Памятник дмитрию пожарскому и кузьме минину. История и факты о памятнике минину и пожарскому

Историю страны, народа невозможно уместить на скудных страничках учебников или пространных рассуждениях монографий. Она заявляет о себе в названиях улиц населённых пунктов, фасадами старинных зданий - памятников архитектуры, монументами и скульптурами в честь тех или иных знаменательных дат и великих личностей. Об одной такой композиции, ставшей мы и поговорим в данной статье.

Народные герои

Кремль, куранты, Собор Василия Блаженного - главные достопримечательности столицы, её символы. Однако перечень их неполон без ещё одного важного сооружения. с подробным объяснением того, что это за народные герои и чем прославились, входит во все туристические рекламные проспекты и путеводители по городу. Оно и понятно. Ведь величественная скульптурная композиция, отлитая из меди и латуни, уже почти два столетия возвышается вблизи Кремля. И уже невозможно представить себе сердце Москвы без героических её защитников, словно самой историей поставленных тут на века охранять мир и спокойствие граждан. А описание памятника Минину и Пожарскому будет непонятным без экскурса во времена, давно минувшие, в эпоху Смутного времени.

Внешний вид памятника

Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её - представители народного ополчения и Дмитрий Пожарский. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения. Основание монумента украшено барельефами.

Характеристика образов

Описание памятника Минину и Пожарскому говорит о том, что фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника. Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ - не только современников, но и будущие поколения - отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость.

Гордое лицо напоминает правильными выразительными чертами портреты героев античности. Но бородка и подстриженные «скобкой» волосы указывают на явно русское, простонародное происхождение героя. Рубаха его, с одной стороны, явно крестьянская косоворотка. В то же время она ассоциируется с греческим хитоном. Таким образом, описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.

Мощный торс, широкий шаг - всё пышет силой, энергией, вдохновением, уверенностью в правоте того дела, во имя которого герой поднялся на борьбу. Установлен же памятник Минину и Пожарскому, и второй персонаж композиции важен не меньше. Князь Дмитрий Михайлович ранен, но призыв Минина не оставляет его равнодушным. Пожарский приподнимается с ложа, одной рукой хватаясь за меч, второй опираясь на щит. Его жесты также энергичны, в руках чувствуется воля и решимость. А изображение Спаса на щите утверждает святость героизма защитников Москвы и России. Меч в скульптуре - не только оружие, но и символ воинской доблести, единства устремлений и помыслов персонажей, пробуждение сознания народа в час беды и военного лихолетья.

Первый барельеф

Автор памятника Минину и Пожарскому - скульптор Иван Мартос. Основание своего произведения он украсил двумя аллегорическими барельефами. Лицевой рассказывает о том, как Минин собирает пожертвования для народной армии. Автор изобразил скорбные и величавые фигуры женщин в кокошниках - крестьянок и боярышень, отдающих свои ценности на нужды войска. Их коленопреклоненные силуэты символизируют святость поступка. Усиливают впечатление фигуры мужские. Это отец, отдающий армии двоих сыновей. Такой сюжет ввёл не случайно Мартос. Памятник Минину и Пожарскому прославляет ещё один подвиг русского оружия - Отечественную войну 1812 года. В армии Кутузова сражался и погиб один из сыновей скульптора. Изображая сцену родительского благословения, автор памятника подчёркивает духовную связь и славные традиции подвига. Сверху лицевой барельеф украшен благодарственной надписью.

Второй барельеф

Второй барельеф скульптор памятника Минину и Пожарскому посвятил батальным сценам. Он изобразил эпизоды сражений войска русского во главе с князем, конь которого топчет копытами польских солдат. Те разбегаются в панике и оглядываются на мужественные, сосредоточенные и суровые лица ополченцев. Так показано освобождение Москвы. Этот барельеф, как и предыдущий, полон динамики, выразительности и жизненной достоверности. Но, подчёркивая народную основу подвига россиян, Мартос всё же на лицевую сторону помещает сцены сбора пожертвований.

