочий день и отпуск станут длиннее

Рабочий день увеличат с 8 до 12 часов, но не для всех. Такой график может быть прописан в коллективном договоре.Также введут понятие «ненормированного рабочего дня». Профсоюзы заявили, что такая норма может привести к «принудительной работе», а вот HR-эксперты считают, что для украинцев это шанс заработать и возможность законно оставаться на работе.

Эксперты рынка труда Александр Белоус уверен: и сейчас на многих предприятиях украинцы работают дольше 8 часов. Кроме того, есть работы, которые невозможны по графику. С одной стороны, такое нововведение позволит узаконить ситуацию, которая уже сложилась, а с другой – позволит зарабатывать больше.

«В Польше нет ограничения по продолжительности рабочего дня. Украинцы едут туда, работают по 12 часов и зарабатывают. У нас же, даже если ты хочешь подзаработать, взять дополнительную нагрузку и увеличить продолжительность рабочего дня, закон это запрещает. Но тут важно, чтобы эти дополнительные часы дополнительно оплачивались», –поясняет эксперт.

Кстати, по закону работа на выходных или в нерабочее время оплачивается по двойной ставке.

Одно из приятных нововведений – длинный отпуск. Если сейчас украинцы имеют право на оплачиваемый отпуск продолжительность 24 дня, то в новом документе предлагают продлить отпуск до 28 календарных дней. К слову, в соседней Польше отпуск длится 26 дней, а самые продолжительные «паузы» в работе в Финляндии и во Франции – 35 дней.

Также работающие на улице или в тяжелых условиях получат право отлучаться на несколько часов в обед. Украинская «сиеста» будет длиться у всех по-разному . Длинный перерыв должны прописать в трудовом договоре.

Авторы законопроекта о новом КЗоТе: Владимир Гройсман, Людмила Денисова и Михаил Папиев. Проект зарегистрировали еще несколько лет назад, однако за это время его удалось принять только в первом чтении. Прошлой осенью в правительстве заявили, что документ рассмотрят в Раде осенью. Однако после этого активизировались профсоюзы, которые потребовали пересмотреть перечень причин для увольнения и увеличение продолжительности рабочего дня.

Так или иначе, новый КЗоТ украинским парламентариям рано или поздно придется принять. Действующий кодекс утвердили еще в 1971-м. За это время изменились подходы к трудоустройству и требования к рабочим. Кроме того, в рамках европейской ассоциации Украина должна внедрить в национальное законодательство международные нормы, которые в том числе касаются и законов о труде.

Напомним, по среднестатистическим данным, . Наибольший показатель реальной заработной платы за январь достиг 11 668 гривен в Киеве, самый низкий показатель -5865 гривен в Тернополе.

Напомним также, если украинский парламент примет новый Трудовой кодекс, прежде всего : отпуск, увольнение и декрет.

Ранее сообщалось, что новый Трудовой кодекс даст возможность официально работать детям . Предполагается, что работодатель сможет заключать трудовой договор с детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Такая норма позволит официально зарабатывать деньги детям, которые работают в кино и рекламе, принимают участие в концертах и тому подобное.

Великий день наступил, новичок вот-вот появится у вас. Вы уже сделали все необходимые приготовления и уверены в том, что первый день для новичка пройдет успешно и надолго запомнится.

Сейчас вам остается лишь еще раз убедиться в том, что вы владеете всей информацией, которую необходимо передать новичку.

Первый день работы на новом месте всегда связан с волнением, от вашей помощи и поддержки в значительной мере зависит, останется ли новичок у вас и будет ли эффективным процесс введения в курс дела.

Итак, ментор взял на себя значительную часть работы, а вы можете возвратиться к себе и немного расслабиться. Процесс идет, новичок осваивается в коллективе. В ваших мечтах. На самом деле предстоит еще куча работы. Время не останавливается, и нам необходимо не отставать от событий, если мы хотим подготовиться к завтрашнему дню и его реалиям.

Вам требуется план действий — своего рода карта потребностей нового работника. Мы справимся с этим делом очень быстро с помощью контрольных листов.

Новичку необходимо ознакомиться со следующим:

  • Окружающая обстановка.
  • Окрестности.
  • Дорога к зданию.
  • Транспорт.
  • Где что находится.
  • Охрана здоровья и труда.
  • Правила пожарной безопасности.
  • Система обеспечения безопасности.
  • Что делать с обслуживанием и ремонтом.

