Палеолит основные занятия. Палеолит

Палеолит - от греч. палайос «древний», литос «камень». Он охватывает время от начала плейстоцена (четвертичный, антропогенный период, «ледниковая эпоха») до голоцена (четвертичный период, послеледниковая эпоха), т. е. не менее 2 млн лет.

Палеолит в свою очередь, по уровню залегания культурных слоев делят на ранний (нижний), средний и поздний (верхний) (периодизация по Г.Мортилье, фр. ученый).

Палеолит (3млн - 14 тыс)

Ранний: олдувайская эпоха -появление человека умелого (Homo habilis) - от 2.5 млн до 400 тыс. лет; Ашель - 300 - 100 тыс. лет назад (архантроп);

Средний: Мустье - 100-40 тыс. лет назад (неандерталец)

Поздний (по Леруа-Гурану): Шательперрон (35-30 тыс лет назад), ориньяк (30-25), гравет (25-20), солютре (20-15), мадлен (15-10 тыс лет назад)

Во Франции открытие палеолита связано с именем Жака Буше де Перта (1788-1868), собравшего грандиозную коллекцию палеолитических каменных орудий на береговых террасах р. Соммы. В 1846-47гг. увидели свет его первые публикации, которые академическая наука встретила скептически.

В 1865 г. Дж. Леббок в своей книге «Доисторические времена» предложил разделить каменный век на две эпохи - «неолит» и «палеолит», выделив т.о. древнейшую ступень истории человечества.

Человек современного типа появился около 100 тыс. лет назад (кроманьонец). Но уже у неандертальцев выявляются зачатки искусства, наличие погребений говорит о существовании обрядов и верований.

У кроманьонцев произведения искусства возникают около 30 тыс. лет назад. Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделялось в самостоятельный род деятельности и было органически связано с другими формами жизни. Но искусство с самого начала несло в себе особое свойство - оно всегда было связано с выражением чувств.

Ранний палеолит - носителями материальной культуры были австралопитеки, позднее питекантропы. На стоянках преобладают ручные рубила и чопперы - галечные орудия, у которых оббит только один край. Осваивают загонную охоту, что требует взаимопонимания, поэтому считается, что результатом стало появление зачатков речи. Огонь.

Средний палеолит - относительно теплый период. Неандертальцы. Более совершенные орудия - расщепляли камень на тонкие пластинки (скребки, каменные ножи, резцы, буравчики - всего более 60 видов орудий). Искусство неандертальцев примитивно - повторяющиеся знаки на камнях (де Л`Азе, Франция). Погребальные ритуалы (в позе эмбрионов).

Поздний палеолит - более сложный образ жизни кроманьонцев способствует появлению большего количества культур (например, на территории Сирии и Палестины насчитывается ок. 12 культур).

Группы культур:

Группа предледниковых европейских племен (Южная Франция, Северная Испания: Альтамира, Ляско, Ла-Мадлен, Ориньяк, Кро-Маньон, Солютре)

Костенковская культура (20 тыс, Донские степи, 40 км от Воронежа, д. Костенки)

Средиземноморская культура

Кавказ, Крым, Иран, Индия

Одно из первых проявлений искусства - изображение рук или отпечатки (негатив и позитив). Наскальные изображения животных - сцены охоты (от простого силуэта до полихромных изображений). Краски - природные красители. Резьба. «Искривленная перспектива». Изображения человека редки (менее реалистичные,чем изображения животных). Палеолитические Венеры.

Нижний (ранний) палеолит продолжался с возник-новения первобытного человека (ок. 2 млн лет назад) до примерно 40-го тысячелетия до н. э. Этот промежуток времени делится последовательно на четыре культуры: дошелльскую (галечную), шелльскую (г. Шелль), ашельскую (местность Сент-Ашёль), мустьерскую (пещера Лe Мустье).

В дошелльский период землю населяли питекантро-пы, на смену которым в шелльский период пришли си-нантропы, а в ашёльский и мустьерекий — неандерталь-цы. Все они переживали эпоху дикости, которой соот-ветствовали присваивающие отрасли хозяйства, сначала собирательство (первая ступень), потом дополнившееся охотой (вторая ступень), а впоследствии и рыболовством (третья ступень). Их первобытнообщинная формация укладывается в два этапа: первобытное человеческое стадо — в дошелльский период и раннюю матриар-хальную родовую общину собирателей, охотников и ры-боловов — в последующие культуры (шелльскую. ашёльскую и мустьерскую).

Дошелльская культура. Появление первых орудий

Дошелльская (галечная) культура представляет древ-нейший период в истории (ок. 2 млн — 100 тыс. лет назад), когда люди научились применять палки и кам-ни в качестве орудий и освоили начальные приемы их обработки.

