"Открой в себе художника" Для чего учиться рисовать и становиться художниками? Рисование развивает когнитивные функции. Я не умею рисовать

Ирина Кондрико
Рисование «Как мы занимаемся в детском саду»

Задачи :

Закреплять умения детей отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, гармонично располагать фигуры на поверхности листа рисовать крупно .

Оборудование :

Бумага белая, карандаши цветные и простые, иллюстрации с изображением занимающихся детей .

Ход занятия:

1. Составление рассказа «Мой первый день в детском саду » .

Дети стоят в кругу. Беседа. Вопросы к детям :

Вспомните свой первый день в детском саду . Кто вас привел? Кто вас встретил? Чем вы занимались в этот день ? В какие игры играли? Как зовут ваших друзей?

Давайте дружно потанцуем в хороводе.

2. Физкультминутка (хоровод) .

Детский сад , детский сад ,

Он так нужен для ребят,

Здесь собрался народ

В наш весёлый хоровод.

Ну-ка, (имя ребенка, дружок,

Заходи к нам в кружок,

Заходи поскорей,

Попляши повеселей.

Ножкой, ножкой постучим

По коленкам, да в ладошки

Мы похлопаем немножко.

3. Беседа.

Вопросы к детям :

Как чудесно вы плясали, вижу, на год старше стали. А теперь расскажите, чему вы научились в детском саду ? Какие занятия проходят? Какое занятие вам нравится больше и почему? Какие правила необходимо выполнять в детском саду ?

4. Рассматривание иллюстраций с изображением занимающихся детей .

Мои знакомые дети в другом детском саду очень любят разные занятия. Давайте посмотрим на картинки. Наводящие вопросы : - Что делают дети? В каком месте детского сада или группы ? – Какое время года? - Чем вы занимаетесь в детском саду ? (Играем, делаем физкультурные упражнения, танцуем и поем, занимаемся .) Какое занятие вам нравится больше всего? Почему?

5. Рисование «Как мы занимаемся в детском саду » .

Давайте нарисуем, как вы занимаетесь в детском саду .

Дети самостоятельно рисуют на заданную тему.

6. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Для чего мы (ВЗРОСЛЫЕ) рисуем с малышом?

  • Пробуем изобразить какой-либо предмет или живой объект так, чтобы он был похож на реальный, расширил представления крохи о мире?
  • Учим малыша правильно пользоваться красками, кистью, фломастером, карандашами?
  • Стараемся дать карапузу какие-то представления о форме, размере, цвете?

Ответили? Отлично! Уверена, что все вышеназванные варианты в какой-то степени Вам подошли.


А для чего рисует РЕБЕНОК?

Не стала долго выдумывать гипотезы и задала этот вопрос 5-летнему сыну. Услышала очень простой и очевидный ответ: «Мама, ни для чего! Просто мне хочется!»

Как просто! И вместе с тем сложно! Ведь уже разучились рисовать ПРОСТО ТАК... Без повода и причины, без дидактической цели и сверхценной педагогической задачи. Рисовать, потому что хочется! Рисовать, потому что приятный зуд в руках и мыслях! Рисовать, потому что это весело!

Думаю, фразу «Ты рисуешь, как ребенок» можно считать КОМПЛИМЕНТОМ.

Вспомним, как это делается? Несколько советов от «Галки-Игралки», которые лично мне - маме и педагогу здорово облегчают художественные игры с детьми:

Правило №1: Лист - это не безмолвное пространство, которое нужно чем-то (или кем-то) заполнить! Это - территория игры. А раз на листе игра, значит должно быть действие, динамика!

Понаблюдайте за малышом. Наверняка он не рисует яблоко ради свето-теней и круглой формы! Не рисует машинку ради того, чтобы понять ее устройство! А дорожку, чтобы научиться проводить параллельные линии. А что же он рисует?

