Особая сфера культуры суверенное целостное образование. Теоретические аспекты анализа субкультуры

Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами.

Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, элитарное и массовое, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья.

Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари и т.д.? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением.

Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные секты.

Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма.

Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать аналогичную ответную реакцию.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Субкультура обуславливает различия поколений.

Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.

СУБКУЛЬТУРА - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. - от народной, аристократич. - от демократич., христианская - от языческой, взрослая - от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Даже в античной культуре, к-рая нем. поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, представляющих собой не плод мифотворч. фантазии, а “два действит. средоточия единого бытия” (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, эзотерич. и профанное, элитарное и массовое, офиц. и народное, языч. и христианское. Так, в ср.-век. миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христ., начало сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял офиц. и серьезной культуре ср.-вековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смехо-вую, карнавальную культуру.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ, групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфич. настроенности опр.групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

Лит.: Шмаков В.А. Основы пневматологии. Кн. 1-2. М, 1922; Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М., 1980; Соловьев Вл. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988; Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Он же. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Он же. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994; Петров Д.В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996.

Большая популярность аниме привела к тому, что появились люди, которые серьезно заинтересовались данным направлением анимации. Изначально это были просто сходки людей, имеющих общие интересы. Однако постепенно стали образовываться клубы, официально зарегистрированные косбенды. Появлялось все больше интернет-ресурсов, посвященных данной теме.

Как известно, субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни .

Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. Эту социальную группу отличают следующие признаки:

1. Особые интересы и ценности.

Сюда входит увлечение аниме, мангой, культурой и историей Японии. Также в данной субкультуре распространено увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Анимешникам присущи определенные виды творчества:

Рисование.

Для многих все начинается с простого срисовывания персонажей любимого аниме. Стиль аниме довольно необычен – большие глаза, всевозможные необыкновенные костюмы и прически, яркие образы, новые способы передачи эмоций персонажа. Все это побуждает выдумывать своих персонажей, экспериментировать. Поэтому среди анимешников встречается много художников [Приложение А].

Литературное творчество.

Стихи и проза по мотивам любимых произведений. В рамках этой темы следует сказать о фанфиках. Термин «Фанфик» (от английского «fan fiction») означает литературное произведение, в основу которого легли сюжет и персонажи какого-либо оригинального произведения. Фанфики создаются и поклонниками аниме. Тематика может быть самая разнообразная: это могут быть произведения юмористические, пародийные, альтернативные пересказы известных произведений.

Фанфик – это попытка автора показать свое видение персонажей и сюжета того или иного аниме или манги. В интернете можно найти огромное количество фанфиков, от низкопробных графоманских опусов до высококачественной прозы с отличным стилем изложения [Приложение Б].

Говоря про литературное творчество, не стоит забывать переводчиков. Творческие переводы песен из аниме и переводы иностранных фанфиков – это тоже своеобразное творчество. Ведь переводчику нужно сделать так, чтобы не был потерян смысл, и чтобы читать такое произведение было не скучно.

Клипмейкеры – любители.

АМВ (AMV – Anime Music Video) - музыкальный клип, созданный поклонниками аниме при помощи программ для редактирования видео с использованием фрагментов из любимого аниме и разнообразных музыкальных произведений. Мастера АМВ тратят дни, а порой и месяцы на создание своих произведений. Ведь создание клипа включает в себя не только наложение изображения на музыку, но и подбор и анализ музыкальной композиции, разбор ее буквально по секундам, разработку сюжета и концепции клипа, обработка видео и использование различных спецэффектов. Создаются объединения клипмейкеров, регулярно проводятся фестивали и конкурсы клипов.

2. Свой сленг.