Работа

  • В чем заключается работа.
  • Что работа не включает в себя.
  • Какие требования предъявляются.
  • Что делать в случае ошибки.
  • Границы полномочий.
  • Критерии оценки производственных достижений.
  • Какая информация необходима для работы.
  • С каким оборудованием придется работать.
  • Сложность работы.
  • Доступность информации и обратная связь.
  • Каналы обмена информацией.
  • Жаргон или профессиональный язык, который необходимо знать.

Компания

  • Чем она занимается.
  • Поставщики и клиенты.
  • Заявление о миссии.
  • Филиалы.
  • Материнская компания.
  • Социальные гарантии.
  • История и перспективы.
  • Льготы, предоставляемые персоналу.

Коллектив

  • Иерархия.
  • Подчиненные.
  • Равные по положению.
  • Младший управленческий персонал.
  • Коллеги.
  • Общественные связи.
  • Политика предотвращения дискриминации.
  • Развитие коллектива.
  • Ожидания коллектива.
  • Как члены коллектива ладят друг с другом.
  • С кем придется работать.

Вопросов набирается довольно много.

Понятно, что решить все в один день невозможно. Нужно разделить их на приемлемые порции. Ваш помощник в этом деле — ментор. С подавляющей частью вопросов он может справиться в течение первых нескольких недель. Вам же нужно организовать процесс так, чтобы наиболее важные вещи новичок узнал в первую очередь, а также проследить за тем, чтобы его не перегружали информацией. Новичку, конечно, интересно узнать о компании побольше, но главным для него является работа, т.е. то, за что он получает заработную плату.

Совет:
ПРОЯВИТЕ ЗАБОТУ.
Если новый работник будет, например, получать почту, позаботьтесь о том, чтобы на его ячейке входящей корреспонденции не было наклеек, надписей или использованной жевательной резинки, оставшейся от предыдущего хозяина. Проявите заботу о новичке, дайте ему почувствовать свою значимость. Это позволит быстро и без особых затрат добиться хорошего отношения к вам и к компании.

НЕДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕД ВСТУПЛЕНИЕМ В ДОЛЖНОСТЬ

Некоторые компании организуют для новичков недельное обучение с отрывом от производства, прежде чем они приступят к работе. Такой подход хорош в том смысле, что позволяет новичкам приобрести необходимые для работы навыки, но у многих он вызывает сильный стресс, поскольку связан с отрывом от дома, изоляцией в гостиничных стенах, а иногда оставляет впечатление полной оторванности от реального производственного процесса.

Обучение на рабочем месте может производить более благоприятное впечатление.

Однако, какому бы варианту вы ни отдали предпочтение, очень важно, чтобы эмоциональный настрой первого дня и первых недель был позитивным. Разрешите новичку прийти немного позже, а уйти немного раньше. Похвалите его за быструю адаптацию к новой обстановке. Вспомните, как сами начинали работать, не перегружайте человека информацией, не заставляйте знакомиться сразу со всеми и запоминать массу имен. Это его просто утомит, а неспособность все запомнить расстроит. Отпустите новичка домой, не устраивая пространного опроса. Не спрашивайте: «Так что вы думаете о нас после первого дня работы?» Это поставит его в тупик — если он невысокого мнения о вас, то не осмелится сказать этого, если же он в восторге, то все равно не скажет, ибо здесь попахивает лестью.

Не следует также говорить и таких вещей, как: «Сегодняшний день был довольно спокойным, вот на следующей неделе вам действительно придется покрутиться!» Вы просто напугаете человека, заставите почувствовать свою неполноценность.

Но не будем забегать вперед, человек еще не пришел на работу, а мы уже провожаем его домой после первого рабочего дня. Есть еще кое-что, над чем следует поработать.

Совет:
В КОНЦЕ ПЕРВОГО РАБОЧЕГО ДНЯ.
Сделайте так, чтобы новичок зашел к вам в конце первого дня. Это нужно для выяснения возникших проблем и обмена впечатлениями (разговор должен быть очень коротким, поскольку новичок, наверняка, устал и хочет поскорее попасть домой). Пригласите также к себе и ментор, чтобы тот отчитался о ходе процесса адаптации.