Да он и не рисует. Играет! Запечатлевает то, что сильно понравилось! Что произвело яркое впечатление, вызвало сильные эмоции, запомнилось!

«Ой! Что это за капельки! Кап… Кап… Кап… Это же дождик! Ура! Ух, какой сильный!»

«Яблочко… Яркое, нарядное! Вот только что такое кушали, и тут захотелось нарисовать! Вкусное какое… Кого бы угостить? Маму угощу! Или Зайчика! Здорово получилось!»

«Машинка - Вррррум - вррррум! Поехали! Ого! В машине кто-то сидит! Это же папа! А я где? Да вот он я! Рядышком!»

«Ррраз - дорожка! Ух, здорово! Еще хочу! Ррраз! Ррраз! Много дорожек!»

Правило №2: Идеи для игр берем прямо из жизни! Не гонитесь за достоверностью и фотографической точностью изображения! Легко изобразить Вам - просто повторить ребенку!

Увидели на улице птичку? Вырвался из рук и улетел воздушный шарик? Вышли во двор и увидели снеговика? А может быть сами слепили? Пекли ароматные пироги, а малыш вертелся рядом? Отлично! Ведь все это будет шикарнейшим эмоциональным поводом для десятка разных игр! В том числе - художественных.

«Мишутка! Приходи к нам на чай! Мы с Наташей пирожки печем вкусные! С малинкой!»

И нарисовали пирожки. Яркие, желтые, оранжевые, с яркой корочкой-припеком. А кое-где начинка выглядывает. Мммм, вкуснота какая!

Правило №3: Герой игры на листе бумаги - такой же ее участник, как и мы - рисующие! Ведь все, что нами изображено, происходит с ним!!!

И этот совет тоже про действие и развитие сюжета. Нарисовали Мишутку, то можно придумать для него интересное развитие событий: «Дождик пошел! Мишка, прячься! Вот тебе зонтик!» И даем Михаилу зонтик, который только что в три секунды вырезали из цветной бумаги!

Малыш очень любит собачек? Отлично! Будет очень весело, если мы изобразим мохнатую Жучку! И, не успев сойти с кончика кисти, она звонко тявкнет (Вашим голосом, разумеется!): «Рррыр, гав! Прррривет, Малыш! А косточка есть у тебя?»

Да, конечно есть, о чем речь! «Машенька, давай Жучку покормим. Уж очень она голодная!» И счастливая Маша уже рисует тарелочку, а на ней сочную сладкую косточку. «Кушай, Жучка, угощайся!»

Правило №4: Озвучиваем происходящее на листе!

Казалось бы, что проще? Ан нет. Молчим, кряхтим, рисуем. И ни словечка. А зря! Ведь слова - та же игра, её логичное и необходимое продолжение! Они могут быть прелюдией, настраивать и вдохновлять нас на создание увлекательного сюжета:

«Мяу! Мяу! - Кто тут кричит? (рисуем быстро ушки, озорную мордочку) - Киса! Привет, киса! Будешь с нами играть?»

Правило №5: Не учим! Не критикуем!

Очень сложное правило. Пожалуй, самое сложное из всех! Я и сейчас иногда ловлю себя на словах: «А что это у тебя? Ааааа, так это барсук! А я думала, что слоник!» Вот уж обидно, так обидно! Ведь старался, как мог! А криво - так, мама, мне не 32, и моторика у меня на мой возраст развита! И представление о форме и цвете еще не такое стереотипное, как у тебя! И вообще, кто мне вчера читал про мышь-балерину? А теперь говоришь, что так не бывает?

Сложно из-под навеса жизненного опыта не подсказать малышу, что не бывает синих яблок, что зайцы не едят тортики, а кот не может ехать за рулем автомобиля! И вообще, этот жук больше похож на матрас, а рыбка на бабочку. Сложно. Но возможно!