Говоря о субкультуре, нельзя не упомянуть о лексике. Специфику речи анимешников можно сравнить со спецификой речи толкиенистов, геймеров или программистов. Используемые анимешниками выражения зачастую представляют собой буквальное заимствование с японского языка, но бывает и так, что заимствованное слово «обрастает» откровенно русскими аффиксами, и тогда уже можно говорить о морфологическом освоении заимствованного слова. Чаще всего анимешники в своих разговорах используют японские слова, термины и понятия, связанные с аниме и мангой. В качестве заимствований чаще всего анимешники используют междометия или отдельные слова, реже выражаясь словосочетаниями и почти не употребляя в своей речи предложения полностью на японском. Отдельное внимание хотелось бы уделить культовому для анимешников междометию «ня». Если опираться на язык-источник, то в японском «ня», а если быть более точной, то «nya» («ниа») – это звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их «кавайными». Универсальное междометие «ня» может выражать широкий спектр эмоций - от печали и недоумения до эйфории и крайнего восторга. Всё зависит от интонации, с которой произнести данное слово. А далее с заимствованным словом происходит тоже, что случается и с некоторыми другими заимствованиями: оно начинает «обрастать» русскими аффиксами, которые из междометия делают другие самостоятельные части речи. Например, няшный - милый, вызывающий умиление.

3. Манера поведения.

Следует отметить, что определить общую для всех анимешников манеру поведения достаточно сложно. Скорее здесь можно говорить о заимствовании жестов у любимых аниме героев и культуре поведения, присущей японцам.

4.Одежда и внешний вид.

Нередко анимешники носят одежду с соответствующей символикой. Это может быть символ какого-то определенно аниме или же аниме персонажа. Также следует отдельно сказать о таком явлении как косплей.

«Костюмированная игра» – так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay» (Costume Play). Косплей – это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Термин «косплей» укоренился не только в русскоязычном аниме-сообществе, но также среди ролевиков и исторических реконструкторов, где повсеместно используется для обозначения отыгрыша внешнего вида персонажа (как правило - одежды) вне зависимости от её отношения к японской культуре.

Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты – и только ты – лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея – участники косплея полностью отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра.

Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.

Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея .

Следует отметить, что у анимешников есть своя классификация. Классифицировать анимешников по степени увлеченности можно на 4 условные группы:

1) новичок – увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

2) интересующийся – увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме – мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремиться расширить эти знания).

3) японист (особая группа среди интересующихся) - человек может увлекаться аниме, но при этом не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересуется историей Японии, языком, вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в культуре, а не в аниме.

4) отаку – все прекрасно знают, что термин «отаку» в самой Японии означает не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же (да и не только у нас, во всем остальном мире тоже) этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги .

Понятия анимешник и отаку разграничивают как общее и особенное. То есть, любой отаку – анимешник, но не всякий анимешник – отаку, так как в общем понимании отаку – это человек, в крайней степени увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии вообще.

Таким образом, субкультура анимешников представляет собой целостное образование с характерными отличительными признаками. Все эти признаки мы можем видеть и у белорусских представителей данной субкультуры.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Фэндом и возникновение молодежных субкультур. Примеры субкультур: музыкальные и арт-субкультуры. Интернет-сообщество и интернет-культуры. Индустриальные и спортивные субкультуры. Контркультуры, взаимоотношения субкультур. Панки, эмо, хиппи, риветхед.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Характерные особенности молодёжной субкультуры "Панки". Вульгарная манера поведения на сцене. Связующие звенья между движением панков и предыдущим поколением битников. Внешний вид панков. Родственные субкультуры и субкультуры, вышедшие из панка.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Характерные черты и субъект "субкультуры", ее виды (этнические, корпоративные, религиозные, возрастные). Понятие контркультуры как совокупности социально-культурных установок, противостоящих ценностям господствующей культуры. Её основные элементы.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2013

    Культура определенного молодого поколения. Взаимосвязь современных молодежных культуры, субкультуры и музыки. Байкеры, готы, металлисты, рокеры, панки, растаманы, ролевики, рэйверы, рэперы, скинхэды, хиппи и альтернативщики. Футбольные болельщики.

    реферат , добавлен 08.03.2009

    Различные определения культуры. Фэндом (фанатство) и возникновение субкультур. История и характеристики термина. Распространенные и крупные субкультуры. Появление и принцип образования контркультуры. Взаимоотношения и генетические связи субкультур.

    реферат , добавлен 13.01.2012

    История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.


