Оружие россии. Патриотизм и армия Патриотизм и верность воинскому долгу основные качества

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации.

Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно слу- . жить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Что вкладывается в понятие долга? Человек живёт в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определённые требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остаётся в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности 1 .

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооружённого нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.

История нашего Отечества даёт яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.

1 Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.

Выводы

  1. Каждый военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации должен быть патриотом своего Отечества.
  2. Понимание военнослужащими своего воинского долга и ответственности за защиту Родины проявляется в активном и добросовестном ратном труде, готовности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы.
  3. Военная служба - эффективное средство нравственного воспитания граждан, приобретения личной ответственности за защиту Отечества.
  4. Военная служба способствует формированию личности гражданина и патриота.

Вопросы

  1. Почему военнослужащий Вооружённых Сил Российской Федерации в первую очередь должен быть патриотом? Обоснуйте свой ответ.
  2. В чём заключается воинский долг военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации?
  3. В чём проявляется патриотизм военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации?
  4. Какая существует взаимосвязь между патриотизмом и любовью к Родине?

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Основные качества, присущие военнослужащему Вооружённых Сил Российской Федерации - защитнику Отечества».
  2. Подберите два-три исторических примера героического, беззаветного служения российских солдат Родине.
  3. Подготовьте сообщение о том, как вы понимаете значение воинского долга для военнослужащих в мирной повседневной жизни.
  4. Объясните смысл известного выражения «Герои не умирают».

Боевые традиции - это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они сложились на основе героических традиций народов нашей Родины и впитали все лучшее из прошлого русской армии и флота. Эта связь поколений нашла свое воплощение в установлении дней славных побед в истории России (см. приложение 1).

Важнейшие боевые традиции российских Вооруженных Сил: любовь к Родине; воинская доблесть и честь; непримиримость к врагам своего народа; уверенность в победе над врагами Отечества, постоянная готовность к его защите; любовь к родной армии и флоту, верность военной присяге и Боевому знамени, Военно-морскому флагу, воинскому долгу; мужество, героизм в бою; крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою; постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства и укреплению воинской дисциплины; неустанная борьба за высокую бдительность и боевую готовность подразделения и части .

Главное место среди традиций занимают любовь к Отечеству и высочайший патриотизм, под которыми понимают преданность своей стране, стремление служить ее интересам, защищать от врагов, а также героизм, мужество, воинская доблесть и честь.

Героизм - это совершение выдающихся по значению действий, отвечающих интересам общества и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Героизм основан на твердых убеждениях, преданности народу, глубоком сознании патриотического долга .

Мужество - морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность. Внутреннюю основу мужества составляют высокие нравственные принципы, а также воинское мастерство, тренированность, умение владеть собой.

Вспомните из курса истории России примеры мужества и героизма советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Воинская доблесть - самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное и военное время. В основе воинской доблести лежит сознание воинами своего патриотического долга, воинское мастерство, высокая дисциплинированность, бдительность, коллективизм, трудолюбие .

Воинская честь - внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга. Основное содержание воинской чести заключается в нравственной ответственности воинов за защиту Отечества. Высшее ее проявление - подвиг на поле боя .

Одно из главных проявлений нравственной зрелости военнослужащего - развитое сознание и чувство воинского долга. В Конституции Российской Федерации записано, что защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Военнослужащий, обладающий чувством высокого воинского долга, - это воин, который выполняет обязанности осознанно, по нравственному убеждению.

Эти военнослужащие активны и деятельны. Сформировать в себе чувство долга во власти и силах каждого человека. Понимание воинского долга начинается с выработки в себе самодисциплины. Научившись подавлять в себе отрицательные качества, преодолевать соблазны, воин учится смотреть на себя глазами товарищей, оценивших в нем силу и стойкость духа. Это побуждает его и во всех других случаях соотносить свои интересы с интересами других, делать правильный выбор, осознавать свою связь с коллективом. Требования долга приобретают необычайную силу в нравственном сознании воина. Она настолько значительна, что заставляет отступать все другие побуждения: склонности, желания и даже стремление к самосохранению в боевой обстановке. Именно сознание долга перед Родиной руководило тысячами известных и безымянных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., войны в Афганистане, боевых действий в Чеченской Республике.

Подразделение Апатитского милицейского батальона устраивалось на ночлег в пустующем здании школы в г. Г розном. От школы до колючей проволоки было несколько десятков метров. А дальше - «ничейная полоса». Оттуда и влетела в окно класса, где расположились бойцы, граната- «лимонка». Игорь Пеликанов вскочил с койки, как только раздался звон разбитого стекла. Кинулся к покатившейся по полу «лимонке». Успел крикнуть: «Мужики, ложись!» - накрыл гранату своим телом, и тогда только прогремел взрыв... Ценой своей жизни Игорь Пеликанов спас товарищей. Посмертно он удостоен звания Героя России. Так Игорь Пеликанов выполнил свой воинский долг.

Вопросы

1. Дайте определение боевых традиций Вооруженных Сил и назовите главные из них.

2. Коротко расскажите об основных боевых традициях.

3. Приведите примеры из литературы, фильмов, реальной жизни, повествующие о воинских традициях России.

4. Что такое героизм и на чем он основан?

5. В каких поступках проявляется мужество воинов?

6. Что лежит в основе воинской доблести?

Приложение 1

Дни воинской славы России

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» были установлены Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
23 февраля - День защитника Отечества;
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);
4 ноября - День народного единства;
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать чертвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790).

Блокада Ленинграда проводилась немецко-фашистскими войсками с 8 сентября 1941 г. с целью сломить сопротивление защитников города, задушить их голодом, прервать связи города со страной. Прорвана в январе 1943 г. в результате операции «Искра», снята окончательно в январе- феврале 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

Германо-австрийская интервенция в Советской России с целью захвата и колонизации некоторых ее областей началась 18 февраля 1918 г. и развернулась по всей полосе от Балтийского до Черного морей. Поводом для нее послужил срыв мирных переговоров с Германией. Германо-австрийские войска оккупировали Прибалтику, большую часть Белоруссии, часть западных и южных районов РСФСР, Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Старая русская армия, не способная оказать противнику сопротивление, оставляла позиции без боя. Советское правительство опубликовало декрет «Социалистическое Отечество в опасности!» и призвало народ на борьбу с интервентами. Для организации отпора германскому нашествию был создан Временный исполнительный комитет Совнаркома. Началось массовое вступление трудящихся в Красную Армию, развернулось строительство укреплений. Первые бои с германскими войсками молодых отрядов Красной Армии происходили 22 и 23 февраля 1918 г. под Псковом, Нарвой, Ревелем. В ознаменование этих исторических событий 23 февраля стали отмечать как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ныне - День защитника Отечества.