Рисуйте сами! Сядьте рядом с карапузом, возьмите чистый лист, кисть или фломастер и поиграйте ДЛЯ СЕБЯ! И не забывайте рассказывать о происходящем: «Ого! Смотри, кто это у меня тут бежит! Это …»

Рядом с нами прекрасные учителя, и у них всегда найдётся бесконечный запас терпения, любви и идей!

Анна Маковей, специалист по методике Тепляковой и играющая мама.

Хотите научиться творчеству с малышом, развивая при этом мелкую моторику, воображение и навыки письма? Тогда приходите на наш тренинг " ". Проводите время интересно и с пользой!

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в « », отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов - профессиональных художников и дизайнеров, - чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись - талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить , почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают , что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16- 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина , дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование - способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то - кайф и поднятие настроения. Для третьих - это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала - рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе - это работает! Рисование - это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым - неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то - когда несется с горы на лыжах. Кто-то - когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в . Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование - это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное - они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать - это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное - желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное - желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы - наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину - водить машину, чтобы научиться готовить - готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, - это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры - совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, - это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию - там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк - это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

Вам нравится рисовать? А когда вы рисовали последний раз? Много лет назад? В детстве? А если вам нравилось, то почему не рисуете сейчас? Времени нет? Это несерьезно? Или вы думаете: «Да какой в этом смысл, раз я уже давно не в детском возрасте и не профессиональный художник. У меня и так каждый день куча дел – отдохнуть некогда, поэтому, зачем заморачиваться с каким-то там рисованием» . И далее по списку.

Почему рисовать полезно?

Если поток ваших мыслей движется примерно в таком направлении, задержитесь на пять минут на этой странице. И даже если сразу после прочтения статьи вы не помчитесь в ближайший магазин за красками и кистями, то хотя бы сможете блеснуть при случае эрудицией (я в теме). Так чем полезно рисование и почему надо учиться рисовать? Узнайте прямо сейчас.

Рисование – надежная защита от повседневного стресса

Если мы вынуждены думать сразу обо всем, регулярно сверяться с ежедневником или заглядывать в смартфон, чтобы не пропустить чего-то важного из запланированного – наше внимание скачет с одного объекта на другой, потому что все надо успеть. Но объять необъятное еще ни у кого не получилось. А рисование?

Здесь все привязано к сосредоточению на одном объекте – картинке. Полное погружение в процесс – а потом возможность неторопливо разглядывать результат.

В ежедневной круговерти такое не каждый себе позволит. А если победит лень или отсутствие интереса к интересным занятиям, то не захочет.

Когда мы зацикливаемся на себе (ах, какая у меня сложная жизнь; ах, какие постоянные у меня проблемы; ах, на меня навалилась такая усталость), то именно рисование покажет окружающий мир в других красках и поможет воспринимать жизнь, ориентируясь на весь спектр цветов. Вы сможете наконец-то заметить иней на ветках деревьев, или поразиться краскам летнего заката, или живописному виду местного прудика.

Развить в себе такое видение пространства с его цветами, формами, расстоянием полезно хотя бы для того, чтобы снижать уровень стресса. Ведь сосредотачиваясь на процессе изобразительной деятельности, мы переключаемся с режима ежедневных проблем, забот на режим отдыха, удовольствия и видимого результата.

Рисование – возможность зарядиться энергией, прекрасным настроением, испытать потрясающие ощущения

Мы привыкли проводить часы, глядя в экраны телевизоров, планшетов, ноутбуков, смартфонов. Нас поглотил виртуальный мир. Но проводя кистью по бумаге, на которой краска оставляет цвет – мы по-настоящему чувствуем это мир, мы не только видим, но и ощущаем тактильно. Мы полностью погружены в занятие, и с удивлением осознаем, до чего же нам все это нравится! Некоторые говорят, что наконец-то испытали чувства «как в детстве».

