Основные вехи биографии а с грибоедова. Грибоедов Александр Сергеевич – биография

А.С. Грибоедов - знаменитый русский драматург, блестящий публицист, успешный дипломат, один из умнейших людей своего времени. В историю мировой литературы он вошел как автор одного произведения - комедии "Горе от ума". Однако написанием знаменитой пьесы творчество Александра Сергеевича не ограничивается. Все, за что брался этот человек, носит отпечаток уникальной одаренности. Его судьба была украшена необыкновенными событиями. Жизнь и творчество Грибоедова кратко будут изложены в этой статье.

Тем не менее, литературу того времени нельзя рассматривать отдельно от вкусов самого императора. Два великих литературных гения того времени, Сенека и Лукан, были тесно связаны с ним; Персидскую поэзию вряд ли можно считать изолированной от работы этих двух стоиков, в то время как Петроний в определенной степени отражает вкусы двора, который он сам был главным украшением на время. изучая литературное развитие Нерона, мы видим, что он стремился привести и ограничить работу своих современников.

Это означало не только рост крупного капитала, но и изменение образа жизни и обычаев, а также появление новых социальных секторов. Интерес Пасолини, как уже упоминалось, исходит из той же исторической проблемы и того, что влечет за собой изменение времени. Последняя часть речи кентавров в первые шесть минут Медеи радикально отличается от предыдущих: в хижине Хирон превратился в одетых людей, которые теперь говорят с Джейсоном, возможно, через двадцать четыре года. Хирон признает себя лжецом и поэтом как дефект, но он оправдывается тем, что для древнего человека жизнь развивается в тесном контакте, ежедневно, с трансцендентным.

Детство

Грибоедов Александр Сергеевич появился на свет в 1795 году, 4 января, в городе Москве. Он воспитывался в обеспеченной и родовитой семье. Его отец - Сергей Иванович - на момент рождения мальчика был отставным секунд-майором. Мама Александра - Анастасия Федоровна - в девичестве носила ту же фамилию, что и замужем - Грибоедова. Будущий литератор рос необыкновенно развитым ребенком. В шесть лет он уже владел тремя иностранными языками . В юности он стал легко изъясняться на итальянском, немецком, французском и английском. (древнегреческий и латынь) также были для него открытой книгой. В 1803 году мальчика отдали в благородный пансион при Московском университете, в котором он провел три года.

Этот новый десакрализованный кентавр - современный человек , который разговаривает со зрителем через Джейсона: Пасолини сделал его суби-генералом интригрегированного рассказчика, который объясняет, что произошло. Это похоже на мета-кинематографический голос, который анализирует, а не повествует. После того, как он оправдал себя, этот новый гуманизированный Хирон передает прагматику вне хижины и говорит Джейсону, что делать: однако он предупреждает его, что в своем путешествии в дальние страны он найдет мир, совершенно отличный от своего, мира очень реалистично, потому что «только мифический реалистичен, и только тот, кто реалистичен, миф».

Юность

В 1806 году Александр Сергеевич поступил в Московский университет. Уже через два года он стал кандидатом словесных наук. Однако Грибоедов, жизнь и творчество которого описываются в данной статье, учебу не оставил. Он поступил сначала на нравственно-политическое отделение, а затем - на физико-математическое. Блестящие способности юноши были очевидны всем. Он мог сделать великолепную карьеру в науке или на дипломатическом поприще, однако в его жизнь внезапно ворвалась война.

С этой фразой поднимается проблема реальности и ее относительная ценность, которая будет рассмотрена в последовательных сценах фильма, как когда Медея впадает в отчаяние от халатности солдат Джейсона, чтобы найти священный символ в области его лагерь или фрагмент, в котором проблема становится явной, когда два кентавра появляются перед героем.

Пазолини претендует на реальность вне прагматической логики, и именно современный кентавр прямо ставит вопрос. Архаическая реальность, описанная Элиаде в терминах повторения архетипов и участия в трансцендентном, противостоит империи разума и прагматичности. В конце концов, эти первые минуты между Джейсоном и Хироном заканчиваются последней проповедью, в которой кентавр утверждает, что семя, которое теряет свою форму под землей, а затем возрождается, представляет собой последний урок за один раз: воскрешение как символ жизни и целостности, всегда меняющейся и в то же время полной и статичной.

Военная служба

В 1812 году Александр Сергеевич вступил добровольцем в Московский гусарский полк, которым командовал Салтыков Петр Иванович. Сослуживцами юноши стали юные корнеты из самых известных дворянских фамилий. Вплоть до 1815 года писатель находился на военной службе . Его первые литературные опыты датируются 1814 годом. Творчество Грибоедова началось с очерка "О кавалерийских резервах", комедии "Молодые супруги" и "Письма из Брест-Литовска к издателю".

Однако этот последний лезион не имеет никакого значения для Джейсона, «как отдаленная память, которая больше не касается вас». Кентавр категорически заключает, что нет бога. Медея - осязаемый пример колебания содержания через разные языки : начиная с трагедии мы приходим к кинематографической работе. Тем не менее, фильм больше, чем постановка перед камерой. Пазолини делает тщательный выбор, который делает Медею средством выражения еще одной озабоченности сюжетом, который включает его в его настоящем.

Более того, директор представляет явную речь на основе обсуждений своего времени и нынешних авторов. Аргумент, наполненный политическим содержанием, проявляется через творение, изобилующее всеми его историческими ценностями. С Медеей не только ясно, что повествование выполняет основную коммуникативную функцию, которая напрямую связана с явным содержанием: очевидно, что кино может на своем собственном языке отражать различные способы понимания и упорядочения общества историческое время. Короче говоря, обе постановки направлены на то, чтобы создать опыт прошлого в зрителе, на котором становится видимым место производства настоящего, Италии конца шестидесятых.

в столице

В 1816 году вышел в отставку Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество писателя стали развиваться по совсем другому сценарию. Он познакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, стал учредителем масонской ложи "Du Bien" и устроился на дипломатическую службу в качестве губернского секретаря. В период с 1815 по 1817 год Александр Сергеевич в соавторстве с друзьями создал несколько комедий: "Студент", "Притворная неверность", "Своя семья или Замужняя невеста". Творчество Грибоедова не ограничивается драматургическими опытами. Он пишет критические статьи ("О разборе вольного перевода Бюргеровской баллады "Ленора") и сочиняет стихи ("Лубочный театр").

И Сатирикон, и Медея отвечают на следующее заявление Де Серто. Все историографические исследования связаны с местом социально-экономического, политического и культурного производства. Это подразумевает средство разработки, ограниченное собственными определениями: либеральная профессия, должность наблюдения или обучения, специальная категория адвокатов и т.д. затем он подвергается давлению, связанному с привилегиями, укорененными в особой форме. Именно в зависимости от этого места создаются методы, организована точная топография интересов и досье вопросов, которые мы собираемся запросить у документов.


На юге

В 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы чиновника дипломатической миссии в США и был назначен секретарем при царском поверенном в Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил работу над пьесой "Пробы интермедии". Грибоедов, творчество которого только приобретало известность, по дороге в Тифлис начал вести путевые дневники. Эти записи раскрыли еще одну грань искрометного таланта писателя. Он был самобытным автором иронических путевых заметок. В 1819 году творчество Грибоедова обогатилось стихотворением "Прости, Отечество". Примерно в это же время он заканчивает работу над "Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января ". Дипломатическая деятельность в Персии очень тяготила Александра Сергеевича, и в 1821 году он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию. Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые черновые наброски комедии "Горе от ума". В 1822 году Грибоедов начал работу над драмой "1812".

Два других фильма, которые служат эталоном для изучения взаимосвязи между порядком времени и кино, - это тонкая красная линия и «Спасение рядового Райана», две голливудские постановки. Тонкая красная линия Терренса Малика поднимает ряд вопросов о представлении войны в кино и дает уникальную перспективу для случая Второй мировой войны в театре операций Тихого океана . Несмотря на то, что оба фильма имели довольно схожий бюджет для их исполнения, успех «Экономия частного Райана» в экономическом плане был намного выше, так как он увеличил почти 217 миллионов долларов, а тонкая красная линия - всего 36.

Столичная жизнь

В 1823 году Александру Сергеевичу удалось на время оставить дипломатическую службу. Он посвятил свою жизнь созданию продолжил работу над "Горем от ума", сочинил стихотворение "Давид", драматургическую сцену "Юность Вещего" и веселый водевиль "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом". Творчество Грибоедова, краткое описание которого представлено в этой статье, не ограничивалось литературной деятельностью . В 1823 году увидела свет первая редакция его популярного вальса "e-moll". Кроме того, Александр Сергеевич публиковал дискуссионные записи в журнале "Desiderata". Здесь он полемизирует с современниками по вопросам русской словесности, истории и географии.