    Введение
    Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий трансформирует устоявшийся культурный уклад. На наших глазах происходит смена культурных парадигм. Серьезные изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека.
    Одновременно разворачиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, мы наблюдаем явление глобализации, которое ведет к усреднению культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.
    Современное общество становится более разнообразным, культура превращается в «мультикультуру», она все более дифференцируется внутри себя. Между личностью и общественным целым обнаруживается растущее напряжение. Проблема культурной самоидентификации личности сегодня становится ключевой.
    В картине развития современной культуры можно обнаружить противоречивые процессы, имеющие подчас противоположную направленность. Происходит усложнение внутренней структуры общества, связанное со все большим дроблением социальных групп и выявлением разнообразных культурных потребностей и ориентиров. Современная культура вбирает в себя множество субкультур.
    В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений.
    Последнее время для характеристики внутренних градаций в системе культуры и процессов, происходящих в культуре современного общества, все более широко используется понятие субкультуры. Это специфическое образование, отражающее культурную неоднородность общества и фиксирующее устойчивое или временное отличие ценностных ориентаций, социальных и культурных устремлений конкретной группы людей от господствующей в обществе культуры. В послевоенный период на Западе, а затем и в России получили распространение различные молодежные субкультуры, характеризующие специфические настроения и стремления молодежи к самовыражению в культурных формах - внешний вид и одежда, поведение, формы общения и т.д., - отличных от общепринятых. При этом существование конкретных молодежных субкультур в большинстве случаев было недолговечным. Мода на них менялась, одни субкультуры заменялись другими: хиппи, панки, скинхеды и т.д.
    Субкультура, отличаясь от нормативной культуры данного общества, вовсе не обязательно вступает с ней в противоборство или претендует на то, чтобы стать доминирующей в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить. Контркультурным было, например, молодежное движение 60-х годов XX века, носившее антибуржуазный характер, выступавшее против истеблишмента.
    Различие субкультуры и контркультуры не всегда можно установить с достаточной определенностью. Некоторые субкультуры враждебны принятой культуре общества, но не выходят за пределы определенной среды. Так, криминальный мир имеет свою субкультуру - ценности, нормы, язык, даже примитивную художественную культуру (блатные песни). Она чужда и враждебна нормативной культуре общества, оставаясь культурой асоциальных групп. С другой стороны, наблюдается стремление использовать понятие контркультуры для описания процессов возникновения инноваций в системе ценностей, зарождения новых культурных феноменов.
    Исходя из вышеизложенного проблема соотношения понятий «контркультура» и « субкультура» является чрезвычайно актуальной.
    Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.
    Даже в античной культуре, которая немецкому поэту Гёльдерлину казалась целостной и монолитной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, представляющих собой не плод мифотворческой фантазии, а "два действитвительного средоточия единого бытия" (В. Шмаков), порождающих и восхождение и спады потока жизни.
    В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования элитарное и массовое, официальное и народное, языческое и христианское. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т. е. христианское, начало сосуществовало со старым, языческим.
    В эпоху Возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья. Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.
    Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но официальная серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями "контркультура" и "субкультура". Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.
    Некоторые образования культуры отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных обществ, групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп.
    Субкультурные образования культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих". Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.
    Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.
    Подобного рода феномены мы называем субкультурой: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.
    В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматических лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.
    Субкультурные тенденции в обществе во многом вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.
    Субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиционных рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены немецким социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что субкультуры обусловлены различиями поколений.
    Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

    1.2. Понятие субкультуры
    Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.
    Например, особые черты присущи укладу жизни русских камчадалов вследствие удаленности района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.
    Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.
    Обычно субкультура не стремится к распространению своей системы ценностей на всю культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.
    В самом общем виде субкультуры можно разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.

    К первой группе можно отнести субкультуры, в основе которых лежат возрастные и этнические различия.
    В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, в то время еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя.
    В культурологии проблема субкультур рассматривается, как правило, в рамках изучения явления социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, восхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные циклы», обусловленные сменой поколений.
    Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию. Еще три века тому назад Франция практически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была субкультура Парижа и его окрестностей. Сегодня это местное своеобразие в значительной степени стерлось, все слилось в единую французскую культуру. В Югославии же сербская, хорватская, македонская культуры имели изначально не столь существенные различия, тем не менее результат их взаимоотношений хорошо известен.
    В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества, а демократического особенно, должна впитывать, ассимилировать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.

    Таким образом, понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958).
    Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.

    Глава 2. Контркультура как универсальный атрибут общества
    2.1. Возникновение понятия «контркультура» и его сущность
    Контркультура - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов".
    Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.
    В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.
    В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.
    Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультуры. Между тем в контексте современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

    Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.
    В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.
    Контркультура, в культурфилософском истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно, обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что контркультура - уже исторический факт, архаика. Официальная, господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собственное ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.
    В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.
    В контексте подобных исследований понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.
    Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.
    Всякая новая культура, культура конкретной эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой точки зрения "первое осевое время" (Ясперс) есть своеобразный выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языческом сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
    Э. Тирьякян (Канада) еще в середине 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-исторического процесса. Зарубежные публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в современном мире происходит "революция сознания". Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание контркультуры как ядра будущих культурных парадигм становится в западной культурологии традиционным.
    Российское общество находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются новые социокультурные группы, имеющие специфический менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

    2.2. Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
    Развитие культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп возникают специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ.
    Однако в истории культуры известны такие примеры, когда локальные комплексы культурных ценностей начинают активно внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.
    В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется для обозначения социально- культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности.

    Глава 3. Современная молодежь в МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    3.1. Специфика молодежной субкультуры
    Как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа, молодежь первой воспринимает новые формы развития вместе со всеми позитивными и негативными явлениями. Максимум её интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Условия жизни, особенно в крупных городах, создают предпосылки для объединения молодежи в различные группы и движения, а также для формирования коллективного сознания в этих группах, общих представлений и ценностей. Неформальные объединения молодёжи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения каких-либо результатов, а также компенсаторную, связанную с отсутствием свободы в официальных структурах.
    Проблема молодежной субкультуры стала предметом специального изучения сравнительно недавно - с середины 50-х годов ХХ века. Её появление связано с динамично развивающимся западным обществом. Для традиционных обществ эта проблема не была столь актуальна (независимо от возраста люди ориентируются на сходные ценности: слушают одну музыку, исполняют одни танцы). Жизнь западного общества подвержена постоянной модернизации, расширению возможностей выбора, в результате чего возникают серьезные противоречия в культуре, в способах коммуникации, ценностных ориентациях, образе жизни «отцов» и «детей».
    Появление молодежной субкультуры обусловлено тем, что в цивилизованном обществе значительно возрастает период социализации людей (нередко до 30 лет). Молодой человек перестает быть ребенком с физиологической точки зрения, но по социальному статусу еще долго не принадлежит к миру взрослых. Экономическая самостоятельность еще не достигнута в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социально - миру отрочества, то есть социальная зрелость отодвигается на более поздний срок.
    Специфика молодежной субкультуры заключается в её неопределенном социальном статусе, активном поиске вариантов развития, когда молодые люди активно «примеряют на себя» социальные роли взрослых. Сфера, где проще всего проявлять самостоятельность, - досуг. Это не только общение, но и социальная игра. В динамично развивающихся обществах семья частично утрачивает функцию передачи социального опыта. Вступая в юношеский возраст, молодой человек ищет новые социальные связи. Неформальные группы образуют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Характерными чертами молодежных субкультур являются максимализм, игровое начало, поиск идеала.
    Такие группы, как правило, протестуют против общепринятых установлений, демонстрируют «отклоняющуюся» модель поведения. Им свойственен иррационализм, отказ от социального в пользу природного, гедонистическая устремленность («жить» теперь и получать от этого удовольствие). Свобода часто понимается как освобождение от внешних условностей. Нонконформизм проявляется в манерах, одежде, увлечениях, жаргоне. В России эти процессы активизировались в 70-е годы, а своего апогея достигли в перестроечное время. На основе изучения современных молодежных субкультур исследователи предлагают построить их типологию. Она включает, по меньшей мере, четыре направления:
    и т.д.................