Совет:
КОНЕЦ РАБОЧЕГО ДНЯ.
Проинструктируйте новичка, что нужно делать в конце рабочего дня. Это могут быть простые вещи, например, как закрыть окна, или более сложные, например, как включить охранную сигнализацию, отметиться в книге ухода, собрать бумагу, взять работу домой, оформить получение компьютера или отключить терминал. Какой бы ни была процедура завершения рабочего дня, позаботьтесь о том, чтобы новичок знал ее и не запутался.

Совет:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Если у вас есть имеющая отношение к делу литература, вручите ее новичку в конце первого дня для ознакомления. Это даст почувствовать, что вы заботитесь о нем (так оно и есть на самом деле, но вам нужно, чтобы он видел это), помимо прочего, у него появится что взять домой и почитать, когда он будет отдыхать после длинного и трудного или короткого и легкого дня (в зависимости от того, какой стратегии вы придерживаетесь).

ПЛАНИРОВАНИЕ ДНЯ

Если к вам должен прийти человек, не имеющий опыта, лучше всего пустить дело на самотек.

Пусть ментор задаст тон и скорость. Для более опытного человека необходимо составить график с тем, чтобы загрузить его, вовлечь в дело и продемонстрировать доверие к его мнению и способности находить выход из ситуации. Такой график неплохо согласовать с новичком. Он может содержать такие пункты, как знакомство с членами коллектива, инструктаж, обзорная экскурсия по зданию.

Поддержка

Поддержите новичка в первый день его работы.

Дайте понять, что вы не воспринимаете его вопросы как признак тупости. Человек не может упомнить всего сразу и вынужден по нескольку раз задавать одни и те же вопросы, пока не войдет в курс дела. Похвалите его, скажите, что никто не ждет от него выдающихся успехов в первый день. Позвольте ему самостоятельно задать темп продвижения, доверьте сделать что-нибудь полезное, если он хочет этого. Отсутствие реальной работы может вызвать у новичка чувство запасного игрока. Очевидно, что вы должны ставить перед ним реальные цели, неплохо предложить ему помочь коллегам в работе, это облегчает установление контактов. Скажите, что ему не обязательно сидеть весь день на своем рабочем месте, что можно походить по отделу с тем, чтобы быстрее сориентироваться. Предложите обращаться к вам при возникновении каких-либо проблем с работой или адаптацией.

Приход на работу

Как мы уже отмечали, именно вы должны приветствовать новичка в приемной, однако и секретарю не возбраняется сделать это. Предупредите секретарей о выходе новичка на работу (назовите время прибытия, его фамилию, имя и отчество, название отдела и т.п.) с тем, чтобы они предложили ему подождать и позвали вас.

Дело первостепенной важности

Пометьте это дело как первоочередное в своем календаре. Ничто не должно задержать или отвлечь вас, за исключением разве что пожара. Если назначена встреча с клиентом, можно не сомневаться, вы сделаете все, чтобы прийти вовремя. Отнеситесь подобным образом и к новичку. Это сразу внесет в ваши отношения элементы вежливости и уважения, которые, будем надеяться, сохранятся до самого конца вашей совместной работы.

Если, по причине удаленности вашего местонахождения, вы не можете прийти в приемную, чтобы встретить новичка, попросите кого-нибудь проводить его к вам. Никогда не оставляйте его без сопровождающего. Человек может заблудиться и испугаться.

Не забывайте, как зовут новичка и зачем он пришел. После приветствия вы можете проводить его в отдел кадров для оформления необходимых документов.

Первый разговор

Прежде чем передавать человека в руки ментора, поговорите с ним немного. Это удобно сделать в неофициальной обстановке за чашечкой кофе. Важно дать ему почувствовать, что вы рады его приходу, помочь успокоиться и ощутить себя «дома». Объясните новичку, что вы хотите побеседовать с ним для того, чтобы удостовериться:

  • понимает ли он, в чем заключается работа, для выполнения которой его наняли;
  • полностью ли ему понятны положения контракта;
  • знает ли он, когда и как ему будет выплачиваться заработная плата, и ее размер, конечно;
  • понимает ли он, почему в компании действуют те или иные правила; представляет ли он себе служебную иерархию (не очень детально на этой стадии); получил ли он и начал ли читать руководство для персонала;
  • получил ли он инструкции по использованию предоставляемого компанией автомобиля (если таковой предоставляется);
  • понятны ли ему требования к форме одежды, поведению, правила наложения взысканий;
  • понятны ли правила компании по взаимодействию с общественностью, прессой.

Не «заваливайте макулатурой», т.е. не оставляйте новичка один на один с кучей бумаг. Выделите время и помогите человеку понять, что к чему. Не обязательно вдаваться в каждую мелочь, достаточно дать общие пояснения с тем, чтобы он мог самостоятельно работать с документами и понимал, о чем идет речь.

Совет:
НЕ ОМРАЧАЙТЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПЕРВОГО ДНЯ.
Позаботьтесь, чтобы впечатление от первого дня не было испорчено какой-либо оплошностью вроде парковки не на том месте, использования чужой вешалки, стола или чьей-то любимой чашки, не заказанного положенного обеда, нагоняя за попытку пройти не в ту дверь, упрека в неправильном использовании имени или названия должности, необходимости выспрашивать, где находится туалет. Отнеситесь к новичку доброжелательно и великодушно в его первый рабочий день. В будущем ваши усилия окупятся сторицей.

Совет:
ЗА КОМПАНИЮ.
Если во время обеденного перерыва все отправляются в пивную, дайте знать новичку, что он не обязан делать то же самое. Не исключено, что он просто не может позволить себе этого или не хочет пить. Возможно, ему требуется немного тишины и покоя. Человек, не знакомый с местными обычаями, может постесняться ответить отказом, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у него была возможность маневра. Если же он решит пойти, проследите, чтобы он не перебрал от волнения.

БОЛЕЕ БЛИЗКОЕ ЗНАКОМСТВО

Оно не должно отнять слишком много времени — примерно 15 минут. К этому можно даже привлечь отдел кадров. После того как покончено с документацией, вы можете познакомиться с новичком поближе. Расскажите ему о том, что ему предстоит сделать сегодня и в течение следующих одной—двух недель. Объясните суть системы дружеской опеки с участием ментор и как она работает. Поинтересуйтесь, как он добрался до работы сегодня утром, каким транспортом пользовался. Расспросите о музыкальных, гастрономических или других предпочтениях с тем, чтобы установить определенное взаимопонимание.

Чего следует избегать:

  • Запугивания.
  • Информационной перегрузки.
  • Покровительственного отношения.
  • Спешки.
  • Впечатления, что вам некогда.
  • Забывчивости, незнания имени новичка или цели его прихода.
  • Стремления побыстрее избавиться от новичка, отфутболить его к кому-нибудь еще.
  • Раздражения при необходимости повторять одно и то же по несколько раз.
  • Напоминаний о том, во сколько вам обошелся новичок.
  • Расхваливания предшественника.
  • Нерадушного приема.

Конечно, на вашем предприятии может и не быть ничего из перечисленного, тем не менее всегда полезно знать, чего следует избегать. Мы все люди, в конце концов, и частенько в силу загруженности или чрезмерного напряжения относимся к вещам не так, как нужно. Но к тому, у кого есть наша книга, это не относится. Должное внимание и рациональное мышление дают ему неоспоримое преимущество.

Совет:
НЕОБОСНОВАННЫЕ ОЖИДАНИЯ.
Ни один человек не может прийти на новое место работы и сразу же начать делать все как нужно без контроля, обучения, поощрения и поддержки. Лишите его этого, и он окажется в трудном положении. Дайте ему все, что нужно, он отплатит вам хорошими результатами. Производительность находится в прямой зависимости от объема предоставленной помощи. Оставьте человека один на один с проблемой, и ваши вложения никогда не окупятся. Ваша работа не заканчивается в тот момент, когда новичок приходит к вам, — она только начинается. Не надейтесь, что он покажет хорошие результаты немедленно. Он всего лишь человек.

Совет:
ИНВЕСТИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ.
Конечно, время стоит дорого, но то же самое можно сказать и о новичке. Чем боль ше времени вы ему уделяете, тем лучше он осваивается в непривычной обстановке. Нельзя экономить время на новичке. Эти затраты принесут дивиденды в будущем.

