Образ розы в произведениях русских писателей. Тема интегрированного урока: «Роза в русской литературе

«Роза» Александр Пушкин

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Анализ стихотворения Пушкина «Роза»

Произведение, предположительно датируемое 1815 г., редактировалось поэтом во время подготовки к печати сборника 1826 г. Создание небольшой лирической зарисовки часто связывают с эпизодом из лицейской жизни, упомянутым в заметках И.И. Пущина. В поэтическом состязании, инициированном профессором Кошанским, одержал победу Пушкин. Его стихотворный портрет розы, заслуживший восхищение первокурсников и заинтересовавший наставника, не сохранился. Ошибочно отождествлять утерянный набросок с анализируемым произведением: последнее написано позднее. Однако не стоит исключать интертекстуальных перекличек, основное содержание которых связано с трактовкой центрального цветочного образа.

Начинающий автор обращается к характеристикам розы, широко распространенным в творениях французских и русских классицистов. Образ нежного цветка соотносится с богатой литературной традицией, восходящей к античным образцам. Он символизирует весну, любовь и юность, а быстрое увядание напоминает о кратковременности счастья и молодости. Устоявшиеся мотивы представлены в пушкинском варианте: пожух цветок, обозначенный возвышенным перифразом «дитя зари». Сходный образ возникает в «Элегии», написанной годом позднее. В ней говорится об увядших «жизни розах», крушении надежд и скором расставании с молодостью.

Диалогическое начало, характерное для анализируемого стихотворения, заявляет о себе в зачине. Тема вопроса и ответа, разделенных обращением к лирическому адресату, приглашает философски осмыслить событие. Субъект речи моделирует три версии, которые служат итогами дружеских размышлений. Он отвергает первые два варианта, ассоциирующие увядшее растение с быстротечностью молодых лет и краткостью радостных эмоций. Герою интересна последняя мысль: он предлагает не погружаться в негативные переживания, а только выразить короткое сожаление об утраченном.

Жест, знаменующий поворот темы, указывает на новый объект внимания - лилию. Именно ее предпочитает лирический герой. Оппозиция розы и лилии, сформированная юным Пушкиным, толкуется исследователями неоднозначно. Семантика образов двух цветов частично совпадает: они отождествляются с юностью, свежестью, женской красотой, возвышенной любовью. Бурная, но краткая страсть пламенной розы и кроткая чистота белой лилии, ассоциируемой с вечной жизнью, - в этом состоят различия, положенные в основу цветочных метафор.

Тема: Лингвистический анализ текста И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...»

Цель: Уметь анализировать текст с точки зрения лингвистики,

стилистики, морфологии; уметь находить в тексте сильные позиции; знать, как рассчитывается гармонический центр, с применением методики Нинель Васильевны Черемисиной.

Девиз: «Я алгеброй гармонию проверил...»

(А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Оборудование: Тексты, калькулятор, таблица «Гармонический центр».

I. Слово учителя:

Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит интересная работа. Литературный текст мы разложим на цифры, чтобы выявить то слово, которое несёт на себе всю смысловую нагрузку текста.

Сильная позиция текста - это то, на что мы с вами обращаем внимание. (Заглавие, эпиграф, начало текста, абзац, конец текста, гармонический центр (ГЦ), в загадке - отгадка). ГЦ - это точка «золотого сечения» (Аристотель). Пропорция «золотого сечения» известна с античности. ГЦ для каждого текста вычисляется индивидуально.

ГЦ = Длина текста х коэффициент «золотого сечения» 0,618

Текст берётся за 1 см.

ГЦ

-0, 618 0 0,382

Повторение: На тексте малого объёма мы с вами рассчитаем ГЦ:

То толстеет, то худеет ,

Вопрос: Назовите сильные позиции данного текста.

Теперь посчитаем, сколько синтаксических мест в тексте. Предлог считаем вместе с именем существительным.

8 синтаксических мест; 8 х 0,618 = 4,944; ГЦ=5

Сейчас, ребята, используя свои знания, мы должны проанализировать стихотворение «Как хороши, как свежи были розы...» и рассчитать ГЦ

«Как хороши, как свежи были розы...»

1.Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение.

Оно скоро позабылось мною...но первый Стих остался у меня в памяти:

...

2.Теперь зима: мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна " свеча . Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит;

Как хороши, как свежи были розы ...

Создаётся иллюзия тем; одиночество эмоционально окрашено.

3.И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опёршись на выпрямленную руку склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появление первых звёзд.

