Пермяк мероприятия в библиотеке. В читальном зале библиотеки оформлена книжная выставка ко дню рождения Евгения Пермяка

Филипок

В рассказе «Филипок» перед маленьким читателем предстаёт история, которая вполне могла приключиться с ним самим или с его сверстниками; недаром рассказ имеет подзаголовок «быль».

Филиппку стало скучно в избе сидеть, и он решил пойти в школу. Пришел, но так растерялся, что в ответ на вопросы учителя только молчал и плакал. Учитель оставил его в классе. «Ну, садись на лавку возле брата. А я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу».

Несмотря на краткость рассказа, в нем создан характер мальчика. Как только Филиппок осознает, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки, Филиппок отправляется в путь в отцовской, которая ему велика, зато под рукой.

В сенцах школы мальчик снимает шапку и только после этого отворяет дверь: ему хорошо знаком крестьянский этикет. Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал «говорить Богородицу», чтобы показать, что он и молитвы знает; но «всякое слово говорил неправильно». Учитель остановил его: «Ты погоди хвалиться, а поучись».

Читая рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» глазами современного ученика и даже современного учителя, мы получаем ряд логических несообразностей: за почти полуторавековой период между людьми того и нашего времени выросла пока еще не очень толстая информационная стена из забытых фоновых знаний и новых ложных стереотипов.

Рассказ нередко публикуется в школьных учебниках и в интернете в «отредактированном» виде, то без эпизода с диалектным произношением, то без эпизода с молитвой. Наивный рационалист скажет: кого сейчас интересуют детали происходившего в дореволюционной сельской школе? И будет прав: действительно, мало кого. Так зачем наши дети об этом читают?

Нас могут интересовать в этом рассказе только мысли великого Толстого, а вовсе не какое-то конкретное село (там конкретики никакой нет, подзаголовок «быль» вовсе не об этом) и не мальчик по имени Филипп: может, мальчика-то и не было…

Читателю с малых лет надо усвоить три простые истины:

  1. В любом произведении искусства (не только литературном) за конкретным изображением, персонажем, событием скрыта масштабная, общественно значимая идея, а по масштабу мысли Толстой − он и в детском рассказе Толстой. Между прочим, автор «Войны и мира» написал в письме Страхову от 12 ноября 1872 года: «Я так уверен, что я воздвиг памятник этой „Азбукой“» (в составе которой опубликован и наш рассказ).
  2. Мир, изображенный в художественном произведении, полностью, до мельчайших черточек создан автором; следовательно, если он озаботился размещением в этом мире каких-то мелких деталей, то, значит, хотел этим что-то сказать. Это хорошо известно современным фотографам: настоящий мастер уберет со своего снимка лишние, ни о чем не говорящие, размывающие образ подробности.
  3. Любой знак, всякая мелочь в художественном произведении – это стимул для рождения/поворота мысли человека, которому произведение адресовано: читателя, зрителя, слушателя, т.е. Вашей мысли, мой уважаемый Читатель!

Вы не сомневаетесь в мастерстве Льва Толстого? Тогда прочтем его рассказ с полным доверием, не подозревая Мастера в неряшливой словоохотливости. Предлагаемый комментарий – именно только комментарий, не требующий от читателя каких-либо специальных лингвистических знаний или умений.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Все ребята ходят в школу

Первая деталь. Ясно сказано, «пошли раз все ребята в школу». Популярные рассказы учителей о том, что «раньше не все ребята могли ходить в школу» (см. публикации уроков) не находят подтверждения в тексте. Филипка мать оставляет дома только из-за возраста. Толстой писал рассказ о России пореформенной, после освобождения от крепостного права, и писал как раз о том, что теперь все люди могут сами определять свою судьбу, все дети ходят в школу, в том числе и дети бедных сельских жителей. В рассказе нет прямого упоминания бедности, какого-либо социального неравенства, изображены свободные деревенские жители, работающие… Только вот «подённая работа» — это не просто работа, оплачиваемая по дням, как объясняют в учебниках (если работу любого приглашенного специалиста оплатят по количеству рабочих дней, его работа все равно не будет называться подённой), а только неквалифицированная и обычно тяжелая низкооплачиваемая работа. Зимой в селе это могла быть работа прачки, уборщицы, помощницы по дому. Читатель, заметьте, все дети ходят в школу, в том числе и дети сельской подёнщицы. В конце рассказа выясняется, что старший брат Филипка, Костюшка, ходит в школу, и Филипок давно туда просился, что исключает случайное приключение от скуки.

