Пересказ турецкой сказки Ашик Кериб: версия Лермонтова. Конспект к уроку по литературному чтению "сказка ашик кериб" История создания сказки ашик кериб

Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», с турецкой культурой; научить определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащихся заимствованными с Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности Планируемые результаты Предметные: познакомятся с творчеством М. Ю. Лермонтова и содержанием сказки «Ашик-Кериб»; научатся: толковать значения восточных слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассниковДанный файл содержит описание урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб". УМК "Школа России"

4 класс Лит.чтение М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб.docx

Картинками

Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок литературного чтения по теме: «М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик­Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение». УМК «Школа «России» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик­Кериб», с турецкой культурой; научить определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащихся заимствованными с Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности Предметные: п о з н а к о м я т с я с творчеством М. Ю. Лермонтова и содержанием сказки «Ашик­ Кериб»; н а у ч а т с я: толковать значения восточных слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини­группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке? – Какие еще стихи М. Ю. Лермонтова вы нашли и приготовили к выразительному чтению? – О чем пишет поэт в своих стихах? – Чем понравились вам эти произведения? Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова I. Актуализац ия опорных знаний. Проверка домашнего задания II. Сообщение темы урока. Определени е целей урока Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Читают стихи М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утес», «Горные вершины», «Москва, Москва!..» и др. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) III. Первичное чтение произведени я Рассказывает об истории создания сказки. Организует первичное чтение произведения. – М. Лермонтов был русским поэтом и писателем, а почему сказка турецкая? – Сказку, которую мы будем читать, М. Лермонтов написал в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец (среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким). – А вы знаете кто такой Ашик­Кериб? Ашик – народный певец, музыкант. Кериб – бедняк. – О ком нам расскажет сказка? – Прочитайте «восточные» слова. Познакомьтесь с их значением. – Прочитайте восточные имена и названия восточных городов. – Почему такие необычные названия городов и имена? Лермонтовский «Ашик­Кериб» является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но сохранил и многие разговорные ее особенности. Впервые опубликовано в Текст сказки читают подготовленные ученики. По ходу чтения проводится словарная работа (на партах карточки «Словарики восточных слов»). Аян­Ага – знатный господин. Ана – мать. Ашик – музыкант, балалаечник. Аллах – бог. Витязь Туркестана – отважный, доблестный воин. Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега. Зарок – клятвенное обещание. Караван­сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге. Маулям – создатель. Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву. Намаз – ежедневная пятикратная молитва у мусульман. Оглан – юноша. Пророк – 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что­нибудь. Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументироват ь свою точку зрения.

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Паша – в старой Турции титул генералов. Посох – длинная и толстая палка с заостренным опорным концом. Сааз – турецкая баладайка. Селям­алейкюм (салям­алейкум) – здравст­вуйте. Чауши – слуги. Имена Ашик­Кериб Магуль­Мегери Аян­Ага Куршуд­бек Хадерилиаз Города Тифлиз Халаф Арзинган Арзерум Арзиньян Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Этап урока Содержание деятельности учителя литературном сборнике «Вчера и сегодня». Датируется 1837 годом – датой первой ссылки Лермонтова на Кавказ. В это время он усиленно интересуется местным фольклором и даже начинает изучать татарский язык. В автографе Лермонтов в ряде мест именует своего героя Ашик­Керимом. Это не случайная описка. В Закавказье и Средней Азии существует народная повесть, герой которой именуется Ашик­Керимом. Ашик – в первоначальной форме по­арабски означает «влюбленный», а у турок, армян и азербайджанцев – трубадур, лирический певец, позже – народный певец. Кериб (по­турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Сказки об Ашик­Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях Румелии и Анатолии. Cуществует печатное издание, вышедшее в Константинополе в 1881 году и озаглавленное «Повесть Ашик­Гариба». Однако лермонтовская запись ни по сюжету, ни по именам персонажей не совпадает с названной повестью. В лермонтовской записи имеются некоторые турецкие элементы Магуль­Мегери – дочь турецкого купца Аяк­Аги; турецкого происхождения слово «чауш» – сержант, унтер­ офицер, сторож

Формируемые способы деятельности учащегося Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Строят схему на доске и в тетради. Сказки авторские народные бытовые о животных волшебные – Сказки делятся на авторские и народные. Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные. – Троекратность (три раза Ашик­Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли) Этап урока Содержание деятельности учителя – Итак, речь пойдет о сказке. Давайте вспомним, на какие две группы делятся сказки? – К какой группе отнесем сказку М. Ю. Лермонтова? Почему? – На какие виды делится каждая из этих групп? – К какому виду сказок относится сказка «Ашик­ Кериб»? – Что троекратно повторяется в сказке? Какие чудеса совершались? – Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? – Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вы испытывали, когда ее слушали? Почему? – Назовите действующих лиц сказки. Какие события происходят в сказке? Для чего автор описал нам их? – Может ли для вас это быть ценным? – Все ли были рады помочь главному герою? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, кто на ней

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося IV. Анализ произведени я изображен? Опишите, как выглядят герои сказки. Какие чувства испытывают? Как эти чувства изобразил художник? – Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду Перечитывание текста сказки с предварительным заданием. – Сколько женихов было у Магуль­Мегери? – Рада ли была Магуль­Мегери своей свадьбе с Куршуд­беком? – Как называется турецкая балалайка? – Как сказать по­турецки «нищий балалаечник»? – Как переводится с турецкого «шинды­герурсез»? – Кто такой оглан? – У Ашик­Кериба была сестра, а у Куршуд­бека какой родственник? – Назовите главных героев сказки. – Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему? – Выберите слова, которые помогут охарактеризовать главных героев. С л о в а д л я с п р а в о к: храбрый, трусливый, Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – У Магуль­Мегери было два жениха: Ашик­ Кериб и Куршуд­бек. – Нет, не рада. Даже хотела выпить яд или заколоться кинжалом. – Турецкая балалайка – сааз. – Нищий балалаечник – Ашик­Кериб. – Шинды­герурсез – скоро узнаете. – Оглан – мальчик, парень. – У Куршуд­бека был брат. – Главные герои сказки: Ашик­Кериб, святой Хадерилиаз, Магуль­Мегери, Куршуд­бек. – Положительный герой – Ашик­Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль­Мегери, так как она верная. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательно сть развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативны х задач

Этап урока Содержание деятельности учителя скромный, вежливый, добрый ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, обидчивый, грубый, верный, терпеливый. – Почему Куршуд­бек совершил такой поступок? – Может ли это служить ему оправданием? – Вспомните путь, который преодолел Ашик­ Кериб за три дня. Какие географические названия встречаются в сказке? – Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Турция – удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара. Есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? – А теперь покажите путь Ашик­Кериба. – Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно Объясняет домашнее задание. Перечитать сказку, разделить на смысловые части Формируемые способы деятельности учащегося Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) – А отрицательные герой – Куршуд­бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение. – Куршуд­бек тоже любил Магуль­Мегери. – Ашик­Кериб проехал Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Рассматривают карту. Находят на карте города: Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян. Показывают путь Ашик­Кериба Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи V. Домашнее задание VI. Итог Оценка результатов выполнения заданий на Отвечают на вопросы. Определяют свое Осуществлять

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб.»

Подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

2011


Урок чтения в 4 классе по традиционной программе Автор учебника: Тема: Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка . Цели урока: По знавательный аспект
    Создать условия, для ознакомления детей с
турецкой культурой: архитектурой, музыкой
    Совершенствование осознанного чтения
Развивающий аспект
    Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, группе Развивать творческие способности
Воспитательный аспект
    Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения Воспитывать уважение к людям другой национальности
Оборудование
    Проектор Экран Компьютер Диск с презентацией урока
Методическое обеспечение : книга чтения для 4 классаТип урока : изучение нового материалаПланируемая результативность :
    достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения
ХОД УРОКА I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания. -Какое задание выполняли дома по чтению?

(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека») -О чём это стихотворение? (О реке Терек.)-Какая это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию выходят и читают стихотворение. После чтения одноклассники обмениваются мнениями: что понравилось, задают дополнительные вопросы по содержанию.) III. Подготовка к познавательной деятельности -Что вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу...) -Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.) -Почему и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве был очень болезненным мальчиком.) Слайд № 1 -Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел Кавказ в детстве. -В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служил и одновременно писал стихи, поэмы, занимался творчеством.
IV. Изучение нового материала1. Работа над заглавием .
-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе. -Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».) - Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она? (По названию трудно определить. Дети высказывают разные предположения.) Слайд № 2- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети высказывают разные предположения.)
2. Создание условий для благоприятного эмоционального настроения на чтение сказки. -Лермонтов был русским поэтом и писателем. -Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…)
- Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.
-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая, можно догадаться, что действие происходит в другой стране? (Мнения детей…)
- Просмотрите содержание 1 страницы сказки. -Где происходит действие? (В городе Тифлизе.)
-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.

Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».
Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10 – Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы, музыки народов востока.(После просмотра дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном.)-Хотели бы вы услышать сказку и почему?
3 .Художественное восприятие текста. 3.1.Установка на чтение -Начало сказки мы сейчас прочитаем:

    Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка По ходу чтения выделяйте непонятные слова. Как поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)
3 .2.Чтение сказки (учеником из класса) Физкультурная пауза 4.Работа с текстом после чтения. -Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок прочитанной сказки? (Мнения детей) -Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

4.1..Словарная работа. Индивидуальная работа -Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны. (Дети называют слова Пророк, витязь, газель, Аян-Ага, зарок, благословение, Ашик-Кериб, наречённая невеста.)
Работа у парах -Попробуйте сами найти значение этих слов. (Детям раздаются карточки с непонятными словами и Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение) Проверка (фронтально) Слайд № 11 (На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, Затем на слайде показывается точное значение этого слова4.2 . Уровень понимания текста Фронтально -Назовите действующих лиц в сказке. - Какие события там происходят? -Для чего автор описал нам эти события? - Может ли для тебя это быть ценным? - Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная? -Чем вызвана печаль Ашик-Кериба? -Можно ли было поступить по другому? Почему? -Все ли были рады помочь?4.3 . Анализ поступков героев Работа в группах -Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.-Для этого можно использовать план (работа в группах).

    Как звали героя? Чем занимался? Возраст. Бедный или богатый. В какой семье воспитывался? Кто его друзья? Черты характера.
Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек
Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый бедный красивая жестокий музыкант приветливая дружелюбный добрая приветливый

Проверка. 1 группа отвечает, 2 дополняет 3 группа отвечает, 4 дополняет, 5 группа отвечает, 6 дополняет.
-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба, почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека) --Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка) Слайд № 12 -О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)
V. Итог урока -На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? (Мнения детей) -Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?
IV. Домашнее задание Слайд № 13

    Дочитать сказку. Выделить непонятные слова. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

Главные герои сказки «Ашик-Кериб», записанной М.Ю.Лермонтовым – бедный музыкант Ашик-Кериб и дочь богатого человека, Магуль-Мегери. Магуль-Мегери была самой красивой девушкой в городе Тифлисе, а Ашик-Кериб мастерски играл и пел песни. Молодые люди полюбили друг друга, и красавица предложила музыканту пойти к ее отцу, просить ее руки.

Ашик-Кериб отказался идти к отцу девушки. Он опасался, что впоследствии богатая жена будет попрекать его за то, что у него ничего нет. Музыкант решил семь лет странствовать, чтобы стать богатым, а девушка согласилась его ждать все это время. Но предупредила, что ровно через семь лет она выйдет замуж за другого человека, Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Ашик-Кериб отправился в путь, а в попутчики к нему навязался Куршуд-бек. На первой же переправе Куршуд-бек украл одежду музыканта и, вернувшись домой, сообщил всем, что тот утонул. Но девушка ему не поверила и сказала, что все равно будет ждать любимого семь лет.

Музыканту помогли добрые люди, и он долго странствовал по свету, распевая свои песни, пока в одной далекой стороне его не услышал один паша. Песни Ашика-Кериба понравились ему и паша осыпал музыканта золотом. Ашик-Кериб стал богатым, но не торопился возвращаться домой.

Когда семилетний срок уже подходил к концу, Магуль-Мегери попросила одного купца показывать во всех городах золотое блюдо и тому, кто признается хозяином блюда, передать от нее послание. Когда купец прибыл в город, где у паши жил музыкант, Ашик-Кериб признал себя хозяином блюда и купец сообщил ему, что срок истекает и скоро его невеста выйдет замуж за другого.