Историческая основа

А теперь несколько слов о том, по поводу чего был установлен памятник Минину и Пожарскому. Москва начала далёкого XVII века. Смутные времена, как прозвали их в истории России. После смерти Ивана Грозного и Бориса Годунова страна, ослабленная боярскими интригами за престол и власть, представляла собою лакомый кусочек для врагов: Речи Посполитой, шведов и немцев. И хотя первое их нашествие, во главе с Лжедмитрием, окончилось поражением, мир и покой не пришли на русскую землю. 1610 год стал переломным в этой борьбе. Когда при «семибоярщине» перед поляками были распахнуты ворота Москвы и подписано соглашение призвать на царство Владислава Сигизмундовича, Минин и Пожарский сплотили народ, организовали ополчение и спасли Отечество. Первый собирал средства для войска русского, второй возглавил русский люд, повёл на борьбу. Около 3 лет напряжённой войны увенчались победой русского оружия. Россия была спасена.

История памятника

Идея воплотить в скульптуре память об освобождении России от польского нашествия принадлежит членам «Вольного Общества любителей словесности, науки и художеств». В 1803 году они организовали для памятника сбор пожертвований. Вначале скульптуру думали установить в Нижнем Новгороде - на родине ополчения. Император Александр идею одобрил и издал указ всячески содействовать разработке проектов. Среди конкурсантов, выставлявших свои варианты монумента, несомненным победителем оказался Мартос. Учитывая огромную идейно-патриотическую важность проекта, Высочайшим повелением было решено установить композицию в Москве, а в Нижнем - обелиск из мрамора. После победы в войне 1812 года значимость проекта возросла ещё больше. При открытии памятника был проведён торжественный парад войск. С тех пор и украшает он Москву - первый в Росси монумент в честь народа-освободителя!

6 сентября 1817 года в Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому. Он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород. Впервые в истории Москвы был установлен памятник в честь народных героев, а не государя.

Работы по созданию памятника начались в 1804 году. Руководил ими российский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос, а отливка была поручена Василию Екимову – литейному мастеру Академии Художеств. На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов меди, время плавления которой составляло около десяти часов.

Кто такие Минин и Пожарский? Где они жили? Чем прославились?

Давайте заглянем в историю. Свой подвиг они совершили почти четыреста лет назад. Тяжелое это было время для Руси, названное народом «лихолетьем». Древний Новгород был захвачен шведами. Вся Русь на Западе и северо-западе была в руках польско-литовских интервентов. Даже в столице находился польский гарнизон. Враги хозяйничали и бесчинствовали.

1611г. был одним из самых тяжелых в истории Москвы и всей земли русской. России угрожала потеря независимости. К тому же обрушились на землю русскую невиданные беды: несколько лет подряд стояла небывалая засуха, случился сильный неурожай, начался голод. Вымирали целые деревни.

Казалось, что небыло в истории времени более мрачного, чем это; казалось, что Русь погибает от всех несчастий, обрушившихся на нее, и неоткуда ждать спасения. Но оно пришло!


«За веру православную стою…» Кузьма Минин

В это время в городе Нижний Новгород (на Волге) жил богатый торговец Кузьма Минин. Он призвал новгородцев на борьбу с иноземцами:

«Братья! Постоим за русскую землю, ополчимся поголовно, отдадим наше имущество, соберем деньги на войско, освободим Москву от иноземцев!»

Воспрянули духом нижегородцы, собрали ополчение и двинулись к Москве. По дороге со всех сторон присоединялись к ополчению люди, а возглавил войско князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

В 1612 году подступили русские полки к столице и здесь приняли бой с поляками, три дня отважно сражались и одержали победу, а вскоре и Кремль освободили от укрывшихся там последних захватчиков.

Этот великий подвиг гражданина Минина и князя Пожарского остался навека в народной памяти.

«Стечение жителей было неимоверное»

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля 1818 года. На Красной площади, заполненной тысячами москвичей, были выстроены войска, прошел военный парад. Под барабанный бой и крики «ура» с памятника сняли покрывало. Одна из московских газет так описывала это событие:

«Во время сего торжественного обряда стечение жителей было неимоверное; все лавки, крыши Гостиного двора, лавки, устроенные нарочно для дворянства около Кремлевской стены, и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Памятник произвел на зрителей большое впечатление. На нем в русской рубашке изображен нижегородский староста Кузьма Минин, призывающий Дмитрия Пожарского возглавить ополчение и повести его на спасение отечества. Пожарский, опираясь на щит, принимает меч из рук Минина.


Пьедестал памятника сделан из трех цельных кусков гранита, привезенного из Финляндии, а знаменитые барельефы «Нижегородские граждане» и «Изгнание поляков», а так же сама скульптура Минина и Пожарского — из бронзы.



