Объективы. Мифы и реальность

Так же важно, как выбрать правильную камеру. Каждый производитель камер имеет в ассортименте много объективов, которые отличаются как по цене, так и по техническим характеристикам. Мы разделим все эти объективы на отдельные группы, в зависимости от того, какие они снимают фотографии. Прежде чем выбирать объектив, задумайтесь какие именно фотографии вы бы хотели снимать больше всего. Только портреты, или макро, или ландшафты, или все вместе? Если вы запутались, то можете использовать эту статью как шпаргалку для того, чтобы найти подходящий вам объектив.

Фокусное расстояние

При выборе объектива всегда стоит обращать внимание на его фокусное расстояние. Осмелюсь заявить, что фокусное расстояние - это самая важная техническая характеристика объектива. Не стоит сейчас сильно углубляться в технические особенности разных фокусных расстояний. Самое главное - это понять, что фокусное расстояние определяет ширину угла обзора камеры.

Фокусное расстояние: 24мм Снято с той же точки. Фокусное расстояние: 400мм

Это значит, что если фокусное расстояние равно 35мм, тогда угол обзора, который можно увидеть в видоискателе зеркальной камеры начального уровня, почти такой же как у невооруженного глаза. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол обзора, и тем больше объектов помещается в кадр. Чем больше фокусное расстояние, тем уже угол обзора, меньше объектов помещается в кадр, и дальние объекты кажутся ближе. У всех объективов разное фокусное расстояние (у зум-объективов разный диапазон фокусных расстояний), которое и определяет каким будет изображение на ваших снимках. На иллюстрации снизу наглядно показано, как фокусное расстояние влияет на угол обзора камеры.

Широкоугольные объективы. Много объектов в кадре.

При съемке на широкоугольный объектив в кадр поместился и длинный водопад, и камни на переднем плане. Обратите внимание, что задний и передний план, и даже лес на фоне одинаково четкие. При съемке ландшафтов очень важна большая глубина резкости.Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости.

Фотограф, снимающий пейзажи (неважно городские или природные) при выборе объектива должен в первую очередь обращать внимание на фокусное расстояние. Оно должно быть маленькое. Для съемки пейзажей фокусное расстояние должно находится в диапазоне 10-24мм. Чем меньше фокусное расстояние, тем более широкий обзор попадает в кадр. Маленькое фокусное расстояние также обеспечивает большую глубину резкости. Как правило, на пейзажных фотографиях четкими должны быть объекты как на заднем, так и на переднем планах.

У обычного объектива, который идет в комплекте с камерой () фокусное расстояние начинается с 18 мм. Поэтому на него тоже можно снимать хорошие пейзажные фотографии. Хотя удобнее и лучше снимать такие фотографии на широкоугольный зум-объектив, чье фокусное расстояние или 10-22 или 10-24. Во-первых, качество изображения у такого объектива лучше, чем у объектива из комплекта. Во-вторых, при помощи этого объектива можно получить более широкий обзор.

Широкоугольные объективы с фокусным расстоянием 10-24 мм - самые универсальные объективы после стандартных зум-объективов. Помимо пейзажей на них можно снимать крупные планы с интересными искажениями в перспективе. На них также интересно снимать в комнатах и в других узких и небольших помещениях.

При помощи широкоугольного объектива нельзя выделить снимаемый объект из окружающей его среды. Широкоугольные объективы (зум и фиксированные) не подходят для съемки классических портретов из-за искаженной перспективы.

Хорошие широкоугольные объективы:

Стандартные зум-объективы. Хорошее качество изображения и гибкие возможности.

Фокусное расстояние стандартных зум-объективов, которые идут в комплекте с более дешевыми зеркальными камерами, обычно 18-55мм. Многие фотолюбители утверждают, что камера со стандартным объективом никуда не годится. Не слушайте их. Китовый объектив - это отличный объектив для знакомства с миром фотографии. Его хороший диапазон фокусного расстояния позволяет делать как пейзажные снимки, так и портреты. В положении 35мм угол обзора этого объектива такой же, как и у человеческого глаза. Один стандартный зум-объектив обязательно должен быть в сумке любого фотолюбителя.

Правда и тут не без подводных камней. Стандартный объектив 18-55мм дает не самое четкое изображение и контрастность цветов зачастую оставляет желать лучшего. Диафрагма f/3.5-5.6 может значительно ограничить ваши творческие порывы во время съемки.

Совет: если вы не знаете какой объектив купить к своей зеркальной камере, то начните с китового объектива. Его можно довольно дешево купить сразу вместе с камерой. Когда вы поработаете с ним достаточное количество времени, сможете понять в каком направлении вы хотите развиваться дальше и какой для этого вам нужен объектив.

Хорошие стандартные зум-объективы:

Теле-зум объективы. Приближение далеких объектов.

