Первая любовь тургенев в чем смысл названия. Главные герои повести

  1. Сюжет повести определен ее названием. Найдите все этапы композиции этого произведения: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпи-лог. Как каждая из этих составных частей общей структуры «работает» на то, чтобы читатель С вни-манием и интересом читал повесть?
  2. Глава I — экспозиция, сообщающая о месте отдыха героя на даче и его заняти-ях, в главах II, III, IV осуществляется за-вязка — знакомство с княжной Зинаидой, которая привлекла его внимание. В гла-ве XII наступает кульминация: Владимир совершает решительный поступок, дока-зывая свою любовь к Зинаиде, и получает непосредственное признание ее в любви и горячие поцелуи. В XV главе наступает развязка: Владимир узнает, что Зинаида любит другого, а к нему относится с дру-жеским чувством. В эпилоге (глава XXII) герой узнает о смерти Зинаиды, ныне гос-пожи Дольской. Особенностью этой турге-невской повести о любви является посто-янная напряженность действия, дина-мизм. Герой и читатель заинтригованы необычным поведением Зинаиды и стре-мятся к разгадке.

  3. Тургенев говорил, как свидетельствуют совре-менники, что «это единственная вещь… которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь» — это пережито». Могут ли эти слова Тур-генева убедить нас в том, что «Первая любовь» — автобиографическая повесть?
  4. Конечно, ведь писатель говорит о пере-живании тех чувств, которые он испыты-вал в юности. Удовольствие от перечи-тывания повести, которая не сочинена, а «сама жизнь», свидетельствует о бли-зости автору описанных в ней событий и убеждает нас в ее автобиографичности.

  5. В процессе работы над повестью автор осо-бенно тщательно отрабатывал варианты портрета Зинаиды. Даже цвет глаз ее менялся несколько раз: сначала это были «прекрасные глаза», потом «глу-бокие темно-серые глаза», затем «ласковые, чудес-ные глаза», «светлые живые глаза» и, наконец, «светлые глаза». Попробуйте обосновать этот окон-чательный вариант Тургенева.
  6. Пожалуй, «светлые глаза» самое емкое и точное определение для глаз Зинаиды, оно включает в себя понятия «прекрас-ные», «ласковые, чудесные», «живые», так как эпитет «светлые» имеет не толь-ко цветовое значение, но и значение, отражающее внутреннюю сущность ге-роини, а она, эта сущность, — светлая, независимо от более точных цветовых от-тенков.

  7. Какую роль в повести играют описания снов? Вспомните хотя бы один из них и определите его роль в композиции произведения.
  8. Сны отражают настроение героев повес-ти и предвещают наступление решитель-ных, поворотных событий. Запомнился страшный сон Владимира, в котором он видит отца, стоящего с хлыстом в руке, на лбу Зинаиды отчетливо запечатлелась красная черта. А сзади них окровавлен-ный Беловзоров гневно грозит отцу. Этот сон как бы подводит итог сюжетным со-бытиям и готовит развязку и эпилог: смерть отца, судьба Беловзорова и траги-ческий конец Зинаиды.

  9. Тургенев — признанный мастер пейзажа. Най-дите в повести те пейзажные описания, которые, по вашему мнению, точнее всего раскрывают чувства героев, действуют на эмоциональную тональность событий.
  10. Прежде всего это картина ночной грозы в Нескучном саду. «На небе вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии: они не столько вспыхивали, сколько трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы». Герой призна-ется, что немые молнии, казалось, отве-чали тем немым и тайным порывам, ко-торые вспыхивали также и в нем. Это очень сильное сравнение картины приро-ды с рисунком чувств, ощущаемых Вла-димиром.

  11. В сне Зинаиды описывался прекрасный сад и не менее прекрасный фонтан, у которого должна была появиться героиня. В этот момент в чувствах Владимира происходит весьма стремительный ры-вок от восторга к прозаическому поступку: «Сад… Фонтан… — подумал я. — Пойду-ка я в сад». Как можно объяснить это сопоставление? Материал с сайта

    Сон подсказал Владимиру, что у него есть соперник. И это очень огорчило его.