Ледовое побоище - битва русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 г. на льду Чудского озера, закончившаяся полным разгромом захватчиков. Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15-17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавлявший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, чтобы охватить врага с двух сторон. Рыцарское войско (10-12 тыс. человек) в начале битвы прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили его возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение немецкого войска. Под тяжестью рыцарской конницы лед на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников; важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945 гг. Она была развязана фашистской Германией, стремившейся к мировому господству. Готовясь к войне против СССР, Германия создала огромный военно-экономический потенциал, использовав экономические и людские ресурсы не только своей страны, но и оккупированных ею стран Европы. Общая численность вооруженных сил Германии к середине 1941 г. составляла более 7,3 млн человек. Стратегический план войны против СССР «Барбаросса» предусматривал уничтожение главных сил Советской Армии, стремительное продвижение в глубь страны и выход на линию Архангельск - Астрахань.

В первый период войны, летом и осенью 1941 г., советские войска на всех направлениях вели упорные оборонительные сражения, нанося противнику огромный урон. В приграничных сражениях 1941 г. наши войска обескровили ударные группировки вермахта. Главные события развернулись на Московском направлении.

Битва за Москву . Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы. Группа армий «Центр» прорвала нашу оборону и окружила значительную часть защищавших Москву войск. Но они, сражаясь в окружении, сковали большие силы вермахта, позволив вновь созданным Калининскому, Западному и Брянскому фронтам к концу октября остановить врага на Можайской линии обороны. Немецкое командование в середине ноября возобновило наступление. Преодолевая упорное сопротивление советских войск, ударные группировки противника к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 км от столицы).

Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г. К. Жуков. Он энергично и решительно восстановил оборону разбитых фронтов. Умело разгадывая очередные ходы противника, полководец искусно маневрировал силами и средствами, быстро создавая на угрожаемых направлениях надежные заслоны.

Обескровленная в результате таких действий группа армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А 5-6 декабря 1941 г. советские войска развернули контрнаступление. Враг был отброшен на 100-250 км на запад, были освобождены 11 тыс. населенных пунктов, разгромлены 11 танковых, 4 моторизованных и 23 пехотные дивизии противника.

Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и впервые с начала Второй мировой войны завершилась крупным поражением вермахта.

Большое психологическое значение для всего советского народа имело проведение военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. Участники этого парада прямо с площади уходили на фронт защищать Москву.

Сталинградская битва 1942-1943 гг., оборонительная (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательная (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Цель - оборона Сталинграда и разгром действовавшей на Сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск. В Сталинградской битве участвовали войска Сталинградского и левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район ПВО. Для наступления на Сталинградском направлении немецко-фашистское командование вначале направило 6-ю армию, а с 31 июля и 4-ю танковую армию. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецкие 6-я армия и 4-я танковая армия, часть 3-й румынской и 8-я итальянская армия. Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Противник потерял в ней убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1,5 млн человек - четверть своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.

Курская битва 1943 г. - оборонительная (5- 23 июля) и наступательная (12 июля - 23 августа) операции Великой Отечественной войны, проведенные Советской Армией в районе Курского выступа; одна из решающих битв Второй мировой войны. Гитлеровское командование планировало провести летнее наступление, овладеть инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

Упорная и стойкая оборона советских войск измотала и обескровила врага. В результате последующего контрнаступления были разгромлены группировки противника на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях. В Курской битве вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Его наступательная стратегия потерпела полное крушение. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией.

В ходе третьего периода войны (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) Советская Армия провела последовательные операции на фронте от Балтийского до Черного морей, что привело к разгрому основных группировок противника. В январе - первой половине апреля 1945 г. в результате мощного наступления Советской Армии на всем советско- германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, значительная часть территории Чехословакии, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной. Советские войска вышли к р. Одер и захватили плацдармы на ее западном берегу. В ходе Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 г., наши войска окружили и разгромили мощную группировку противника и 2 мая овладели столицей Германии Берлином, а 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

Победа в Великой Отечественной войне имела большое всемирно-историческое значение. Советские Вооруженные Силы избавили человечество от угрозы фашистского порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей.

Полтавская битва - генеральное сражение между русской и шведской армиями во время Северной войны 1700-1721 гг. Шведская армия Карла XII (35 тыс. человек, 32 орудия), вторгшись на Украину, осадила Полтаву, чтобы, пополнив запасы, развернуть наступление на Харьков и Москву. Героическая оборона Полтавы сорвала планы Карла XII, дав возможность русской армии во главе с Петром I сосредоточить силы и подготовиться к генеральному сражению. Готовя сражение, Петр I оборудовал подступы к укрепленному лагерю русской армии редутами, расположил в них войска и артиллерию. Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать противника на линии редутов, а затем разгромить в полевом бою. В ходе сражения русские войска опрокинули шведов и вынудили их к отходу, который вскоре перерос в бегство. Окончательно шведская армия была разбита в ходе преследования у Переволочны, где ее остатки сдались русским войскам. Полтавское сражение предопределило перелом в Северной войне в пользу России, подняло ее авторитет, раскрыло полководческий талант Петра I.

Гангутское сражение произошло между русским и шведским флотами в ходе Северной войны 1700-1721 гг. близ п-ова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Русский флот (99 галер с десантом в 15 тыс. человек) разгромил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, отряд гребных судов). Русские моряки смелой атакой принудили к сдаче 10 шведских кораблей. Остальной шведский флот отошел к Аландским о-вам. Победа в Гангутском сражении, первая в истории русского регулярного флота, позволила перенести боевые действия на территорию Швеции. Петр I приравнивал победу в Гангутском сражении к победе под Полтавой в 1709 г.

Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова (120 тыс. человек, 640 орудий) и французской армией Наполеона (130-135 тыс. человек, 587 орудий) произошло в районе села Бородино во время Отечественной войны 1812 г. После отхода из-под Смоленска М. И. Кутузов решил, опираясь на заранее избранную для обороны и подготовленную в инженерном отношении позицию, нанести французской армии возможно большие потери, изменить соотношение сил в свою пользу и перейти в контрнаступление с целью разгрома вторгшегося в Россию противника. Наполеон, подойдя к русской позиции у Бородино, вынужден был наносить фронтальный удар основной частью своих войск (86 тыс. человек) с целью разгромить русскую армию, выйти ей в тыл и, прижав главные силы русских войск к Москве-реке, уничтожить их. Ожесточенный бой за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел Наполеона. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Н. Н. Раевского, которыми противнику удалось овладеть ценой огромных потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более 50 тыс. человек, не достигли поставленной цели. Замысел М. И. Кутузова был реализован. Русская армия, потеряв 44 тыс. человек, сохранила основные силы, отошла к Москве, а затем оставила ее. Бородинское сражение выявило кризис наполеоновской стратегии генерального сражения и превосходство стратегии М. И. Кутузова, рассчитанной на разгром противника в ряде сражений.

Победа русской эскадры над турецкой у мыса Тендра. У м. Тендра (северо-западная часть Черного моря) в русско-турецкую войну 1787-1791 гг. русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардировочный корабль, 20 вспомогательных судов, около 830 орудий) Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре (14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий). Эта победа обеспечила господство русского флота на Черном море в кампании 1790 г.

Куликовская битва между русскими войсками во главе с великим князем владимирским и московским Дмитрием Ивановичем (100- 150 тыс. человек) и войсками Золотой Орды под командованием темника Мамая (100-150 тыс. человек) на Куликовом поле - одна из крупнейших битв средневековья, положившая начало освобождению русского и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига. Исходя из тактики врага (вести бой на окружение), был создан глубокий боевой порядок русского войска: в центре стоял большой полк, правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. За большим полком располагались частный резерв и сильный засадный полк. В ходе боя противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. Исход битвы в пользу русских войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы, поддержанная ударом других полков. Вражеские войска были обращены в бегство. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек убитыми и ранеными). После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Освобождение Москвы от польских интервентов . 1611 год был одним из самых тяжелых в истории России. В Карелию вторглись шведы. Войска польского короля Сигизмунда III продолжали осаду Смоленска. Польский гарнизон в Москве с ожесточением подавлял все выступления жителей против интервентов. Именно в этой тяжелой обстановке было сформировано ополчение, имевшее целью освободить Москву и всю Русскую землю. Инициатором его создания стал выборный нижегородский голова Кузьма Минин. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского. В июле 1612 г. до Ярославля, где заканчивали формировать ополчение, дошли слухи о том, что Сигизмунд снаряжает для отправки в Москву 12-тысячное войско под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича. Пожарский не мог допустить, чтобы поляки соединились, и поэтому он отправил к Москве отряд князя В. Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот. Основные силы Пожарский приказал расположить у Арбатских ворот. Тем самым войску Ходкевича был полностью перекрыт путь в Китай-город и Кремль. Ходкевич пробовал пробиться, но русские отбили его атаки и окружили Китай-город и Кремль. Пожарский послал полякам письмо. «Ваш гетман, - написал он, - далеко: он ушел в Смоленск и к вам не воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему теперь не до вас... Не губите напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдавайтесь!» В стане поляков наступил голод. Русские, узнав, что неприятель в таком ужасном положении, предприняли 22 октября 1612 г. сильный приступ на Китай-город. Голодные поляки не могли обороняться и покинули Китай-город.

После этого русские окружили Кремль, но поляки уже не думали защищаться. Сперва они выпустили русских боярынь и дворянок с детьми. А на другой день прислали просить милости и пощады. Пожарский дал обещание, что ни один пленник не погибнет от меча. После этого 25 октября 1612 г. русские отряды торжественно вступили в Кремль. Сейчас эти события отмечают в День народного единства - 4 ноября.

Синопское сражение произошло между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-1856 гг. Турецкая эскадра Осман-паши (16 кораблей, 510 орудий), стоявшая под защитой береговых батарей (38 орудий), была атакована и уничтожена огнем артиллерии русской эскадры П. С. Нахимова (8 кораблей, 720 орудий). Потери турок составили 15 кораблей, более 3200 человек. Синопское сражение - последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Большая эффективность применявшихся в Синопском сражении пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорила переход к строительству броненосного флота.

Штурм Измаила . Шла русско-турецкая война 1787-1791 гг. Турецкая крепость Измаил представляла собой неприступную твердыню, оборудованную по последнему слову фортификационного искусства: земляной вал с каменными бастионами был окружен рвом шириной до 12 м и глубиной от 6 до 10 м. Турецким гарнизоном (35 тыс. человек при 265 орудиях) командовал отважный военачальник Айдос Мехмет-паша.

Осаду крепости русские войска начали в середине ноября 1790 г., но она не приносила успеха. Тогда для организации штурма был направлен А. В. Суворов. Он прибыл к войскам и немедленно отправил коменданту предложение сдаться: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление - воля. Первый выстрел уже неволя, штурм - смерть, что и оставляю вам на размышление». На этот лаконичный ультиматум Мехмет-паша ответил, что скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем он сдаст Измаил.

В 5 ч 30 мин 22 декабря 1790 г. девять колонн русских войск при поддержке гребной флотилии О. М. Дерибаса начали штурм. Всего два с половиной часа ушло на то, чтобы штурмующие оказались в неприступном Измаиле. Яростные, смертельные схватки начались в городе.

Турки, не надеясь на пощаду, сражались до последней возможности. Но и храбрость русских войск была необычайной, дошедшей как бы до совершенного отрицания чувства самосохранения. Мехмет-паша и все старшие турецкие офицеры были убиты. В плен было взято 6 тыс. человек. После штурма Суворов докладывал Потемкину: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!»

Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Вопросы:
1. Происхождение понятия «долг».
2. Патриотизм как фундамент для развития чувства долга.

Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача определенного индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством.
По своему общечеловеческому содержанию понятие «долг» включает в себя выполнение ряда выработанных исторически простейших правил человеческого общежития. Что касается природы долга, то данная проблема всегда была ареной столкновения различных школ и направлений философской этики. Возникновение долга связывалось с той или иной нравственной необходимостью (исполнение божественных велений, официальных или неофициальных общественных установлений и т.д.).

В истории нравственного развития человечества содержание долга толковалось по-разному, сообразно обще социальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху, оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества.
Начиная с первобытных времен одним из признаков, отличающих человека от животного, являлось именно чувство долга. Это чувство присуще только человеку, а у животных оно заменяется инстинктами.
Можно выделить различные виды долга:
Родительский долг. С древнейших времен он выражается в стремлении родителей вырастить и воспитать свое потомство.
Постепенно, когда в человеческой общине четко сформировался родительский долг обоих родителей по отношению к детям, формируется ответный - сыновний долг. До того как он появился, существовали такие бесчеловечные обычаи, как избавление от престарелых людей (оставление их без пищи в одиночестве или умерщвление).
Развитие в истории производительных сил и товарно-денежных отношений создало условия для зарождения еще одного вида долга - материального, денежного долга.
С появлением моногамной семьи как ячейки общества стало формироваться понятие супружеского долга. Это понятие активно поддерживала церковь, понимая, что крепкая семья укрепляет и общество. Сегодня семью старается поддерживать государство, потому что это гарантирует социальную стабильность.
С зарождением первых государств в мире возникла необходимость охранять их границы от внешних угроз. Для защиты государства были нужны специально обученные люди - воины и армия. С созданием армий возникло понятие «воинский долг», который формировался столетиями, вбирая в себя менталитет, особенности, обычаи и традиции российского народа, исторические факты и события.
Изначально чувство воинского долга у людей возникало спонтанно в экстренных ситуациях при защите поселений, основываясь на моральном долге перед сородичами.
В «Слове о полку Игореве» есть фраза: «А мои-то куряне - опытные воины... Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы». Так понимался воинский долг воина перед князем, трансформировавшийся из долга перед сородичами.
Армия была важнейшим инструментом становления русского государства, а флот часто служил орудием международной политики. Со времен Петра I офицерство играло значительную роль в жизни общества. Постепенно долгу как элементу духовной составляющей воина стали отводить особое место в воспитательном процессе, формируя чувство долга еще в детстве.
Так, граф М.С. Воронцов отмечал в наставления от 1859 года: «Офицеры должны знать долг свой и чувствовать всю важность своего звания...».
Генерал-лейтенант царской армии начала XX века Н.Д. Бутовский писал: «Солдат, поступая на службу, не приносит с собой решительно никакой охоты к тому необычному делу, которое его заставляют выполнять; вся она находится в полной зависимости от воспитания, которое он получает, состоя на службе».
Преподаватель А.А. Преображенский говорил, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Применять такую форму воспитания необходимо, для того чтобы воин исполнял свои обязанности не из-за страха, а прежде всего из-за осознания своего священного долга перед Родиной не только как гражданина, но и как слуги своего Отечества.
Вице-адмирал С.О. Макаров, командовавший в Русско-японской войне Тихоокеанской эскадрой, в этой связи считал, что «русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой».
Сегодняшнее отношение российского общества к исполнению воинского долга неоднородно и свидетельствует о разительных переменах в современной жизни нашей страны. При этом надо помнить: отказавшись выполнить воинский долг перед Родиной, гражданин несет не только прямую уголовную ответственность, но и ответственность за будущее своего Отечества.

Долг гражданина перед Родиной может ассоциироваться с сыновним долгом, т.е. долгом по отношению к Родине как к своей матери. Чаще такой долг мы называем патриотизмом.
«Долг», «честь, «патриотизм» - эти слова для части сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как непонятные, чуждые их слуху и восприятию термины. Молодые люди не осмысливают данные категории как ценности, как установки для жизни. В результате огромный пласт ценностей не находит признания у наших граждан и не работает на пользу стране и личностному развитию как молодых, так и зрелых людей.
Как подтверждение этого нельзя не вспомнить слова известного писателя, педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества», - отмечают философы В. Лутовинов и В Карпов. Патриот по В. Далю - «это любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм - многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы, у разных возрастов и поколений.
От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит, и к окружающим его людям, к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства), к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии, к самоуважению и уважению других. От преданности своей стране и патриотизма зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной, политической жизни человека.
Детство и юность - это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на слуху у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей, синтезируется с их жизнью и останется там навсегда.
Отсутствие корней, исторической памяти - это и прерванная связь между целыми поколениями, и отрицание традиций, отсутствие внимания к менталитету народа, его истории, подвигам и доблести, и конечно, это отсутствие преемственности в создании условий для роста патриотизма как основания для развития и формирования воинского долга.
К сожалению, в наши дни идеи добра, национального единства, любви к Родине, народу и семье подменяются в СМИ культом силы, зла, вседозволенности, секса, ложными символами престижа и положения в современном российском обществе.
Прививать молодежи истинные жизненные ценности должны в первую очередь родители, социальные и образовательные учреждения, государство в целом, в Вооруженных Силах - командный состав, специалисты по работе с личным составом.
Развивая патриотизм у детей и юношества, мы создаем условия для укрепления и упрочения связи человека с его Родиной. В этимологии слова «Родина» не спроста есть связь со словом «родной», то есть привязанность не должна быть теоретической, а именно искренней, неотъемлемой частью каждой личности.
Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный, даже религиозно-мистический смысл как часть менталитета народа. В подтверждение можно привести слова диакона Андрея Кураева: «Патриотизм - это аксиома русского православного сознания». А писатель А.Н. Толстой отмечал: «Патриотизм - это не значит только любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых переживаний и несчастных дней».
В сложный период развития нашей страны, начавшийся в 90-е годы прошлого века, патриотическому воспитанию отводилась незначительная роль, что сразу же отразилось на всех аспектах духовно-нравственного развития юных граждан Российской Федерации. Этот негативный факт отразился и на участившихся случаях уклонения от службы по призыву в рядах Вооруженных Сил.
Положение изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ». В соответствии с ней образовательные учреждения получили реальную возможность активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Однако такое воспитание необходимо начинать не в школах, а гораздо раньше - в семье, но только при одном условии, емко подмеченном известным философом Ш. Монтескье. Он писал: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Если гражданин с самых ранних лет получит представление о разнообразных проявлениях долга: родительского, материального, духовного, то исполнение им воинского долга при помощи родных, учителей и офицерского состава пройдет безболезненно.
Таким образом, создавая условия для формирования патриотизма, мы формируем предпосылки для ответственного выполнения людьми в будущем воинского долга. Этот процесс долгий и кропотливый и требует соблюдения определенных условий:
Воспитание патриотизма и создание условий для становления и развития чувства воинского долга не должно быть довлеющим, жестким. Это может привести к эффекту «бумеранга».
Субъектам, решающим задачи патриотического воспитания, самим необходимо быть истинными патриотами своего Отечества без всяческих оговорок.
Для формирования патриотических настроений у военнослужащих особенно важно раскрывать перед ними историческое предназначение Вооруженных Сил, чаще упоминать о великих победах, одержанных Российской армией в прошлом, пропагандировать воинские традиции.
Формирование у личного состава верности военной присяге и уставам, неуклонное следование их требованиям как в мирное, так и в военное время важно для воспитания патриотов Отечества.
Также важно формировать такие морально-боевые качества, как стойкость, мужество, отвага, воспитывать войсковое товарищество и коллективизм, добиваться уважения к командиру.
Кроме того, необходимо уделять внимание воспитанию личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к конкретному виду (роду) войск, к своей части.
В процессе работы с людьми надо учитывать, что они приходят к пониманию сущности патриотизма по- разному: одни - через природу или искусство, культуру родной Отчизны, другие - через ее историю, подвиги предков, третьи - через религиозную веру, а кто-то - через службу в армии.
Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, формируя воинский долг, доблесть, честь, гордость за родное Отечество. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества.