Для того, чтобы получить близкое изображение далекого объекта нужен телеобъектив. Фотография: Luc Viatour

Обычно телеобъективами называют объективы, чье фокусное расстояние больше чем 50мм. Чем больше фокусное расстояние таких объективов, тем более близкое изображение дальних объектов можно получить. Если вам нравится фотографировать то, что находится вдалеке, то такой объектив как раз для вас.

Как и у всех, у фиксированных объективов качество и четкость изображения лучше чем у зум-объективов. Для любителя же лучше всего подойдет зум чем фиксированный объектив.

Телеобъективы с фокусным расстоянием более чем 70 мм отлично подходят в дополнение к стандартному комплектному объективу. На них можно снимать животных и птиц, спорт и другие интересные сюжеты. При помощи телеобъектива можно выделить снимаемый объект из его окружающей среды. Это достигается благодаря узкому углу обзора и маленькой глубине резкости (чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости).

Теле-зум объективы бывают разные. Короткие имеют фокусное расстояние 22-200 мм или 70-200мм. Фокусное расстояние длинных теле-зумов около 70-300мм. У фиксированных телеобъективов фокусное расстояние доходит до 400мм и 500мм.

Спортивные фотографы снимают Формулу 1. На телеобъективы.

Хорошие теле-зум объективы:

Суперзум объективы. Все-в-одном.

Суперзумами называют объективы, у которых диапазон фокусного расстояния настолько велик, что этот объектив имеет и широкоугольное положение и теле. Иными словами на такой объектив можно снимать объекты, находящиеся вдалеке. Традиционно фокусное расстояние суперзумов - 28-300мм и 28-200мм. Владельцы более дешевых зеркальных камер (с полуформатным сенсором) должны учитывать, что угла обзора при 28мм будет недостаточно для съемки широких видов и в помещении. Начинающим фотографам следует выбрать суперзум с фокусным расстоянием от 18мм и до 200мм,250мм или даже 270мм.

Качество изображения у новых суперзумов очень хорошее. Конечно, изображение не такое четкое и контрастное, как у обычных зум-объективов, которые имеют похожее фокусное расстояние (например 17-55 мм + 70-250мм). Самое главное преимущество суперзумов - удобство и быстрая съемка. Фотографу не нужно менять объективы, поэтому нужный момент не будет пропущен. Из-за своих небольших размеров и легкого веса суперзумы отлично подходят для того, чтобы брать их с собой в поездку.

Хорошие суперзумы:

Объектив рыбий глаз – интересное искажение перспективы.

Теперь начнем сначала. Если широкоугольные объективы дают широкий угол обзора, то объективы рыбий глаз проецируют на сенсор 180 градусов обзора того, что находится перед камерой. Из-за этого происходит искажение перспективы, очень сильное искажение.



Круглая фотография сделанная на рыбий глаз Фотография в полный кадр, сделанная на рыбий глаз

Объективы рыбий глаз делятся на два типа: одни делают «круглые» фотографии, другие фотографии в полный кадр. Круглый рыбий глаз (на английском «spherical fisheye») используют с полноформатными зеркальными камерами, их фокусное расстояние от 4,5 мм до 8 мм.

Объективы рыбий глаз, которые делают фотографии в полный кадр («diagonal fisheye») имеют фокусное расстояние от 10мм до 15мм.

Хорошие объективы рыбий глаз:

  • Canon EF 8-15мм f/4L Fisheye USM – диагональная и круглая (для полноформатной камеры)

Светосильные фикс объективы. Эффектный фон и съемка в потемках.

Со светосильным фикс объективом можно фотографировать в условиях недостаточного освещения, без вспышки. Благодаря большой диафрагме фон очень размытый.

У телеобъективов большую роль играет именно диафрагма. О том, что такое диафрагма мы напишем чуть позже. Максимальное значение диафрагмы у светосильных фикс объективов обычно 1.8 или 1.4.

Фокусные расстояния разные. Среди новичков популярны объективы с фокусным расстоянием 50мм и диафрагмой 1.8, которые очень дешевые. Следующие по популярности - объективы 50мм f/1.4. Также есть светосильные объективы с фокусными расстояниями 35мм, 24мм, 85мм и т.д.

Если вы не знаете какое фокусное расстояние вам подходит, то прочитайте начало этой статьи. Все это касается и светосильных фикс объективов. Когда вы выбрали фокусное расстояние, выбирайте объектив с самой большой диафрагмой. Светосилы никогда не бывает много.

Светосильные объективы открывают фотографу новый мир. Ведь с ним можно снимать даже вечером и без вспышки.

Помимо съемки без вспышки эти объективы позволяют снимать с очень маленький глубиной резкости. Как мы знаем, глубина резкости зависит от диафрагмы. Чем больше диафрагма, тем меньше глубина резкости. Если вы хотите снимать фотографии с размытым задним планом и красивым боке, то вам нужен именно светосильный объектив.

Самая важная характеристика макрообъектива - насколько близко к объекту он может сфокусироваться. Если быть точнее, то насколько большим будет снимаемый объект в кадре.

