Отличие виолончели от контрабаса. Разница между скрипкой и виолончелью

Струнные смычковые инструменты Струнные смычковые инструменты (итал., ед. ч. viola), семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, распростренных в вв. в Зап. Европе. Сходные по форме, различаются размерами, пропорциями, тесситурой, строем, количеством струн. Сопрановые и альтовые виолы, в том числе виоль д"амур (франц. viole d"amour), при игре держали горизонтально у плеча (общее название виола да браччо, итал. da braccio), теноровые и басовые вертикально. Наиболее распространенная разновидность виола да гамба (итал. da gamba), по размерам близкая виолончели. В И О Л Ы


Струнные смычковые инструменты 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. С К Р И П К А


Струнные смычковые инструменты инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. 4 струны инструмента настроены по квинтам (на квинту ниже, чем у скрипки): до- соль-ре-ля. А Л Ь Т


Струнные смычковые инструменты (итал. violoncello), музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 1516 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 1718 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари. В И О Л О Н Ч Е Л Ь


Струнные смычковые инструменты самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. «Предками» контрабаса были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. По внешнему виду современный контрабас схож с виолончелью, однако значительно превосходит ее по размерам. Длина инструмента - около 2 м; играют на контрабасе, сидя на высоком табурете или стоя (т. к. исполнителю часто приходится перегибаться через «покатые плечи» инструмента, чтобы извлечь высокие ноты). Контрабас, как правило, имеет четыре струны, настроенные по квартам: соль-ре-ля- ми. К о н т р а б а с




Деревянные духовые инструменты муз. инструмент, один из самых древних по происхождению. «Предки» флейты - тростниковые дудки, свирели.. В нижнем регистре флейта звучит матово, чуть гнусаво, в среднем - певуче и насыщенно, в верхнем звучание ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым. Флейте как инструменту подвижному обычно поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических фраз, легких и грациозно- блестящих пассажей. Ф Л Е Й Т А


Деревянные духовые инструменты Непосредственным его предшественником считают зурну - инструмент, распространенный на Кавказе и в Средней Азии. С XVII века гобой - непременный участник военных оркестров, а также ансамблей, сопровождавших оперные и балетные спектакли; с XVIII века гобой занял прочное место в симфоническом оркестре. Устройство гобоя несложно. Это небольшая (длиной около 60 см) трубка, расширяющаяся к концу. Гобой снабжен системой боковых клапанов, с помощью которых регулируют высоту звука. Воздух вдувается в трубку через язычок, расположенный на верхнем (узком) конце инструмента. По звучанию гобой сильно отличается от своих «соседей» по симфоническому оркестру - флейты, кларнета, фагота. Охватывая большой диапазон, он в разных регистрах звучит по-разному. Верхние звуки пронзительны, крикливы, нижние - резки и грубоваты; средний регистр - сочный, очень выразительный (правда, несколько «гнусавого» оттенка). На гобое великолепно звучат протяжные лирические мелодии. Менее характерны для него пассажи или резкие скачки. Диапазон гобоя - си малой - фа 2-й октавы. Г о б о й


Деревянные духовые инструменты (альтовый гобой) Возник в 1-й половине XVIII века из охотничьего гобоя, имевшего форму рожка. Название «английского» рожок получил случайно: французское слово anglais - означает «согнутый углом»; характерный внешний признак этого инструмента - изогнутая под углом металлическая втулка для трости. По размерам английский рожок больше гобоя. Корпус инструмента, снабженный системой клапанов, завершается грушевидным раструбом. Тембр английского рожка - пряный, меланхоличный, по определению Н. Римского-Корсакова, «лениво-мечтательный». Многие композиторы использовали этот инструмент для передачи в музыке «восточного» колорита (симфоническая картина А. Бородина «В Средней Азии», пляска персидок в опере М. Мусоргского «Хованщина», восточные танцы в опере М. Глинки «Руслан и Людмила» и др.). Диапазон английского рожка: си малой октавы - фа 3-й октавы. Английский рожок