  12. Помогло ли вам раздумье над текстом «Пер-вой любви» понять, почему Тургенев считал это произведение своим любимым?
  13. Герой повести — почти ребенок, и каж-дое его переживание несет печать его воз-раста. Его любовь — светлое юношеское чувство, самое благодарное и почти беско-рыстное. Оно охватывает человека, кото-рый только начинает жить и вырастает из неопределенных предчувствий и ожида-ний. Эта любовь, в которой открывается гармония чувства. Не случайно повесть заканчивается гимном молодости и люб-ви: «О молодость! О молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести… состоит именно в том, что ты пускаешь по ветру силы, которые бы ни на что другое упо-требить бы не сумела…»

И.С. Тургенев имел огромное влияние не только на литературу, но и на восприятие мира у своих читателей, не зря термин «тургеневская девушка» плотно вошел в речь образованных людей и стал нарицательным именем для каноничного женского образа в национальной культуре. Этот автор создал множество разнообразных произведений, но их объединяет глубокая поэзия в каждом слове. Ей проникнута и его «Первая любовь».

В 1844 году И.С. Тургенев встретился с французской певицей Полиной Виардо и влюбился. Как оказалось, навсегда. Они ссорились, мирились, писатель следовал за любимой повсюду. Но эта любовь была обречена, и в тоже время самоотверженна. Именно такое чувство породило ряд лирико-философских повестей с трагическим любовным сюжетом, среди которых «Первая любовь», опубликованная в 1860 году. В этих произведениях чувство – болезнь, поражающая человека и лишающая его воли и разума.

Написана книга в январе-марте 1860 года. В основе сюжетной коллизии лежала реальная история семьи писателя: любовный треугольник между молодым писателем, его отцом и княжной Екатериной Шаховской. Автор замечал, что ему скрывать нечего, а что до осуждения откровенности Тургенева со стороны знакомых, то ему дела нет.

Жанр: рассказ или повесть?

Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, имеющее единственную сюжетную линию, один конфликт и отражающее отдельный эпизод жизни героев. Повесть – эпический жанр, стоящий по объему между романом и рассказом, имеет более сложный и разветвленный сюжет, а конфликт является цепью эпизодов.

«Первую любовь» можно назвать именно повестью, так как здесь несколько главных героев (в рассказе чаще всего один или два). В произведении изображен не отдельный эпизод, а цепь событий, связанных развитием любовного конфликта. Также жанровой особенностью повести можно назвать то, что это рассказ в рассказе. Повествователь, он же главный герой, вспоминает эпизоды своей молодости, поэтому во вступлении говорится о ситуации, которая привела рассказчика к воспоминаниям: он с друзьями говорил на тему первой любви, и его история оказалась самой занимательной.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой. Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх. Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Главные герои и их характеристика

Описание героев повести «Первая любовь» драматично и уже само по себе рождает конфликт интересов. В семье, где нет гармонии, любовь воспринималась мужчинами, как средство забыться, или почувствовать себя нужными. Однако в погоне за личным счастьем они не вникали в потаенные глубины личности Зинаиды, и не разглядели ее сущности. Она же выплеснула весь жар своего сердца в ледяной сосуд и погубила себя. Таким образом, основные герои произведения стали жертвами своего же ослепления, навеянного страстью.

  1. Владимир – 16-летний дворянин, находящийся еще под семейной опекой, но стремящийся к самостоятельности и взрослости. Его охватывают мечты о любви, счастье, гармонии, он идеализирует все чувства, особенно любовь. Однако для самого главного героя любовь стала трагедией. Владимир забыл обо всем, готов был быть постоянно у ног Зинаиды, был поглощен только ею. И после драматической развязки он душевно постарел, все мечты о блестящем будущем разбились, остался лишь призрак несбывшейся любви.
  2. Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна. Она торопилась и жаждала жить, будто предчувствуя, что осталось недолго. Главная героиня повести «Первая любовь» не смогла унять всю свою внутреннюю страсть, вокруг, несмотря на большой выбор мужчин, не находилось любимого. И выбрала она самого неподходящего, ради которого презрела все запреты и приличия, а для него она была очередным развлечением. Второпях вышла замуж, чтобы скрыть позор, умерла, рожая ребенка от нелюбимого… Вот и кончилась жизнь, полная лишь одной, тоже несбывшейся любви.
  3. Петр Васильевич – отец главного героя. Женился он на женщине, которая была старше на 10 лет, из-за денег, управлял и помыкал ей. Сына же поливал холодным презрением. Семья была совершенно лишней в его жизни, все равно это не вызывало у него удовлетворения. Зато молодая соседка, полюбив его всем сердцем, вызвала ненадолго вкус к жизни. Однако уйти от жены он не мог, это невыгодно, допустить скандала тоже. Вот почему герой просто бросил любовницу на произвол судьбы.
  4. Тема

