Первые чувашские художники. Первые профессиональные художники чувашии. Профессиональная деятельность

Чувашия расположена в Среднем Поволжье в самом центре России. Она имеет древнюю историю, самобытную культуру и славится выдающимися людьми, которые внесли вклад в развитие науки и культуры не только своей республики, но и страны в целом.

В данной статье мы представим краткую информацию о биографиях некоторых знаменитых людей Чувашии с фото.

Чувашский просветитель

Яковлевич (1848-1930) - великий просветитель чувашского народа, составитель первой азбуки на чувашском языке. Именно он создал чувашскую письменность, переняв русскую графику и добавив в нее чувашские буквы. Он сам написал рассказы для своей азбуки и перевел множество книг на чувашский язык. Он открыл первую чувашскую школу в Симбирске и начал готовить педагогов. Также Иван Яковлевич известен тем, что открыл много школ в деревнях Среднего Поволжья.

Чувашия помнит своего просветителя и гордится им. В , Чебоксарах, есть проспект, названный в его честь, библиотека, установлен памятник, работает музей, а также имя Яковлева Ивана Яковлевича носит педагогический университет (ЧГПУ).

Великие писатели и поэты

Иванов Константин Васильевич (1890-1915) - ученик И. Я. Яковлева, прославился на весь мир своей поэмой «Нарспи». Несмотря на очень короткую творческую деятельность, он успел написать много стихотворений, поэм и рассказов. К. Иванов описывал жизнь и быт простых чувашей, восхищался национальным характером, а также поднимал философские вопросы.

Учащиеся на уроках чувашской литературы знакомятся с его творчеством и учат стихотворения наизусть. В Чебоксарах именем К. Иванова названа улица, установлены памятники.

Хузангай Петр Петрович (1907-1970) - выдающийся поэт, общественный и культурный деятель Чувашии. Благодаря его творчеству произошел настоящий расцвет чувашской поэзии. Он издал более пятидесяти книг, которые являются лучшими образцами национального творчества.

Айги Геннадий Николаевич (1934-2006)- известный советский поэт. Прославился тем, что являлся одним из лидеров советского авангарда. Его произведения печатались не только на родине, но и за рубежом. Г. Айги носит звание народного поэта Чувашии, имеет несколько международных наград.

Известные люди в других областях

Среди знаменитых людей Чувашии не только писатели и поэты. Есть также композиторы, архитекторы, деятели искусств, врачи и герои войн. Например, всем известный Иванович (1887-1919) - герой Гражданской войны, также находится в списке знаменитых людей Чувашии. Чапаев известен своими подвигами, патриотизмом, мужеством и героизмом.

В Чебоксарах ему установлен памятник, в честь него назван сквер, улица и завод, есть музей.

Павлова Надежда Васильевна (род. в 1956) - знаменитая чувашская балерина. В течение двадцати лет она работала в Большом театре в Москве и в большинстве постановок исполняла главные роли. Побывала во многих странах с гастролями и обладает званием народной артистки СССР.

Павлович (1892-1931) - чувашский композитор, дирижер, фольклорист и поэт. Ему Чувашия благодарна за организацию национального хора и основание музыкального образования в республике.

Федоров Святослав Николаевич (1927-2000) - известный российский офтальмолог, профессор, общественный деятель. Благодаря ему в Чувашии открылся филиал Московского МНТК «Микрохирургии глаза», который ежедневно принимает жителей не только республики, но и других регионов России. В течение 14 лет С. Федоров являлся его руководителем.

Именем известного доктора названа одна из улиц в Чебоксарах, медицинская клиника, на территории которой установлен монумент.

Юрьев Элли Михайлович (1936-2001) - известный художник, дизайнер и геральдист. Он является создателем эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, герба столицы республики - города Чебоксары, а также герба Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Имя известного живописца носит улица в столице Чувашии, детская художественная школа № 4, работает Музей-галерея.