Если вам нравится делать делать детальные снимки маленьких объектов, тогда вам нужен макрообъектив. При помощи него можно довольно близко фокусироваться и объекты можно сфотографировать в натуральный размер. У некоторых объективов, при помощи которых нельзя делать макро фотографии, есть в названии слово «Macro». Это значит, что на эти объективы можно сделать фотографии масштабом почти 1:1, что само по себе тоже неплохо.

Фокусное расстояние у настоящих макрообъективов фиксированное и масштабирование 1:1. Обычно производители фотокамер предлагают макрообъективы с тремя разными фокусными расстояниями: 60мм, 90мм или 100мм и 180мм. Самые лучшие и дорогие - это объективы 180мм, потому что с ними не надо очень близко подкрадываться к пугливым насекомым. С объективами 60мм и 90мм, для получения масштаба 1:1, нужно подойти к снимаемому объекту ближе.

Если вы знаете, что вы хотите снимать, тогда можете легко выбрать объектив себе по душе. Если же еще не знаете, тогда начните со стандартного 18-55мм зум-объектива. Когда же пойдете покупать новый объектив, задайте себе следующие вопросы:

1. Достаточно ли широк или узок угол обзора для тех фотографий, которые я хочу снимать?

2. Насколько близко фокусируется объектив?

3. Какая максимальная диафрагма у объектива?

4. Есть ли у объектива стабилизатор изображения?

5. Подходит ли мне скорость и звук фокусировки объектива?

6. Удобно ли мне пользоваться кольцом фокусировки и кольцом зума?

И не забывайте, что лучше купить очень хороший объектив и дешевую камеру, чем наоборот. Камера все равно через пару лет устареет, а хороший объектив можно использовать много-много лет, с разными корпусами, а потом оставить его в наследство своим детям.

Для каждого из объективов я указываю ориентировочную цену, вес объектива и диаметр фильтра. Удобство и качество объектива, т.е. наиболее важные его свойства, нельзя, к сожалению, выразить одной-двумя цифрами, но я буду вставлять развёрнутые комментарии там, где это необходимо. Кроме того, параметрам фотографических объективов всецело посвящена статья «Критерии выбора объективов ». О том, что означают буквы в названиях объективов, можно прочитать в статье «Маркировка объективов Canon ».

Для полнокадровых Full-Frame камер следует покупать исключительно EF объективы. Несмотря на то, что EF объективы можно ставить как на полнокадровые, так и на APS-C камеры, установка EF-S объективов на полнокадровую камеру физически невозможна. Совместимость двух систем Canon односторонняя.

Лучшие объективы для Canon Full-Frame

Очевидно, что любой среднедиапазонный зум в этой компании будет лишним.

Профессиональный комплект

Классический набор фоторепортёра включает в себя два зума – широкоугольный и длиннофокусный:

Обычно фотограф-профессионал держит эти объективы на двух отдельных фотоаппаратах, что избавляет его от необходимости тратить время на смену оптики.

При отсутствии острой необходимости в широком угле, можно заменить 16-35 на EF 24-70mm f/2.8L II USM , но брать их с собой одновременно не стоит, иначе часть диапазона фокусных расстояний окажется продублирована. Хорошей идеей будет в дополнение к 16-35 и 70-200 захватить любой светосильный полтинник, который сможет при необходимости выполнять функцию стандартного объектива, а также позволит снимать в полумраке.

Замечу, что объективная необходимость в светосиле f/2,8 возникает крайне редко, и в большинстве случаев можно ограничиться более лёгким и практичным набором из объективов со светосилой f/4.

  • EF 16-35mm f/4L IS USM или EF 24-70mm f/4L IS USM

По качеству изображения f/4 объективы не уступают своим f/2,8 аналогам, а уменьшение светосилы на одну ступень в какой-то степени компенсируется наличием оптического стабилизатора.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Хорошая оптика способствует созданию хороших фотографий. Однако, выбор «того самого» объектива может оказаться не таким простым, особенно когда вы только делаете свои первые шаги в мире фотографии. Первое, что вам предстоит решить, это какой тип объектива вы хотите купить: с фиксированным или переменным фокусным расстоянием. Мы подготовили статью из двух частей, в которой расскажем и первый, и про второй тип оптики. В этой части статьи речь пойдет об объективах с переменным фокусным расстоянием или «зумах», а во второй - об объективах с фиксированным фокусным расстоянием или «фиксах». Перед тем как перейти к рекомендации конкретных моделей, для начала разберемся с некоторыми особенностями объективов.

В чем состоит преимущество зум-объективов?

Зум-объектив сочетает в себе несколько фокусных расстояний, что уменьшает нагрузку на фотографа. За счет большой кратности зума вы можете сделать разные по стилю фотографии, не меняя точки съемки. Это особенно актуально, когда вы фотографируете какое-то событие. К примеру, когда сцена меняется стремительно, и надо быстро перейти от общего плана к крупному или от пейзажа к портрету. Зум добавляет оперативности, и в этом плане его тяжело заменить.

