Отношение онегина к образованию цитаты. Образование и воспитание онегина

Главным героем романа Пушкина, именем которого и названо произведение, является молодой дворянин Евгений Онегин.

Сразу хочется сказать то, что Пушкин очень скупо описывает внешность Евгения Онегина. Лишь в самом начале романа Александр Сергеевич отметит, что у Онегина была модная на то время стрижка и одет он был, как лондонский денди.

Евгению было двадцать четыре года, родом он был из дворянской семьи, которая, к сожалению, разорилась. Он получил типичное домашнее образование. Немного владел латынью, знал классическую литературу, прекрасно владел французским языком. Главным его талантом было умение промолчать когда этого требовала ситуация или поддержать беседу, колкой цитатой или высказыванием. У Онегина были прекрасные манеры, он был остроумным и веселым человеком. Как и подобает молодому дворянину, Евгений вел разгульную жизнь. Он был частым гостем на балах и пиршествах, обедал в ресторанах, посещал театры. Онегин пользовался популярностью у противоположного пола.

Но очень скоро, такая жизнь наскучила Евгению. Вся та роскошь, что привлекала его, в один миг начала вызывать у парня отвращение. Онегин был умнее окружающего его общества, ему стали противны лицемерие и наигранные отношения. Евгением овладела «русская хандра».

Стараясь что-то изменить в своей жизни, Онегин пробует писать. У него ничего не получается, ведь «труд упорный ему был тошен». Евгений много читает, но это занятие тоже не приносит ему удовольствие. Находясь в деревне, он делает еще одну попытку побороть свою скуку. Онегин, дабы облегчить жизнь крепостных крестьян, отменяет барщину, вместо этого облагает их оброком. В результате такой реформы, крестьянам действительно стало легче жить, но на этом дело остановилось, ведь делалось оно «чтоб только время проводить».

Пушкин показывает нам, что Онегину не чужда работа, он не сидит на месте, а пытается что-то сделать. Виной всему становится воспитание, которое не предполагало нужность какого-либо труда. В характере Евгения Онегина показано борьба старых обычаев и новых порядков. Ярче всего эта борьба проявляется во взаимоотношениях с Татьяной и .

Ленский стал для Онегина лучшим другом. Они выделялись из толпы своим интеллектом, взглядами на жизнь, хотя и были очень разными людьми. Пушкин сравнивает их со льдом и пламенем. В последствие из-за своей не любви к окружающим, Онегин сгубил Ленского, убив молодого поэта на дуэли.

Влюбилась в Онегина с первого взгляда. Молодой скучающий дворянин стал героем ее романа. Ее сердце было наполнено любовью. Она решается первая рассказать о своих чувствах, написав Евгению письмо. Можно сказать, что Онегин поступил по отношению к девушке благородно. Он сразу сказал, что не готов для семейной жизни и попросил Татьяну придержать свои чувства. В дальнейшем Онегин был наказан за этот поступок.

Изображая Евгения Онегина, Пушкин показал нам человека, который имея определенные способности и задатки, не имеет смысла в жизни. Евгений не хочет жить, как живут остальные дворяне, но другому образу жизни он не обучен. Именно от безысходности он впадает в глубокую депрессию.

Становится понятно, что Пушкин не приемлет такой образ жизни. Он осуждает такой уклад жизни и общество, которое воспитывает таких людей. К сожалению, большинство молодых дворян в начале 19 века жили именно так, как жил Евгений Онегин.

Онегин и Ленский, несмотря на то, что оба принадлежат к , получили разное воспитание. рос в Петербурге под присмотром французских гувернеров, получил домашнее образование.

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Чему успел научить «француз убогой» Евгения? Прежде всего, французскому языку, которым он, как носитель языка, владел в совершенстве. Ребенок еще не умел говорить, а к нему приставили французскую Madame, которая, общаясь с ним, обучала малыша французскому. Родители Евгения: занятый «проматыванием имения» отец, и предпочитавшая ни во что не вмешиваться мать — не уделяли должного внимания сыну, не общались с ним на родном для него языке. Поэтому можно предположить, что Евгений долго не знал русского языка, как, впрочем, и сам Пушкин. Мосье научил Евгения танцевать мазурку, и вести себя в светском обществе. Этого было достаточно, чтобы произвести впечатление умного и милого молодого дворянина.