Эта разница была отмечена Он приглашает нас спросить себя, почему, если в обоих фильмах есть актеры, привлекательные для публики, и они создавались по критерию зрелищности с точки зрения специальных эффектов в Голливуде, один из них превосходил друг друга таким дробящим образом, как на деньги, собранные в кассе. Фильм Малика представляет особый подход к войне, состоящий из ряда кинематографических и повествовательных элементов, которые, возможно, отделяют ее от коммерческого успеха фильма Спилберга.

Можно утверждать, что оба указывают на разные результаты и что им удается создавать другой исторический опыт в своей аудитории, даже если они имеют дело с теми же временными рамками и тем же историческим событием, которое видели солдаты из одной страны, хотя и в разных сценариях.

"Горе от ума"

В 1824 году совершилось великое событие в истории российской драматургии. Закончил работу над комедией "Горе от ума" А.С. Грибоедов. Творчество этого талантливого человека навсегда осталось в памяти потомков именно благодаря этому произведению. Яркий и афористический стиль пьесы содействовал тому, что она полностью "разошлась на цитаты".

Один из аспектов, который необходимо принять во внимание, прежде чем создать место для сравнения обоих фильмов, - это их место производства. С окончанием холодной войны коммунизм превратился из принудительного элемента в общий враг, чтобы быть угрозой из прошлого. Во-вторых, суть этого видения не сильно отличалась от сути его предшественника Джорджа Буша. «Пустота» была названием «Нью-Йорк таймс», другие называли ее «очень осторожной» и отсутствовали «видение».

Этот контекст перехода к новым целям как мировой сверхдержавы в Соединенных Штатах - это то, что создает производство этих двух фильмов. Тонкая красная линия представляет собой смелый и оригинальный подход к воинствующему жанру в кино, что даже ставит под сомнение многие из заповедей, которые составляют жанр. В фильме, который длится почти три часа, вы не слышите первый выстрел из оружия до сорока минут, который резко контрастирует с фильмом Спилберга, который начинается с чрезвычайно интенсивной последовательности действий приземлений Нормандии, затем загадочного первого момента, когда ветеран представлен своей семьей на кладбище.

В комедии сочетаются элементы классицизма и новаторских для того времени реализма и романтизма. Беспощадная сатира на столичное аристократическое общество первой половины 19 века поражала своим остроумием. Однако комедия "Горе от ума" была безоговорочно принята российской публикой. Отныне все узнали и оценили литературное творчество Грибоедова. Краткое описание пьесы не может дать полного представления о гениальности этого бессмертного произведения.

Малик выбирает более рефлексивный старт и даже неожиданно для зрителя, который с самого начала думал о военном фильме. Представляя зрителю пейзажные сцены и детали окружающей среды , сопровождаемые голосом, который спрашивает о «войне в сердце природы», режиссер дает понять, что его предложение отмечено рефлексивным и даже философским тоном. Камера следует за воином Виттом, которого играет Джим Каниезель, в течение первых десяти минут фильма, предполагая, что сюжет будет развиваться вместе с ним в качестве главного героя.

Спокойствие, в котором Малик показывает Витта в меланезийской общине, которая представлена ​​в гармоничных отношениях с природой, резко контрастирует с военным миром, в котором солдат находится сразу после передачи последовательности в круиз, что Он вспыхивает, сильно ударяясь по волнам моря, незадолго до того, как он был спокойным и кристально чистым.

Снова на Кавказ

В 1825 году Александру Сергеевичу пришлось отказаться от намеренья съездить в Европу. Литератору необходимо было вернуться на службу, и в конце мая он отправился на Кавказ. Там он выучил персидский, грузинский, турецкий и арабский языки. Накануне поездки на юг Грибоедов закончил перевод фрагмента "Пролог в театре" из трагедии "Фауст". Также ему удалось составить примечания к произведению Д.И. Цикулина "Необыкновенные похождения и путешествия...". По дороге на Кавказ Александр Сергеевич посетил Киев, где пообщался с видными деятелями революционного подполья: С.П. Трубецким, М.П. Бестужевым-Рюминым. После этого некоторое время провел в Крыму Грибоедов. Творчество, краткое изложение которого представлено в данной статье, получило новое развитие в эти дни. Писатель задумал создание эпической трагедии о Крещении на Руси и постоянно вел путевой дневник, который увидел свет только через тридцать лет после кончины автора.

Идея Витта как главного героя скоро отвергается в глазах зрителя, видя, что многие последовательности, в которые вводятся разные символы, сопровождаются соответствующими записями голоса. Малик принимает созерцательную позицию перед войной, о которой говорит множество голосов, которые зритель едва ли может идентифицировать, но это признает как совокупность солдат, группу людей, чьи видения создают гармоничную и дополненную историю. Последовательность посадки на атолле вполне правдоподобна с точки зрения исторической рекреации с точки зрения одежды и вооружения, но не впечатляющей, поскольку она разворачивается без единого выстрела и порождает другие выстрелы, которые вместе создают растущую напряженность в интерес зрителя, который знает, что действие приближается.

Внезапный арест

После возвращения на Кавказ Александр Сергеевич написал "Хищники на Чегеме" - стихотворение, созданное под впечатлением от участия в экспедиции А.А. Вельяминова. Однако вскоре случилось еще одно судьбоносное событие в жизни литератора. В 1926 году, в январе, он был арестован по подозрению в принадлежности к тайному обществу декабристов. Под угрозой оказались свобода, жизнь и творчество Грибоедова. Краткое изучение биографии писателя дает представление о том, в каком невероятном напряжении он находился все эти дни. Следствию не удалось найти доказательства причастности Александра Сергеевича к революционному движению. Через полгода его освободили из-под ареста. Несмотря на полную реабилитацию, за писателем велось негласное наблюдение еще некоторое время.

Два мертвых, найденных компанией, а затем раненый лагерь, в котором Уитт выполняет свои обязанности фельдшера, указывают на то, что присутствие японцев является реальным и приближается. Возможно, у всех людей есть одна душа, в которой все участвуют. Все они лица одного и того же человека, одного существа, - говорит голос Витта в лагере, прежде чем последовательность переходит к планированию холма между капитаном Старосом и полковником Таллом. До этого момента в фильме оружие не было выпущено, и музыка постоянно присутствовала.

Его акцент на равнодушии природы к состоянию человека, присутствующей в лезвиях, пронизанных осколками, через которые светлые фильтры или синяя бабочка, которая летит между перекрестным огнем, когда разразился бой, является частью драматическое видение, которое автор хочет передать в своем представлении войны как нечто условное.

Последние годы жизни

В 1926 году, в сентябре, А.С. Грибоедов вернулся в Тифлис. Он снова занялся дипломатической деятельностью. Благодаря его усилиям Россия заключила выгодный Туркманчайский мирный договор. Александр Сергеевич сам доставил текст документа в Петербург, получил должность министра-резидента (посла) в Иране и отбыл на место назначения. По пути он сделал остановку в Тифлисе. Там он встретился с повзрослевшей дочерью своего друга - Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой юной девушки, литератор тут же сделал ей предложение. Он обвенчался с Ниной через несколько месяцев - 22 августа 1828 года. Юную супругу Александр Сергеевич забрал с собой в Персию. Это подарило счастливым супругом еще несколько недель совместной жизни.

Тем не менее, камера также принимает точку зрения первого человека: вдали от представления войны сверху камера дополняет свой созерцательный характер точками зрения, которые проникают через зрителя в перекрестный огонь, в некоторых случаях он окрашивается кровью и это прямо наблюдается японским солдатом, который в какой-то мере расспрашивает зрителя о его роли в фильме и о жестокости, которую он представляет. В этом смысле тонкая красная линия является материализацией собственного видения ее директора, которая отражается в конкретном историческом времени и в серии событий, которые предлагают контекстуализацию набора отражений после сюжета.


Трагическая гибель

В Персии Александру Сергеевичу пришлось тяжело работать. Он постоянно посещал Тегеран, где вел дипломатические переговоры в очень жестком ключе. Русский император требовал от своего посла неумолимой твердости. За это персы прозвали дипломата "жестокосердным". Эта политика принесла свои трагические плоды. В 1929 году, 30 января, русская миссия была уничтожена толпой взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь человек в посольстве. Среди них оказался А.С. Грибоедов. Его растерзанное тело впоследствии смогли опознать только по травмированной в юности левой руке. Так погиб один из самых одаренных людей своего времени.

Многие литературные проекты так и не успел завершить Грибоедов. Творчество, краткое описание которого предлагается в данной статье, пестрит неоконченными произведениями, талантливейшими набросками. Можно понять, какого даровитого писателя лишилась в тот момент Россия.

Таблица жизни и творчества Грибоедова представлена ниже.

Александр Сергеевич Грибоедов появился на свет.

1806 - 1811 годы

Будущий литератор обучается в Московском университете.

Грибоедов вступает в Московский гусарский полк в звании корнета.

Александр Сергеевич выходит в отставку и начинает светскую жизнь в столице.

Грибоедов становится сотрудником

1815-1817 годы

Драматург пишет свои первые комедии, самостоятельно и в соавторстве с друзьями.

Александр Сергеевич поступает на должность секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране.

Писатель закончил работу над стихотворением "Прости, Отечество!"

Грибоедов задействован в качестве секретаря в дипломатической части при генерале А.П. Ермолове, командующим всеми русскими войсками на Кавказе.

Александр Сергеевич заканчивает работу над комедией "Горе от ума".

1826 год, январь

Грибоедов арестовывается по подозрению в связях с бунтовщиками-декабристами.

Александр Сергеевич освобождается из-под стражи.

Начинается русско-персидская война. Грибоедов отправляется служить на Кавказ.

Заключение Туркманчайского мирного договора, подписанного при непосредственном участии Грибоедова

1828 год, апрель

Александр Сергеевич назначается на пост полномочного министра-резидента (посла) в Иран.

Грибоедов сочетается браком с Ниной Чавчавадзе. Место венчания - Тифлисский собор Сиони.

Александр Сергеевич погибает во время разгрома русской миссии в Тегеране.

Даже сокращенный очерк жизни и творчества Грибоедова дает представление о том, какой незаурядной личностью был Александр Сергеевич. Его судьба оказалась короткой, но удивительно плодотворной. До конца своих дней он был предан Родине и погиб, защищая ее интересы. Именно такими людьми должна гордиться наша страна.

Цели урока: Показать талантливость, многогранностьличности писателя.

Оборудование: Иллюстрации по творчеству А.С.Грибоедова, музыкальные произведения: Бетховен “Лунная соната ”, Грибоедов “Вальс”, портрет И.Крамского “А.С.Грибоедов”.

Эпиграф:
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…” (Н.А.Грибоедова.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке вам будет предложено познакомиться с жизнью необыкновенного человека – Александра Сергеевича Грибоедова, писателя, серьёзно занимающегося литературой, историей, музыкой (он был отличным пианистом), иностранными языками, с жизнью дипломата. Да, постичь выдающуюся личность нелегко, но мы попытаемся это сделать с помощью наших литературоведов , в своей работе они основывались на труды литераторов, монографии писателей, энциклопедии (учитель подходит к первой группе ребят, которая называется “Литературоведы”). Им помогут воспоминания современников, самого писателя. Это сделает биографию Грибоедова достоверной, точной, подлинной (с этим будет работать группа “Современники”). А многогранность таланта великого писателя покажут ребята с помощью музыки, живописи и поэзии (с этим будут справляться ребята из группы “Эстеты ”).

Мы осветим биографию писателя по плану нашего урока:

  1. Грибоедов – образованнейший и разносторонне талантливый человек.
  2. Грибоедов – создатель бессмертной комедии “Горе от ума”.
  3. Грибоедов и декабристы.
  4. Грибоедов – блестящий дипломат, “человек государственный” (план занести в тетрадь).

Итак, я приглашаю вас к разговору об этом человеке.

Ужасная, чёрная судьба выпадает на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы – это мартиролог (перечень лиц, подвергшихся гонениям)

  1. Рылеев повешен Николаем I.
  2. Пушкин убит на дуэли в 38 лет.
  3. Белинский убит голодом и нищетой.
  4. Лермонтов убит на дуэли на Кавказе в 27 лет.
  5. Бестужев умер на Кавказе совсем ещё молодым после каторжных работ в Сибири.
  6. Грибоедов зарезан в Тегеране…

Александр Сергеевиа Грибоедов

“Эстеты”.

Современники видели в нём человека необыкновенного. Многие пытались нарисовать его портрет, но ни один из них не был удачным. Самым удачным считается портрет, написанный в 1873 году художником И.Крамским: “Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, чёрные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, славно отрешённый от всех мирских забот”.

Учитель. А вот словесный портрет.

“Современники”.

1.“Прекрасно одет, строен, чёрные волосы были тщательно приглажены, узкое лицо, небольшие глаза за очками были черны, как уголь. Говорил он тихо и медленно…”

2.“Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем…”

3.“Необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, независимость суждений, душевная чистота, способности человека государственного”

Помните, как у Экзюпери: “Откуда я родом? Я родом из своего детства”. Все мы родом из своего детства. Где же проходило детство А.С.Грибоедова?

“Современники”

“Отечество, сродство и дом мой в Москве”, – определял своё отношение к столице Грибоедов.


“Литературоведы”.

В биографии Грибоедова много пробелов. Например, точно не установлен год его рождения (хотя точно известен день его рождения – 4 января – отец его, Сергей Иванович, в молодости гвардейский офицер, обыкновенно жил в деревне. Воспитанием двух детей, Саши и Маши, занималась мать, Настасья Фёдоровна. Дети были очень одарёнными и любознательными. А любознательность, как известно, рождает учёных и поэтов. Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел французским, немецким, английским, итальянским языками, а позже изучил латинский, греческий, персидский.

О молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь, в твоей одержимости.

“Литературоведы”.

В 8 лет его отдали в лучшее в то время заведение в России, Московский благородный пансион, где ранее учился В.А.Жуковский. Занятия в пансионе вели преподаватели университета, а по окончании пансиона Грибоедов поступил в Московский университет. Это был научный и культурный центр страны, где получали образование будущие декабристы. Ему было 11 лет, когда он стал студентом.

График занятий был очень напряжённым. Лекции начинались в 8 утра и продолжались до 12 часов, после обеда слушались с 3 до 5 часов. Юные студенты приезжали на занятия в сопровождении домашних гувернёров, а после занятий профессора приходили на дом к своим ученикам-аристократам, чтобы повторить урок. Грибоедов закончил три факультета: словесный, юридический и физико-математический.

А каков же был уклад московской жизни семьи Грибоедовых?

“Литературоведы”.

Грибоедовы жили привычным московским ритмом, привольно, хлебосольно. Два вечера в неделю у них были настоящие детские балы. Весной начинались публичные гуляния. У стен Новодевичьего монастыря, в Сокольниках устраивались качели, балаганы и прочие народные забавы, которые наблюдал с открытой галереи родительского дома маленький Грибоедов.

“Эстеты”.

И брат, и сестра обладали прекрасными музыкальными способностями. Юная Маша играла на арфе и была блестящей пианисткой, Грибоедов отлично играл на фортепьяно (часами мог сидеть у инструмента), был автором нескольких музыкальных произведений, любимыми его композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер.

Звучит “Лунная соната” Бетховена.

“Литературоведы”.

В 1812 году Грибоедов готовился “для возведения в звание доктора прав”. Попутно увлекается театром. Но всю жизнь перевернула война 1812 года. Наполеон подступил к стенам древней Москвы. Суровые испытания, выпавшие на долю России не могли не найти отклик в душе Александра Сергеевича. И он, движимый патриотическим порывом, записался в Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. И в 1813 году он оказался в Польше в кавалерийских резервах. Так началась его жизнь вне дома, вне Москвы, университета и привычных занятий. Ему было 18 лет. Походная жизнь, удалая гусарская весёлость, бесшабашная смелость нравились ему.

Эстеты”.

Философы в учёном заточеньи,
Защитники уединенья,
Наш посетите стан, когда вам есть досуг.
Здесь узрите вы дружный, братский круг,
Начальника, отца обширного семейства.
Коль надобно – на смерть идут;
Не нужно – праздники дают.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил здесь друга, нравственное влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев.

Степан Никитич Бегичев

“Современники”.

“Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души,… с тобой я становлюсь нравственно чище и добрее” (Грибоедов).

Бегичев заставил его всерьёз размышлять о крепостном праве, о современном состоянии России, об Отечественной войне . Как только кончилась война, Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определён на службу в коллегию иностранных дел, чиновником в которой служил и Пушкин. Там и познакомились будущий великий поэт и будущий автор гениальной комедии. Они были молоды, увлечены весёлой столичной жизнью, влюблены в поэзию и театр. Осенью 1817 года имя Грибоедова было замешано в громкую и скандальную историю “дуэль четверых”.

“Литературоведы”.

Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Весёлая жизнь свела его с молодыми кутилами Шереметевым и Завадовским, которые соперничали из-за балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой, юной, но уже знаменитой красавицы, кружившей головы петербургской молодёжи, в которую был влюблён Шереметев. Секундантами Шереметева был известный в городе дуэлянт, с детства знакомый Грибоедову, будущий декабрист, Александр Якубович.