Деревянные духовые инструменты его «Предками» можно считать инструменты Древнего Египта. В современном виде кларнет появился в оркестре в середине XVIII века. Кларнет представляет собой деревянную трубку (длиной около 70 см) с небольшим раструбом. Воздух вдувается через специальный клювообразный мундштук, к которому крепится тонкая камышовая трость (в отличие от гобоя - одинарная). Инструмент снабжен сложной системой клапанов и отверстий. Диапазон - больше трех октав: ми большой октавы - фа 3-й октавы. Нижние звуки его несколько мрачноваты, однако по мере перехода к высоким звучание становится более теплым, ясным, а в самом верхнем регистре - пронзительным. Кларнет - единственный представитель деревянной группы симфонического оркестра, которому доступны значительное усиление и ослабление силы звука. К Л А Р Н Е Т


Деревянные духовые инструменты -низкий по звучанию инструмент, изобретенный в XVI веке. Представляет собой длинную трубку (длина ее канала 2,5 м), сложенную в несколько раз: итальянское fagotto означает - вязанка, связка. Корпус инструмента имеет около 30 боковых отверстий, из которых 5-6 закрываются пальцами, остальные клапанами. Диапазон фагота: си-бемоль контроктавы – ми 2-й октавы. Тембр его в нижнем регистре - несколько мрачный, в среднем - певучий, мягкий, выразительный (органного характера), в верхнем - немного напряженный, резкий, чуть хриплый. Быстрые пассажи на фаготе нередко производят комическое впечатление. Ф А Г О Т




Медные духовые инструменты была известна задолго до нашей эры. В средние века игрой на трубах сопровождались рыцарские турниры, культовые обряды, военные церемонии. С XVII века трубу начали применять в оркестрах; И. С. Бах и Г. Гендель широко использовали ее в своих произведениях. Изобретение вентильного механизма (начало XIX века) значительно расширило звуковые возможности инструмента: звукоряд его стал хроматическим. Современная труба представляет собой трубку, согнутую в несколько раз и завершающуюся небольшим раструбом. Узкий конец ее снабжен мундштуком. Диапазон инструмента довольно значителен: ми малой октавы - до 2-й октавы. Нижние звуки имеют своеобразную «таинственную» окраску, высокие - яркую, «праздничную», звонкую. Форте трубы в высоком регистре способно прорезать самую мощную оркестровую звучность Труба


Медные духовые инструменты - ведет происхождение от старинного охотничьего рога (немецкое Waldhorn - лесной рог). Инструмент представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Тембр валторны - мягкий, певучий, богатый красками, великолепно сливающийся с тембрами струнных и деревянных. Велики и динамические возможности инструмента: от нежнейшего пианиссимо до мощного форте (существует специальный прием игры «раструбом вверх», при котором достигается наибольшая сила звучания). Роль сурдины обычно выполняет свободная правая рука исполнителя: звучание инструмента при этом резко меняется, приобретая таинственную, зловещую окраску. Диапазон валторны - около 3 1/2 октав. Валторна


Медные духовые инструменты муз. инструмент известный с XV века (trombone, увеличительное от tromba труба; Posaune нем.) металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы., В верхней ее части помещается мундштук, т. е. чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб Т. отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть Т. называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от вдвигания повышается. Т. бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый Т. в es, теноровый в b, басовый в f или es. Тромбон


Медные духовые инструменты - самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. По конструкции напоминает трубу большого размера. Корпус тубы (изготавливаемый из латунной жести) представляет собой длинную, свернутую несколько раз, постепенно расширяющуюся трубку: длина ее в развернутом виде достигает 4 м. Подобно контрабасу в смычковой группе или фаготу в деревянной, туба выполняет функцию басовой опоры среди медных инструментов (часто она дублирует на октаву ниже партию 3-го тромбона). Диапазон тубы: си контроктавы - фа 1-й октавы. Т у б а