Пушкин явно принизил заслуги французского воспитателя. Онегин в определенных пределах своих знаний мог поддержать разговор, а когда чувствовал, что его знаний маловато, то с умным видом предпочитал помалкивать. Способность вовремя промолчать, тоже дана не каждому. Он немного знал латынь, мог процитировать некоторых древнеримских поэтов.

Онегин знал наизусть остроумные эпиграммы, которыми не упускал случая блеснуть перед женским полом, был рассказчиком забавных анекдотов «от Ромула до наших дней».

Евгений совершенно не разбирался в стихотворчестве, «ругал Гомера, Феокрита», вероятно, за тяжелую стихотворную строку. Но увлекался экономическими вопросами, читал Адама Смита.

Наконец, Евгений получил свободу от родительской опеки и гувернеров. Оказавшись в высшем свете, он увидел царившие в обществе лицемерие, лесть, игру в любовь. Он легко принял эти правила поведения и общения.

Но не будем касаться его образования в области «науки страсти нежной», тем более что сфера любовных отношений имеет к его воспитанию довольно отдаленное отношение, а лучше перейдем к .

В России того времени немного найдется молодых людей, получивших университетское образование. Не было принято у дворян посылать своих отпрысков в учебные заведения. Можно предположить, что после смерти родителей Владимира, его родственники приняли решение отправить ребенка на учебу в Германию, чтобы самим не заниматься его воспитанием.

Как бы там ни было, свое воспитание и образование Владимир Ленский получил в Геттингенском университете, где общался с такими же, как он сам, молодыми людьми, верившими в любовь и дружбу, и готовыми ради дружбы на жертвы. Пылкость и искренность были главными чертами в характере Ленского.

Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь

В отличие от Онегина, который не мог отличить ямба от хорея, Ленский разбирался в поэзии, был поклонником Гете и Шиллера, сочинял элегии.

Они были разными – Онегин и Ленский. в возрасте, воспитании и мировоззрениях порождало споры.

И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

И тем интереснее им было вместе.

Онегин не ездил к соседям. Более того, завидев, что кто-то едет к нему, он требовал коня и просто сбегал из дома. Ленский, в отличие от Онегина, нанес визиты вежливости, но разговоры о «псарне и вине» были ему скучны. Единственная семья, к которой он ездил с удовольствием почти каждый вечер, была семья Лариных. Там жила его любимая – . Девушка простая, бесхитростная, но живая, и энергичная. Владимир посвящал Ольге свои стихи, мечтал о женитьбе. И все предвещало скорый брак между ними.

Но вот чего не хватало Евгению Онегину и Владимиру Ленскому в их образовании и воспитании, так это их увлеченности каким-либо занятием, отсутствие полезности государству и обществу. Если Ленский еще мог применить свои знания на практике – стать неплохим поэтом или журналистом и печататься в журналах, то Онегин был вовсе не приспособлен ни к какому труду. Отсюда его метания, хандра и скука.

Евгений Онегин - молодой дворянин и аристократ, главный герой величайшего романа в стихах А.С Пушкин «Евгений Онегин», который создавался русским гением на протяжении восьми лет. В данном произведении, названном выдающимся литературным критиком XIX века В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», Пушкин отразил все свои мысли, чувства, понятия и идеалы, его жизнь, душу и любовь.

В образе главного героя автор воплотил тип современного человека его эпохи, который на протяжении всего романа, как и Пушкин взрослеет, умнеет, набирается опыта, теряет и приобретает друзей, совершает ошибки, страдает и заблуждается, принимает решения, кардинально меняющие его жизнь. Само название романа показывает центральное место героя в произведении и особенное отношение Пушкина к нему, и хотя у него нет прототипов в реальной жизни, он знаком с автором, имеет с ним общих друзей и реально связан с реальной жизнью того времени.