В чем состоят недостатки зум-объективов?

Максимальная светосила любого зума ограничена значением диафрагмы f/2,8, очень редко - f/2 или f/1,8. F/2,8 достаточно, когда вы фотографируете на улице, но заметно меньше, чем потребуется при фотографировании в помещении. Конечно, это не приговор, потому что на помощь вам придут и более высокие значения ISO, и вспышка, и оптический стабилизатор. Но надо помнить, что оптический стабилизатор может спасти лишь от дрожания самой камеры. Движущиеся объекты на длинной выдержке резкими не выйдут. Качество высоких значений ISO зависит от модели фотоаппарата, но чем темнее в помещении, тем выше будет ISO и тем менее сочными и детальными будут ваши фотографии. Использование же вспышки - это отдельное искусство. Встроенная вспышка в 90% случаев скорее испортит снимок, сделает его нехудожественным. Также надо помнить, что зум-объектив - это всегда компромисс между ценой, качеством и удобством. Даже наличие постоянной светосилы, а это верный признак высокого класса объектива, не всегда означает качественный результат на всем диапазоне фокусных расстояний и диафрагм. У некоторых зумов резкость на открытой, порой самой необходимой диафрагме, достаточно низкая.

Какие бывают зум-объективы?

Любые объективы, а не только зумы, различаются по фокусным расстояниям. Нормальным полем зрения, которое соответствует человеческому взгляду, считается угол обзора, которое дает фокусное расстояние равное 40-50 мм для полнокадровой матрицы. Более короткофокусные объективы считаются широкоугольными, а более длиннофокусные - телеобъективами. Еще раз напомню: речь идет о фокусном расстоянии объектива, установленного на камеру с кадром 24х36 мм. Для APS-C матрицы это значение равно 28-32 мм. Для матрицы Micro 4/3 20-25 мм. Зумы с набором фокусных расстояний примерно от 24 до 80 мм в пересчете на полный кадр принято называть стандартными.

О стандартных зумах далее и пойдет речь. Они имеют такой же диапазон фокусных расстояний, как и «кит», но за счет более высокой светосилы и оптического качества могут дать существенный прирост в техническом плане: позволят делать резкие и контрастные снимки, снимать даже в условиях очень плохой освещенности, сильнее размывать фон ан фотографиях.

Мы отобрали несколько стандартных зумов, которые способны заменить китовый объектив, обеспечив фотографу максимально возможное качество изображение в том же диапазоне фокусных расстояний. Мы решили исключить из нашего списка слишком дорогие полнокадровые модели и сосредоточили внимание на моделях кроп-матриц.

При создании этого светосильного зума используется стекло со сверхнизкой дисперсией и асферические элементы. Это способствует снижению уровня хроматических аберраций и геометрических искажений. Ультразвуковой мотор обеспечивает тихую, плавную и быструю работу автофокуса даже в условиях низкого освещения. Оптический стабилизатор изображения отрабатывает до 3х ступеней экспозиции. Объектив сделан надежным и тяжелым, чтобы с достоинством выдерживать все тяжести фотографической жизни. Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM - это один из лучших зумов, созданных для любительских и полупрофессиональных камер Canon с матрицей APS-C. Он не раз побывал в нашей тестовой студии, и именно с ним мы стараемся испытывать камеры в деле, чтобы раскрыть весь их потенциал.

Зум-штатник с расширенным набором фокусных расстояний от 24 мм до 135 мм, который поможет путешествовать налегке. Оптическая схема объектива представлена 17 элементами в 12 группах. Для компенсации невысокой светосилы Canon EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM оснащен 4-ступенчатым оптическим стабилизатором изображения. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 35 сантиметров на всём диапазоне зума, что существенно расширяет творческие возможности. Для снижения ореолов и бликов используется низкодисперсное стекло и несколько асферических линз. Благодаря своей универсальности этот объектив придётся по вкусу любителям путешествий, не желающих брать с собой несколько объективов в поездку. Потенциально слабым местом является лишь не слишком высокая светосила, особенно с теледиапазоне.

Объектив был спроектирован как универсальный штатник для неполнокадровых камер Nikon. Несмотря на относительно небольшую светосилу он отличается большим размахом зума и помимо стандартного диапазона охватывает ещё нескольких портретных фокусных расстояний, а так же имеет в своем арсенале серьезный теле-диапазон в 200 мм при пересчете на полный кадр. Этого с лихвой хватит даже для для того, чтобы приблизить небольшие объекты и попробовать свои силы в фотоохоте или спортивном репортаже. В конструкции предусмотрены несколько высококачественных оптических ED-элементов для снижения уровня аберраций, бесшумный ультразвуковой мотор автофокуса и оптический эффективный стабилизатор изображения, призванный скомпенсировать не слишком высокую светосилу данной модели.