Методические рекомендации.
Руководитель группы должен использовать на занятии примеры из отечественной истории, художественных произведений, документальной литературы и т.д., которые помогут слушателям осмыслить понятия «патриотизм», «воинский долг». Чтобы пробудить интерес к теме, руководитель должен апеллировать к фактам, затрагивающим личностно значимые стороны жизни обучаемых.
Целесообразно попросить аудиторию дать самостоятельные определения терминов «патриотизм» и «долг», сравнить их с существующими научными определениями.
Для лучшего восприятия и усвоения изучаемой темы можно организовать дискуссию, посвященную роли патриотизма в современном российском обществе.
В заключительной части занятии руководителю необходимо сделать выводы, поблагодарить наиболее активных участников обсуждения темы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе - М.: «Айрис-Пресс», 2002.
2. Лутовинов В, Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина//Ориентир, № 6, 2000 г.
3. О долге и чести воинской в Российского армии / Сост. Ю.А. Галушко, А.А. Колесников. - М.: Воениздат, 1991.
4. Патриотическое воспитание / Сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.

Наталья ДЬЯЧЕНКО, старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы МЧС РФ, кандидат педагогических наук

Патриотизм, верность воинскому долгу – нравственные традиции и основы духовного потенциала российского офицерского корпуса

Патриотизм, верность воинскому долгу - важнейшие ценностные ориентации российских офицеров

В среде военнослужащих и прежде всего офицерского корпуса выделяются такие духовные ценности, как патриотизм, воинский долг, ответственность, дисциплинированность, совесть, честь, профессиональная компетентность и другие. Они наиболее рельефно и зримо характеризуют высшую степень готовности верно служить своему народу, профессионально и эффективно выполнять воинский долг, а также выступают в качестве морально-деловых характеристик.

В нормальном, подлинно демократическом обществе, без всякого сомнения, патриотизм занимает в общей системе ценностей центральное, интегрирующее положение. Он принадлежит к наиболее фундаментальным и непреходящим ценностям.

В толковом словаре В.И. Даля патриот трактуется как любитель Отечества, ревнитель о благе его. А космополит - «всемирный гражданин», человек не признающий особых отношений к Родине.

Современный государственный российский патриотизм сложился не сразу, а прошел длительное эволюционное развитие. Идея патриотизма на Руси имеет глубокие корни. Ее можно проследить уже в летописях IX века. Правда, в те времена она не распространялась дальше личной преданности своему роду, дружине, князю.

С момента принятия христианства на Руси патриотическая идея обогатилась новым содержанием
- чувством преданности христианской вере. Обновленный патриотический идеал начал объединять и сплачивать народ в единое целое.

По мере освобождения и объединения русских земель в единое централизованное государство крепли ростки национально-государственного патриотизма. Годом рождения его принято считать 1380 год, а местом

Куликово поле. После битвы начался процесс слияния отдельных русских княжеств, характеризующийся общерусским патриотизмом, смыслом которого являлась единая и могучая Русь.

Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра I, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей, даже выше преданности самому себе. Подчеркнем, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов.

В «Табели о рангах», учрежденной Петром I в 1722 г., услуги Отечеству, усердие в делах государственных объявлялись высшей доблестью и закреплялись как важнейшие условия получения чинов и наград. С целью формирования патриотического сознания были утверждены соответствующие символы, награды, ритуалы, традиции.

Победа в Полтавской битве, последующие многочисленные победы русского оружия высоко подняли престиж защитника Отечества в российском обществе. Патриотические ценности обогатились идеей защиты других народов и государств от иноземного рабства. Готовность защитить свою страну и прийти на помощь народам, оказавшимся в беде, стала характерной чертой русского воинства.

С развитием регулярной армии и становлением офицерского корпуса получил окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм как выражение сущности людей, посвятивших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чертах он доходит до наших дней.

Со времени Петра I офицерство занимало своеобразное место в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобретателями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и даже возглавляли Русскую православную церковь (например, первый обер-прокурор святейшего Синода полковник И. Болтин, 1721-1726 гг.).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на формирование военно-профессионального патриотизма, явился также русский национальный характер.

Названные обстоятельства обусловили своеобразные черты российского военно-профессионального патриотизма:

Беспредельная преданность Отечеству и готовность сознательно отдать за него жизнь;

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Преданность полку, кораблю, его знамени, его традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Героическое поведение в плену;

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде;

Личный пример офицера своим подчиненным;

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

Значение военно-профессионального патриотизма велико. В критические моменты именно он перетягивал чашу весов борющихся сторон в пользу России.