Характеристика главного героя

(Евгений с Татьяной, встреча в саду )

Личность Евгения Онегина можно назвать довольно сложной, неоднозначной и противоречивой. Его эгоизм, тщеславие и высокие запросы как к окружающей действительности, так и к самому себе - с одной стороны, тонкая и ранимая душевная организация, мятежный дух, стремящийся к свободе - с другой. Гремучая смесь этих качеств делает его человеком незаурядным и сразу привлекает внимание читателей к его персоне. Мы знакомимся с главным героем в возрасте 26 лет, он описывается нам как представитель петербургской золотой молодежи, равнодушный и наполненный злостью и желчной иронией, не видящий ни в чем смысла, уставший от роскоши, праздного безделья и прочих земных развлечений. Чтобы показать истоки его разочарования в жизни Пушкин рассказывает нам о его происхождении, детстве и отрочестве.

Онегин родился в аристократической богатой, но позже разорившейся семье, получил довольно поверхностное, оторванное от реалий русской жизни, но вполне типичное для того времени образование, которое позволяло ему легко владеть французским языком, танцевать мазурку, непринужденно кланяться и обладать приятными манерами для выхода в свет.

Окунувшись в беззаботную светскую жизнь с её развлечениями (посещение театров, балов, ресторанов), любовными романами, полным отсутствием обязанностей и необходимости зарабатывать себе на жизнь, Онегин быстро пресыщается и чувствует настоящее отвращение к пустой и праздной столичной мишуре. Он впадает в депрессию (или как тогда это называлось в «русскую хандру») и пытается отвлечься, найдя себе какое-то занятие. Сначала это литературная проба пера, которая закончилась полным провалом, затем запойное чтение книг, быстро ему наскучившее, и наконец бегство и добровольное затворничество в деревенской глуши. Изнеженное барское воспитание, не привившее ему любви к труду и отсутствие силы воли, привели к тому, что ни одно дело он не смог довести до логического завершения, он слишком долго провел времени в праздности и лени, и такая жизнь испортила его окончательно.

Приехав в деревню Онегин избегает общества соседей, живет уединенно и обособленно. По первых порах он даже пытается некоторым образом облегчить жизнь крестьян, заменив барщину «легким оброком», но сказываются старые привычки и проведя одну единственную реформу, ему становится скучно и уныло и он все бросает.

(Картина И. Е. Репина "Дуэль Онегина с Ленским" 1899 )

Настоящими подарками судьбы (их Онегин эгоистично не оценил и беспечно отбросил) стала искренняя дружба с Ленским, которого Евгений убил на дуэли, и возвышенная, светлая любовь прекрасной девушки Татьяны Лариной (тоже отвергнутая). Став заложником общественного мнения, которое он самом деле так презирал, Онегин соглашается на поединок с Ленским, ставшим ему по-настоящему близким по духу человеком, и смертельно ранит его на дуэли.

Эгоизм, равнодушие, безразличие к жизни и душевная черствость не позволили ему оценить великий дар любви, предложенный судьбой и он на всю жизнь остается одиноким и неприкаянным искателем смысла жизни. Повзрослев и поумнев, он снова встречает Татьяну в Петербурге и без ума влюбляется в ту роскошную и блестящую светскую даму, которой она стала. Но уже поздно что-то менять, его любовь отвергнута из-за чувства долга и Онегин остается ни с чем.

Образ героя в произведении

(Картина Ю. М. Игнатьева по роману "Евгений Онегин" )

Образ Онегина в русской литературе открывает целую плеяду героев, так называемых «лишних людей» (Печорин, Обломов, Рудин, Лаевский), которые мучаются в окружающей их действительности, находятся в поисках новых моральных и духовных ценностей. Но слишком слабохарактерны, ленивы или эгоистичны, чтобы предпринимать какие-нибудь реальные действия, которые могут изменить их жизнь в лучшую сторону. Финал произведения неоднозначен, Онегин остается на распутье и еще может найти себя и совершить действия и поступки, которые пойдут на благо общества.