Этот был выпущен фирмой Nikon для работы на профессиональных камерах с кроп-матрицей. Постоянная светосила F2.8, внутренняя фокусировка, наличие пыле и влагозащиты выдают в нём надежного спутника для зеркальной камеры. Nikon AF-S Nikkor 17-55 mm f/2.8G IF-ED DX относится к топовой линейке объективов. Он обладает великолепной геометрией кадра. Цветные ореолы практически отсутствуют на всем диапазоне фокусных расстояний даже на открытой диафрагме. Пусть в нём и отсутствует стабилизатор изображения его вес в 700 грамм сам по себе способствует созданию устойчивости при съемке. Это дорогостоящий профессиональный инструмент с бескомпромиссным качеством изображения.

Данный объектив относится к топовой оптике и предназначен для зеркальных фотокамер Sony Alpha серий DSLR и SLT с APS-C матрицей. Основным его достоинством является постоянная светосила на всем диапазоне фокусных расстояний и небольшой для таких показателей вес в 600 граммов. Из других достоинств этой оптики стоит отметить бесшумный ультразвуковой мотор для фокусировки. Встроенного стабилизатора нет, так как в системе SLT- и DSLR-камер Alpha стабилизация осуществляется непосредственно в камере за счет сдвига матрицы. Объектив отлично подойдет тем, кто ищет один объектив для большинство сюжетов.

Объектив разработан для байонета E под APS-C матрицу. Этот универсальный высококачественный зум от Carl Zeiss предназначен для каждодневного использования с беззеркалками Sony. Оптика имеет фирменное покрытие T-star, которое призвано снизить до минимума нежелательные засветки и переотражения. Диапазон фокусных расстояний несколько шире, чем у стандартных зум-объективов и в пересчете на полный кадр составляет 24-105 мм. В объектив встроен оптический стабилизатор изображения для исключения нежелательного смаза при съемке на длинных выдержках. Постоянная светосила F4, циркулярная диафрагма и асферические элементы оптики от Sony дополняют высочайшее оптическое качество этой модели. Sony Vario-Tessar T* E 16–70mm F4 ZA OSS - это лучший вариант качественного объектива на каждый день для APS-C беззеркалок Sony.

Это один из немногих объективов Fujifilm в пыле- и влагозащищенном корпусе с постоянной светосилой F2.8 на всем диапазоне фокусных расстояний. Модель имеет 14 уплотнителей для защиты от непогоды и станет прекрасным помощником тем фотолюбителям, которые снимают в экстремальных погодных условиях. Оптика объектива имеет покрытие Gradient Index на основе новых нанотехнологий Fujifilm для борьбы с засветкой и виньентированием. В объективе также применен двойной линейный привод автофокуса для плавной, быстрой и тихой работы.

От своего младшего «китового» брата отличается наличием дополнительных двух элементов в оптической схеме и большей светосилой при сохранении аналогичного размера. Также он имеет встроенный оптический стабилизатор изображения, отдельный селектор для его включения и селектор для работы с автофокусом. Оптическое качество этой модели выше всяких похвал. Он не раз оказывался в нашей тестовой студии. На наш взгляд, эта модель имеет лучшее соотношение цены и качества в данном классе.

Самый современный зум в линейке оптики для байонета Micro 4/3. В пересчете на 35 мм диапазон его фокусных составляет популярные и самые востребованные 28-80 мм с постоянной светосилой F2.8. Корпус имеет пыле и влагозащиту, а индекс PRO говорит о профессиональном предназначении данного объектива. Он один из немногих имеет шкалу при работе в ручном режиме и программируемую кнопку L-Fn для расширения возможностей фотографа. Современная оптическая схема из 14 элементов в 9 группах с наличием как асферических, так и низкодисперсных элементов позволяет получить прекрасное изображение по всему полю кадра даже на открытой диафрагме. Это почти совершенный зум-объектив, пожалуй, лучший в системе Micro 4/3.

17.08.2013 10569 Справочная информация 13

Мы уже рассказывали на нашем ресурсе об объективах с фиксированным фокусным расстоянием - . И совсем незаслуженно обошли своим вниманием наиболее распространенные среди любителей фотографии объективы с переменным фокусным расстоянием, которыми штатно оснащаются подавляющее большинство фотокамер - зум-объективы. Эти оптические приборы для фотографии позволяет удалять и приближать сцену съемки, не сходя с места. При очевидном удобстве этой функции, следует знать об особенностях их применения, чтобы получать максимальный результат.

По принципу работы зум может быть оптическим и цифровым. Цифровой зум не имеет никакого отношения к объективу, и в данной статье мы не будем его рассматривать. Диапазон изменения фокусного расстояния зум-объективов (ФР) указывается на корпусе следующим образом:

Что означает: фокусное расстояние может изменяться от 14 до 42 мм на первом изображении и от 18 до 55 мм на втором. Поделив второе значение ФР (как говорят на сленге фотографы - на длинном конце) на первое - получает значение зума или увеличение объектива. (Например, для объектива на первой картинке - 42/14=3,5). Однако нас больше интересует угол зрения, который и определяет, что из видимого уместится в кадре. Угол зрения жестко связан с фокусным расстоянием и физическим размером матрицы (не путайте с количеством пикселей!). Чем больше фокусное расстояние, тем более узкий угол зрения и больше приближение :

Сейчас на рынке представлено большое количество фотокамер с различными физическими размерами матриц: полнокадровые (FF - "фул фрейм", точно соответствующие размерам кадра 35 мм пленки), APS-C ("кропнутые" матрицы любительских зеркалок и просьюмерских компактов) и т.д.