Большинство офицеров Русской армии видели смысл своей жизни в служении Отечеству, отдавая этому делу все свои силы и знания. Это подтверждают многочисленные примеры.

Так, в 1809 г. молодой полковник М. Воронцов получил в командование Нарвский мушкетерский полк. Офицер-интеллектуал, впитавший в себя суть учения Суворова, превратил свой полк в мощный боевой организм. Вступая в новую должность и прощаясь с однополчанами, М. Воронцов оставил боевое завещание в форме «Наставления господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения». Когда князь П. Багратион ознакомился с этим документом, впечатление от него оказалось настолько сильным, что он принял решение отпечатать его и разослать по войскам 2-й Западной армии под названием «Наставление господам пехотным офицерам в день сражения».

«Наставление...» оказало сильное воздействие на боевой дух, нравственный выбор абсолютного большинства командиров не только в годы Отечественной войны 1812 г., но и в период других жестоких испытаний для нашей Родины.

Традиция глубокого патриотизма и верности Родине оказалась близкой, естественной и для командиров Красной армии. В боях с немецкими захватчиками советские офицеры поразили мир героизмом и подвигами, которым нет равных в мировой истории.

Так, например, 30 января 1945 г. советская подводная лодка С-13, которой командовал Александр Маринеско, торпедировала германский лайнер «Вильгельм Густлов», имевший на борту свыше 7 тыс. гитлеровцев, в том числе 1300 подводников. Мировая печать назвала этот подвиг «атакой века», а командира нарекла «подводником № 1». Всего офицер-подводник Александр Маринеско со своим экипажем отправил на дно несколько вражеских кораблей, сумма их водоизмещения - 41507 тонн.

Другой пример. Лейтенант Семен Коновалов на танке KB в одном бою поджег 16 танков, 2 бронеавтомобиля, 8 автомашин противника. KB был подбит, три члена экипажа погибли. Пробиваясь к своим, Коновалов вместе с товарищем сумел завладеть немецким танком и угнал его в расположение наших войск.

В годы Великой Отечественной войны проявили высокий профессионализм, героизм и наши летчики. Так, Иван Кожедуб сбил 62 самолета противника, Александр Покрышкин - 59, Николай Гулаев 13 сбил лично и 5 в составе группы.

За мужество и героизм, проявленные в боях против немецких войск, свыше 11,6 тыс. советских воинов удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Среди них - более 6 тыс. офицеров, генералов, адмиралов и маршалов. 115 из них это звание присвоено дважды, а Г.К. Жуков, А.И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб окончили войну трижды Героями Советского Союза (позднее Георгий Константинович Жуков еще раз был удостоен этого высокого звания).

Примеры мужества, героизма, верности патриотическому долгу проявляют российские офицеры и в мирное время, при выполнении специальных задач на Северном Кавказе, в процессе ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и т. п.

С патриотизмом как духовной ценностью российских офицеров тесно связана другая нравственная ценность - верность воинскому долгу, то есть внутренняя осознанная готовность выполнить поставленные задачи по защите Родины. Содержание долга, как правило, формируется в виде какого-то конкретного требования, повеления, политической, правовой или нравственной обязанности. Для полного исполнения своего долга военнослужащему всегда нужны такие духовные качества, как твердые убеждения, прочные и глубокие знания, сильная воля и настойчивость. Именно человек долга всегда добивается успеха в службе, стоически преодолевает трудности повседневных будней, не отступит перед лицом грозной опасности. Это подтверждается многочисленными примерами из отечественной истории, жизни Вооруженных Сил России. Сознательное и героическое выполнение воинского долга нашими офицерами в годы Великой Отечественной войны, в Афганистане, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в ходе проведения специальных операций в Чечне и Дагестане убедительно подтверждает их призвание и образцы высокой духовности. Л.Н. Толстой писал о роли офицеров: «Верьте, русские офицеры, в великое ваше призвание. Не сомневайтесь в его величии, потому что всякое сомнение - начало гибели. Вы призваны служить благу России через армию и через служение и воспитание ее, благу всего мира, если вы любите вашу страну и верите в нее и в себя».

В постсоветское время в российском обществе произошли радикальные изменения, которые охватили и духовную сферу, создав в ней немало проблем. Среди них и проблемы, связанные с воспитанием патриотизма и верности воинскому долгу, о чем офицеры должны знать и учитывать это в своей работе с личным составам.

Так, социологические опросы, проведенные в армии и на флоте, показывают, что более половины военнослужащих срочной службы, призываемых из сельской местности и малых городов, рабочих и крестьянских семей, во время службы и особенно к ее завершению перестают рассматривать военную службу как свой долг перед Родиной и почетную обязанность. Это вызвано тем, что большинство из них со временем понимают, что многие их одногодки сумели уклониться от военной службы и переложить эти обязанности на других. Как следствие всего этого происходит эволюция ценностных ориентаций военнослужащих.

В современных условиях, по сравнению с предыдущими десятилетиями, приобрели значение ценности военной службы, имеющие преимущественно индивидуалистическое звучание. Так, возможность испытать себя в сложных условиях составила среди опрошенных 28 %, приобретение необходимых для жизни знаний и навыков - 19 %, возможность увидеть жизнь в других краях - 17 %, возможность физического совершенствования - 13 %. А такие ценности, как причастность к защите Родины и гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, составили всего около 5 % среди опрошенных. Это обстоятельство говорит о том, что к проблеме формирования ценностных ориентаций у защитников Родины следует подходить серьезно и продуманно.

Нравственные традиции « основа духовных качеств офицерского корпуса

Офицерский корпус любой армии мира имеет свои традиции, играющие огромную роль в укреплении ее боевого духа и мощи. Под традициями офицерского корпуса понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие нормой поведения офицерского состава в боевой обстановке и в мирное время, побуждающие офицеров честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, служить Отечеству.

