Охраняется государством: как добиться для дома статуса памятника культуры. Кто ж его починит? Он же памятник! Здание памятник архитектуры ограничения

В последнее время слишком много ветхих зданий вдруг стали относиться к памятникам и историческим ценностям

То, что в нашей стране скопилось огромное количество ветхих зданий, ни для кого не секрет. Хуже то, что в этих зданиях десятилетиями проживают люди. Еще хуже то, что после приватизации обслуживание и капитальные ремонты подобных домов легли на плечи собственников, проживающих здесь. Поэтому надежда на то, что государство поможет с переселением или хотя бы с ремонтом, канула в Лету: сегодня по всей России управляющие компании заставляют жителей ветхих домов самим проводить ремонт в своих домах, причем полностью за свой счет. А ведь в подобных зданиях обычно живут не самые богатые люди - в основном это пенсионеры и малообеспеченные слои населения. А как вы понимаете, чтобы произвести хоть какие-то изменения в старом здании, нужно выложить миллионы рублей. Недаром говорят, что иногда проще построить заново, чем переделать и отремонтировать. Представляете, у вас крыша практически падает на вашу голову, а власти говорят, что вы должны сами ее починить и привести в божеский вид.

Чиновники, в чьи кабинеты приходят возмущенные жители ветхих домов, только разводят руками и кивают на принятое 16 декабря 2002 года постановление правительства РФ «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» и принятые в декабре прошлого года поправки в закон «Об объектах культурного наследия». Причем если жители подобных «неблагополучных» домов не подчинятся требованиям постановления, то их ожидают очень жесткие санкции: уплата неустойки в размере 200 МРОТ, и при этом ремонт и реставрацию все же придется произвести за свой счет. В противном же случае жителям домов-памятников грозит суд, «изъятие культурного объекта» и последующее выселение.

Самое парадоксальное в этой ситуации то, что слишком много подобных жилищ вдруг стали относиться к памятникам и историческим ценностям . К примеру, пишет «Свободная Пресса», совсем недавно жители города Омска, проживающие на Почтовой, Учебной, Успенской улицах, а также на улицах Булатова, Суровцева и Рабиновича, были откровенно удивлены, узнав, что их полуразрушенные строения относятся к памятниками регионального значения. Все началось с того, что еще в 2007 году (а прошло ни много ни мало почти 5 лет), после шквала жалоб жильцов полуразрушенных строений с провалившимися полами администрация города решила пойти навстречу и признала строения на перечисленных улицах подлежащими сносу. Жители, конечно, были в восторге и уже мысленно представляли, как прекрасно они будут обживать свои новые просторные квартиры. Но вместо ключей они получили совершенно другие известия: их дома были признаны объектами культурного значения и, как следствие, с граждан потребовали выложить за ремонт их ветхих жилищ несколько миллионов рублей. Абсурдно? Но зато все по закону.

«СП» цитирует растерянных людей: «Для нас это не просто катастрофа - гиперкатастрофа! Я работаю фельдшером, зарплата - 28 тысяч рублей, муж-водитель получает 35 тысяч, у нас трое детей от 8 до 16 лет. За реставрацию этой хибары нам придется отдать почти миллион рублей. Мы даже не представляем, как выглядит такая сумма!», - говорит жительница полуразвалившегося дома на Почтовой улице Ольга Ефремова. «Наш дом - бывшая купеческая конюшня, переделанная в советские годы под коммуналку. Последний ремонт в нем состоялся в 1960-е годы, - рассказывает Инна Пономарева, «счастливая» обладательница квартиры в «историческом памятнике», доме № 80, расположенном на Учебной улице. - О том, что более 30 лет живу в памятнике, не догадывалась. Кстати, никаких охранных грамот нам не вручили, да и паспорта на нашу конюшню никто не видел. Более того, после получения «культурного» статуса наша развалюха исчезла со всех карт города. В «скорой» говорят, что этого дома не существует».