Мы создаем все сами – от белого нетронутого листа до нашего результата, пусть не идеального, как электронная картинка, но живого, настоящего. Этот результат может получиться не сразу, а требовать переделок, улучшений – но эффект потрясающий. И картинка в руках – полностью наша. Она создана нашими руками.

Мир вокруг нас замедляется, а мы входим в состояние творческого потока. При этом минуты или даже часы с кистью или карандашом в руке пролетают незаметно.

Мы испытываем приятные или даже захватывающие чувства свободы, радости, наслаждаемся действиями от смешивания красок или штриховки. И даже возникает ощущение счастья. Если до рисования настроение было «так себе», то в процессе оно заметно меняется в лучшую сторону. Мы с удивлением (а потом и без удивления) ощущаем прилив сил, даже если до рисования чувствовали усталость.

Рисование – путь к себе

Рисуя, мы отключаемся от забот, создание картины погружает нас в другой мир. Не замечаем ничего постороннего, центр притяжения – наша картина. Мы чувствуем себя как в детстве – мы творцы, нам хорошо, нам нравится и процесс и результат. А процесс этот действительно захватывающий. Все в наших руках: выбор красок, яркость цвета и т.д., что мы будем рисовать.

Мы творцы и решаем, что и как делать. И сколько! Рисование дает нам возможность экспериментировать, видеть под разными углами зрения оно учит подмечать мелочи жизни, осознавать, прислушиваться к себе – и эти навыки со временем переходят в повседневную жизнь.

Рисование – как игра, проба сил, возможность самовыражения, способ творческого саморазвития. В процессе рисования есть что-то детское, непосредственное. Позвольте себе побаловать внутреннего ребенка – будете моложе выглядеть и чувствовать себя. Кстати, посмотрите это видео «6 причин начать рисовать с точки зрения современной науки», оно займет у вас всего 5 минут.

Если польза от рисования настолько ощутима, то почему мы все-таки не рисуем?

  • Мы оправдываем себя бесконечной занятостью более «важными» делами. Многие живут по принципу: «Как переделать 100 миллионов неотложных дел за день и не сойти с ума». При таком ритме жизни к вечеру как бы имя свое не забыть! А своим желаниям и творчеству времени, естественно, не находится. К сожалению.
  • Мы боимся, что у нас ничего не получится, даже если хочется порисовать. Если в юные годы нас критиковали или вообще насмехались над, возможно, неумелыми попытками выразить себя на бумаге, или, хуже всего, заявляли, что у нас нет никакого художественного таланта – это все оседает в глубинах психики и трансформируется в собственные убеждения.
  • Мы опасаемся, что окружающие узнают о нашем «несерьезном» занятии рисованием и будут думать, что мы – натуры легкомысленные, прям как дети.
  • Мы неосознанно страшимся того, что можем обнаружить в глубине своего «Я». Если мы вскроем пласт чего-то эдакого, вдруг в нашей жизни что-то перевернется, заставит чувствовать, видеть, осознавать, думать по-другому. Мы боимся увидеть себя настоящих.

Как начать рисовать?

Если вы все же сомневаетесь, что рисование полезно или просто сама идея того, что можно регулярно рисовать, радоваться и процессу и результату, кажется нереальной, или просто боитесь начать – сделайте три шага, навстречу увлекательнейшему занятию.