Традиции русского офицерства складывались на протяжении нескольких веков. Зародившись на рубеже XVII - XVIII вв., с появлением «командных» людей и созданием регулярной армии они получили развитие в войсках великих полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева и других, доблесть и слава которых были продемонстрированы всему миру. За всю историю Русской армии сформировались прочные традиции в различных сферах воинской деятельности: боевой, учебно-воспитательной и бытовой. В то же время среди них можно выделить традиции, носящие глубоко нравственный характер и особенно ярко подчеркивающие сущность офицера.

1. Центральное место в системе нравственных традиций офицерского состава занимает поддержание чести офицера, чести мундира, что делалось, как свидетельствуют документы отечественной военной истории, уже в юношеские годы, на подступах к офицерскому чину.

Так, в изданной для офицеров книге «Наставление к самодисциплине и самовоспитанию» (имеющей подзаголовок «Собрание писем старого офицера своему сыну») на этот счет сказано следующее: «Истинная честь есть добрая слава, которой мы пользуемся, общее доверие к нашей правдивости и справедливости, к нашей чистосердечной любви к людям; поэтому ты не должен равнодушно относиться к чести, так как равнодушие к ней унижает тебя и исключает из общества достойных уважения людей».

С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться каким бы то ни было наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Даже в общегражданской сфере. В отличие от других граждан, например, взыскание по векселю могло быть обращено только на имущество офицера, но не на его личность - личному задержанию по поводу неуплаты долга (аресту или заключению) офицер не мог подвергаться. Офицер и тот, кто собирался им стать, не мог, естественно, подвергаться телесным наказаниям. Вообще солдаты и унтер-офицеры, бывшие в штрафах (имеющие взыскания) за время службы, не должны были производиться в офицеры, однако для тех из них, кто отличился в бою, могло делаться исключение в уважение их военных заслуг. Но никогда и ни в каком случае, несмотря ни на какие заслуги, офицерские погоны не мог носить человек, чьей спины касалась розга. Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, т. е. побоям, должен был уходить со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию.

С честью офицерского мундира было тесно связано понятие о чести своего полка, культивировавшееся в армии под влиянием исторических традиций. Славные боевые традиции полков Русской армии, передававшиеся из поколения в поколение, служили могучим стимулом развития чувства гордости за принадлежность к своей части и вообще к Русской армии. Существование полковых музеев, написание историй частей, широко и торжественно отмечавшиеся полковые праздники и юбилеи полковые праздники и юбилеи полков - все способствовало поддержанию этого чувства. Офицер нес как бы дополнительную ответственность за поддержание своей чести: роняя ее, он ронял не только свое личное достоинство офицера, но и честь своего полка.

Главным содержанием офицерской чести является готовность офицера защитить свою Родину, служить во имя ее безопасности. Высшее проявление офицерской чести - верность своему воинскому долгу, личное мужество, героизм, храбрость, самоотверженность, готовность пойти на риск во имя достижения социально значимых целей, исполнительность, верность данному слову. Нормальным явлением для нашей армии должно стать возрождение хорошей традиции офицеров Русской армии, когда они могли в завершение разговора или в иной ситуации сказать «Честь имею», поставив на этом точку в решаемом вопросе.

2. Важной нравственной традицией российского офицерского корпуса является забота о подчиненных со стороны командиров. Уже с начала создания Русской регулярной армии Петр I и его ближайшие сподвижники стремились направить энергию армии на священное дело защиты Отечества, стараясь не использовать военнослужащих в личных интересах, не отвлекать их на посторонние дела. И хотя многие строительные работы проводились при участии солдат, Петр стремился не злоупотреблять их отвлечением от процесса обучения. Того же требовал он от подчиненных. Екатерина II также добивалась, чтобы «солдат ни в чем недостатка не имел», думая только о военной службе.

Исключительно высоко ставил солдата как защитника Отечества А.В. Суворов. «Мне солдат дороже себя», - любил повторять фельдмаршал.

Понимая, что чувство собственного достоинства у солдата является неизменным элементом его национальной гордости, командование Русской армии всячески стремилось прививать в служебных отношениях не переходящую в унижение требовательность. В 1753 г. по инициативе императрицы Елизаветы Петровны после обсуждения на Военной коллегии вышел специальный указ «О более кротком обращении с солдатами ротных командиров». В нем требовалось исключить из воспитательной работы «...безмерные и безвинные побои солдат». За проявленную грубость с офицеров предписывалось «удерживать штрафы сверх штата», а «допустивших оное после предупреждения лишать офицерских чинов».

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев всячески стремился оберегать солдат от ненужного перенапряжения и дерганий. Он требовал от командиров, чтобы «без нужды люди изнурены не были» и при отсутствии «вблизи неприятеля в мундире и в обуви не содержались». Все эти требования чрезвычайно актуальны и сегодня.

3. Устоявшейся традицией офицерского состава в Российской армии стало личным примером демонстрировать перед подчиненными верность воинскому долгу, выдержку, стойкость, отвагу и храбрость. Уже в упоминавшемся нами «Наставлении господам офицерам Нарвского пехотного полка в день сражения» отмечалось, что «ежели дух храбрости есть отличительный знак всего русского народа, то в офицерстве оный соединен со святейшим долгом показать прочим всегда первый пример как неустрашимости, так и терпения в трудах и повиновениях начальству».

Имеется масса примеров личной отваги и героизма офицеров, их готовности в трудные и решающие моменты возглавить атаку, повести роты и батальоны на прорыв вражеских цепей, штурм крепостей и бастионов.

Героизм как характерная черта и традиция российского офицера ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, убедительным подтверждением этому является тот факт, что среди Героев Советского Союза, награжденных в этот период, офицеры составляют 60 %.

4. Богаты и разнообразны по проявлению традиции духовной культуры офицеров Российской армии. К какой бы области культуры России мы ни обратились, люди в погонах повсюду стоят среди творцов. Деятельность российских офицеров распространялась в той или иной мере на все области культуры.

Наиболее показательным здесь является литература. Среди сотен русских литераторов XVIII - начала XX века примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской семьи.

Навсегда вошли в историю русской литературы поэты А. Кантемир, Г. Державин, М. Лермонтов, Ф. Рылеев, А. Одоевский, Д. Давыдов, Я. Княжнин, писатели Л. Толстой, Н. Карамзин, Н. Курганов, П. Вяземский, А. Болотов, Н. Новиков и многие другие.