То есть ко всем прелестям жизни, связанным с огромными выплатами, граждане, проживающие в этих зданиях, и вовсе теряют свои права и на медицину, и на какую-либо другую помощь от государства. Они уверены, что, переведя их жилые дома в разряд памятников, таким способом их просто пытаются выселить из собственных квартир: ведь отремонтировать такое здание практически невозможно. В то же время администрация Омска воздерживается от комментариев в связи с появлением в городе большого количества новых «памятников архитектуры» и исчезновением домов с карты Омска. Видимо, этот вопрос смогут решить не чиновники и коммунальщики, а самые обычные краеведы и историки, которые смогут объяснить, почему в городе вдруг появилось так много зданий культурного значения.


То, что в полосочку - разрушенные районы

По карте. Странно что здание Сберкассы заштриховано.На всех снимках времён оккупации оно вполне целёхонько:

Впрочем, Смоленск бомбили и наши до освобождения и немцы вплоть до 44-го. Может к моменту составления карты и этому зданию досталось.

На карте ниже, как я понимаю более ранней, дом также обозначен как целый. (Любопытно, что площадь Смирнова переименована здесь в Hotel Platz, a не Komendatur Platz)

Тисканул у соседей ещё пару фото:

Подитожу:

На углу нынешних улиц Коммунистической (8/5) и Глинки расположено административное здание, в котором ныне располагается отделение Сберегательного Банка Росии.

"По переписи 1881 года участок на пересечении улиц Кадетскй и Большой Дворянской принадлежал наследникам неких Переплётчиковых."-eakSm

Название улицы было в то время Кадетская.
После революции улица были переименована в Социалистическую.
Строительство здания началось в 1939 году и окончено в 1940-ом, о чём говорит этот элемент украшения:

Архитектура дома выполнена в традициях сталинского неоклассицизма, по проекту архитектора С. Ильинской.

Судя по фотографиям, сделанным немцами во время оккупации, здание не пострадало во время падения города.

Никаких военных оккупационных учреждений захватчиков в этом здании не было. Это подтверждает и список таких учреждений (ссылка на этот список есть в теме) и немецкая карта, фрагмент которой был выложен Еленой eakSm

Мы видим, что улица была переименована оккупационными властями в Банковскую, а рядом подпись: "Русская городская сберегательная касса" , что говорит лишь о том, что, видимо, и в годы оккупации учреждение продолжало выполнять банковско-финансовые функции. Причём оказывало услуги местному населению.
Штриховка на данной карте показывает, что к моменту составления здание уже было разрушено, так как город неоднократно подвергался бомбардировке советской авиацией.
Но уже к 1945 году здание было полностью восстановлено, что говорит о незначительных повреждениях. Либо о значимости объекта
Вплоть до сегодняшнего дня учреждение в этом здании продолжает оказывать те же, банковские, услуги населению.

Ну и напоследок строго научно-архитектурная справка из очень научного издания с очень научным названием и очень забавными ошибками. Здесь вопреки дате на фасаде утверждается, что здание построено в 1950 году.
Да и с адресом напутали.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область
Москва, "Наука", 2001 г.

Административное здание
середина 20 века
ул. Глинки, 7

Расположено в самом центре исторической части города, на угловом остроугольном участке. Построено в 1950-е годы. Кирпичные стены окрашены по штукатурке. Незаурядный пример административного здания послевоенных лет, выполненного в характерных для архитектуры этого времени неоклассицистических формах.
Высокое монументальное четырехэтажное трапециевидное в плане здание со стороны срезанного острого угла имеет повышенную башнеобразную часть. Композиция фасадов основана на классической схеме трехчастного членения по вертикали. Вдоль высокого первого этажа проходит нарядная колоннада коринфского ордера (с развитым антаблементом и аттиком), в рисунке которой заметно обращение к древнеримским прообразам. Верхний этаж отделен снизу штукатурным поясом карниза и завершен массивным ренессансным карнизом очень большого выноса с крупными модульонами.
Наиболее эффектен обращенный на угол узкий торцовый повышенный фасад здания. В первом этаже здесь расположена крупная арочная полукруглая ниша главного входа, фланкированная двухколонными портиками прерванной колоннады. Кессонированная конха опирается на карниз. Под ним стена декорирована пилястрами. Верхняя часть фасада отмечена пятью высокими арочными окнами четвертого этажа (имитирующими лоджию ренессансного палаццо); выше на флангах помещены отрезки разорванного венчающего карниза.