“Современники”.

“Формально дуэли были запрещены, на самом деле они оставались распространённым явлением. Смертельный исход бывал редко, дрались “до первой крови” – лёгкая рана считалась достаточным удовлетворением. На сей раз условия были жёсткими: стреляться с шести шагов. При обсуждении вспыхнула ссора между секундантами Грибоедовым и Якубовичем, которые должны были стреляться сразу после дуэли Шереметева с Завадовским в тот же день. Эту скандальную историю назовут “дуэль четверых””.

“Литературоведы”.

Она состоялась 12 ноября 1817 года. Шереметев выстрелил почти сразу, на ходу. Пуля оторвала воротник сюртука Завадовского. Пистолет Завадовского дал осечку. На этом история могла бы и кончиться, а противники примириться. Но слишком долго медлил с выстрелом Завадовский, слишком насмешливо-тщательно целился в летящую ласточку. Н играл на нервах противника, ожидая, что тот проявит слабость. Шереметев взбесился и, забыв все условия дуэли, крикнул, что если будет промах, он все равно пристрелит Завадовского, как собаку. Грянул выстрел. Шереметев упал и стал кататься по снегу: пуля попала в живот. Он умер через 26 часов в страшных мучениях. Происшествие, казавшееся вначале лёгкой шалостью, обернулось трагедией. Вторая дуэль не состоялась, так как время было потрачено на оказание помощи раненому Шереметеву. На второй день Якубовича, как зачинщика, арестовали и сослали на Кавказ, Завадовскому посоветовали покинуть Петербург, Грибоедова за дуэль не наказали, но в глазах общественного мнения Якубович выглядел героем, Шереметева жалели и единственным виновником происшествия стали считать Грибоедова.

Начальство решило удалить чиновника Грибоедова из Петербурга, ему было предложено место секретаря русской миссии либо в Персии, либо в США. Грибоедов выбрал Персию. По дороге в Персию Грибоедов почти на год задержался на Кавказе, в Тифлисе. Где и состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. Грибоедов промахнулся и был ранен в руку, что для него как для музыканта было весьма чувствительно.

“Литературоведы”.

Судьба Грибоедова переменилась: он – секретарь персидской дипломатической миссии в Тегеране. Отказаться от этого “почётного назначения” не удалось и 28 августа 1818 года Грибоедов покидает Петербург. Он едет к месту новой службы, как в ссылку, оставляя позади столицу, театр, друзей, поэзию. По пути на Кавказ он заезжает в Москву, повидать мать и сестру. Москва не удовлетворила его.

“Современники”.

“В Москве всё не по мне. Праздность. Роскошь. Прежде здесь любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному”.

“Литературоведы”.

Он жалуется на отсутствие друзей, полное непонимание в семье.

“Современники”.

“Все видят во мне Сашу, милого ребёнка, который теперь вырос, много повесничал, наконец-то становится к чему-то годен, определён в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят. Матушка с презрением говорит о моих стихах…”

Через месяц Грибоедов уже у подножия Кавказских гор.

“Современники”.

“Вот мы и у подножья Кавказа, в сквернейшей дыре, где только и видишь, что грязь да туман, в которых сидим по уши”

“Литературоведы”.

Первая встреча с Кавказом не радовала. Но вот погода прояснилась, и караван отправился в путь, до Тифлиса. И Грибоедов пожалел, что не владеет даром живописца: настолько величественны и красивы были золотые холмы, “позлащённые солнцем”.


Он придирчиво всматривается в окружающее, знакомится со своим новым жилищем, сетует, что мало знает об истории древнего Востока. Именно здесь, На Кавказе, Грибоедов начинает писать свою будущую комедию “Горе от ума”, тогда он назовёт её “Горе уму”, и первым его слушателем будет ближайший друг Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер (будущий декабрист) – Кюхля (так звали его друзья-лицеисты).

“Современники”.

“Гениальный, благородный, единственный мой Грибоедов, более чем друг. Он писал “Горе от ума” почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление сразу после того, как оно было написано”

Выхлопотав отпуск, Грибоедов привозит с Кавказа в Москву два первых акта комедии “Горе от ума”.

Разыгрывание первых двух явлений комедии учениками (диалог Лизы и Фамусова).

Автора очень волнует судьба комедии, он мечтает увидеть её на сцене. Но при жизни автора пьеса не появилась ни в печати, ни на сцене. Видимо, не только московское барство задел Грибоедов (московские князья узнавали себя) – всю старую Россию вывел на сцену, и ему этого не простили.

И всё-таки “Горе от ума” потрясло общество. Это был живой разговорный язык , стихи, которые на лету превращались в пословицы, картины русской жизни, каких не было со времён Фонвизина. Грибоедова приглащали в литературные салоны Петербурга и просили читать и читать, и тот не в силах был отказаться хотя бы от устной публикации комедии. Рукописи комедии были найдены у друзей-декабристов, и сразу после восстания его, как и многих, арестовали и привлекли к следствию по делу декабристов. Более 3-х месяцев Грибоедова держали под арестом, но доказательств его причастности к заговору не обнаружили. Свобода была желанной, но с привкусом горечи – в крепости оставались друзья. Через два года ему поручают ведение дипломатических дел с Турцией и Персией. Поэт вынужден был стать дипломатом.

“Литературоведы”.

Свои гениальные способности он вкладывает в дипломатические дела, и 10 февраля 1828 года он заключает между Россией и Персией Туркманчайский мирный договор, чрезвычайно выгодный для России.


Согласно договору, подписанному в маленькой персидской деревушке, к России отходили территории Эриванского и Нахичеванского ханств, Россия получила право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром, а также освобождала от власти персидского паши 45 тысяч армян. 14 марта Грибоедов привозит договор в Петербург, столица встречает его как победителя, ему пророчат блестящую карьеру дипломата.

По дороге в Тегеран он заезжает в Тифлис (Тбилисси) – столицу Грузии. Поэту необходима была мирная передышка.

“Современники”.

“Это было 16-го. В это день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, всё глядел на неё, задумался, сердце забилось…”

Нина Чавчавадзе

“Литературоведы”.

Любовь многолика. У неё тысячи имён. Одно из них – Нина. Стройная девочка с куклой, которую помнил Грибоедов по её детству. Он был другом её отца, грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, частым гостем в доме, где собирались лучшие люди Грузии, где Грибоедов давал Нине уроки игры на фортепьяно. Судьба Нины решилась за один летний день. Всю свою жизнь она будет вспоминать мозаику этого дня: дорожку утреннего сада, вдумчивый взгляд Грибоедова, а затем его стремительное признание, её стремительное согласие стать его женой, суматоху в доме. Юная (16-летняя) жена Грибоедова была очень любезна, красива и образованна.

“Современники”.

Грибоедов пишет друзьям: “Женат, путешествую с огромным караваном… Ночуем под шатрами на высотах гор, где холод зимний. Нинуша моя не жалуется, всем довольна. Я необычайно счастлив…”

Но счастье было недолгим, надо было срочно ехать по делам в Персию. И спустя 18 дней после венчания Грибоедов с женой в сопровождении русской миссии едут в Тавриз. Он оставляет Нину на границе, очень тоскуя по ней. Что это было: предчувствие или провидение? 30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство в Тегеране. Толпа народа, ворвавшись во дворы, где помещались члены русской миссии, перебив всех их, ограбило всё их имущество, возвратилась во двор. Грибоедов увидел, что дело дошло до крайности и при нём никого не оставалось, кроме его дяди, который стал заряжать ружья и подавать племяннику. Грибоедов убил до 18 человек из толпы, которая пыталась ворваться в его комнату. Когда люди увидели, что нет возможности ворваться в комнату через двери, они забрались на крышу, и, сломав потолок, убили несчастного Грибоедова через отверстие, сделанное в потолке. Начался грабёж: персияне выносили на двор добычу и с криком и дракой делили её между собой. Деньги, бумаги, журналы миссии – всё было разграблено.

Известие о гибели Грибоедова, посла в Персии, известного писателя, докатилась до Петербурга через полтора месяца и не вызвало огорчения у русского царя и его окружения. Скорее было удовлетворение, что избавились ещё от одного вольнодумца. Близких же людей смерть писателя потрясла, и первым, кто встретился с ней лицом к лицу, был А.С.Пушкин.

“Современники”.

1.На высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку.Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. “Откуда вы?” – спросил я их. “Из Тегерана”. – “Что вы везёте?” – “Грибоеда”.

2.Нина претерпела все эти бедствия в состоянии беременности, коей было уже 7 или 8 месяцев, когда Прасковья Николаевна с осторожностью объявила ей о сём. Нина не металась в отчаянии; она плакала, но тихо и скрывала грусть свою. Печаль же на неё столь подействовала, что она через несколько дней после того выкинула ещё живого ребёнка, который через несколько часов и умер.

