Обломов и Штольц: сравнительная характеристика или анатомия? Обломов и Штольц: сравнительная характеристика Обломов штольц сравнение.

Приложение 1

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Илья Ильич Обломов

Андрей Иванович Штольц

возраст

портрет

«человек среднего роста, приятной наружности, в лице господствовала мягкость, душа открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»

«весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «Цвет лица ровный», глаза выразительные

родители

«Штольц немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»

воспитание

Воспитание носило патриархальный характер, переходил «из объятий в объятия родных, друзей»

Отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»

Отношение к учебе

Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое»

«учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»

Дальнейшее образование

До 20 лет провел в Обломовке

Штольц закончил университет

Образ жизни

«лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием»

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу», «он беспрестанно в движении»

Ведение хозяйства

Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

«жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы

Жизненные стремления

«готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями

Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»

Взгляды на общество

Все «члены общества – мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»

Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе

Отношение к Ольге

Хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь

Воспитывает в ней деятельное начало, способность к борьбе, развивает ее ум

взаимоотношения

Считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, прислушивался к его советам

Высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег от мошенника Тарантьева, хотел возродить к деятельной жизни

самооценка

Постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура

Уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету

Особенности характера

Бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний Обломова и Штольца . Проблемные задания Групповая Уметь составлять сравнительную характеристику Обломова и Штольца . ... Фронтальная, групповая Уметьсоставлять сравнительную характеристику Обломова и Ольги, выявить...

  • Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

    Урок

    Друга? Встреча со Штольцем . В чём различие воспи­тания Обломова и Штольца ? Почему любовь к Ольге... дни?) 18, 19 5-6 Обломов и Штольц . Составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца , беседа по составленному плану...

  • Приказ № от 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук

    Рабочая программа

    Чит. главы романа. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 22 Тема любви в романе... Обломов» Инд. задан. «Сравнительная характеристика Ильинской и Пшеницыной» 23 ... Вопр.10 стр.307. Сравнительная характеристика А.Болконского и П.Безухова...

  • Календарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева 3 часа в неделю. Всего 102 часа

    Урок

    Образ Обломова , формирование его характера, образ жизни, идеалы. Уметь составлять характеристику ... до конца 52 Обломов и Штольц . Сравнительная характеристика Составить план сравнительной характеристики Обломова и Штольца . Уметь высказывать свои мысли...

  • Итак, мы начитаем работать с текстом.

    На одном из уроков вам предложено было составить цитатную сравнительную характеристику по плану, используя только материал романа. Текст романа.

    Зачем это нужно?

    Анализ текста, глубокий анализ текста! позволит вам в данном случае понять, из чего складывается образ героя, как выбор лексических средств позволяет Мастеру(писателю!) создать характер персонажа. Мы увидим, что выбор тех или иных позволят донести до читателя глубокую мысль, идею (какую именно идею - мы постараемся с вами определить вместе)

    Вы находитесь на вике - странице, а значить можете вносить изменения. Как это сделать - смотрите . Не забывайте указывать авторство - так мне будет понятно, кого оценить.

    Первую графу я заполнила для образца - здесь все то, о чем мы говорили на уроке. Если у вас будет желание дополнить первую графу - пожалуйста, это поощряется.

    Сравнительная характеристика образа

    Ильи Обломова и Андрея Штольца

    Илья Обломов Андрей Штольц
    Портрет

    "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,
    приятной наружности, с темно-серыми глазами , но с отсутствием всякой
    определенной идеи,
    всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла
    вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы,
    пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице
    теплился ровный свет беспечности..."

    "...Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно
    бледный, а безразличный .."

    "...тело его, судя по матовому, чересчур белому
    свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч
    , казалось слишком изнеженным
    для мужчины..."

    "Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет..."

    "...Он весь составлен из костей, мускулов и нервов , как кровная английская
    лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет , то есть есть кость да
    мускул, но ни признака жирной округлости ; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
    "..Движений лишних у него не было ..."

    Образ жизни, предметы быта

    "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но опытный глаз человека с чистым вкусом <...> прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий , лишь бы отделаться от них."

    "На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия ." (Киприянова)

    "Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как убольного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием ." (Климова)

    "Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова." (Киприянова)

    "Он беспрестанно в движении : понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его ; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его . Между тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает - бог весть ." (Климова)

    Мировоззрение

    "Ах, хоть бы Андрей побыстрее приехал ... Он бы все уладил ..."

    "А может быть еще и Захар постарается так все уладить что и не надо будет переезжать; авось обойдутся..."

    "Все вечная беготня взапуски, игра дряных страстишек , особенно жадности, сплетен <...> Скука , скука, скука! Где же тут человек ? Его целостность?<...> Свет, общество! Ты посылаешь меня туда, чтобы еще больше отбить охоту быть там ! Чего там искать? Интересов, ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди !..." (А.Устьянцева)

    "Простой, то есть прямой , настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянной задачею <...>.

    "Мудрено и трудно жить просто!"

    "Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни , по крайней мере моей."

    "Он распускал зонтик, пока шёл дождь, то есть страдал , пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности , а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе , а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. И радостью наслаждался , как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках..."

    "Он боялся всякой мечты , или если входил в ее область, то входил, как входят в грот с надписью: ma solitude, mon hermitage, mon repos, зная час и минуту, когда выйдешь оттуда." (Климова)

    Детство, семейные истоки

    " Родители не торопились объяснять ребенку значения жизни и приготовлять его к ней , как к чему-то мудреному и нешуточному; не томили его над книгами, которые рождают в голове тьму вопросов, а вопросы гложут ум и сердце и сокращают жизнь ."

    "Все ахнули и начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному — напомнить, другому — велеть поправить, третьему — поправить ."

    "Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь ." (Киприянова)

    "Захар , как, бывало, нянька, натягивает ему чулки , надевает башмаки, а Илюша , уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу …" (А.Устьянцева)

    "Привели Андрея — но в каком виде: без сапог, с разорванным платьем и с разбитым носом или у него самого, или у другого мальчишки."

    "Отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, понюхает, иногда лизнет, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится . Не то так отправятся посмотреть, как добывают поташ или деготь, топят сало."

    "— Ступай, откуда пришел, — прибавил он, — и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся !" (Киприянова)

    "…Андрюша хорошо учился, и отец сделал его репетитор в своем маленьком пансионе . <…> он положил ему жалованье , как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял расписываться в книге." (А.Устьянцева)

    Отношение к учебе

    "Отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов ."

    "И все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе , или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю. И недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там ктонибудь в семействе почемуто решит, что на фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить." (Киприянова)

    "Все это вообще считал он за наказание , ниспосланное небом за наши грехи..." (Климова)

    " С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака." (Киприянова)

    Отношение к службе

    Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия. Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее.

    Интересно то, как Гончаров характеризует взгляды Обломова : “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом ”.

    Обломов любой ценой старается освободиться от службы. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел. Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки. (Квашенко М.)

    Для Андрея Штольца труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него - это “образ, содержание, стихия и цель жизни” . К службе Штольц относился ответственно, был трудолюбив, никогда не ленился , всегда выполнял до конца поставленные задачи при выполнении работы. Трудился он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. (Кузьмин Ж.)

    Отношение к любви

    "Он никогда не отдавался в плен красавицам , никогда не был их рабом , даже очень прилежным поклонником , уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты . <…> Редко судьба сталкивала его с женщиною в обществе до такой степени, чтоб он мог вспыхнут ь на несколько дней и почесть себя влюбленным …" (А.Устьянцева)


    "Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины , не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей ."(А.Устьянцева)

    ...
    ...

    В романе «Обломов» Александр Гончаров затрагивает тему дружбы между совершенно разными по характеру и взглядам людьми.

    Сравнительная характеристика образа Обломова и Штольца поможет читателю разобраться, способна ли она изменить человека в лучшую сторону.

    Детство и воспитание

    Илья Ильич Обломов рос избалованным ребенком. Родители слишком опекали сына, не предоставляли ему возможности проявить себя. Не любил учиться. Считал, что наука послана людям в наказание за грехи. Тринадцатилетним пареньком его оформили в пансион. Часто просил у матери разрешения остаться дома, не ехать на обучение. В университете не получил достаточных знаний из-за собственной лени.

    Андрей Иванович Штольц был смышленым мальчиком. Знания впитывал словно губка. Отец воспитывал его в строгости. Мать не поощряла «трудовое воспитание». Когда отец отправлял сына в университет, не провел в город. Попрощался у ворот без лишних эмоций, надел ему фуражку, и так толкнул, что сшиб с ног».

    Внешность

    Илья имеет лишний вес. Его «пухлые руки и мягкие плечи» придавали внешности некой изнеженности. «Цвет лица его не был румяным или смуглым, он казался положительно бледным». В серых глазах всегда пребывали некие мысли, которые быстро исчезали, не успев засесть в голове.

    Андрей худощав, щек у него вовсе нет, кожа смуглая. «Он был сложен из костей, нервов и мускулов, напоминал английскую лошадь». На его лице красовались выразительные зеленые глаза. От него исходит мужественность и здоровье.

    Стремления и достаток

    Илья Обломов в свои тридцать два года абсолютно ничего не нажил самостоятельно. Службу он оставил из-за глупой допущенной ошибки, отправив важные документы не по адресу. Он не смог выполнить простое поручение. Проживает в съемных апартаментах. Имение, доставшееся в наследство от родителей, претерпевает убытки, не приносит должного достатка. Илья Ильич ничего не смыслит в финансовых вопросах.

    Не пытается что-то успевать и создавать в жизни. Лежит на диване, постоянно пребывая в сонном состоянии.

    Штольц «служил, уйдя в отставку, занялся собственными делами и нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Не допускает промахов в работе. Достиг уважения в обществе и материальных благ, благодаря собственным усилиям. «Беспрестанно пребывает в движении: если обществу нужно послать агента в Англию или Бельгию - отправляют его. Следует создать новый проект или разобрать новую идею - выбирают Штольца».

    Любовь к женщине

    Андрей с уважением относится к противоположному полу. В отношениях с Ольгой Ильинской проявляет себя истинным джентльменом, способным решить все заботы любимой, радовать ее. Добился поставленной цели – женился на той, кого любит.

    Илья всегда тактичен в общении с женщинами. Любил Ольгу Ильинскую, но не смог побороть в себе лень, нежелание перемен. Боялся обыденности брака. Доставлял любимой много хлопот, она часто плакала из-за его колких речей. Женился на вдове Пшеницыной, у которой снимал комнату. Она абсолютно ничего не требовала от него. Подобные отношения устраивали Обломова.

    Отношение к жизни

    Андрей Штольц , пышущий здоровьем, желает жить еще много лет. Хоть он и реалист, с его уст часто слышны фразы, что он хочет «прожить лет двести, триста». Придерживается цели, что все должно выполняться исходя из четко поставленных задач. Мечте не было места в его душе.

    Илья Обломов называет себя «старым кафтаном». Порою озвучивает мысли, что лег бы и заснул навсегда. Любит мечтать. Его воображение часто рисует выдуманные картины. Особенно явно выделяет образы будущей супруги и детишек.

    Сравнительная характеристика И. И. Обломова и Штольца

    Обломов Илья Ильич – главный герой романа «Обломов». Помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни. Ничем не занимается, лишь только мечтает и «разлагается» лёжа на диване. Яркий представитель обломовщины.
    Штольц Андрей Иванович - друг детства Обломова. Наполовину немец, практичный и деятельный. Антипод И. И. Обломова.
    Сравним героев по следующим критериям:
    Воспоминания о детстве (в том числе и воспоминания о родителях).
    И. И. Обломов. С самого раннего детства за него все делали: « Няня ждёт его пробуждения. Она натягивает ему чулочки; он не даётся, шалит, болтает ногами; няня ловит его». «… Она умывает его, причёсывает головку и ведёт к матери. Так же с детства купался в родительской ласки и заботе: « Мать осыпала его страстными поцелуями …» Няня всюду, сутками напролёт, как тень следовала за ним, постоянная опека не кончалась ни на секунду: « … все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то попыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт нос …».
    Штольц. Детство его проходит в полезной, но утомительной учебе: « С Восьми лет он сидел с отцом за географической картой … а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова …» Мать постоянно беспокоилась о сыне: « … она бы держала его возле себя». Но отец его был полностью равнодушен и холоднокровен к сыну, нередко и « прикладывал руку»: « … и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног».
    Отношение к учёбе и труду.
    Обломов. В школу ходил без особого интереса и желания, с трудом отсиживал на уроках, одолеть какую-либо книгу для Обломова было большим успехом и радостью. « Зачем же все эти тетрадки … бумаги, времени и чернил? Зачем учебные книги?… Когда же жить?» Мгновенно холодел к тому или иному роду деятельности, будь это учёба, книги, увлечения. Такое же отношение было и к работе: « … учишься, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот собираешься с силами, работает, гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни».
    Штольц. Учился и работал уже с детства – главная забота и задача отца его. Учение и книги увлекали Штольца, на протяжении все жизни. Труд – смыл существования человека. «Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и на самом деле нажил дом и деньги».
    Отношение к мыслительной деятельности.
    Обломов. Несмотря на отсутствие любви к учёбе и труду, Обломов был далеко не глупым человеком. У него в голое постоянно крутились какие-то мысли, картинки, он постоянно стоил планы, но по совершенно непонятным причинам всё это откладывалось в долговой ящик. «Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрёт голову рукой и обдумает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится..»
    Штольц. Реалист до мозга костей. Скептик по жизни и в размышлениях. « Он боялся всякой мечты или, если входил в её область, то входил, как входят в грот с надписью…, зная час или минуту, когда выйдешь оттуда».
    Выбор жизненных целей и способы их достижения. (В том числе и образ жизни.)
    Обломов. Жизнь однообразна, лишена красок, каждый день похож на предыдущий. Его проблемы и заботы умопомрачительно смешны и нелепы, ещё смешнее он их решает, переворачиваясь с бока на бок. Автор всеми силами оправдывает Обломова, мол в голове у него много идей и целей, но ни одна из них не материализуется.
    Штольц. Скептицизм и реализм проявляется во всём. «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». « А сам всё шёл упрямо по избранной дороге».

    Гениальный роман Ивана Александровича Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: характеристика их может занять страницы и страницы. Ведь они полностью различны: по своему темпераменту, по своему отношению к жизни и мировоззрению. Десять лет писал его Гончаров! Как вы считаете, дорогие читатели, стал бы «париться» академик Петербургской академии словесности целое десятилетие, сочиняя роман в виде «однослойного» пирога? Чего проще для члена-корреспондента - сочинить историю о двух друзьях! Один - без меры ленив. Другой - потрясающе работоспособен. Ан нет. Написан-то роман обо всех нас! И это мы постараемся доказать. Поможет нам в этом исследовании Обломова и Штольца.

    Образ Ильи Ильича Обломова

    Помещик Обломов внешне - полный рыхлый мужчина с темно-серыми глазами, предпочитающий пассивный образ жизни, лежание на диване, ничегонеделание. Во всем его облике просматривается беспечность, но его лицо одухотворено. И мысль присутствует в нем постоянно, она светится в глазах, прячется в морщинах лба, искривляется вместе с губами. Однако эта мысль «беззуба», она не имеет никакого практического приложения. Сравнительная и Штольца - явно не в пользу Ильи Ильича. Он - потомственній помещик. У него - 350 душ крепостных. Хороший, добротный особняк в Петербурге, дача, деревенский дом. Обломов понятия не имеет, как ухаживать за всем этим имуществом, находящимся в его собственности. Он как ребенок, его вначале обворовывает приказчик, а потом доводят до разорения мошенники Михей Андреевич Тарантьев и Иван Матвеевич Мухояров.

    Он образован, но не имеет никакого практического опыта работы. Под влиянием первых неудач на службе у него сформировался психологический «комплекс ленивца», преодолеть который Илье Ильичу не по силам.

    Образ Андрея Штольца

    По сюжету романа они знакомы и дружны со школы: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает близость их кастового происхождения. Андрей Штольц родился в семье немца-приказчика Ивана Богдановича и простой, но образованной русской женщины. Соотношение его статуса со статусом друга-помещика подобны отношениям собственник бизнеса - топ-менеджер. С детских лет отец регулярными занятиями по наукам, а также счетоводству воспитал в нем трудолюбие. Андрей - сухощавый человек со впалыми щеками, смуглой кожей и зеленоватыми выразительными глазами. Он гиперактивен: постоянно, как акула, находится в движении. Писатель отзывается о своем герое, словно тот состоит из одних лишь мышц и сухожилий. Знает языки, сообразителен, поэтому именно его и посылает торговая компания-работодатель в качестве агента в Бельгию. Кроме того, Штольц способен творчески использовать свои знания. Поэтому коллеги предпочитают приглашать его для разработки проектов. По-разному относятся к деньгам Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает на рачительность последнего.

    Тайный подтекст гончаровских образов?

    То, что, по большому счету, образы Штольца и Обломова не самостоятельны, а аллегоричны, автор романа показывает в их отношениях с Ольгой Ильинской. С одной стороны, ее не может ни завоевать, ни удержать, но неизменно привлекает своим романтизмом, чистой детской душой бесхарактерный Илья Ильич. С другой стороны, Штольц, ставший ее мужем, патологически не чувствует разницы между деловым сотрудничеством и душевностью. В романтической свадебной поездке в Париж он, мягко говоря, неубедителен.

    Зачем Гончаров создал эти два образа: Обломов и Штольц? Сравнительная характеристика этих образов - просто поучительное умозаключение? Контрастирующие персонажи? А может быть, на это надо смотреть шире? Ведь каждый из нас, безусловно, знает, сколько в нем «Штольца» и сколько в нем «Обломова». Что такое мечта, не касающаяся ногами земли. Мечта глобальная, лишенная всякого стремления по реализации. А что такое Штольц? Это приземленность, деловая хватка, чувство партнерства. Так зададимся же вопросом: «Если создавать что-то глобальное, можно ли сбрасывать со счетов мечту в принципе?» (Как известно, Штольц избегал мечтать.) Вряд ли.

    И вы, дорогие читатели, согласитесь ли с нижеприведенным умозаключением? Чтобы создать действительно успешную личность, продвигающую фантастические проекты, нужно смешать в одном бокале 30% мечтателя-Обломова и 70% фанатика работы Штольца. Не об этом ли нам хотел сказать Гончаров? Ведь в семье Штольцов появился приемный сын. Конечно, надлежащее образоване воспитает у него деловую хватку. Ну а способность при этом мечтать? Гены все-таки, знаете ли...