Поселок художников на Соколе. Часть 1.

Я долго думала - писать ли о поселке художников, о нем и без меня достаточно написано. С другой стороны, он для меня такой родной, я родилась и выросла рядом с ним (об окрестностях поселка и моем родном доме я писала в серии постов ). Это место наших детских игр, с ним связано много воспоминаний, поэтому обойти совсем вниманием поселок художников я не могу. Кроме того, у меня есть надежда, что кто-то из его жителей прочтет эти посты и, возможно, дополнит их своими историями или поделится семейными фотографиями.
Поселок художников. Ул. Поленова.

И еще один аргумент, с каждым годом поселок художников стремительгно меняется, он все меньше похож на тот, который помню я. Многие его старые дома не сохранились не только в натуре, но нет даже старых фотографий некоторых прежних домов. Из интернета даже пропали фотки домов, первоначально стоящих на "звездочке", так мы называли единственную площадь поселка, где сходится несколько улиц, а еще несколько лет назад, я их видела, т.к. задумала написать о нем довольно давно. В итоге я решила об истории поселка художников не писать совсем , кто не знает ее, найдет информацию о нем в интернете и в книгах, а я лишь попытаюсь составить нечто вроде своей энциклопедии , где будет рассказ о каждой улице поселка (в алфавитном порядке ), а также рассказ обо всех старых и новых домах и, по возможности, об их жителях. Постепенно я буду добавлять новые сведения о поселке, которые мне удастся разыскать. При этом, буду надеяться, что и старые фото, недостающих снесенных домов со временем появятся в сети.

Улица Алабяна.
Фото отсюда .


Частично об улице Алабяна я уже писала , в этом же посте речь пойдет только о трех ее домах, стоящих на этой улице и относящихся к поселку художников.

Прежде эти дома числились по Песчаной ул., но в 1950-х годах последняя ее часть была переименована в ул. Алабяна. Когда на этой, тогда тихой, Песчаной улице селились первые, не бедные, поселенцы, они и не предполагали, что в последствии их дома окажутся рядом с шумной трассой, какой сейчас является ул. Алабяна. Вступительный взнос в кооперативное товарищество составлял 10,5 золотых червонца, при выделении участка надо было заплатить еще 30 и затем еще 20 при начале строительства коттеджа. Стоимость самого коттеджа составляла почти 600 золотых червонцев, деньги по тем временам немалые.
Улица Алабяна. Вид сверху. Слева от нее отходит ул. Левитана, а справа ул. Сурикова.

Нельзя не упомянуть, что на фото выше дом №4 , стоящий на изломе ул. Левитана, это то место, куда 18 мая 1935 г. упал самолет "Максим Горький", а его обломки разлетелись чуть ли не по всему поселку, но подробнее об этом мы поговорим в соответствующем месте, а пока об ул. Алабяна.
В книге "Памятники Москвы", в разделе, посвященном поселку художников, представлен план поселка от 24.VIII.1926 г. с отмеченными на нем уже построенными домами. Из этого плана следует - первые дома в поселке появились на ул. Сурикова и Алабяна (тогда Песчаная ул. ), на последней, к этому времени, были уже построены все три дома.
Все коттеджи на этой улице, как и большинство домов в поселке возводились по проектам архитектора Марковникова (Морковникова) Николая Владимировича , кроме того, он и сам был жителем поселка (дом не сохранился, о месте, где он стоял я расскажу на соответствующей улице, поэтому тут уместно разместить его фото и коротко написать из какой семьи он происходил, т.к. далеко не во всех источниках, об этом рассказано.
Марковников Н.В. (1869 - 1942 гг.) - русский и советский архитектор, археолог, реставратор и преподаватель, родился в высокообразованной семье - его отец знаменитый русский химик Марковников Владимир Васильевич , а мать Любовь Дмитриевна Рычкова (внучка оренбургского историографа П.И. Рычкова). Его родной брат - доктор медицины Александр Владимирович Марковников, а сестра Наталья Владимировна - преподаватель.
Прочитать же дальнейшую его биографию можно во многих источниках, например, .
Марковников Николай Владимирович