Обезображенный труп Грибоедова привезли в Тифлис.

“Эстеты”.

И я пошла его встречать,
И весь Тифлис со мной
К заставе Эриванской шёл
Растроганный толпой.
На кровлях плакали, когда
Без чувств упала я…
О, для чего пережила его любовь моя!!

“Литературоведы”.

Похоронили писателя на горе Мтанцминда в монастыре Святого Давида. На памятнике, который установила вдова поэта, Нина Грибоедова были слова: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего же пережила тебя любовь моя?” . Ей было 16, когда её назвали женой Грибоедова, ей не было и 18, когда она стала вдовой великого поэта России, так трепетно и безоглядно её любившего. И напоминание об этой любви – вальс Грибоедова, который он когда-то посвятил ей. Нина очень любила играть эту нежную мелодию. Её звуки – как слёзы о былом счастье, о несбывшихся мечтах.

Звучит вальс Грибоедова.

Литература:

  1. Е.Муза, С.Овчинникова. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Детская литература, 1989.
  2. В Мещеряков. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.
  3. З.Давыдова. А.С.Грибоедов, его жизнь и гибель в мемуарах современников.- М.: Современник, 1929.
  4. Ю.Тынянов. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. – М.: Современников, 1971.

Грибоедов Александр Сергеевич один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. Опытный политик, потомок древнего дворянского рода. Сфера его творческой деятельности обширна. Он был не только прекрасным драматургом и поэтом, автором знаменитого «Горя от ума», но и талантливым композитором, полиглотом, владевшим десятью языками.

Родился Александр Сергеевич 15.01.1795 г. в Москве. Родители дали ему прекрасное домашнее образование. С 1803 г. воспитанник пансиона при Московском университете. В 11 лет студент того же университета. Образованнейший человек своей эпохи, ещё будучи студентом, освоил девять языков, шесть европейских и три восточных. Как истинный патриот своей Родины, пошел добровольцем на войну с Наполеоном. С 1815 г. в звании корнета служил в резервном кавалерийском полку. Это время, когда он начинает писать статьи, свою первую пьесу «Молодые супруги». После выхода в отставку зимой 1816 г. живет в Санкт-Петербурге, где работает в министерстве иностранных дел. Здесь входит круг театралов и литераторов, знакомится с Пушкиным и другими поэтами.

Творчество

К 1817 г. относятся его первые пробы пера в литературном творчестве. Это соавторские пьесы «Студент» (соавтор П.А. Катенин) и «Своя семья» (написал начало второго действия), совместная работа с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким. Созданная в соавторстве с А.А.Жандром комедия «Притворная неверность» ставилась на театральных подмостках Москвы, Петербурга на протяжении 1818 г. Тогда же назначен секретарём царского поверенного русской миссии вТегеране. Это событие многое изменило в его жизни. Друзья считали назначение наказанием за участие в качестве секунданта на дуэли офицера В.Н.Шереметева и графа А.П. Завадовского из-за балерины А.И. Истоминой. Зима 1822 г. ознаменовалась назначением на новое место службы и должностью секретаря по дипломатической части под начало генерала А.П.Ермолова. Здесь, в Грузии, родились два первых акта «Горя от ума».

Весной 1823 г. Александр Сергеевич получил отпуск и выехал в Россию, где он пробыл до конца 1825 г. Время пребывания в России для Грибоедова было временем активного участия в литературной жизни. Благодаря сотрудничеству с П.А.Вяземским был создан водевиль «Кто брат, кто сестра или обман за обманом». В 1824 г. в Санкт-Петербурге работа над комедией «Горе от ума» завершена. Однако путь её оказался тяжёлым. Цензура не пропустила пьесу и она разошлась в рукописи. Изданы были некоторые части комедии. Но уже была получена высокая оценка произведения А.С. Пушкиным. Планируемое в 1825 г. поездка по Европе была отложено из-за вызова в Тифлис. А в начале зимы 1826 г. он задержан по делу о восстании на Сенатской площади. Поводом послужила дружба с К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Однако, вина его не была доказана, он освобождён иосенью1826 г. приступил к службе.

Последнее назначение и любовь

В 1828 году принимал участие в подписании выгодного Туркманчайского договора о мире. Заслуги талантливого дипломата были отмечены назначением его послом России в Персии. Однако, сам он был склонен рассматривать данное назначение, как ссылку. К тому же, с этим назначением множеств отворческих планов попросту рушилось. Тем не менее, в июне 1828 года ему пришлось покинуть Петербург. По дороге в Персию несколько месяцев прожил в Тифлисе, где женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Их отношения, полные романтизма и любви, на века запечатлелись в её словах, выбитых на надгробии Александра Сергеевича: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?». Всего несколько месяцев прожили они в браке, но верность своему мужу эта женщина пронесла через всю свою оставшуюся жизнь.

Гибель

В Персии английская дипломатия, которая была против укрепления позиций России на Востоке, всячески провоцировало неприязнь к России. 30 января 1829 г. русское посольство в Тегеране подверглось нападению озверевшей толпы религиозных фанатиков. Десяток казаков во главе с Грибоедовым, оборонявших посольство, были зверски убиты. Но эта смерть ещё раз показала благородство и смелость этого человека. Формальным поводом к нападению толпы на посольство послужил следующее событие. Накануне из султанского гарема сбежали две пленные армянские девушки христианки, в русском посольстве они искали спасения и были приняты. Толпа мусульман требовала выдать их на расправу. Грибоедов, как глава миссии, отказался их выдать и с десятком казаков принял неравный бой, защищая сестёр по вере. Все защитники миссии погибли, в том числе и Грибоедов. Гроб с телом доставлен в Тифлис, где его похоронили в гроте при церкви св. Давида.

Всего 34 года прожил А.С. Грибоедов. Успел создать всего одно литературное произведение и два вальса. Но они прославили его имя на весь цивилизованный мир.

2. Степан Никитич Бе́гичев (1785–1859) – полковник, русский мемуарист; брат Д. Н. Бегичева и Е. Н. Яблочковой. В 1813 г. служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове вместе с братом Дмитрием и А. С. Грибоедовым. Входил в ранние декабристские организации. Был членом Союза благоденствия. В 1820-е годы дом Бегичева был одним из центров культурной жизни Москвы. Здесь бывали А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, Д. В. Давыдов, А. Н. Верстовский. По личным воспоминаниям написал «Записку об А. С. Грибоедове» («Русский вестник», 1892).
Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777–1846) – русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских. С 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1811-1815 годах Шаховской принимал активное участие в деятельности «Беседы любителей русского слова». В это время он пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до «Горя от ума». ()

10. Гнедич Николай Иванович (1784–1833) – поэт и переводчик. Грибоедов написал критическую статью против Гнедича, который резко критиковал перевод Катениным баллады Бюргера «Ленора». Образцовым переводом этого произведения Гнедич счел балладу Жуковского «Людмила». Грибоедов отметил неточности перевода Жуковского , смягчившего стиль подлинника, и встал на защиту простонародного перевода Катенина. Несмотря на эту резкую критику, Грибоедов ценил Гнедича как писателя и переводчика. В 1824 г., возвратившись в Петербург, он счел необходимым посетить его и в письме к П. А. Вяземскому 27 июня писал: «Гнедича я видел, несмотря что у него и галстук повязан экзаметром, в мыслях и словах и поступи что-то надутое, но кажется, что он гораздо толковее многих здесь» (

А.С. Грибоедов - знаменитый русский драматург. Происходил из древнего дворянского рода. Материальное положение родителей Г. было стеснено и запутано, сам Грибоедов временами прямо нуждался. Однако мать его, женщина незаурядного ума и характера, тянулась к родственной ей московской знати, старалась из последних сил держать свой дом на уровне высшего московского общества на, всю свою жизнь, по свидетельству биографов, лелея «план выхода из захудалого состояния».

Мечтая о блестящей карьере для своего сына, она дала ему прекрасное образование, сначала под руководством гувернеров-иностранцев, затем в Московском благородном пансионе, наконец, в Московском университете. Последовательно окончив два факультета - словесный и юридический. Г продолжал оставаться в университете (изучая естественные науки и математику и готовясь к ученой степени доктора) вплоть до закрытия его в 1812 г. в связи с взятием Москвы Наполеоном. Превосходное знание главных европейских языков (французского, немецкого, английского и итальянского), к которым позднее прибавились восточные - арабский персидский, довершалось музыкальным образованием: Г. обнаруживал выдающиеся музыкальные способности, был прекрасным пианистом, сам сочинял (сохранилось несколько музыкальных его произведений). Все это делало Г, по свидетельству Пушкина, «одним из самых умных людей в России» и одним из образованнейших людей эпохи. В 1812 г. Г. поступил волонтером в один из полков, откуда вскоре благодаря связям перешел адъютантом к формировавшему кавалерийские резервы генералу Кологривову.