Бабушка на печке

Вторая деталь : бабушка лежит на печи, буквально и фигурально. Во-первых, современным детям надо показать хотя бы на картинке русскую печку с лежанкой, на которой лежать любили и старики, и дети, и кошки…

Современным ребятам на теплой традиционной лежанке тоже нравится:

Но есть и другая ассоциация: «лежать на печи» означает «бездельничать», а также «не предпринимать активных действий», «ничего не менять в своей жизни».

Вспомните сказочного Емелю, который едет к царю лежа на печи; в сказке он изображен вполне одобрительно: русский народ и до сих пор не очень любит людей, хлопочущих исключительно ради богатства, власти или славы.

Лев Толстой пишет быль, а не сказку, поэтому показывает совсем другую ситуацию: в семье Филипка взрослые работают, только бабушка, олицетворяющая, между прочим, древность, род, традиции, лежит на печи, как ей и положено. Маленькому Филипку тоже еще можно «лежать на печи», то есть не работать, ни о чем не заботиться, но он выбирает движение… Движение - главная тема рассказа, и это легко проследить по сквозной цепочке слов со значением «движение».

Читатель, это важно: наш герой легко преодолел первый страшный (и очень русский) соблазн – соблазн лени!

Читаем второй абзац:

Школа была за селом у церкви . Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?

Село, школа, церковь


Третья деталь : «Школа была за селом у церкви».

Селом в России XIX в. официально называлось только относительно крупное поселение, в котором есть церковь. Потому она и стоит за селом, что в нее ходят жители всех окрестных деревень. Но почему школа в этом описании привязана к церкви?

Во-первых, в школу, как и в церковь, ходят дети из нескольких окрестных деревень.

Во-вторых, на Руси кириллическая письменность была официально принята вместе с крещением, да и появилась она в прямой связи с восточно-православным религиозно-культурным выбором славянских народов; именно монастыри были оплотом древнерусской книжности, особенно в «татаро-монгольскую» эпоху. Наши крестьянские прапрадеды получали начальное образование в церковноприходских школах.

В-третьих: наука и религия – два проявления духовной жизни человека, соперничают они или взаимодействуют. Даже самый упорный материализм – тоже проявление ментальности, то есть духовной жизни. И, наконец: читатель уже, конечно, заметил, что весь сюжет рассказа – это путь Филипка в школу; теперь понятно, что он становится и символической «дорогой к храму».

Жучка и Волчок

Четвертая деталь : знакомые собаки не трогали Филипка, а в чужой слободе (в чужой части села, на чужой улице) собаки были незнакомые. Что-то путает Толстой: если незнакомые, откуда же Филипок знает их клички? А вот откуда: Жучками называли собак черных, как жук , а Волчками, соответственно, похожих на волка. На иллюстрациях разных художников черная собака неизменно присутствует:


Какая разница писателю, как назвать собак и какая у них внешность? Дело в том, что черный пес в русском фольклоре всегда был символом зла. Он охранял границу между миром живых и миром мертвых. Вот пример:

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. (Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=1&tid=38)

В библейской энциклопедии псы – это гонители. Волк, понятно, тоже символизирует опасность. Итак, на пути Филипка возникает опасность, путь преграждают гонители.

И он преодолевает второй соблазн, соблазн страха!

Мужик – чудесный помощник

Пятая деталь : собак отогнал мужик.

Читатель, вспомните, как в русских волшебных сказках откуда ни возьмись появляются чудесные помощники и спасают героя: кого серый волк, кого Сивка-Бурка, кого волшебный гребень… Это значит, что за его успехом стоит одобрение народного мнения и высших сил.

Постреленок

Шестая деталь : Мужик спросил: куда бежишь, постреленок?

Пострел – не просто шалун, буквально это слово означало «выстрел» (наш пострел везде поспел!), а выстрел – это прежде всего движение к определенной цели. Понятно, что Филипок побежал еще быстрее.

Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

Баба с ведром

Седьмая деталь : когда Филипка стал одолевать на пороге школы третий соблазн, сомнение, опять появился, откуда ни возьмись, чудесный помощник, баба с ведром. Художники изобразили ее по-разному: кто с тяжелым, полным ведром, а кто – с легким, пустым.