Картина с точки зрения восприятия героя

Есть лирическое «ты», «я».

Заглавие 1(р) ЛП, ЛВ Я напоминание

Деление на абзацы 2 (р) ЛП, ЛВ контр, я

Из (р), союз и - соединит, функция воспоминание Я

ЛП1, ЛВ1, ты

р - восторг героя перед героиней а 4(р) ЛП, ЛВ Я рассказчик

сожаление

5(р) ЛП1, ЛВ1 они жизнеутверждение 6(р) - ЛВ, ЛП я и пёс, смерть.

1 - экспозиции (пролог)

4-6 - тема старости, с ней перекликается тема смерти.

5 - тема молодости/жизни

чередование эпизодов.

Целостность текста проявляется во взаимозависимости тем, частей, целого в развитии глубинного смысла произведения.

Все уровни произведения (содержательный)

Как простодушно - вдохновенны задумчивые глаза,

как трогательно - невинны

раскрытые вопрошающие губы , как ровно

дышит ещё не вполне расцветшая,

ещё ничем не взволнованная грудь,

как чист и нежен облик юного лица!

я не дерзаю заговорить с нею, - но как

она мне дорога, как бьётся моё сердце!

Как хороши, как свежи были розы ...

    А в комнате всё темней, да темней...

нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке.

мороз скрепит и злится за стеною - и чудится скучный старческий шёпот...

Как хороши . как свежи были розы ... Нагнетание по всем линиям

    Встают передо мною другие образы...

Слышится весёлый шум семейной

Деревенской жизни. Две русые головки,

Прислонясь друг к другу, бойко смотрят

На меня своими светлыми глазками,

алые щёки трепещут сдержанным

смехом, руки ласково сплелись,

вперебивку звучат молодые,

уютной комнаты, другие, тонкие молодые руки бегают,

путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и

ланнеровский вальс не может заглушить воркотню

патриархального самовара...

(лингвистический, формальный) организованы глубинным смыслом. (Ланнер(авст)-один из зачинателей вальса)

Уютное, одушевленное, очеловеченное, радостное пр-во.

    1-2. когда-то, давно-давно комната

теперь, где-то старость как

определить вид глаголов. Одиночество

холод как одиночество.

2-горит одна свеча символ угасающей жизни .

4- свеча трещит

6- свеча мерцает и гаснет

    зима - время года; старость

    лето - время года; молодость, расцвет.

(вид глаголов, им. прилагательные)

    1. Одинокая, не согретая ничьим присутствием холодная жизнь.

    эмоции, чувства, состояние героя.

4 а переход в другое пространство, скучный, старческий шёпот - старость низкий потолок

тени колеблются - трагичность ситуации

    весёлый шум, молодость.

    Смерть.

Как хороши, как свежи были розы ...

6. Свеча мерцает и гаснет ...

Кто это кашляет там так хрипло и глухо?

Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ...

Мне холодно ... Я зябну ... и все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы ...

Вывод: В тексте 154 слова. ГЦ находится в 4 абзаце, на сравнительном союзе как. Этот союз употреблён в тексте 18 раз.

«РОЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА» Автор: Щербань Юлия Игоревна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа 10 х.Куликовского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края 11 класс Научный руководитель: Анисимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы 10 х.Куликовского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края




1. Доказать важность роли художественной детали в произведениях. 2. Определить символическое значение розы в литературе. 3. Исследовать предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева. 4. Доказать, что роза - это не случайная аллегория в творчестве поэта.




Роза Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой, богиней красоты и любви, и поначалу был он белым, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество, и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах. Этот цветок, как орден, вручали за проявленное геройство. В Древней Греции розами украшали невесту, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны; их посвящали богам, и многие храмы были окружены прекрасными садами роз.


Роза По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Есть и другая легенда - индуистская, согласно которой божества поспорили, какой цветок лучше, роза или лотос. И конечно, победу одержала роза, что привело к создании прекрасной женщины, из лепестков этого цветка.


Иван Сергеевич Тургенев () великий русский писатель XIX века










Роман «Отцы и дети» Фенечка Базарову: "Какую вам, красную или белую?" Ответ очевиден, он не мог бы быть другим: "Красную, и не слишком большую".