К пребыванию Грибоедова на военной службе относится первое выступление его в печати корреспонденция в прозе и в стихах с описанием праздника, данного однополчанами генералу Кологривову (напечатана в августовском номере «Вестника Европы» за 1814 г.). Около этого же времени Г. познакомился с театральным деятелем и известным драматургом А. А. Шаховским и под его воздействием к драматическому творчеству, склонность к которому испытывал еще на студенческой скамье. В осенний сезон 1815 г. в Петербургском театре шла пьеса Г. «Молодые супруги» (перевод французской комедии). В конце 1815 г. Г вышел в отставку и поселился в Петер6урге, в 1817 г. поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, при которой числился и Пушкин. В Петербурге Г. вел «веселую и разгульную жизнь», в кругу светской молодежи, одновременно увлекаясь театром и заведя ряд литературных знакомств - известным полом и театралом Катениным, совместно с которым он написал комедию «Студент» (1817), Жандрам (совместно с ним в 1817 Г. перевел с французского комедию «Притворная неверность»), Пушкиным и др.

Однако все это не выходило за пределы талантливого любительства и ничем не предвещало в Грибоедове гениального автора «Горя от ума». Коснулась его и общественное возбуждение, охватившее дворянскую молодежь того времени. Членами тайных обществ были его ближайшие друзья С. Н. Бегичев и Катенин; сам Г. состоял в двух масонских ложах.

В 1818 Г. участие в нашумевшей светской дуэли и еще более запутавшиеся материальные дела матери, доведшей непосильными поборами своих костромских крестьян до бунта, подавленного военной силой, вынудили Г покинуть Петербург и отправиться секретарем русской дипломатической миссии в Персию. Проездом туда он дрался на дуэли в Тифлисе с 6удушим декабристом Якубовичем, ранившим его в руку. В Персии Г. усиленно занимался изучением восточных языков и древностей, финансовых и политических наук. Там же сложились твердые очертания «Горя от Ума», (письмо к неизвестному от 7 ноября 1820 г.), первоначальные замыслы которого, по свидетельству современников, возникали у Г. уже с 1812 г. Пребывание в персидском «дипломатическом монастыре» тяготило Г и в 1822 г. ему удалось перевестись в Тифлис секретарем по иностранной части при знаменитом «проконсуле Кавказа» генерале Ермолове. В Тифлисе Г. тесно сошелся с поэтом и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером, которому читал сцену за сценой из создаваемого «Горя от ума». В 1823 Г., приехав на отпуск в Москву, Г. привез с собой почти окончательно готовые первые два акта комедии. Последние два акта были написаны летом того же 1823 в деревне.

В Москве Г. быстро возобновил литературные и театральные отношения, начал писать пролог для открытия Московского театра на сюжет из молодости Ломоносова - «Юность вещего», совместно с кн. П. А. Вяземским и композитором Верстовским написал оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра», несколько стихотворений (в числе их перевод отрывка из «Фауста» - «Пролог в театре»). Однако в центре всего стояла работа над «Горем от ума». Не надеясь провести комедию, направленную против Москвы и всего московско-дворянского быта, через местную цензуру, Г летом 1824 г. поехал хлопотать о разрешении ее в Петербург.

Несмотря на большие связи, все усилия Г. провести пьесу не только на сцену, но и в печать оказались тщетными. Лишь Булгарину, с которым Г. в это время сблизился, удалось, благодаря его ловкости, напечатать значительную часть комедии (четыре последних явления первого действия и весь третий акт, то есть около половины всего текста «Горя от ума»). Хотя тоже с многочисленными цензурными изменениями и изъятиями, в издаваемом им альманахе «Русская Талия» на 1825 г. На сцену же провести пьесу решительно не удалось (даже спектакль учеников театральной школы, пытавшихся поставить «Горе от ума» у себя в училище, был в последнюю минуту запрещен). Пьеса появилась на сцене только после смерти автора (отдельными явлениями с 1829 Г., полностью в 1831 г.). Не удалось ему увидеть и полного печатного издания «Горя от ума» (первое отдельное издание, изуродованное цензурой, В 1833 г., полный же текст комедии мог быть легально опубликован только в 1862 г, то есть почти через сорок лет после написании). Однако весть о комедии Г. быстро разнеслась в московском и петербургском обществе. Г. читал свою комедию в литературных кругах. Одновременно комедия начала стихийно распространяться в бесчисленных списках («нет ни одного малого города, нет дома, где любят словесность, где б не было списка сей комедии»,-свидетельствовал несколько позднее Булгарин).

Сам Г. в это время писал, что в связи с его комедией «грому, шуму, восхищенью, любопытству конца нет». По словам Пушкина, комедия Г. «произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». Опубликование отрывков из «Горя от ума» сопровождалось шумной журнальной полемикой. Выразители мнения старой дворянско-чиновной Москвы яростно нападали на комедию, отказывая автору не только в правильности нарисованной им картины московского быта, но и в каких-либо художественных достоинствах его пьесы.

Основная тема «Горя от ума»- судьба социального неудачника дворянина во враждебном окружении своего же собственного класса. В плане сценической интриги тема эта показана как история несчастливой любви Чадского к Софье; в сочувственном авторском осмыслении возникает в качестве обреченной борьбы «одного здравомыслящего человека» с «25 глупцами» (отсюда и название пьесы «Горе от ума» или первоначально еще резче - «Горе уму»).

Наконец, с полной прямо-таки физиологической обнаженностью тема раскрывается в монологах Чацкого и репликах всех остальных персонажей. Представитель старинного оскудевшего дворянства·- неудачник по свoeй социально-экономическому положению владелец всего трех-четырех сотен душ, - неудачник по службе, Чацкий оказывается социально беспризорным, извергается из общества, для равноправного пребывания в котором необходимо «с именьем быть и в чине» («Будь плохонький, да если наберется душ тысячи две родовых, тот и жених») или состоять в "бессловесных» Молчалиных, с помощью этой, «бессловености» и «прислуживанья» также доходящих через некоторое время «до степеней известных» - добивающихся и имений и чинов. Особенно выразительна в этом отношении сцена между Чацким и семьей князя Тугоуховского. Княгиня, мать шести дочерей-невест, услышав, что Чацкий холост, засылает мужа звать его к себе «на вечер». Князь «отправляется, вьется около Чацкого и покашливает». Тем временем княгиня продолжает расспрашивать о Чацком. Таково же отношение к Чацкому Фамусова, Хлестов ой и др.

На враждебность общества Чацкий отвечает громовой критикой всей дворянско-чиновной Москвы. Однако эта критика исходит из уст тоже дворянина, и это определяет ее характер и пределы.

Влияние комедии далеко за литературные пределы: огромное количество стихов «Горя от ума», по оправдавшемуся предсказанию Пушкина «вошло в пословицу», большинство персонажей приобрело значение нарицательных имен.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творческий путь А.С. Грибоедова.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Творчество поэтов-декабристов.

Грибоедов был участником Отечественной войны 1812 ᴦ.: он вступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участво­вал.

После выхода в отставку в 1816 ᴦ. Грибоедов живет в Петербурге. Служба в Коллегии иностранных дел сближает его с А. С. Пушкиным и В. К- Кюхельбекером. Грибоедов расширяет круг знакомых, среди которых А. И. Одоевский, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский, М. Ф. Орлов. Он знакомится с театральным миром: артистами Со­сницким, Семеновой, Вальберховой, позднее - с Каратыгиным. Гри­боедов много пишет для сцены, участвует в литературной полемике. Жизнь бурлила вокруг Грибоедова, и он не оставался безучастным к ней. И близость к декабристам, и возникший около этого времени замысел комедии ʼʼГоре от умаʼʼ свидетельствовали о том, что, уезжая в 1818 ᴦ. на службу в Персию в качестве секретаря русской диплома­тической миссии в Тегеране, Грибоедов уже понял общественно-политическую коллизию своего времени. В Петербурге Грибоедов наблюдал зарождение революционного движения.

С 1822 ᴦ. Грибоедов служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермоло­ве. И здесь его окружали друзья и единомышленники. В дружеской атмосфере общения с Ермоловым и Кюхельбекером Грибоедов начал усиленную работу над давним замыслом ʼʼГоря от умаʼʼ и написал в Тифлисе первые два действия комедии.

Наиболее важными были московский и петербургский периоды жизни Грибоедова с весны 1823 по май 1825 ᴦ. Писатель вернулся из Тифлиса в долгосрочный отпуск и с головой окунулся в бурную обще­ственную и литературную жизнь. Здесь Грибоедов имел возможность на балах и раутах еще раз столкнуться с нравами реакционной фаму-совской Москвы, холодного, официального Петербурга и всœем сер­дцем и умом осознать благородную миссию молодых поборников свободы, таких, как его Чацкий.

Летом 1823 ᴦ. Грибоедов уехал в тульскую деревню своего прияте­ля С. Н. Бегичева, где с исключительным творческим подъемом работал над третьим и четвертым действиями ʼʼГоря от умаʼʼ. В июне 1824 ᴦ. Грибоедов уже читает комедию в литературных салонах Пе­тербурга и приятельских кружках. В это время в Петербурге гото­вится революционное выступление декабристов, в котором примут участие почти всœе друзья Грибоедова. Он познакомился здесь с К. Ф- Рылеевым, А. А. Бестужевым, долгое время жил в одной кварти­ре с А. И. Одоевским, где под диктовку переписывалось во множестве экземпляров ʼʼГоре от умаʼʼ для распространения по всœей России.

Последующие творческие замыслы Грибоедова отражали всœе более глубокое понимание автором непримиримости противоречий между крестьянством и помещиками и всœе более отчетливое осозна­ние исторической роли народа.

Литературно-критические взгляды А. С. Грибоедова в значитель­ной степени предопределяли реалистический художественный метод ʼʼГоря от умаʼʼ. Вместе с тем столь целостное по своей основной мысли и настроению, согретое неподдельным авторским лиризмом, гениаль­ное творение имело сложную творческую предысторию. Оно связано с ранними драматургическими опытами писателя.

В 1815 ᴦ. Грибоедов написал комедию в стихах ʼʼМолодые супру­гиʼʼ, являющуюся переделкой пьесы французского драматурга Крезе де Лессера ʼʼСемейная тайнаʼʼ. В 1817 ᴦ. совместно с П. А. Катениным он написал комедию-памфлет ʼʼСтудентʼʼ, а с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким - комедию ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ. Несколько позднее совместно с А. А. Жандром он перевел с француз­ского языка комедию Барта ʼʼПритворная неверностьʼʼ. Конечно, ʼʼГоре от умаʼʼ резко отличается от этих пьес. Но и в них проявился талант драматурга. Характерной особенностью уже ранней драма- (тургии Грибоедова является ее сценичность: она рассчитана на живое < воплощение в актерской игре. Грибоедов писал для театра и сам смотрел свои пьесы из зрительного зала. Молодой драматург изучил лучшие драматургические приемы французского и русского класси­цизма, выдвигавшего важное требование: комедия должна быть сценичной, стройной в отношении архитектоники, с четкой завязкой и развязкой, стремительной по развитию действия.

Тогдашний комедийный репертуар развивался по двум линиям: А. А. Шаховский и М. Н. Загоскин писали злободневные сатирические комедии, которые всœегда были ʼʼурокамиʼʼ, полными намеков на совре­менников, а Н. И. Хмельницкий писал комедии на светские темы,

часто заимствуя сюжеты из французских источников. На основании ʼʼМолодых супруговʼʼ и ʼʼПритворной неверностиʼʼ Грибоедова нередко относили к ʼʼсветскойʼʼ школе Хмельницкого. Но это крайне односто­роннее мнение. Грибоедов уже в эту пору, усваивая достижения той и другой школы, искал свой путь. Именно этим объясняется его од­новременное сотрудничество с Шаховским и Хмельницким. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, полемика с литературными противниками, отталкивание от различных традиций в драматургии - характерная черта раннего творчества Грибоедова.

Несмотря на условный литературно-полемический подтекст, коме­дия ʼʼСтудентʼʼ в целом строится на бытовом материале. Комический эффект производит фигура студента и поэта-мечтателя Беневольско-го, который просит руки воспитанницы Вареньки и нужноедает всœем своими чувствительными виршами. О нем даже его слуга Федька говорит: ʼʼПойду возьму свои пожитки да поищу себе барина потолко­вееʼʼ. В пьесе есть удачные сцены в духе бытового реализма. Это особенно заметно в обрисовке помещика Звездова, его жены, гусар­ского ротмистра Саблина и воспитанницы, которая хорошо чувствует, ʼʼкаково быть сиротойʼʼ. Возможно, что эти сцены написал Грибоедов. Во всяком случае, его стиль чувствуется в колоритной речи хозяина дома - самодура-помещика Звездова.

Еще ближе к быту комедия ʼʼСвоя семья, или Замужняя невестаʼʼ. Из предисловия Шаховского к отдельному изданию комедии точно известно, какие сцены написал Грибоедов (начало второго действия до ухода Мавры Савишны). В этих сценах угадываются некоторые приемы будущего автора ʼʼГоря от умаʼʼ. Несмотря на легкость чисто комедийной интриги и традиционный напевный александрийский стих, в отдельных ситуациях и речевых характеристиках начинают выступать правдивые черты нравов провинциального барства.

По линии бытовой правды и мастерству языка связь между ранним творчеством Грибоедова и ʼʼГорем от умаʼʼ очевидна и давно установлена. Более сложным является вопрос о возникновении в творческом сознании Грибоедова образа Чацкого. Здесь разрыв между ранними пьесами и ʼʼГорем от умаʼʼ наиболее разителœен. Не­сомненно, образ Чацкого складывался в сознании драматурга посте­пенно, параллельно с ростом политического движения в стране. В тирадах Чацкого мы угадываем хорошо знакомую Грибоедову обличительную патетику революционно-романтической поэзии. Одна­ко и в раннем комедийном творчестве Грибоедова можно найти подступы к образу Чацкого. Хотя ʼʼПритворная неверностьʼʼ является всœего лишь вольным переводом французской пьесы XVIII в., объясне­ние Рославлева с Лизой сильно напоминает аналогичную сцену объяснения Чацкого с Софьей. Точно так же монолог героя в начале пьесы, полный сарказма против высшего света͵ его нравов и пред­рассудков, предваряет монолог Чацкого ʼʼА судьи кто?..ʼʼ. Рославлев говорит о тех, кто судит о его ʼʼстранностяхʼʼ:

Прелœестницы, с толпой вздыхателœей послушных, И общество мужей, к измене равнодушных, И те любезники, которых нынче тьма:

Без правил, без стыда, без чувств и без ума, И в дружбе, и в любви равно непостоянны. Вот люди!.. И для них мои поступки странны, Я не похож на них, так чуден всœем кажусь.

Четыре последние строчки отсутствуют у Барта и являются ориги­нальными стихами Грибоедова. А именно они наиболее сближают Рославлева с Чацким. Душевные переживания героя, его отношение к любимой девушке и к обществу намечают уже обе линии ʼʼГоря от умаʼʼ - любовную и политическую.

Относительно оценки позднейшего творчества А. С. Грибоедова существуют различные мнения. Н. К- Пиксанов считает, что Грибое­дов - ʼʼлитературный однодумʼʼ и после ʼʼГоря от умаʼʼ его творчество было неудачным. Это мнение оспаривает М. В. Нечкина, и к ней, по существу, присоединяется В. Н. Орлов. Оба автора отмечают идей­ную важность творческих замыслов Грибоедова, оставшихся неза­вершенными. Для правильного решения этого вопроса крайне важно разобраться как в идейной, так и в художественной стороне замыслов писателя.

Грибоедов мечтал создать ряд высоких трагедий, но до нас дошли лишь наброски планов и отдельные сцены. Дополнительные сведения о замыслах писателя находим у мемуаристов. С. Н. Бегичев рассказы-

вает о замысле пролога в двух актах под названием ʼʼЮность вещегоʼʼ, посвященного М. В. Ломоносову и предназначавшегося для открытия нового театра в Москве (ныне Большой театр). Замысел, видимо, относится еще к концу 1824 ᴦ. Вероятно, летом 1825 ᴦ. в Крыму Грибо­едов начал писать трагедию из эпохи борьбы русских с половцами (сохранился отрывок без заглавия, условно называемый ʼʼСерчак и Итлярʼʼ), Наиболее интересными были замыслы трагедии ʼʼРода-мист и Зенобияʼʼ (сохранилось схематическое изложение двух первых актов в чужой записи), исторической драмы о 1812 ᴦ. (сохранился план драмы и одна сцена) и трагедии ʼʼГрузинская ночьʼʼ (сохрани­лись две сцены и изложение содержания всœей трагедии мемуари­стом).

После разгрома восстания декабристов мысль Грибоедова настой­чиво билась над решением вопроса о причинах, вызвавших революци­онное движение и его разгром. Писатель не сошел с однажды избранного им пути, он, как и А. С. Пушкин, оставался верным заве­там и памяти декабристов. Но, как и Пушкин, он еще более четко осознал обреченность заговорщической тактики и решающую роль народа в борьбе за свободу.