  • Главная тема повести – это любовь . Она здесь разная. И унижающее себя чувство матери Владимира к супругу: женщина готова на все, лишь бы не потерять мужа, она боится его, боится признаться себе, что он ее не любит. И безысходная, жертвенная любовь Владимира: он согласен на любую роль, чтоб быть рядом с Зинаидой, хоть паж, хоть шут. И страстное наваждение у самой Зинаиды: ради Петра Васильевича она становится такой же рабой, как его сын перед ней. И любовь по случаю у отца главного героя: он нравился женщинам, соседка – новое увлечение, легкая интрижка.
  • Результатом любви становится следующая тема – одиночество . И Владимир, и Зинаида, и Петр Васильевич сломаны этим любовным треугольником. После трагической развязки никто не остался прежним, все они оказались одни навечно, умерли морально, а несостоявшиеся любовники потом и физически.
  • Тема семьи . Особую важность в произведении приобретает неблагоприятный климат в родном доме главного героя. Именно он заставил его вымаливать любовь. Комплексы, полученные от холодного неприятия отца, выразились в отношении к Зинаиде. Это рабское преклонение уничтожило его шансы на успех.
  • Проблематика

    Нравственные проблемы раскрываются в произведении в нескольких аспектах. Во-первых, заслуживает ли понимания жизнь Зинаиды, толпы поклонников вокруг нее, которыми она играет как пешками? Во-вторых, может ли запретная любовь, преступающая все моральные нормы, быть счастливой? Сюжетное развитие событий отвечает на эти вопросы отрицательно: главная героиня оказывается наказанной за свое пренебрежение к воздыхателям наплевательским отношением любимого человека, а их отношения неизбежно ведут к разрыву. А косвенно вообще привели к гибели обоих. Однако читатель сочувствует Зинаиде, она полна жажды жизни, этим вызывает невольную симпатию. К тому же, она способна на глубокое чувство, вызывающее уважение.

    Проблема власти в любви наиболее полно выражена в отношениях между Зинаидой и Петром Васильевичем. Девушка властвовала своими прошлыми кавалерами и чувствовала себя очень весело. Но пришла настоящая любовь, а вместе с ней страдания. И даже страдания от любимого человека сладостны. И власть никакая не нужна. Петр Васильевич ударил ее хлыстом, а она нежно поднесла к губам покрасневшее место, потому что это след от него.

    Идея

    Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

    И сам писатель был несчастен в любви, и его герой тоже, но даже самая трагичная страсть является лучшим открытием в человеческой жизни, ведь ради тех минут, когда ты на седьмом небе от счастья, стоит терпеть горечь утраты. В страдании люди очищаются, раскрывают новые грани своей души. Принимая во внимание автобиографичность повести, можем сказать, что автор без своей роковой и печальной музы, а также боли, причиненной ею, не смог бы так глубоко проникнуть в суть романтических в отношений. Основная мысль «Первой любви» была бы далека от него, а ее необходимо выстрадать и познать на собственном опыте, так как убедительно о трагедии любви напишет лишь тот, кто ее пережил.

    Чему учит повесть?

    Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

    • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
    • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

    «Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

План пересказа

1. Хозяин дома предлагает рассказать историю о первой любви.
2. Молодой Владимир влюбляется в Зинаиду, соседку по даче.
3. Первый разговор с Зинаидой.
4. Званый вечер в доме Засекиных. Знакомство с другими кавалерами Зиночки.
5. Владимир рассказывает отцу о посещении Засекиных.

6. Зинаида играет чувствами мужчин.
7. Владимир не может решить, в кого именно влюблена Зинаида.
8. Юноша убеждается в том, что он и есть тот самый счастливец.
9. Владимир понимает, что Зинаида на самом деле влюблена в его отца.
10. Те же гости в доме Зинаиды. Игра в фанты с рассказами.
11. Владимир мучается, не зная наверняка, любит или не любит его Зинаида.
12. Ссора родителей юноши.
13. Семья Владимира переезжает в город.
14. Владимир украдкой видит, как его отец разговаривает с Зиной.
15. Отец Владимира умирает, и сын получает его неоконченное письмо.
16. Владимир узнает о переменах в жизни Зинаиды. Героиня умирает.

Пересказ

После того как гости разъехались, в доме остались только хозяин, Сергей Николаевич, «кругленький человек с пухленьким белокурым лицом», и Владимир Петрович, «человек лет сорока, черноволосый, с проседью». Хозяин предложил рассказать каждому о своей первой любви. Сергей Николаевич признался, что первой любви у него не было, но зато была вторая и потом все остальные. Ну, а серьезное чувство, по его словам, у него было только к своей няне. Сам хозяин свою первую любовь уместил в несколько предложений: «...с Анной Ивановной все у нас шло как по маслу: отцы нас сосватали, мы очень скоро полюбили друг друга и вступили в брак, не мешкая». Только у Владимира Петровича первая любовь оказалась «не совсем обыкновенной». И так как он «не мастер рассказывать», предложил записать все, что вспомнит. Через две недели он выполнил свое обещание.

Когда Владимиру Петровичу было шестнадцать лет (летом 1833 г.), он жил в Москве у родителей на даче около Калужской заставы. Владимир готовился к поступлению в университет. Родители относились к нему «равнодушно-ласково» и не «стесняли его свободы». Погода стояла прекрасная, Владимир читал стихи, гулял, ездил на лошади. Во всем, о чем он думал, «таилось полуосознанное, стыдливое предчувствие чего-то нового, несказанно сладкого, женского». Дача его семьи состояла из двух флигельков: в одном была фабрика дешевых обоев, другой сдавался. И однажды туда въехала небогатая семья княгини Засекиной.

Владимир каждый вечер ходил в сад и караулил ворон с ружьем. И вот однажды вечером он увидел странное зрелище: «Высокая стройная девушка... вокруг нее теснились четыре молодых человека, и она поочередно хлопала их по лбу цветками». И его наполнило такое «удивление и удовольствие», что он сам захотел, чтобы она его ударила по лбу. И после он бросил ружье и смотрел только на нее. Вдруг его окрикнул какой-то мужчина, и девушка заметила Владимира. Засмеявшись, она убежала. Образ этой девушки не выходил у него из головы.

В голове Владимира была только одна мысль: как познакомиться с семейством девушки? И однажды его маменьке пришло письмо от княгини Засекиной «на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, который употреблялся только на пробках дешевого вина». Она просила покровительства и просила позволения прийти. Отказать княгине маменька не могла и попросила сына сходить к ней. Владимир радовался скоротечному исполнению его желаний.

Владимир пришел в соседний флигелек. Там было довольно бедно и неопрятно. Княгиня Засекина оказалась неприятной женщиной лет пятидесяти. Потом в гостиной появилась та девушка из сада, звали ее Зиной. Молодая княжна и Владимир разговорились. Ей был двадцать один год и она, указав на это, сказала, что Владимир, как младший, всегда должен говорить ей правду. Зинаида Александровна, так она просила себя называть, общалась с ним очень откровенно и раскованно. Это немного смущало Владимира. Ему пришлось признаться, что она ему нравится.

Владимир на протяжении всей беседы рассматривал ее. «Лицо ее показалось еще прелестнее, чем накануне: так все в нем было тонко, умно и мило...» У нее были пушистые золотые волосы, невинная шея, покатые плечи. Сидя рядом с ней, он едва ли удерживал свой восторг. Потом пришел Беловзоров, «гусар с румяным лицом и с глазами навыкате», он принес ей котенка, которого она пожелала вчера. И Владимиру надо было уже уходить, за ним прислали лакея, так как он сильно задержался.

Матушка встретилась с княгиней Засекиной, и та ей не понравилась. Матушка назвала ее вульгарной и кляузницей. А отец Владимира вспомнил князя Засекина, «отлично воспитанного, но пустого и вздорного человека», который проиграл все свое состояние. Родители Владимира серьезно задумались о том, как бы княгиня не попросила у них взаймы. Позже в саду Владимир встретил Зинаиду, но она не обратила на него внимания. Но когда появился его отец и поприветствовал ее, девушка проводила его глазами.

На следующий день княгиня с дочерью явились за полчаса до обеда. Зиночка выглядела важной и холодной, а княгиня «ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья». Зинаида не обращала на Владимира никакого внимания. Но после обеда она пригласила его в гости; а мать ее засобиралась сразу, после того как поела, говоря, что надеется на покровительство Марии Николаевны и Петра Васильича.