  1. Для того чтобы рисование приносило пользу, занятия должны стать регулярными, в идеале – ежедневными. Самое интересное, что много времени на это тратить не обязательно – см. пункт 2. Пусть все происходит естественно: есть время и желание – рисуйте час, времени маловато – позвольте себе 15 минут. Даже если рисовать по 15 минут в день, но регулярно — так и навыки разовьются быстро, и вы оцените эффективность художественного творчества как способа справиться с ежедневным напряжением и усталостью.
  1. Начинайте с малого. Выберите для начала формат рисунка, например, А6 или А5. Когда освоитесь на этом пространстве, времени будет больше, настроение будет соответствующим – сможете увеличить формат. На создание небольшой картинки времени слишком много не потребуется, зато опыта можно набраться довольно быстро. Маленький лист бумаги помогает преодолеть страх неудачи и начать экспериментировать с материалами, цветом, способами рисования и передачи предметов, прорабатывать идеи, находить что-то свое.
  1. Допускайте ошибки. Сразу поймите и примите, что не каждая ваша картина будет шедевром. И это нормально! И если что-то получится не так, как вы ожидали, как ни странно – в этом тоже есть свой «плюс». Просто чем больше ошибок вы позволите себе совершить, тем быстрее пойдет развитие навыков и в итоге круче результат. Увидели ошибки в работе, сделали выводы – в следующий раз выйдете на другой уровень мастерства. Вот начнете рисовать, и сами убедитесь, сколько радости и восторга может принести маленькая картинка, нарисованная своими руками.

Хочу рисовать!

Я начала рисовать в 2015 году. И с тех пор не могу остановиться. Пока что моя любимая краска – гуашь. Мне так хотелось, чтобы другие люди тоже на себе ощутили волшебное действие рисования, что начала привлекать родственников к этому занятию. Моя мама поначалу сопротивлялась, говорила, что не умеет. Видели бы вы ее теперь! Каждый вторник наш дружный семейный художественный клуб рисует очередной шедевр. Но эту .

Если вы хотите рисовать, но не знаете, с чего начать, найдите подходящего помощника ! Ищите свое направление, действуйте, наслаждайтесь процессом, радуйтесь результату! Ощутите, насколько жизнь яркая и сколько в ней всего интересного. Надо только захотеть это увидеть.

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

С пожеланием вдохновения,

Наталья Реутова.

Рисование – потрясающий, сложный навык, который поможет воплотить вашу фантазию в форму и цвет. И заметьте, это навык! Нет, я не хочу сказать, что рисовать легко, самое большое заблуждение именно так и звучит. Но есть вещи, которые стали своего рода мифами-барьерами, тормозящими ваш рост, ваше внутреннее стремление к рисованию.

Вот они, встречайте:

Я не умею рисовать

Под этим мифом чаще всего мы имеем в виду, что не умеем рисовать реалистичные вещи. И вместо того, чтобы понять, как сделать свои рисунки более реалистичными или поискать себя в других стилях, мы просто забрасываем рисование к чертям. Эй, вспомните своё детство: вы рисовали всё и везде. Вам просто нравилось рисовать, вы учились, совершенствовали свои техники. Конечно, вам было не важно красиво это или не очень, пока не настал момент: других детей похвалили, а вас нет. Потом вы снова старались сделать свои рисунки более реалистичными, но у вас ничего не вышло и вы бросили это дело.

Итак, когда кто-то говорит “я не умею готовить”, разве это означает “я не умею готовить совсем “? Это означает “я не умею готовить хорошо “. Так же и с рисованием, в каждом деле есть свой спектр мастерства.

Если 0 – это “не умею”, то 1 – это “немножко умею”. Допустим, 10 – это совершенство. Поразительно, но большая часть людей воспринимает рисование как навык, имеющий только два уровня: 0 («я не умею») и 10 («я умею идеально»). Если вам нравится, как кто-то рисует, значит он умеет рисовать, если не нравится, значит не умеет. Такие убеждения могут разрушить ваши мечты о рисовании. Как возможно перешагнуть эту пропасть от уровня 0 до уровня 10?

  • 0 – это уровень человека, не умеющего держать в руках карандаш и водить им по бумаге. Вы же можете? Значит, вы, как минимум, на уровне 1!
  • вы можете рисовать геометрические фигуры, и даже если они не получается красиво, будет понятно, что это за фигура?
  • вы можете перерисовать что-то или хотя бы навести его очертания, его тени? Если нет, то вы можете обвести предмет с фотографии, приложив листок к ней?
  • у вас есть желание рисовать без натуры, воплотить всё накопленное в рисунок и вы можете нарисовать листок, не имея его перед собой?
  • вы можете рисовать вещи, которые не выглядят реалистично, но они расцениваются всеми как «настоящие»?

Тогда вам нужно просто практиковаться, вы уже выше уровня 2.

Художниками рождаются

Талант к рисованию можно отнести к набору характеристик, делающих человека более способным к обучению. Насчет таланта возникает как раз-таки больше всего заблуждений. Но самое страшное, что именно они обезнадеживают с самого начала. И как результат, мы просто бросаем рисование.

Одаренным людям проще поначалу? Да, но это не такое уж большое преимущество, как вы думаете. Это то же, что иметь плюс пять очков, когда нужно сто, для того, чтобы рисовать круто. Даже если предположить, что человек родился сразу имея уровень 4, не забывайте, что эти первые четыре уровня самые простые! Их довольно легко пройти, если принять тот факт, что им нужно научиться – они не были даны вам сразу.

Если вы, видя шикарный рисунок, созданный за короткий период, думаете, что его автор талантлив, вы ошибаетесь. К тому, что вы видите, автор шел годами, он не был рождён сразу опытным. На самом деле, есть очень много одарённых художников на третьем уровне, которые не знают о своих способностях – по той причине, что сравнивают себя с кем-то, кто много работал.

Суть ясна?

Ваши рисунки должны впечатлять

Конечно, это очень важно для вас.

Часто ли вы расстраивались из-за негативного комментария? Вы проводили радостные часы за рисованием, и всё ваше удовлетворение растворилось… из-за того, что кому-то не понравился ваш рисунок.

Кайф обучения, радости от творчества хороши сами по себе, даже если никто не видит эффекта. Это нормально, что вы хотите делиться своей радостью с другими, но когда это ваша единственная мотивация, начинания будут постоянным разочарованием.

Настоящий художник нарисует всё, что захочет

Рисовать – всего один из навыков, а их существует широкий спектр, с мультипликаторами с одной стороны и архитекторами с другой. Если вы захотите попробовать быть профи везде, то вы везде будете иметь средний уровень. До пятого уровня, опыт рисования покажется вам немного общим. Но после него вам нужно будет определится: Архитектура? Животные? Человек? Фон? Как вы поймёте, дальше в каждом из этих разделов есть множество подразделов. Но в каждом из них вы найдёте другие подразделы. Например, животные включают фантастических зверей, динозавров, млекопитающих, амфибий, рептилий, птиц, и вообще разные семейства и виды…

Для рисования нужны специальные инструменты

Зайдя в книжный магазин, вы можете найти там два типа книг по рисованию: для удовольствия и о профессиональном рисовании. Первый тип книг – это, в основном, пошаговые инструкции и рисование конкретного предмета. В конечном итоге эта книга вас ничему не научит. У вас будет результат – конкретно нарисованный рисунок, которому вас научила книга, а без нее вы потерялись бы.

Второй тип книг сложнее. Как правило, их первая глава посвящена принадлежностях для художника. И авторы подобных учебников предполагают, что если использовать только карандаш, то можно достигнуть только тот первый тип. После этого начнётся длинная речь о всех типах карандашей, ластиков и бумаг, включая информацию об инструментах, которыми ты не представляешь, как рисовать, например, о туши или угле.

Вы, читая эту главу, держа в руках свой карандаш и простой ластик, тонкий лист бумаги, мучаетесь в сомненьях. Аналогична ситуация, когда вы хотите приготовить блюдо по рецепту и у вас нет нужных ингредиентов. Вы сомневаетесь и настрой у вас уже не тот!

Посмотрите на скетчи Леонардо да Винчи и задумайтесь. У него не было графического планшета, уж не говоря о Cintiq. Вы тоже можете создавать скетчи не хуже карандашом или ручкой. Просто сосредоточьтесь на том, что вы рисуете, а не на инструменте.