Первоначально, он же занимался и разработкой плана поселка-сада, но, впоследствии, с привлечением в эту работу В. Веснина и других архитекторов, проект был изменен в пользу так называемой свободной планировки, в основе которой были теория восприятия пространства, разработанная Павлом Флоренским. Использовались также и другие идеи, возникшие в стенах ВХУТЕМАСа.
Дом №8В и №8Б (прежние номера №43 и №? ) - жилые дома, расчитанные на одну семью. Два из них, те что на втором верхнем фото справа, видны на фото ниже.
Вид с ул. Левитана на дома дома №8Б и №8В по ул. Алабяна. Фото 1924 г.



В одном из этих домиков жила приятельница моей бабушки, в каком точно - не помню, я в нем не была. Знаю, что это были две сестры, обе незамужние, в годы перестройки им не раз предлагали продать дом и даже угрожали, они, хотя и очень боялись, но покидать родное жилище не желали. Как сложилась их дальнейшая судьба не знаю, возможно, кто-то из "соколян", так называют себя жители поселка, напишет.
Дом №8В - жилой дом, 1924 г. постройки. Памятник архитектуры, как и все сохранившиеся старые дома в поселке.

Дом №8Б. Этот жилой дом (1923 - 1924 г.г. постройки) во всех источниках тоже числится как памятних архитектуры. На плане (этот план выложил уважаем ый m_i_s_t_e_r_x_1 ), на который я ориентируюсь, претензий к этому дому нет ни у чиновников, ни у Архнадзора. Однако, на единственом современном фото с ним (крайний справа ), которое мне удалось найти, его размеры, отличаюися от дома, представленного на старом фото 1924 г., поэтому пока поставлю его подлинность под вопрос (?).


Вот еще фото, где видны слева направо дома №8А\2, №8Б, а также дом №8А.

Дом №8А - жилой дом, 1925 г. постройки, снесен. Фотографии подлинного дома не сохранилось. Сейчас на его месте другой коттедж, в котором находится ресторан с незатейливым названием "Дом 8А"
Вид на новый коттедж со стороны бывшего сада, на месте которого теперь плитка.


Один из залов ресторана.


Может комуто-то тут и понравится, но к поселку, который помню я, это уже не имеет никакого отношения.

Улица Брюллова.
Прежнее название этой улицы - Столовая ул, переименована в 1928 г. Первоначально все улицы поселка носили имена, привязанные к постройкам на них - Вокзальная, Телеграфная или по месту расположения - Центральная, Парковая и т.д. А потом, по предложению художника Павлинова, улицы переименовали в честь русских художников и музыкантов, но в связи с тем, что застроена была только половина поселка художников () улицы с именами музыкантов исчезли, хотя, в справочниках 1920-х - начала 1930-х годов, можно встретить и ул. Чайковского, и ул.Глинки и др.
В моих детских воспоминаниях ул. Брюллова была самой тихой и безлюдной, вся заросшая высокой травой. Обычно я попадала на нее, а чаще въезжала на велосипеде, со стороны ул. Врубеля, где с одной стороны была стена сплошного высокого деревянного забора, то ли там был пункт приема стеклотары, то ли что-то еще (сейчас на этом месте серая многоэтажка и библиотека ), а с другой стороны глухая стена зеркальной фабрики. По ней не то, что машины не ездили, но мне казалось, что и люди не ходили. Для того чтобы улица Брюллова казалась длиннее, при ее проектировании архитекторы дом № 25 по соседней улице Сурикова расположили в глубине участка.
Для большинства не секрет, что на каждой улице экспериментального поселка были высажены деревья определенной породы. Так вот, на улице Брюллова высадили клёны татарские .