Ровно в восемь Владимир в сюртуке пришел на званый вечер. Войдя во флигелек, он удивился большому количеству мужчин. Все они теснились вокруг молодой княжны, которая держала шляпу. Было решено играть в фанты. Володе как новичку повезло, ему достался билет с поцелуем. Ему представилась честь поцеловать ручку княжны. «У меня помутилось в глазах; я хотел было опуститься на одно колено, упал на оба - и так неловко прикоснулся губами к пальцам Зинаиды, что слегка оцарапал себе конец носа ее ногтем». Остальные мужчины открыто позавидовали ему. Спустя некоторое время вечер перерос в более громкое веселье. Владимир опьянел и «стал хохотать и болтать громче других», а хозяйка праздника все смотрела на него, «улыбаясь таинственно и лукаво».

Граф Малевский показывал разные карточные фокусы, «Майданов декламировал отрывки из своей поэмы «Убийца», старика Вонифатия нарядили в чепец, а княжна надела мужскую шляпу...» Один Беловзоров стоял одиноко в углу и злился так, «что вот-вот он сейчас ринется и расшвыряет нас всех». Для Владимира подобного рода веселье было неестественным и новым «сумасшедшим» приключением. Когда все угомонились, счастливый «Вольдемар» побрел домой. Через заднее крыльцо он пробрался к себе в комнату. Всю ночь до утра он не спал. «Я встал, подошел к окну и простоял там до утра. Молнии не прекращались ни на мгновенье; была, что называется в народе, воробьиная ночь». Образ Зинаиды преследовал его всю ночь.

На следующее утро мать побранила Володю и заставила готовиться к экзаменам. Поскольку герой знал, что заботы о его учебе ограничатся только этим, он не стал возражать и пошел вместе с отцом в сад. Отец уважал свободу мальчика и спокойно попросил рассказать о том, что произошло вечером в доме Засекиных. Для Владимира отец был образцом мужественности, и он часто жалел, что отец не уделяет ему больше времени. Раз он сказал своему сыну: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся: самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни». Юноша подробно все рассказал отцу, а он «полувнимательно, полурассеянно» слушал его. После этого отец пошел к княгине Засекиной и был там больше часа, затем уехал в город. Владимир сам решился зайти к Засекиным и увидел в комнате только старую княгиню, которая попросила «переписать ей одну просьбу»; он пообещал выполнить. Затем зашла Зина, посмотрела на него «большими холодными глазами» и удалилась.

Страсть и страдания Владимира начались с того дня: он влюбился. Зинаида сразу же это заметила и «потешалась моей страстью, дурачила, баловала и мучила меня». Все мужчины, которые посещали ее дом, были от нее без ума. И она вертела всеми по своей прихоти, а они даже не сопротивлялись: «Она всех держала у своих ног, каждый из ее поклонников был ей нужен». Беловзорова она называла «мой зверь» или просто «мой»; он «кинулся бы за нее в огонь» и уже предлагал ей руку и сердце, «Майданов отвечал поэтическим струнам ее души», Лушин, «насмешливый, циничный, знал ее лучше всех» и любил тоже.

Матери Владимира не нравилось его увлечение, отец относился к этому спокойно. Сам он говорил с Зиной «мало, но как-то особенно умно и значительно». Юноша забросил учебу и прогулки, «как привязанный за ножку жук, кружился постоянно вокруг любимого флигелька...» Однажды Владимир встретил девушку в саду, она сидела тихо, не шевелясь. Потом велела ему присесть рядом с ней, спросила, любит ли он ее. Он молчал, все было ясно. Тогда она расплакалась: «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я этого вынести, не могу сладить...» Затем они пошли к ней домой, слушать поэму Майданова. Когда он ее читал, глаза Зинаиды и Владимира встретились, и в тот момент он понял: «Боже мой, она полюбила!»

С того момента Владимир заметил, что Зинаида изменилась. Она часто гуляла одна или сидела в своей комнате. Все господа, посещавшие их дом, заметили, что молодой человек влюблен. Однажды Лушин устроил ему допрос, зачем он ходит к княжне и на пользу ли юноше его новые чувства. Потом в комнату, где они разговаривали, вошла старая княгиня и заставила доктора Лушина побранить Зину за то, что та часто пьет воду со льдом. Доктор предупредил девушку, что она может простудиться и умереть. Та ответила, что «туда ей и дорога, такая жизнь стоит того, чтоб рискнуть ею за миг удовольствия».