Среди знаменитых людей Чувашии 21 века хотим выделить известную легкоатлетку Олимпиаду Владимировну Иванову. Она занимается спортивной ходьбой и является мастером спорта по легкой атлетике. О. Иванова серебряный призер 28-х Олимпийских игр, которые проходили в Афинах в 2004 году.

Заключение

Конечно же, здесь представлены не все именитые уроженцы солнечной Чувашии. Список можно дополнить и другими фамилиями. Для чувашских детей знаменитые люди Чувашии являются примером для подражания. Детям нужно знать великих граждан своей родины, чтобы расти патриотами и любить не только свою республику, но и страну.

Пётр Владимирович Сизов более полувека трудился в чувашском национальном искусстве. Он внёс значительный вклад в развитие чувашской книжной и станковой графики. С 1940 по 1991 гг. работал художником Чувашского государственного книжного издательства. За свою творческую деятельность оформил и проиллюстрировал около 200 книг и учебников чувашских писателей и языковедов.

Родился художник 2 июля 1921 года в д. Торханы Шумерлинского района Чувашской Республики. В 1936-40 гг. учился в Алатырском художественно-гравёрном училище у известных чувашских графиков Ф.С. Быкова и И.Т. Григорьева. После его окончания работал художником-иллюстратором в Чувашском книжном издательстве. С 1942 по 1945 гг. находился в рядах Советской Армии. Вернувшись на родину, художник решил продолжить свое любимое дело, одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном университете искусств.

К выдающимся работам Петра Сизова относятся иллюстрации к книгам «Али-Батыр» В. Бараева, «Соболевая шапка» и «Перевал» Я. Ухсая, «Сказки» П. Хузангая, «Море волнуется» В. Бурнаевского и др. Главная тема творчества художника – поэма классика чувашской литературы К.В. Иванова «Нарспи». Более полувека посвятил Пётр Владимирович художественному оформлению различных изданий «Нарспи». Сизовская «нарспиана» было по достоинству оценена современниками и вошла в золотой фонд чувашской культуры.

Лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова Пётр Владимирович неоднократно принимал участие на выставках произведений художников автономных республик, Всероссийском конкурсе книги и книжной графики, зональных выставках «Большая Волга».

За большие заслуги в области чувашского изобразительного искусства Петру Владимировичу присвоены почётные звания народного художника Чувашской Республики и заслуженного художника Чувашской Республики.

Умер художник 6 июля 1996 года в Чебоксарах. Материалы о жизни и творчестве мастера графики, его произведения сегодня хранятся в фондах республиканских архивов и Чувашского государственного художественного музея.

В фонды Тольяттинского художественного музея в 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" было передано три линогравюры - иллюстрации к чувашским народным сказкам «Альдюк», «Старикова дочь» и «Три брата».

Иллюстрация к чувашской сказке «Альдюк». 1974 г.с.

В этой работе художник создал динамичную графическую композиция, в центре которой Альдюк - главная героиня одноимённой чувашской сказки. Девушка взволнованно вскинула руки вверх, как бы обращаясь к гусю. Стая гусей кружит вокруг Альдюк, и не зря, птицы скидывают с себя перья, каждая понемногу, чтобы девушка, набрав перьев, смогла улететь с ними, ведь она когда-то была гусыней и также свободно летала в небе. Героиня сказки самозабвенно ловит перья, позабыв про земные заботы, её косынка сползла с головы, вокруг летят перья, падающие к ногам. На заднем плане могучий дуб, создающий тёмный силуэт в композиции, а вдалеке на пригорке виднеется дом, про который девушка в смятении позабыла, устремив свой взор в небо, к гусиной стае. Эмоциональность момента художник мастерски передаёт в резких контрастах чёрного и белого, через штрихи, чистые, гладкие и плавные.

Иллюстрация к чувашской сказке «Старикова дочь». 1974 г.с.

В графической композиции главная героиня сказки уснула в лесу под кроной могучего дуба. На его ветках сидят белые куропатки, выделяясь на тёмном фоне. От могучих ветвей защитника-дуба и сказочных птиц исходит свечение. Они как будто охраняют спящую девочку. Художник линиями и штрихами проработал поверхность доски, чтобы показать мягкость и густоту травы, также передать состояние глубокого безмятежного сна после трудного дня и притеснений со стороны злобной мачехи, стариковой дочери пришлось покинуть родной дом.

Иллюстрация к сказке «Три брата». 1974 г.с.

В графической композиции на переднем плане динамичная сцена, изображающая троих братьев во время скачки. На разных животных скачут братья – один из братьев верхом на чёрном кабане, всаднику и кабану стоит немалых усилий догонять остальных. Средний брат - верхом на белом козле вырывается вперёд, причём, всадник сам удивлён этим фактом. А в верхней части композиции, возвышаясь над всеми, верхом на красивом сером жеребце «в яблоках», скачет самый младший из братьев. Он несется во весь опор, взмахнув кнутом в правой руке. На верхней линии горизонта художник изобразил дом с деревьями, в небе летящих птиц, пытающихся обогнать скачущих братьев. Петру Сизову удалось благодаря чётким, резким и угловатым штрихам, многочисленным линиями, меняющими своё направление, а также чёрно-белыми переходам создать ощущение скорости, движения и эмоциональности сцены.

В одном из интервью художник очень ёмко сказал о своём творчестве: «Ничто в жизни не давалось мне без упорного труда и настойчивости. Трудности в творчестве закалили мой характер, научили быть собранным, последовательным, целенаправленным. Искусство стало делом всей моей жизни, ее смыслом и содержанием». (Пётр Сизов: «Дело моей жизни»).

Продуманные, отточенные и эмоциональные произведения Петра Сизова входят в число одних из лучших графических работ фондов Тольяттинского художественного музея.

Материал подготовила старший научный сотрудник Н.С. Погорелова

Известные своими достижениями или влиянием на ход истории.

При отборе учитывалась этническая принадлежность, место рождения, продолжительность периода жизни и работы на территории, ныне входящей в состав Чувашской Республики. Таким образом, в список попали и чуваши, не родившиеся на территории Чувашии, и представители других национальностей, место рождения и/или жизнь которых связана с Чувашией.

Ученые

  • И. Н. Антипов-Каратаев (1888-1965) - учёный-почвовед, член-корреспондент Академии наук СССР, лауреат Докучаевской и Димитровской (Болгария) премий.
  • Н. И. Ашмарин (1870-1933) - тюрколог, основоположник чувашского научного языкознания, член-корреспондент Академии наук СССР, автор многотомного «Словаря чувашского языка» .
  • Иакинф (Бичурин) (1777-1853) - востоковед и историограф, один из основоположников синологии , член-корреспондент Российской академии наук, действительный член Азиатского общества в Париже.
  • А. А. Изотов (1907-1988) - учёный, лауреат Государственной премии СССР, уточнил формы и размеры земного шара, разработал ряд теоретических проблем высшей геодезии, теорию и методы изучения движений земной коры.
  • В. К. Магницкий (1839-1901) - этнограф, фольклорист, сподвижник народного просвещения Среднего Поволжья второй половины XIX века.
  • Н. В. Никольский (1878-1961) - историк, этнограф, создатель многотомного собрания этногографического, исторического и фольклорного материала, первый редактор первой газеты на чувашском языке «Хыпар».
  • В. В. Козлов (29.11.1957) действительный член Международной Академии Психологических Наук, действительный член Российской Академии Социального Образования, действительный член Балтийской педагогической Академии Психолог , действительный член Международной Академии проблем человеческого фактора, Почетный профессор Международного гуманитарно-экономического института (Белоруссия),Почетный доктор Международного института практической психологии (Латвия).
  • А. Н. Крылов (1863-1945) - кораблестроитель, механик, математик, основоположник "теории корабля", автор важнейших работ по теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, астрономии, академик, Герой Социалистического Труда.
  • С. Н. Фёдоров (1927-2000) - офтальмолог , профессор , лауреат международной премии "Оскар ", член-корреспондент РАН, государственный и общественный деятель, Герой Социалистического Труда .
  • Н. И. Лобачевский (1792-1856) - математик , создатель неевклидовой геометрии, профессор , ректор Казанского университета .
  • А. Д. Поздеев (1929-1998) - доктор технических наук, академик, Заслуженный изобретатель Российской Федерации и Чувашской Республики, Заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, основатель научной школы – электроприводчиков. Включен в сотню самых выдающихся ученых 20-го века.

Архитекторы

  • П. Е. Егоров (1731-1789) - архитектор, автор знаменитой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге, один из основоположников раннего русского классицизма в зодчестве.

Литераторы

  • К. В. Иванов (1890-1915) - классик чувашской литературы, поэт, переводчик, художник, автор поэмы "Нарспи".
  • Э. И. Патмар - писатель.
  • М. К. Сеспель (1899-1922) - Классик чувашской литературы, реформатор стихосложения, поэт, прозаик, драматург, художник, общественный и государственный деятель.
  • И. С. Тукташ (1907-1957) - поэт и переводчик, фольклорист, автор стихотворного текста Государственного гимна Чувашской Республики .
  • Я. Г. Ухсай (1911-1986) - народный поэт Чувашии, лауреат премии РСФСР им.М.Горького и Государственной премии им. К.В.Иванова.
  • П. П. Хузангай (1907-1970) - народный поэт Чувашии, лауреат Государственной премии имени К.В.Иванова и премии Комсомола Чувашии имени М.Сеспеля, общественный деятель.
  • Г. Н. Айги (1934-2006) - чувашский поэт, писавший на чувашском и русском языках и внёсший огромный вклад в мировую пропаганду чувашской поэзии и чувашской культуры.

Художники

  • Е. И. Ефремова (1914-2000) - художник по национальной вышивке, заслуженный художник РСФСР, народный художник Чувашии.
  • А. А. Кокель (1880-1956) - художник и педагог, оставивший яркий след в истории изобразительного искусства Чувашии и России. Первый из чувашских художников, получивших академическое образование.
  • А. И. Миттов (1932-1971) - самобытный чувашский график и живописец, новатор, обладавший своеобразным художественным видением.
  • Н. В. Овчинников (1918-2004) - народный художник РСФСР и Чувашии.
  • Э. М. Юрьев (1936-2001) - народный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашской Республики, почетный гражданин города Чебоксары, автор герба и флага Чувашской Республики, герба столицы Чувашии.
  • Г. В. Козлов (19.07.1962) - художник и педагог, директор ЧГХМ

Композиторы

  • Г. С. Лебедев (1913-1980) - композитор, дирижёр-хормейстер, автор музыки Государственного гимна Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Актёры

  • И. С. Максимов-Кошкинский (1893-1975) - основатель чувашского драматического театра, создатель первых чувашских кинофильмов, актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Н. В. Павлова (1956) - балерина, народная артистка СССР (1984) и РСФСР, народная артистка Чувашской АССР, лауреат Государственной премии РСФСР, II Международного конкурса артистов балета.
  • Н. Д. Мордвинов (1901-1966) - русский актёр, замечательный мастер кино, народный артист СССР (1949), трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.
  • Б. А. Алексеев (1911-1973) - актёр, народный артист СССР (1969).

Певец

  • М. Д. Михайлов (1893-1971) - оперный певец, народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии СССР.

Космонавт

  • А. Г. Николаев (1929-2004) - летчик-космонавт , третий в мире человек, покоривший космос, генерал-майор авиации, дважды

Моисей Спиридонович Спиридонов (24 августа 1890 г., село Яншихово-Норваши, Янтиковский район, Чувашская АССР - 31 марта 1981 г., Чебоксары, ЧАССР) - старейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автор широкоизвестных ныне произведений живописи. Моисей Спиридонов родился 24 августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковский район Чувашской Республики), в крестьянской семье. Чуваш. Отец - Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать - Варвара Александровна Лаврентьева. В 1899-1905 годах Моисей учится в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах. Экзаменуется для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию. В 1905-1906 годы берёт уроки в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Моисея Спиридонова принимают в Казанскую художественной школу, здесь он получает знания до 1912. Готовит декорации к спектаклям в оперном театре Казани, выполняет росписи в частных домах. Пишет первые картины на темы жизни чувашской деревни. Школу оканчивает по Первой категории, это даёт молодому дарованию право поступить в Академию художеств в Петербурге вне конкурса. 1912-1918 годы будущий живописец учится художественному мастерству в стенах Высшего художественного училища Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша. В это же время работает учителм рисования гимназий и других школ в Петрограде. В 1913-1915 годах занимается на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств у А.В. Маковскиго. В 1918 году возвращается на родину, в Яншихово-Норваши, занимается хозяйскими делами. Поступает на работу на Педагогические курсы в г. Шихране (Канаше). Обращается в правительство Чувашской Коммуны с предложением об устройстве художественной жизни родного народа. В 1920-1926 годы Моисей Спиридонович руководит работой секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного народного образавания. В 1926-1932 годы М. С. Спиридонова назначают председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1927 году удаётся провести первую выставку произведений чувашских художников в Чебоксарах, выезжают с экспозицией на показ искусства народов СССР в Москве. В 1921-1950 годах М. Спиридонович трудится заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудником Чувашского научно-исследовательского института, директором Чувашской государственной художественной галереи, избирается депутатом Верховного Совета ЧАССР. В 1937-1955 годы ведёт работу председателя правления Союза чувашских художников. В 1935 году мастеру присваивается почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР». М. М. Спиридонов в 1940 году удостаивается почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Не забывает живописец и о преподавательской стезе: в 1940-1941 годах он - преподаватель Чебоксарского художественного училища, в 1948-1954 годы даёт знания студентам Чебоксарского художественного училища. За доблестный труд мастера награждают в 1950 году орденом Ленина. В 1960 году - его чествуют званием «Народный художник Чувашской АССР», награждают Почетной Грамотой Верховного Совета РСФСР. 1980 году художник награжден орденом Дружбы народов. Художник умер 31 марта 1981 года в Чебоксарах.

December 2nd, 2010

Г.Исаев: "Десятка лучших художников Чувашии - это..."
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.
Интервью сайту "Элита Ч" (http://www.ilemle.ru)

Расскажите о себе.

Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.

Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.

Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.

Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.

Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.

Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо».

Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.

Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на современный лад.

Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?

В интернете, на сайте Союза художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.

В перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего уровня.

В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят также Алексей Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.

Следующий «этаж» составляют авторы постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский. В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.

А как формируется постоянная экспозиция музея?

Она формируется исходя из общей выставочной концепции: в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.

Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ. Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.

Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется. Но двадцать первый век – открыт для всех художников.

Кто из молодых художников вам наиболее интересен.

– Фомиряков – лучший.

Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.

У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»: Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении. Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.

Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.

Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..

Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения.

Сначала художник должен определить свое мировоззрение, то, что он хочет сказать человечеству, а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.

Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.

Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»

В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы, обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно; «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.

Я в этом плане - пессимист.

Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?

У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?

Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.

Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.

Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.

Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.

Основной процесс интенсификации художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса: имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.

Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое искусство.

Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной, доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.

Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?

Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.

Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.

От чего зависит цена произведения?

Факторы цены - очень интересный вопрос.

Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.

Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.

Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.

Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.

Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.

В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.

Среди претендентов были представлены художники, в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…

Был произведен отбор работ для закупки.

Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор: боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.

Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.

Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.

В ситуации, когда из десяти выбирается один, у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.

Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картинг художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.

Понятно, сразу началась грызня.

Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.

Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол, то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»

Нечего было выбирать.

Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?

В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком, мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна, а сейчас она идет на спад.

Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.

…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.