Памятники культуры в жизни человека. Общественное значение памятников архитектуры

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим. Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства. Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Каких только не существует в мире памятников! Благодарное человечество воздвигало величественные сооружения в честь умерших справедливых правителей, гениальных музыкантов и поэтов. В доисторическую эпоху главы государств не хотели дожидаться собственной смерти и сооружали памятники себе при жизни. Монументы ставят на кладбищах и в центре городских площадей. Зачем во всех странах и во все времена люди это делают?

Человечество начало ставить еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные потомки отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои статуи рядом со статуями своих многочисленных богов. Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на вокзал и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники. В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые герои. Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.

2. Выборгский замок

3. Белёв и его исторические памятники русской культуры

4. История Московского сада Эрмитаж

5. Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Заключение

Библиографический список

Введение

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Актуальность исследования состоит в том, что физическое состояние более половины, находящихся под охраной государства памятников истории и культуры России продолжает ухудшаться и характеризуется в наше время как неудовлетворительное. Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Целью данного реферата является исследование роли памятников русской культуры в истории Российского государства. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

1. Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации

На территории нашей страны сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. По состоянию на начало 2007 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80000 объектов наследия. Почти половина из них – объекты федерального значения (в том числе, около более 18 тысяч объектов археологического наследия, отнесенных к этой категории историко-культурного значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)", а остальные – регионального значения.

Точное количество объектов культурного наследия может быть определено только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия неуточнен. По данным Минкультуры России среди учтенных памятников 34% представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, 14% – с точки зрения истории, 42% – с точки зрения археологии, 1% – с точки зрения искусства и 9% – с точки зрения нескольких наук одновременно. В разрезе объектов недвижимости памятники истории и культуры подразделяются на здания и строения – 18%, сооружения – 2%, произведения монументального искусства – 1%, объекты археологии – 55%, захоронения – 13%, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства – 10%, прочие – 1%.

Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: в административных целях – 20%?, в жилых целях – 8%;? в социально-культурных целях – 23%;? в общественно-политических целях? – 2%; в культовых целях – 27%;? в производственных целях – 1%;? в иных целях – 5%, а 5% таких объектов не используется вовсе.

На территории России находятся 21 объектов, состоящих в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 – природного наследия и 23 смешанного наследия. Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объекты культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область).

Наряду с недвижимыми памятниками важную роль в формировании культурного потенциала России играют культурные ценности, хранящиеся в фондах музеев. В России сегодня насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится около 80 млн. экспонатов. Около 40% музеев включают в свою экспозицию недвижимые памятники истории и культуры, неотделимые от них.

В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это, прежде всего, разнообразные проявления народной традиционной культуры – народные художественные промыслы, фольклор, бытовые традиции, ритуалы и т.д. Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода от нашей страны. Однако, Российская Федерация имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений был утвержден в 1990 г. постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК). В Российской Федерации к историческим относятся 539 поселений, разделенных на 4 категории, сообразно ценности архитектурно-градостроительного наследия, в том числе, 427 исторических городов и 51 поселок городского типа, остальные – сельские поселения. В исторических поселениях охраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.

Своеобразие облика исторических городов определяется наличием в каждом из них таких характерных черт, как выразительность общего силуэта и панорамы города, необычная топография, особая живописность городских улиц и ландшафта, самобытность памятников древнего зодчества, местные художественные и строительные традиции. Утрата значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжение резко диссонирующих объектов в историческую городскую среду является сложной проблемой многих исторических городов.

Одной из важнейших проблем сохранения комплекса культурного и природного наследия исторических поселений является неопределенность самого статуса «исторический город» в нашей стране. В настоящий момент согласно действующему законодательству Российской Федерации данный статус не дает никаких особых прав и не налагает специфических обязанностей по сравнению с другими административно-территориальными образованиями.

Очень важно подчеркнуть, что в России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. В настоящее время в России существуют более 120 музеев-заповедников и музеев-усадеб. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.

В России создано 35 национальных парков, во многих из которых сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Это, прежде всего, такие национальные парки как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область), «Валдайский» (Новгородская область), «Мещерский» (Рязанская область), «Угра» (Калужская область), «Сочинский» (Краснодарский край), «Самарская Лука» (Самарская область), «Прибайкальский» (Иркутская область), которые в последнее время ежегодно посещает почти миллион человек. В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, а вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк «Кенозерский» – это не только заповедные леса и красивейшие озера, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

Большое градостроительное значение имеют памятники истории и культуры. Они свидетельствуют о возрасте городов, об этапах, ими пройденных, и являются как бы жемчужинами в общей массе застройки. Памятники архитектуры - это старейшие строения города, художественно совершенно задуманные и мастерски построенные. Большая часть старейших памятников архитектуры Москвы - культовые и оборонные сооружения, нередко объединенные в ансамбли.