«Стихотворения в прозе» были написаны Тургеневым между 1877-м и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, придуманное Тургеневым – «Senilia» («Старческое»). О публикации стихотворений первым заговорил общественный деятель, профессор всеобщей истории и публицист М. М. Стасюлевич. Ему очень понравились прочитанные Тургеневым стихотворения, и он убедил писателя отдать их в печать. Название « Senilia» он заменил другим, оставшимся навсегда- « Стихотворения в прозе».


«Как хороши, как свежи были розы…» Стихотворение написано в сентябре 1879 года. Имеется в виду широко известное в ту пору стихотворение Ивана Мятлева «Розы», начинающиеся строфой: «Как хороши, как свежи были розы…» «Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною…» По всей вероятности, это литературный прием: большой знаток русской поэзии, сам прекрасный поэт, Тургенев вряд ли мог позабыть стихотворение, которое всегда было хрестоматийным и находилось у всех на устах. Оно о прошедших годах писателя. Тургенев оборачивается назад, вспоминая о тех годах, когда он еще был молод, о тех людях, которые окружали его тогда. Но возвращается в реальность и понимает, что эти годы прошли безвозвратно и их уже не вернуть. Дорогие для него люди давно уже умерли, единственное существо, оставшееся с ним- это старый пес.





Любовь как большое, неодолимое чувство, как источник радости и страдания рисуется Тургеневым в стихотворении «Роза». Любящим существом выступает здесь женщина, которой автор не дает ни имени, ни биографии. Он называет ее просто Она, придавая тем самым всему стихотворению обобщенный смысл.


Глубину и сложность переживаний человека, оказавшегося во власти любви, передает Тургенев с помощью двух образов природы: внезапного порывистого ливня, промчавшегося над широкой равниной, и молодой, чуть распустившейся, но уже с измятыми и запачканными лепестками розы, брошенной в горящий камин.

1. Роза как художественная деталь в произведениях И.С. Тургенева – это не случайная аллегория, а образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и радость, и молодость, и счастье, а также разлуку и смерть. 2.Художественная деталь в произведениях говорят нам о том, о чем автор не пишет напрямую, но хочет донести до читателя, таким образом, деталь может сказать о большем, чем сказано открыто.


Роза как художественная деталь служит И.Тургеневу не только для создания лаконичных и емких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпоху и идейную борьбу х годов XIX в., но и помогает в раскрытии характеров героев.

В XIX веке символика растений была весьма популярна. А роза традиционно ассоциировалась с любовью, женской красотой, молодостью, счастьем, да и самой жизнью. Этот цветок – важный элемент повести «Вешние воды», он присутствует в ключевой сцене произведения «Первая любовь» , помогает полнее раскрыть образ Базарова в романе «Отцы и дети» . Но особенно символичен образ розы в цикле Тургенева «Стихотворения в прозе». Одно из них так и называется – «Роза» . Эта изящная миниатюра была написана в апреле 1878-го, а опубликована спустя четыре года в журнале «Вестник Европы».

Сорванный полураспустившийся цветок, найденный лирическим героем на дорожке сада после ливня, олицетворяет душу молодой особы, ее чувства. Недаром мужчина замечает, что прежде эту алую розу видел на груди девушки. Цветок символизирует утраченный покой, смятение от бури любовных переживаний, которая пронеслась над «нашей равниной» .

Героиня, имя которой читатель не знает, плачет над измятыми, испачканными лепестками. Это слезы о потерянной под напором страсти чистоте и свежести. Но девушка не желает долго оплакивать прошлое: цветок решительно брошен в пламя камина. Ее «прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзостно и счастливо» . Душа отдана огню любви.

Лирический герой произведения ассоциируется с автором, хотя нигде не сказано о его возрасте, не описана внешность. Понятно, что этот человек уже немало повидал на своем веку. Героиня же предстает перед нами юной девушкой, едва распустившимся цветком. Такая обезличенность, схематичность в изображении героев помогает автору придать стихотворению философскую глубину.

Любовь в понимании Тургенева может быть радостью и бедой. Она сравнима с разрушающей стихией. «Пожар зари» , «порывистый ливень» , «потоп дождя» символы внезапно нахлынувшего чувства, которое опалило лепестки нежной розы. Но это принесло юной героине и кратковременное счастье. Тургенев считал, что «только любовь вызывает такой расцвет всего существа, которое не может дать ничто другое» .

«Роза» – одно из лучших стихотворений в прозе. Краткое, емкое, полное ассоциаций и образов, присущих поэтическому творчеству. Сложно написать о любви короче и красивее, чем сделал это в своем маленьком шедевре Иван Сергеевич Тургенев.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография