Образ лебезятникова становится альтернативой раскольникову.

Лебезятников вводится в книгу «Преступление и наказание» как карикатура на героев . В рассуждениях героя о коммуне и общественном устройстве можно разглядеть пародию на диалоги, которые ведут герои романа «Что делать?».

Первое появление Лебезятникова происходит в главе I пятой части романа, хотя первое упоминание о герое встречается еще в начале романа в диалоге Мармеладова и .

«Преступление и наказание»


Роман "Преступление и наказание"

Полное имя персонажа - Андрей Семенович Лебезятников. Герой служит чиновником в некоем министерстве под началом господина Лужина. Это молодой человек маленького роста, худосочный и болезненный на вид, со светлыми волосами и нелепыми бакенбардами, похожими на котлеты. У Лебезятникова скверное зрение и постоянно болят глаза.

У Лебезятникова заносчивый характер и манеры самоуверенного человека. Такое поведение в глазах других персонажей выглядит смешно, поскольку не соответствует внешности героя. Лужин называет Лебезятникова милым молодым человеком. Лебезятников - «добренький», с мягким сердцем.

Сам Лебезятников считает себя просвещенным и образованным господином, но при этом не владеет иностранными языками. Персонаж не умеет внятно изъясняться даже по-русски, и адвокатская работа мало ему подходит. На самом деле герой простоват и даже глуповат, склонен ко лжи и пошлости. У героя редко водятся деньги, связями в обществе Лебезятников не располагает, хотя силится продемонстрировать обратное. считает Лебезятникова «скверным мерзавцем» и «подлым льстецом».


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Герой пытается выглядеть «актуальным» и производить впечатление, поэтому выставляет себя сторонником модных в среде прогрессивной молодежи течений, нигилистом, сторонником прогресса и «обличителем». Лебезятников считает, что способен заниматься пропагандой прогрессивных идей. Но на самом деле взгляды героя не принадлежат ему, и «продвигать» новые идеи у него получается скверно.

Любимая тема героя - создание некой новой «коммуны» в обществе. Лебезятников также пропагандирует трезвый образ жизни и сам не пьет. Квартирная хозяйка считает Лебезятникова порядочным человеком, потому что тот исправно платит за жилье. Местом, где герой пропагандирует «модные» идеи, стал дом, где он живет. В своей «протестной» деятельности герой ограничивается тем, что дает читать «вольнодумные» книги соседям, например, . На практике герой не способен осадить даже собственного приятеля Лужина и независимым человеком только кажется.


Когда Соня начинает зарабатывать на жизнь проституцией, Лебезятников принимается приставать к ней, однако получает отказ. После чего персонаж выходит из себя, заявляет, что не собирается жить «с таковской» в одной квартире, и «выживает» Соню из дома. В результате героиня переезжает в другое место. Герой проявляет полное равнодушие к тому, что сделал жизнь девушки сложнее, и заявляет даже, что относится к Соне «с уважением».

Лебезятников придерживается массы «прогрессивных» теорий. Например, считает, что чистка помойных ям «полезнее» работы художника, что искусство не нужно обществу. Герой выдвигает и другие идеи. Выступает против института брака, считая, что брак лишает человека свободы, и ратует за «свободные отношения», когда супруги открыто заводят увлечения на стороне. Герой утверждает, что сам привел бы любовника жене, если бы та не завела его.

Жизненные принципы героя включают представления об идеальном обществе, которое наступит в будущем, - о своего рода коммунизме. При этом персонаж считает, что в обществе не должно быть сострадания, а благотворительность вредна, и обеспеченные люди не должны помогать бедным.


Между героем и Катериной Мармеладовой произошел неприятный инцидент. Персонаж обошелся с женщиной грубо, та на него кинулась, не стерпев обиды, а Лебезятников в ответ избил ее. Герой оправдывает собственное поведение тем, что является сторонником идеи равенства между мужчиной и женщиной, которые должны быть равны и в драке.

Лебезятникова называют «двойником» Раскольникова, главного героя романа, из-за того, что оба совершают аморальные поступки под влиянием собственных идей.

У Лебезятникова – говорящая фамилия, которая указывает на то, что персонаж «лебезит» перед модными идеями, желая выглядеть в собственных глазах передовым человеком.

Экранизации


В 1969 году вышла драма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Роль Лебезятникова в этом фильме сыграл актер Юрий Медведев. Позже, в 1980 году, актер сыграл в биографической драме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» роль помощника пристава.

Еще одна экранизация - «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Святозарова – вышла в 2007 году. Это драматический сериал из восьми 50-минутных эпизодов. Образ Лебезятникова здесь воплотил актер Сергей Бехтерев.

Цитаты

«Что такое «благороднее»? Я не понимаю таких выражений в смысле определения человеческой деятельности. «Благороднее», «великодушнее» - все это вздор, нелепости, старые предрассудочные слова, которые я отрицаю! Я понимаю только одно слово: полезное!»
«Рога - это только естественное следствие всякого законного брака, так сказать, поправка его, протест, так что в этом смысле они даже нисколько не унизительны».

Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире. Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии.
Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей. Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей. Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов. Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу.
Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова. Этот человек сразу привлек внимание Родиона. В его глазах «светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира. Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу. Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове.
Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете. Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник. Он овдовел и женился второй раз на Катерине Ивановне. Автор подчеркивает, что Мармеладов сделал это исключительно из жалости и сочувствия к женщине, которая осталась вдовой с тремя детьми и жила в полнейшей, беспросветной нищете.
Выйти замуж за героя Катерине Ивановне было не так-то легко: помимо ее гордого и самолюбивого характера, в ней говорило и благородное происхождение, и возвышенное воспитание. Но нищета ломает людей, делает из них рабов, принуждает к несчастью. Так произошло и с этой женщиной. Выйдя за Мармеладова, она попала в еще большую нищету и унижение. Герой начал пить и пропивать все, отнимая последнее не только у своей дочери Сонечки, но и у трех маленьких детей своей жены. От постоянного недоедания и волнений Катерина Ивановна заболела чахоткой, и состояние ее постоянно ухудшалось – она «начала харкать кровью».
Мы видим, что Мармеладов признает свою вину, а вина его велика. Пока он заливал свое горе и беспомощность вином, с его родными происходили страшные вещи. Лебезятников избил Катерину Ивановну за то, что она вступилась за бедную Сонечку. От такого унижения женщина слегла, оставив детей практически без присмотра. Ведь Соня теперь приходила домой только в сумерки, что бы никто не увидел ее. Ей нельзя было зайти в родной дом, потому что жила она по желтому билету, так как стала уличной женщиной.
Трагедия Сонечки обыденна и от того еще более страшна. Девушка зарабатывала на жизнь шитьем, но однажды ей не заплатили денег за работу, а «затопав ногами и обозвав неприлично, под видом будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком», выгнали. А дома мачеха, измотанная страшной жизнью, вгорячах послала девушку на панель. И Сонечка решилась, переступила через свою душу ради спасения жизней близких.
Страшно описание ее первого возвращения с «работы». Девушка молча положила на стол заработанные деньги, накрылась большим зленным платком с головой и легла на кровать. И только плечики ее и все тело подрагивали под этим «укрытием». Тогда Катерина Ивановна осознала, на что она толкнула падчерицу: «подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись».
И, рассказывая обо всех несчастьях своей семьи, Мармеладов добавлял: «а я... лежал пьяненькой-с». Мы видим, что этот герой ругает себя за свое скотское состояние, но от слабости характера, ничего поделать с этим не может. Раскольников встречает его в тот момент, когда Семен Захарович пьет уже пятый день. И это при том, что в их семье только недавно блеснула надежда на улучшение, – Мармеладов нашел себе место и даже ходил на службу два дня. И эти два дня были самыми счастливыми за многие годы жизни его семьи. Но счастье продолжалось недолго – герой пропил все, что было у него. Он просит Раскольникова довести его до дома.
Этот момент является финалом данного эпизода, вводящего в роман Мармеладова и его семью.

Молодой человек Андрей Лебезятников – один из персонажей известного произведения Ф.М.Достоевского. Его взгляды подтверждают развитие в умах народа новых идей и направлений.

Образ и характеристика Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» описаны многосторонне. Читатель должен увидеть, насколько слова расходятся с делом и поступками, как низок может быть человек в своих желаниях, двуличен и опасен.

Характер героя

Лебезятникову отводится особая роль в романе. Через персонаж автор пытается показать, как по-разному распространяются в стране прогрессивные идеи. Что для одних умные теории, для других бред и ерунда. У персонажа множество противоречивых странностей, которые вызывают при чтении усмешку и иронию. Позиции персонажа:

Равенство полов в драке. Мужчина считает, что им нужно в драках относиться к женщине, как равной себе. Он не видит слабости женского пола. Женщины сильные, почему их нельзя бить? Позиция оправдывается тем, что если уступать, то насилие начнет брать верх, появится деспотизм. На самом деле, это простое оправдание страха и трусости Лебезятникова. Что скажут вокруг, если он поддастся женской половине? Напоминание о драке с Катериной Ивановной вызывает гнев, но у мужчины нет стыда о содеянном.

Мужчина пытается доказать свою образованность. Он делится идеями с соседями по дому, ждет, что его поддержат. Он рекомендует различные статьи, предлагает «прогрессивные» книги.

Лебезятников не пьет. Трезвость – не просто важное качество, а убеждение мужчины. Среди жильцов он считается довольно почетным, потому что платит вовремя.

Идеи персонажа

Лебезятников пытается мыслить прогрессивно, распространять новые идеи в обществе, но делает это непоследовательно.

Какие мысли выделяет

Сострадание - запрещенное чувство. Его нет в некоторых странах, например, Англия. Вместо этого чувства появляется политическая экономия. Сложно найти связь между двумя понятиями.

В будущем не будет драк. Люди откажутся от такого способа поиска истины. Драки исчезнут.

Нельзя помогать нищим. Благотворительность только развращает. Деньги для бедных не принесут пользы. Простые люди должны сами зарабатывать, находить возможность жить на свои средства, не ждать милостыню от богатых. Помощь не исцеляет, а ухудшает положение народа.

Не нужен законный брак между полами. Женщина и мужчина, зарегистрировав союз, лишаются свободы. Человек в браке теряет свою индивидуальность, становится зависимым от партнера. В браке люди теряют пользу и смысл для человечества. Результат законного брака - обман. Увлечения на стороне – это обязательная часть жизни замужнего человека.

Ценность гражданского брака. Люди, живущие в гражданском браке, свободны в чувствах и делах. Они легко меняют половых партнеров. Гражданский брак свободен от предрассудков. Женщина и мужчина легко сходятся и расстаются.

Смысл целования женских рук. Если мужчина целует руку девушки, он этим подчеркивает неравенство полов. Мужчина оскорбляет, принижает, ставит женщину в неловкое положение.

Свободное вхождение в комнаты. Новая идея еще только находит развитие. В будущем не нужно будет предупреждать о появлении в помещении, стук только проблема, замешательство. Не следует обращать внимание на входящих, нужно продолжать заниматься начатым без стеснения.

Особые черты характера

Лебезятников рассуждает о жизни по-своему. Часть его теорий можно признать правильными, но поступками он противоречит высказываниям. Рассуждая о работе, Лебезятников говорит, что каждый труд полезен. Мужчина отрицает ценность труда писателей, художников. Рафаэль, Пушкин ничего не дают народу. Чистка помоек важнее их деятельности. Свою противоречивость и непоследовательность ярко проявляет в отношении к Соне. Он пристает к девушке, но получает отказ. Когда узнает о непристойном поведении Сони, требует ее выселения. Он, просвещенный человек» не должен жить рядом «таковскою». Амбиции мужчины удовлетворены, Мармеладова уходит в другой дом. Лебезятников продолжает общение с девушкой с «желтым билетом». Он, оказывается, делал это бескорыстно, вызывал протест в Соне, заботился о ее развитии. Лебезятнков говорит, что уважает девушку, ставшую на путь грязной работы, рад за нее. Неприличное ремесло полезно обществу. Мужчина признается, что ждет и надеется на внимание Сони.

Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «...был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

    В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием...

Андрей Семенович Лебезяитников — молодой человек, друг господина Лужина. Это человек прогрессивных взглядов, служащий «в министерстве». Он следит за последними событиями в Европе, новыми течениями и идеями.

«…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно».

Образ Лебезятникова в романе «Преступление и наказание» это собирательный образ людей, которые во времена написания романа были носителями новых и модных тогда идей о коммунизме и жизни в коммунах, о всеобщем равенстве, феминизме и т.д.

Своими политическими взглядами Лебезятников щедро делится в своих высказываниях на страницах романа.В результате, Лебезятникова нельзя назвать ни отрицательным героем, ни положительным. Он трусоват, циничен, но при этом за свои идеалы он готов бороться и протестовать. В общем, он может быть и благороден, если это соответствует его политическим убеждениям.

История Лебезятникова

Лебезятников проявил смелость и выступил в защиту , когда Лужин оклеветал ее в день поминок ее отца, Мармеладова. Лужин обвинил Соню в краже 100 рублей. И только благодаря вмешательству Лебезятникова Соня доказала свою невиновность.Лебезятников, как известно из романа, давал книги Соне, которая та читала раньше, а последнее время перестала брать. Лебезятников пытался «просветить» ее и наставить на путь коммунизма. Соня, в силу мягкости характера, видимо, какие-то вещи с ним обсуждала, но в коммуну записываться не спешила.

Лебезятников также говорил, что ему нравится Соня как девушка и ценил ее человеческие качества. По словам Лебезятникова, он вел себя с ней более прилично, чем многие окружающие ее люди. Сама Соня действительно по-доброму относится к Лебезятникову — хотя Соня вообще по-доброму относится ко всем людям.

Бунтарский и протестный дух живет почти во всех высказываниях Лебезятникова. Вообще, слово «протест» — одно из самых ходовых слов в его речи.