В центральной части столицы и на ее периферии сохранилось много зданий, построенных из камня. Наиболее старыми из них являются Грановитая палата в Кремле (XV в.) и трапезная Андронникова монастыря (начало XVI в.). В XVII в. в Москве начали строить каменные палаты. В их числе палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, Симона Ушакова в Ипатьевском переулке (рис. 4), Волковых в Б. Харитоньевском переулке.

В конце XVIII и начале XIX вв. в Москве появилось много капитальных домов в городских усадьбах. Застроены они были каменными домами и флигелями (последние размещались по боковым и задней границам участка в виде однопролетных строений без окон в сторону соседних участков. Примерами старых московских усадеб могут служить домовладения по ул. Воровского, 52; Чернышевского, 3; Володарского, 10, 12 и 16, Спартаковской, 3 (рис. 5).

Рис. 4. Палаты Симона Ушакова (XVII в.). Пунктиром показаны изменения, внесенные в XIX в.

Большое число памятников архитектуры представляют собой отдельные здания, приспособленные к изолированному существованию. Исторические же памятники хотя и не имеют значительных эстетических достоинств, но представляют большой интерес в связи с историческими событиями, происходившими в них. Сюда относятся построенные в XIX в. небольшие здания, в которых размещались революционные организации или где жили выдающиеся революционеры, писатели, художники. Одним из примеров является цом на Пятницкой ул. в Москве, в котором несколько лет жил Л. Н. Толстой.

По художественно-историческому значению памятники истории и культуры подразделяют на объекты всесоюзного, республиканского и местного значения, от чего зависят степень внимания к ним и размеры средств, отпускаемых для охраны и реставрации.

Списки памятников истории и культуры постоянно пополняются. С ростом городов и увеличением объемов нового строительства все менее старинные здания удостаиваются этого. Происходит переоценка эстетических качеств и значения старых строений. Так, памятниками в наше время в Москве стали здания ГУМа, Политехнического музея и десятки других.

Многие жилые дома, построенные в начале XX в. с подражанием старым формам и со смешением стилей различных эпох, считавшиеся недавно не заслуживающими внимания и сохранения, теперь признаются достойными высоких оценок: о них пишут книги как о памятниках того времени. В качестве примера можно назвать многие жилые дома предреволюционных лет в кварталах улиц Кропоткинской, Кирова, Арбата и в других местах исторической части города.

В связи с изложенным уничтожение каких-либо зданий всегда должно быть всесторонне обосновано, с учетом того, что считающееся сегодня малоценным завтра может стать общенародной художественной или исторической ценностью.

В Москве и в других наших городах существуют специальные реставрационные проектные и строительные организации, задачей которых является сохранение и восстановление памятников архитектуры, а также приспособление их к особенностям тех или иных новых функций.

В городах Таллине, Вильнюсе, Львове, где древние центры являются памятными ансамблями, любое строительство в них включает в себя реставрацию и реконструкцию. В Москве каждое изменение отдельных зданий в черте Садового кольца должно быть согласовано с органами охраны памятников архитектуры. Кроме того, здесь выделены особо охраняемые заповедные зоны.

Рис. 5. План городской усадьбы XVIII в.:
а - главный дом; б - службы; в - глухие стены

При проведении реконструктивных мероприятий нужно исправлять имеющиеся в застройке городов недостатки и создавать оптимальную городскую среду, соответствующую современному уровню градостроительных требований. Вместе с тем необходимо сохранять исторический облик городов.

Одним из примеров правильного подхода к сохранению и реставрации архитектурной старины может служить реконструкция застройки ул. Разина в Москве, где вблизи нового крупного здания гостиницы «Россия» было восстановлено несколько церквей и гражданских зданий. В контрасте с современными формами гостиницы они выглядят теперь эффектнее, в особенности после сноса старых рядовых домов и малоценных построек.

Этот древний город инков, построенный в XV веке, находится на вершине горного хребта над священной Долиной инков. Археологи считают, что его задумали в качестве резиденции императора инков Пачакутека.

2. Мечеть Шейха Заида, Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты

Это самая большая мечеть в Объединенных Арабских Эмиратах и восьмая по величине в мире. Её построили в период с 1996 по 2007.

3. Тадж-Махал, Агра, Индия

Величественный мраморный мавзолей построили по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о его третьей жене Мумтаз-Махал, скончавшейся в 1632 году.