Вечером в тот же день в доме у Засекиных собрались все те же гости. Был там и Владимир. Гости обсуждали поэму Майданова, а молодая княжна искренне хвалила ее. Но сама предложила другой сюжет: молодые девушки поют гимн, они одеты в белые платья, темные венки и в золото. Вакханки зовут их к себе. Одна идет к ним, и вакханки, окружив ее, уносят девушку. Майданов пообещал использовать этот сюжет для лирического стихотворения. Потом все гости начинают играть в игру «сравнения», которую придумала княжна. Она спрашивала всех, на что похожи облака? А потом сама и отвечала, что это «пурпуровые паруса, которые были на золотом корабле Клеопатры, когда она ехала на встречу к Антонию...» Подумав, она спросила, сколько было лет Антонию. Все отвечали, что он был очень молод, только Лушин воскликнул, что ему было сорок. Владимир вскоре после этого ушел домой. «Она полюбила, — невольно шептали его губы. — Но кого?»

Шли дни, Зина становилась все странней и непонятней. Однажды Владимир застал ее в комнате плачущей. Она схватила его за волосы и вырвала клок, а потом пожалела.

Когда юноша вернулся домой, то услышал, как его мать ругает за что-то отца. Владимир не мог ничего расслышать. Только потом матушка сказала ему, что Зинаида Александровна из тех женщин, которые пойдут на все. Однажды в уединенном месте, на развалинах оранжереи, он сидел на высокой стене и думал о молодой княжне. Вдруг он увидел, что она проходит мимо. Увидев юношу, она попросила спрыгнуть его к ней, если он ее так любит. Владимир, не задумываясь, спрыгнул, упал и потерял сознание. Когда он начал приходить в себя, девушка говорила, наклоняясь над ним: «Как мог ты это сделать, как мог ты послушаться, ведь я люблю тебя, встань». И она начала покрывать его голову поцелуями, потом, увидев, что он очнулся, назвала его шалуном и удалилась. А Владимир остался сидеть на дороге. У него все болело, но «чувство блаженства, которое испытал тогда, уже не повторилось в моей жизни. Точно: я был еще ребенок».

Весь день Владимир был весел и горд. С восторгом он вспоминал каждое слово княжны и ее поцелуи. Потом пошел к ней, испытывая страшное смущение, но она приняла его очень спокойно. Это очень ранило юношу, он понял, что она относится к нему, как к ребенку. Потом пришел Беловзоров, он искал ей лошадь для верховой езды, но ничего подходящего найти не мог. Тогда она сказала, что попросит Петра Васильича, отца мальчика. «Она так легко и свободно упомянула его имя, точно она была уверена в его готовности услужить ей». Беловзоров приревновал и сказал, что ему все равно, что она будет делать и с кем. Но она успокоила его тем, что пообещала взять и его с собой на конную прогулку.

На следующее утро Владимир долго гулял, намереваясь предаться «унынию и печали», но хорошая погода и свежий воздух встревожили его воспоминания о поцелуях Зинаиды. Он лежал на траве и думал о ней. А когда шел по дорожке обратно домой, увидел своего отца и Зинаиду, скачущих на лошадях. Петр Васильич ей улыбался. А через несколько секунд за ними промчался Беловзоров. Владимир подумал, что Зина очень бледна, а потом поспешил домой к обеду.

Все следующие дни Зинаида «сказывалась больною», а ее мужчины были угрюмы и невеселы. И только Лушин как-то сказал: «А я, дурак, думал, что она кокетка! Видно, жертвовать собою сладко — для иных». Владимир не понял этого выражения. Его волновало то, что Зина его избегала. Раз он подкарауливал ее у куста бузины, откуда любил смотреть на ее окно. И в тот вечер она появилась в окне. Девушка была во всем белом и сама была белою, а взгляд ее был неподвижен. Спустя три дня Владимир встретил ее в саду, ее лицо улыбалось, «точно сквозь дымку». Зина предложила ему быть друзьями, и молодой человек обиделся на нее, сказав, что раньше он мог быть в другой роли. Тогда она призналась ему, что любит его, как «ребенка, милого, хорошего, умного», и сказала ему, что с этого дня Владимир будет ее пажом.