Ударные инструменты группа ударных инструментов с определенной высотой звука. Каждая литавра представляет собой установленное на специальную подставку медное полушарие с натянутой поверх него кожей. Звук извлекается ударом небольшой колотушки с шарообразным войлочным наконечником. Высоту звучания литавры, настроенной всегда на какой-либо определенный звук, можно изменить путем большего (или меньшего) натяжения поверхности кожи. Такую перестройку (при помощи винтов) производит литаврист, используя для этого паузы во время игры. При этом объем звучания каждой из литавр, как правило, не превышает сексты. Литавры


Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука (обычно настраивается на какой-либо звук в пределах малой октавы). Родиной гонга является остров Ява, где и поныне встречаются гонговые оркестры. Гонг представляет собой большой бронзовый диск с загнутыми краями, свободно подвешенный на металлической раме. При игре ударяют в центр гонга большой колотушкой, обтянутой фильцем. При необходимости звучание может быть прервано легким прикосновением ладони. Гонг, передает настроение таинственности, ужаса, тревоги. Гонг




Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука, представляющий собой ряд свободно укрепленных металлических пластин. Звук извлекается либо ударом палочек либо с помощью клавишного механизма, подобного миниатюрному пианино (клавишные колокольчики). Тембр инструмента - ясный, звонкий, блестящий. Колокольчики привезены в Европу голландскими колонистами с островов Юго-Восточной Азии в XVII веке. Первоначально они действительно представляли собой набор маленьких колокольчиков различной высоты звука. Однако в середине XIX века колокольчики были заменены набором стальных пластинок, и в таком виде инструмент сохранился до настоящего времени, не изменив своего названия (впрочем, иногда его называют также металлофоном). Колокольчики


Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука, применяющийся для имитации колокольного звона. Представляет собой набор металлических трубок или пластин, свободно подвешенных на перекладине. Такого рода заменители колоколов стали применять в оперно- симфонических оркестрах еще в эпоху французской революции (впервые у Л. Керубини). Звук извлекается при помощи колотушки, головка которой обтянута кожей. Диапазон инструмента - около 1 1/2 октав (начиная от фа большой октавы). Колокола


Ударные инструменты - ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука. Проникнув в давние времена из Азии в Европу с труппами бродячих музыкантов, бубен получил широкое распространение в Италии и Испании, где стал народным инструментом. С начала XIX века бубен применялся в военных, а позже и в симфонических оркестрах. Бубен издавна применяется для ритмического сопровождения пляски или пения. У многих народов Средней Азии широко распространено искусство сольной игры на бубне. В партии бубна, как и других ударных инструментов с неопределенной высотой звука, фиксируется лишь ритмический рисунок, записываемый на одной линейке (нитке). Б у б е н


Ударные инструменты - ударный инструмент с определенной высотой звука. Он представляет собой набор деревянных брусков различной величины (по-гречески xylon - дерево, древесина и phone - звук). Бруски располагаются в форме трапеции на соломенных валиках или специальных мягких подстилках с резиновыми прокладками. Звук извлекается при помощи двух ложкообразных деревянных палочек. При громкой игре звук получается сухой, щелкающий, резкий; при тихой - мягкий, «булькающий». Объем звучания ксилофона зависит от количества брусков (число их иногда превышает 40); наиболее типичный диапазон: до 1-й октавы - ми 3-й октавы. Будучи инструментом древнего происхождения, ксилофон пришел в Европу из Азии в средние века и до XIX века оставался народным инструментом. Ксилофон


Ударно-клавишный инструмент инструмент, внешне напоминающий маленькое пианино. Изобретен в Париже в конце XIX века. Снабжен механикой фортепианного типа: при нажатии клавишей молоточки, покрытые фильцем, ударяют по металлическим пластинкам. Звук челесты - нежный, «серебристый», по тембру близкий к арфе (итальянское celesta означает - небесный). Диапазон охватывает четыре октавы (начиная от до 1 октавы). Первыми ввели челесту в оркестр французские композиторы. Этот инструмент использовал П. Чайковский в двух произведениях, написанных в 1891 году, - симфонической балладе «Воевода» и балете «Щелкунчик». Ч е л е с т а


