Основные достижения средневековой индии. Культура и традиции индии

Индия – страна с богатой историей, а существующие в настоящее время традиции берут сове начало еще с древнейших времен. Археологические раскопки датируются 3 тысячелетием до нашей эры и уже тогда племена, жившие на территории этой страны, занимались земледелием, именно индусы первыми начали выращивать рис, сахарный тростник и хлопчатник.
Индия – азиатская страна, поэтому быт и культура имеет общие черты с соседними странами, такими как Пакистан, Иран и Афганистан.
Племена, населявшие Индию, состояли из местного населения дасов и пришлых индоевропейцев ариев (индоиранцев), последние пришли на смену хараппской цивилизации (названную так в честь города Харапп, где найдено большинство предметов их быта).
Началом культурного наследия Индии считается хараппская культура, существовавшая во 2 тысячелетии до нашей эры. Именно хараппское население начало возводить городские поселения, об этом свидетельствуют развалины, обнаруженные в Мохенджо-Даро, уже в то время строения были двух этажными, имелась система сточных каналов, примитивные трубопроводы. Одновременно развитие получила и обработка драгоценных камней, из них делались украшения и предметы быта. Развивалась письменность. Жители хараппской цивилизации были религиозными людьми и обожествляли животных, для поклонения они возводили алтари, а божественных животных изображали на различных предметах быта и статуэтках. Именно эта цивилизация при изображении предавала животным человеческие черты лица.
Исчезновение хараппской цивилизации происходило постепенно, хотя причины до сих пор остаются загадкой, на ее смену пришли арийские племена.
Арийские племена повлияли на развитие культуры Индии, так арийцами было создано социальное деление, искусство танца, вид одежды (сари и др.) и религия, сохранившиеся в наши дни. Общество делилось на «варны» – группа людей, выполняющая определенную функцию. Каждая варна имела свою профессию, а ее представители занимали определенное положение в обществе, соответствующее их варне. Принадлежность к варне наследовалась, а браки заключались между равными по положению людьми. Брахманы считались высшей варной, чтили духовные традиции, проводили религиозные обряды. Кшатрии были военные аристократы. Вайшьи занимались ремеслом и торговлей. Самой низшей варной были шудры, они занимались ремеслом и земледелием, но не обладали правами вайший. Отличались варны и в цвете одежды: брахманы носили белые цвета, кшатрии – красные, вайшьи – желтые, шудры – черные. Первые три варны считались малочисленными, высшими слоями населения, а шудры это основное население страны. Кстати язык, на котором сегодня общаются индусы «хинди», имеет арийские корни. Аналогом нашей Библии, в Индии в 1 тыс. до нашей эры были «Веды», писания состояли из четырех сборников «самхит», в каждом сборнике были гимны, тексты поклонения богам, заговоры, заклинания и даже танцевальные движения для обрядов. Читать «самхит» могли только мужчины первых трех варн. Самой древней «самхит» была «Ригведа» в ней упоминалось о более 3 тысячах божеств. Поклонялись арийцы трем сферам (земле, воздуху и небу), соответственно боги разделялись на эти три группы. Важнейшими богами были боги воздуха, т.е. то пространство что соединяет землю и небо. Вообще ведийское мировоззрение было основано, на том, что и люди и боги подчинены единой вселенской силе, все взаимосвязано в этом мире животные, люди и боги. Именно в ведийской культуре обожествление природы – пантеизм, проявляется особенно ярко, богов-животных изображали на зданиях, в храмах, изготавливали статуи, тогда появились многорукие и многоногие божества, а развитие искусства делало их изображения особенно красочным. На рубеже бронзового века возникают разногласия между варнами, борьба между брахманами и кшатриями приводит к созданию нового верования - «Брахманизм», а после уже у каждой варны появляются свои божества (кроме шудр). Превосходство одних богов над другими вызывало бурю недовольства, появлялись атеистически настроенные люди, считавшие, что мир богов не должен возвышаться над человеческим миром, а познать истину может любой человек не зависимо от принадлежности к той или иной варне. Последователями такого мировоззрения назывались шраманы. Сторонниками антибрахманистического направления были буддисты, джайнисты и др.
Будда означает просветленный, именно так и зародилась эта религия. Однажды сыну царя из рода Гаутамы Сиддхартхе предсказали, что он станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Когда это произошло Сиддхартха, бросив все блага царской жизни, отправился странствовать по миру, к 40 годам к нему снизошло просветление, и он стал «буддой». Идея буддизма была в следующем, для того чтобы достичь нирваны (невозмутимости, душевного спокойствия) необходимо пройти все испытания выпавшие на твою долю и остаться честным, чистым духовно, человеком. Во времена правления императора Ашоки, по всей Индии строились буддистские храмы, изначально памятники Будде изображались в виде колеса, затем животного и только потом в облике человека сидящего в позе лотоса. Буддизм приобрел большое количество последователей за пределами Индии, благодаря мирному отношению к местным культам, а основная теория буддизма заключалась, в том, что надо меньше грешить.
Параллельно с буддизмом в 7-6 веках до нашей эры зарождается индуизм. Можно сказать, что в индуизм вошли многие религиозные течения, существующие в Индии, но его основу все-таки составил брахманизм. В настоящий момент индуизм основная религия в стране. В Индуизме люди продолжают покланяться животным (корове, обезьяне, слону), и это отразилось на употребляемых продуктах. Так, пища в Индии вегетарианская, хоть и существуют мясные блюда, но блюда из говядины встречаются крайне редко, так как убийство рогатого скота в некоторых Индийских штатах преступление.
В Индии много праздников, посвященных различным божествам, а так как богов много, количество праздников больше чем дней в году.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что культура Индии развивалась постепенно, так как склонна к адаптации и переосмыслению, но в тоже время, с трепетом, хранит традиции, идущие из глубины веков.