Если самые первые орудия, применявшиеся австрало-питеками, представляли случайные, необработанные кам-ни с острыми краями и обыкновенные палки, то затем первобытные люди (питекантропы) начали подвергать их примитивной обработке — раскалывать камни и за-острять палки, Последнее можно только предполагать, так как изделия из дерева до наших дней не сохранились.

Характерными для данного периода были грубые ору-дия из целых галек, грубо отесанных только с одной сто-роны," а также грубые массивные отщепы, получаемые при раскалывании крупных камней. Поэтому дошелль- ская культура и получила название галечной.

Шелльская культура». Совершенствование каменных орудий и техники их изготовления

В шелльский период (ок. 400—100 тыс. лет назад) тех-ника изготовления и использования первобытным чело-веком (синантропом) каменных орудий уже вполне сло-жилась. Материалом чаще всего служил кремень — до-статочно распространенный и чрезвычайно твердый минерал, который мог раскалываться на тонкие пластин-ки (отщепи) с острыми краями, обладающими превосход-ными режущими свойствами.

Основным орудием труда было «шелльское руби-ло* — массивный камень миндалевидной, овальной или копьевидной формы с гладкой пяткой для упора ладонью и заостренной режущей частью. Рубило было универ-сальным по своему назначению и позволяло с помощью мощных ударов рубить, а также резать и копать землю. Кроме того, оно было незаменимым оружием для охоты, при защите и нападении.

Изготовлялись рубила путем грубой, двусторонней обивки лезвия другим камнем — отбойником. Обивка производилась сильными и резкими ударами, приводя-щими к отделению крупных кусков, что не позволяло по-лучить качественное и острое лезвие.

Рис 1. Орудия каменного века: а — эолит, б — палка-копалка, в — дубинка, г — рубило, д — скребло, е — остроконечники, ж — каменный топор, з — копье с каменным наконечником, и — гарпун с костяным наконечником

Кроме рубил синантропы использовали и отщепи, по-лученные в результате отесывания исходного желвака или гальки. Отщепи чаще всего использовались без даль-нейшей обработки в качестве примитивных режущих ин-струментов для расчленения добычи, а также изготовления изделий из дерева. Кроме того, использовались рубящие и колющие орудия других конструкций — дисковидной формы и в виде массивных остроконечников.

Смысл изготовления большинства первобытных ору-дий состоял в придании их рабочей части формы клина, который сам по себе стал первым выдающимся изобре-тением первобытного человека. Именно клин лежит в основе всех современных режущих инструментов, в виде клина оформляется внешняя форма пуль, снарядов, ракет, самолетов, лодок и многих других современных конст-рукций, предназначенных для перемещения в различных средах (твердых, жидких, газообразных).

Ашёльская культура. Овладение техникой ретуши и применение огня

В ашёльский период (ок 100-40 тыс. лет назад) ка-менные орудия продолжали совершенствоваться, улуч-шалась техника их изготовления Появились новые их виды, такие как каменные скребло для выскабливания и сверла-проколки для высверливания углублений и отверстий.

Ашёльский человек наряду с техникой крупных ско-лов овладел также техникой ретуши (от фр. retouche — исправление), заключающейся в «исправлении» формы исходной заготовки путем отделения от нее мелких пла-стинок с помощью частых несильных ударов. Такая тех-ника в сочетании с точностью нанесения ударов умелой рукой мастера позволяла придавать орудиям более пра-вильные геометрические формы, а их лезвиям — прямоту и остроту. Инструменты стали не только более изящны-ми, но и меньшими по весу.

Для жилья ашёльский человек чаще всего приспосаб-ливал пещеры, гроты и другие естественные, природные укрытия, но постепенно начал осваивать и технику строительства искусственных жилищ. Вначале это были простейшие шалаши из жердей, опирающихся на централь-ный столб и накрытых ветвями, с очагом посередине.

Огромную роль начал играть огонь, который ашёль- ский человек использовал не только для обогрева сво-его жилища, но и для защиты от хищников, а также для поджаривания мяса животных, съедобных плодов и кореньев. Это улучшило и разнообразило питание че-ловека, обеспечило более комфортные условия его су-ществования и позволило выжить в условиях резкого похолодания, связанного с самым длительным в исто-рии Земли оледенением. К тому же была проведена еще более резкая грань между человеком и остальным животным миром.

Резкое похолодание заставило человека изобретать одежду, в качестве которой использовались шкуры уби-тых животных, сначала в невыделанном виде, а затем человек начал осваивать и технологию выделки кож.

Мустьерская культура. Дифференциация орудий по назначению и технологии изготовления

Ашёльская культура сменилась мустьерской, а на смену питекантропам и синантропам пришли неандертальцы с более развитой культурой. К этому времени существенно расширилась номенклатура каменных ору-дий и началась их дифференциация по назначению и технологии изготовления. Формы каменных орудий стали более законченными и определенными, начали появ-ляться и орудия из кости.