Физические размеры матриц цифровых фотокамер

Для того, чтобы сравнивать углы зрения объективов разных фотокамер, пришлось ввести понятие «фокусное расстояние эквивалентное 35-мм фотопленки» или "эквивалентное фокусное расстояние" (ЭФР). При этом, в характеристиках объектива указываются два фокусных расстояния - реальное (которое написано на объективе) и ЭФР - для сравнения с другими объективами.

Для камер с матрицами, меньшими размера 35-мм пленки, при выборе объектива необходимо учитывать коэффициент, увеличивающий фокусное расстояние, написанный на объективе - Кроп-фактор. Для APS-C матриц, например, это обычно 1.5 (1.6 для камер Canon), что означает, что объектив с указанным на корпусе фокусным расстоянием 50 мм, при установке на камеру с уменьшенной матрицей APS-C будет работать как с ФР 50х1,5 =75 мм.

В таблице, показанной ниже, приведены ориентировочные фокусные расстояния по сюжетам съемки. Значения эти условны, границы указанных диапазонов не следует воспринимать как догму.

Таблица - Значения фокусных расстояний указаны в эквиваленте для 35-мм фотопленки

Сюжет съемки

Пейзажи, панорамы

16-28 мм

Портрет, натюрморт, репортаж

50-85 мм

Дикая природа

100-500 мм


Таким образом, для большинства сцен вполне достаточно одного зум объектива с ЭФР 24-70 мм. Если вы обратите внимание, то именно такой, или с близким диапазоном ФР, предлагается в комплектах к камерам со сменной оптикой (китовые объективы с ФР 18-55 мм для любительских зеркалок имеют ЭФР 27-82 мм).

Как происходит в объективе изменение фокусного расстояния? За счет изменения положения линз. Из-за этого, даже в небольших фотоаппаратах, объективы с большим диапазоном ФР приходится сильно выдвигать из корпуса. Это не всегда удобно, так как занимает дополнительное время и снижает надежность.

Подобрать линзы в объективе, идеально работающие при изменении положения между собой, невозможно. Т.е. зум-объектив может показать приемлемые характеристики лишь в узком диапазоне ФР, несмотря на значительно бóльшие возможности. В остальном же диапазоне неизбежны искажения. Для обеспечения достаточного качества для любого положения линз оптические формулы зум-объективов сложны, с большим количеством линз по сравнению с фикс-объективами. К тому же механизм выдвижения может сломаться, особенно при попадании в него песка, не говоря уже о влаге и ее спутнике - плесени. Уплотнительные элементы зум-объектива имеют свойство изнашиваться и терять со временем эластичные свойства. Так же вам, наверное, приходилось слышать о люфте выдвигаемых частей объектива, что не способствует качеству изображения за счет искажения геометрической оси группы линз в объективе.


Оптические схемы фикс и зум объективов. Обратите внимание на количество линз

Если же диапазон ФР большой - так называемые супер-зум объективы (18-120, 18-200 и т.д.) - неизбежна расплата за универсальность: снижение светопропускания, увеличение внутреннего рассеивания, снижение детализации картинки и значительные геометрические искажения объектов съемки при широких углах. Возможно, вы замечали, что при съемке группы людей в тесном помещении на широком угле зум-объектива, лица у тех, кто стоит с краю вытягиваются и закругляются, а сами люди приобретают наклон. Кому такое понравится? То же касается съемки архитектурных сооружений. Чем дешевле объектив и больше диапазон ФР, тем больше искажений и прочих, выше перечисленных дефектов при съемке. Особенно это справедливо для универсальных суперзумов.


Сказанное выше в равно степени относится и к фотоаппаратом с не сменным объективом, имеющим большой диапазон ФР - так называемые всевдозеркалки (или ультразумы).

Итак, следует иметь ввиду: Чем больше диапазон изменения фокусного расстояния (как говорят - больше зум или степень увеличения), тем больше вероятность искажений на широких углах, внутреннее светорассеивание и ухудшение детализации изображения

Стоит отметить, что если вы снимаете для выкладывания в сеть или размер снимков для печати не превышает 10х15 см, то про детализацию можно особо не беспокоиться - качество снимков будет приемлемым. Но светорассеивание и искажения невозможно устранить никакими компьютерными доработками.

Использование больших фокусных расстояний (сильных приближений), не зависимо от принципа работы зума, таит в себе еще две опасности.

1. Чем больше приближение, тем менее стабильно положение камеры . Особенно это чувствуется при маленьких размерах камеры, которую трудно удержать ровно. Объект съемки начинает прыгать, плясать, пропадать из кадра, что при съемке приведет к смазыванию изображения и браку.

Чтобы избежать подобного явления, для получения стабильного изображения, следует использовать короткие выдержки. Но тут кроется еще один подводный камень.

2. При увеличении фокусного расстояния падает светопропускание объектива . То есть фотограф попадает в двойную яму: выдержка должна быть короче, а светопропускание мало. В результате, фотоаппарату не хватит света чтобы сделать корректную экспозицию. И если в солнечный день проблем не будет, то в облачную погоду, в сумерках, съемка с большими фокусными расстояниями представляет большую проблему.

Производители позаботились о пользователях, предлагая объективы со встроенными стабилизаторами изображения, что обычно указывается в описании и . Эти устройства позволяют примерно на 3 ступени расширить диапазон освещённости, при которой получаются качественные снимки.

В вопросе при выборе зума - стоит ли покупать универсальные суперзум-объективы, предпочитая мобильность, или светосильную оптику с умеренным диапазоном ФР, ставя во главу угла качество - однозначного ответа нет. Каждый решает сам, исходя из условий съемки, требуемого качества и других критериев.

Изучите возможности своей аппаратуры, сделав тестовые снимки с различными ФР и для всех перечисленных ситуаций. Так вы будете точно знать, когда и как можно применять разные установки, чтобы получить качественные фотоснимки.

Всего вам фотографического!

Репортёрский среднедиапазонный светосильный зум-объектив - стандартное орудие труда репортёра.
Сколько их прошло через руки? ... и тут я решил разобраться в их истории: в длиннофокусных зум-объективах я пытался разобраться уже очень давно, в сверх-светосильных, портретно-репортажных и сверх-широкоугольных - тоже. Определим границу группы: светосила выше f/4.0, диапазон стандартных фокусных расстояний.
(Ещё раз - это "разбор полётов" для меня самого, чтоб по полочкам в голове лежало; если кто с чем не согласен и может меня поправить и дополнить - я только благодарен буду).

Первый такой объектив был построен для 35-мм кинокамеры в 1936 году компанией
Bell and Howell Cooke "Varo", 40-120/3.5.
Cooke Optics Ltd . и сегодня потрясающие кино-объективы строит, многие - на байонете PL, с которым ныне совместимы цифровые Canon и Nikon.
Первым европейским серийным фотообъективом, который можно назвать "светосильный стандартный зум" стал построенный в 1959 году Kilfitt Voigtlander-Zoomar 36-82/2.8 для Bessamatic/Zeiss Icarex/Alpa/Exakta, у него уже была прыгающая диафрагма с внешним механическим приводом.

В 1963 году первый стандартный Zoom-NIKKOR Auto 43-86/3.5 жёстко встроили в зеркальную камеру Nikkorex Zoom 35.

Сменный объектив с переменным фокусным расстоянием Р. Angenieux zoom 45-90/2.8, разработка 1968 года для зеркалки Leica-R - Leicaflex SL. Вот с него-то - всё и началось по-серьёзному, видимо...
В декабре 1973 появляется
ОПФ от
Canon FD35-70/2.8-3.5 S.S.C.
Восторг репортёров и непонимание бильд-редакторов... работать очень удобно, но к результату съёмки имеется множество претензий. Объектив активно ловит блики невзирая на прогрессивное просветление: блики его в упор не видят, хотя цвет - хороший.
1976 году отвечает Nikon: Zoom Nikkor AI Auto 43-86/3.5 изначально не рассчитан на профессионалов и художников, это удобный универсальный объектив. Но в этом же году Nikon "догнал" Canon-а - выпустил Zoom-Nikkor Ai 35-70/3.5 Macro.

Этому объективу выпала "долгая жизнь и славное потомство": Ai 35-70/3.5 Macro заложил базу соревнования между Canon и Nikon, которое мы видим и сегодня.
В 1979 году Canon меняет байонет FD на newFD: стало больше пластика... но стартует серьёзный ответ на никоновский репортажный 35-70/3.5. Без пластика, как и прежде:
New FD 35-70/2.8-3.5 вызвал весьма положительные эмоции.
Проблемы ушли, удобство - осталось.

Тогда же появляется ещё один объектив интересующей нас группы:
New FD 28-50/3.5 . В том же "серьёзном" дизайне, но с более "широкоугольным" диапазоном зуммирования. Понимаю - множество читателей сейчас собираются чем-нибудь в меня кинуть, но я цитирую слова и впечатления 1979 года...
Примерно в то же время появляются для системы Olympus OM стандартные компактные зумы
Olympus OM Zuiko AUTO-Zoom 35-70/3.6, и,
через 1,5-2 года - Olympus OM Zuiko AUTO-Zoom 35-80/2.8 ED.
Первый вызвал немалые нарекания, но его новейший вариант дожил до самого снятия с производства всей системы ОМ, оставаясь одним из лучших по цветовоспроизведению зум-объективов мира.
В 1979г французский концерн имени Пьера Анженю выпустил фото-объектив
Angenieux 35-70/2.5-3.3 (-3.6), показав КАК НАДО строить подобные объективы. Опираясь на киношный опыт, компактный и эргономичный объектив удалось построить с таким разрешением и стойкостью к контровому свету, что всем производителям пришлось засадить инженеров за работу.

В 1982 появился усовершенствованный автофокусный Angenieux 28-70/2.6. Себестоимость была очень высокой, цена - на уровне разработок германских оптических монстров. Но и качество результата - высочайшее. Скорость фокусировки - мала...
Однако, Angenieux не собирался долго производить не профильный для себя объектив:
попытка выхода на фото-рынок не была особо-удачной, как раз в это время "сильно заболели" все европейские производители фотоаппаратуры, а на их места на рыночном пьедестале встали японские продукты. На Angenieux вышла уважаемая японская компания Tokina с предложением о лицензионном производстве 28-70.
В 1988 году "в работу" пошёл профессиональный первенец с ручной фокусировкой:
Tokina AT-X 280 Pro I/II 28-80/2.8, огрехи лицензионного производства исчезли в модели с римской II через год.

А в 1990 году стартовало производство автофокусного Tokina AT-X Pro 280 AF 28-70/2.6-2.8. Именно к этому периоду относится легенда о том, что в цеху висело плакатное полотно (привычка ежеминутно рационализировать производство уже была занесена в кровь и вбита в головы японских рабочих и инженеров) с напоминанием на японском:

"За попытку внесения усовершенствований в конструкцию "AT-X Pro 280 AF 28-80/2.8" - увольнение в 24 часа".
В 1993-94 появился несколько упрощённый Tokina AT-X 287 PRO SV AF 28-70/2.8 - видимо, срок "жёсткой" лицензии закончился.
Одновременно с Angenieux 35-70/2.5-3.3 (-3.6), в 1979 году никоновцы запустили сверхкомпактную "молодёжную" камеру Nikon EM и представили линейку упрощённой и облегчённой оптики. В 1982 году в неё добавили объектив Nikon Series E 36-72/3.5 - тогда же был представлен великолепный Nikon FG и, скорее всего, это был ему подарок.

А через 2 года появился маленький совсем и котроткодиапазонный Zoom-Nikkor Ai-S 28-50/3.5. Как и 36-72 он имел "тромбонную" схему управления. Но - преотличнейшую оптику! В 1981 году был усовершенствован до Ai-s объектив 1979 года:Nikon Zoom-Nikkor Ai-S 35-70/3.5 Macro. Он стал компактнее (62мм фильтр вместо прежнего 72-го) и чуть легче.

На его переработанной базе в 1987 году построили Nikkor AF 35-70/2.8D - аккуратный и точный инструмент репортёра. Разве что - не для спортивного. Он пользуется уважением и популярностью и сегодня.Canon оказался в роли догоняющего. В апреле 1989 в состав серии оптики EF для камер EOS входит объектив Canon EF 28-80/2.8-4L USM . И сегодня "четвёрка" вспоминается профессионалами и ценителями как парфе из французского ресторана - гурманами. Портретные характеристики его были великолепны, а большинство претензий замыкаются на не самую совершенную систему автофокуса начала 90-х. Однако удобство "электрического ручного фокусирования" - без прямой механической связи, пришлось пользователям по вкусу.

Итак, появился Nikkor AF-S 28-70/2.8D IF-ED. Быстрый и точный. Первенство в репортажной области было отобрано в 1999 году у Canon и, с разрастанием SWM-линейки, стало возвращаться к Nikon: "белые" фоторепортёрские трибуны на спортивных соревнованиях (из-за цвета лонг-томов Canon) стали стремительно чернеть.

Canon ответил расширением диапазона зуммирования:
Canon EF 24-70/2.8L USM был популярен, но из-за винетирования и искажений - не очень-то любим. Никоновский 28-70 оказался лучше...

А в конце лета 2007 выходит Nikon AF-S FX N Nikkor 24-70/2.8G ED, который оказался идеален и для плёночной, и для цифровой съёмки. У репортёров в руках 24-70G казался приросшим намертво. Меня в нём отталкивает лишь излишняя длинна: сравнима с Nikon AF 180/2,8D IF-ED.

Ответ Canon-a пришлось ждать ещё долгих пять лет: Canon EF 24-70/2.8L II USM нынче в продаже, в Москве он появился только в ноябре 2012, через 7 месяцев после объявления о начале производства. Объектив великолепен и полностью соответствует высокому уровню, который выставил Nikon в 1999. Но и цена у него - соответствующая.

Возможно, из-за цены решено было впустить на рынок "младшего брата" 24-70II - более компактный и менее светосильный, но (!) - стабилизированный универсальный зум

Canon EF 24-70/4L IS USM. Цифровые камеры обрели возможность снимать достойно на 6400ISO, так что есть чем балансировать потерю светосилы.