Ударные инструменты - ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Он представляет собой 2 полые деревянные чашечки наподобие скорлупок, соединенных шнурком и насаженных на рукоятку. При встряхивании чашечки ударяются друг о друга, издавая сухой, щелкающий звук. Кастаньеты такого устройства называются оркестровыми. Существуют также кастаньеты без рукояток - так называемые балетные; танцовщица надевает их на запястье и во время танца приводит в движение пальцами. Кастаньеты - инструмент древнего происхождения. В Европу они проникли с Арабского Востока и получили особенное распространение в Испании, а затем в странах Латинской Америки. Будучи традиционным атрибутом испанских народных танцев (сегидилья, болеро и др.), кастаньеты и в симфоническом оркестре применяются для создания «испанского» колорита Кастаньеты

Альт, виолончель, контрабас

На вопрос, что такое альт, чуть ли не все отвечают: «Это скрипка, только побольше».

Такой ответ верен, если иметь в виду лишь форму инструмента, его внешний вид. Но альт имеет свой характерный тембр, не похожий на звучание никакого другого инструмента, поэтому считать его всего-навсего большой скрипкой нельзя.

История альта драматична. Ему не везло, да и сейчас не очень везет.

Дело в том, что корпус альта, если делать его по акустическим расчетам, исходящим из строя инструмента, должен быть довольно большим - около 46 сантиметров в длину. Увеличивается, конечно же, и длина грифа. И чтобы играть на таком инструменте, музыкант должен иметь длинные и сильные пальцы. А это бывает редко.

Вы спросите: а как же тогда играют на виолончели и тем более на контрабасе - ведь эти инструменты намного больше альта?

Тут есть существенное отличие. Левая рука скрипача и альтиста делает сразу два дела: прижимает струны к грифу и поддерживает инструмент. Левая рука виолончелиста и контрабасиста от этого второго дела освобождена - их инструменты имеют другую опору. Если бы альтист мог свободно держать руку над грифом, никаких проблем не было бы. Но его большой палец все время должен оставаться внизу, под грифом, а остальные пальцы приходится тянуть, особенно при игре в том месте грифа, которое находится над корпусом инструмента. Делать это на длинном альтовом грифе не так просто. Поэтому у альтистов возникло естественное стремление уменьшить размеры своих инструментов.

Кремонские мастера делали большие, акустически правильные альты, и звучали они изумительно. Но получалась парадоксальная вещь: если скрипач всегда мечтал о хорошей скрипке и искал ее, то альт, наоборот, сам искал музыканта и далеко не всегда находил его. Музыканты отвергали большие, прекрасно звучащие альты и заказывали себе инструменты поменьше. Постепенно сложилось мнение, что на большом альте вообще невозможно играть. Мастера, отвечая спросу музыкантов, стали производить альты-недомерки с гнусавым и приглушенным звуком. Даже Антонио Страдивари в конце концов пошел на компромисс с собственным мастерством и стал делать маленькие альты, ненамного крупнее скрипки. Звучали они, конечно, хуже и его скрипок, и больших альтов.

Из-за всего этого репутация альта к восемнадцатому веку заметно поколебалась. На нем стали играть чаще всего неудавшиеся скрипачи, а композиторы остерегались поручать альту серьезные партии в оркестровых произведениях.

Но кое-кто не хотел мириться с таким положением. Например, мастер Жан Вильом (тот самый, который делал по заказу Феликса Савара скрипку-ящик) построил большой инструмент в то время, когда чуть не все считали, что настоящий альт ушел в прошлое и уже никогда не вернется. Инструмент получился прекрасный, но... на нем опять-таки никто не захотел играть. Альт Вильома попал в музей, так и не узнав жизни в музыке.