Интересные факты

Интересно, что на памятнике есть и изображение автора монумента. Постамент памятника с двух сторон украшен бронзовыми рельефами. На одном из них — стилизованное изображение народного ополчения, изгоняющего поляков из Москвы, на другом — нижегородцы, приносящие пожертвования для организации ополчения. На последнем барельефе крайняя фигура слева (мужчина, отправляющий в народное ополчение своих сынов) — Мартос с сыновьями.

Значение памятника Минину и Пожарскому далеко выходило за рамки памяти о событиях 1612 года. Он не только стал первым монументом в Москве, но и первым памятником, на котором изображен человек из простого народа.

В 1930 году при проведении реконструкции Красной площади памятник был перенесен к храму Василия Блаженного. Уже в нашем веке восторжествовала справедливость и в отношении Нижнего Новгорода, где напротив крепостных ворот, из которых когда-то выходило народное ополчение, была установлена копия памятника Минину и Пожарскому.

  • В 1612 г. Козьма Минин собрал народное ополчение, которое возглавил Дмитрий Пожарский , для изгнания польских захватчиков, претендовавших на российский трон.
  • Памятник стоит перед Собором Василия Блаженного на Красной площади и установлен на народные пожертвования.
  • Ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона.
  • На щите Пожарского изображен лик Спасителя, а длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест.
  • По легенде, на рельефе под надписью скульптор Иван Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, двум национальным героям-освободителям - один из самых известных московских монументов и, возможно, самый символичный. Во-первых, он стоит в самом центре Москвы - на Красной площади, перед . Во-вторых, он был установлен не на деньги государства, а на народные пожертвования. В-третьих, он изображает не государя, не поэта, не вождя, а простолюдина и князя. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский изображены вовсе не так, как подобает средневековым русским воинам. Но разберемся со всем по порядку.

Почему они?

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский жили на рубеже XVI и XVII веков. Это было трудное для России время, которое носит название «Смута». Династия Рюриковичей прервалась - на Руси не стало законного государя. В погоню за российским троном пускаются ложные царевичи, которые финансово и политически поддерживаются могущественными поляками. После свержения Лжедмитрия I поляки и литовцы, используя разобщенность русского царства, в открытую нападают на Москву. Начинается . Пока в Кремле господствуют интервенты, в 400 километрах от столицы - в Нижнем Новгороде - староста Козьма Минин постепенно собирает народное ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. В феврале 1612 года ополчение вышло к Москве, по дороге призывая добровольцев. С августа по октябрь армия ополченцев долго и кровопролитно сражалась в Москве с поляками и в конце концов успешно изгнала их.

Москву иноземцы захватывали нечасто: в XIV веке ее разграбил монгольский хан Тохтамыш, а позднее, в XIX столетии, - Наполеон. Всего три раза за 700 лет истории московского и российского государства! И каждый раз избавление давалось ценой многочисленных жертв и разрушений. А Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, добровольно и без какого-либо приказа собравшие и возглавившие освободительное движение, стали для России символом свободы и несокрушимости.

Почему здесь?

Памятник не всегда стоял у храма Василия Блаженного. Изначально его хотели поставить в Нижнем Новгороде - ведь легендарное ополчение было собрано там. Но сражались-то Минин и Пожарский у стен Кремля! Кроме того, ставился памятник после войны 1812 года и изгнания из Москвы Наполеона. Поэтому император Александр II принял решение установить монумент в Москве и объявил сбор средств по всей стране. Был объявлен художественный конкурс, на котором получил одобрение проект скульптора Ивана Петровича Мартоса. Отливку памятника производили в Санкт-Петербурге. О том, что создание памятника было воистину всенародным делом, гласит табличка: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Однако даже свое нынешнее место монумент занял не сразу. Изначально на Красной площади он стоял перед зда нием торговых рядов (ныне на этом месте стоит здание ГУМа), которые после Отечественной войны 1812 года построил архитектор Осип Бове. Это протяженное здание, завершавшееся плоским широким куполом, перекликалось с другим, схожим по архитектуре строением - кремлевским Сенатом, построенным в XVIII веке Матвеем Казаковым. Они стояли друг напротив друга, на одной оси, а между ними пролегала длинная открытая площадь. Жест руки Минина, одновременно торжествующий и покровительственный, словно перекликался с куполами этих двух построек, «укрывал» их и в то же время указывал на башни Кремля. В 1930-х XX века годах памятник был перенесен к собору. Официальная версия гласила, что он мешал проведению парадов. А если верить народному анекдоту, одному из партийных деятелей не понравилось, что Минин одной рукой берёт меч, а другой указывает на .