Все первоначальные дома и коттеджи на ул. Брюллова были построены по проекту того же архитектора Марковникова, за исключением дома №4, о его архитекторе я напишу ниже.
Дом №2\22 . Про этот жилой дом, 1927 г. постройки, стоящий на углу ул Сурикова (по ней он №22 ) и ул. Брюллова (по ней он №2 ), известно совсем немного, хотя он и является одной из визитных карточек поселка и часто встречается на старых фотографиях.

В 1920-х годах в этом доме находился экспериментальный детский сад, в котором работала лишь одна воспитательница, а остальную работу выполняли по очереди мамы детей.

При детском садике, в тех же 1920 - 1930-х годах, была группа изучения немецкого языка: педагоги Сицилия Францевна и Надежда Петровна по несколько часов гуляли с детьми по незастроенным тогда окрестностям, разрешая детям разговаривать между собой только на немецком.
Детсад поселка "Сокол". Фото 1927 - 1928 гг.


Дом №4. Жилой дом, 1928 г., архитектор Дюрнбаум Николай Сергеевич

Удивительно, но об этом архитекторе, практически нет никакой информации, не известны даже годы его жизни, хотя он автор нескольких домов в поселке Сокол. Единственное, что мне удалось о нем узнать, это то, что он был профессором и доктором технических наук, а также автором учебника и ежегодника по архитектуре и др. книг. Правда, на сайте упоминается некий Дюрнбаум Николай Сергеевич (1889 - 1953 гг.), эти даты совпадают с выходом книг архитектора, там даже есть его фото, но сказать с уверенностью, что это тот самый человек я пока не могу.

А вот о некоторых новшевствах, примененных Дюрнбаумом Н.С. в поселке художников, мы поговорим в соответствующем месте.
В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Федотович Животов, по его проектам построены многие жилые кварталы САО столицы, а также жилые кварталы в Н. Новгороде, Екатеринбурге и др. городах РФ.

Дом №6. Жилой дом, 1926 г. постройки.
Удивительно, но дом за последние, почти 70 лет, совсем немного изменился. Вот фото 1950-х годов этого же дома из книги Цапенко М.Н. "О реалистических основах советской архитектуры". М. 1952.


Во время войны, 30 декабря 1941 года, два коттеджа на улицах Сурикова и Брюллова были разрушены (о них я напишу в следующем посте ), между ними упала бомба, а осколки разлетелись по ближайшим окрестностям. К счастью, никто из жителей не пострадал.

Прогуливаясь мимо этого дома обратите внимание на калитку, в нее вмонтированы остатки снарядов времен ВОВ, возможно, те самые,что упали рядом. Ну а сам дом охраняет верный пес, лежащий на крылечке.

Дом №8. Жилой дом построен из лиственницы в виде русской рубленной избы (по одним данным 1924 г., по другим 1926 г. постройки ).

В нем проживала семья инженера Льва Абрамовича Радуса . Образование Радус получил в Германии по специальности инженера-механика, принимал участие в строительстве лесопильных заводов в СССР, всего построил 12, имел ряд изобретений в своей области. Его сын - Иосиф Львович инженер-конструктор, также имеет ряд изобретений. Последние годы в доме проживала жена И.Л. и их дочь. Иосиф Львович часто вспоминал поселок первых лет - в предвоенный период здесь был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная, футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту.

Веранда к дому, вероятно, была пристроена позже.


Уважаемые "Соколяне" и жители окрестностей, если у Вас сохранились старые фото поселка или Вы захотите поделиться своими воспоминаниями, добавляйте их в комментариях или пишите мне в личку и я вставлю Ваши рассказы и старые фото в свой пост.