Для мустье наиболее характерными были остроконеч-ники и скребла — первые специализированные мужские и женские орудия. Мужской остроконечник служил для обработки дерева и добивания животных, женское скреб-ле — для сдирания шкур, соскабливания с них жира и подготовки для изготовления одежды. Появился также скобель, отличающийся от скребла выемкой в средней части и лучше приспособленный для строгания дерева и сдирания кожи. Двусторонне заостренные наконечники стали использоваться как кинжалы, а также могли прикрепляться к концу палки. Так появилось копье, кото-рое стало наиболее распространенным оружием неандер-тальца, незаменимое во время охоты на крупного зверя.

Освоение контрретуши. Появление инструментов

Техника обработки камня пополнилась контрударной ретушью, с помощью которой обрабатывались, а чаще все-го подправлялись режущие лезвия и наконечники ору-жия и инструментов. Для этого обрабатываемый предмет клали на массивную каменную наковальню и ударяли по нему деревянной колотушкой. В результате соударения с наковальней затачиваемого лезвия от него отслаивались совсем мелкие чешуйки и оно приобретало правильную геометрическую форму и высокую остроту.

Ударники, ретушеры, молотки, наковальни, сверла и прочие орудия, с помощью которых изготовлялись все ос-тальные, стали первыми инструментами, стоящими у ис-токов цивилизации, без которых немыслима и жизнь со-временного человека.

Транспортировка добычи по суше осуществлялась в заплечных мешках и волоком, для форсирования водных преград служили деревья, связки хвороста и камыша, гребля осуществлялась руками и ногами. С этого началось зарождение сухопутного и водного транспорта.

Овладение техникой добывания огня. Самым важ-ным техническим достижением мустьерской культуры было овладение способами искусственного добывания огня, который раньше использовался как полученный случайно и назывался природным («диким»).

Для получения огня использовался метод трения палочки, который применялся также для высверлива-ния отверстий, причем точно не установлено, что было первичным, обнаружение возгорания палочки при выс-верливании отверстия или наоборот. Вторым способом получения огня было высекание искр при ударе камня о камень — явление, которое человек раньше замечал при обработке заготовок отбойником. Как отмечал Ф. Энгельс, овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства».

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники»

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.




Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены. Было четыре оледенения Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненужнолго разрастались травы и зелœенели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелœетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди (Homo habilis, Homo erectus), подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин ʼʼчеловеческое стадоʼʼ сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всœеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

При этом существует и другое мнение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли ʼʼпервобытным коммунизмомʼʼ. Стоит сказать, что для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всœего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжитьэкстремальныхусловияхледнико­выхпериодов Изучение посœелœений позднего палеолита͵ данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) - коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 - 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всœех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его прибли­женные участвуют в размножении, используя всœех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось всœе больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Далее сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счёт родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. Сегодня высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всœех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

Достижения людей в период позднего палеолита. Поздний па­леолит археологически характеризуется прежде всœего наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породытвер-дого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целœей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали^ но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня - нуклеуса (ядрища). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка - дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). При этом в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (к примеру, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком ʼʼдомеʼʼ могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В посœелœениях было обычно 2 - 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделœение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая ʼʼсмертьʼʼ подростка и его ʼʼвозрождениеʼʼ как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили всœе доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юᴦ. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселœение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льдувледниковыйпериодПоявилисьлюдиивАвстралии. Для раннего палеолита всœе следы пребывания человека во всœех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале по­зднего палеолита начали складываться три основные расы чело­вечества.

Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много знали о мире. Οʜᴎ разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции: отрезали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль.

По многим практическим познаниям древние люди превосхо­дили современного человека. При этом о многом они не имели ни­какого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размыш­ления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия значительно отличалась от религии по­следующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплоща­лись во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, живот­ных. Богами были и предки рода. Эти предки часто Также счита­лись какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную связь с богами. По этой причине они считали, что могут воздействовать на богов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более лег­кой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всœем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема проис­хождения которого до сих пор является предметом научной дис­куссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолитаявляетсяпещернаяживописьВрядепещеробнаруженысотнивеликоленых цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали во время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерева. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер всœе люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - не­больших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всœего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рода. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Стоянки палеолита на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселœена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сороᴦ. Возраст рисунков - 15-13 тыс. лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в т.ч. огромное количество палеолитических венер.
Размещено на реф.рф
Всего в данном районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гᴦ. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 - 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 - 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка былирасшитысотнямималенькихбусинокизбивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежал и головами друг к другу мальчик 12-13 лет и девочка 7 - 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всœего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская стату­этка лошади, а у плеча - мамонта. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.