Осложненное простое предложение. урок-соревнование

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Учитель: Кошелева Л. П.

Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова.

Цели:

Предметные (образовательные):

    выработать умение видеть вводные слова в предложении;

    формировать умение конструировать предложения с вводными словами;

    формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;

    коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Метапредметные (развивающие):

    развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;

    развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

    развитие речи учащихся;

Личностные (воспитывающие):

    воспитание интереса к предмету и внимания к слову;

    воспитание любознательности, творческой активности;

    воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.

1Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Что вы знаете о предложении? «Бусы»

2.Создание учебной ситуации

Актуализация знаний(Работа в зоне актуального развития обучающихся)

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Простое осложненное предложение» Запишем число и тему урока.

Но прежде вы должны сказать, что мы о нем уже знаем?

Предлагаю вам задание. Что это за слова?

КОНЕЧНО БЕССПОРНО

Вводные слова.

Постановка учебной задачи

Что мы уже знаем про вводные слова? Забыли? Проблема?

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.

Узнать о …, определить их … и роль в …

(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)

И сегодня мы должны выяснить…

Чтобы решить нашу проблему мы должны вспомнить

что такое вводные слова, Провести исследование и ответить на вопросы:

3. Добывание недостающих знаний

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.

счастью стремятся к все люди Докажите, что это действительно предложение Бесспорно, наверное, возможно, к радости. Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середин. (Впереди предложения) Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? Как вы думаете, почему? Побуждающий диалог Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения Что мы выяснили? Подчеркиваем его особо. (+++). Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-п е рвых, во-вторых, в-третьих и т.д. Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали! Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих …. Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью. Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения. А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным? Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось. К счастью, мы быстро решили трудную задачу. Ведь мы - умелые конструкторы предложений! Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова: [ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ]. Изменился ли при этом смысл предложения? Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод

Какие затруднения вы испытываете?

Первичное закрепление

А у вас на столах лежат таблицы. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.


    Мир кажется мне книгой.

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Выглядит он, правда, неважно.

    Миша, несомненно, решит задачу. (уверенность)

    К счастью, прозвенел звонок (радость)

    Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой горные козлы.(предположение)

1

Спасибо, ты хорошо справился со своим заданием.

****************************************************************************

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Чем хорош автомобиль? _ во-первых __________, в нем удобно ездить.
_
во-вторых____________, он быстро передвигается. В -третьих ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,
конечно , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_
С одной стороны______________, без автомобилей уже не обойтись, а _ с другой_ ______, – кроме пользы, немало от них и вреда.
_____
значит_ ________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта

1

Задани е: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

    Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.

    Июнь возможно будет теплым.

    Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.

    К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.

    Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.

    Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.

    Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

Сделаем вывод

“Вводные слова”.

Что такое вводные слова

Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.

являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания,

меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

4.Самостоятельная деятельность

Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.

1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)

2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)

3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)

4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)

5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)

6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)

7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!

(М.Бородицкая)

8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)

9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)

Учитель: Проверим.

1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.

2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.

3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.

Какие орфограммы встретились?

БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)

Корни с чередованием (собираешься)

ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)

Ь после шипящих, разделительный Ь…

***********************************************************************

1

Рефлексия Цифровой диктант

1-Предложения с однородными членами.

2-Предложения с обращениями

3- Предложения с вводными словами

4- Предложения со сравнительными оборотами


4.Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

2.Что ты, моя старушка, приумолка у окна?

1.Встают предо мною деревни, поля и леса.

2. Ты солнцем создан,Алтай, живи и процветай.

3.Алтай, несомненно, красивейшая горная страна.

1.Мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной.

4.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.

3.Гора Белуха, безусловно, высочайшая вершина Алтая.

3.Может быть, вам запомнится этот урок.


1

Кластер

Простое предложение может быть осложнено

Сравнительными оборотами Однородными членами

Обращениями

Вводными словами

Домашнее задание: индивидуальные карточки.


Цели урока: обобщить знания по теме «Осложнённое предложение»; обобщить знания по теме «Осложнённое предложение»; закрепить навыки постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении; закрепить навыки постановки знаков препинания в простом осложнённом предложении; развивать коммуникативные навыки; развивать коммуникативные навыки; воспитывать нравственные качества. воспитывать нравственные качества.


Выполните задания: 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. В организации внешнего театрального действия Чехов по мнению многих критиков отступил от канонов классической драмы. - Объясните ЛЗ слова « Каноны» 2. Выполните морфемный разбор слов: списанный, освещая, переросший, вредный. Словообразовательный разбор: подумайте, заклеймил


3. 3.Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать. Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет> свет > светлый> светленький Свет>"> свет > светлый> светленький Свет>"> свет > светлый> светленький Свет>" title="3. 3.Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать. Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет>"> title="3. 3.Составьте из данных слов словообразовательные гнёзда: свет, спать, искать. Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет>">


1. Анализ текста. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. (С.Есенин) Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Определите тип и стиль речи. Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых.


2. Анализ текста. Я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь. Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях наука Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже старушка. (АЛ. Чехов)


Простое осложнённое предложение Определения (причастие и причастный оборот); Определения (причастие и причастный оборот); приложение; приложение; вводные слова и конструкции; вводные слова и конструкции; обстоятельство (деепричастие и деепричастныйоборот); обстоятельство (деепричастие и деепричастныйоборот); дополнение; дополнение; уточняющие члены предложения; уточняющие члены предложения; пояснительные конструкции; пояснительные конструкции; присоединительные конструкции. присоединительные конструкции.



Тема: Простое осложненное предложение

Цель: повторить знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

Критерии успешности:

  1. Я знаю,что такое простое предложение.
  2. Я могу определить, какое предложение осложненное, а какое неосложненное;
  3. Я понимаю, какие предложения могут быть осложненными.
  4. Я могу привести примеры осложненных предложений.

Ход урока:

Психологический настрой.

Приветствие.

Минутка лингвистического открытия (словарная работа).

Я дарю вам сладкие лучики из солнца, лучики для настроения. Провожу деление на пары по лучикам(конфетам)

II Актуализация знаний

Запись на доске: (Задание выполняется, стоя у доски)

Слово-одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький) (высказывание размещено на экране)

Прочитайте высказывание М.Горького. Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?(беседа)

Назовите основу предложения.(один ученик)

Дайте синтаксическую характеристику(по одному признаку каждый ученик)

Чем осложнено?

Как вы думаете, почему я предложила вам начать работу именно с этого предложения? Как будет называться тема урока? (Простое осложненное предложение)

Какова цель урока? (научиться и повторить)

Провожу деление на пары через солнышко из конфет.

III Операционно-познавательный

Беседа.

Какие знания помогут нам быть успешными на уроке? Что необходимо знать,чтобы получить хорошие оценки?

Чем может осложняться простое предложение?

(Запись на доске производится учащимися):

1.Однородные члены предложения.

2Обособленные определения.

3.Вводные слова и вставные конструкции.

4.Обособленные обстоятельство, дополнение.

6. Обращения.

7. Уточняющие члены предложения.

Задания для пар (6 минут)

1 пара.

Выберите три позиции и проиллюстрируйте их своими примерами. Докажите, что эти предложения осложненные.

2 пара

Проиллюстрируйте все позиции, используя материал из любых источников. Докажите, что эти предложения осложненные.

3 пара

Подробно проиллюстрируйте вторую позицию. Докажите, что эти предложения осложненные.

Оценивание: «Две звезды и одно желание».

2. Для следующего задания нам понадобится обратиться к карточкам.

А как вы предлагаете выполнить это задание?

Для оценивания этой работы предлагаю разработать критерии оценивания.

(Научность. 2балла. Доказательность (факты) 1балл, логичность выступления 1балл, аккуратность выполнения 1балл.) Записать на постере и разместить на доске.

Задания выполняются на постере 15 мин.

Выступление. 5 мин.

Взаимооценивание с выставлением баллов по критериям.

IV Контрольно-оценочный.

1.Горячий стул. Оценивание- стратегия большой палец .

2.Задайте один толстый, один тонкий вопрос своему однокласснику.

Оценки: обсуждаются с учителем.

V Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Осенние зарисовки», используя только осложненные предложения.

VI Рефлексия: Достигли ли мы цели нашего урока? что повторили на уроке? Какое задание было выполнять легко, а с какими возникли трудности? Как вам пригодятся знания в жизни?

Приложение

Задание для пар:

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу.

2. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

5. О чем ты воешь ветер ночной? (Ф. Тютчев).

6.Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

7.М.Горький писал «Слово одежда всех фактов всех мыслей.»

Задание: Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу.

2. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).

3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).

4. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

5. О чем ты воешь ветер ночной? (Ф. Тютчев).

6.Над степью заслонив солнце в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (М. Шолохов).

7.М.Горький писал «Слово одежда всех фактов всех мыслей» .


Уроки

8-А - 8-Б - 8-В-

Тема: Простое осложненное предложение. Виды осложнений в простых предложениях.

Цели:

1 . систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2 .закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4 . содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Ход урока

1х30

    Организационный момент. Рефлексия.

    Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

1. Проверка домашнего задания

2. Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. У каждого из вас на столе лежит раздаточный материал. Возьмите лист №1. Запишите ответы на тест в тетрадях. На работу у вас есть 5 минут.

Лист №1

Задание 1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, - сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Задание 2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Задание 3. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание. Б. Предложение.

Задание 4. Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.

Задание 5. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Журка в воду - и поплыл через море.

А. Распространённое. Б. Нераспространённое.

Задание 6. Определите тип связи в словосочетании «неправильно сказать».

Задание 7. Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья... (А. Враги. Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море? (А. Ветры и море. Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной? (А. Ветер. Б. Ты.)

Задание 8. Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Задание 9. Определите сказуемое в предложении « Их круг тесней уж становился»

1. Становился. 2. Становился тесней.

Задание 10. Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.

Задание 11. Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Задание 12. Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока -

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание 13. Определите тип связи в словосочетании «купаться в пруду».

1.Согласование. 2. Управление. 3. Примыкание.

2х30

3. Ознакомление с теоретическим материалом.

Параграф учебника.

4. В раздаточном материале дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства )

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    1. Повторение теории с попутным закреплением материала :

(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие слова называются обобщающими?

Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы )

2) вводные слова и вставные конструкции:

- Что могутобозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения )

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения )

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире )

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

Вводные слова

Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? (Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Какие члены предложения называются уточняющими?

С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

3х30

1. Работа в тетрадях и у доски.

Графически объяснить расстановку знаков препинания в предложениях.

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора.6. Сопровождаемый лаем караульных псов, я вышел к зоне. 7. Глубоко взволнованный, начинен­ный взрывчатой радостью, ехал из донской станицы Пантелей Прокофьевич. 8. Прямая и честная, матушка ненавидела всякие подходы и извороты. 9. Ниж­няя часть окна была как бы подернута ровным морозом, искристо-голубая, непрозрачная.10. Осажденные, озверелые от голода и тревог, мечутся люди, рвутся под бьющей бедой, стеная и проклиная. 11. Где-то наверху каркали вороны, перелетая с ели на ель, и сбрасывали на тебя снег с потревоженных вершин.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) однородными

2 Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются:

а) обособленными

б) уточняющими

в) вводными

3 Обращение может быть распространенным:

а) да

б) нет

4 Место обобщающего слова в предложении:

а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами

б) обобщающие слова стоят только после однородных членов

в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них

5 Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются:

а) обращениями

б) вводными словами

в) подлежащим

Вариант 2

1 Определите, каким является обращение

Русый ветер, какой ты счастливый!

а) нераспространенное

б) распространенное

2 Определите, является ли выделенное слово вводным

Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд

а) является

б) не является

3 Укажите значение вводного слова(словосочетания)

Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь.

а) чувства говорящего

б) уверенность

в) источник высказывания

4 Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова

Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля.

а) есть обобщающее слово

б) нет обобщающего слова

5 Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть

Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву.

а) нет однородных членов

б) два однородных члена

в) три однородных члена

    Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

    Домашнее задание

Упражнение 198 письменно

Урок- практикум по русскому языку «Русский чай»

Цели:

    Образовательная : обобщение знаний по теме «Простое осложненное предложение», закрепление правил орфографии и пунктуации.

    Развивающая : способствовать развитию комплексного анализа текста, совершенствованию способностей учащихся конструировать ответ в форме связанного высказывания.

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, заинтересовывать в здоровом образе жизни.

Тип урока : урок- практикум.

Обоснование : проводится в конце изучения материала 8 класса с целью систематизации обобщения знаний. При подготовке ученики читают дома пройденный материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает дидактический материал на тему « Русский чай». На уроке используются карточки с текстами и заданиями, опорные схемы. Работа на уроке такого типа может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, по карточкам, самостоятельная, коллективная, в группах.

План урока :

    Организационный момент.

    Мотивация и целеполагание.

    Введение в тему урока. Повторение теоретических сведений к теме

  1. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.

    Контролирующее задание для всего класса (по вариантам).

    Слуховой диктант.

    Подведение итогов.

    Задание на дом.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание: сегодня на уроке мы продолжим разговор о предложении как единице синтаксиса: а) обобщим знания по теме; б) повторим несколько правил орфографии и пунктуации, в) выполним различные виды разборов, г) узнаем, откуда в России появился чай, о его полезных свойствах.

3.Введение в тему урока.

Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. И традиции эти замечательны. Каждая эпоха вносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но неизменными остались заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом- солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать даже об имени его, не накормив и не предоставив отдыха. В народном творчестве по этому поводу есть множество пословиц и поговорок.

4. Вопросы для беседы:

А) Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

Б) У многих народов России гостеприимство выражается через приглашение попить чаю. А что это за напиток? Почему он пользуется такой популярностью? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте 1.

Давайте выразительно прочитаем текст

Прежде всего, у чая очень мягкий неповторимый аромат,

ни с чем несравнимый вкус.

Но сказать о вкусе и запахе чая – это, значит, сказать очень мало. Чай - богатейшая аптека.

Чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, создающие неповторимый аромат 4 . В свежих листьях чая витамина C в четыре раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в десять раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Дайте характеристику предложению, чем осложнено данное предложение?

Расскажите о способах обособления определения. Постройте опору - помощник.

В) Какая страна является родиной чая? (Китай).

Существует придание: однажды (это было много веков назад до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Г) О том, как чай попал в Европу, мы узнаем из текста 2, над которым и поработаем.

Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок- фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварила весь фунт чая в миске, слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья. Залив их сметаной, подала к столу.

Задания к тексту:

1.

2. В выделенном предложении замените глагол причастием, запишите в тетрадь.

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и расскажите о правилах обособления обстоятельств. Постройте опору - помощник.

Д) Когда же чай стал известен в России? Об этом узнаем из текста 3

Первыми в России чай узнали жители Сибири. Проник он туда из Монголии и постепенно распространился по стране. В 1638 году чай появился при царском дв…ре под названием «китайская трава». Его пр..вез боярский сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был навяз…н довольно значительный запас чая-64 кг. При дворе царя Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился Царю и боярам и позже вош..л в употребление. В 1665 году был заключён договор на поставку чая из Китая.

Задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, выделите морфемы.

3. Устное задание. В выделенном предложении замените глагол деепричастием, объясните знаки препинания.

5. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.

У многих народов выработались и бытуют свои национальные способы приготовления чая. Правила эти довольно строги. Их надо выполнять тщательно, аккуратно, точно и быстро. В этом основа секрета успешного заваривания.

6. Контролирующее задание для всего класса. На материале памяток «Как заваривать чай» выполните задания (по вариантам). После выполнения заданий представитель от каждой группы рассказывает о способах заваривания чая.

1 вариант.

Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

Как заваривать чай

Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако напиток не должен бурно кипеть- такая вода способна убить аромат самого лучшего чая;

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком;

Всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают полотенцем. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно;

Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный.

Самый лучший чай после первого настоя.

2 вариант.

    Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

    Найдите односоставные предложения с главным членом –сказуемым. Укажите, какие это предложения.

    Выделите грамматические основы предложений.

    Укажите предложение с обособленным определением. Подчеркните.

Индийский способ заваривания чая

Национальным напитком в Индии является так называемый замороженный чай. Его готовят следующим образом: на 300-350 грамм воды кладут 3 чайные ложки лучшего чая, который заваривают обычным способом в течение 5 минут и остужают. Затем специальный стакан вместимостью 0,5 л наполняют несколькими кубиками льда, заливают в него весь остуженный чай, добавляют сахар и лимон, нарезанный дольками, примерно половину плода, а иногда сок всего плода, который выжимается в стакан, после чего пьют чай чрезвычайно маленькими глотками.

3 вариант.

    Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

    Прокомментируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, составить схему предложения.

    Найдите односоставные предложения с главным членом –сказуемым. Укажите, какие это предложения.

    Выделите грамматические основы предложений.

Английский способ заваривания чая

Англичане – одна из самых чаепотребляющих наций в мире. Англичане пьют чёрные чаи, в основном южноазиатские (на 50% индийские и на 30% цейлонские). Культ чая господствует почти в каждой английской семье. Пьют англичане чай с молоком или со сливками, предварительно подогревая сухой чайник. Затем в него насыпают чай из расчета1 чайная ложка на чашку воды плюс 1 чайная ложка «на чайник». Чайник тотчас заливают кипятком (дважды) и настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, в сильно разогретые чашки разливают согретое, но некипяченое молоко- по2-3 столовой ложки и затем в молоко наливают чай. Англичане пьют чай в строго определенные часы: утром за завтраком, во время ланча (13 часов) и в «файф о , клок», т.е. в полдник (17 часов).

7. – Сколько народов, столько форм чаепития. Но русское чаепитие невозможно представить без самовара. О том, как пьют чай и что подают к нему - отдельный большой разговор. Мне хотелось бы, чтобы ваш дом был уютным и радостным, чтобы продолжались наши традиции гостеприимства. Я надеюсь, что вы будете заботиться о своем здоровье, знать чувство меры во всем, даже в заваривании чая.

- Слуховой диктант.

Напоследок прослушайте полезный совет, после прослушивания выпишите глаголы с безударными личными окончаниями.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно напиться,

Чай всех снадобий полезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг!

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом. Изучить тексты о том, как пить чай и что подавать к чаю.