До назначенного срока оставалось всего три дня, а ехать до Тифлиса надо было два месяца. Но музыкант собрался в путь и спешно поехал в Тифлис. В спешке он загнал коня. Понимая, что не успеет к сроку, Ашик-Кериб был в полном отчаянии. Но ему повстречался всадник на белом коне, который чудесным образом доставил его в Тифлис в тот же день. Музыкант сказал всаднику, что никто не поверит ему, что он преодолел такое расстояние за один день и попросил дать ему доказательство. Всадник предложил взять из-под копыта его коня комок земли и когда встанет вопрос о правдивости сказанных музыкантом слов, намазать этим комком земли глаза слепому человеку.

Вернувшегося после долгих лет отсутствия музыканта не признали ни мать, ни сестра. Тогда он отправился к дому Куршуд-бека, где уже начался пир, и шла подготовка к свадьбе Куршуд-бека с Магуль-Мегери. Но сама невеста была готова расстаться с жизнью, лишь бы не выходить замуж за нелюбимого человека. Девушка узнала голос Ашик-Кериба и вышла к нему.

Куршуд-бек потребовал рассказать, как Ашик-Кериб за такое короткое время преодолел огромное расстояние. Музыкант рассказал о всаднике, но ему не поверили. Тогда он попросил привести к нему слепого человека. Привели его мать, которая уже давно не видела. Ашик-Кериб сделал, как велел ему всадник на белом коне, и его мать вновь начала видеть. Люди поверили его словам, и Куршуд-бек вынужден был отказаться от свадьбы с Магуль-Мегери. Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края.

Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее. Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет.

В сказке мне понравилась Магуль-Мегери. Она не только честно ждала жениха долгие годы, но и приложила усилия к тому, чтобы его разыскали в далеких краях и напомнили об обещании вернуться к любимой девушке.

Какие пословицы подходят к сказке «Ашик-Кериб»?

Давши слово, держи его.
Крепко верить – значит победить.
Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.

Сказка была рассказана Михаилу Юрьевичу Лермонтову в пору его службы на Кавказе одним из местных жителей, возможно, азербайджанцем по национальности.

Главная мысль сказки “Ашик Кериб”

Все дороги ведут… к родному порогу

Сюжет сказки не нов, он многократно использовался в мировой литературе, причем, как на Востоке, так и на Западе. Наследник семьи, богатой или бедной, отправляется в путешествие по миру, что вернуться победителем, повзрослевшим, посерьезневшим, отчасти философом, обладателем материальных и духовных богатств. У порога его ждет верная жена или невеста. Самые известные истории на эту тему были рассказаны Гомером и Генриком Ибсеном. Одиссей и Пер Гюнт, Пенелопа и Сольвейг стали олицетворением неодолимой тяги к путешествиям и жертвенной верности.

Основная идея сказки в том, что самоценность личности поверяется отношением к нему родного окружения, отчего дома. Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, какие континенты ты бы ни пересек, пути-дороги ни исходил, все равно придется держать ответ в родительском доме, в дорогих сердцу местах. Чего я достиг, чего стою? Как исполнил отцовский наказ? Можно ли мною гордиться, достоин ли я представлять родину?

Не мальчик, но муж

В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет. Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества. Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.

Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня. Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы. Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется. Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.

Благодарность матери, доверие к любимой

Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.

Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга. За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность. А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.

А все ли взрослые задумываются над тем, с каким багажом отпускают в большое плавание своих подросших отпрысков? Ведь придет время, и доведется им, как и матери Ашика, пожинать плоды родительского воспитания.

Наконец, главный герой показывает пример благородного отношения к сопернику. Не помог хитроумному Куршуд-беку маневр с кражей одежды, не приблизило день свадьбы навязчивое ухаживание за главной героиней. Но теперь, когда противник повержен, а сердце прекрасной Магуль-Мегери отдано триумфатору, не приходится Куршуд-беку исходить злобой и ненавистью. Ашик протянул к нему братскую руку и предложил стать родственником. Еще одна победа чудесного музыканта, и какая красивая. Торжествующий, умный, благородный человек не унизит проигравшего, не станет злорадствовать, ему это и в голову не придет.

Чему учит сказка Ашик Кериб

Итак, основная и главная мысль сказки “Ашик Кериб” укладывается в три основных умозаключения-поучения:

  • береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
  • помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
  • если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.