Почему так?

Посмотрите на памятник. Почему Минин стоит, а Пожарский сидит? Почему оба русских воина так странно одеты? Где же здесь легендарная битва с поляками? Все эти вопросы обдумывал и автор монумента - скульптор Иван Мартос.

Вначале он задумал изобразить Минина и Пожарского в образе античных героев, но по-разному: Минина, как представителя простого народа, - босым и с непокрытой головой, а князя Пожарского скульптор решил обуть в княжеские сапоги, на его голову водрузить римский шлем, а плащ заколоть фибулой древнерусских князей. Потом Пожарский был задуман совсем как античный герой - в сандалиях, а Минин - в простой крестьянской русской рубахе. В конечном итоге Мартос изобразил обоих босыми, без лишних деталей (нагота в античной фигуре - знак героя). Так скульптор уравнял их значимость и лишил всяких примет времени, подчеркнув, что их подвиг навсегда останется в памяти людей.

Однако приметы «русскости», конечно же, в памятнике есть. На щите Пожарского изображен лик Спасителя - он становится практически иконой. А длинный русский меч, лишь частично вынутый из ножен, напоминает крест. Защита Отечества на Руси всегда ассоциировалась с защитой веры. Стоящий Минин передает меч Пожарскому, как бы призывая его возглавить ополчение. Пожарский же, хоть и сидит, полон внутренней энер гии, словно сжатая пружина, готовая распрямиться. Он уже берёт меч, а за его спиной находится древнерусский (а вовсе не римский) шлем. На рельефах пьедестала изображены события, произошедшие во время Смуты, включая знаменитую битву на Красной площади 24 августа 1612 года. По легенде, на рельефе под надписью Мартос изобразил и самого себя, отдающего двух своих сыновей в войска ополчения.

Если вы впервые приехали в столицу, любой местный житель с удовольствием покажет вам, где конкретно находится выдающийся памятник Минину и Пожарскому в Москве. Он установлен в самом «сердце» города - на Красной площади, непосредственно перед входом в храм Василия Блаженного.

Этот монумент считается одним из символов мужества и героизма российского народа и изображает его истинных патриотов - князя Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина. Именно они возглавили Второе народное ополчение в смутную эпоху оккупации России польскими войсками и смогли полностью изгнать интервентов с территории государства.

Исторические события

Чтобы оценить красоту и величие монумента, очень важно понимать, какому историческому событию посвящен памятник. В начале XVII века Российское государство переживало не самый лучший период. Постоянные междоусобицы ослабили царскую власть, что привело к кровопролитным сражениям за престол и конечному захвату Москвы польскими войсками, постоянно пытавшимися короновать одного из своих ставленников-самозванцев.

В начале XVII века в стране царила полная неразбериха, а подкупленные бояре издавали приказы подчиниться польскому монарху Владиславу. Границы России были окружены недружественно настроенными польско-шведскими войсками. Для спасения государства необходимо было предпринять срочные и решительные меры. Одним из тех, кто это понимал лучше всего, оказался уроженец Нижнего Новгорода Кузьма Минин, занимавший скромную должность местного старосты.

Будучи должностным лицом, Минин понимал весь трагизм политической ситуации. Его призывы к борьбе за освобождение России-матушки нашли своих сторонников среди членов городской думы, священнослужителей, а также полководцев и простых воинов. По предложению Кузьмы было созвано общее вече новгородцев в Спасо-Преображенском храме.

После богослужения местный протопоп обратился к людям с проповедью, а после него выступил храбрый староста, предложивший организовать народное ополчение для защиты России от нашествия иностранцев. Новгородцы живо откликнулись на это воззвание, не ограничившись только взносами, внесенными добровольно. Было принято решение, что все городские жители, независимо от звания, частично жертвуют свои доходы на экипировку «воинской рати». Сбор и управление собранными средствами поручили Кузьме Минину.

По традициям того времени Минин не мог самостоятельно возглавить ополчение: он был выходцем из холопов. Поэтому звание полководца новгородцы предложили князю Пожарскому, принимавшему участие еще в Первом народном ополчении.