После обеда у Зинаиды собрались те же гости. Все так же веселились, как и раньше, только без «цыганского элемента». И теперь играли в новую игру: надо было рассказать «что-нибудь непременно выдуманное». Гусар Беловзоров ничего выдумать не смог, и следующий фант взяла Зинаида. Она представила бал молодой королевы. «Везде золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, курения, все прихоти роскоши. Все толпятся вокруг нее, все расточают перед ней самые льстивые речи. А там, возле фонтана, ждет меня тот, кого я люблю, кто мною владеет». На протяжении всего рассказа гости молчали, и только Лушин иногда цинично отзывался о выдумке Зины. Потом девушка предвосхитила события и поставила себя на место королевы. Она сказала, что Беловзоров вызвал бы незнакомца на дуэль, Майданов написал бы о нем длинный ямб, Малевский поднес бы ему отравленную конфету. Что сделал бы «Вольдемар», она опустила. Но Малевский цинично ввернул, что Владимир, как ее личный паж, «держал бы ей шлейф, когда она побежала бы в сад». Княжна возмутилась и попросила его удалиться. После такой дерзости все ее поддержали. Малевский долго просил прощения, и княжна ему разрешила остаться. Игра в фанты продолжалась недолго.
В эту ночь молодой человек долго не мог заснуть, все думал, есть ли в рассказе княжны какой-либо намек. Он мечтал быть тем счастливцем у фонтана. Потом он решил идти в сад. На миг ему показалось, что он увидел там девушку, но потом все вокруг замерло. «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание — и остался одиноким, прошел мимо чужого счастья».

На следующий день Володя встретил Малевского, тот предупредил «пажа», что надо «не спать по ночам и наблюдать, наблюдать изо всех сил. Помните — в саду, ночью, у фонтана — вот где надо караулить. Вы мне спасибо скажете». Юноша вернулся в свою комнату, взял английский ножик и выбрал заранее место, где караулить. Ночь была тихая, никого не было видно. Владимир подумал, что Малевский подшутил над ним. Потом он услышал скрип двери и шорохи и увидел своего отца. И «ревнивый, готовый на убийство Отелло внезапно превратился в школьника». Владимир выбросил ножик и пошел к своей скамейке у Зининого окна. «Небольшие выгнутые стекла окошка тускло синели при слабом свете: за ними — я это видел — осторожно и тихо спускалась беловатая штора...». Володя не знал, что и думать.

Утром Владимир встал с головной болью и, «кажется, в нем что-то умирало». К Зинаиде приехал ее младший брат, тоже Володя. Она попросила, чтобы юноша относился к нему с любовью, гулял с ним, в общем, взял под свое покровительство. Когда Владимир предложил кадету погулять в саду, Зина очень обрадовалась, и он подумал, что никогда еще не видел на ее лице «таких прелестных красок».

Вечером «юный Отелло» плакал, а когда княжна поцеловала его в мокрую щеку, он прошептал сквозь рыдания: «Я все знаю; зачем же вы играли мною, на что вам нужна была моя любовь?» Девушка призналась ему, что виновата и очень грешна, но только не поняла, что он знает? Мальчик молчал, а вскоре они вместе с младшим Володей уже бегали и играли.

Все последующие недели были лихорадочными. Володя не хотел знать, любит ли его Зинаида, и не хотел признаваться себе в том, что она любит другого. Вернувшись однажды к обеду домой, он заметил, что произошло что-то необыкновенное. От буфетчика Филиппа он узнал, что его матушка с отцом сильно поссорились, и все в доме слышали. Она обвиняла Петра Васи-льича в неверности, в связи с соседней барышней, на что отец намекнул на годы Марии Николаевны, и та расплакалась. Теперь матушке нездоровится, а отец куда-то уехал. Эта новость была «не под силу» Владимиру, «это внезапное открытие раздавило его». «Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня разбросанные и истоптанные».

Матушка хотела сначала уехать в город одна, но отец поговорил с ней, и она успокоилась. Потом начались сборы домой, «все делалось тихо и не спеша». Владимир бродил, как шальной, думал, как Зина могла решиться на такой поступок: «...вот это — любовь, это — страсть...», и он пошел проститься с княжной. Увидев ее, он сказал ей: «Поверьте, Зинаида Александровна, что бы вы ни сделали, как бы вы не мучили меня, я буду любить и уважать вас до конца дней моих». И она поцеловала его. «Кто знает, кого искал этот долгий, прощальный поцелуй, но я жадно вкусил его сладость. Я знал, что он уже никогда не повторится». Семья Владимира переехала в город. Переживания медленно утихли, и против своего отца мальчик ничего не имел. Но Владимиру было суждено еще раз увидеть Зинаиду.