Совет:
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ.
Вы уже ознакомили новичка с правилами безопасности и проинструктировали, как ему действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, к которым относятся, например, угроза взрыва, пожар, внезапная остановка лифта, оказание первой помощи (пункты первой помощи), приступы болезни на рабочем месте (место нахождения медпункта, если он есть), аварии, риски для здоровья и безопасности (вредные вещества, испорченные продукты питания, зоны, где курение запрещено, свободные проходы), защитная одежда, поражение электрическим током, канцерогенные вещества (тонер для копировального аппарата, краски, ацетаты), радиационная опасность, травмы от многократно повторяющегося мышечного напряжения? Обойдите производственные помещения и определите, на что следует обратить внимание новичка, незнакомого с вашим порядком.

ЭТО ДВУХСТОРОННИЙ ПРОЦЕСС

Итак, вы держитесь великолепно и действуете совершенно правильно. Но что можно сказать о новичке?

Новички нередко приходят не в то время, не в то место и не в тот день. Это относится не только к выпускникам школ. Присутствие духа в первый день на новом месте теряют и руководящие работники, и выпускники высших учебных заведений, и даже руководители высшего звена. Причина кроется не только в том, что им приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Их беспокоит, справятся ли они с новой работой, особенно в случае продвижения по службе. Разных людей волнуют разные вещи. Молодых больше беспокоит успех адаптации в коллективе и поиск друзей, более взрослых — ответственность, связанная с работой.

ЗАБЛУДИЛСЯ И УСТАЛ

Итак, вы должны уметь убедить человека в том, что его беспокойство беспочвенно и что все будет хорошо. Каждого новичка беспокоит возможность заблудиться, он хочет, чтобы его восприняли серьезно, опасается, что ему не хватит информации и его бросят барахтаться в одиночку, стремится понравиться окружающим, соответствовать требованиям руководства, успешно пройти испытательный срок и избежать ошибок. Новичок всегда настороже и находится в сильном напряжении, что делает ошибки более вероятными. Он устает. Усталость — естественная реакция организма на стресс. Спланируйте день новичка так, чтобы у него было побольше перерывов, чаще позволяйте ему посидеть и отдохнуть.

Подбадривание и поддержка

Поддержите новичка добрым словом, рассейте его опасения. Покажите структурную схему компании и отметьте звено, в котором работает новичок. Если он находится в вашем непосредственном подчинении или если вы являетесь руководителем коллектива, четко объясните его обязанности и расскажите, что вы ожидаете от него. В противном случае поручите эту задачу непосредственному начальнику.

НАЧАЛО РАБОТЫ

До сих пор речь шла, главным образом, о том, как принять и поддержать новичка. Но существует и другая сторона вопроса. Новичок пришел к вам, чтобы делать определенную работу. Это его первый рабочий день. Самое лучшее, что вы можете сделать для него, это позволить выполнить что-нибудь полезное.

Новичку просто необходимо сделать что-нибудь значимое в первый день, тогда он будет чувствовать свою полезность, сознавать, что добился определенного результата. Не заставляйте его целый день читать корпоративную литературу; небольшое, но реальное дело позволит ему ощутить себя частью команды намного быстрее.

Ваша задача — не дать человеку заскучать, подыскав для него стоящее занятие. Это покажет также, что вы доверяете ему и готовы поручить серьезное дело.

Работа, которую он выполняет в первый день, должна вызывать у новичка ощущение собственной значимости.

При этом необходимо придерживаться следующих правил.

  • работа не должна быть элементарной;
  • работа не должна быть самой непрестижной (подшивка газет, например, заваривание чая);
  • поручайте то, что имеет непосредственное отношение к занимаемой должности;
  • не заваливайте новичка работой в первый же день;
  • задание должно быть достаточно сложным, но не «на засыпку»;
  • позаботьтесь о том, чтобы работу новичка контролировали.

Этого хватит на первый раз.

Человек устанет, но обретет спокойствие, он почувствует напряжение, но не будет ошеломлен. Ему придется познакомиться с теми, с кем он будет работать, а также с ментор. Он осмотрит производственное здание и узнает, где находятся все удобства. Он пойдет домой с чувством удовлетворения и уверенности в том, что сделал правильный выбор.

Вы тоже можете идти домой с чувством хорошо выполненной работы и уверенности в правильности выбора.

Другие материалы