Индия. Ворота в ограде культового сооружения (называемого ступа) в Санчи украшены резьбой по камню и фигурами животных. II век до н.э.

Образец непрочитанного до сих пор письма Индской цивилизации и стеатитовая печать (стеатит - мягкий камень). Мохенджо-Даро. Середина III тысячелетия до н. э.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Одно из важнейших достижений Древней Индии - создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля - той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы. В хараппские времена (цивилизация долины Инда, III-II тысячелетия до н. э., или цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро, - по названию одного из городов, близ которого начались раскопки) индийцы, как полагают учёные, уже считали десятками.

Сначала, свидетельствуют древнейшие санскритские тексты, для записи чисел использовались слова: единица - «луна», «земля»; двойка - «глаза», «губы»... И лишь потом появились обозначения цифр. Но самое важное состояло в том, что числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим, так что одна и та же цифра, например «3», в зависимости от занимаемого места, могла обозначать и 3, и 30, и 300, и 3000.

Отсутствующие разряды обозначались маленьким кружочком и назывались «шунья» - «пустота». Чтобы оценить удобство этой системы, читателю достаточно написать римскими цифрами, например, число 4888 - MMMMDCCCLXXXVIII. Становится ясно, почему сирийский епископ и учёный Север Себохт считал, что для оценки десятичной системы не хватает хвалебных слов. Внешний мир, и прежде всего Запад, обошёлся с индийским открытием несправедливо: цифры, которые мы привыкли называть арабскими, сами арабы называли индийскими.

Самым знаменитым математиком Древней Индии был живший в гуптскую эпоху (IV-VI века) Арьябхата. Он систематизировал десятичную позиционную систему счисления, сформулировал правила извлечения квадратного и кубического корней, решения линейных, квадратных и неопределённых уравнений, задач на сложные проценты, наконец, создал простое и сложное тройное правило. Значение числа «пи» Арьябхата считал равным 3,1416.

Арьябхата был и выдающимся астрономом. Он утверждал, что Земля движется вокруг своей оси, верно объяснял причины солнечных и лунных затмений, чем вызвал резкую критику со стороны индусских жрецов и многих собратьев по науке. От гуптской эпохи до нас дошло несколько астрономических трактатов, обнаруживающих помимо оригинальных разработок знакомство индийских учёных с греческой астрономией, в том числе с трудами Птолемея. Древнеиндийская астрономия и математика оказали большое влияние на арабскую науку: заслуги индийских учёных признавал великий аль-Бируни.

Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители - растительные и минеральные, - стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды. В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» - атомов. Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» - буквально «наука о долголетии» (она пользуется популярностью и в наши дни). В трактатах знаменитых врачей Чараки (I-II века) и Сушруты (IV век) описано лечение с помощью растительных и минеральных лекарств, диеты и гигиенических процедур множества заболеваний, включая и те, которые на протяжении многих последующих столетий в Европе лечили лишь «изгнанием бесов».

Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне: индийские врачи правильно объясняли назначение многих органов. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, которое определялось по совокупности самых различных показателей (пульс, температура тела, состояние кожных покровов, волос и ногтей, мочи и так далее), но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции: трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

Операция по восстановлению деформированных ушей и носа вошла в историю современной медицины как «индийская» - эту технику европейские врачи позаимствовали у своих индийских коллег лишь в XVIII веке. Существовали в Индии и представления о врачебной этике: так, Чарака призывал своих учеников «всей душой стремиться к исцелению больных» и «не предавать их даже ценою собственной жизни». Речь врача, поучал он, всегда должна быть вежливой и приятной, он обязан быть сдержан, рассудителен и всегда стремиться совершенствовать свои познания. Идя в дом больного, врач, указывал Чарака, должен «направлять свои мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению». При этом строго соблюдать врачебную тайну, не рассказывать никому ни о состоянии больного, ни об увиденном в его доме. Во многих индийских городах существовали больницы (главным образом, для бедных и путников), открытые на средства царя или богатых горожан.

Культура Индии в период царя Ашоки..

Особенности культуры Древней Индии.

Культура Древней Индии

1. Древний период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в Китае, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с древними восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции, индийская община сильно тормозила развитие феодальных отношений. Можно назвать много факторов, определяющих своеобразие исторического пути развития Индии. Но важнейшими среди них являются особенности общины – основной социальной ячейки, ядра цивилизации – и специфика религии спасения, степень её воздействия на духовую и социальную жизнь. Уже тогда возникла вера в переселœение душ и учение о карме (судьбе) . В широком смысле карма – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий; в узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индийской истории. Отчасти в связи с этим такой сложной оказалась судьба буддизма – мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в конце III начале II тысячелœетиях до н.э. Сегодня известно два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро на берегу реки Инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации. В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах - комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная до сих пор нерасшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло и искусство малых форм - гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел. До II тысячелœетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул ʼʼРигведуʼʼ. Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие Веды - ʼʼСамаведаʼʼ, ʼʼЯджурведаʼʼ и ʼʼАтхарваведаʼʼ . Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая ʼʼведическая литератураʼʼ, представляющая собой толкования и комментарии к Ведам, Наиболее значительные из них получили название ʼʼУпанишадыʼʼ (от ʼʼупа-ни-шадʼʼ - ʼʼсидеть около ног учителяʼʼ). Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - ʼʼварнаʼʼ (неточно переводимое как ʼʼкастаʼʼ, а буквально означающее ʼʼцветʼʼ). В определённой мере и по сей день, существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев , каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг) Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселœения Индии.В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать Веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен Упанишад заявлял - что помимо собственно Вед и ʼʼЗаконов Мануʼʼ он знаетʼʼправила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествахʼʼ . Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В.5 веке до н.э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит - это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы ʼʼМахабхаратаʼʼ и ʼʼРамаянаʼʼ.

2. Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре Индии 3 века до н.э. являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) Ашоки (так называемые эдикты). Эдикты Ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, и которым должны были следовать и сам государь, и всœе подданные. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму и призывал населœение почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всœего мира, но не войной, а ʼʼправедностьюʼʼ. Он рассылал во всœе страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить сосœедей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всœем цивилизованным миром. В надписях Ашоки говорится о ʼʼдхармеʼʼ как ʼʼправедностиʼʼ, которой должны придерживаться всœе. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всœего, к охране дхармы. Начиная с Ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму - ʼʼсвященный законʼʼ, карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что всœе подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (не причинœение вреда людям и животным), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тогда быстро распространилось среди верующих всœех направлений. Характерной чертой культуры Индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них, прежде всœего, следует выделить брахманизм, с его позднейшими формами - индуизмом и джайнизмом. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой - суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода ʼʼзакон возмездияʼʼ. Дурная карма обеспечивала переселœение в низшие сословия или в животных, средняя - возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила Индию от всœех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущую греховную жизнь, в чём обвинять человек мог только себя самого. Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление - джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры Индии. Джайнизм, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу ʼʼахимсыʼʼ, не причинœения вреда всœему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, ʼʼотрабатывающаяʼʼ прежнюю карму. Джайны даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить что-либо живое.

3. Древнеиндийская культура отличалась многообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосœе ʼʼМахабхарата ʼʼ говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Большое место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, нашедшая себе немало поклонников повсœеместно в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения ʼʼосвобожденияʼʼ от оков материального мира. Сегодня йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. При этом нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге ʼʼАрхетип и символʼʼ К. Г. Юнг - ʼʼ...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание. Практика йоги немыслима - да и. неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное. ...Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йогиʼʼ. В конечном счете, всœе формы художественного древнеиндийского творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др.
Размещено на реф.рф
Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры . По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистинœе энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, всœе слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, всœе человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, всœе это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Οʜᴎ поистинœе стали зеркалом жизни далеких веков.Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита͵ к примеру, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - всœе это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет, и представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Таиланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на Запад, особенно на Германию конца 18 - начала 19 вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали всœе переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

Культура Индии в период царя Ашоки..

Особенности культуры Древней Индии.

Культура Древней Индии

1. Древний период в истории Индии, которую называли страной мудрецов, ставит перед историками много вопросов. Здесь гораздо меньше, чем в Китае, заметен переход от древности к средневековью. По сравнению с древними восточными цивилизациями здесь особенно прочно держались традиции, индийская община сильно тормозила развитие феодальных отношений. Можно назвать много факторов, определяющих своеобразие исторического пути развития Индии. Но важнейшими среди них являются особенности общины – основной социальной ячейки, ядра цивилизации – и специфика религии спасения, степень её воздействия на духовую и социальную жизнь. Уже тогда возникла вера в переселение душ и учение о карме (судьбе) . В широком смысле карма – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий; в узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индийской истории. Отчасти поэтому такой сложной оказалась судьба буддизма – мировой религии, авторитет которой не убывает и в наши дни в самых разных странах.Древнеиндийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в конце III начале II тысячелетиях до н.э. В настоящее время известно два древнейших центра высокоразвитой культуры. Это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенджо-Даро на берегу реки Инд. Мохенджо-Даро являлся одним из центров хараппской цивилизации. В Мохенджо-Даро археологи обнаружили правильной прямоугольной формы кварталы, широкие улицы, перекрытые каналы, в домах - комнаты для омовений. Строительство велось из обожженного кирпича, а дома были многоэтажными. Появилась здесь и своеобразная до сих пор нерасшифрованная письменность. Высокого совершенства достигло и искусство малых форм - гравюры на печатях, статуэтки, а также различные виды ремесел. До II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание священных гимнов, заклинаний и жертвенных формул «Ригведу». Этот сборник до сих пор почитается как самый важный из многочисленных текстов индуизма. Позднее появились и другие Веды - «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа» . Со временем вокруг Вед стала складываться так называемая «ведическая литература», представляющая собой толкования и комментарии к Ведам, Наиболее значительные из них получили название «Упанишады» (от «упа-ни-шад» - «сидеть около ног учителя»). Исполнение этих обязанностей переходило от отца к сыну и считалось наследственным. Вследствие этого арийское общество постепенно разделилось на четыре сословия. Их санскритское наименование - «варна» (неточно переводимое как «каста», а буквально означающее «цвет»). В определённой мере и по сей день, существуют каста жрецов, или брахманов (чистых), каста воинов, или кшатриев , каста вайшьев, или ремесленников, купцов и земледельцев, и каста шудр (слуг) Последняя каста образовалась из покоренных народов и составляла самую многочисленную часть народонаселения Индии.В древнеиндийском обществе каждая из четырех варн (сословий) состояла из нескольких каст с четко сформулированными нормами социального поведения. Отношения между сословиями и кастами определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным). Науки были неотъемлемой частью образовательного стандарта высших варн, но читать и изучать Веды и комментарии к ним могли лишь мужчины из первых трех варн; женщинам и шудрам путь знаний был заказан. Образованный индус времен Упанишад заявлял - что помимо собственно Вед и «Законов Ману» он знает«правила почитания предков, науку чисел, искусство предсказаний, хронологию, логику, правила поведения, этимологию, науку о священном знании, науку о демонах, военную науку, астрономию, науку о змеях и низших божествах» . Записывались Веды на древнеиндийском, ведийском языке. В.5 веке до н.э. ученый брахман Паниш осуществил обработку языка поздневедической литературы, создав его новый вариант, названный санскритом. Санскрит - это литературная форма древнеиндийского языка, на которой написаны многие памятники древнеиндийской литературы. На санскрите были записаны великие эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

2. Интереснейшим документом, содержащим информацию о культуре Индии 3 века до н.э. являются высеченные на камне многочисленные надписи царя (раджи) Ашоки (так называемые эдикты). Эдикты Ашоки посвящены изложению правил благочестия, разработанных царем, и которым должны были следовать и сам государь, и все подданные. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты, но в них содержится и много чисто личных моментов, позволяющих судить о характере самого царя. Ашока покровительствовал нетрадиционным религиям, главным образом буддизму и призывал население почитать не только жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Индийский правитель провозглашал своей целью завоевание всего мира, но не войной, а «праведностью». Он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки. Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей политики и таким образом добиться морального главенства над всем цивилизованным миром. В надписях Ашоки говорится о «дхарме» как «праведности», которой должны придерживаться все. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы. Начиная с Ашоки, правители принимали титул дхармараджи. Царь обязан был поддерживать дхарму - «священный закон», карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (не причинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех направлений. Характерной чертой культуры Индии является наличие множества взаимодействующих между собой религий. Среди них, прежде всего, следует выделить брахманизм, с его позднейшими формами - индуизмом и джайнизмом. Вечно вращается колесо сансары, но каждое новое перерождение определяется накопленной в предыдущей жизни кармой - суммой добрых и злых дел человека, осуществляющей своего рода «закон возмездия». Дурная карма обеспечивала переселение в низшие сословия или в животных, средняя - возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне. Вера в сансару на века обезопасила Индию от всех социальных потрясений: рождение среди обездоленных, нужда, нищета и тяжелый труд осознавались как дурная карма и наказание за предыдущую греховную жизнь, в чём обвинять человек мог только себя самого. Позже внутри брахманизма сформировалось нетрадиционное этическое направление - джайнизм, сыгравшее немалую роль в истории культуры Индии. Джайнизм, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека. Последователи джайнизма свято следуют принципу «ахимсы», не причинения вреда всему живому: ведь в каждом звере и птице, в каждой былинке и мошке сокрыта душа, «отрабатывающая» прежнюю карму. Джайны даже закрывали рот белой повязкой, дабы не проглотить случайно какое-либо насекомое и тем самым не нарушить принцип ахинсы. Передвигались они только при свете, разметая перед собой дорогу, чтобы опять же не повредить что-либо живое.

3. Древнеиндийская культура отличалась многообразием философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе «Махабхарата » говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу. Значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Популярным философским направлением в Древней Индии была йога, нашедшая себе немало поклонников повсеместно в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагает для достижения «освобождения» от оков материального мира. В настоящее время йога прочно вошла в область интеллектуальной и культурной моды. Однако нельзя не учитывать того, на что обращает внимание в книге «Архетип и символ» К. Г. Юнг - «...йога представляет собой не просто механику, но имеет и философское содержание. Практика йоги немыслима - да и. неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное. ...Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги». В конечном счете, все формы художественного древнеиндийского творчества тоже выражают стремление вырваться за пределы обыденной человеческой жизни и, пройдя через соответствующие этапы, достичь духовной просветленности, которую определяют такими понятиями как нирвана, мокша и др. Индийское искусство - наглядное воплощение этой главной темы, и потому его художественные образы несут мудрость божественного откровения.Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры . По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство - поистине энциклопедия индийского национального искусства. Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков.Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита, например, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм - от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен - все это было высечено из одного цельного куска камня. Работа велась на протяжении 150 лет, и представляет собой не строение, а огромную многофигурную скульптуру. Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру. Необходимо отметить, что вся Юго-Восточная Азия восприняла значительную часть своей культуры из Индии. Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Непала, Таиланда, Японии и Тибета. Сильное влияние культура Индии оказала на Запад, особенно на Германию конца 18 - начала 19 вв. Гете, Гегель и многие другие писатели и философы начала XIX в. с увлечением читали все переведенные к тому времени произведения древнеиндийской литературы.

Жизнь на полуострове Индостан зародилась столь давно, что трудно выбрать точку отсчета, с какого времени надо описывать культурные достижения Древней Индии. Пять, а то и шесть тысяч лет насчитывает шутка ли, в короткой статье дать полный анализ. Поэтому ограничимся краткими сведениями.

Особенности культуры

Народов, племен и, соответственно, языков в Индии великое множество. В отличие от европейской культуры, они развивались совершенно обособленно и самостоятельно, и то, что европейский человек считает базовым, таковым для жителя Индии не является. Мы мыслим эмпирически, а в Индии - абстрактно. Мы мыслим этическими категориями, в Индии - ритуальными. Ритуал гораздо важнее морали. Европейское мышление - юридическое (закон, права человека), в Индии - миф, в котором тонут все права. Мы мыслим в коллективных категориях, в Индии же придается значение только личному спасению и перерождению. Категории «народ», «нация», «племя», «единоверцы» для индийцев не очень понятны. Но все же их объединяла религия, в которой нет никакой систематичности. Ниже мы поговорим об индуизме, который жив до сих пор и который создала Древняя Индия. Достижения его духовных практик ценят и представители иных цивилизаций.

Зарождение жизни

Первые жители обитали в городах Хараппа и Мохенджо-Даро в долине Инда. Но о них известно мало. Это было чернокожее население (дравиды). Пришедшие светлокожие кочевые племена ариев из Ирана, что на языке означало «благородные», вытеснили аборигенов в леса и на самый юг Индийского субконтинента.

Они принесли с собой язык и религию. Спустя многие века, когда сами арии добрались до юга, то они начали мирно сосуществовать с темнокожим дравидийским населением, и их религии объединились, слились и переплавились.

Кастовая система

Ее принесли с собой арии. Сами индийцы применяют слово «варна», и оно переводится как «цвет» для обозначения своих социальных категорий. Чем светлее и белее кожа, тем выше на социальной лестнице стояли люди. Существует четыре варны. Самая высшая - брахманы, которые обладают и властью, и знаниями. Здесь рождаются жрецы и владыки.

Потом следуют кшатрии, то есть воины. Затем - вайшьи. Это торговцы, ремесленники, крестьяне. Самые низкие - шудры (слуги и рабы). Все сословия произошли от мифического человека - Пуруши. Из его головы произошли брахманы, из рук и плеч - кшатрии, из бедер и чресл - вайшьи, для которых было важно плодородие, из стоп - шудры, которые находятся в грязи. Из грязи были созданы неприкасаемые, чье положение самое ужасное. Все население было безграмотным, что сохранилось и до нынешних дней. А знаниями обладали кшатрии и брахманы. Именно последние и создавали Им обязана своим развитием Древняя Индия. Достижения в различных областях культуры были значительны. Но подняться по социальной лестнице при существовании каст невозможно. Человек от рождения до смерти связан только с той кастой, в которой родился.

Язык и письменность

Мы не будем останавливаться на нерасшифрованных языках, но обратимся к который появился почти пять с половиной тысяч лет назад и который стал языком ученых, жрецов и философов. На нем создана обширная литература. Первоначально это были религиозные малопонятные гимны, песнопения, заклинания (Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда), а позже и художественные произведения (Рамаяна и Махабхарата).

Для брахманов санскрит являлся таким же языком, как для нас латынь. Это язык учености. Для нас он представляет интерес тем, что из него предположительно выросли все языки, на которых говорит Европа. Его корни прослеживаются и в греческом, и в латинском, и в славянских языках. Само слово «веда» переводится как знание. Сравните с корнем русского глагола «ведать», то есть знать. Так входит в современный мир Древняя Индия. Достижения в развитии языка принадлежат брахманам, а способы его распространения изучены недостаточно.

Архитектура, скульптура и живопись

Брахманы, которые произошли из глаз мифического Пуруши, занимались визуальными искусствами.

Они проектировали храмы, создавали живописные и скульптурные изображения богов. Это привлекает внимание не только благочестивых индийцев, но и всех, кто приезжает в Индию и знакомится с несравненными по красоте дворцами и храмами.

Науки

  • Математика.

Чтобы заниматься грандиозным строительством, нужны точные знания. достижения которой в этой области очень велики, разработала десятичный счет, цифры, которые по недоразумению называются арабскими и которыми мы пользуемся, придуманы в Индии. В ней же разработана концепция нуля. Учеными из Индии было доказано, что если любое число разделить на ноль, то результатом будет бесконечность. За шесть веков до нашей эры им было известно число πи. Индийские ученые занимались развитием алгебры, решали умели извлекать квадратные и кубические корни из чисел, вычислять синус угла. В этой области далеко вперед всех ушла Древняя Индия. Достижения и изобретения в сфере математики - гордость этой цивилизации.

  • Астрономия.

Несмотря на то, что у них не было телескопов, астрономия занимала в Древней Индии почетное место.

Наблюдая за Луной, астрономы умели определять ее фазы. Раньше, чем греки, индийские ученые пришли к выводу, что Земля вращается вокруг своей оси. Индийские астрономы разделили сутки на часы.

  • Медицина.

Аюрведа, в которой содержатся основные медицинские постулаты, первоначально использовалась для ритуального очищения жрецов, которые имели дело с неприкасаемыми. Оттуда пошли всевозможные чистки организма, которыми в наше время широко пользуются, поскольку очень загрязнена окружающая среда.

Индуизм

Эта религия насчитывает, страшно сказать, почти шесть тысячелетий, и она жива и процветает. Она очень крепко связана с кастовой системой, о которой говорилось выше. Определения индуизму никто из теологов не давал, поскольку он включает в себя все, что встречает на своем пути. В нем можно найти элементы ислама и христианства. Ересей, потому что религия «всеядна», в нем никогда не было, как не было в Индии религиозных войн. Это безусловные достижения Древней Индии. Главное в индуизме - идеи ненасилия и аскетизма. Боги в Индии как человекообразные, так и включают в себя элементы животных.

Бог Хануман имеет тело обезьяны, а бог Ганеша - голову слона. Верховное почитаемое божество, создавшее мир, а потом разбившее его на мелкие части, словно хрустальный сосуд - Брахма. Его изучением и разработкой его учения занимаются брахманы. Простым людям ближе более понятные Шива - воин (это у него был третий глаз, предназначенный для уничтожения врагов; потом произошла любопытная трансформация, и глаз стал нужен для изучения внутреннего мира) и бог плодородия, и Вишну - темнокожий защитник семьи и борец со злом.

Буддизм

Это, сразу надо сказать, не религия, так как понятие божества в ней отсутствует и нет молитвы как вопля о спасении. Это сложное философское учение создал чуть раньше христианства принц Гаутама.

Главное, чего хочет достигнуть буддист - выйти из колеса сансары, из колеса перерождений. Только тогда можно достигнуть нирваны, того, что непостижимо. А счастье и гармония - представления ложные, их просто нет. Но буддизм в Индии не получил широкого распространения, так как нет пророка в своем отечестве, а процвел, видоизменившись, за пределами этой страны. На сегодняшний день считается, что человек может ничего не знать о Будде, но если он живет инстинктивно правильно и соблюдает все законы буддизма, то у него есть возможность стать просветленным и найти путь к нирване.

Достижения Древней Индии кратко

Математика - современные цифры и алгебра.

Медицина - очистительные мероприятия, определение состояния человека по пульсу, по температуре тела. Изобретены медицинские инструменты - зонды, скальпели.

Йога - духовные и физические практики, которые совершенствуют человека.

Кухня, богатая приправами, среди которых стоит выделить карри. Основной компонент этой приправы - корень куркумы, который улучшает иммунитет и предупреждает болезнь Альцгеймера.

Шахматы - игра, которая тренирует ум и развивает стратегические способности. Они синхронизируют полушария мозга, способствуют его гармоничному развитию.

Все это дала Древняя Индия. Достижения культуры давних времен не устарели до сегодняшних дней.