Однако мало-помалу и композиторы стали пересматривать свое отношение к альту. Начало положил Кристоф Глюк, поручив альту главную мелодию в одном эпизоде своей оперы «Альцеста», а потом постепенно альт занял в оркестре то положение, которое и было ему определено еще кремонцами. Дирижеры перестали терпеть скрипачей-неудачников в роли альтистов и начали требовать от исполнителей на альте полноценной музыки.

Сейчас в некоторых оркестрах, кроме обычных требований к музыканту, играющему на альте, есть и такое: корпус его инструмента должен быть не короче 42 сантиметров. Это уже близкий к расчетному альт, но еще не полный, так что некоторый компромисс остается.

Альт не столь популярен, как скрипка или виолончель. Да, он полноправный участник симфонического и камерного оркестров, он неизменно входит в струнный квартет, но сольные концерты альтистов устраиваются не так часто. Зато если кому-нибудь из вас удастся побывать на таком концерте, да еще если в руках у музыканта будет настоящий большой альт, впечатление останется незабываемое.

Следующий инструмент семейства скрипичных - виолончель. Тут уже никто, пожалуй, не скажет, что виолончель - это большая скрипка. У виолончели совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства.

Виолончели строили уже самые первые скрипичные мастера - Бертолотти, Маджини, Амати. Но, как и скрипку, довел виолончель до совершенства Антонио Страдивари. Много делал виолончелей один из любимых учеников Страдивари - Карло Бергонци. Его инструменты считаются одними из лучших.

Как и альт, виолончель не сразу заняла в музыке заметное место. Долго ей поручали в оркестре только сопровождение, причем и в сопровождении она нередко не была самостоятельной, а лишь дублировала партии других инструментов. Но необыкновенные качества ее были в конце концов замечены, большие музыканты совершенствовали приемы игры, композиторы стали поручать ей отдельные партии в оркестре, а затем признали ее и солирующим инструментом. Сейчас виолончелисты участвуют во многих международных конкурсах наравне со скрипачами и пианистами, а произведения, написанные специально для виолончели, неотделимы от остального музыкального богатства.

Семейство скрипичных завершает еще один представитель - контрабас.

О его форме нужно сказать особо. Попробуйте мысленно увеличить скрипку до размеров контрабаса - и совпадения не получится. У контрабаса покатые плечи - те части корпуса, которые прилегают к шейке. Нижняя дека у него более плоская, чем у скрипки, и вырезы по бокам не такой формы. Считается, что контрабас еще «недопроизошел» - не завершил свой переход от виол к скрипичным. Даже размеры не устоялись - в разных мастерских делают контрабасы разной величины, от 180 до 200 сантиметров длиной. Поэтому контрабасистам иногда приходится нелегко: возить с собой на гастроли такой большой инструмент трудно, а там, в другом городе, может попасться контрабас непривычных размеров.

Есть у этого инструмента не преодоленный до сих пор недостаток - так называемый контрабасовый гул, которым сопровождается его звучание. Но, несмотря на это, в оркестре контрабас незаменим - только у него из всех инструментов низкого регистра звук такой густой и плотный. Старые мастера строили небольшие басовые инструменты с чистым, без гула, звучанием, но таких инструментов сохранилось очень мало.

Все инструменты семейства скрипичных в разное время вводились в джазовые оркестры и ансамбли, но только контрабас прочно обосновался в них. Были и есть среди джазовых контрабасистов свои виртуозы, свои звезды. И несмотря на появление такого более подходящего для джаза инструмента, как басовая электрогитара, далеко не все джаз-оркестры поспешили отказаться от контрабаса.

Казалось бы, контрабас никак не подходит для сольных выступлений, его дело - сопровождение. Но это не так. Есть музыканты, которые преодолевают сложившуюся специфику инструмента и доказывают, что в нем таятся еще не открытые возможности. Может быть, вам удастся попасть на сольный концерт контрабасиста или хотя бы купить пластинку с записью такого концерта, тогда вы сами убедитесь в этом.

Вот мы и познакомились с четырьмя родственниками из семейства скрипичных - скрипкой, альтом, виолончелью, контрабасом. Их роль в современной музыке огромна, ее нельзя уже поручить никаким другим инструментам. Без них нет ни симфонического, ни камерного оркестра, нет струнного трио, квартета, квинтета, нет многих народных ансамблей. И в то же время каждый из них - великолепный солист.

На первый взгляд кажется, что виолончель и контрабас неотличимы: почти одинаковая форма, одинаковое количество струн. Тем не менее, это два самостоятельных инструмента, которые различаются по конструкции, размерам, приемам игры.

Виолончель

Виолончель - инструмент категории “струнные смычковые”. Ее используют для сольной игры, звучит виолончель в составе оркестра, и в квартете струнных.

Диапазон звучания виолончели: до большой октавы - ля четвертой октавы. По этой причине ноты для этого инструмента записываются в нескольких ключах (басовом, альтовом и скрипичном). Виолончель звучит сочно, верхний регистр немного приглушен.

Принцип игры на виолончели, включая исполнение штрихов, такой же, как на скрипке. Но из-за того, что виолончель больше по размеру, играть на ней сложнее. Приемы игры на виолончели включают пиццикато и флажолеты. Играют на виолончели сидя и с помощью смычка.

Контрабас

Контрабас тоже входит в число струнных смычковых и является самым большим представителем этого «семейства» (до двух метров) и самым низким по звучанию. Контрабас используют в симфоническом оркестре, в камерных ансамблях, в джазе, рокабилли.

Контрабас звучит в диапазоне ми контроктавы - соль первой октавы. У него низкое, густое звучание, которое делает его легко узнаваемым. Контрабас редко используют для сольной игры, хотя некоторые музыканты специализируются на соло на контрабасе.

Для контрабаса используют приемы игры и штрихи, как на скрипке, но его размеры ограничивают возможности игры. Например, на нем трудно играть гаммы и скачки, зато интересно звучит пиццикато. Если на контрабасе играют в стиле рокабилли и сайкобилли, то используется техника слэпа. Играют на контрабасе стоя, смычком или пальцами.

Сравнение контрабаса и виолончели

  • виолончель и контрабас относятся к одному виду инструментов: струнные смычковые;
  • виолончель меньше контрабаса;
  • на виолончели играют сидя, на контрабасе - стоя;
  • у контрабаса звучание ниже, чем у виолончели;
  • приемы игры на контрабасе и виолончели похожи.
  • на виолончели играют только смычком, а на контрабасе и смычком, и пальцами

Если вы хотите начать обучаться игре на одном из этих инструментов, выбирайте, исходя из личных предпочтений, звучания и стиля музыки, который вам по душе. Посоветуйтесь с педагогом по игре на струнных смычковых , послушайте, как звучит каждый инструмент. Так вы поймете, какой инструмент вас привлекает. Также выбирайте инструмент, исходя из стиля музыки, в котором вы планируете играть.

Частотная характеристика микрофона

Самая низкая нота, издаваемая скрипкой, - соль главной октавы, причем ее основная гармоника, равная 196 Гц, очень мала по ампли­туде, так как резонатор слишком мал, чтобы достаточно эффек­тивно излучать ее в пространство (правда, обертоны очень сильны). Самые верхние частоты - скажем, выше 10 кГц - не нужны нам по названным раньше причинам. Поэтому микрофон со сравнитель­но небольшой полосой пропускания вполне пригоден для записи скрипки. Конечно, лучше, чтобы его частотная характеристика простиралась дальше, чем излучаемый спектр, однако, если она гораздо шире спектра, микрофон принимает вместе с полезным сиг­налом либо помехи от других инструментов, либо шумы. Для скрипки больше всего подходит ленточный микрофон.

Альты можно записывать, следуя в целом тем же правилам, что и при записи скрипок. Лишь при очень близком расположении на­правленного микрофона относительно резонатора (например, для создания необычного звучания альта в эстрадной музыке) будет сказываться эффект ближней зоны, что потребует электронной кор­рекции по нижним частотам.

Чем больше размеры резонаторов у струнных, тем менее направленным делается их излучение. Дальнее расположение микрофона не будет влиять на относительный баланс частот. Так, в небольшом струнном ансамбле, в котором участвуют все типы струнных ин­струментов, точка установки микрофона в значительной мере будет определяться размещением скрипки. Все же микрофон должен «ви­деть» (точнее, «слышать») присутствующие инструменты одинако­во хорошо: виолончель, расположенная в квартете на заднем плане, не должна быть заслонена от микрофона. При поисках оптимальной точки прислушайтесь к каждому инструменту так, словно он - солирующий. Попытайтесь получить на фонограмме сочетание «свежести», «прозрачности» каждого инструмента в от­дельности и звучности, «бархатности» тембра всего ансамбля в целом.

Устанавливал микрофон в непосредственной близости от вио­лончели или контрабаса, помещайте его прямо против резонатора, пожалуй, несколько в сторону верхней части струн. Для виолонче­ли частотная характеристика микрофона должна быть практиче­ски горизонтальной до частот ниже 100 Гц при нормальном рабочем

Струнный квартет. Типичная схема взаимного расположения двух скрипок, альта и виолончели относительно одного микрофона, который, учитывая частотный диапазон принимаемых звучаний, может быть двусторонней ленточной моделью. Верхние гармоники виолончели велики по амплитуде, однако они не столь резки, как гармоники скрипки, поэтому микрофон может находиться прямо на пути у излучаемых звуков.



Схема расположения инструментов в оркестре. Более современный вариант размещения инструментов отражает новую точку зрения на необходимость внутрен­него баланса оркестрового звучания, который в соответствии с направленностью излучения каждого инструмента зависит как от прямого звука, так и от степени перемешанности отражений в зале. Вторые скрипки не излучают теперь звук в сторону кулис, а виолончели и контрабасы выдвинуты вперед, чтобы их звучание стало более определенным.

расстоянии или, во всяком случае, сделана такой с помощью элект­ронной коррекции. Для контрабаса требования линейности на ниж­них частотах еще жестче.

скрипка + альт + виолончель

Альтернативные описания

Три одинаковых карты (карточный термин)

Ансамбль исполнителей

Группа «Иванушки-Интернешнл» по своему составу

Группа «Лицей» по своему составу

Музыкальный ансамбль

Музыкальный коллектив

Музыкальный ансамбль из трех исполнителей

Название группы музыкантов

Среднее между дуэтом и квартетом

Ансамбль из 3 исполнителей

Полтора дуэта

Квартет, потерявший солиста

Скрипка, альт и виолончель собранные вместе

Спевшаяся тройка

Карточная игра

Музыкальное произведение для трех исполнителей

Песня «на троих»

Септет минус квартет

Группа «Сливки»

Квартет без одного

Ансамбль «на троих»

Между дуэтом и квартетом

Соло + дуэт

Дуэт, ..., квартет

Тройка исполнителей

Треть нонета

Песня в три горла

Квартет минус соло

Слияние соло и дуэта

Мандолина, гитара и бас

Терцет (муз.)

Два певца и баянист

Три исполнителя

Квартет, потерявший певца

Хор из троих

3 музыканта, решивших сыграть хором

Музыкальная троица

Меньше квартета

3 солиста, решивших спеть хором

Три музыканта, решивших сыграть хором

Трое в ансамбле

Три солиста, решивших спеть хором

. «шестирукий» ансамбль

Три певца, собравшиеся вместе

Круче дуэта

Половина секстета

Солист и дуэт на совместных гастролях

Emerson Lake & Palmer

Ансамбль «Маренич» по своему составу

Дважды квартет минус квинтет

Трое на сцене

Музыкальный терцет

Объединение трех солистов

Чуть больше, чем дуэт

Меньше, чем квартет

Хор из трех певцов

То же, что терцет

Результат «скрещивания» дуэта и солиста

Ансамбль из трех исполнителей

Музыкальное произведение для трех исполнителей (музыкантов, певцов, танцовщиков) с самостоятельными партиями для каждого

Ансамбль из трёх исполнителей