Неосуществленные творческие замыслы Грибоедова свидетельст­вуют о его ненависти к крепостничеству и угнетению: в трагедии ʼʼГру­зинская ночьʼʼ рассказывалось о том, как грузинский князь отдал дру­гому князю в обмен на коня сына своей кормилицы; отчаявшаяся мать старается отомстить князю; гибнет его дочь, гибнет и сама кормилица.

Особенно замечателœен был замысел драмы о 1812 ᴦ. В центре пьесы - ʼʼвсœеобщее ополчение без дворянʼʼ, героем которого является крестьянин М *. Записи в плане весьма выразительны: ʼʼЗимние сцены преследования неприятеля и ужасных смертейʼʼ, ʼʼподвиги М *ʼʼ, затем сцена в Вильне, ʼʼотличия, искательства; вся поэзия великих подвигов исчезает. М * в пренебрежении у военачальников. Отпускается восво­яси с отеческими наставлениями к покорности и послушаниюʼʼ. Последняя пометка в плане свидетельствует о трагическом конце героя: ʼʼПрежние мерзости. М * возвращается под палку господина,

который хочет ему сбрить бороду. Отчаяние самоубийствоʼʼ. Что

скрывается под этим многоточием - нам неизвестно, но, возможно, и месть господину. Мы видим, как глубоко проник Грибоедов в на­родный характер Отечественной войны 1812 ᴦ.

Несомненно, одной из причин, помешавших писателю завершить свои смелые замыслы, была реакция, наступившая после разгрома декабристов. Недаром Грибоедов писал Бегичеву 9 декабря 1826 ᴦ.: ʼʼКто нас уважает, певцов истинно-вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепо­стных рабов?.. Мученье быть пламенным мечтателœем в краю вечных снеговʼʼ. Грибоедов считает, что героическое время прошло. В том же письме он добавляет: ʼʼЧитай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятсяʼʼ. Нечего было и мечтать увидеть в печати драму о 1812 ᴦ. Ведь и ʼʼГоре от умаʼʼ оста­валось под запретом.

Но была и внутренняя причина незавершенности этих замыслов Ни один из них в драматургическом отношении не поднимался до ʼʼГоря от умаʼʼ. Важнейшими качествами комедии Грибоедова, как мы говорили, были высокая идейность, злободневность и сценичность. Этих качеств не могла заменить ни глубина исторических параллелœей, ни яркость аллегорических намеков на современность. А именно в параллели с современностью весь смысл ʼʼРодамиста и Зенобииʼʼ, в иносказании - смысл ʼʼГрузинской ночиʼʼ.

Противоречия новой драматургии Грибоедова особенно явственно выступили в драме о 1812 ᴦ. Ее реалистическое и острополитическое содержание сочеталось со сценами фантасмагорических видений, которые нарушали общий характер пьесы. Здесь, наряду со сценами на Красной площади и под Москвой, передающими народный ха-.| рактер войны, должна была быть сцена в Архангельском соборе, где I на призыв ʼʼтрубного гласа архангелаʼʼ возникали ʼʼтени давно усоп- у ших исполинов - Святослава, Владимира Мономаха, Иоанна, Петра и проч.ʼʼ. Эти тени ʼʼпророчествуют о годинœе искупления для России... Хор бесплотных провожает их и живописным строем представляет их отшествие из храма; своды расступаются, герои поднимаются выспрь и исчезаютʼʼ. Все эти мистериальные мотивы чересчур противоречили реалистическому в общем замыслу. Подобным образом и в ʼʼЮности вещегоʼʼ показывалось, как сыну рыбака Ломоносову, почувство­вавшему свой завидный удел, покровительствует некий ʼʼневедомый муж, богомолецʼʼ, который оказывается его ʼʼтаинственным спутни­комʼʼ во время побега из дома.

В чем же тут дело? Ведь и Пушкин жил в годы реакции, но его творчество всœе более развивалось по пути реализма. Расширение круга исторических и западноевропейских тем в его творчестве не мешало росту реализма. Осуществляя один замысел за другим, Пуш­кин всœе глубже разрабатывал жизненные социально-психологические конфликты. А ведь Грибоедов пришел к реализму одновременно с Пушкиным и независимо от него. Дело в том, что грибоедовское мировоззрение и грибоедовский реализм никогда не были тожде­ственны мировоззрению и реализму Пушкина. Мы не знаем тексту­альной творческой истории ʼʼГоря от умаʼʼ (черновики не сохрани­лись), но вполне реалистические формы комедии, особенно в отноше­нии образа Чацкого, были найдены не сразу. Обратим внимание на предисловие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ Грибоедов написал к предполагавшемуся изда­нию комедии: ʼʼПервое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было. Гакова судьба всякому, кто пишет для сцены...ʼʼ Итак, совершенствуя ʼʼГоре от умаʼʼ, Грибоедов полагал, что он в какой-то мере его портит... В жанре трагедии ничто не побуждало автора стеснять свои ʼʼвозвы­шенныеʼʼ замыслы, а ʼʼсуетного желанияʼʼ видеть их на сиене, вероят­но, не было. В трагедии Грибоедов в большей степени, чем в комедии, был связан с поэтикой декабристов. В этом жанре сильнее проявлялся

романтизм декабристов. Историзм и народность Грибоедова еще чересчур зависели от передового романтизма, чтобы драматург впол­не и во всœех жанрах литературного творчества мог оторваться от его традиций.

Романтики-декабристы искали исконные черты русской народно­сти прежде всœего в национальной старинœе, в народных нравах и обря­дах, в вечевой вольности. До социальной трактовки народности они не поднимались. Пушкин пошел дальше: в ʼʼБорисе Годуновеʼʼ он пока­зал народ в качестве решающей силы истории, он воспел Разина, нарисовал образ Пугачева. Грибоедов занимает противоречивые позиции. В очерке ʼʼЗагородная поездкаʼʼ (1826), в которой писатель вслед за своим Чацким с горечью говорит о разобщении между наро­дом и классом господ, главная забота Грибоедова состоит в том, чтобы народ ʼʼхотя по языку нас не считал за немцевʼʼ. Грибоедов толкует здесь о дворянском классе суммарно, называя его ʼʼповреж­денным классом полуевропейцевʼʼ, к которому причисляет и себя. Грибоедов полагает, что на почве романтически и этнографически понимаемой им народности (песни, язык, одежда) возможно единœе­ние народа и господ. А пока ʼʼнарод единокровный,- восклицает Грибоедов,- наш народ разрознен с нами и навеки!ʼʼ

По этой причине, естественно, народное и героическое для своих трагедий Грибоедов пытается искать в прошлом. К такой трактовке теперь примешивается сознание того, что ʼʼэти характеры более не повто­рятся ʼʼ (вспомним замечание Грибоедова о Плутархе). В июне 1825 ᴦ. Грибоедов писал В. Ф. Одоевскому: ʼʼСам ц,я древнем Киеве; надышался здешним воздухом и скоро еду далее. Здесь я пожил с умершими: Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображениемʼʼ (Грибоедов предполагал написать трагедию о Влади­мире Святом).

Этот же мотив героической старины, противопоставленный се­годняшним будням, звучит и в замечательной элегической думе Грибоедова ʼʼПрости, Отечество!ʼʼ, которую можно датировать време­нем после поражения декабристов. Грибоедов спрашивает, в чем же теперь мудрость жизни, когда пришлось

Свободу схоронить в могилу,

И веру в собственную силу,

В отвагу, дружбу, честь, любовь!!!

Есть только один выход:

Займемся былью стародавной. Как люди весело шли в бой, Когда пленяло их собой Что так обманчиво и славно!

Весьма вероятно, что это стихотворение было прологом или лириче­ским вступлением к какой-то поэме о героическом прошлом русского

народа. Но оно является частью и общей программы трагедийных замыслов Грибоедова после разгрома восстания декабристов.

И всœе же крайне важно оценить всœе значение идейной стороны новых замыслов Грибоедова, и особенно драмы о 1812 ᴦ. В набросках этой драмы он трактует проблему народности социально: помещичий класс - душитель свободы. Но в этих идеях и замыслах были истори­ческая ограниченность и непреодоленные традиции гражданского романтизма, которые помешали писателю создать новые законченные реалистические произведения.

Главной заслугой Грибоедова перед русской литературой явля­ется создание ʼʼГоря от умаʼʼ. Глубина изображения жизни, пафос свободолюбия, яркая типичность образов, меткий, афористический язык сделали комедию Грибоедова вечно юным и злободневным произведением.

Творческий путь А.С. Грибоедова. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творческий путь А.С. Грибоедова." 2017, 2018.