Однажды Владимир с отцом ездили верхом. «Мы проехали по всем бульварам, побывали на Девичьем поле, перепрыгнули через несколько заборов, переехали дважды через Москву-реку...» Потом отец заметил, что лошади устали. И он оставил их Владимиру, а сам куда-то ушел. Володя гулял с лошадьми вдоль берега, идя по направлению, куда удалился отец. И вдруг он остолбенел, потому что увидел его с Зинаидой. Отец чуть не заметил его, но было видно, что он слишком занят разговором. Странное сильное чувство заставило Владимира остаться на месте.

Петр Васильич настаивал на чем-то, но Зина не соглашалась. Тогда он ударил своей плеткой по ее руке, а она только поцеловала заалевшей на ней рубец. Отец выбросил свой хлыст. Владимир едва мог устоять, чтобы не вмешаться. Он вернулся на то место, где его оставил отец. Скоро отец подошел. Юноша спросил, куда он дел хлыст, отец ответил, что выбросил. И Владимир увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты.

Прошло два месяца, Владимир поступил в университет. Чувства Володи состарили его, и он уже относился к своим переживаниям как к чему-то детскому. Однажды ему приснился сон, что Беловзоров весь в крови угрожает его отцу, а Зинаида сидит с красной полоской на лбу в углу.

Через полтора года отец умер от удара в Петербурге, но незадолго до этого он о чем-то долго просил матушку и плакал. Потом Владимир получил неоконченное письмо от Петра Васильевича: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...» Матушка после смерти отца отправила значительную сумму в Москву. XXII

Через четыре года Владимир окончил университет и однажды встретил в театре Майданова. Тот рассказал ему, что Зинаида Засекина стала госпожой Дольской, несмотря на «последствия», но с «ее умом все возможно», и дал ее адрес в гостинице. Владимир долго собирался, а когда пришел в гостиницу, ему сказали, что госпожа Дольская умерла от родов. Эта горькая мысль «впилась в его сердце со всею силою неотразимого упрека», а между тем:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я...
Ему захотелось помолиться за Зинаиду, за отца и за себя.

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск

Открытый урок

И. С. Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Учитель: Федяева Л.

Саранск 2011

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

анализ эпизодов повести.

Оборудование урока:

портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..

    Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.

    Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:

«Чужое я внедрилось в твое... и твое я умерщвлено».

(И.С. Тургенев «Любовь».)

«Любовь даже вовсе не чувство - она болезнь... Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка...» («Переписка», 1856)

«Любовь - цепь, и самая тяжелая... По крайней мере я дошел до этого убеждения... Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)

«Нет, в любви одно лицо - раб, а другое - властелин...»

(«Переписка», 1856)

Вывод учащихся, затем учителя.

Вывод по цитатам:

Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,

подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.

Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...

Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.

1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты. Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы - жена Тургенева, я его помню; после смерти императора

Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).

2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны - исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству. Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры - писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И. Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.

3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка. Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких. И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское. И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).

4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо - Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов. Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа. Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он - покорствуя своему любвеобильному характеру, она - властной хозяйкой усадьбы.

5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года. Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью - решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.

6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми. Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец». А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.

Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. - Назовите героев повести. Запись в тетради.

Герои Прототипы

Владимир " Иван Сергеевич Тургенев

Его отец Сергей Николаевич Тургенев

Его мать Варвара Петровна

Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В

замужестве Владимирова)

Предоставление портретов учителем

1)Счастъе:

- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

Прокомментируйте сцену - проснулся перед утром...

Завязка сюжета

Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».

Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет, по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя...»).

Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось...»)

Вывод : любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.

2) Душевная боль.

- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».Холодность («Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).

    Ревность к тому, кого она полюбила.

- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).

Какие советы давал отец сыну?

(«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).

А что надобно Зинаиде?

Кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»

Развязка.

Изменилось ли отношение к отцу?

Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».

(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви)).

К Зинаиде?

Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

Об обоих вместе?- чтение.)

(За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).

Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.

Выводы учащихся.

Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).