Дмитрий Михайлович Пожарский считался опытным полководцем и к тому же происходил из знатного рода Рюриковичей - династии, которой на протяжении нескольких веков принадлежала власть в стране. Ему приписывали такие примечательные свойства характера, как смелость, бескорыстие, бескомпромиссность и честность. После долгих уговоров Пожарский согласился стать во главе новой народной революции, однако при условии, что Минин будет заниматься всеми остальными делами, кроме военной тактики и стратегии. В конце 1612 года после нескольких кровопролитных сражений в Москве практически не осталось ни одного поляка благодаря героизму новгородского ополчения.

Кто автор памятника Минину и Пожарскому

Идея увековечить в камне память людей, некогда спасших Отечество, впервые пришла в голову участникам Вольного общества любителей словесности. В начале XIX века они предложили объявить всенародный сбор денег для установки монументального исторического памятника, который будет напоминать грядущим поколениям о подвиге их предков. Первоначально он должен был украшать центр Нижнего Новгорода - города, где были сформированы первые отряды русского войска.

Автором памятника Минину и Пожарскому в Москве стал Иван Мартос. Его проект должен был символизировать отвагу народа в борьбе за освобождение Отчизны от чужеземного ига. Через 5 лет после этого эскиз зодчего победил в конкурентной борьбе. При полной поддержке царя Александра I был организован сбор средств на практическую реализацию проекта.

Работы по возведению монумента начались только после знаковой победы над французами и завершения Отечественной войны. Собственно отливку скульптурной композиции выполнил Екимов - талантливый литейщик Академии художеств.

С памятником связано немало интересных фактов. Для фигур знаменитых патриотов своей страны скульптору позировали его собственные дети. При этом для отливки монумента потребовалось более 1000 пудов меди, которые плавились почти половину суток.

Постамент изначально собирались изготовить из сибирского мрамора, но это оказалось невозможно из-за его внушительных размеров. По этой причине использовали глыбы гранита, доставленные по реке с финского побережья.

В 1818 году в центре Красной площади (напротив нынешнего ГУМа) памятник был представлен вниманию общественности. В церемонии приняли участие российский монарх и члены его семьи. В начале 1930-х советское правительство посчитало, что монумент мешает проведению торжественных парадов, поэтому его передвинули ближе к храму Василия Блаженного.

Описание памятника Минину и Пожарскому

В своем бронзовом памятнике автор запечатлел момент, когда взволнованный Минин разговаривает с раненым Пожарским, внимательно слушающим его и готовящемся встать. Одной рукой Кузьма преподносит сидящему перед ним князю меч, а другой - указывает на Кремль, побуждая талантливого военачальника к защите Руси от иноземцев. Высота скульптурной композиции составляет 8 м 80 см.

Среди наиболее интересных фактов, касающихся памятника, стоит отметить следующие:

  • Монумент выполнен в стиле ампир, характерном для классицизма. Хотя фигуры во многом напоминают античные скульптуры, талантливый автор смог придать им легко узнаваемые национальные черты. Так, античная туника, в которую одет Минин, схожа с традиционной русской рубашкой, надетой поверх порток. Волосы Кузьмы подстрижены в виде «скобы», а на щите князя-полководца изображен Спас Нерукотворный.
  • Постамент памятника украшает надпись, выражающая благодарность всего народа России своим освободителям.
  • Настоящими шедеврами искусства считаются два барельефа, размещенные на пьедестале. На фронтальной стороне постамента изображена сцена сбора пожертвований новгородскому ополчению, а также проводы самим скульптором Мартосом своих сыновей на Отечественную войну 1812 года. Барельеф с тыльной стороны монумента иллюстрирует наступление русских войск, разгром польских оккупантов и долгожданное освобождение столицы.

В Нижнем Новгороде в середине 2000-х установлена практически идентичная копия памятника прославленным соотечественникам. Единственное ее отличие от московского прототипа - немного меньшая высота. Автором копии является известный скульптор Церетели.

Памятник Минину и Пожарском доступен для осмотра туристами в любое время суток абсолютно бесплатно. Однако если вы хотите узнать интересные факты об истории его создания и жизни героев скульптурной композиции, стоит принять участие в экскурсии по Красной площади. В нее обязательно входит посещение знаменитого монумента. Цены на такую пешую прогулку варьируются в широком диапазоне: от 400 RUB за 2 часа до 2100 RUB за 4 часа экскурсионного сопровождения.

Добраться до памятника очень просто: вам всего лишь следует выйти на станции метро «Охотный ряд» и прогуляться по площади.

Памятник Минину и Пожарскому считается одним из символов российской столицы, поэтому оценить красоту архитектурного ансамбля Красной площади без него просто невозможно.