Выдающее место в русской литературе XVIII века занимает Г.Р. Державин (1743-1816). Первые десять лет своей службы он прошел простым солдатом. На офицерских должностях Державин прослужил пять лет, в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре был переведен на статскую службу.

Большой вклад внесли российские офицеры в развитие отечественного изобразительного искусства. Военная тема, произведения, отображающие баталии, воинские подвиги, совершенные во имя защиты Родины, всегда занимали в нем значительное место. Однако это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну. В золотой фонд отечественного изобразительного искусства вошли такие выдающиеся имена, как Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.

Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко (1864-1898). Сын генерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Н.А. Ярошенко создал выразительные образы простых людей («Всю жизнь», «Кочегар»).

Значительный вклад внесли русские офицеры и в развитие отечественной музыкальной культуры. Прежде всего необходимо отметить наряду с «Пушкиным русской музыки» М.И. Глинкой его современника, гусарского офицера А.А. Алябьева.

Участник Отечественной войны 1812 года, неоднократно раненный, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, А.А. Алябьев (1787-1851) вошел в мировую и отечественную музыку, прежде всего как автор знаменитого романса «Соловей», который до сих пор является вершиной вокального исполнительского искусства. Ему принадлежат и оперы («Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалки» и др.), и балеты, и камерно- инструментальная, а также театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова.

Отечественная военная история дает богатый материал, свидетельствующий о том, что каждой исторической эпохе соответствует своя военная организация общества и специфические, присущие только ей воинские традиции, в том числе офицерские. Поэтому отношение к традициям должно носить творческий характер, а не быть простым повторение идей, принципов, обычаев прошлого. Наследие или отрицание традиций, их сохранение и развитие или отказ от них предполагает, с одной стороны, умелое овладение опытом предыдущих поколений, правильный отбор и оценку наследия, а также творческое развитие традиций в изменившейся обстановке; с другой - невосприятие, осуждение, отрицание всего косного и случайного из прошлого.

1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, важно подчеркнуть, что новый облик Вооруженных Сил России предполагает и соответствующий офицерский корпус, сочетающий в себе высочайший профессионализм, любовь к Родине, верность воинскому долгу и традициям великих русских полководцев.

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть истоки патриотизма военнослужащих Российской армии, аргументированно показать их верность воинскому долгу, кратко остановиться на некоторых современных армейских нравственных проблемах.

3. В ходе раскрытия второго вопроса с учетом особенностей слушателей следует проанализировать наиболее актуальные нравственные традиции офицерского состава воинского коллектива, особое внимание при этом обратить на нерешенные вопросы.

4. В заключение необходимо сделать выводы по занятию, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы.

1. Волков С. Русский офицерский корпус. - М., 1993.

2. Герои Отечества (Сборник документальных очерков). - М., 2004.

3. Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

4. Стрельников В. Офицерский корпус России: история становления и боевые традиции// Ориентир. - 2003. - № 4.

Майор Борис Иванов

Успешное решение задач, стоящих перед нашей страной, требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки у них активной жизненной позиции для вовлечения в практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения страны высоких нравственных, социально-психологических и профессионально-деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Чувство патриотизма всегда было и остается высшей нравственной ценностью воина. Оно наполняет смыслом службу в Вооруженных Силах. Свою любовь к Родине, верность воинскому долгу российские воины реализуют каждодневно на занятиях в поле, на стрельбищах и танкодромах, в ходе несения караульной и внутренней службы.

Что же такое патриотизм? Какой смысл вкладывается в это понятие?

Содержание этого понятия определяется прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда тенденции развития общества требуют от его граждан большого напряжения сил. В таких условиях патриотизм проявляется в высоких благородных порывах, жертвенности во имя своего народа. Все это заставляет говорить о любви к Родине как о сложном и неординарном чувстве.

Современное понимание патриотизма характеризуется разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, структурой и многообразием форм его проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными исследователями в различных условиях в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.д.

В период общественных катаклизмов, когда происходит переоценка нравственных ценностей, понятие «патриотизм» подвергается своеобразной девальвации. Поэтому проблема патриотизма требует к себе самого пристального внимания.

В литературе имеются различные подходы к пониманию патриотизма:

Во-первых, патриотизм рассматривается как одно из высших чувств, которое впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития патриотизма связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм представляет собой не только суть жизни общества, но и источник его существования и развития.

В-четвертых, одним из характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития нашего общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве основного субъекта патриотизма выступает личность, главной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл ее жизни, исполненной служению Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм – в его духовности. Глубоко духовный в своей основе, патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, являющееся мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла человеческой жизни и ее предназначения.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, дать ему целостное определение.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном служении Отечеству.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил, здоровья общества, его жизнеспособности и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в военной организации нашего общества. Чувство патриотизма, долга воинов всегда были самым животворным источником силы армии и флота, их побед в сражениях за защиту Отечества.

Самоотверженный, жертвенный характер службы российского воинства всегда подкреплялся всеобщей любовью и уважением к человеку в погонах, к армии, как главному гаранту свободной и безопасной жизни.

В современной России, как и в прежние времена, патриотизм находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. Защита Отечества – это высший воинский долг каждого гражданина России. «У нас у всех, - писал великий русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Истинный патриотизм находит свое проявление в выполнении гражданином высшего долга перед Отечеством, которым является военная служба. «Издревле, - отмечал замечательный русский философ В.С.Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному и почетному, которому всегда служили самые лучшие, первейшие люди, вожди народов, герои. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвою, освещалось и возвеличивалось в церквах».

К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах РФ, относятся:

  • гражданский долг – постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным требованиям своего государства;
  • воинский долг – система социально-значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы страны, изложенная в Конституции РФ, российских законах, Военной присяге, уставах и приказах командиров и начальников;
  • профессионализм – степень овладения своими служебными обязанностями и умение успешно выполнять поставленные задачи;
  • воинское мастерство – уровень профессиональной подготовленности военнослужащих.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения техникой и оружием, совершенствования своих боевых и морально-психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Быть верным воинскому долгу – значит своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, если потребуется, встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример. В летописи Отечества немало славных подвигов, которыми гордится вся страна.