Часто задаваемые вопросы:

Ашик Кериба сделал богатым некий паша, живший в тех местах. Ашик Кериб и стал собственно богатым, благодаря своему красивому голосу. Паша любил слушать песни Ашик Кериба, хотя ему ни один певец не нравился. И когда Ашик Кериб выступил перед ним, паша щедро отблагодарил его, сделав Ашик Кериб богатым.

Первый человеком, который узнал Агика Кериба, была его сестра.

Произведение "Ашик-Кериб" - турецкая сказка, которую написал М. В. Лермонтов, находясь в первой ссылке на Кавказе. Он был сослан туда в 1937 году за свое роковое стихотворение "Смерть поэта". Его ужасно поразила бессмысленная смерть А. С. Пушкина, и в этом он обвинил всю светскую заговорщицкую знать вместе с царем Николаем I. И теперь, живя на Кавказе среди красивых горных вершин и рек, в свободное от службы время он занимается изучением местного фольклора. И совсем не удивительно, что услышанная им древняя легенда о любви, которую знали весь Кавказ, Ближний Восток и не оставила его равнодушным и вдохновила на создание этой замечательной сказки.

"Ашик-Кериб" начинается с того, что когда-то давным-давно в городе Тифлисе жил один очень богатый турецкий купец. И было у него много золота. Но главным его богатством была его единственная распрекрасная дочь по имени Магуль-Мегери.

Однажды увидел эту красавицу очень бедный странник Ашик-Кериб и сразу влюбился в нее. Но он был слишком беден, чтобы рассчитывать на такую невесту. Однако у него было большое и чистое сердце. Он умел играть на сазе и прославлял в своих песнях древних воинов Туркестана.

Надежды на то, чтобы получить руку своей возлюбленной, у него почти никакой не было. И от этого ему становилось очень тяжело на душе. И вот однажды, когда он спал под виноградником, мимо шла Магуль-Мегери со своими веселыми подругами. Одна из подруг подскочила и стала будить Ашика-Кериба со словами: "Не время спать, когда твоя газель проходит мимо". Парень сразу проснулся. И к нему подошла Магуль-Мегери. Они разговорились. Ашик-Кериб рассказал ей о своей печали и любви к ней, сильно жалея о том, что ее отец никогда не выдаст свою любимую дочь за нищего бродягу. Но Магуль-Мегери сказала, что отец очень богат и наградит ее золотом, которого хватит им на двоих. Только пусть он попросит ее руки. Но Ашик-Кериб был гордым юношей и не хотел, чтобы потом его стали упрекать в том, что он когда-то был бедным.

Развитие сюжета

Он дает слово Магуль-Мегери, что ровно семь лет будет странствовать по всему свету и наживать себе богатство, а потом обязательно приедет за ней. И если этого не случится, то он готов умереть в жаркой пустыне чужой земли. Магуль-Мегери пришлось согласиться. Но она предупредила его, что если он не вернется в назначенное время, то она выйдет замуж за Куршуд-бека, который уже давно сватается к ней.

И тогда пришел Ашик-Кериб к матери, попросил ее благословения, поцеловал сестру и ушел. Когда он вышел из города, его догнал всадник. Это был Куршуд-бек, который тоже захотел с ним путешествовать. Однако когда они подошли к реке и Ашик-Кериб, сбросив свои одежды, поплыл на тот берег, хитрый Куршуд-бек за ним не поплыл, а прихватив одежды бедняка, ускакал прочь. Он сделал это для того, чтобы показать вещи Ашика-Кериба Магуль-Мегери и его матери и тем самым убедить их в том, что юноша утонул. Однако мудрая Магуль-Мегери не поверила его рассказу и все равно предпочла ждать своего возлюбленного.

Развязка

Между тем бедный странник ходил по чужой земле и пел людям за кусок хлеба. Но однажды в городе Халафе ему повезло. Когда он сладкоголосо пел в кофейном доме, прославляя свою прекрасную Мегуль-Мегери, его услышал великий паша, который был вдохновлен его пением и пригласил его к себе. С этого момента изо дня в день к нему сыпались золото и серебро. Он стал жить весело и богато. И наверное, забыл он свою Мегуль-Мегери, а может и нет, но срок подходил к концу, а он и не собирался в дорогу. И Магуль-Мегери решила о себе напомнить. Она отправляет золотое блюдо с купцом из Тифлиса (у того было сорок верблюдов и 80 невольников), чтобы он ездил по восточным городам и выставлял это блюдо напоказ, пока не найдется его хозяин. И хозяин наконец нашелся. Ашик-Кериб, увидев блюдо, вспомнил о Мегуль-Мегери и срочно засобирался в дорогу. Но вдруг понял, что не успеет, и от отчаяния взмолился Аллаху и захотел сброситься со скалы. Но вдруг увидел чудесного всадника на белом коне, который решил помочь ему и вовремя переправил его в родные места. Как оказалось потом, это был сам Хадерилиаз