Скука – это болезнь, лекарство
от которой – труд.
Г. де Левис
Хандра в конце концов
становится
привычкой, причем дурной.
Анри де Монтерлак

Евгений Онегин – центральное действующее лицо одноименного романа А.С. Пушкина. Вокруг этого образа строится сюжет произведения, о судьбе Онегина автор рассказывает на протяжении восьми глав.
Евгений – современник Пушкина, его «добрый приятель», и многие критики отождествляют автора и его героя. Но сам поэт постоянно проводит границу:
Всегда рад заметить разность
Между Онегиным и мной
С первых страниц романа читатели узнают о том, как воспитывался пушкинский герой, чем интересовался, какие привычки имел. Воспитание Евгения, по моде того времени, было доверено гувернерам-французам. Эти люди в отечестве своем служили парикмахерами, булочниками, портными, поэтому вряд ли могли дать русским «недорослям» достойное образование. Поэтому, рассказывая о воспитании Онегина, Пушкин иронизирует:
…француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил всему его шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Мы видим, что герой получил очень поверхностное образование, он мог лишь «коснуться до всего слегка», но для высшего света того времени этого было вполне достаточно.
В первой главе Пушкин подробно описывает один день из жизни героя. Онегин ведет типичный для светской молодежи образ жизни: посещает театр, рестораны, балы. Но счастлив ли он? Мы видим, что нет: в театре ему скучно, балет Онегина не интересует, потому он зевает. Друзья и женщины, окружающие его в Петербурге, надоели:
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера…
Пытаясь реализовать себя в жизни, Онегин пробует писать, но «ничего не вышло из пера его», чтение тоже не приносит удовольствия герою: «читал, читал, а все без толку». И тогда, чтобы отвлечься от однообразия светской жизни, Евгений отправляется в деревню:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…
И здесь он не находит применения своим силам, хотя и начинает с преобразований в жизни крепостных крестьян:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.
И раб судьбу благословил.
Но деревня еще более скучна Евгению, чем Петербург. И тогда Пушкин знакомит Онегина с новыми героями.
Владимир Ленский – полная противоположность Онегину, он поклонник идеалистической философии Канта, поэт, романтик. Образ Ленского необходим Пушкину для того, чтобы показать, насколько далеки эти герои друг от друга:
Меж ними все рождало споры,
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло…
Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Владимир оторван от реальной действительности, он совсем не знает жизни, витает в облаках. Онегин, хотя холоден и расчетлив, живет разумом, а не сердцем. И Евгений, и сам Пушкин иронизируют и смеются над чудаком Ленским. Однако Владимир будто бы восполняет в душе Евгения то, чего ему не хватает. И поэтому герои дружат.
Пушкин вводит в роман и женские образы. Особое место в развитии сюжета занимает любовь Онегина и Татьяны. Ольгу, ее сестру, Евгений считает пустой кокеткой, ветреницей, и выбирает Татьяну. Эта героиня выросла в деревне наедине с природой, и поэтому умеет тонко чувствовать, сопереживать. Однако Онегин отвергает любовь милой деревенской дворяночки лишь потому, что считает себя не созданным для семейной жизни, боится потерять свободу. И в то же время он не хочет быть обузой для Татьяны, сделать ее несчастной:
Супружество нам будет мукой.
Такой поступок можно считать благородным. Онегин не может изменить себя, свои привычки, а Татьяна для него – слишком чистый и невинный человек, поэтому ему страшно связать себя с ней «узами Гименея».
Онегин не может противостоять обычаям общества, в котором он вырос. В то время мужчины защищали свою честь на дуэлях. По трагической случайности он убивает своего друга, Владимира Ленского. Но я считаю, что в душе Онегин сожалеет об этом поступке. Он подавлен, отвергнут светом. Чтобы избавиться от страданий, герой уезжает в путешествие. Но спустя несколько лет мы вновь появляется в Петербурге. Это уже не тот человек, которого мы встречаем в начале романа. Жизненные испытания изменили характер героя, он осознает собственные ошибки и пытается их исправить. Через годы Онегин понимает, что он действительно любит Татьяну, но теперь уже она отвергает его. Из провинциальной дворяночки Татьяна превратилась в важную замужнюю даму. И хотя в душе она осталась прежней, семейный долг для нее выше любви, она прислушивается к голосу разума. На этом сюжетное повествование романа завершено, Онегин остается наедине с самим собой. И я считаю, что это очень трагичный образ. Трагедия Онегина в том, что его жизнь, его судьба «испорчена светом». Он пытается найти применение своим силам, быть полезным обществу. Но именно духовная пустота окружающего мира делает героя эгоистичным, безвольным. Он сам от этого страдает и мучается, но не может измениться, стать другим. Онегин способен чувствовать, страдать, но от окружающих его внутренний мир будто бы отгорожен толстой стеной, и поэтому его воспринимают как холодного, расчетливого эгоиста.
Образ Онегина открывает галерею портретов «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появятся лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов… Судьба этих героев также «испорчена светом», воспитанием, и они страдают от того, что не могут найти себе применение, быть полезными обществу. Но это не только их личная трагедия, это и трагедия общества, в котором они существуют.

Задачи и тесты по теме "Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»"

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Главный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - дворянин, аристократ. Он непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами русской действительности и с людьми 1820-х годов. Онегин – знаком с Автором и с некоторыми из его друзей. Но у главного героя нет прототипов. Это позволяет Пушкину оградить его от однозначных характеристик.

Образ Онегина – сложный, противоречивый. Это личность с новыми запросами к миру, к самому себе. Герой ищет смысл в жизни, думает о назначении человека, проходит путь исканий, ошибок. Читатель знакомится с Онегиным, когда тому исполнилось 26 лет. Он еще молод, но уже устал от жизни. Чтобы объяснить причины душевного разочарования героя, Пушкин описывает его детство и юношеские годы, отмечает факторы, которые повлияли на формирование характера. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для того круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина не обремененного службой, - беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день.

Проснется за полночь, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра то же, что вчера.

Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя». Героя раздражает однообразие. Онегин не знает, чем заняться, на что употребить силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы недолго были
Предмет его привычных дум…

Онегин почувствовал себя лишним в великосветских гостиных. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Ему было:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Характер Онегина в романе показан в развитии, в движении. Отказавшись от шумного света, он стал писать и читать, но вскоре бросил и то, и другое, потому что «упорный труд ему был тошен». Он слишком долго жил в праздности, на всем готовом. Онегин стал затворником. Такое поведение – его необъявленный вызов свету и обществу деревенских помещиков. В деревне герой даже попытался «порядок новый учредить», заменив барщину «оброком легким». Свое недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще. Он перестал жить чувствами, потерял веру в них, и душа его охладела.

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей.

Своим равнодушием Онегин нанес сердечную рану Татьяне. Конечно, его нельзя упрекать в том, что он не влюбился. Душевная черствость героя проявилась на именинах девушки. Он знал, что Татьяна любит его, но не пощадил ее чувств. Ухаживая за Ольгой, он заставил страдать не только Татьяну, но и Ленского. Онегин – эгоист, холодный, рассудочный человек. Поэтому он не выдержал испытания любовью и дружбой. Убийство Ленского ему нельзя простить. Недаром автор, комментируя состояние Онегина перед дуэлью, горько замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь.

Причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Дуэль – следствие равнодушия и боязни злого языка «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин стал пленником своего старого кумира – «общественного мненья». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только потрясение смогло изменить его.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека. Онегин, «как дитя», влюблен в Татьяну:

…К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень…

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его любовь:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить…

И это именно тогда, когда Онегин стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова начал читать и читал уже «духовными глазами».

Онегин – особый человеческий тип, впервые выведенный в русской литературе – «лишний человек». «Пустое действие» - вот ключ к пониманию героя. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени, не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес несчастье любящей его женщине, да и сам не достиг счастья.

В финале романа Пушкин оставляет героя на распутье. Однако можно предположить, что Онегин дорог автору способностью к поиску духовных ценностей, готовностью к действию, поступку.