Ведро, полное или пустое, – одна из самых популярных народных примет, предвещающих, соответственно, удачу или неудачу. Чтобы весь поход был не впустую, Филипок сам должен решиться войти, поэтому в тексте не сказано, полное ведро или пустое, а баба, как и мужик-спаситель, лишь задает побуждающий вопрос.

И соблазн сомнения преодолен!

Красный шарф

Восьмая деталь : красный шарф, выделяющий учителя. Цвета вообще «олицетворяют дифференциацию, нечто явленное, разнообразие, утверждение света. Цвета, отражающие свет, например, оранжевый, желтый и красный, — активны, теплы, направлены на смотрящего… (http://www.onlinedics.ru/slovar/sim.html). Красный — это зенит цвета, у множества народов символизирующий активность, жизнь, и уж во всяком случае делающий его носителя центром внимания. В романе Толстого все Ростовы бесконечно краснеют, а все «белые» персонажи — маленькая княгиня с белыми зубками, Элен с белыми плечами, Анатоль в белом мундире, князь Андрей с белыми руками, — все они умирают. А еще перед битвой при Аустерлице Болконский видит с холма белых русских солдат на красной земле…

– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.

– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал: знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Вечные вопросы

Девятая деталь : Филипку все задают вопросы – и мужик, отогнавший собак, и баба с ведром, а учитель просто засыпал его вопросами. Куда бежишь, что же ты стоишь, ты что (зачем пришел?), ты кто…

Согласитесь, читатель, вопросы содержательные, вечные, ассоциирующиеся с фондом мировой идиоматики (quo vadis, камо грядеши и т.п.). Вопросы из тех, на которые русский народ веками пытается ответить и не может ответить однозначно… Филипок, в сущности, не ответил на них, и, значит, это Толстой оставил их открытыми.

О русском языке

Десятая деталь :

едва наученный азбуке Филипок правильно складывает из букв свое имя, но произносит название буквы Ф странно.

В некоторых русских диалектах не было звука [ф] и его заменяли сочетанием [хв]. Теперь понятно, зачем Лев Толстой назвал своего героя Филиппом: уменьшительное имя получилось такое милое, округлое, ласковое, и со сказочными героями не перепутаешь, и диалектное произношение легко наглядно и понятно продемонстрировать. Филипок владеет родной речью только в ее необработанном культурой местном варианте, он не знает литературного языка, языка культуры и науки, делающего нас всех единым народом, независимо от особенностей нашей «малой родины». Это равноценно случаю, когда современный недоросль в восхищении находит только слово «клево» вместо «хорошо, правильно, красиво, мило, очаровательно, замечательно, умно…», а многих слов в текстах просто не понимает. Как диалекты сохраняли следы древнего деления будущей русской нации на множество племен, так и современные сленги делят нас на группы и группки по возрасту, образованию, роду занятий, делают человека чужаком в другом районе города и даже в своей родной семье. В этом смысле «народность» речи вовсе не служит единству русского народа. Так, может быть, православие нас спасет?

Молитва

Одиннадцатая деталь : Филипок и в молитве «всякое слово произносил не так». Значит, его вера оказывается неосмысленным механическим бормотанием; молитве тоже надо учиться! Любая религия – тоже своего рода Учение.

В эпизодах с диалектным произношением Филипка и молитвой мы встречаем отголоски давно устаревшей полемики вокруг концепции, которую сейчас часто обозначают «Православие, самодержавие, народность»; она интересна только историкам. Но не утихают дискуссии между пуристами и антинормализаторами, споры между сторонниками «народной речи» (в частности, свободы сленга и мата в публичном общении и литературе: «народ так говорит!») и защитниками литературных и этических норм в речи. Возродившееся влияние религии и церкви тоже ставит перед обществом и государством ряд острых вопросов. Поэтому мысль Толстого вполне применима и к нашей жизни. Не отрицая народности и православия как начал русской жизни, великий писатель доказывает необходимость широкого народного просвещения и движения вперед, развития, а не застоя.

Погоди хвалиться

Двенадцатая деталь :

Похвальба «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! » оказалась совсем беспочвенной. А Вам, читатель, она не напоминает современные славословия нашей русской сообразительности? Что ответил на это Толстой словами учителя? Прямо и без всяких иносказаний: «Ты погоди хвалиться, а поучись».


Конечно, в моем прочтении есть элемент субъективизма. В том смысле, что Вы, читатель, конечно, найдете в этом рассказе и другие поводы для комментариев и рассуждений. Например, выясните символический смысл деталей, связанных с отцом: он ушел в лес, а Филипок надел его шапку…

Использованы иллюстрации А.Ф. Пахомова, Г.К. Спирина, а также кадры диафильма Р.В. Былинской (Лапиной).

Текст сверен (в т.ч. орфография и пунктуация сомнительного предложения в третьем абзаце: На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. ) по СС в 20 тт.я – М.:ГИХЛ, т. 10, 1963, с. 12-13.


Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи,- и мать оставила его дома.

Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

Ну-ка, сложи свое имя. - Филипок сказал: хве-и-хви, -ле-и-ли, -пеок-пок. - Все засмеялись.

Молодец,- сказал учитель. - Кто же тебя учил читать?



Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! - Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? - Филипок сказал: знаю,- и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.



С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе
Автор- составитель: учитель начальных классов Степаненко Н. Г.
Тема: Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»

Цели урока:
- воспитание интереса к предмету, коммуникативной культуры учащихся в процессе работы в группах, уважения к труду, профессиональной деятельности людей, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала, ценность совместной деятельности.
-развитие у учащихся учебно-информационных умений и навыков: беглого, сознательного и правильного чтения, умения пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; формирование выразительного чтения: соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; формирование умения определять тему, жанр текста, характеризовать персонажи, составлять представление о книге по обложке.
- познакомить с творчеством Е. Пермяка, новым произведением.

Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор, выставка книг Е.Пермяка по теме урока, карточки для работы в группах, книжечки с пословицами о труде, изготовленные детьми, загадки о людях разных профессий, фотографии.

Используемые ЦОР: презентация

Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» для 1 класса (автор О.В. Кубасова); рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор О. В. Кубасова), толковый словарь русского языка;

Подготовка к уроку: творческое задание по группам: 1. Сделать книжечку с пословицами о труде; 2. Приготовить загадки о людях различных профессий; 3. Приготовить сообщение о профессии своих родителей, принести их фотографии.

Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
- Ребята, скажите, какая сегодня погода? Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко, а когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Речевая разминка
1 слайд:
На сегодняшнем уроке
Мы будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
- А как вы понимаете, что значит читать выразительно? (выбрать правильную силу голоса; правильный темп: стараться читать не по слогам, а целыми словами, но и не спешить, делать паузы на точках, запятых; передавать характер героев, настроение, выбирая для этого правильный тон, интонацию; соблюдать правильное ударение в словах, произносить все звуки чист, понятно)
-Для этого разомнём наш речевой аппарат: прочитаем чистоговорки, постараемся произносить все звуки чисто. Будем читать с ударением на последнем слоге.
2, 3,4 слайды:
Чистоговорки.
ра – ра – ра!– мы убираем двор с утра
ро – ро – ро! – весь мусор соберём в ведро
ре – ре – ре! –будет чисто во дворе
- Спасибо, я думаю, что люди при разговоре хорошо будут вас понимать.

III. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас читаем. (Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”) (5слайд)
- Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам нравятся? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам не нравятся?(ответы учеников)
Работа в группах:
- Поиграем в игру «Наоборот». Я каждой группе раздам карточки со словами, а ваша задача – составить пары слов, противоположных по смыслу, соединить их линиями.» (распределение обязанностей в группах между собой)
(6 слайд)
вражда труд
лень ложь
правда дружба
проверка – 7 слайд:
вражда труд
лень ложь
правда дружба
– Приведите к каждой паре слов примеры произведений, которые мы читали в этом разделе.
5 cлайд: (сначала появляется пара слов, затем название произведения)
(труд -лень) Эзоп «Собрался старик помирать»
(дружба-вражда) Л. Толстой «Кто прав?»
В. Осеева «Всё вместе»
(смелость-трусость) Л. Толстой «Два раза не умирать»
(правда-ложь) С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Л. Толстой «Правда всего дороже»

IV. Переход на новое содержание: формулирование темы, целей урока.
1. Проверка домашнего задания
- На дом к сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, которые выполняли по группам.
Ребята 1 группы должны были изготовить книжечки с пословицами о труде. Давайте их послушаем.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
За всякое дело берись смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того и люди чтут.
Делу время, а потехе час.
С детства не научишься – всю жизнь намучишься.
Каков мастер, такова и работа
Дерево сильно корнями, а человек – трудом
Человек живет век, а доброе дело – два
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах
Птица красна пером, а человек – трудом
2. Работа над пословицей.
-Прочитайте еще одну пословицу о труде: (8 слайд)
Умелые руки не знают скуки
- Как вы ее понимаете? (ответы детей)
-Какое по-вашему главное слово в пословице? (руки)
-Прочитаем пословицу, выделив голосом это слово.
- Поработаем над интонацией:
1 группа скажет слово «руки» спокойно, утвердительно
2 группа – радостно, с восклицанием
3 группа – удивленно, с вопросом
- Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
-Какие должны быть у человека руки? (ответы детей)
-Прочитайте, какие бывают руки:
9 слайд:
Трудовые
Умелые
Золотые
Ленивые
Рабочие

Какое здесь по-вашему лишнее слово? Почему? (ответы детей)
- Для чего человеку нужны руки? Задумайтесь. (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем же пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня познакомимся? (предположения детей)

Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Ушки чистит, щечки трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

Внимание на экран! Прочитайте название нового произведения (10 слайд) Ваши предположения оправдались?
-Какие цели поставим перед работой? (познакомиться с содержанием произведения, автором, героями, дать им характеристику, научиться читать выразительно)

V. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с автором. (11 слайд)
-Автором нового произведения является Евгений Андреевич Пермяк. Он прожил долгую жизнь и написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. (Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка)
2.Установка на первичное восприятие текста.
- Новое произведение начну читать вам я, а вы внимательно послушайте, ваша задача: определить жанр произведения
3.Чтение учителем 1 части рассказа.
-К какому жанру отнесем произведение? Почему?(это рассказ, т. к. здесь описываются события, которые могут произойти в жизни)
-Кто являются героями рассказа? (дедушка и Петя).
4. Выполнение подготовительных упражнений.
-Перед тем, как вы прочитаете сами эту часть рассказа, выполним задание Слоговика: сложим слова. Откройте учебники на с.62.Найдите задание в рамочке, будем сначала читать плавно по слогам, затем целыми словами (чтение хором).
- Прочитайте вдумчиво рассказ на с. 62, подготовьтесь к выборочному чтению.
5.Пошепотное чтение детьми 1 части рассказа.
6. Работа над содержанием прочитанного, анализ произведения.
-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, кем были дедушка и Петя друг другу? (большими друзьями)
-Как понять «большими? (ответы детей.)
- Какой главный вопрос задал дедушка внуку? (А для чего, Петенька, людям руки нужны?)
- Прочитайте, как ответил на вопрос внук. А еще?
(Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
-Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка? (ответы детей.)
7. Работа в группах.
-Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Задание для групп: придумать продолжение разговора Пети и дедушки.
-Давайте послушаем, что у вас получилось (слушание детей).

8. Самостоятельное чтение заключительной части рассказа, затем чтение вслух несколькими учениками.
9. Продолжение работы с текстом.
-Какими в рассказе автор называет руки? (трудовыми, рабочими).
-Найдите и прочитайте предложение, в котором заключена главная, важная мысль рассказа. О чем хотел нам сказать автор? (на трудовых, рабочих руках вся жизнь, весь белый свет держится)
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- почему Петя отвечал не совсем так, как хотелось дедушке? (ответы детей)
10.Работа с иллюстрацией, характеристика героев.
- Рассмотрите иллюстрацию, какими вы представляете дедушку и Петю? (ответы детей).
11.Подготовка к игре «Радиотеатр»(работа над выразительным чтением)
-Как можно прочитать диалог дедушки и внука? (по ролям)
-Каким тоном нужно читать первый вопрос дедушки? (спокойным,доброжелательным, не забудем о вопросительном знаке)
-Что дедушка чувствует потом? (небольшое волнение, тревогу от того, что Петя пока не понимает для чего на самом деле нужны человеку руки)
-Каким тоном будем читать слова Пети? (спокойным, он уверен в том, что говорит, немножко удивленным)
- Все эти чувства вы постараетесь передать при чтении.
Физминутка
Сели- встали, сели-встали,
До земли рукой достали,
Влево, вправо посмотрели
И за парты тихо сели

Откройте печатные тетради на с.43, подготовьтесь к игре радиотеатр, отметьте слова дедушки буквой Д, а слова Пети – П.
12.Игра «Радиотеатр» (выразительное чтение)(прослушивается 2 состава актеров)
-Есть ли замечания к чтению ребят с точки зрения выразительности? Удалось ли чтецам передать характер, чувства героев? Какой совет можно дать ребятам? (выслушиваются мнения критиков)
13.Формулирование темы рассказа.
-Как называется рассказ, с которым мы сегодня работали?
-Кто его автор?
- Что поучительного вы взяли из этого рассказа? Чему он учит?(ответы детей)
-Какой самый главный труд у вас?
-Какова тема рассказа? Выберите подходящую пару слов. (12 слайд)
Дружба – вражда
Труд – лень
Правда – ложь
-Этот рассказ о труде.
14.Работа с обложками книг Е. Пермяка.
- Посмотрите на экран, (13 слайд) здесь представлены обложки книг Е. Пермяка. Как вы думаете, в какой из них может находиться сегодняшний рассказ? Почему? (ответы детей). У нас в классе оформлена выставка книг на тему « Что такое хорошо и что такое плохо», среди которых есть и книги Е. Пермяка. Вы можете их взять у нас в библиотеке.
VI. Продолжение проверки домашнего задания
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? А профессии людей дружат со словом «труд»? (ответы детей)
-Что же такое профессия? Я обратилась к Толковому словарю:
14 слайд
“Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”.
- Проверим домашнее задание 2-й группы. Ребята подготовили загадки о людях самых разных профессий.
15 слайд- картинки с изображением людей разных профессий.
1 . Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.

2. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой?

3.Он журнал принёс и эту
Интересную газету
Телеграмму и письмо
Вы не знаете его?

4.Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак,
Вот работать надо как!

5.Быстро сделает причёску
Феном, щёткой и расчёской.
Все в руках его горит –
Он изменит внешний вид!

16-19 слайды – фотографии родителей
- А ребята из 3 –й группы получили задание подготовить маленькое сообщение о профессии своих родителей (заслушивание сообщений).
VII. Итог урока. Рефлексия.

20 слайд:
- Посмотрите на дом, который мы все вместе стараемся построить в нашем классе, из каких кирпичиков он состоит? (дети зачитывают качества человека). Дом закладывается с фундамента, он внизу, а в нашем с вами доме какое качество является фундаментом, основой? (дружба).
21 слайд:

А теперь улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас по-прежнему хорошее настроение. Вы достигли тех целей, которые ставили перед работой? (ответы детей). Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, поэтому заслуживаете в награду вот такие солнечные улыбки, это частичка моего хорошего настроения.
VIII. Домашнее задание
22 слайд:
1. Подготовиться к игре «Радиотеатр»
2. По желанию: нарисовать обложку к книге с этим рассказом.

23 слайд:
- Урок окончен, надеюсь что он принес нам радость общения и наполнил наши души прекрасным чувствами. Спасибо за хорошую работу.

Разделы: Начальная школа

  • воспитывать интерес к книге;
  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

Какие задали вопросы?

Какие вопросы еще можно задать?

Сколько слов в предложении?

Сократите

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

Из какого рассказа эти слова?

Как понимаете выражение «чужая калитка»?

Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

(рассказ ученицы о Е.Пермяке )

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

  • «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
  • «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
  • «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
  • «ПИЧУГИН (МОСТ)»
  • «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
  • «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

V. Викторина.

Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

Что нарисовано на конвертах? (дом)

Каким, по-вашему, должен быть дом?

Какими должны быть люди в доме?

Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

1 конверт «Предметы из рассказов».

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Кто научил детей делу?

Кто помогал в работе?

Какие хорошие качества появились у детей?

2 конверт «Собери пословицу».

В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Зачем вас дома учат трудиться?

Какими вас хотят видеть взрослые?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VII. 3 конверт. «Киножурнал «Ералаш».

Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

Посмотрите отрывки из киножурнала «Ералаш» и дайте ответ на вопрос.

(по телевизору показываю отрывки из киножурнала «Ералаш»)

Понравились вам поступки детей?

Что не понравилось? Как должны вести себя ребята?

Хотели ли вы быть такими? Почему?

VIII. 4 конверт «Кроссворд».

  1. Что вырастила Танюша? (смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? (птичьи домики)

Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

Какое слово получилось?

Почему это слово является главным?

Каким качествам нас учат в семье? (одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?