4. Мечеть-собор Кордовы, Кордова, Испания

Мечеть-собор в Кордове - это древний римский храм, который стал церковью, затем мечетью, а в настоящем это Кафедральный собор и грандиозный памятник средневековой мавританской архитектуры.

5. Базилика Святого Петра, Ватикан

Собор Святого Петра - самая большая церковь в мире и признанное произведение архитектуры эпохи Возрождения.

6. Ангкор-Ват, Сием-Рип, Камбоджа

Этот буддийский храм самый крупный религиозный памятник в мире. Король кхмеров Сурьяварман II построил его в начале двенадцатого века.

7. Храм Байон, Сием-Рип, Камбоджа


Этот кхмерский храм называют храмом «тысячи лиц», построен в конце двенадцатого века и известен во всём мире своими массивными каменными лицами на многих башнях.

8. Храм Спаса-на-Крови, Санкт-Петербург, Россия

Храм сооружён в период с 1883 по 1907 годы в том месте, где смертельно ранили царя Александр II. Собор посвящён его памяти.

9. Национальный военный парк Геттисберг, Пенсильвания

Город Геттисберг тесно связан с историей Гражданской войны в США. Зелёное поле парка утопало в крови во время решающей битвы, которая привела к победе союзных войск и унесла с собой жизни более 50 000 американских солдат.

Еще с древности люди поклоняются символам, олицетворяющим их идеи или чувства. В Средние века в память о славных либо трагических событиях строили храмы, ставили часовни. Чтобы помнили!

Скульптурные изображения государственных деятелей, легендарных полководцев появились в Европе в эпоху Возрождения на волне интереса и подражания образцам античной культуры Греции и Рима. Первый скульптурный памятник в России, статую Петра Великого над Невой, поставила Екатерина II в 1782 г. Представительница западной культуры, Екатерина этим грандиозным произведением искусства положила начало русской монументальной скульптуре. Европейская печать тогда писала, что русские превзошли римлян. Памятник был отмечен чеканной медалью с надписью "Дерзновению подобный ".

Вторым по значению и времени появления был памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1818). Установленный в испепеленной после изгнания французов Москве, монумент стал символом стойкости и возрождения России. Во 2-й половине XIX в. статуи царей, полководцев, известных писателей, поэтов возводили не только в столицах, но и в губернских городах.

После революции памятники были взяты на службу советской власти. Новое государство сделало монументальную скульптуру средством массовой агитации и пропаганды. По всей стране появляются изваяния Ленина, Сталина, известных революционеров и командармов. Памятники, посвященные подвигу народа в Великой отечественной войне, установлены в каждом населенном пункте. Заботясь о просвещении и культуре народа, новое государство старалось также увековечить память национальных поэтов, композиторов, ученых.

Но почему же мы, поглощенные многочисленными жизненными проблемами, предаем забвению наше прошлое и забываем об огромном влиянии прошлого на судьбу подрастающего поколения? У настоящего без прошлого нет будущего. Цель нашего проекта - донести до людей значение памятников для ныне живущих поколений.

Памятники создаются не только для увековечения прошлого, но и для воспитания у подрастающего поколения стремления быть похожими на этих героев. К сожалению, мы забываем, что исторические памятники воздействуют на человека архитектурно-художественной выразительностью, состоянием ухоженности, знанием человеческих качеств увековеченной личности.

История создаётся деятельностью многих людей. Каждый человек - это личность: личность, наделённая способностью думать не столько о себе, сколько о благе своего Отечества, в трудную минуту испытаний идёт на подвиг, на исторические свершения, на многое выдающееся и неординарное.

Чтобы быть истинным Патриотом, необходимо знать свои корни, историю своего края. Не зная побед и достижений предков, не может человек по-настоящему любить и уважать свое Отечество, гордиться им. Не помня былых поражений, не может он добиваться новых побед, достигать новых результатов.

Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. Надо ценить свой край, памятники его истории и культуры, но не надо забывать и о природе вокруг нас, ведь даже древние люди боготворили природу. Для них река, озеро, лес, поле были необходимейшими, насущнейшими условиями существования. Так почему же мы не оберегаем родную природу?!

История Щелковского района тесно связана с судьбой страны, с историей нашего великого народа. Щёлковцы должны знать своих Героев - людей, которые делали эту историю помнить их и гордиться их подвигами.

Всего в Щелковском районе установлено 97 памятников и мемориалов, также 30 мемориальных досок. Время от времени новые монументы торжественно открываются в городе, на селе и даже в лесу. Причины их появления самые разные: в честь важных исторических событий, в память о погибших героях и т.д.

Особое внимание хотелось бы обратить на памятники, посвященные летчикам, космонавтам и героям Великой Отечественной войны, т. к. память о них очень важна для потомков.