Счастливый конец

Теперь, вовремя оказавшись в Тифлисе, Ашик-Кериб был озабочен тем, что не поверят ему люди, когда узнают, что он за один миг добрался до города, ведь и двух месяцев не хватило бы ему, чтобы добраться сюда. Тогда всадник дал ему комок земли из-под копыт своего коня и сказал, чтобы тот протер ею глаза слепой женщине, и исчез. Когда Ашик-Кериб пришел к себе домой, а это было уже вечером, мать и сестра были дома. Мать от слез по сыну ослепла и уже семь лет ничего не видела. Женщины впустили странника переночевать, но так и не признали в нем Ашика-Кериба.

Тогда он попросил свой сааз, который висел на стене. Оставив в залог золотые монеты, он отправился с ним на свадьбу. Оказывается, Куршуд-бек устроил свадебный пир и уже женится на Магуль-Мегери. В эту ночь она должна была стать его женой. Но самой невесте было не до веселья. Она сидела за богатой чапрой с подругами и держала в одной рук кинжал, а в другой чашу с ядом. Но когда путник запел и начал рассказывать в своих песнях, что он видел, то она сразу узнала голос своего Ашика-Кериба, разрезала занавес и кинулась к своему любимому в объятия. Сестра, увидев все эти чудесные события, побежала и привела мать. И тогда Ашик-Кериб, чтобы все поверили его рассказам, намазал слепой матери глаза землей, она тотчас прозрела и узнала своего сына.

Жанр произведения "Ашик-Кериб"

Ну что же можно обо всем этом сказать? Радует то, что "Ашик-Кериб" - сказка со счастливым концом, где мать заново обрела сына, сестра - брата, невеста - жениха. А Куршуду-беку Ашик-Кериб предложил жениться на младшей сестре Магуль-Мегери, которая была не менее красива, чем старшая. И в одно мгновение все герои этой красивой сказки стали счастливыми. Сказочный жанр произведения "Ашик-Кериб" уже говорит сам за себя.

Взяв в основу подобного рода сюжет, Лермонтов вписывает в него очень характерные для сказки компоненты. Здесь есть положительные и отрицательные герои, дарители и помощники, чудеса и приключения. Лермонтов сохранил все сказочные каноны, и получилось великолепное с тонким восточным колоритом произведение "Ашик-Кериб". Сказка эта была опубликована уже после смерти поэта в сборнике "Вчера и сегодня" В. А. Сологуба в 1846 году. Потом ею очень сильно заинтересовались деятели культуры кавказских народов. Им очень понравился легкий повествовательный жанр произведения "Ашик-Кериб", и тогда было решено перевести его на разные языки: азербайджанский, армянский, грузинский, кабардинский и другие.

"Ашуг-Гариб"

Жанр произведения "Ашик-Кериб" представляется как очередная фольклорная обработка Лермонтовым народных легенд и мифов, которыми он в то время очень сильно увлекался. Вполне вероятно, что она является разновидностью азербайджанского дастана - особенного искусства рассказывания эпических историй. Предположительно, "Ашик-Кериб" - турецкая сказка, во всяком случае, так ее определил сам поэт. И первоначально, скорее всего, она имела название "Ашуг-Гариб". Слово "ашик-ашуг" означает "народный певец", сааз - музыкальный инструмент, а вот слово "кериб-гариб" имеет значение "бедняк-странник". Михаил Лермонтов "Ашик-Кериб" превратил в прекрасное творение русской сказочной литературы, которое и по сей день читают потомки.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Любимые сказки: краткое содержание "Дикие лебеди" Ханса Кристиана Андерсена
  • Вспоминаем сказки Гауфа: "Маленький Мук" (краткое содержание)
  • Н.В. Гоголь "Страшная месть": краткое содержание произведения